На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология в XX в. Плюрализм современной социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Социология в XX в. Плюрализм современной социологии.
    На  протяжении XX в. социологическая наука претерпела значительные изменения, в результате чего сегодня она представляет собой чрезвычайно сложную систему теорий, концепций, идей, гипотез, методов и способов исследования социальных явлений. Важно отметить, что эволюция главных направлений и школ современной западной социологии осуществлялась одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом. Эмпирические исследования проводились и ранее, но они не носили систематического характера, не имели разработанных методологии и методики.
    Эмпирическое  направление, возникшее в XX в., можно рассматривать как противопоставление теоретическим построениям классической социологии XIX в. Его становление связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования социальной философии и необходимостью решения практических задач по управлению социальньши процессами. Наиболее активное развитие в эти годы социология получила в США, что диктовалось, с одной стороны, потребностью дальнейшего развития социологической науки, ее выхода за рамки европейской традиции, с другой — потребностями быстро развивающегося американского индустриального общества и практического решения возникающих при этом новых социальных проблем. Заметным явлением стал выход работы американских социологов
    Уильяма Томаса (1863—1947) и Флориана Знанецного (1882—1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1920). На основании анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий, воспоминаний) авторы исследовали проблемы адаптации мигрантов в новой социокультурной обстановке. Дальнейшее развитие американская эмпирическая социология получила в деятельности социологов Чикагской школы — Р. Парка, Э. Берджесса, Л. Вирта, У. Огборна и др. Роберт Парк (1864—1944) изучал массовое поведение, массовую коммуникацию, он стал социологом «коллективного поведения». Классическая социальная экология Р. Парка послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго. Ее прикладной вариант для социологии города был разработан Э. Берджессом, который описал механизм формирования социально неоднородных районов города в процессе его роста.
    В Чикагской школе были созданы  предпосылки возникновения урбанистической концепции    Л. Вирта. Однако в 40—50-е годы XX в. лидерство в развитии эмпирической социологии перешло к Колумбийскому и Гарвардскому университетам. Большую роль сыграло то обстоятельство, что в эти годы в Колумбийском университете активно занимался прикладными социологическими исследования Р. Мертон, ученик П.А. Сорокина. Его деятельность во многом способствовала росту авторитета эмпирической социологии в рамках американской социологии, олицетворяя собой единство теории и метода. В Гарварде социолог и психолог Элтон Меио (1880—1949) и его коллеги в течение 1927—1932 гг. занимались проведением исследования на ряде промышленных предприятий г. Хоторна (близ Чикаго), которое стало известным как Хоторнский эксперимент. Цель исследования — влияние оплаты и условий труда, других социальных факторов на производительность рабочих. Основными научными итогами Хоторнского эксперимента стали:
    • пересмотр роли человеческого фактора  в производстве и отход от прежней концепции рабочего как «экономического» человека, для которого определяющими являются сугубо прагматические цели;
    • открытие в трудовых коллективах  явления неформальной организации, свидетельствующего о сложных механизмах социальной жизни производственного коллектива.
    Итоги Хоторнского эксперимента послужили  основой для разработки новых подходов к решению проблем морально-психологического стимулирования труда. Они инициировали развитие индустриальной социологии, в частности теории человеческих отношений и социологии управления. Индустриальная социология получила развитие в книге Э. Мэйо «Социальные проблемы промышленной цивилизации» (1945). Основными объектами анализа Э. Мэйо в современном ему капиталистическом обществе были:
    • факт разрушения индустриализирующимся  обществом «первичных» или «неформальных» организаций. Например, технический прогресс XX в. разрушил прежнюю систему цехового ученичества (социализации), которая была одновременно средством адаптации рабочего к производственным условиям, предпосылкой для получения образования, найма на работу и др.;
    • растущая индустриализация общества и  ее неизбежный спутник — бюрократизация превращают человека в «изолированный атом», порождают враждебность, игнорируют мир человеческих эмоций.
    Э. Мэйо подчеркивал увеличение разрыва  между техническим и экономическим развитием современного ему общества и его нравственно-социальным уровнем.
    Вместе  с тем он признавал неизбежность последствий общественного прогресса и отводил основную роль в создании социальной гармонии слою «просвещенных менеджеров», так как именно они, по Э. Мэйо, способны к научно-объективному руководству.
    Структурный функционализм. Ведущим направлением в социологии того периода становится структурный функционализм, разрабатывемый Толкотом Парсонсом (1902—1979) и Робертом Мертоном (1910—2003). Ключом к структурному анализу служит категория равновесия, суть которой заключается в том, что условиями выживания социальной системы являются условия равновесия (общества в целом или отдельного индивида):
    • адаптация — приспособление к окружающей среде;
    • целеполагание — формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;
    • интеграция — поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений;
    • латентность (поддержание образца) — обеспечение внутренней стабильности, самотождественности системы.
    На  уровне общества функции адаптации  осуществляет экономика, целеполагания — политика, интеграции — право и культура, латентности — семья, школа, церковь и т.д.
    Одной из центральных категорий теории Т. Парсонса является категория социального действия, основными составляющими которого являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Деятель — это индивид (группа), который обладает активностью, способен к постановке цели, анализу ситуации и определяет способ и методы достижения цели. Ситуацию составляют факторы, актуальные для субъекта в данный момент, от которых зависят действия субъекта: физические, культурные и социальные.
    По  Т. Парсонсу, развитие общества носит  эволюционный характер и может быть описано с помощью следующих категорий:
    • дифференциации как неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы;
    • интеграции как роста целостности системы благодаря появлению и упрочению новых связей, координации между частями.
    В соответствии с названными категориями  он выделял следующие типы обществ и их характеристики:
    • примитивные — дифференциация выражена незначительно;
    • промежуточные — появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область;
    • современные — отделение правовой системы от религии, административная бюрократия, рыночная экономика, демократическая избирательная система.
    Теория  социального конфликта. Основателем этой теории был американский социолог Чарльз Миллс (1916—1962). Он рассматривал социальный конфликт как борьбу за ценности и статусные привилегии, за власть, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, во и в нейтрализации или устранении соперника. Основные функции социального конфликта проявляются в интеграции социальной структуры, сохранении солидарности внутри групп, укреплении межчеловеческих отношений и управлении социальными изменениями. Иными словами, Ч. Миллс считал конфликт естественной составляющей социального организма.
    Разработкой теории социального конфликта занимался также немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). Суть его концепции раскрывается следующими постулатами:
    • основу взаимодействия в системе  «индивид — общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение;
    • роль — это воплощение властных отношений на поведенческом уровне;
    • отдельному индивиду роль задается, т.е. носит нормативно-принудительный характер;
    • иерархия ролей существует и на уровне индивида, и на уровне общества;
    • социальное неравенство есть неравенство  ролей, которое ведет к конфликту.
    Р. Даррендорф утверждал, что конфликт можно регулировать при помощи переговоров, посредничества, арбитража и др. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени его открытости. Демократическое открытое, высокомобильное общество является формой, наиболее соответствующей регулированию конфликтов, так как в таком обществе протекание конфликтов предельно формализовано.
    Феноменологическая  социология (Альфред Шюц (1899—1959), Питер Бергер (р. 1929), Томас Лукманн (р. 1927)) исходит из того положения, что восприятие действительности зависит от того, как человек ее интерпретирует. Задача социологии заключается в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных явлений на основе. Согласно данной концепции, при создании теоретической модели мира социолог должен придерживаться следующих правил:
    • релевантности (представительности), т.е. модель должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета;
    • адекватности, т.е. модель, содержащиеся в ней знания, мотивы, планы должны быть разумными и понятными с точки зрения здравого смысла;
    • логической последовательности — понятия  должны быть согласованы, основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу;
    • согласования — социолог должен строить  объяснительную модель так, чтобы ее можно было эмпирически проверить.
    Символический интеракционизм. Основатель теории Джордж Мид (1863—1931) на основе идей Ч. Дарвина создал теорию человеческой эволюции. Он считал, что человек отличается от животных тем, что инстинкты не являются регуляторами его поведения. Главная характеристика действий людей — использование символов, которые выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. Дж. Мид выделял две ступени социального действия: общение при помощи жестов, прообраз языка, и символически опосредованное общение с помощью языка. Возникновение символически опосредованного общения исследователь объясняет как функционально, т.е. необходимостью координирования действий, так и антропологически, т.е. способностью к созданию и использованию символов. Общение с помощью языка характеризуется тем, что оно порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяет поставить себя на место другого индивида и позволяет видеть себя глазами другого индивида.
    Теория  действия, или теория социального обмена, Джорджа Хоманса (1910—1989) и Питера Блау (р. 1918) стала попыткой возрождения индивидуализма в социологии. Ее истоки находятся в бихевиористской психологии. Задачу эмпирической социологии Дж. Хоманс видит в описании связи между явлениями и объяснении этой связи. Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, предполагаемые закономерности получили название гипотез. Объяснение эмпирических закономерностей возможно только одного типа — психологического.
    Основной  категорией теории обмена является категория социального действия. Социальное действие — это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Иными словами, внимание привлекается к «элементарному социальному поведению», выступающему в виде обменных отношений.
    Для объяснения социгшьного действия Дж. Хоманс выдвинул пять основных гипотез:
    1) гипотеза успеха — действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения «гасится»);
    2) гипотеза стимула — действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Дж. Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях;
    3) гипотеза ценности — чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятное повторение действия;
    4) гипотеза голодания-насыщения — чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение);
    5) гипотеза фрустрации-агрессии — не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.
    Из  этого следует, что каждый индивид  рационально рассчитывает свои усилия и выгоду от собственных действий. Речь при этом идет не только о материальных, но и о широком круге социальных издержек и выгод. Если итоговое вознаграждение достаточно по сравнению с усилиями, то данное действие закрепляется, постепенно становится нормой. Если же вознаграждение с точки зрения индивида недостаточно, то он начинает избегать соответствующих форм поведения.
    С помощью названных гипотез Дж. Хоманс пытается снить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и др. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.
В ряде своих  подходов Дж. Хоманс стремился приблизить социологию к экономической науке, что подтверждается исходной позицией исследователя о вполне рациональном характере поведения индивида, с одной стороны, а с другой — стремлением оценить поступки вида в контексте ряда экономических категорий, например издержек, выгоды и др.
    Стремление  построить стратегию социологической  теории позволило Дж. Хомансу классифицировать уровни понятийного аппарата, ключевые понятия которого («деятельность», «взаимодействие», «ценность», «нормы», «вознаграждение» и др.) по-прежнему широко используются последователями данной теории.
    В свою очередь П. Блау трактует обмен  как специфический тип ассоциации, включающий «действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений». Данное определение обмена, способного иметь место лишь в границах таких отношений, при которых иные вознаграждения ожидаются и получаются от определенных посторонних лиц, более ограничено по сравнению с определением Дж. Хоманса, охватывающего любую деятельность в рамках обмена независимо от ожидания или получения вознаграждения.
    В то же время П. Блау, как и Дж. Хоманс, считает, что при рассмотрении ассоциаций, включающих явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью между двумя лицами, используется элементарная экономическая модель. Иными словами, П. Блау трактует социальную жизнь в качестве своеобразного «базара», где «акторы торгуются» между собой с целью извлечения наибольшей выгоды. Соображения рационального обмена между противоположно направленными интересами вполне применимы к сложным социальным структурам, базирующимся на институализированных ценностях, например управлению. В данном аспекте управление выступает как умение извлекать выгоду, образующуюся между полезностью (вознаграждением) и издержками (потерями, наказанием). Ряд исследователей, в том числе российские социологи (Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов и др.) полагают, что социальный обмен открывает возможность моделировать ситуации, вызывающие желаемое поведение и желаемые реакции с учетом ожиданий участников и возможностей их удовлетворения. Однако эффективность анализа социального обмена на институциональном и организационном уровнях для управления процессами социальной жизни еще не осознана в полном объеме.
    В рассматриваемый период времени  появились и другие парадигмы социологического знания: социометрия Дж. Морено, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория структурации Э. Гидденса, концепции технократизма и др.
    Социометрия (микросоциология) как теоретическое и прикладное направление социологической науки, изучающее социо- и психологические взаимоотношения личностей в малых группах, возникла в 30-е годы XX в. Ее возникновение связывают с деятельностью ученика 3. Фрейда Джекоба Морено (1892—1974), эмигрировавшего из Румынии в США, который использовал специфические психологические приемы изучения группового поведения людей.
    Хотя  теоретические посылки социометрии  со свойственной ей фетишизацией психической жизни людей и необоснованным распространением теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику, распространенность данного направления объясняется оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как общенаучный инструментарий в различного рода социальных исследованиях. Дж. Морено видел значимость социометрии в том, что раскрывая социально-психические механизмы и психические структуры сообществ, она получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.
    Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социограммы, на которых базируется социометрический метод. Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты, позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.
    Оригинальная  социологическая концепция была представлена в книге, американского социолога Гарольда Гарфинкеля (р. 1917) «Исследования по этнометодологии» (1967), в которой была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу общественных дисциплин. Главной темой исследователь считал проблему рационального описания практических повседневных социальных взаимодействий. По Г, Гарфинкелю, социология призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстраординарные явления, одновременно являясь важной сферой повседневной деятельности людей.
    Поэтому все люди в обществе — социологи, так как, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.
    Современная социология — это не столько целостная  мононаука, сколько широкое научное движение, направленное на изучение социальных проблем самого различного характера, стоящих перед развитыми странами. Среди теоретических течений современной социологии выделяют: европейскую индустриальную социологию, социологию международных хозяйственных отношений, коммуникативную теорию Н. Лумана, экологическое течение, тендерные и этнические аспекты и др. Необходимо упомянуть теории современного общества, характер которых определяется глобализацией. Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие стран-лидеров с их экспансией (экономической, политической, культурной). В частности, автор теории «глобальной системы» Иммануил Валлерштайн (р. 1930) считает, что с 1450 по 1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, поляризации мира.
    Ядро  глобального общества (мировые лидеры производства) закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда, эксплуатации колоний и национальных окраин. Индустриальное развитие Европы невозможно за счет использования только собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Привлечение сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы менее развитых обществ позволяет метрополиям быстро обогатиться. Сильнейшие из них становятся империями, а менее развитые общества попадают в экономическую, политическую и социокультурную зависимость.
    К середине XX в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, периферийный мир стал экономически привязанным к центру. Экстенсивный период развития мировой системы завершился, сформировав поляризованный мир: страны-лидеры, страны «золотого миллиарда» и аутсайдеры, для которых лидерство стало уже недостижимо. Внутри глобальной системы идет постоянный обмен: обмен знаний на ресурсы, информации на энергию. Ядро, пользуясь своими преимуществами (экономическими и интеллектуальными), продает технологии и вывозит капитал, а периферия — сырье, товары, человеческие ресурсы, искусство и интеллектуалов. При этом происходит диффузия культурных образцов во всемирном масштабе. 

 

    
    Сущность  социальной стратификации.
    Основные  концепции социальной стратификации
    Понятие социальной стратификации. Деление общества на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах, в том числе и на уровне первобытно-общинного строя. По мере того как общество достигало более высокого уровня экономического и культурного развития, более отчетливо проявлялось и социальное неравенство между людьми. Социологи разделяют мнение о том, что основой социальной стратификации послужило разделение труда между людьми, а также возникновение института частной собственности и связанной с этим возможности накопления богатства и приобретения власти. В качестве подтверждения приводится иерархия потребностей А. Маслоу, согласно которой материальные потребности человека в пище, одежде, жилище являются базовыми потребностями. Это дает основание считать материальное производство, способствующее удовлетворению определенных потребностей членов общности, источником возникновения различных социально-профессиональных групп.
    Поскольку в ходе исторического развития общественный труд все более усложнялся, его выполнение потребовало определенных профессиональных навыков и умений, что повлекло развитие системы образования и профессиональной подготовки. В итоге труд разделился на материальную и духовную сферы производства, вызвав расслоение в сфере образования, культуры и, соответственно, в способе удовлетворения духовных потребностей.
    Наряду  с процессами расслоения общества на профессиональные, территориальные, национальные, религиозные общности шли процессы формирования имущественного неравенства, что позволяло владельцам собственности, в отличие от неимущих, обретать большую политическую власть. Так формировалась социально-экономическая и политическая элита, составившая высший привилегированный слой общества. По мере развития науки и техники к образованности и компетенции человека предъявлялись все более высокие требования, и в обществе начал формироваться слой населения, обладающий достаточно высоким уровнем знаний, необходимых для работы в сфере материального и духовного производства, — средний класс. Труд представителей среднего класса, как правило, высоко оплачивался, что позволяло им вести соответствующий образ жизни.
    В то же время в обществе имелась  значительная доля населения, не обладающая собственностью, имеющая низкий уровень образования или не имеющая его вообще. Она составила низший слой общества. Так происходило формирование социальной структуры общества, в которой люди, имеющие власть и богатство, занимали более высокий социальный статус, чем те, которые имели только власть или только богатство, или не имели ни того, ни другого.
    Таким образом, социальная стратификация как деление на страты, или общественные слои, описывает социальное неравенство в обществе. Отношение субъекта к той или иной страте может быть описано как по объективным показателям, например по уровням образования и доходов, владению собственностью, так и по субъективным — по уровню престижа в глазах других людей. Следовательно, каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж, которые являются основными критериями стратификации.
    Если  в первобытном обществе неравенство  было незначительным, в связи с чем стратификация почти отсутствовала, то в сложных обществах неравенство очень сильное. Оно породило касты, сословия, а позже — классы. Однако понятие класса трактуется в различных концепциях по-разному. По мнению М. Вебера, о классах можно говорить только тогда, когда множества людей объединены экономическими интересами в приобретении товаров или полутгении дохода и взаимодействуют на рынке труда или рынке товаров. Классы, как и страты, имеют определенный социальный статус в обществе, который детерминируется соответствующим образом жизни.
    Идея  стратификации общества изначально имела выраженный идеологический оттенок: она возникла в противовес идее К. Маркса о классовом делении общества. Выделение социальных слоев, отражающих объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса, увязывалось с социальной мобильностью, что в итоге приводило к размыванию межклассовых границ. Например, рабочий после получения высшего образования может работать менеджером; городской житель может переехать в деревню и заняться агробизнесом и др. Иными словами, прежние резкие границы, существовавшие, например, между крестьянами и дворянами и определявшие их классовое различие многие поколения, в современном обществе уже не существуют.
    Из  этого следует, что классовые  границы утратили свой смысл, сохраняя чисто теоретический характер, тогда как понятие социального слоя имеет более конкретный смысл и значение. Он состоит в том, что социальные слои действительно фиксируют различные группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам.
    Социальные  слои могут различаться по своей  мощности. Одни слои могут приближаться по своему значению к понятию класса, например буржуазия, делящаяся на крупную, среднюю и мелкую; рабочий класс, включающий рабочую аристократию и пролетариат; крестьянство, и т.д. Другие слои представляют собой внутриклассовые или межклассовые прослойки, например представители третьего сословия в период созревания первых буржуазных революций, представители интеллигенции, работники сферы обслуживания и т.д. В то же время в каждом из этих элементов могут быть выделены свои собственные слои. Интеллигенция, например, может быть дифференцирована по сферам деятельности (производственная, научная, управленческая и др.). К понятию социального слоя могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы общества: бомжи, криминальные структуры и др.
    Научные концепции стратификации  общества. На становление концепции стратификации наиболее глубокоевлияние оказал К. Маркс, придававший экономике главенствующую роль в развитии социальных явлений. В основу своей концепции социального расслоения он заложил понятие производственных отношений, полагая все остальные характеристики классов производными. К. Маркс отмечал, что при любом экономическом строе есть господствующий класс, владеющий средствами производства, и класс угнетенных, работающий на собственников; часть общества — это люмпены, или люди, полностью отторгнутые обществом. На этом основании К. Маркс и Ф. Энгельс считали неравенство следствием несправедливых социально-экономических отношений между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Работы К. Маркса и его сторонников были положены в основу конфликтологического подхода. Иных взглядов на возникновение неравенства придерживались американские социологи К. Дэвис и У. Мур, представители функционалистской теории стратификации. Ученые рассматривали стратификацию как следствие нормального развития общества. По их мнению, функция стратификации в любом обществе заключается в том, чтобы обеспечивать наиболее способным и компетентным людям возможность социального продвижения в соответствии с их способностями. Таким образом, социальный престиж рассматривался не как производная экономического положения человека в обществе, а как характеристика, имеющая самостоятельный статус. Эта концепция серьезно подрывала идеи марксистов, отождествляющих стратификацию с понятием социального неравенства.
    Наиболее  существенный вклад в развитие теории стратификации внес П.А. Сорокин. Его книга «Социальная мобильность», опубликованная в 1927 г. и стимулировавшая последующие разработки по данной проблематике, и поныне считается классическим трудом по проблемам стратификации. В ней П.А. Сорокин рассматривает такое явление, как социальное пространство, внутри которого перемещаются индивиды. Чтобы установить социальное положение индивида в социальном пространстве, необходимо определить отношение индивида к конкретным группам, отношение этих групп друг к другу внутри популяции и отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.