На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ценообразование в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФИЛИАЛ  В г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 

кафедра _________________________________________  
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

ПО КУРСУ: «Экономическая теория» 

НА ТЕМУ: «Ценообразование в условиях рыночной экономики» 
 
 
 
 

РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГРУППЫ:
3-08 нфо
Афонина Д.В. 
 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
к. экон. н. Притула О.Д. 
 
 
 
 

Великий Новгород
2009

Содержание

Введение_________________________________________________3

Сущность цены как явления экономики_______________________________4
Дифференциация  цен_______________________________________________7
Система скидок с цены____________________________________________13
Факторы ценообразования__________________________________________15
Функции цен_____________________________________________________16
Влияние типа рынка  на ценообразование_____________________________17
Методы расчета цен_______________________________________________19
Заключение______________________________________________________24
Список используемой литературы___________________________________25 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
С наступлением XXI века экономика стала интенсивно глобализироваться. Резко увеличились потоки товаров и услуг из страны в страну. Фактор ценообразования на глобальных рынках не мог не отразиться на всем ценообразовании в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Важная роль цен в экономической жизни  определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние  на затраты и результаты деятельности всех предпринимательских структур, домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом.
В рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений цена играет огромную роль. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
Проблема ценообразования на товары и услуги стоит перед всеми фирмами, предприятиями и организациями. В условиях рынка ценообразование представляет процесс, подверженный воздействию многих факторов.
Система цен  подсказывает нам правильные ответы. Цена является направляющей силой рынка. Знание системы и видов цен, реально применяемых на внутреннем и внешнем рынках, умение рассчитывать их структуру позволяют внедрить наиболее рациональные методы и политику ценообразования фирмы с учетом реально складывающейся конъюнктуры рынка и таким образом обеспечить максимально возможный результат ее экономической рентабельности. 

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
                   
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  цены как явления экономики

Цена – это  денежное выражение стоимости товара. Она ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного  труда, материала, затраты на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного  вида изделия.     
Равновесная цена– это та цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Т.е. та цена, которую максимально готов заплатить покупатель и одновременно та цена, по которой минимально готов продавец продать свой товар.
Существует также количественный и качественный подход к категории цены.
Согласно количественному  подходу, цена определяется как соотношение  определенной денежной массы к затратам труда на изготовление товара. С  точки зрения качественного подхода  – цена рассматривается, как соизмеритель затрат, то есть путем издержек производства, но, с учетом оценки полезности товара. В основе качественного определения цены лежат два основных закона: закон стоимости и закон убывающей предельной полезности товара.
Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимости и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности. Сущность закона стоимости заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости. Стоимость товара при покупке его на рынке выражается в цене, которая приравнивается к определенной сумме денег, служащих средствами обмена.
Закон убывающей предельной полезности товара. Согласно данному подходу цена на рынках складывается исходя из субъективной оценки продавцов и покупателя своего товара. При этом для продавца предельная цена соответствует минимальной оценке полезности. Для потребителя наоборот.
На каждом рынке  существует множество продавцов  и покупателей, каждый из которых  планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов  и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.
Известно, что  спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается  с ростом цены. Взаимодействие спроса и предложения можно представить  путем совмещения графиков этих кривых: 

      

Точка пересечения  кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена.
Положение на рынке, при котором количество товаров  или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично  количеству товаров и услуг, которые  желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной практике такое совпадение бывает весьма редким.
Отклонения от рыночного равновесия могут проявляться  в следующих формах:
    1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);
    2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.
На графике  подобные ситуации выглядят следующим  образом:                           
                            
                              
    Р
      

Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение  товаров, и это заставляет продавцов  снижать цену.
Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет  место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену.
В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект—производитель  или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна  равновесной, то действия покупателей  и продавцов двигают ее в направлении  равновесной цены.
На графике  нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:
    1.Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной    цены  и  объема предложения.  

    
    2.Увеличение спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную  цену  и  объем  предложения.
    
    3.Уменьшение предложения под влиянием  неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса. 

      

    4.Увеличение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.
      
 

Дифференциация  цен
Установление  единой рыночной цены строго на основе равенства объема спроса и предложения  в настоящий момент отошло на задний план. Новые технологии привели к  установлению цен путем переговоров. Предприятия-поставщики получают возможность  своевременно вносить изменения  в товары и услуги и корректировать цены на них.
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы производителя и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка.
Для стоимостной  оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И  отечественный и мировой опыт показывает, что используется множество  видов цен, связанных с особенностями  приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.) и продаваемых товаров.
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется  тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости  от того, какой признак взят для  классификации, все виды цен можно  разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
Оптовые цены покупки и  продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых  цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители  реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
В международной  торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются по оптовым ценам.
Биржевая  цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Отпускная цена на предприятиях общественного питания - особая форма розничной цены.
Цены  на услуги населению - также особый вид розничной цены.
В сфере обращения действуют надбавки (оптово-сбытовая, розничная).
Разница между  ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой  предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку.
Разница между  оптовыми ценами покупки (закупки) и  продажи, между оптовой и розничной  ценами представляет собой торговую наценку.
2.  В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным  ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения - рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые  цены - это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничения.
Регулируемые  цены, в свою очередь, могут быть: гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональные фонды) в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных. Условием эффективного применения гарантированных цен являются их обеспеченность своевременным и достаточным бюджетным финансированием. В числе регулируемых цен выделяют:
предельные цены - это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг;
фиксированные цены - это цены, устанавливаемые на определенном уровне.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках: 1) с немедленной поставкой; 2) с поставкой в течение короткого срока; 3) предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки в договоре обязательно должно быть оговорено: «цена твердая, изменению не подлежит.
Подвижная цена - такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Она называется «оговорка о повышении и понижении цены».
Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые товары; продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам.
Скользящая цена - это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.
Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с  длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.
При подписании договора в этом случае фиксируется  так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в  качестве базы для расчета, оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.
В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут  быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в % к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен % возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.
В договоре или  контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием их величины в % от общей стоимости заказа.
В договоре, контракте  скольжение цены может быть предусмотрено  не на весь срок действия договора (контракта), а на более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течение  этого периода поставщик может  закупить все необходимые материалы  для выполнения заказа.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.
Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены - это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. В ходе переговоров покупатель пытается добиться снижения первоначально назначенной продавцом цены, используя различные доводы и аргументы, тактические и психологические приемы. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30% и даже 50%.
Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю).
Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1-е число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.
Цены фактических  сделок - это цены, по которым фактически совершается сделка купли-продажи товара, услуги. Они также являются справочными. Однако эти цены не публикуются регулярно, а появляются в печати эпизодически.
Цены предложения  крупных фирм также являются справочными  ценами, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.
Прейскурантные  цены - это цены на товары и услуги, зафиксированные в специальных справочниках-прейскурантах, как правило, без указания срока действия. В прейскурантах могут быть представлены базисные цены на отдельные категории товаров, отражено качество товара, способы транспортировки, скидки и условия их предоставления, условия оплаты, налоги и др. условия, от которых зависит размер фактической цены.
Прейскурантные  цены - это вид справочной цены. Прейскуранты и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ па запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с  которой начинается уторговывание  цен при заключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.
На уровень  расчетной цены определенное влияние  оказывает то обстоятельство, что  специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.
Цены предыдущих сделок используются в случае относительной  стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов при наличии устойчивых связей между контрагентами.
5. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Постоянная  цена - цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная  цена - цена, срок действия которой определен периодом времени. Сезонными могут быть закупочные и розничные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены и расценки, используемые для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения различных объектов, которые включаются в смету расходов на производство работ.
Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
Трансфертные  цены - это цены, применяемые внутри фирмы, то есть они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.
Трансфертные  цены получили широкое распространение  в хозяйственном обороте капиталистических  стран, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных  монополий, а также в рамках транснациональных  компаний. Развитие производственной кооперации явилось объективной основой расширения сферы применения трансфертных цен.
Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммерческую тайну, а их уровень  и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние, по имеющимся оценкам, в 3-4 раза выше.
Трансфертная  цена может устанавливаться как  на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в  том числе управленческие.
Использование трансфертных цен может существенно  влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье  и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.
Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Такие цены достаточно полно характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям - обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия: 1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) цены сделок, носящих регулярный характер; 3) цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.
Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые  условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами. Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран.
Мировые цены отражают конъюнктуру, складывающуюся в конкретный момент в том или ином сегменте мирового товарного рынка, они зависят как от естественных колебаний спроса и предложения данного товара, так и от возможностей крупных монополистов влиять на их динамику.
На практике в качестве цен мирового рынка  часто выступают экспортные цены крупных компаний - производителей и экспортеров соответствующей продукции, а также цены на рынках отдельных стран - основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС- ФРГ, Бельгии, Франции. Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.