На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в современных условиях на примере ОАО «ЗЭиМ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
1. Классификация  затрат для принятия решений  и управления для калькулирования  себестоимости  
5
2. Краткая  характеристика производственно-финансовой  деятельности ОАО «ЗЭиМ»  
10
3. Организация  синтетического и аналитического  учета затрат на производство продукции (работ, услуг) вспомогательных производств  
15
4. Порядок  калькулирования себестоимости  вспомогательных производств и  оценки незавершенного производства  
18
5. Порядок  формирования себестоимости продукции  (работ, услуг) и учет затрат вспомогательных производств на исследуемом предприятии  
24
6. Совершенствование  учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции (работ,  услуг) в современных условиях  на примере ОАО «ЗЭиМ»  
 
29
Заключение 33
Список  использованной литературы 36
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
     В России происходят глубокие экономические  преобразования, что не может сказаться  на работе основного субъекта рыночной экономики – предприятия.
     С переходом на рыночные отношения  повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
     Актуальность  темы заключается в том, что в  последние годы наблюдается тенденция  к росту издержек производства в  связи с удорожанием стоимости  сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д.  Становление рыночных отношений требует совершенствования  практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
     Цель  курсовой работы – рассмотреть учет вспомогательных производств и наметить его совершенствование в современных условиях.
     Исходя  из цели, формируются задачи курсовой работы:
     1. рассмотреть классификацию затрат  для принятия решений и управления  для калькулирования себестоимости;
     2. дать краткую характеристику производственно-финансовой деятельности ОАО «ЗЭиМ»;
     3. рассмотреть организацию синтетического  и аналитического учета затрат  на производство продукции (работ,  услуг) вспомогательных производств;
     4. раскрыть порядок калькулирования  себестоимости вспомогательных производств и оценки незавершенного производства;
     5. рассмотреть порядок формирования  себестоимости продукции (работ,  услуг) и учет затрат вспомогательных  производств на исследуемом предприятии;
     6. наметить пути совершенствования  учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в современных условиях на примере ОАО «ЗЭиМ».
     Объект  исследования - Открытое акционерное общество «Завод электроники и механики» (ОАО «ЗЭиМ»).
     Методологической  основой для написания курсовой работы послужили научные труды, периодическая литература и отчетность ОАО «ЗЭиМ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Классификация затрат  для принятия решений  и управления для  калькулирования  себестоимости 
      Обычно  под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная их классификация.
      Таблица 1
      Классификация затрат в зависимости от группировочных признаков
Признак классификации Виды затрат
По  экономической роли в процессе производства Основные и  накладные
По  способу включения в себестоимость  продукции Прямые и  косвенные (непрямые)
По  отношению к объему производства Переменные  и постоянные
 
      Основные  затраты и накладные расходы
      Основными называют затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства.
      Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управления им.
      Переменные  затраты
      Переменные  затраты в сумме изменяются в  прямой пропорции по отношению  к изменению объема производства (уровня деловой активности), но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянными. Примеры таких затрат – затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих. Так, чем больше произведено на швейной фабрике костюмов, тем больше количество затраченных материалов и заработная плата швей-мотористок, а расход материалов на один костюм, тарифные ставки и нормы затрат времени на данный момент – величины постоянные.
      Постоянные  затраты
      Постоянные  затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой  активности, относительно постоянны, но рассчитанные на единицу, зависят от изменения уровня производства. Если швейная фабрика для реализации своей продукции арендует небольшой  магазин, то ежемесячная аренда плата за него – величина постоянная, а сумма арендной платы, приходящейся на один проданный костюм, есть величина переменная, которая будет тем меньше, чем больше продано костюмов.
      Полупеременные  затраты
      Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные.
      Полупеременные  затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении  объема производства, а часть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных разговоров.
      Другие  виды затрат
      Кроме рассмотренных выше, в западном бухгалтерском  учете различают следующие виды затрат.
      Смешанные затраты – затраты, которые возникают  в результате учета на одном счете  более чем одного вида затрат, как  переменных, так и постоянных. Примером смешанных затрат может служить  счет затрат на ремонт и эксплуатацию оборудования.
      Альтернативные  затраты – величина, которая теряется или приносится в жертву, когда  в условиях ограниченных ресурсов выбор  одного альтернативного варианта требует  отказа от другого.
      Необратимые затраты – затраты, которые уже  были произведены и не могут быть изменены, какое бы в настоящее время решение ни было принято (например, балансовая стоимость оборудования или сумма накопленного износа).
      Вмененные затраты – затраты, которые признаются в отдельных ситуациях, а в  бухгалтерском учете обычно не признаются.
      Элементы  производственных затрат.
      Затраты отражают, сколько и каких ресурсов использовано, и эти затраты всегда соотносятся с конкретными задачами и целями. Такими задачами могут  быть производство продукта, функционирование отдела, оказание услуг, для которых желательно определить величину использованных ресурсов в денежном выражении. Некоторые затраты можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид продукции или партию продукции. Это прямые затраты.
      Другие  затраты нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретную продукцию. Это непрямые, или косвенные, расходы. Их распределяют по изделиям согласно выбранной методике.
      К прямым затратам относятся прямые материальные и прямые затраты на оплату труда.
      Прямые  материальные затраты
      В прямые материальные затраты включаются затраты сырья и основных материалов. Прямые материальные затраты – это  материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость  прямо и экономично, без особых затрат относятся на определенное изделие. Величину прямых материальных затрат нельзя рассчитать умножением количества материалов, которое должно быть использовано на производство конкретного вида продукции, на цену единицы материалов. В некоторых случаях затраты на то, чтобы исчислить стоимость материалов, относящуюся к определенному изделию, оказываются слишком велики. Эти материалы учитываются как вспомогательные, и их относят к непрямым материальным затратам. Затраты на вспомогательные материалы включаются в общепроизводственные расходы.
      Каждая  организация исходя из специфики  производственного процесса самостоятельно решает, какие материалы относить к основным и рассматривать как  прямые затраты, а какие – к  вспомогательным и включать в  состав общепроизводственных расходов. Так, если в качестве отделочных материалов используют золото, то его стоимость слишком велика, чтобы относить ее к общепроизводственным расходам, поэтому она учитывается непосредственно в составе прямых материальных затрат по каждому виду продукции.
      Прямые  трудовые затраты
      Прямые  затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей  силы, которые можно прямо, непосредственно  и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Это заработанная плата операторов машин и других рабочих, занятых непосредственным изготовлением изделий. Однако с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, вспомогательный персонал. Их заработная плата входит в состав производственных затрат. Но эти затраты на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, они называются косвенными (непрямыми) трудовыми затратами. Такие расходы, подобно косвенным материальным затратам, рассматриваются как часть общепроизводственных расходов.
      Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные в большой степени зависят от конкретных ситуаций. Если в организации производится один продукт, то заработная плата не только производственных рабочих, но и управленческого персонала может быть классифицирована как прямые затраты.
      Дискуссии возникают в связи с такими расходами, как дополнительная заработная плата за время обучения, отпуска, простоев, оплата за сверхурочную работу. Обычно эти расходы классифицируют как косвенные.
      Прямые  материальные затраты на оплату труда  являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства.
      Общепроизводственные  расходы
      Общепроизводственные  расходы включают все косвенные (непрямые) расходы. Это затраты, связанные  с производством, но которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретные виды готовых изделий. Их также называют также косвенными производственными расходами. Общепроизводственные расходы распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базе.
      Основные  виды общепроизводственных расходов:
      вспомогательные материалы и комплектующие детали;
      косвенные расходы на оплату труда;
      другие  косвенные общепроизводственные расходы: содержание зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоги на недвижимость, страхование имущества, пенсионные затраты, коммунальные услуги, арендная плата, амортизационные отчисления на здания, оборудование, нематериальные активы.
      Часть таких общепроизводственных расходов, как затраты вспомогательных  материалов, на электроэнергию, инструменты, изменяются прямо пропорционально объему производства и являются переменными производственными затратами. Другие общепроизводственные расходы постоянные, например страховые взносы, арендная плата, амортизационные отчисления на оборудование, или полупеременные, например плата за телефон, коммунальные услуги.
      Рассмотрим  краткую характеристику производственно-финансовой деятельности ОАО «ЗЭиМ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Краткая характеристика  производственно-финансовой  деятельности ОАО  «ЗЭиМ»
    ОАО «ЗЭиМ» (открытое акционерное общество) основано в 1958 году в г. Чебоксары. ОАО «ЗЭиМ» — материнская компания бизнес системы, состоящей из сети дочерних и аффилированных фирм (более 30).
     В 2003 году завод вошел в состав созданного в России «Электротехнического холдинга» «Электропроминвест», призванного поддерживать развитие отечественных товаропроизводителей.
     В отчетном году завод сохранил позиции  на традиционных для нас рынках. Объем продаж и прибыли увеличился.  Продолжилось развитие  инжиниринга — в этом направлении были сделаны значимые шаги.
     Компания  активно работает над вопросами  качества — качества продукции, качества менеджмента, качества технических решений, качества жизни своих сотрудников и партнеров.
     Лозунг  компании: “Инновации — наш путь к лидерству”.
     Государственный комитет Чувашской Республики по статистике признал ОАО “ЗЭиМ” лидером рейтинга среди предприятий крупного и среднего бизнеса Чувашии по итогам работы в 2003 году.                                                             
     Специализация — разработка и производство комплекса средств для автоматизированных систем  управления  технологическими процессами АСУ ТП).
     Основные  потребители - тепловая и атомная  энергетика; химическая, металлургическая, нефтяная, газовая промышленность; машиностроение промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс, объекты жилищно-коммунального хозяйства.
    В условиях нового, более открытого  торгового режима, предприятие столкнулось  с трудной задачей: как выдержать  конкуренцию не только на внутреннем рынке, но и в международных масштабах. Это потребовало новых форм организации внутри предприятия. Одной из таких форм является система Центров финансовой ответственности (ЦФО) с различным статусом самостоятельности, которая позволяет снизить издержки, а также усилить мотивацию коллективов подразделений на расширение рынков сбыта и получение дополнительной прибыли. Этот принцип реализуется на заводе с 1989 года. На ОАО «ЗЭиМ» существует несколько типов ЦФО, в том числе бизнес-единицы, где затраты и доходы обособлены по одному из видов выпускаемой продукции.
    Рассмотрим  основные экономические и финансовые показатели деятельности ОАО «ЗЭиМ».
    Таблица 2
    Анализ  основных экономических показателей  ОАО «ЗЭиМ»
    за 9 месяцев 2002-2003 гг.
№ п/п показатели Годы Отклонение, (+/-) Темп  роста, %
9 месяцев  2002 9 месяцев 2003
1 Объем продукции  продукция, тыс.руб.  
764962
 
737134
-27828 96,3
2 Выручка от реализации продукции, тыс.руб.  
673758
 
800082
+126324 118,7
3 Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.  
425006
 
496281
+71275 116,8
4 Производительность  труда, тыс.руб. 124,8 153,1 +28,3 122,6
5 Фондоотдача, руб. 2,7 2,7 0 100
6 Фондовооруженность, руб. 46,7 57,7 +11 123,5
7 Среднесписочная численность персонала, чел.  
5399
 
5227
-172 96,8
8 Средняя зарплата, руб. 5800 6100 +300 105,2
9 Средняя стоимость  основных фондов, тыс.руб.  
252272
 
301622
+49350 119,6
 
    Как видно из таблицы 2 выручка от реализации продукции за 9 месяцев 2003 года по сравнению с 9 месяцами 2002 года увеличилась на 126324 тыс.руб. или на 118,7%.
    Также наблюдается увеличение себестоимости на 71275 тыс.руб. или на 116,8%.
    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась за 9 месяцев 2003 года по сравнению с 9 месяцами 2002 года на 49350 тыс.руб. или на 119,6%.
    В связи с такими изменениями производительность труда на ОАО «ЗЭиМ» увеличилась на 28,3 тыс.руб. или на 122,6% и составила за 9 месяцев 2003 года 153,1 тыс.руб.
    Фондоотдача как за 9 месяцев 2002, так и в 2003 года составила 2,7 руб., т.е. 2,7 рублей выручки принес каждый рубль вложенных в основные средства предприятия.
    Фондовооруженность, показывающая стоимость основных средств, приходящихся на одно рабочее место  увеличилась на 11 руб.
    Среднесписочная численность персонала за 9 месяцев 2003 года по сравнению предшествующим годом снизилась на 172 чел., а средняя зарплата увеличилась на 300 руб.
    Рассмотрим  основные финансовые показатели ОАО  «ЗЭиМ».
    Таблица 3
    Основные  финансовые показатели ОАО «ЗЭиМ» за 9 месяцев
    2002-2003 гг.
    (тыс.руб.)
№ п/п показатели 9 месяцев Отклонение, (+/-) Темп  роста, %
2002 2003
1 Уставный капитал 27780 27780 - -
2 Стоимость имущества 554630 656707 +102077 +118,4
3 Прибыль от продаж 129686 143011 +13325 +110,2
4 Прибыль до налогообложения 117928 121756 +3828 +103,2
5 Чистая прибыль 91435 95439 +4004 +104,3
 
    Стоимость имущества увеличилась по сравнению  с 9 месяцами 2002 года на 102077 тыс.руб. или  на 118,4%.
    На  ОАО «ЗЭиМ» наблюдается увеличение прибыли:
    - от продаж на 13325 тыс.руб. или  на 110,2%;
    - до налогообложения на 3828 тыс.руб.;
    - чистая прибыль на 4004 тыс.руб.
      В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на ОАО «ЗЭиМ», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель ОАО «ЗЭиМ» в зависимости от объема учетной работы может:
      а) учредить бухгалтерскую службу как  структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
      б) ввести в штат должность бухгалтера;
      в) передать на договорных началах ведение  бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
      г) вести бухгалтерский учет лично.
      Бухгалтерский учет на ОАО «ЗЭиМ» ведет бухгалтерия,  возглавляемая главным бухгалтером, а руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
      Основой организации первичного учета на ОАО «ЗЭиМ» является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
      Главному  бухгалтеру ОАО «ЗЭиМ» непосредственно подчиняются зам.главного бухгалтера и старший бухгалтер, которым в свою очередь подчиняются специалисты финансового и экономического отдела.
      На  ОАО «ЗЭиМ» в состав экономического отдела входят следующие группы:
      материальная  группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
      группа  учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
      производственно-калькуляционная  группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
      группа  учета готовой продукции, где  осуществляется учет готовой продукции  на складах и ее реализации;
      группа учета основных средств;
      расчетную группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами.
      
      
        






 
 
 
 

Рис. 1. Структура бухгалтерского аппарата ОАО «ЗЭиМ» 

      Рассмотрим  организацию синтетического и аналитического учета затрат на производство продукции (работ, услуг) вспомогательных производств. 

3. Организация синтетического  и аналитического  учета затрат на  производство продукции  (работ, услуг)  вспомогательных  производств 
     Вспомогательными  называют производства, которые обслуживают основное производство, обеспечивая необходимые условия для его нормальной работы. К ним относятся: тарные, ремонтные, транспортные цехи, водоснабжение, паросиловое хозяйство и др.
     В зависимости от характера технологического процесса и однородности выпускаемой продукции вспомогательные производства подразделяются на простые и сложные. В простых производствах вырабатывается в массовом масштабе несложная однородная продукция, отсутствуют полуфабрикаты и незавершенное производство или его масштабы стабильны и незначительны (котельные, транспортные хозяйства и др.)
     К сложным относятся производства, вырабатывающие разнородную продукцию  и имеющие незавершенное производство (тарные, ремонтно-механические, инструментальные цехи и др.).
     Для учета затрат вспомогательных производств  и исчисления себестоимости продукции  применяется счет 23 «Вспомогательное производство». Этот счет по своему содержанию является активным, калькуляционным. Аналитический учет расходов вспомогательных производств ведется в ведомости №12 по каждому цеху (виду производств). Затраты вспомогательных учитывают по следующей номенклатуре статей: основные материалы, вспомогательные материалы, топливо энергетическое и технологическое, электроэнергия, пар и вода для производственных целей, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы (в доле, приходящейся на продукцию, реализованную на сторону).
     Прямые  расходы учитываются по дебету счета 23 по видам продукции (услуг) и статьям расходов. Общепроизводственные расходы разрешается учитывать также по дебету счета 23, а при необходимости – отдельно на счете 25 «Общепроизводственные расходы». В последнем случае по окончании месяца их распределяют по видам продукции соответствующего вспомогательного производства и списывают с кредита счета 25 на дебет счета 23.
     В простых вспомогательных производствах, вырабатывающих однородную продукцию, учет затрат осуществляется, как правило, на основе однопередельного метода, аналитический учет затрат в цехах данной группы ведется только по статьям расходов, без подразделений по видам изделий, поскольку вырабатывается только один вид продукции. Все затраты этих производств за отчетный месяц относятся на выпущенную продукцию, а себестоимость единицы продукции определяется путем деления всех затрат на количество выработанной продукции.
     В сложных вспомогательных производствах, вырабатывающих разнородную продукцию, единая натуральная или калькуляционная  единица отсутствует, поэтому применяются позаказный или позаказно-нормативный методы учета затрат.
     Для правильного определения себестоимости  продукции, работ и услуг вспомогательных  производств большое значение имеет  точное определение размеров незавершенного производства. Его оценивают двумя способами: по фактической себестоимости или расчетным путем.
     При первом способе подсчитываются затраты, относящиеся к отдельным заказам  на ремонтные работы либо к изготовлению продукции. Материальные и трудовые затраты находят прямым путем. Общепроизводственные расходы относят на незавершенное производство расчетным путем.
     При втором способе по данным инвентаризации определяют количество объектов незавершенного производства и степень их готовности в нормо-часах. Подсчитав количество нормо-часов и зная плановую себестоимость одного нормо-часа, находят затраты на оплату труда в незавершенном производстве. Стоимость материалов определяют по данным нормативных калькуляций, а общехозяйственные расходы в процентном отношении к заработной плате.
     Фактическая себестоимость продукции, работ и услуг в сложных вспомогательных производствах определяется по каждому аналитическому счету (заказу), объекту учета. Для этого к остатку незавершенного производства по каждому аналитическому счету прибавляют затраты, учтенные за месяц, и вычитают незавершенное производство на конец месяца. Разница составит фактическую себестоимость выпущенной продукции, работ, услуг.
     Определение фактической себестоимости услуг вспомогательных производств связано с оценкой взаимопотребляемых (встречных) услуг. Например, электроцех вырабатывает электроэнергию для ремонтного цеха и получает от него услуги по ремонту оборудования. В целях упрощения учета затрат вспомогательных производств принято оценивать встречные услуги вспомогательных производств по плановой себестоимости отчетного месяца или по фактической себестоимости прошлого месяца.
     После завершения отчетного месяца по дебету счета 23 обобщаются все затраты вспомогательного цеха, определяется фактическая себестоимость  выработанной им продукции и производится списание затрат с кредита счета 23 на дебет счетов потребителей услуг: 25 «Общепроизводственные расходы» (по потребителям), 26 «Общехозяйственные расходы» (потребленные общехозяйственными службами), 90-2 «Продажи» (стоимость продукции реализованной на сторону). При списании на счета потребителей продукция и услуги вспомогательных производств оцениваются по фактической цеховой себестоимости, а отпущенным другим предприятиям, своему капитальному строительству, непромышленным производствам и хозяйствам – по фактической производственной себестоимости, включая долю общехозяйственных расходов.
      Рассмотрим  порядок калькулирования себестоимости  вспомогательных производств и  оценки незавершенного производства.  
 

4. Порядок калькулирования  себестоимости вспомогательных производств и оценки незавершенного производства
      По  аналогии с основным производством  к прямым бухгалтерским расходам вспомогательного производства относятся  те расходы, которые можно прямо  отнести к производству конкретной единицы продукции либо виду услуг вспомогательного производства. Состав прямых расходов любого вспомогательного производства зависит от технологии, организации производства и применяемого метода учета затрат.
      Косвенные расходы, связанные с управлением  и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Как отмечено в Инструкции по применению Плана счетов, при возможности и целесообразности расходы по обслуживанию вспомогательного производства могут учитываться непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства» (без предварительного накапливания на счете 25 «Общепроизводственные расходы»), особенно в тех случаях, когда вспомогательное производство использует автономные средства производства и персонал, позволяющие однозначно определить состав прямых и косвенных расходов производимой вспомогательной продукции (услуг).
      Кроме того, особенностью определения себестоимости  вспомогательных производств большого предприятия является наличие взаимных (встречных) услуг. Например, котельная поставляет тепло не только в основные, но и во вспомогательные цеха предприятия, в том числе в транспортный цех. В свою очередь, транспортный цех может оказывать транспортные услуги котельной.
      Себестоимость взаимных услуг можно рассчитать достаточно точно, если применить серьезный  математический аппарат. Однако на практике, как правило, используют методы калькуляции, достаточные для получения результатов  управленческого анализа и не приводящие к существенным ошибкам в оценке себестоимости товаров, услуг вспомогательных производств.
      В любом случае правила калькуляции  бухгалтерской себестоимости на каждом предприятии должны опираться  на экономический смысл и разумные управленческие цели.
      Заметим, что принципы калькуляции себестоимости  не являются предметом настоящего исследования, поэтому для выработки правил признания расходов для целей  налогового учета рассмотрим типовые  примеры формирования себестоимости  продукции и услуг наиболее часто встречающихся вспомогательных производств.
      В отдельных специализированных изданиях содержится мнение о том, что общехозяйственные  расходы при формировании бухгалтерской  себестоимости услуг вспомогательного производства должны включаться как в себестоимость услуг, реализуемых на сторону, так и в себестоимость услуг, предоставляемых подразделением внутри предприятия. В ином случае, по мнению авторов этого вывода, нарушается требование п.7 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
      Пунктом 7 ПБУ 5/01 определено, что фактическая  себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой  организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с  производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов должны осуществляться организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
      Способ  распределения общехозяйственных  расходов определяется исходя из учетной политики организации в части формирования себестоимости готовой продукции. Если организация для целей бухгалтерского учета формирует полную себестоимость продукции, то представленные в цитируемых изданиях выводы верны. Если же учет организован на основании производственной (нормативной) себестоимости, общехозяйственные расходы следует учитывать только в себестоимости услуг вспомогательных производств, реализованных на сторону.
      Порядок формирования бухгалтерской себестоимости готовой продукции вспомогательного производства аналогичен порядку формирования себестоимости продукции основного производства.
      Учитывая  обособленность цеха по производству запчастей, для учета общецеховых  затрат применяется счет 23 «Вспомогательные производства», а не 25 «Общепроизводственные расходы».
     Расходы, связанные с деятельностью вспомогательных  и подсобных производств, обслуживающих  основное производство (например, транспортного  отдела, цеха по изготовлению запасных частей и т.п.), учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства».
     Производственные  расходы по способу отнесения  их на себестоимость продукции делятся  на прямые и косвенные.
     Прямыми считают расходы, непосредственно  связанные с деятельностью вспомогательного производства (заработная плата рабочих вспомогательного производства; стоимость материалов, израсходованных вспомогательным производством; амортизационные отчисления по оборудованию вспомогательного производства и т.п.).
     Прямые  расходы, связанные с деятельностью  вспомогательного производства, отразите так:
     Дебет 23
     Кредит 02 (05, 10, 21, 60, 76, 70, 69, 68 субсчет «Расчеты по ЕСН»)
     - отражена сумма прямых расходов  вспомогательного производства.
     Косвенные расходы связаны с управлением  и обслуживанием вспомогательного производства (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного и общепроизводственного назначения и т.п.).
     Косвенные расходы учитывайте по дебету счетов 25 и 26. Затем долю косвенных расходов, относящуюся к работе вспомогательного производства, списывают так:
     Дебет 23 Кредит 25 (26)
     - доля общепроизводственных (общехозяйственных)  расходов включена в затраты  по содержанию вспомогательного  производства.
     Подробнее об учете косвенных расходов смотрите раздел «Затраты на производство» подраздел «Расходы на управление производством».
     Вспомогательное производство может выполнять работы (оказывать услуги) для нужд:
     основного производства или обслуживающего производства (хозяйства);
     сторонних организаций.
     Зачастую  определить, какие именно расходы вспомогательного производства относятся к деятельности основного или обслуживающего производства, невозможно. Поэтому распределить такие расходы вы должны пропорционально какому-либо показателю (например, сумме прямых затрат).
     Порядок распределения расходов вспомогательного производства должен быть закреплен в учетной политике организации.
     Как списать расходы вспомогательного производства, покажет пример.
     На  балансе ОАО «ЗЭиМ» числятся вспомогательное (котельная) и обслуживающее производства.
     За  апрель 2004 года прямые расходы основного и обслуживающего производств составили 205 000 руб., в том числе:
     расходы основного производства по производству готовой продукции - 170 000 руб.;
     расходы обслуживающего производства - 35 000 руб.
     Расходы вспомогательного производства по обеспечению организации теплом составили 70 000 руб.
     Бухгалтер должен сделать проводки:
     Дебет 20 Кредит 10 (70, 68 субсчет «Расчеты по ЕСН», 69 ...)
     - 170 000 руб. - учтены затраты основного  производства;
     Дебет 29 Кредит 10 (70, 68 субсчет «Расчеты по ЕСН», 69 ...)
     - 35 000 руб. - учтены затраты обслуживающего  производства;
     Дебет 23 Кредит 10 (70, 68 субсчет «Расчеты по ЕСН», 69 ...)
     - 70 000 руб. - учтены расходы вспомогательного  производства.
     В учетной политике ОАО «ЗЭиМ» установлено, что расходы вспомогательного производства распределяются между отдельными производствами пропорционально прямым расходам по их содержанию.
     Расходы вспомогательного производства распределятся  в следующем порядке:
     расходы, относящиеся к деятельности основного производства, - 58 049 руб. (170 000 : 205 000 х 70 000);
     расходы, относящиеся к деятельности обслуживающего производства, - 11 951 руб. (35 000 : 205 000 х 70 000).
     Бухгалтер должен сделать проводки:
     Дебет 20 Кредит 23
     - 58 049 руб. - списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию основного производства;
     Дебет 29 Кредит 23
     - 11 951 руб. - списаны расходы вспомогательного  производства на затраты по  содержанию обслуживающего производства.
      Под незавершенным производством понимается часть продукции, которая не достигла 100-процентной степени готовности, и не может рассматриваться в качестве готовой продукции и, следовательно, не может быть продана покупателю. Определение объема незавершенной продукции и степени ее приближенности к выпуску очень важно. Это, по существу, оценка ближайшего материально-производственного резерва предприятия. Кроме того, оперативный анализ степени незавершенности конкретного образца изделия имеет значение и для установления величины материальной ответственности работника за допущенный брак.
      В соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (в редакции от 24.03.2000 г. N 31н), незавершенное производство оценивается тремя способами:
      по  фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
      по  прямым статьям расходов;
      по  стоимости израсходованных материалов, сырья, полуфабрикатов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.