Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности конфликтных ситуаций между учителем и старшими подростками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


федеральное агенство по образованию
мурманский государственный педагогический университет
факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
кафедра безопаности жизнедеятельности  и основ медицинских  знаний 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа
по  возрастной психологии
«Особенности конфликтных ситуаций между учителем и старшими подростками» 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      
                                       оглавление 

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I.  Природа конфликта и стратегии выхода из него………………....... 5
1.1.Конфликт, его сущность и структура…………………………………....... 5
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности, их особенности и стратегии выхода из него……………………………………………………..... 8
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей конфликтных ситуаций между учителем и старшими подростками………………………... 14
2.1. Методика исследования…………………………………………………… 14
2.2. Описание эксперимента…………………………………………………… 15
Заключение  …………………………………………………………………....... 22
Библиографический список…………………….……………………………… 24
Приложение 1………………………………………………………………....... 26
Приложение 2…………………………………………………………………... 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                введение 

   Подростковый  возраст - особый период в жизни человека, в который он проходит колоссальный путь в обретении чувства личности.
   С началом подросткового возраста изменяется объективное положение  ребенка, которое он занимает в жизни, перестраивается его собственная  внутренняя позиция. В этой связи у подростков возникает противоречие между традиционными формами учебной деятельности и ростом новых потребностей и ценностей, между осознанием этих потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения. В мотивационной основе межличностных отношений на первый план постепенно выдвигаются нравственные мотивы, принятие которых выступает в своеобразный форме кодекса партнерства и товарищества (бескорыстная помощь, общность, совместные переживания, внимание к другому и т.п.) (12).
   В подростковом возрасте впервые в развитии личности отдельные проявления самосознания - самонаблюдение, самопознание, самоотношение, саморегулирование деятельности и поведения - становятся необходимыми потребностями личности. Они, в свою очередь, стимулируются стремлением к самовоспитанию, к целенаправленному изменению себя в связи с осознанием каких-либо собственных психологических несоответствий с внешними требованиями, идеалами, нравственными образцами. Острая актуализация потребности в процессах самосознания происходит под влиянием сильных эмоциональных переживаний, жизненных коллизий, связанных с осознанием нежелательного отношения к себе со стороны окружающих, особенно для него значимых.
   Конфликтность отношений между педагогами и  учащимися средних и старших  классов — весьма распространенное явление.
   Объектом  исследования являются взаимоотношения  между учителем и учеником подростком в процессе учебной деятельности.
   Предмет исследования - особенности конфликтных ситуаций между учителем и старшими подростками.
   Цель  – выявление конфликтных ситуаций между учителем и старшими подростками, их причин и способов преодоления.
   Задачи  обусловлены целью исследования.
    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
    Выявить стратегии выхода из конфликта;
    Проанализировать конфликты в условиях учебной деятельности и их особенности;
   Теоретической основой настоящей работы являются труды следующих специалистов: Абрамова Г.С., Андреев В.И., Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Вереникина И.М., Кон И.С., Лозоцева В.Н., Рыбакова М.М., Белинская А.Б.
   Методологической  основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы являются такие методы, как метод анализа литературных источников и иные методы научного анализа и исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава I.  Природа конфликта и стратегии выхода из     него
                         1.1. Конфликт, его сущность и структура 

   Конфликт — чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни — между людьми, социальными группами, классами, государствами (6).
   На  сегодняшний день пока еще не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия.
   Сущность  конфликта заключается не столько  в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные взаимодействия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она – в противодействии субъектов конфликта в целом.
   Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. (4)
   Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться  в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
   Понятие «конфликт» не только носит междисциплинарный характер, на его основе возникла наука конфликтология. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать три вида конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.
   Возникновение науки конфликтологии свидетельствует  о возрастании социальной и научной  значимости проблемы конфликтов во всех сферах жизнедеятельности.

  Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру.

   Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без к5оторых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
   Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное  понятие по отношению к конфликту, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня, отражающих актуальное противоречие. Она включает в себя:
    Участники конфликта. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
    Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят понятие «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре. (14)
   Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные  действия – инициатор конфликта.
   Группа  поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д.
   Другие  участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. (15)
   Подстрекатель – это лицо, организация или  государство, подталкивающее другого  участника к конфликту. Сам подстрекатель  может затем в этом конфликте  и не участвовать. Его задача –  спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор – лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.
   Иногда  в число участников конфликта  включает медиаторов (посредников, судей  и т.д.), которые решает задачу прекращения  конфликта.
   2. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
   3. Объект конфликта. Сразу выделить объект конфликта не всегда удается. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (связь) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
   4. микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности, их особенности и           

                                           стратегии выхода  из него 

   В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор (В. Воронин).
   Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты (М. Рыбаков):
    деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
    поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне нее;
    отношений, возникающих в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.(11)
   Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
   Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод.
   Ведь  один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.
   Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
   Особенности педагогических конфликтов. Среди них  можно выделить следующие:
    ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
    участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
    разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
    различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
    присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
    профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
    всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
    конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
   Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
   Для конструктивного выхода из конфликта  важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
   Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.
   Основные  рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:
    контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
    не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «Я – высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
    не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
    стараться не выгонять ученика из класса;
    по возможности не обращаться к администрации;
    не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям.
 
                         Стратегии выхода из конфликта. 

   Принципиальное  значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор участником стратегии выхода из него. Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками.
   Стратегия выхода из конфликта представляет собой  основную линию поведения участника на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление. Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности участника, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус участника, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др. Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.
   1. Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.
   Многие  исследователи считают данную стратегию ущербной для решения проблем, так как она не предоставляет возможности участнику реализовать свои интересы. Однако жизнь дает много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно останавливать жесткой стратегией, а не увещеваниями. Против преступника, посягающего на жизнь другого человека, также необходимо использовать данную стратегию. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий.
   2. Компромисс состоит в желании участников завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания участником, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.
   В основе компромисса лежит технология «уступок сближения». Считается, что компромисс имеет недостатки: споры по поводу позиций приводят к урезанным соглашениям; создается почва для уловок; возможно ухудшение отношений, так как могут быть угрозы, давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т.п.
   3. Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию участника вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с участником, сильная завистливость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.
   4. Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что участник переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
   5. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости участников; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта.(12) 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Экспериментальное изучение особенностей конфликтных ситуаций между учителем и старшими                    подростками 

                               2.1. Методика исследования 

     Конфликтность отношений между педагогами и  учащимися средних и старших  классов — весьма распространенное явление.
     Считается, что субъектами конфликта являются учитель и ученик — заведомо не равные ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания».
     Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков»  или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб  увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог — он профессионал и человек, умудренный жизненным опытом. 

     Выявим  типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших классов, прежде всего, выпускников с учителями и получим представление об основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.
     Для этого необходимо:
     1) разделить весь набор (анкетный  список) конфликтов на типы по  содержанию разногласий;
     2) представить различные социолого-статистические  распределения информации, выявляющие  закономерности поведения тех  или иных групп учащихся в  конфликтных ситуациях. В данной  работе ограничимся гендерным  аспектом и фактором успеваемости.  


Описание  эксперимента 

     Для выявления типичных причин конфликтов учащихся с учителями представим эмпирический материал, который был  получен весной в результате социологического обследования. Сначала представим распределение  ответов подростков по полу. Гендерный аспект дает важную информацию. Пол, как правило, используется социологами в качестве основного дифференцирующего фактора поведения (см. Приложение 1).
     1. Практически по всем причинам  и поводам конфликтов мальчики  лидируют; они, может быть, этого  и следовало ожидать, доставляют учителям больше беспокойства, чем девочки. О том, что «Конфликтов практически не бывает», сообщили всего 37,5% мальчиков, среди девочек — неконфликтующих оказалось больше (50,3%).
     2. Больших количественных различий  между мальчиками и девочками в представленном наборе конфликтов не наблюдается. Основные различия касаются первой группы причин: у мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе, пропусков занятий и опозданий, а также из-за курения. Девочки опередили своих сверстников только в одном случае — «Мой внешний вид: прическа, одежда».
     Некоторые учителя категорично высказываются: «Для меня учащийся — ни мальчик, ни девочка. Главное — как он учится». Воспользуемся этим парадоксальным суждением. Рассмотрим все это на новой презентации эмпирического материала — по успеваемости учащихся (см. Приложение 2).
     Представленные в таблице цифры по каждой строке почти везде убывают или возрастают. Это означает, что успеваемость заметно влияет на характер конфликтов в школе. По крайней мере, связь между этими явлениями существует. Разберемся в этом подробнее.
     1. Выполнение-невыполнение главной  социальной функции (роли) учащегося.  Вокруг успеваемости разворачивается  наибольшее количество конфликтных  коллизий. По уровню успеваемости оценивается успешность выполнения юношами и девушками их социальной роли — ученика. Отметка в школьном аттестате может повлиять на дальнейшую судьбу молодого человека. Так было до реформы образования, так будет, по-видимому, и в ближайшие десятилетия, если не произойдет каких-то радикальных изменений в аттестационном оценивании, экзаменационных процедурах, формах учета и академического контроля. Это все, как известно, ожидается.
     Обращает  на себя внимание не только то, что на главную причину конфликтности отношений «Моя успеваемость» указали многие закоренелые троечники (29,3%), но и то, что в их среде в 10 раз больше конфликтующих подростков, чем в кругу вполне благополучных школьников (2,5%).
     В качестве причины конфликтов с учителями 18,9% юношей и 11,3% девушек назвали «Мое поведение в школе». Преодоление некорректного, а нередко и вызывающего поведения учащихся, их несобранности, современной раскованности, переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и к взрослым, — одна из труднейших задач учителя.
     Низкая  успеваемость сопровождается плохим поведением, потому что слабоуспевающие ученики часто пытаются утвердить себя в среде товарищей противодействием учителю, грубостью, демонстративным пренебрежением к соблюдению школьной дисциплины.
     В этом комплексе конфликтов трудно понять, что с чем связано, что —  причина, а что — следствие. «Плохое  поведение — пропуски занятий  — низкая успеваемость» — это  звенья одной цепи. Здесь надо искать социально-педагогические и социально-психологические факторы. На данном этапе мы выясняем, являются ли эти события причиной конфликтов между субъектами образовательного процесса. Да, чем хуже учатся подростки, тем больше конфликтов.
     2. Отношение к учителям, их профессиональным  действиям и свойствам личности. Наиболее распространенная причина конфликтов школьников с учителями — несправедливо выставленные, по мнению учащихся, оценки (в среднем на эту причину указали 30,6% старшеклассников). И это не удивительно. Если из-за плохой успеваемости педагоги предъявляют претензии чаще всего к слабым учащимся, и их критика хоть и неприятна, но принимается как обоснованная, то по поводу несправедливости в оценках негодуют не только слабые (22,4%), но и сильные ученики (27,8%).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.