На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная гражданская служба в субъекте РФ (на примере Республики Башкортостан)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

                                   
 
 

                                                                      Факультет ИТУ
                                                                        Кафедра ГМУ
                                                                      Специальность ГМУ
                                                                        Специализация менеджмент
                                                                       Форма обучения очная
                                                                        Курс, группа 4, 402 
 
 

Хисамутдинова Гульназ Азатовна
(Фамилия,  имя, отчество  студента) 

Государственная гражданская служба в субъекте РФ (на примере Республики Башкортостан) 

Курсовая  работа 
 
 
 

                                                                        «К защите допускаю»
                                                                             Руководитель
                                                                          к.с.н., доц. Ураев Р.Р.
                                                                                                                 (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
                                                                          ___________________
                                                                                                                             (подпись)
                                                                            “__”___________20__ г.    

Оценка  при защите 
 

_________________ 

_________________
           (подпись)
“__”________20__ г. 
 
 
 
 

    

        уфа 2011
        ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....................3
1 Теоретические основы  государственной  службы в РБ………………5
1.1 государственная служба в РБ: понятие, сущность………………………......................5
1.2 Специфика государственной гражданской службы РБ: сущность
и специфика…………..............................................................................................................9
2 СИСТЕМА государственной гражданской службы НА  
ПРИМЕРЕ рб………………………………………………………………………………..13
2.1 Правовые аспекта государственной гражданской службы РБ………………………13
2.2 Порядок  поступления, прохождения и прекращения  государственной
гражданской службы в РБ…………………………………………………………………..16
3 Совершенствование системы государственной
гражданской службы в РБ…………………………………………………………22
3.1 Кадровый  резерв государственной гражданской  службы в РБ…………....................22
3.2 Актуальные проблемы и перспективы совершенствования кадрового
резерва государственной гражданской службы в РБ……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение 
 

        Актуальность темы курсовой работы обусловлена рядом причин. Во-первых, возрастанием роли и значения государственной службы в субъектах Российской Федерации как элемента механизма государственной власти, обеспечивающего государственную политику и реализации законодательства. Выполнение неотъемлемых функций государственной службы делает ее деятельность универсальной и специфичной. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых государственной службой в субъектах РФ. Подобная многофункциональность нуждается в четкой нормативной регуляции, что является непременным условием эффективной деятельности государственной службой в регионах. Во-вторых, необходимостью определения места и роли государственной службой в субъектах Российской Федерации в системе государственной власти в условиях конституирования государственной службой субъектов как особого вида публичной службы.
        Формирования гражданской службы в субъектах Федерации показывает, с одной стороны тенденции демократизации и федерализации, а, с другой стороны, унитарного централизованного развития. Политические и правовые предпосылки имеются для реализации обоих вариантов. Если политико-правовая система пойдет по первому пути, то будет способна в перспективе объединить значительную часть своего исторически сформировавшегося пространства. Если же пойдет по второму пути, то ее исторические перспективы неопределенны и туманны [13].
        Очевидно, путь федерализма  для России более перспективен. Но, чтобы развитие пошло в этом направлении, необходимы продуманные действия не только в политической сфере, но и  в сфере государственной службы. Последняя в настоящее время  должна рассматриваться в качестве одной из приоритетнейших задач государственной политики.
        Пути оптимизации  государственной службы в субъектах  Федерации, судя по всему, должны разворачиваться  по двум основным направлениям. Одно призвано решать общие проблемы совершенствования  гражданской службы всех субъектов  Федерации, а также ее взаимодействия с федеральной гражданской службой. Другое - уделить больше внимания специфическим вопросам становления гражданской службы отдельных субъектов Федерации [21].
        Объектом  исследования является деятельность особого социального института - государственной службы в субъектах РФ ( на примере Республики Башкортостан) как разновидности общественно-полезной деятельности, связанной с реализацией властных полномочий, функций и задач, возложенных государством на рассматриваемый институт.
        Предмет исследования составляет совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе организации и осуществления деятельности государственной службой.
        Целью курсовой работы является выявление специфики, особенностей, актуальных проблем в государственной службе на примере Республики Башкортостан, изучение современного состояния законодательства о государственной службе на основе анализа действующего законодательства и критического осмысления предмета исследования в научной литературе. Поставленная цель осуществляется посредством решения следующих задач:
        - осуществить анализ  государственной службы как социального  института;
        - рассмотреть понятие и виды государственной гражданской службы в РБ;
        - проанализировать  реформирование государственной  службы
        - выявить сущность  и особенности государственной  гражданской службы в Республике Башкортостан;
        - рассмотреть порядок поступления, прохождения и прекращения государственной гражданской службы в РБ;
        - изучить кадровый  резерв государственной гражданской  службы в РБ;
        - выявить актуальные проблемы и перспективы совершенствования кадрового резерва государственной гражданской службы в РБ.
        Методологическую  основу исследования составляют как общенаучные методы, такие как системный анализ, единство, исторического и логического, социологический, восхождение от абстрактного к конкретному, так и частнонаучные правовые методы исследования, как, например, сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д.
        Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, библиографического списка и заключения. 
 
 
 
 
 
 

        1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ В РБ.
        1.1 Государственная  служба в РБ: понятие,  сущность. 
 

        Традиционно советская  государственная служба рассматривалась  как особый вид государственной  деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных  органов в целях выполнения задач  и функций государства и оплачиваемая им.
        При таком подходе  к определению государственной  службы, выделяются, с одной стороны  задачи и функции государства, которые  оно выполняет в лице государственных  органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению  данных функций и решению конкретных задач.
        Необходимость создания государственной службы и её правого  регулирования обусловлена самим  существованием государства с его  задачами и функциями, а также  потребностью в организации кадрового  потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и  судебной власти). Именно служащие действуют  как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей  и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование  возможностей управления с целью  установления требуемого правового  порядка в государстве и обществе [30]. 
        Государственная гражданская служба Республики Башкортостан - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Башкортостан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Башкортостан лиц, замещающих государственные должности Республики Башкортостан (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [11].
        Государственная служба в Республике Башкортостан представляет собой осуществление должностных  полномочий по выполнению целей и  функций государства в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, законодательными и иными нормативными актами Республики Башкортостан.
        Государственная служба осуществляется в аппаратах органов  представительной, исполнительной и  судебной властей, а также в иных государственных органах, выполняющих  от имени государства его функции  и отнесенных законодательными актами Республики Башкортостан к государственной  службе. На государственной службе не состоят граждане, временно работающие в государственных органах, организациях и учреждениях по гражданско - правовым договорам, а также вспомогательно - технический персонал [10].
        Служба в государственных  органах, государственных и общественных организациях является одним из видов  социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана  с самим государством, его ролью  в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию  личного состава государственных  органов, других государственных организаций. Государственная служба прежде всего  служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства  в государственных предприятиях [35].
        
        Рисунок 1. Определения понятия "государственная гражданская служба" 
 

        Таким образом государственная  служба рассматривается шире, как  работа не только в государственных  органах, но и на предприятиях, учреждениях  и тому подобное. Но внутри этого широкого понимания все равно различают виды государственной службы, в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус). В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы, как правового института [33].
        Государственная служба обязана своим возникновением государству. С его возникновением и развитием стала развиваться и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления. Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права.
        Таким образом государственная  служба регулируется частично нормами  трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения  порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных  социальных гарантий для государственных  служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные  для всего населения. Поэтому  на государственную службу распространяются и нормы социального права. Таким  образом государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами  административного права, но и нормами  ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.). Усложнение общественных отношений, повышение требований к государству потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности, как таковой. Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления [24].
        Особенности труда  государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные  функции и задачи обязывает государство  обеспечивать служащего. Поэтому государственный  служащий выполняет возложенные  на него обязанности на возмездной основе. Таким образом чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого работниками - государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства.
        Исходя из вышеизложенного  под государственной службой  следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций  и задач государства (в лице государственных  органов) [23].
        Государственная служба осуществляется на государственных  должностях. Поэтому должность необходимый  элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место  в служебной иерархии (то есть определение  тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом  должность является формализованной  социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Должность характеризует  организационный статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение [28].
        Итак, государственная  должность это часть организационной  структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных  документах (штаты, схема должностных  окладов и др.) с соответствующей  частью компенсации государственного органа, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического  осуществления. Или как определяет закон о государственной службе, государственная должность - должность  в федеральных органах государственной  власти, органах государственной  власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с  установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей [2].
        Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который  включает в себя порядок поступления  на службу, прохождение ее (то есть продвижение  по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы.
        
        Рисунок 2. Сущность государственной гражданской службы 
 

        Возможность создания таких органов предусмотрена  Конституцией РФ, где указано, что  федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку  эти органы создаются для осуществления  полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций  следует считать государственной  гражданской службой
        Таким образом, государственная служба строится в соответствии с определенными принципами такими как: верховенство Конституции и Федеральных Законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями (принцип законности), приоритет прав и свобод человека и гражданина и обязанность государственного служащего соблюдать и защищать их, единство системы государственной власти, принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную, равный доступ к службе (то есть в независимости от пола, национальности, социальной принадлежности, убеждений и так далее), обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и руководителей (централизм), принцип единства основных требований к государственной службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении, ответственность за принимаемые решения, в непартийность и стабильность кадров государственных служащих [27]. 
 

1.2 Специфика государственной гражданской службы РБ: сущность
        и специфика 
 

        Законы субъектов Федерации о государственной службе в основном используют тот понятийный ряд, который предложен Законом об основах государственной службы, в частности, такие категории, как «государственная должность», «государственная служба», «государственный служащий». В некоторых республиках и областях эти основополагающие понятия подверглись определенной «модернизации», имеющей целью уточнить отдельные погрешности, допущенные федеральным законодательством, или адаптировать те или иные категории применительно к особенностям организации государственной службы в субъекте Федерации.
        Прежде всего это  касается понятия государственной  должности и ее видов. Так, согласно ст. 4 закона Республики Башкортостан «О государственной службе в Республике Башкортостан», под государственной  должностью понимается учрежденная  в установленном порядке штатная  структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего  ее лица, содержащаяся за счет средств  соответствующего бюджета. Это определение  акцентирует внимание прежде всего  на взаимосвязи должности и структуры  органа.                 
        В ряде субъектов  Федерации законы о государственной  службе предусматривают иную классификацию  государственных должностей, чем та, которая содержится в Федеральном законе. Например, в РБ предусматривается иная классификация государственных должностей государственной службы – в Республики Башкортостан установлено шесть групп государственных должностей: высшие конституционные государственные должности, высшие государственные должности, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности. Необходимо отметить и то, что отдельной статьей выделено сохранение государственной тайны и ряд законов содержит статью о компенсационных выплатах и пособиях для государственных служащих. Например, Закон Башкирии гарантирует служащему возмещение расходов и другие компенсации в связи с приемом на службу, в связи с переводом в другой государственный орган, в другую местность, в связи с командировками, пользованием транспортом, на оплату жилья и другие выплаты.
        Также основной спецификой является то, что  в Башкирии были внесены изменения в законодательные акты об обязательном знании башкирского языка госслужащими. Соответствующее изменение в закон "О государственной гражданской службе в республике Башкортостан" депутаты Госсобрания приняли 24 мая 2007 года. Как сообщил корреспондент Каспарова, общественность не получила разъяснение о механизмах реализации принятого закона и его последствиях для республики [17].
        С 1 января последующего года с руководителей отдельных должностей госслужбы требуются знания второго государственного языка республики - башкирского. Законопроект был внесен на рассмотрение в Госсобрание Башкирии 25 января. Необходимость его принятия руководство республики мотивировало желанием усилить гарантии гражданам, обращающимся в органы власти на башкирском языке. А это, по словам вице-премьера Башкирии Фидуса Ямалтдинова, не менее 10 процентов обращений [16].
        На первом и втором чтениях вопросы разработчикам  задавал лишь один депутат Геннадий Шабаев, пытаясь выяснить, каким именно категориям чиновников придется изучать второй госязык и кто будет проверять уровень знаний. Тогда вместо ответов он получил от спикера парламента Константина Толкачева замечание за излишнее любопытство.
        Исходя из этого  можно сделать вывод, что разработчики сами не понимают механизм работы документа. По мнению Геннадия Шабаева, этот закон в Башкирии, где проживают представители более ста национальностей, а башкиры составляют около 20 процентов населения, вообще не нужен [25].
        Между тем, статья 78 Конституции Башкирии устанавливает, что принятый Госсобранием закон  республики Башкортостан направляется в семидневный срок для обнародования  президенту республики Башкортостан. Президент в течение четырнадцати дней обнародует закон республики, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклоняет его [1].
        Также особенностью является то, что случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию гражданским служащим устанавливаются законом Республики Башкортостан и порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются Президентом Республики Башкортостан.
        Порядок и условия  возмещения расходов, связанных с  переездом гражданского служащего  и членов его семьи в другую местность при переводе в другой государственный орган, устанавливаются  Правительством Республики Башкортостан.
        Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах[11]: 

      при стаже  гражданской службы в процентах
      от 1 года до 5 лет 10
      от 5 до 10 лет 15
      от 10 до 15 лет 20
      свыше 15 лет 30
 
 
        Можно сделать выводы о том, что законы РБ о государственной службе соответствуют Федеральному Закону, а в ряде случаев и Конституции РФ. По структуре, основным положением, регулирующим вопросы государственной службы: организация и управление государственной службой, установление квалификационных разрядов и требований, определение правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы, законы республик в целом соответствуют Федеральному Закону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ  НА ПРИМЕРЕ РБ.
        2.1 Правовые аспекты государственной гражданской службы  РБ 
 

        Правовое регулирование  государственной гражданской службы находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. После принятия Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.) [3] и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.) [2] (далее – Федеральный закон о государственной гражданской службе) стало динамично развиваться и приводиться в соответствие с федеральным законодательством нормативное обеспечение государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
        В Республике Башкортостан, как и во всех субъектах Российской Федерации, происходит существенное обновление законодательства о государственной гражданской службе (далее  – гражданской службе). Основным нормативным актом, регулирующим гражданскую службу, стал Закон «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» от 18 июля 2005 года № 206-з [11] (далее – Закон Республики Башкортостан о гражданской службе), а также ряд указов Президента Республики Башкортостан и постановлений Правительства Республики Башкортостан, содержащих нормы служебного права и регулирующих  гражданскую службу Республики Башкортостан. Обновление, значительное накопление и расширение нормативной правовой основы гражданской службы Республики Башкортостан происходит поэтапно. Однако в этом сложном и, по нашему мнению, медленно происходящем процессе не реализуются активно правовые возможности, предоставленные субъектам Российской Федерации в данной сфере.
        Согласно аналитической  записке, подготовленной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, в настоящее время органами государственной власти Республики Башкортостан не реализованы полномочия по установлению:
        – порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию (в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 12 Закона Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» устанавливаются данным Законом);
        – порядка и условий  возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе в другой государственный орган (согласно абз. 4 ч. 1 ст. 12 вышеназванного Закона устанавливаются Правительством Республики Башкортостан);
        – порядка и случаев  транспортного обслуживания гражданского служащего Республики Башкортостан, обеспечиваемого в связи с  исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и  группы замещаемой должности, а также  компенсации за использование личного  транспорта в служебных целях  и возмещения расходов, связанных  с его использованием (согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 вышеназванного Закона устанавливаются Правительством Республики Башкортостан);
        – порядка и условий  предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы (согласно п. 4 ч. 2 ст. 12 вышеназванного Закона устанавливаются Правительством Республики Башкортостан);
        – порядка и условий  выплаты единовременного поощрения  гражданским служащим (согласно ч. 6 ст. 13 названного Закона устанавливаются  Президентом Республики Башкортостан) [10].
        Таким образом, основной проблемой республиканского законодательства о гражданской службе на сегодняшний  день является отсутствие полного комплекса подзаконных актов, конкретизирующих отсылочные нормы федерального и республиканского законов о гражданской службе. Общим недостатком федерального и регионального законодательств, регулирующих гражданскую службу, является их разрозненность, отсутствие системности, наличие большого количества отсылочных норм на подзаконные нормативные акты (в основном указы президента и постановления правительства).
        Принятие отдельных  нормативных правовых актов, регулирующих гражданскую службу в Республике Башкортостан, хотя и по важнейшим вопросам, но разрозненным между собой, решило первоочередные задачи в этой сфере. Вместе с тем остаются за пределами многие вопросы гражданской службы, требующие детализации и уточнения. Преодолеть общие недостатки нормативно-правового регулирования гражданской службы, по нашему мнению, возможно на основе подготовки и принятия кодифицированного акта о государственной гражданской службе Республики Башкортостан, т. е. Кодекса государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее – Кодекс РБ).
        Попытки кодифицировать государственную службу имели место  в отдельных субъектах Российской Федерации. Так, в Сахалинской области  был принят Кодекс о государственной  службе Сахалинской области от 23 сентября 1997 г. № 42.
        Однако мы предлагаем систематизировать нормы не о  государственной службе субъекта Российской Федерации в целом, а лишь о государственной гражданской службе, что, по нашему мнению, более целесообразно на уровне субъекта России. Необходимость разработки и принятия Кодекса РБ обусловлена объективными факторами. На основе Кодекса РБ, мы предполагаем, будут достигнуты[29]:
        1) упорядочение разрозненных  нормативных правовых актов, регулирующих гражданскую службу в Республике Башкортостан (Закона «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», указов Президента Республики Башкортостан и постановлений Правительства Республики Башкортостан);
        2) слияние регионального  и федерального законодательств в интегрированное и адаптированное целое, систематизированное объединение республиканского Закона «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
        3) устранение (преодоление)  пробелов в регулировании гражданской службы Республики Башкортостан;
        4) планомерная систематизация  правового регулирования государственной  гражданской службы Республики  Башкортостан;
        5) максимальное уменьшение  количества отсылочных норм на федеральное законодательство и принятые подзаконные нормативные акты, регулирующие гражданскую службу;
        6) унификация подходов  к регулированию института правового  положения государственных гражданских  служащих как наемных работников  государства.
        Основной проблемой  разработки проекта Кодекса РБ является вопрос выбора его объема. Так, объем Кодекса РБ по своему содержанию и количеству статей (норм) может иметь несколько вариантов. Условно их можно назвать краткий, расширенный и полный. Краткий вариант Кодекса РБ предполагает консолидированное объединение Закона Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Расширенный вариант Кодекса РБ, наряду с названными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и Российской Федерации о гражданской службе, должен содержать основополагающие нормы трудового права, главным образом Трудового кодекса Российской Федерации, которые предоставят возможность конкретизировать отдельные правовые возможности гражданских служащих, их правовой статус (права, обязанности и ответственность) и применить универсальные права в сфере труда, являющиеся общими для всех работников наемного труда. К таким нормам, например, относится порядок предоставления отпуска, в том числе правила его продления и отзыва из отпуска; порядок расчета среднего месячного содержания гражданского служащего (оплаты труда), в том числе основания и пределы удержаний из денежного содержания; дополнительные льготы для женщин, которые предусмотрены трудовым правом и должны, по нашему мнению, предоставляться на гражданской службе
        Полный вариант  Кодекса РБ должен включать все институты трудового права, которые не отражены в законодательстве о гражданской службе. К ним, в частности, относится институт социального партнерства, который полностью отсутствует в республиканском и федеральном законодательстве о гражданской службе, в том числе отсутствуют порядок принятия, содержание и виды коллективных служебных договоров и соглашений на гражданской службе; правовой институт материальной ответственности (ответственность сторон служебного контракта – представителя нанимателя и гражданского служащего). Значительного расширения и уточнения требует институт государственных гарантий и льгот, предоставляемых гражданским служащим, в частности при переводе на другую должность, расторжении служебного контракта, командировках, переезде в другую местность и др. [15; 29]
        Проблематичным в  настоящее время является включение  в полный Кодекс РБ института коллективных служебных споров, включая право  на забастовку гражданских служащих. Данный институт предусмотрен Конституцией России для всех работников наемного труда и всесторонне урегулирован трудовым законодательством. Возможность включения этого института в законодательство о гражданской службе в настоящее время ограничена Федеральным законом о гражданской службе, согласно которому федеральные гражданские служащие не вправе прекращать выполнение должностных обязанностей в целях разрешения индивидуальных служебных споров, что можно распространить и на коллективные служебные споры.
        Структура  Кодекса  РБ может иметь различное количество относительно самостоятельных правовых институтов, объем которых в значительной мере будет зависеть от его объема и целей (возможностей) законодателя всесторонне урегулировать правой статус гражданских служащих. Третий (полный) вариант Кодекса должен структурно содержать все элементы (разделы, части, главы), отвечающие общим требованиям кодифицированного нормативного правового акта. Исходным началом структуры Кодекса может служить структура Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ТК РФ и Закона «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан».
        В Кодекс РБ должна быть включена Преамбула, указывающая на цель его принятия, задачи и источники  регулирования гражданской службы Республики Башкортостан. В традиционной для всех принимаемых законов главе «Общие положения» следует указать основные понятия, термины, определения, применяемые в законодательстве о гражданской службе, что позволит отталкиваться от пандектной системы изложения норм в нормативном правовом акте. При этом, по нашему мнению, в сравнении с действующим Федеральным законом о гражданской службе должен быть значительно расширен и уточнен понятийный аппарат о гражданской службе, который в настоящее время находится (распределен) в самостоятельных статьях федерального законодательства о гражданской службе. В частности, понятия «государственная гражданская служба», «гражданский служащий», «должность гражданской службы» и др.
        В Кодекс РБ следует  включить в качестве самостоятельных глав такие комплексные нормативные положения, которые в настоящее время полностью отсутствуют как в федеральном, так и республиканском законодательстве о гражданской службе. К ним, в частности, относятся особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями, материальная ответственность сторон служебного контракта, виды и формы социального партнерства. Следует более четко определить порядок создания и деятельности комиссий по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
        В заключительной части  Кодекса РБ следует указать порядок его вступления в юридическую силу, особенности введения в действие его отдельных статей, а также перечень нормативных правовых актов, утрачивающих свою юридическую силу в связи с его принятием [29]. 
 

        2.2 Порядок поступления, прохождения и прекращения государственной гражданской службы в РБ. 
 

        Право поступления  на государственную службу имеют  граждане Республики Башкортостан, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законом.
        Не допускается  установление при приеме на государственную  службу, а также при ее прохождении  каких бы то ни было прямых или косвенных  ограничений в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального  происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности, если иное не установлено законом.
        Гражданин не может  быть принят на государственную службу и находиться на государственной  службе в следующих случаях:
        1) признания его  судом недееспособным или ограниченно  дееспособным;
        2) лишения его  судом права занимать государственные  должности в течение определенного  срока, либо ограничения в гражданских  правах;
        3) наличия в соответствии  с заключением медицинского учреждения  заболевания, препятствующего выполнению  должностных полномочий в случаях,  когда специальные требования  к состоянию здоровья установлены  для соответствующих должностей  законодательством Республики Башкортостан;
        4) наличия близкого  родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, родители  и дети супругов) с государственным  служащим, если их служба связана  с непосредственной подчиненностью  или непосредственной подконтрольностью  одного из них другому;
        5) наличия гражданства  иностранного государства за  исключением случаев, когда доступ  к государственной службе урегулирован  на взаимной основе межгосударственными  соглашениями;
        6) в других случаях,  установленных законодательством  Республики Башкортостан.
        Прием на государственную  службу осуществляется в порядке  назначения или конкурса при наличии  соответствующего образования, опыта  работы, квалификации по государственной  должности, если иное не предусмотрено законом [34].
        Государственный служащий при назначении на государственную  должность, а также при переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля государственных  должностей представляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности (далее - квалификационный экзамен).
        Квалификационный  экзамен принимает квалификационная комиссия. На квалификационном экзамене квалификационная комиссия оценивает уровень знаний государственным служащим Конституции Республики Башкортостан, Конституции Российской Федерации, иных актов законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации и его профессиональную подготовку [38].
        По результатам  квалификационного экзамена выдается свидетельство о сдаче квалификационного  экзамена по соответствующей группе или профилю государственных  должностей.
        Конкурс на замещение  государственной должности проводится среди подавших заявление об участии  в конкурсе граждан Республики Башкортостан, а также граждан Российской Федерации. Последние в случае успешного  прохождения конкурса должны в установленном  порядке решить вопрос о приобретении гражданства Республики Башкортостан.
        Конкурс на замещение  государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном законодательством  Республики Башкортостан.
        Государственному  служащему, избранному или назначенному на государственную должность, вручается  удостоверение соответствующего государственного органа.
        Продолжительность рабочего времени на государственной  службе устанавливается в соответствии с законодательством Республики Башкортостан [34].
        Государственному  служащему устанавливается ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней. Для отдельных  категорий государственных служащих законодательством Республики Башкортостан может быть установлен оплачиваемый отпуск большей продолжительности. За выслугу лет государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого  отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:
      от 5 до 10 лет службы - 5 календарных дней;
      от 10 до 15 лет службы - 10 календарных дней;
      свыше 15 лет службы - 15 календарных дней.
        Порядок и условия  исчисления стажа, дающего право  на получение указанного дополнительного  отпуска, устанавливаются законодательством  Республики Башкортостан. Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года.
        Государственный служащий, занимающий ведущую, старшую или  младшую государственную должность, подлежит аттестации. Аттестация проводится один раз в 5 лет в порядке, установленном законодательством. Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой должности, он может быть направлен на профессиональную подготовку либо, с его согласия, понижен в должности, либо уволен с государственной службы
        Порядок и условия  проведения аттестации государственных  служащих устанавливаются законодательством  Республики Башкортостан. Право на продвижение по государственной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения государственным служащим своих обязанностей и наличия вакантной должности, а также с учетом результатов стажировки, прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями по вакантной должности, рекомендации аттестационной комиссии, собеседования.
        Для гражданина, впервые  назначаемого на государственную должность, или для государственных служащих, переводимых на другую государственную  должность, устанавливается испытание  по государственной должности с  его согласия на срок до трех месяцев, а в исключительных случаях - до шести  месяцев. В срок испытания не засчитываются  периоды временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный  служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам. В период испытания на государственного служащего распространяется настоящий Закон. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен, по согласованию с ним, на другую должность либо уволен с государственной службы. Если по истечении срока испытания не принимается отрицательных решений о пригодности государственного служащего к работе на занимаемой должности, он считается выдержавшим испытание, дополнительных решений о его назначении не принимается, испытательный срок засчитывается в стаж государственной службы [38].
        Государственный служащий вправе выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства с разрешения руководителя государственного органа в неслужебное время, если это не противоречит служебным интересам и должностным полномочиям государственного служащего.
        Государственному  служащему, с его согласия, наряду с выполнением обязанностей по своей  государственной должности руководитель государственного органа может поручить другие обязанности по другой государственной  должности или обязанности временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию  или профессиональной подготовке. При  этом размер доплат за совмещение государственных  должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается руководителем  государственного органа в размере  до пятидесяти процентов должностного оклада по занимаемой должности.
        Прекращение государственной  службы осуществляется в соответствии с личным заявлением государственного служащего об увольнении с государственной  службы, за исключением оснований, предусмотренных  законодательством. Кроме того, основаниями  для прекращения государственной  службы являются:
        1) отставка государственного служащего;
        2) увольнение государственного служащего;
        3) увольнение в  связи с невыполнением ограничений,  установленных для государственных служащих;
        4) переход на другую  работу вне государственной службы;
        5) увольнение государственного  служащего в связи с выездом  на постоянное место жительства  за пределы Республики Башкортостан.
        Не является основанием для прекращения государственной  службы перевод государственного служащего, с его согласия, в другой государственный  орган. Такой перевод является основанием для прекращения государственной  службы только в конкретном государственном  органе.
        Основаниями для  отставки государственного служащего  являются:
        1) достижение государственным  служащим предельного для государственной  службы возраста;
        2) заявление государственного  служащего о его добровольной  отставке в связи с достижением  возраста, при котором в Республике  Башкортостан назначается пенсия  по старости на общих основаниях;
        3) инициатива государственного  служащего, имеющего право на  пенсию за выслугу лет на  государственной службе;
        4) временная отставка  государственного служащего;
        5) заявление государственного  служащего, занимающего высшую  или главную государственную  должность, в связи с несогласием  с решениями и действиями государственного  органа или вышестоящего руководителя  для государственного служащего;
        6) отставка по  личной просьбе по состоянию  здоровья;
        7) упразднение государственной  должности, занимаемой государственным служащим [10].
        Выход в отставку по достижению государственным служащим предельного для государственной службы возраста осуществляется: для мужчин - по достижении 65 лет, для женщин - 60 лет. При выходе в отставку по достижении предельного возраста государственному служащему выплачивается необлагаемое налогами вознаграждение.
        После подачи заявления  об отставке по инициатива государственного служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе, государственный служащий по решению руководителя государственного органа обязан продолжать государственную службу не более трех месяцев.
        Временная отставка государственного служащего осуществляется решением Президента Республики Башкортостан по представлению руководителя соответствующего государственного органа. Государственный служащий, пребывающий во временной отставке, считается находящимся в резерве. При возвращении на государственную службу ему должна быть предоставлена прежняя или равноценная государственная должность.
        При принятии временной отставки государственного служащего, а также по заявлению государственного служащего, занимающего высшую или главную государственную должность, в связи с несогласием с решениями и действиями государственного органа или вышестоящего руководителя для государственного служащего, государственному служащему за счет соответствующего бюджета выплачивается денежное пособие в размере должностного оклада до устройства на новое место службы (работы), а в случае, если на новом месте службы (работы) размер должностного оклада (заработной платы) ниже прежнего, то производится доплата до суммы, равной размеру прежнего должностного оклада. Время, в течение которого производятся указанные выплаты или доплаты, не может превышать одного года со дня отставки государственного служащего [34].
        Основаниями для  увольнения государственного служащего  являются:
        1) собственное желание;
        2) выезд на постоянное  место жительства за пределы  Республики Башкортостан;
        3) приобретение гражданства  иностранного государства, за  исключением случаев, если доступ  к государственной службе урегулирован  международными договорами;
        4) систематическое  или однократное грубое нарушение  правил служебного распорядка;
        5) прогул без уважительной  причины или появление на государственной  службе в нетрезвом состоянии;
        6) вступление в  законную силу обвинительного  приговора суда;
        7) призыв государственного  служащего на военную службу  или поступление его в учебное  заведение (очная форма обучения);
        8) отказ государственного  служащего от перевода на службу  в другую местность вместе  с государственным органом, а  равно отказ от продолжения  службы в данном государственном  органе в связи с существенным изменением условий службы [10].
        Таким образом, порядок  поступления на государственную  гражданскую службу Республики Башкортостан, предполагает что гражданин поступающий на данный вид государственной службы должны соответствовать квалификационным требованиям, пройти установленный конкурс, после чего с ним заключается служебный контракт и если это необходимо назначается испытательный срок. Одним из важных элементов похождения государственной гражданской службы в РБ является заключение контракта о прохождении данного вида государственной службы, перевода или замещение должности, а так же порядок увольнения с государственной гражданской службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ  В РБ.
        3.1 Кадровый резерв государственной гражданской службы в РБ. 
 

        С учетом Реестра  должностей государственной гражданской  службы Республики Башкортостан и поступивших  заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы кадровый резерв Республики Башкортостан и кадровый резерв государственного органа Республики Башкортостан.
        Кадровый резерв формируется для замещения:
        1) вакантной должности  гражданской службы в государственном  органе в порядке должностного  роста гражданского служащего;
        2) вакантной должности  гражданской службы в другом  государственном органе в порядке  должностного роста гражданского  служащего;
        3) должности гражданской  службы, назначение на которую  и освобождение от которой  гражданского служащего осуществляются  Президентом Республики Башкортостан.
        4. Включение гражданского  служащего (гражданина) в кадровый  резерв государственного органа  для замещения должности гражданской  службы осуществляется по результатам  конкурса.
        5. Включение гражданского  служащего (гражданина) в кадровый  резерв Республики Башкортостан  оформляется правовым актом органа  по управлению государственной  службой Республики Башкортостан, а в кадровый резерв государственного  органа - правовым актом государственного  органа с внесением соответствующей  записи в личное дело гражданского  служащего и иные документы,  подтверждающие служебную деятельность  гражданского служащего.
        6. Вакантная должность  гражданской службы замещается  по решению представителя нанимателя  гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве,  сформированном на конкурсной  основе. При отказе гражданского  служащего (гражданина), состоящего  в кадровом резерве, от предложенной  должности вакантная должность  замещается по конкурсу [11].
        Целями формирования кадрового резерва Республики Башкортостан и кадрового резерва государственного органа является обеспечение:
    равного доступа граждан Российской Федерации к государственной гражданской службе Республики Башкортостан;
    профессионального развития государственных гражданских служащих Республики Башкортостан;
    формирования кадрового состава гражданской службы;
    обмена информацией между государственными органами Республики Башкортостан об открывшихся вакантных должностях гражданской службы;
    ротации гражданских служащих.
        Гражданский служащий (гражданин):
    может состоять в кадровом резерве на замещение нескольких должностей гражданской службы, в том числе в нескольких государственных органах;
    включенный в кадровый резерв для замещения одной должности, может быть назначен в порядке, установленном настоящим Положением, на другую равнозначную или вышестоящую по отношению к ней должность, в том числе в ином государственном органе, в случае его соответствия установленным квалификационным требованиям [19].
        Гражданский служащий (гражданин) включается в кадровый резерв сроком на 5 лет. Указанный срок исчисляется  со дня издания правового акта государственного органа о включении  гражданского служащего (гражданина) в  кадровый резерв. Руководитель государственного органа несет персональную ответственность за организацию работы с кадровым резервом государственного органа, а также за назначение гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве государственного органа на должности гражданской службы [10].
        В кадровый резерв государственного органа включаются:
    гражданские служащие (граждане) по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа. В этом случае в кадровый резерв государственного органа на конкретную должность включаются не более 3 гражданских служащих (граждан), если иное не установлено правовым актом государственного органа;
    гражданские служащие, рекомендованные аттестационной комиссией к включению в кадровый резерв государственного органа в порядке должностного роста без ограничения их количества;
    гражданские служащие, освобожденные от замещаемой должности гражданской службы по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, указанным в части 1 статьи 39 Федерального закона, без ограничения их количества;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.