Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы экономического роста предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     Введение 

     Данная  работы посвящена изучению особенностей и закономерностей экономического роста предприятия, в частности  рассмотрению основных факторов, оказывающих на него влияние.
     Актуальность работы. Особенностью функционирования промышленных предприятий в современных условиях является их постоянная зависимость от всех субъектов совокупности общей инфраструктуры. Предприятия в процессе производственно-хозяйственной деятельности  постоянно вступает в прямые и косвенные взаимоотношения с поставщиками сырья (материалов), комплектующих изделий, потребителями готовой продукции и конкурентами. Последние, исходя из цели любого предприятия, - создать своего потребителя, стараются укрепить свое положение на рынке, ослабляя тем самым положение других предприятий. Именно экономический рост является целью и показателем устойчивости и эффективности  деятельности предприятия в долгосрочном периоде. При правильном воздействии на факторы экономического роста и их правильном балансе на предприятии, обеспечивается равномерное развитие и расширение организации. Сегодняшний рынок, как внутрироссийский, так и общемировой - это, прежде всего, жесткая конкурентная среда. И предпочтение отдается тем конкурентоспособным предприятиям, которым есть что предложить, у которых в их проектах развития есть пункты не только простого увеличения производственных мощностей, путем повышения количества потребления ресурсов, но и идеи применения новых высоких технологий. К тому же экстенсивные факторы не всегда благоприятно сказываются на окружающей среде, и для многих предприятий направление на уменьшение вредных выбросов в атмосферу является приоритетным направлением.
     Основная цель работы заключается в анализе степени зависимости экономической эффективности предприятия от особенностей его внутренней и внешней среды, а также в определении  и изучении оптимальных  путей обеспечения стабильного экономического роста на примере ОАО «Икар».
     В соответствии с основной целью установлен ряд задач:
1. изучить  теоретические аспекты экономического роста предприятия;
2. рассмотреть  важнейшие факторы экономического роста предприятия; 
3. проанализировать основные показатели экономического роста предприятия;

4. определить возможности достижения эффективности экономической деятельности фирмы «Икар» и его экономического роста.
     Предметом выбранной темы курсовой работы выступают  экономические отношения, факторы, процессы и явления, обеспечивающие экономический рост производственной компании «Икар». В качестве объекта выбрана организационно-производственная система рассматриваемой  компании.
     Информационной  базой  для написания данной курсовой работы послужил ряд учебных пособий  по экономике организации и предприятия  и периодические издания по экономике. Также в качестве информационных источников использовались Интернет-ресурсы.
     В качестве методов исследования курсовой работы использованы методы экономико-статистического  анализа, сравнения и аналогии.
     В первой главе рассматривается сущность экономического роста предприятия, его главные особенности, а также  основные условия его обеспечения. Приводится классификация важнейших факторов экономического роста.
     Вторая  глава посвящена анализу основных показателей экономического роста  компании «Икар» и оценке его экономической  эффективности, а также рассмотрена  инновационная политика и необходимость управления качеством, как фундамент успешной деятельности предприятия в современных условиях.
     В третьей главе представлен ряд  рекомендаций по повышению результативности деятельности ОАО «Икар», особое внимание уделяется возможностям повышения сбыта продукции и информационно-коммуникационным технологиям как важнейшей составляющей современных экономических процессов. Также рассмотрен опыт европейского союза в организации и внедрении ИКТ в производственно-сбытовые процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

     1  ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ 

     1.1 Понятие и сущность экономического  роста 

     Исследование  современного состояния изученности  категории «экономический рост»  позволило констатировать отсутствие общепринятого мнения по определению сущности данного понятия. Традиционно категория «экономический рост» представлена в макроэкономическом аспекте. Имеющиеся подходы разделяются  на две группы.  К первой отнесены определения, содержащие только количественные аспекты, вторая включает трактовки, отражающие качественное содержание экономического роста. Количественная составляющая выражается  в динамике объемов производимого продукта, качественная – в качественных изменениях результатов производства.
     В микроаспекте экономический рост характеризуется положительной динамикой темпов объема производства и конкурентоспособности продукции, выручки, рентабельности, производительности труда, величины добавленной стоимости, уровня платежеспособности, обновления продукции и основных средств. В долгосрочном периоде важнейшими характеристиками являются величина и темпы роста стоимости компании.
     На  основании обобщения различных  исследовательских подходов, можно  сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений относительно совокупности показателей, определяющих социально-экономический рост предприятия, при этом преимущественно недооценивается его качественная составляющая.
     По  мнению ряда авторов, в современных  условиях социально-экономическим  ростом предприятия следует считать  увеличение стоимости и результативности бизнеса на основе привлечения инновационных ресурсов при наличии неотрицательной динамики социального эффекта. Социальный эффект в этом случае выражается в повышении качества жизни работников, увеличении человеческого потенциала, снижении загрязнения окружающей среды, реализации внешних социальных программ.
    Переход к социально-экономическому росту  должен базироваться на интенсификации и модернизации производственной базы, инвестиционном обеспечении производственных потребностей, социальных гарантиях работникам. Предпосылки экономического роста производства раскрываются с учетом формирования программ реструктуризации производства, обеспеченных источниками и механизмами концентрации инновационных ресурсов.[5]
    Доказано, что одна из важнейших задач функционирования организаций в нестабильной бизнес-среде состоит в достижении объективно возможного результата посредством реализации возможностей имеющегося потенциала. Поэтому потенциал предприятия, определяемых как совокупность его рыночных, производственных, финансовых и инновационных ресурсов, необходимо  рассматривать как главный фактор социально-экономического роста.
    Все части общего потенциала тесно связаны  между собой. Эффективная реализация зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность составляющих общего потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором. На процесс формирования и использования потенциала существенное влияние оказывают инновационная и инвестиционная активность предприятия.
    Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический  рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства.
    Экономический рост – тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.
    Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д.
    Развитие  и расширение предприятия может осуществляться двумя типами: экстенсивным и интенсивным.
    Экстенсивный  экономический рост означает простое наращивание, как правило, в уже сложившихся пропорциях (соотношениях) всех факторов производства: орудий труда, предметов труда и работников. Для экстенсивного роста показательны: технический застой, консервация существующей структуры производства, его затратный характер и ограниченность ресурсов.[6]
    Интенсивный экономический рост основан на применении прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической и экономической информации, росте квалификации работников.
                          

     1.2 Основные показатели экономической  эффективности  предприятия 
 

    Косвенные показатели эффективности организации  необходимы для проведения диагностики проблем и определения альтернатив совершенствования производственного процесса. Иногда возможен рост поступлений одновременно с падением прибыли предприятия. Так, например, в одной из американских компаний по производству пластиковой дроби  в 1992 году  прибыль упала на 83%. Данное обстоятельство вызвало ошеломление у менеджеров компании, так как в этот же год остальные показатели эффективности оказались хорошими. Новая стратегия по расширению ассортимента привела к увеличению числа клиентов, произошел рекордный рост сбыта. На 20% выросли поступления, производительность увеличилась на 4,7%, а затраты времени на переналадку оборудования сократились на 5%.
    Для того, чтобы выявить причины сокращения прибыли, необходимо было провести анализ эффективности производства, а также степень согласованности производства и сбыта. Для расширения ассортиментной базы время работы оборудования было увеличено на 2000 часов, число переналадок значительно увеличилось не соотносимо с размером увеличения партий продукции. Как следствие производственные расходы увеличились, а прибыль сократилась. Службе сбыта необходимо было учесть производственные характеристики оборудования и повысит количество заказов на небольшую группу товара, для повышения прибыльности.
    Таким образом, показатели эффективности  позволяют определить, причины роста  издержек. Поэтому, даже при наличии  точных данных о прибыли, есть необходимость  производить анализ других показателей  эффективности.
    Часто  эффективность определяют как сокращение расходов, но необходимо учитывать соотношение производственных расходов с создаваемыми ценностями. Эффективностью экономической системы является отношение стоимости произведенной продукции к стоимости задействованных в производстве ресурсов, выраженное в процентах. Величина эффективности всегда больше 100%, а в ряде случаев стоимость готовых товаров или услуг во много раз выше стоимости использованных ресурсов. При оценке эффективности по величине добавленной стоимости или прибыльности, необходимо помнить, что совокупность производственных затрат, так же как и результаты, практически не возможно реализовать за один период. Накопленные результаты могут быть выявлены в будущем. А при  сокращении расходов, достигнутом за счет качества продукции и будущей репутации, ситуация, созданная  краткосрочным ростом прибыли, будет необъективной. Поэтому целесообразнее использовать  показатели долговременной прибыльности.[5]
    Эффeктивнocть иcпoльзoвaния мaтeриaльныx рeсyрcoв определяет  процентное соотношение исходных ресурсов и готовой продукции, или процентное выражение реально использованных ресурсов .Данная  цифра всегда меньше 100%. Нaпpимер, с помощью этого показателя измеряются величина полезной зaгрузки оборудования. Иногда оказывается полезным покaзатель энeргетической эффeктивности обoрудования: дaже оборудование с наилучшими характеристиками тратит часть энeргии нa сeбя, тaк чтo вeличина этoго пoказателя нe мoжет прeвышать 100%. Примeняется и кoэффициент пoлезного трyда - кaкая чaсть оплaченного рaбочего врeмени отдaется прoизводству прoдукции или предocтавлению уcлуг.
    Считается, что чем выше эффективность использования  материальных ресурсов, тем лучше, но это не совсем верно. Так , производственную линию целесообразнее использовать в процессе изготовления крупных партий продукции, но, при несбалансированности структуры мощностей и заказов , возможно превышение расходов на поддержание запасов материалов и готовой продукции над экономией при рациональном использовании оборудования. Используя  косвенные показатели прибыльности, нужно не забывать о взаимосвязи отдельных показателей и прибыльности работы предприятия в целом.
    Качество. Есть  различные способы, позволяющие определить качество, но  в конечном счете сводятся к тому, что качество - это характеристика, безусловно влияющая на степень потребительской симпатии. Именно качество покупатели  ценят и за него готовы платить деньги. В долговременной перспективе качество способно оказывать влияние на расходы и доходы. Результатом низкого уровня качества  готовой продукции рано или поздно станет падение рыночной стоимости товаров и услуг, а также увеличение  расходов на ремонт, сервис и работу с жалобами потребителей.
    Если  о некачественной работе предприятия  разойдутся слухи, то пострадает престиж  и другой продукции компании, а издержки могут возрасти в разе. Помимо того,  низкий уровень качества производства приведет к росту затрат  за счет увеличения oтxодов, брaка, зaтрат на дoработку прoдукции, снижeния кoэффициента полезного использования обoрудования или уменьшения удовлетворенности потребителей качеством обслуживания. Низкое качество может послужить причиной появления других проблем, для решения которых необходимо больше времени и ресурсов. Другими словами, выгоднее обеспечить высокий уровень качества продукции, нежели тратить средства на контроль и доработку продукции.
    Для измерения качества могут быть рассмотрены  как внутренние, так и внешние  показатели. Внутренние показатели качества отражают соответствие характеристик  продукции или услуг спецификациям  и процент бракованной продукции. Внешние показатели используются для сравнения выпускаемой продукции с аналогичными товарами фирм-конкурентов либо же показывают степень потребительской удовлетворенности. В процессе разработки и конструирования продукции желания потребителей переводят на язык инженерных спецификаций, позволяющих обеспечить нужный уровень качества. Для этих целей используются технологии создания продукта с заданными свойствами или программа "Развертывание функции качества" (Quality Function Deployment).[13]
    Уровень качества готовой продукции зависит  от качества производственных процессов, управление которыми  должны осуществлять менеджеры и технологи. Для этого  необходимо фиксировать всевозможные упущения, жалобы покупателей или  несвоевременное осуществление  поставок. Для обеспечения должного режима работы и достижения определенного уровня качества, можно проводить сбор информации о процессах обслуживания и взаимодействия с потребителями, осуществлять контроль физических параметров функционирования оборудования (температура, давление и др.).
    Статистический  контроль направлен на измерение  двух аспектов качества:
    1) стабильность и предсказуемость  (т.е. управляемость) процессов.
    2) степень соответствия технологическим  требованиям или спецификациям,  на основании которых осуществляется производство продукции, отвечающей запросам потребителя.
    Производственная  мощность. Показателем максимальной производительности предприятия является производственная мощность. Данный показатель оказывает влияние  на  прибыльность в долгосрочном периоде, так как определяет, количество потребителей, которых можно обслужить или объем  готовой продукции, который можно произвести за конкретное время. Производственная мощность связана с затратами на рабочую силу и на приобретение или аренду оборудования и машин. В состав этих  затрат могут входить крупные капиталовложения в основные фонды предприятия, машины или новые технологии.
    Мощность  измеряется в единицах произведенной  продукции (или обслуженных потребителей) за единицу времени.
    Оперативность поставок. От скорости поставки может зависеть размер выручки и прибыльности в долгосрочном периоде. умение вовремя или оперативно осуществлять поставку товаров  или услуг дает возможность получения надбавки к установленной стандартной  цене или  продажи большего объема товаров по стандартной цене.
    Оперативность, или скорость поставки, может служить  также характеристикой стадии разработки, тогда фирма выигрывает за счет первой поставки нового или модифицированного  продукта на рынок либо за счет ускорения цикла разработки и освоения новой продукции.
    Время от получения заказа до поступления  продукции на рынок считается  показателем оперативности поставок. Обычно чем скорее, тем лучше, но часто ускорение достигается  за счет увеличения  стоимости исходных материалов, снижения качества продукции или же перегрузки производственного оборудования, поэтому преимущества бывают перекрыты дополнительными расходами. Так в некоторых случаях целесообразнее соблюсти договоренные сроки, нежели  добиваться ускорения процесса производства.
    В сфере  разработки новой продукции  и проведении исследований оперативность  измерить намного тяжелее, так как  в этом процессе очень много случайностей, а непосредственно сам конечный результат иногда может быть  не ясен на начальном стадии проведения исследований. Для повышения скорости разработки и создания нового продукта привлекаются конкурирующие команды конструкторов и разработчиков.
    В сфере обслуживания внеплановый  рост посетителей может привести к увеличению очередей. В этом случае именно длина очереди и время ожидания становятся показателями эффективности. Из-за длинных очередей у клиентов появляется раздражение. Поэтому многие  могут отказаться от услуг компании. Это сокращает число постоянных клиентов, ослабляет приток новых и оказывает негативное влияние на рыночную репутацию компании.
    Гибкость  оказывает влияние, как на доходы, так и на расходы компании. Отличительная  характеристика гибких производственных процессов – это незначительность расходов (или затрат времени) на переналадку, если изменен состав исходных материалов или готовой продукции. Возможность осуществления наладки  без больших затрат и оперативно позволяет обслуживать дополнительных потребителей, либо более качественно обслуживать имеющихся, что влияет на доходность фирмы. Но здесь необходимо принимать во внимание, что более гибкая система требует большего количества капиталовложений или дороже в эксплуатации, а иногда и то и другое вместе. Не трудно сообразить, что чем более гибко производство, тем лучше, хотя при всем этом не  стоит забывать, во что обходится дополнительная гибкость и что дополнительные расходы могут оказать серьезное влияние на прибыльность производства.
    Что такое гибкость является очевидным, но  оценить ее количественно  трудно. Обычно для осуществления оценки гибкости применяются качественные характеристики или приблизительные измерения.[4]
    С пoзиций произвoдственной стрaтегии гибкость характеризует производственные перспективы фирмы, основывающиеся  на ее текущих возможностях. При обладании достаточной гибкостью фирма может приобрести возможности, которые отсутствуют у конкурентов или доступны им лишь после значительных капиталовложений.
    Так образом, в ходе принятия решений  об инвестировании или об усовершенствовании производственного процесса  или технологий, менеджеры должны учесть будущие возможности, гибкость и перспективы развития компании. Эти качества тяжело измерить, но очевидно, что это достаточно ценные достоинства, которые могут оказать существенное влияние на будущую прибыльность предприятия. 
 
 

    1.3 Классификация факторов, влияющих  на эффективность экономической  деятельности предприятия 
 

    Деятельность  коммерческих организаций в современных  экономических условиях сложна и  многогранна и представляет собой  комплекс взаимосвязанных хозяйственных  процессов, складывающихся под влиянием разнообразных факторов. В экономических  исследованиях под фактором обычно понимают условия, в которых протекают хозяйственные процессы, и причины, влияющие на них. В более конкретном смысле фактор выступает причиной, воздействующей на определенный показатель или ряд показателей. Глубокий анализ всего комплекса факторов, определяющих динамику хозяйствования, позволяет правильно оценить результаты работы хозяйствующих субъектов, выявить и использовать резервы роста их экономического потенциала.
    Каждый  фактор может состоять из ряда причин, которые в свою очередь выступают как самостоятельные факторы. Факторы взаимосвязаны между собой и нередко воздействуют на результаты хозяйственной деятельности организации в различных направлениях.
    Знание  этих факторов и умение управлять  ими позволяет воздействовать на изменение показателей эффективности деятельности коммерческих организаций. Чем более детально факторы изучаются, тем полнее выявляются имеющиеся резервы повышения эффективности функционирования фирм в жесткой конкурентной борьбе.
    Чтобы глубже изучить влияние факторов на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации, необходимо располагать их научно обоснованной классификацией.
    Предприятие, являясь сложной системой, подвержено огромному количеству факторов, внутренних и внешних, которые прямо или  косвенно могут повлиять на успешность его деятельности (рисунок 1).
    

     Рисунок 1 -  Основные факторы воздействия на предприятие  

    Прежде всего, следует выделить группы факторов по их природе: природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические. Природно-климатические факторы оказывают существенное влияние на результаты деятельности организаций отдельных отраслей. Так для сельского хозяйства такими факторами являются среднемесячные температуры, продолжительность светового дня и т.д. К социально-экономическим факторам относятся уровень образования кадров, жилищные условия работников, организация культурно-массовой и оздоровительной работы в организации и др. Они определяют психологический климат в коллективе и существенно способствуют более эффективному использованию трудовых ресурсов. Производственно-экономические факторы, характеризующие использование производственных ресурсов организации, включают средства труда, предметы труда и сам труд. Производственно-экономические факторы являются важнейшими в плане экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и поэтому подвергаются более детальной их классификации. По степени воздействия на результаты работы выделяют факторы основные (определяющие) и второстепенные. К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, поэтому их действие должно изучаться в первую очередь. Остальные факторы, которые не оказывают существенного влияния на анализируемые показатели, являются второстепенными. От умения выделять из большого многообразия факторов главные во многом будет зависеть объективность аналитических выводов.[3]
    По  степени количественного измерения  влияния факторов на анализируемый  показатель они подразделяются на поддающиеся  и не поддающиеся количественной оценке. Количественное измерение влияния  факторов на изучаемый показатель осуществляется с помощью различных приемов детерминированного факторного анализа. В случае невозможности такой оценки необходимо проследить направление влияния факторов, что позволит сделать более обоснованные выводы и предложения. По времени воздействия факторы бывают постоянные, действующие непрерывно весь изучаемый период, и временные, функционирующие определенный период. Например, к постоянным факторам относится численность работников, к временным – периоды массовых отпусков сотрудников. По характеру действия факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные (табл.1). Факторы интенсивного развития производства можно подразделить на две большие группы. Факторы первого рода связаны с мобилизацией имеющихся резервов и, как правило, не требуют значительных капитальных вложений. Факторы второго рода связаны с перестройкой деятельности хозяйствующих субъектов на базе использования достижений научно-технического прогресса и новейших управленческих и финансовых технологий. Именно вторая группа факторов является сердцевиной интенсификации деятельности хозяйствующих субъектов и повышения ее результативности. [13] 

    Таблица 1 - Взаимосвязь факторов экономического роста
        

    Основными факторами экстенсивного роста  являются дополнительные затраты живого и овеществленного труда (без их качественного совершенствования): рост численности работающих (без изменения их квалификации и общеобразовательного уровня), рост капитальных вложений (на расширение объема вовлекаемых в хозяйственный оборот основных средств), рост объемов потребляемого сырья. Этот путь развития является простейшим путем расширения производства.
    Решающими факторами выступают интенсивные, обеспечивающие рост производительности труда, повышение эффективности  и качества работы. Этим факторам должно быть уделено при анализе особое внимание. По полноте охвата своим действием факторы подразделяются на общие и специфические. Факторы, действующие во всех отраслях экономики, являются общими, а факторы, характерные для отдельных отраслей экономики - специфическими. К общим факторам относятся обеспеченность и использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов; к специфическим - месторасположение отдельных организаций, контингент обслуживаемых ими потребителей. По отношению к объекту исследования факторы классифицируются на внутренние, т.е. возникающие в ходе деятельности организации и внешние, которые возникают в результате действия деятельности других организаций или внешней среды. По отношению к деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта, возможностям воздействия на ее ход и результаты различаются объективные и субъективные факторы. Объективные факторы, т.е. не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта, постоянно воздействуя на его хозяйственную деятельность, как правило, отражают действия экономических законов. Так изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию, товары влияет почти на все показатели (особенно финансовые) промышленных, строительных, сельскохозяйственных, торговых и других организаций. Изменения цен, тарифов, ставок вызывают в процессе анализа довольно сложные экономические расчеты. Фактор цен, не зависящий от анализируемой организации, исключается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами.
    К субъективным, т.е. факторам, зависящим от результатов работы  коллектива организации, относятся эффективность использования всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Успешное хозяйствование определяется (когда объективно имеются все исходные позиции) умелым руководством тем или иным производственным коллективом; правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела, конкретным исполнителем; его экономической и организационной подготовленностью. По свойствам отражаемых явлений факторы подразделяются на количественные, выражающие количественную определенность явлений (объем поставок, количество оборудования, численность работников и др.), и качественные, определяющие внутренние признаки и особенности изучаемых объектов (качество продукции, фондоотдача, производительность труда и др.). По направлению действия на результаты деятельности организации факторы делятся на положительные и отрицательные. Анализ положительных факторов позволяет полнее выявить резервы роста и улучшения использования экономического потенциала организации, а анализ отрицательных факторов способствует устранению выявленных ранее недостатков в работе и предупреждает их возникновение в будущей деятельности. По способу определения действия факторы бывают прямые, влияние которых определяется непосредственно (без специальных расчетов), и расчетные, действие которых измеряется при помощи специальных приемов.
    Например, чтобы определить влияние изменения прочих доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом на чистую прибыль организации достаточно выявить отклонение в сумме прочих доходов, абсолютная величина которого и будет являться размером влияния. А для определения влияния изменения выручки от продажи продукции на  чистую прибыль организации необходимо отклонение выручки от продажи продукции отчетного периода от выручки от продажи продукции предшествующего периода умножить на уровень рентабельности продаж предшествующего периода, и полученный результат разделить на 100. По степени детализации выделяют факторы простые (элементные), являющиеся результатом действия одной причины, и сложные (комплексные), возникающие под воздействием комплекса причин. К простым факторам, например, относится количество дней в анализируемом периоде, к сложным - производительность труда работников, зависящая от целого ряда причин. По уровню соподчиненности различают факторы первого, второго, третьего и т.д. уровней подчинения. Например, к факторам первого порядка, оказывающих влияние на изменение прибыли от продаж, являются выручка от продажи продукции и расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по функциям: себестоимость проданной продукции, коммерческие расходы и управленческие расходы. К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов можно отнести: количество и структура проданной продукции и уровень цен на нее; уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и продажи продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.п. Для определения влияния указанных факторов необходимо использовать внутреннюю управленческую информацию, которая является конфиденциальной и представляет коммерческую тайну хозяйствующего субъекта.[7] 
 
 

    Предприятие, являясь открытой системой, подвержено воздействию различных факторов, как внутренних, так и внешних. Факторы экономического роста предприятия, во всем их многообразии, являются основой достижения эффективности его экономической  деятельности. Поэтому, менеджеры любой компании, рассчитывающей получить конкурентные преимущества и укрепить свои позиции на рынке, должны уделять особое внимание перечисленным факторам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ОСОБЕННОСТИ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ  НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИКАР»
      
          2.1 Анализ  основных показателей экономического  роста  ОАО «Икар»
 

       Оценка стоимости предприятия  как бизнеса имеет значение  не только в процессах присоединения, поглощения, слияния , продажи части фирмы как бизнеса, покупке акций. Важным аспектом  является процесс определения экономического роста фирмы с позиции рыночных оценок.
     Имеются различные точки зрения на категорию стоимости предприятия. Конечным показателем общей стоимости фирмы является цена его возможной реализации на рынке.
     Осуществление оценки стоимости организации  может  осуществляться с помощью различных  подходов с позиций интересов  субъекта оценки. Для определения стоимости организации с целью оценки его инвестиционной привлекательности, нужно  организовать все расчеты с позиций выгоды  акционеров, то есть тех, кто  не имеет  интересов в деятельности организации, помимо отчисления  дивидендов.[9] Существуют так же  и иные  цели  для осуществления экономической оценки фирмы .
     Экономический рост делает предприятие инвестиционно  привлекательным. Размеры  реинвестируемой  прибыли характеризуют перспективы  экономического роста. В соответствии с методикой «Дюпон» экономический рост предприятия определяется следующим образом:  

     
           Рис 2  - Экономический рост предприятия  

    Объектом  исследования курсового проекта  было выбрано открытое акционерное  общество «Икар». Основными видами деятельности общества являются:
    - производство машиностроительной  продукции, товаров народного  потребления, сельскохозяйственной  продукции, научно-технической товарной  продукции;
    - оказание бытовых услуг;
        - жилищное строительство и осуществление строительно-монтажных работ на - объектах промышленно-технического назначения;
        - экспорт и импорт машиностроительной продукции и товаров народного потребления в соответствии с действующим законодательством;
        - посредническая (брокерская) деятельность, операции по оптовой и розничной купле-продаже (дилерская деятельность).
    Основой для оценки финансово-хозяйственной  деятельности и определения перспектив экономического роста компании является анализ его финансово-экономического состояния по данным внешней финансовой отчетности.
    Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать  свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.[5]
     Оценка  финансового состояния предприятия  состоит из таких основных этапов:
     § анализ финансовой устойчивости;
     § анализ ликвидности;
     § анализ рентабельности капитала;
     Финансовая  устойчивость характеризует степень  финансовой независимости предприятия  относительно владения своим имуществом и его использование.
    Эта степень независимости можно  оценивать по разным критериям:
    1. уровню покрытия материальных оборотных средств (запасов) стабильными источниками финансирования;
    2. платежеспособности предприятия (его потенциальной возможностью покрыть срочные обязательства мобильными активами);
    3. частице собственных или стабильных источников в совокупных источниках финансирования.
    Относительная оценка финансовой устойчивости предприятия  дается с помощью следующих показателей:
     1.Коэффициент автономии (независимости)
     К , (1)
     где К коэффициент автономии,
     СК  – собственный капитал,
     ВБ  – валюта баланса.
     Коэффициент автономии показывает общую сумму  собственного капитала в общей сумме  всех средств. Считается, что чем  выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов организация.
     2.Коэффициент  заемного капитала
      , (2)
     где ЗК – заемный капитал.
    3.Коэффициент структуры долгосрочных вложений
     , (3)
    где ВА – внеоборотные активы.
    Коэффициент показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных активов  профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.
        Так же рассчитывают коэффициент финансового левериджа, показывающий величину заемных средств на каждый рубль собственных средства, вложенных в активы организации и коэффициент маневренности. Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Особенности изменения данных коэффициентов за последние годы в ОАО «Икар» представлены в таблице 2. 

     Таблица 2 – Анализ финансовых коэффициентов ОАО «Икар»
           2008 2009 2010 отклонения
    Коэффициент автономии 0,70 0,67 0,68 0,02
    Коэффициент заёмного капитала 0,30 0,33 0,32 0,02
    Коэффициент финансовой устойчивости 0,70 0,67 0,68 0,02
    Коэффициент финансового левериджа 0,44 0,50 0,47 0,03
    Коэффициент маневренности 0,12 0,12 0,13 0,01
    
  
 

 Предприятие  стало более зависимо от внешнего  финансирования, так как коэффициент  автономии уменьшился на 0,02 и  составил в 2009 году 0,68, в связи  с этим величина заемных средств на каждый рубль собственных средств вложенных в активы увеличилась на 0,12.
     Коэффициент заемного капитала  увеличился на 0,02 и составил в  2009 году 0,32 , это означает, что % капитала  предприятия составляет заемный  капитал. На протяжении всего рассматриваемого периода значение коэффициента структуры долгосрочных вложений не изменилось (он отсутствует), т.е. внеоборотные активы не были профинансированы за счет долгосрочных пассивов.
        Коэффициент финансового левериджа  увеличился на 0,03 и достиг уровня в 2009 году 0,47. Это означает, что доля заемных средств, используемых для финансирования деятельности компании, увеличилась, следовательно, увеличилась зависимость от кредиторов. Коэффициент финансовой устойчивости уменьшился и составил в 2009 году 0,68, это означает что 68% активов финансируется за счет собственных источников.
Коэффициент маневренности показывает, какая  часть собственного капитала используется для финансирования текущий деятельности, мы видим, что данный коэффициент уменьшился с 0,12 до 0,13. Это означает, что предприятие менее устойчиво с точки зрения возможности его переориентирования в случае изменения рыночных условий.
         С финансовой точки зрения, чем  выше коэффициент маневренности,  тем лучше финансовое положение предприятия. Для ОАО «Икар» коэффициент маневренности в конце анализируемого периода имеет отрицательное значение, что в свою очередь свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия в целом. 
 

     Таблица  3 – анализ финансовой устойчивости ОАО «Икар»
     показатели 2006 2007 2008 отклонения
Источники собственных средств, тыс. руб 131,7 121,9 115,3 163,5
Основные  средства и вложения, тыс. руб 1482,12 1365,44 1306,7 175,41
Наличие собственных долгосрочных заемных  источников формирования запасов и затрат, тыс. руб 165,02 144,66 153,2 118,2
Краткосрочные кредиты и заемные средства, тыс. руб - 3500 1123 1123
Общая сумма основных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб 3300 1474,2 1448,6 1118,6
Общая величина запасов и затрат, тыс. руб 27676 29405 24144 3522
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств, тыс. руб 44178 43871 39464 4714
Излишек (+) или недостаток (-) собственных долгосрочных и заемных источников формирования запасов и затрат, тыс. руб 44178 43871 39464 4714
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат, тыс. руб 606 176 1690 1083
 
     
    На основании данных, приведенных в таблице 3, мы видим, что финансовая устойчивость ОАО «ИКАР» не изменилась на протяжении рассматриваемого периода и относится к пятому типу: кризисному типу финансовой устойчивости, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывает даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд. За анализируемый период у предприятия наблюдается кризисное финансовое положение, баланс предприятия неликвиден.
       Для выхода из сложившейся  ситуации предприятию необходимо провести анализ своих конкурентов, рынка сбыта своей продукции, улучшить ассортимент выпускаемой продукции, внедрить на практике новое технологическое оборудование, что приведет к улучшению финансового положения предприятия. 

     

2.2 Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
 
    Одной из важнейших характеристик  рыночной  экономики  является  конкуренция между субъектами  и объектами рынка.  Конкуренцию принято определять  как соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, которые заинтересованы в достижении определенной цели на определенном  поприще. Конкуренция  тесно связана с понятием конкурентоспособности. 
  Конкурентоспособностью  считается способность выдерживать конкурентную борьбу и  противостоять ей. При этом, термин конкурентоспособность применяются  как к продукции (услугам), так и к компаниям, фирмам и другим организациям. Под конкурентоспособностью понимается относительная характеристика товара, отражающая отличие данного товара от продукции конкурентов, во-первых, по уровню  соответствия определенной покупательской  потребности, а во-вторых, по совокупных расходам  на удовлетворение этой потребности. Под расходами понимается ценовое выражение, включающее издержки потребителя, которые связанны с покупкой  продукции, и все затраты, появляющиеся в процессе потребления или использования.[3]
      Конкурентоспособность продукции характеризуют три группы  показателей:
- полезность (качеством, эффектом от использования и т.п.); 
- определяющие затраты потребителя при удовлетворении его потребностей с помощью  этого  изделия (расходы на покупку, использование, ремонт техническое обслуживание, утилизацию и т.п.);
- конкурентоспособность предложения (способ продвижения товара на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Конкурентоспособность продукции характеризуется рядом параметров, которые можно подразделить на  нормативные (степень соответствия продукции стандартам, техническим условиями, законодательству) и технические (технологические свойства продукции,  характеризующие область его использования, степень надежности, срок службы, уровень мощности и т.д.), экономические (количество расходов потребителей на приобретение, потребление, а также утилизацию продукции, т.е. цена потребления) и организационные (система дисконтов, комплектные поставки, сроки и условия поставок и пр.). Данная классификация подробно представлена на рисунке 3.
       
     
Рисунок 3 - Параметры конкурентоспособности продукции
 
    
  Для  рассматриваемого предприятия изучение  конкурентоспособности продукции  является весьма важным аспектом, так как рыночные отношения  препятствуют наличию занимать  длительное время устойчивое  положение на рынке, опираясь  исключительно на показатели конкурентоспособности продукции в производственно-сбытовой стратегии, т.е. издержки на производство и реализацию продукции не учитываются. Под   конкурентоспособностью производителя  понимается это его способность сохранить и расширить свои сбытовые рынки с помощью целенаправленной деятельности, как в отношении качественных характеристик товара, так и в отношении производителей-конкурентов.
       Обеспечение конкурентоспособности компании является краеугольным камнем  всех решений, связанных с завоеванием новых рынков сбыта, реорганизацией организационной структуры компании, технологическим изменением  и освоением новых видов товара, изменением количества  ее выпуска, изменением основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой стратегией (рисунок 4).
          Степень конкурентоспособности  компании определяется действием  ряда факторов внешней и внутренней  среды жизнедеятельности этой компании.
          К факторам внешней среды  относят:
- степень  государственного регулирования и развития национальной экономики (система налогообложения, кредитно-финансовая и банковская системы, законодательство в сфере бизнеса, система внешнеэкономических связей и т.д.);
- коммуникационная  система; 
- факторы, которые определяют потребление продукции (фактор емкости рынка, требования покупателей к качеству товаров и т.д.); 
          Факторы внутренней среды предприятия характеризуются  следующими внутрипроизводственными показателями: 
- технические характеристики производства (характеристика состояния и уровня использования производственных мощностей); 
- технология;
-  система организации производства и управления; система формирования и стимулирования спроса и т.д.[9] 
 


Рисунок 4 – Управление качеством на производстве 

      Возможность компании воздействовать на факторы окружающей среды ограничена, так как  эти факторы  действуют по отношению к предприятию объективно. Реальные  возможности влияния на конкурентоспособность предприятия относятся к факторам внутренней среды компании, но воздействие на эти факторы может осуществляться компанией с различной интенсивностью. Крупных  капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют внесения изменений в  технико-технологические условия функционирования компании. Самыми мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.
      Помимо всего вышеперечисленного  важнейшим фактором, оказывающим  влияние на конкурентоспособность  ОАО «Икар» и, как следствие,  на темпы его экономического  роста, является организационная структура рассматриваемой компании.
      Организационная структура ОАО  «ИКАР» является линейно функциональной  структурой. Для данной структуры  характерны черты централизованной  организации, то есть руководство  высшего звена оставляет за  собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений. По каждой подсистеме формируется «иерархия» служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу, которые решают свои обособленные задачи. Руководители высшего звена управления решают, насколько эти задачи соответствуют задачам в целом для ОАО «Икар». На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы: функциональная структура управления, принятая на ОАО «Икар» несет в себе недостатки, которые ранее не являлись определяющими, но в изменившихся экономических условиях стали серьезными и требующими немедленного устранения. Основными из них можно назвать: развитие узкоспециализированных специалистов техников, нежели управляющих (менеджеров); это приводит к тому, что практически на всех руководящих должностях работают высококлассные и опытные технические специалисты, однако не все из них хорошо освоили новую для себя специальность менеджер (профессиональный управленец); ответственность за финансовые результаты предприятия в целом несет исключительно руководитель предприятия, а критерием оценки деятельности руководителей большинства структурных подразделений является физический объем произведенной продукции, для непроизводственных решение инженерно технических задач и тому подобное.
    В связи с укрупнением производства на ОАО «Икар», быстрыми изменениями  в номенклатуре и усложнением производственных связей недостатки, указанные выше, становятся особенно ощутимыми. Становится сложнее координировать работу линейному руководителю, а из-за непрочности связей между функциональными службами, наблюдаются плохое взаимодействие в работе.
    Таким образом, для устранения имеющихся  недостатков необходимо совершенствование  управления, в том числе создание специального органа по управлению целевой  программой. В этом случае, помимо линейно  функциональных органов (осуществляющих управление по вертикали) нужно создать органы горизонтального целевого управления (матричную структуру). 
 

    2.3  Инновационная деятельность предприятия 
 

    В  современных  условиях  успешная  деятельность  предприятий  невозможна  без  инноваций  и  инвестиций.  Рыночные  условия  развития  экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных  преобразований.  Эти  преобразования  можно  осуществлять,  используя  самую  передовую  технику,  технологию,  непрерывно  развивая  научную базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.
    Можно  использовать  технологические,  продукт  –  инновации,  процесс  инновации.  Используя  технологические  инновации,  предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов.
    Инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Используя  продукт    инновации, предприятие  разрабатывает  и  внедряет  новые  или  усовершенствует  ранее  выпускаемые  продукты.  При  этом  предприятие  стремится  к  производству  принципиально  новой  продукции, для  которой  предполагаемая     область  применения  (или  использования),  функциональные  характеристики,  признаки,  конструктивное  выполнение,  дополнительные  услуги,  а  также  состав  применяемых  материалов  и  компонентов  новые  или  в  значительной  степени отличающиеся от ранее произведенных.
      При   использовании   процесс -  инноваций предполагается  разработка  и  освоение  новых производственных  процессов или  в  значительной  степени  измененных. Процесс  инновация  может представлять  собой новые  или  усовершенствованные   методы  производства,  уже  реализованные  в  производственной  практике   других  предприятий. 
    Инновационная деятельность предприятия характеризуется       показателями затратными, показателями характеризующими динамику инновационного процесса, показателями обновляемости, структурными показателями. 
    К затратным  показателям ОАО «ИКАР»  можно отнести удельные затраты  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в объеме  продаж,  которые  характеризуют  показатель                       наукоемкости    продукции,  выпускаемой предприятием;  удельные  затраты на приобретение  лицензий; наличие  фондов  на  развитие  инициативных  разработок. 
    К показателям  ОАО     «ИКАР»,  характеризующим  динамику  инновационного  процесса  можно  отнести  показатель  инновационности;  длительность  процесса  разработки  нового  продукта  (новой  технологии).  К  показателям обновляемости  относится  количество  разработок  или  внедрений  нововведений продуктов  и  нововведений процессов; количество  приобретенных новых технологий (технических  достижений);  объем  экспортируемой инновационной  продукции;  объем  предоставляемых  новых  услуг. К структурным  показателям  можно  отнести состав и количество исследовательских,  разрабатывающих  и других научно технических  структурных  подразделений  (включая  испытательные  и экспериментальные  лаборатории);  численность  и  структура  сотрудников, занятых  НИОКР;  состав  и  число  творческих  инициативных  временных бригад. 
    Как  и  любая  организация,  предприятие «ИКАР» в  своей  деятельности нуждается  в  постоянном  развитии. 
      Если  рассматривать  вопросы экономической  политики  предприятия,  то  развитие  научно-технического прогресса  следует  считать  первой  среди  узловых  проблем  развития предприятия. 
    Техническое  развитие   –  это  деятельность предприятия, направленная  на  повышение  эффективности  работы  через совершенствование  техники,  технологии  и  организации  производства для лучшего удовлетворения потребностей  рынка.  Технический  уровень  производства  характеризуется  такими  показателями как:  разработка  и внедрение новой техники; использование  в производстве орудий труда (оборудования, приспособлений, инструментов); механизация и автоматизация основных и вспомогательных работ; внедрение современных технологий, в том числе  технологий  максимально  экономящих сырье,  топливо,  материалы  и  обеспечивающих  охрану  окружающей  среды; качество выпускаемой продукции. Чтобы  предприятие  могло  проводить  соответствующую  экономическую,  техническую,  инновационную и инвестиционную политику, комплексно  решать  вопросы,  гибко  и  своевременно  реагировать  на  возникающие  потребности,  необходимо  располагать  соответствующими  фондами. Инновации  позволяют  предприятию добиваться  конкурентного  преимущества. Инновация включает как НИОКР, так и совершенствование организационной структур и  системы  управления.  Предприятию необходимо разработать инновационные цели,  которыми могут быть например создание нового продукта; переход  на  новую  технологию;  подготовка новой услуги; переход на новый  вид  ресурса; новая система управления; новая организационная структура.
    В целях повышения эффективности  функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:    
    -    наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;    
    - конкурентоспособность предприятия  по показателям качества продукции  и эффективности производства, достижение  баланса между стабильностью  (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;    
    - эффективность в широком спектре  радикальности нововведений и  гибко приспосабливаться как  к эволюционным, постоянно реализуемым  нововведениям, так и радикальным,  периодически осуществляемым нововведениям.  При этом следует обеспечивать  сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;    
    - организацию взаимодействия внутренних  и внешних элементов системы  развития, главными факторами которого  являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
    В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, то есть переход от всеобщего использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.
    Безусловно, инновация опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности  использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.