На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория профессионализации персонала

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение:Сущность и особенности профессионализации персонала
Процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений. Так, Машин В.А. рассматривает профессионализацию как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, который направлен не столько на усвоение фиксированного объема профессиональных действий, сколько на преобразование самого субъекта деятельности [1].Митина Л.М., сравнивая личностное и профессиональное развитие учителя, отмечает процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, определяет взаимосвязь профессионального развития и личностного, в основе которых лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. Она выделяет три стадии профессионализации: адаптацию, становление и стагнацию, а рассмотрение профессионального развития как непрерывного процесса самопроектирования личности позволяет вычленить три стадии ее перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию[2] .Акмеологическая концепция Зеера Э.Ф.[4] позволяет говорить о "жизненном пути" профессионала, поскольку она включает основные этапы от ее начала и до вершины и включает пять стадий профессионализации:
1. Оптация (лат. optatio - желание, выбор) - выбор профессии  с учетом индивидуально-личностых  и ситуативных особенностей.
2. Профессиональная  подготовка - приобретение профессиональных  знаний, навыков и умений.
3. Профессиональная  адаптация - вхождение в профессию,  освоение социальной роли, профессиональное  самоопределение, формирование качеств  и опыта.
4. Профессионализация - формирование позиций, интеграция  личностных и профессиональных  качеств, выполнение обязанностей.
5. Профессиональное  мастерство - реализация личности  в профессиональной деятельности.

Интересной  является концепция - соотношения между  некомпетентностью и компетентностью, принадлежащая Питеру Л.,автору знаменитого принципа: "В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности".

Для концепции  Питера Л. характерны следующие особенности. Профессионализм/непрофессионализм - это диалектика компетентности и  некомпетентности, и соотношение  между ними зависит как от особенностей системы, так и от личностных факторов. Профессионализм постоянно подвергается угрозам со стороны той или  иной иерархической системы, которая  по определенным причинам относится  к нему неприветливо, враждебно. Профессионализм - это компетентность, которая означает умение cпециалиста действовать, делать конкретное дело.

В результате анализа  различных представлений о процессе профессионализации, можно выделить два различных подхода к определению  его сущности. Первый подход связан с развитием и саморазвитием  личности, а второй - с "вписыванием" человека в ту или иную систему  профессиональной деятельности или, другими  словами, "овладением", "присвоением" данной системы деятельности. Однако, объединяющим различные подходы  к исследованию профессионализации, является положение о взаимном влиянии  индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности  процесса, о зависимости личностного  развития и профессионального становления.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений начиная от дилетантства (то есть поверхностных  профессиональных знаний, умений и  навыков) и заканчивая формированием  жестких профессиональных стереотипов (то есть гипертрофированным развитием  профессионализма). В тех случаях, когда человек не способен преодолеть профессиональные стереотипы в других социальных ролях, не перестраивает  свое поведение сообразно меняющимся условиям и ожиданиям окружающих, профессионализм перерастает в  профессиональную деформацию личности. Данный феномен начинается с дисгармонизации  и деформации системы отношений, связанных с ними личностных смыслов  субъекта, после чего этот процесс  распространяется на индивидуально-психическое  здоровье, трансформируя черты характера  и нарушая социальное поведения  человека в целом. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими  изменениями, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями  и случайными моментами.

По сути дела личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности и объект профессиональной деятельности являются ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности, и в принципе могут быть использованы применительно к любой профессии.

Рассмотрение  профессионализации как двухстороннего процесса, с одной стороны, вхождение  человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а  с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального  саморазвития, позволило выделить три направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.

Содержательное  включает исследование двух сфер развития профессионала - деятельности и ее субъекта, и тесно связано с динамическим, которое описывает стадиальность  процесса, его протяженность и  место в системе координат  жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися  в профессиональное развитие.

Психологическая характеристика профессионала

 
      Термин  «профессионал», в том числе и  в психологическом смысле, не имеет  четкого определения. Это понятие  по-разному определено в социологии, психологии, физиологии, юриспруденции, педагогике и других  науках.
      Собственно  психофизиологический подход к изучению профессионала предполагает его исследование, как личности, как индивидуальности, и как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути. Остановимся на каждом из выделенных аспектов более подробно.
      Личность, является психологической и социальной категорией (С.Л. Рубинштейн).
        По мнению Б.Ф. Ломова определение  свойств личности как системных  социальных качеств позволяет  сделать вывод, что личностными  могут быть как психические характеристики человека, так и физиологические, соматические, антропо-метрические (например, цвет глаз, форма черепа, цвет кожи, форма зубов). С этой точки зрения личность представляет собой систему социально ценных и значимых качеств индивида, развитие которых стимулируется обществом и которые обеспечивают существование и индивида и общества и его воспроизводство.
      В психологической литературе общепринятое определение личности профессионала  отсутствует. В научной литературе, посвященной различным видам профессиональной деятельности, встречаются словосочетания типа "личность учителя", "личность рабочего", "личность руководителя" и т.д.
      Анализ  показывает, что чаще всего понятие  личности в таком контексте ассоциируется с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности, с оригинальностью ее результатов, их качественными и количественными особенностями.
      Но  наиболее полная характеристика профессионализма встречается в исследованиях  Е.А. Климова, включившего в это  понятие не просто «…высший уровень  знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а  определенную системную организацию  сознания, психики человека..." (37, С. 386 – 387).
      Е.А. Климов выделяет следующие основные компоненты системной организации психики и сознания:
    свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности);
    праксис профессионала (коммуникативные, регулятивные, исполнительские и другие умения, навыки);
    гнозис профессионала;
    информированность, знания, опыт, культура профессионала;
    психодинамику (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области;
    осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии, осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области.
      Рассмотрение  личности профессионала в качестве активного участника и организатора процесса производства материальных и духовных благ   позволяет обозначить  систему, определяющую формирование личности профессионала и задающую его основные функции:
    создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность изготовления которых не ниже нормативного уровня;
    производство, сохранение нормативно одобренного способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения;
    воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой он является.
      Для конкретизации функций профессионала  необходимо проанализировать качества личности,  обеспечивающие их реализацию. Эти качества делятся на: профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). Разделение профессионально ориентированных качеств личности на две группы не является случайным, так как ПВК и ПЗК по-разному влияют на выполнение профессиональных функций.
      ПЗК определяют отношение человека к  профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия. Большинство профессий требуют от человека определенной системы отношений к ее содержанию и условиям. В противном случае у него не формируется внутренняя профессиональная мотивация, а иногда он просто вынужден отказаться от избранной профессии. Например, хорошо известно, что человек может стать врачом только в том случае, если он "спокойно" переносит вид крови, препарирование трупов в анатомическом театре и т.д.
      ПВК в отличие от ПЗК определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения.
      Опираясь  на положения комплексного подхода  к профессионализму, личность профессионала  можно определить как систему  профессионально важных качеств, формирующихся  в ходе профессионального становления  личности и влияющих на эффективность осуществления отдельных форм профессиональной активности и профессионализации в целом (Е.А. Климов).
      «Исходным материалом» для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, включенного в  процесс профессионализации. Это  могут быть индивидуальные и личностные свойства человека, психологические  и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические  признаки и т. д. Главным требованием  к пере-численным свойствам человека является их парциальное или комплексное  влияние на  процесс профессионализации личности.
      Индивидуальное "наполнение" ПВК – ПЗК определяет неповторимость личности профессионала, которая позволяет ему обогащать профессионально ориентированные качества личности качествами своей индивидуальности. Поэтому анализ профес-сионала как индивидуальности предполагает ответ  на вопрос, какие индивидуально-психологические качества человека могут выступать как ПВК и ПЗК. Эти качества и образуют индивидуальность профессионала.
      Большинство исследований оперирует четырьмя подструктурами индивидуальных качеств профессионала: профессиональной направленностью, профессиональным опытом, профессиональной одаренностью и профессиональным само-сознанием.
      Профессиональная  направленность формируется на базе мотивационной сферы человека и  представляет собой систему мотивов, побуждающих его к выполнению профессиональных задач и задач профессионального развития. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы и другие психологические образования человека.
      Профессиональный  опыт – это система профессиональных знаний, умений и привычек. Профессиональные знания включают всю усвоенную человеком профессионально необходимую информацию, которая используется при решении всего многообразия задач, стоящих перед ним. Усвоенные человеком профессиональные умения – познавательные, сенсомоторные, трудовые и иные действия, обеспечивающие эффективную реализацию функций профессионала. Профессиональные привычки – действия профессионала, ставшие потребностью.
      Профессиональная  одаренность – это система  общих, особенных и специальных  профессиональных способностей, определяющих эффективность выполнения профессиональной деятельности, уровень профессионального  развития индивида. Профессиональные способности совместно с профессиональными  умениями и привычками составляют основу для формирования профессионально важных качеств личности.
      Основу  профессионального самосознания составляют профессиональные концепции (реальная, идеальная, антиидеальная и др.), система профессиональных самооценок и притязаний. Развитие профессионального самосознания человека сопровождается повышением адекватности самооценок, более полным осознанием социально-профессиональных требований и своих возможностей, формированием умений соотносить требования и свои возможности, становлением профессиональной рефлексии. Развитие профессионального самосознания является ведущим умением становления профессионала как субъекта профессиональной деятельности.
      Индивидуальность  в ходе профессионального становления  проявляется дважды: а) на ранних этапах профессионализации, когда она определяет профессиональный выбор, основное направление и содержание профессионального пути; б) на более поздних – как характеристика профессионала и форм его профессиональной активности. Практика показывает, что профессионально зрелая личность – всегда неповторимая индивидуальность, и именно это ее свойство является основным источником развития профессиональной общности, нормативно одобренных способов деятельности. Наиболее активно проблемы индивидуальности исследуются в психологии и физиологии труда на уровне самостоятельной профессиональной деятельности (индивидуальный стиль деятельности и т. д).
      Уровень профессиональных достижений человека определяется индивидными особенностями и личностными характеристиками.
      В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодалев выделяет следующие сценарии развития (в том числе и профессионального) взрослого человека.
      Индивидное  развитие значительно опережает  личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.
      Личностное  развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.
      Профессиональное  развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу — особенности так называемых трудоголиков.
      Относительное соответствие темпов индивидного, личностного  и профессионального развития. Это  оптимальное соотношение, обусловливающее  реализацию, «выполнение» человеком себя.
      На  индивидное развитие решающее влияние  оказывают биологические факторы, на личностное – психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное – социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития личности профессионала взаимосвязаны.  Само развитие идет неравномерно, следовательно у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития.
      Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно  заключить, что личность профессионала  развивается в трех направлениях: индивидное, личностное и профессиональное развитие. Сценарий развития человека сугубо индивидуален и порождает широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вершинные достижения человека располагаются на разных этапах профессионального становления личности.

  Этапы профессионального  развития

 
Профессиональное  становление охватывает длительный период жизни человека (35 – 40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на этапы или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения этапов в непрерывном процессе профессионального становления.
      В исследованиях Т.В. Кудрявцева, в  качестве критериев выделения стадий профессионального становления выбраны отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
    возникновение и формирование профессиональных намерений;
    профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;
    вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
    полная реализация личности в профессиональном труде.
      Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:
    стадия оптации (12 – 17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
    стадия профессиональной подготовки (15 – 23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
    стадия развития профессионала (от 16 – 23 лет до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
      А.К. Маркова в качестве критерия выделения  этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделила пять уровней и девять этапов:
    допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;
    профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
    суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;
    непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
    послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.
      За  рубежом широкое признание получила периодизация       Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профес-сиональной зрелости:
    рост – развитие интересов, способностей (0 – 14лет);
    исследование – апробация своих сил (14 – 25 лет);
    утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 – 44 года);
    поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45 – 64 года);
    спад – уменьшение профессиональной активности (после 65 лет).
      Из  краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  этапы профессионального становления  непосредственно соотносятся с  четырьмя основными формами профессиональной социализации: общетрудовое обучение и воспитание, поиск и выбор профессии, профессиональное обучение, самостоятельная профессиональная деятельность.
      Соответственно, на разных этапах профессионального  развития включенность человека в профессиональную деятельность будет проходить на фоне различных психологичес-ких  проявлений, детерминированных объективными и субъектив-ными факторами социальной ситуации профессионального развития.      

Деятельная  природа профессионализации персонала

 
      Профессионализация  персонала представляет собой  совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, осуществляемых в процессе управления человеческими ресурсами организации с целью выявления  способностей человека, оказания ему помощи при выборе профессии, формирования и рационализации профессионального опыта.
      В последние годы отмечен большой  интерес менеджеров разного уровня к исследованиям, связанным с  решением задач личностно-профессионального  развития, формирования профессио-нализма, профессионального мастерства, поиска условий и факторов повышения  эффективности деятельности персонала.
      В профессиональной деятельности HR-управляющего можно выделить ряд функций, предполагающих личностное взаимодействие с персоналом:
    обеспечение координации действий сотрудников по выполнению конкретных корпоративных задач структурного подразделения;
    обучение и воспитание персонала;
    изучение сотрудников организации;
    регулирование социальных процессов в коллективе, поддержание между сотрудниками здоровых взаимоотношений.
      Совместная  деятельность, ограниченная рамками  «руководитель-коллектив-подчиненные» в любой профессиональ-ной области  имеет общие признаки:
    а) единая цель для всех участников деятельности;
    б) общая  мотивация к осуществлению деятельности;
    в) объединение, совмещение индивидуальной деятельности и самих действующих индивидов  в интеграцию коллективного субъекта;
    г) разделение единого процесса деятельности на отдельные  функционально связанные операции и их распределение между участниками;
    д) координация  индивидуальной деятельности всех индивидов, участвующих в совместной деятельности;
    ж) необходимость  в управлении индивидуальной деятельностью;
    з) наличие  единого пространства и одновременность  выполнения деятельности.
      Одной из главных задач деятельности HR-управляющего по всем этим направлениям является подготовка профессионала, который является субъектом профессиональной деятельности, обладающим высоким уровнем профессионализма личности и деятельности, имеющим высокий профессиональный и социальный статус, постоянно нацеленного на развитие и самосо-вершенствование, на личностные и профессиональные  достижения, имеющие социально-позитивное значение               (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин).
      Успех в подготовке высококомпетентных профессионалов, в решающей степени зависит от осознания каждым работником организации  своих способностей и возможности  эффективно продвигаться к вершинам совершенства. В качестве внутреннего  критерия профессионального роста  каждый человек имеет собственные  представления о высокой степени  соответствия своего развития. С одной  стороны, требования, предъявляемые  профессией, а с другой стороны, сформировавшиеся качества индивида его ценностные эталоны. Данная проблема, заключается в соотнесении  индивидуально сформированных профессиональных притязаний и возможностей  индивида, его встречных требований к условиям профессионализации с имеющимися  личностно-профессиональными качествами. Решение этой проблемы в процессе управления человеческими ресурсами имеет значение, важное для повышения продуктивности процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.
      Существует  прямая зависимость развития психики  конкретного человека от характера  реальных условий и факторов. Важность состоит в раскрытии психических  функций  работников, внутрифункциональных и межфункциональных связей, которые выступают у них в качестве характеристик сформированности и структурно-функциональных изменений их трудового потенциала, актуализированного на разных этапах жизни и профессиональной деятельности. Следует системно определить творческий потенциал работника, непосредственно его креативные составляющие, проявляющиеся в профессиональной деятельности и общении.
      Установлено, что период наивысшей творческой активности работников приходится на должностной стаж 1 – 3 года и на возраст 30 – 35 лет. Первое проявление творческой активности у большинства работников связывается с мотивационно-ценностными  доминантами. Последующий пик  проявления творческой продуктивности наблюдается после 7 лет пребывания в должности в возрасте 42 – 45 лет.
      Отмечено, что закономерный пик творческой активности, выделяемый как второй пик личностно-профессионального  роста, приходится на должностной стаж 3 – 5 лет и наблюдается в возрастные периоды до 41 – 42 лет. В другие возрастные периоды и длительности пребывания в должности, особенно в возрасте старше 45 лет, выявлены спады в творческой продуктивности, которые являются следствием физиологических особенностей, индивидуальной неготовности и неподготовленности к решению оперативных задач.
      

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.