На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Двигательная нагрузка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3 

1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ  НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ…………………………………………………………….…..4
1.1 Нагрузка при  выполнении физических упражнений. Нагрузка «внешняя» и «внутренняя»……………………………………………………………….....4
1.2 Объем и  интенсивность двигательной нагрузки, их параметры и соотношения……………………………………………………………….……7
1.3 Количественно-качественные  критерии нагрузки…………………….….9
1.4 Роль и типы  интервалов отдыха в процессе  упражнений……………....10 

2.ДВИГАТЕЛЬНЫЕ  УМЕНИЯ И НАВЫКИ………………………………...14
2.1Двигательные  умения и навыки как разные  уровни владения действием и  как функции осознания………………………………………………………...14
2.2Формирование  умений и навыков – основное  содержание образовательных задач  физического воспитания…………………………….16
2.3 Фазы формирования  двигательных навыков. Перенос  двигательных навыков……………………………………………………………………….…16 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Учебная, профессиональная, бытовая деятельность или занятия физическими упражнениями являются раздражителями, на которые организм реагирует психофункциональными изменениями, расходованием «рабочих потенциалов» (энергетических ресурсов) и утомлением. Двигательная деятельность человека связана с нагрузкой динамического или статического характера. В физической культуре воздействия на организм человека обозначают термином «двигательная нагрузка».
    Одним из важнейших факторов повышения  уровня психофизического состояния занимающихся физической культурой является использование системы двигательной нагрузки.
    Физические  упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
    Во  всем многообразии задач физического  воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Знание закономерностей этого процесса обеспечит рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию, поможет правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения, позволит более грамотно строить системы уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ  НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ. 

1.1 Нагрузка при выполнении физических упражнений. Нагрузка «внешняя» и «внутренняя». 

    Основой системы двигательной нагрузки является воздействие разнообразных физических упражнений на организм занимающихся. При двигательной нагрузке организм человека реагирует на воздействия целым рядом психофизиологических процессов и явлений. В результате двигательной нагрузки и реакции организма на нее происходят изменения в системах организма, которые обобщенно можно обозначить как двигательных эффект — результативность воздействия.
    Содержание  любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.
    Разнообразные организованные физические упражнения состоят из двух основных групп —  соревновательные (регламентированные) и учебно-тренировочные (планируемые). Соревновательные упражнения регламентированы структурой соревновательной деятельности и правилами соревнований. Учебно-тренировочные упражнения включают части, фазы и элементы структуры соревновательной деятельности, а также подготовительные, подводящие, специальные, имитационные действия и т.п. Соревновательные и учебно-тренировочные упражнения характеризуются количественными показателями, объемом и интенсивностью.
    С учетом воздействия на организм физические упражнения подразделяются: по направленности — общие, частные, локальные; по координационной сложности — простые, сложные, очень сложные; а также - по психической напряженности.
Реакция организма на нагрузку выражается степенью утомления и изменением показателей: психики, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечного аппарата, энергетического метаболизма, изменением содержания мочевины в крови (конечного продукта белкового обмена), общей величиной энергозатрат и т.п. 

    Особенности содержания того или иного физического  упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.
      В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная  фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная  фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная  фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).
Эффект  физических упражнений существенно  зависит от биомеханических характеристик  отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные  и динамические характеристики движений.
Пространственные  характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.
От исходного  положения во многом зависит эффективность  последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.
Не менее  важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет. Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.
    Рациональная  техника во многом зависит от амплитуды  в подготовительных или основных фазах движения. Во многих случаях она определяет: 1) длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях); 2) полноту растяжения и сокращения мышц; 3) эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.
    Существенное  значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).
Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.
    Длительность  упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.
Темп  движения определяется количеством  движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.
Пространственно-временные  характеристики —  это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).
Динамические  характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.
    Ритм  как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения  усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
    В результате планируемого воздействия физических упражнений и ответной реакции организма происходит двигательный эффект. При воздействии одноразовых нагрузок получаем срочный двигательный эффект. Вследствие этого воздействия некоторое время сохраняются остаточные явления тех процессов, которые вызвала двигательная нагрузка, т.е. следовой двигательный эффект. Повторение двигательной нагрузки и наслоение следовых эффектов приводит к адаптации организма занимающихся к воздействию данной двигательной нагрузки. Это явление называют адаптационным двигательным эффектом. Если организм занимающегося адаптируется к двигательной нагрузке, можно говорить о положительном влиянии используемых воздействий. Положительный эффект двигательной нагрузки зависит от структурного образования, в котором использовалось данное воздействие от одного занятия до учебно-тренировочных циклов различной длительности (недельный, месячный, годичный, учебная четверть, семестр, учебный год и т.п.).
    Двигательная  нагрузка в физической культуре используется, в основном, для решения четырех целей. Это — улучшение здоровья (оптимальное психофизическое развитие растущего организма, поддержание высокой работоспособности на длительный жизненный период), подготовка к какой-либо профессиональной деятельности, достижение высокого спортивного результата, профилак-тическо-восстановительная (при работе занимающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья и больными с различной тяжестью заболеваний).
    Двигательная  нагрузка характеризуется следующими компонентами:
1)  характером  упражнения;
2)  продолжительностью  упражнения (длиной тренировочного отрезка или дистанции, длительностью упражнения);
120
3)  числом  повторений упражнения;
4)  интенсивностью  выполнения упражнения;
5)  режимом  работы мышечных групп;
6)  продолжительностью  интервалов отдыха;
7)  характером  отдыха (активным либо пассивным  и формами активного отдыха);
Эффект  двигательной нагрузки прямо пропорционален (при прочих равных условиях) ее объему и интенсивности. 

1.2 Объем и интенсивность двигательной нагрузки, их параметры и соотношения. 

    Если  рассматривать отдельное физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема двигательной нагрузки — это общие объемы (емкость) воздействия на организм занимающихся.
Показателей, пригодных для оценки объема физической нагрузки, довольно много. К ним, например, относят: количество тренировочных дней (занятий, часов); расстояние, преодолеваемое при выполнении физических упражнений; количество повторений упражнений, серий; комбинации, элементы и подходы к снарядам; поединки и т.п.
    При планировании и анализе объема двигательной нагрузки чаще учитываются два показателя: длительность воздействий и объем воздействий.
    Длительность  нагрузки как ее характеристика относится ко времени тренировочного воздействия или серии воздействий. К примеру, длительность серии движений в силовой тренировке или длительность фазы нагрузки в упражнениях циклического характера определяется количеством выполненных упражнений за тренировку, день, год и т. д., количеством преодоленных километров за тренировку, общей массой тяжестей, поднятых за тренировку и т. п. Это будет относиться к длительности «протяженности во времени», суммарному количеству выполняемой двигательной деятельности и тому подобным параметрам.
    Объем воздействия двигательной нагрузки характеризуются длительностью и числом повторений всех выполняемых физических упражнениях в тренировочном занятии. При длительной непрерывной работе объем идентичен длительности воздействий.
    В длительных упражнениях циклического характера объем измеряется обычно в километрах; в тренировке силовой выносливости — числом повторений упражнения или движения; в гимнастических упражнениях, спортивных играх и спортивных единоборствах он представляется суммарно как эффективное время нагрузки. При оценке нагрузки требуется дифференцировать объем по степеням интенсивности.
Двигательная  нагрузка с определенной интенсивностью лишь тогда становится полностью  действенной, когда она достигает  соответствующего объема. Это справедливо не только для воспитания двигательных способностей и волевых качеств, но и для совершенствования двигательных умений и техники выполнения упражнений различных видов спорта. 

Интенсивность воздействия
    Интенсивность двигательной нагрузки характеризуется силой воздействия в каждый данный его момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.д. Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях (или занятиях).
    Интенсивность двигательной нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность двигательной нагрузки, можно способствовать мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров двигательных умений и навыков, а также техники различных видов спорта. Например, при различной интенсивности выполнения локальных упражнений, вовлекающих небольшие объемы мышечной массы, отмечается принципиально различный прирост периферической (локальной) выносливости.
    Чтобы обеспечить развитие различных двигательных способностей, интенсивность воздействия должна превысить определенную граничную величину.
Рассматривая  изменение метаболических состояний  у занимающихся в зависимости от мощности, выраженной в единицах максимального метаболического уровня, Н.И. Волков (1975) выделил четыре уровня интенсивности работы:
—  максимальная анаэробная мощность, соответствующая наибольшей скорости преобразования энергии в алак-татном анаэробном процессе;
—  мощность истощения, при которой отмечается наибольшая интенсификация анаэробного гликолиза;
— критическая  мощность, при которой достигается  наибольшая скорость анаэробного образования;
—  пороговая  мощность, на уровне которой локализуется анаэробный порог; эта мощность обычно составляет 80% критической.
    Столь же разнообразны и показатели интенсивности нагрузки: скорость выполнения циклических упражнений, количество элементов(комбинаций, подходов), выполненных за единицу времени, средний вес штанги и т.п.
Интенсивность двигательных нагрузок оказывает определенное влияние как на темп адаптации, так и на закрепление их.
    Если  интенсивность воздействия находится  на нижней границе действенной зоны (экстенсивные нагрузки), то соответствующие  двигательные способности развиваются  относительно медленно, но непрерывно и достигают высокой степени прочности. Учебно-тренировочный процесс такого рода, прежде всего, улучшает способность «нагружаться», а также повышает имеющийся основной уровень работоспособности (интенсивные нагрузки дают относительно быстрый прирост достижений). Однако достигаемые адаптации менее стабильны и постоянно должны подкрепляться большими по объему экстенсивными нагрузками.
Интенсивность воздействий следует тщательно  выбирать не только с позиции функциональных и морфологических адаптации. Необходимо также принимать в расчет и технический уровень выполнения упражнений. Интенсивность нагрузок должна быть лишь такой, при которой была бы обеспечена точность выполнения движений. 

1.3 Количественно-качественные критерии нагрузки. 

    Важным  моментом в управлении психофизическим состоянием занимающихся является характер, величина нагрузки и их оценка. Однако из-за трудностей целостной оценки двигательных нагрузок о них пока судят по ряду обобщенных количественно-качественных критериев, объединяющих отдельные объективные и субъективные показатели по тяжести воздействия на организм занимающихся.
    Критерии, характеризующие двигательную нагрузку, выражаются количественными характеристиками работы, которую можно оценить по ее параметрам: показателям суммарного объема работы — числом занятий, продолжительностью занятий; общему объему работы в часах; объему циклической работы (бега, плавания, гребли и т.д.) в километрах; длительности упражнения; количеству подходов; количеству повторений в одном подходе; числу отрезков дистанций; характеру упражнения; интенсивности его выполнения; режиму работы мышечных групп; продолжительности и характеру интервалов отдыха. Так как перечисленные компоненты измеримы, они подлежат планированию и учету при определении учебно-тренировочных нагрузок. Каждая нагрузка оказывает определенное влияние на ответную реакцию организма. Поэтому соотношение указанных компонентов нагрузки обусловливает как величину, так и, что особенно важно, характер реакции организма на соответствующую нагрузку.
    Показатели нагрузки, характеризующиеся реакцией функциональных систем организма, выражаются величиной и характером физиологических и биохимических изменений в организме (увеличение ЧСС, легочной вентиляции, потребления кислорода, содержания молочной кислоты и т.д.), а также степенью психических напряжений. На основании информации о функциональных изменениях в организме, произошедших под воздействием нагрузки, можно определять ее соответствие функциональным возможностям организма и эффективность выполненной работы с точки зрения развития двигательных способностей и улучшения психофизического состояния.
В настоящее  время при определении основных показателей реакции функциональных систем организма на двигательную нагрузку используют следующие подходы: по плотности воздействия; по затратам энергии (в ккал или в ккал/мин); по физиологическим изменениям в организме (в первую очередь увеличение ЧСС). 

1.4 Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений. 

    Нагрузка  и восстановление (отдых) — взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса по физической культуре.
Оптимальный эффект учебно-тренировочного процесса достигается только при оптимальном соотношении и последовательности нагрузок и отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач, используемых методов в занятиях и с учетом периода восстановления после применяемых физических упражнений. Известно, что восстановление протекает неравномерно: вначале процессы восстановления идут очень интенсивно, затем, по мере приближения функционального состояния занимающегося к дорабочему, замедляется. Повторение упражнений в первой трети восстановительного периода создает для организма занимающегося совершенно иные условия, нежели во второй или третьей.
Отдых при занятиях физическими упражнениями используется в двух разновидностях: собственно отдых, или пассивный (относительный покой, сменяющий двигательную активность), и активный отдых (отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление, и способствующую восстановлению работоспособности), «феномен активного отдыха», открытый И.М. Сеченовым.
    В теории и методике физической культуры рассматривают интервалы отдыха между отдельными упражнениями в ходе отдельного занятия и интервалы между отдельными занятиями.
    В ходе отдельного занятия устанавливаются  интервалы отдыха в соответствии с необходимостью гарантировать определенную степень восстановления оперативной работоспособности к моменту очередного повторения упражнения, либо нового упражнения, включенного в данное занятие. При повторениях и чередованиях упражнений в ходе отдельного занятия с учетом соответствующих условий и решаемых задач используются следующие интервалы отдыха: одинарный, напряженный, «минимакс».
Одинарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения. Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала отдыха приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения.
    Напряженный интервал — это интервал, протяженность  которого настолько невелика, что  очередная нагрузка как бы совмещается  с остаточной функциональной активностью  определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой. В результате воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем в ряде ситуаций это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затрудняющим выполнение упражнения. В сопоставимых случаях такой интервал короче, чем одинарный.
    «Минимакс»-интервал (этот термин пока не особенно широко распространен  в специальной литературе, его  иногда обозначают также терминами «кратковременно оптимизирующий», «стимуляционный» и др.) — наименьший интервал отдыха между упражнениями. По истечении его может выявляться ближайшее последствие предшествующего упражнения (либо серии упражнений), выражающееся в повышенных показателях оперативной работоспособности при выполнении последующего упражнения. Интервал такого типа удается вводить по ходу занятия реже, чем одинарный и напряженный интервалы, так как эффект ближнего стимулирования упражнений, с которым он связан, имеет приходящий характер: перестает возникать по мере аккумуляции утомления в процессе повторного воспроизведения упражнений на протяжении занятий.
Конкретная  величина интервалов отдыха в различных  ситуациях не постоянна, она колеблется в довольно широких пределах (от десятков секунд при кратковременных упражнениях до многих минут при упражнениях большой продолжительности и интенсивности) — в зависимости от характера упражнений, параметров сопряженных с ними нагрузок, уровня подготовленности занимающихся и других обстоятельств. Отличия выделенных типов интервалов отдыха, таким образом, не абсолютны, а относительны и переходящие в процессе воспроизведения интервалов по ходу занятий. Продолжительность пауз отдыха следует планировать с учетом периода восстановления после конкретных упражнений.
Длительность  интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на ЧСС. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторной тренировкой. Если тренировочное занятие проводится интервальным методом, то следует учитывать следующее:
—  оптимальный  эффект достигается только при правильной последовательности нагрузок и отдыха;
—  интервалы  между нагрузками, как правило, тем  длительнее, чем выше их интенсивность и больше длительность;
—  по мере повышения работоспособности  время интервалов отдыха сокращается.
При планировании длительности отдыха по показателям ЧСС следует различать следующие типы интервалов:
1)  полные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.