На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Классификация и номенклатура показателей качества. Стадии и этапы создания систем управления качеством

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное агентство
 железнодорожного  транспорта
Филиал  ГОУ ВПО
«Иркутский  государственный университет путей  сообщения»
в г. Красноярске 

 «Кафедра  экономики транспорта» 

Контрольная работа
Тема: «Классификация и номенклатура показателей качества. Стадии и этапы создания систем управления качеством»
 
 
                      Выполнил:
                      Ст-т  гр. Э-08-1
                      Ефремова  А.И.
                      Шифр 0872249 

                      Проверил:
                      к.э.н., доцент
                      Шестакова Н.Н. 
                       

Красноярск 2011 
 

Содержание
    Классификация и номенклатура показателей качества…………….………3
      Выбор номенклатуры показателей качества продукции………………4
      Классификация показателей качества по количеству
           характеризуемых ее свойств……………………………………………..4
      Классификация показателей качества по характеризуемым
      свойствам……………………………………………………………..…….5
      Классификация методов определения показателей
    качества  продукции…………………………………………………………..12
    Стадии и этапы создания систем управления качеством………………….14
Список  использованной литературы………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Классификация  и номенклатура показателей качества 

     Качество  – емкая, сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Научное  обоснование термина о качестве дается в философии: «Качество как философская категория выражает неотделимое от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему он является именно данным, а не иным предметом».
       Качество продукции (услуги) –  определенная совокупность свойств  продукции (услуги), потенциально  или реально способных в той  или иной мере удовлетворять  требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам. Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Поэтому,  Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.
       Для управления качеством продукции  и его повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
       Для объективной оценки качества  продукции её свойства необходимо  охарактеризовать количественно  и качественно. Качественные характеристики  – это, например, соответствие  изделия современному направлению  моды, дизайну, цвету и т.д.
     Количественная характеристика одного или нескольких свойств  продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т.п.), называется показателем качества продукции. 

     1.1 Выбор номенклатуры показателей качества продукции. 

       Выбор показателей качества устанавливает  перечень наименований количественных  характеристик свойств продукции,  входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции. Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей – комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и др. Ни один показатель не может быть единственным для обоснования выводов по результатам оценки.
       Обоснование выбора номенклатуры  показателей качества производится  с учетом:
     1. Назначения и условий использования продукции;
     2. Анализа требований потребителя;
     3. Задач управления качеством продукции;
     4. Состава и структуры характеризуемых свойств;
     5. Основных требований к показателям качества. 

     1.2 Классификация показателей качества по количеству
     характеризуемых ее свойств. 

     Единичные показатель – показатель, относящийся только к одному из свойств продукции (вес, мощность и т.п.).
     Относительный показатель – отношение единичного показателя к показателю базовому, выражается в относительных единицах или процентах(%).
     Базовый показатель – показатель, принятый за исходную (эталонную) единицу при сравнительных оценках качества.
     Комплексный показатель – показатель, относящийся  к нескольким свойствам продукции, характеризует изделие в целом (коэффициент готовности = коэффициент  безотказности * коэффициент ремонтопригодности).
     Интегральный  показатель – комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта в натуральных  единицах от эксплуатации или потребления  продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или  потребление, т.е. эффект, приходящийся на рубль затрат:
     1. Рост интегрального показателя может обеспечиваться за счет как  увеличения полезного эффекта от использования продукции, так и снижения издержек на ее создание и эксплуатацию.
     2.  Групповой показатель – показатель, относящийся к определенной группе свойств.
     3. Обобщенный показатель – показатель, на основе которого принято решение оценивать ее качество. Обобщенный показатель может быть интегральным или каким-либо комплексным показателем (например, средневзвешенные арифметический или геометрический показатели).
     Кроме того, решение оценивать качество может быть принято на базе единичного показателя, если он признан главным среди других. 

     1.3 Классификация показателей качества по характеризуемым свойствам. 

       По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей:
    1. назначения;
    2. надежности;
    3. экономного использования ресурсов, энергии;
    4. технологичности;
    5. стандартизации и унификации;
    6. эргономические;
    7. эстетические;
    8. экологические;
    9. безопасности;
    10. транспортабельности;
    11. патентно-правовые;
    12. сервисные;
    13. вторичного использования или утилизации;
    14. экономические.
     Показатели  назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Эти показатели являются основными при оценке уровня качества и делятся на группы:
    1. классификационные,
    2. состава и структуры,
    3. социальные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу ассортимента, моральное старение и др.), функциональные (производительность, скорость, объем памяти, быстродействие и др.).
       Показатели надежности. Надежность  является одним из основных  свойств продукции. Чем ответственнее  функции продукции, тем выше должны быть требования к надежности. Недостаточная надежность изделия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. Надежность изделий во многом зависит от условий эксплуатации: влажности, механических нагрузок, температуры, давления и др.
       Надежность – это свойство  изделия (объекта) сохранять во  времени в установленных пределах  значения всех параметров, характеризующих  способность выполнять требуемые  функции в заданных режимах  и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
       Безотказность – свойство объекта  непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. К показателям безотказности относятся: вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов и др.
       Долговечность – свойство изделия  сохранять работоспособное состояние  до наступления предельного состояния  при установленной системе технического  обслуживания и ремонта. К показателям  долговечности относятся: средний  ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списания, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок гарантии и др.
       Ремонтопригодность – свойство  изделия, заключающееся в приспособленности  к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, среднее время простоя и др.
       Сохраняемость – свойство изделия  сохранять значения показателей  безотказности, долговечности и  ремонтопригодности в течение  и после хранения или транспортирования. К показателям сохраняемости относятся: срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости и др.
       Показатели экономного использования  сырья, материалов, топлива и энергии  характеризуют свойства изделия,  отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии. К таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий, например, относятся:
     - удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества),
     - коэффициент использования материальных ресурсов – отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции,
     - коэффициент полезного действия и т.п.
       Показатели технологичности характеризуют  свойства продукции, обусловливающие  оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К показателям технологичности относятся:
     - основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности потрудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления),
     - дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов, сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициенты использования материала и др.).
       Показатели стандартизации и  унификации характеризуют насыщенность  продукции стандартными, унифицированными  и оригинальными частями, а  также уровень унификации с  другими изделиями. К ним относятся: коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент межпроектной унификации, унификация группы изделий и др.
     Эргономические  показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального  процесса в системе «человек –  изделие – среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха и т.д. Включают в себя:
     1. гигиенические показатели, которые характеризуют соответствие санитарно-гигиеническим нормам, которые определяют условия жизнедеятельности и работоспособности (уровень освещенности, запыленности и температуры и т.п.);
     2. антропологические показатели, которые характеризуют изделие, входящее в контакт с человеком, с точки зрения его соответствия размерам человеческого тела;
     3. физиологические показатели, характеризующие изделия, эксплуатация которых требует от человека использования мышечного аппарата (соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека);
     4. психофизиологические показатели, характеризующие изделия, эксплуатация которых требует использования органов чувств человека;
     5. психологические показатели, характеризующие изделие, принимающее участие при информационном взаимодействии с человеком, и требующие использования психологических особенностей человека.
       Эстетические показатели характеризуют:
       - информационную выразительность (знаковость, в том числе товарный знак, оригинальность, стилевое соответствие и др.),
     - рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность),
     - целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и др.),
     - совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений, четкость исполнения фирменных знаков, устойчивость к повреждениям).
     Оценка  эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
       Экологические показатели характеризуют  уровень вредных воздействий  на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
       К ним относятся: физические (механические – уровни пылевыделения, уплотнения почвы, шума, ультразвуковых колебаний; электромагнитные – уровни радиопомех, биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные – уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц), химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, коэффициент сохраняемости токсичных веществ и др.), микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.), наличие знаков экологичности.
       Учет экологических показателей  должен обеспечить: ограничение  поступлений в природную среду  промышленных, транспортных и бытовых  сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, не превышающих предельно допустимые концентрации; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов и т.д.
       Показатели безопасности характеризуют  особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.
     К показателям безопасности относятся: механические (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, уровень шума и вибраций и др.), электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.), термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара или взрыва и др.), биологические ( вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безопасности и др.
     Показатели  транспортабельности характеризуют  приспособленность продукции к  транспортированию без ее использования или потребления. Такими показателями являются габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазон допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.
       Наиболее полно транспортабельность  оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть  материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.
       Патентно-правовые показатели характеризуют  степень обновления технических  решений, использованных в продукции,  их патентную защиту.
       К патентно-правовым относятся  показатели: патентной защиты, патентной  чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
       Сервисные показатели. К ним относятся  такие показатели как наличие  и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования и др.
       Показатели вторичного использования  или утилизации (уничтожения). Такими  показателями являются вторичное использование (коэффициент вторичного использования и др.), утилизация (трудоемкость и цена утилизации и др.), уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и др.).
       Экономические показатели характеризуют  затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции. К экономическим показателям относятся:
     затраты на изготовление и испытания опытных  образцов,
     полная  себестоимость изготовления продукции,
     затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов и т.д. 
 
 

        Классификация методов определения показателей 
      качества  продукции. 

       Измерительный метод основан  на информации, получаемой с использованием  технических измерительных средств.  С помощью измерительного метода  определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.
       Расчетный метод базируется на  использовании информации, получаемой  с помощью теоретических или  эмпирических зависимостей. Этим  методом пользуются при проектировании  продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.
     Органолептический метод строится на использовании  информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.
       Регистрационный метод основывается  на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
       В зависимости от источника  информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.
       Традиционный метод осуществляется  должностными лицами специализированных  экспериментальных и расчетных  подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т.д.).
     Экспертный  метод оценки показателей качества продукции реализуется группой  специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т.п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.
     Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции.
       Сбор мнений потребителей производится  путем опросов или с помощью  специальных анкет-вопросников,  выставок, конференций и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Стадии  и этапы создания систем управления качеством
 
     В истории развития документированных  систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества.
     Первый  этап соответствует начальным задачам  системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять. Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.
     Взаимоотношения с поставщиками и потребителями  строились на основе требований, установленных  в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).
     Отмеченные  выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали).
     Второй  этап. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого  конкретного изделия (деталь, сборочная  единица). Однако продукция – это  результат осуществления производственных процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
     В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л. Джонса, заложившая основы статистического  управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране. Деминг выдвигает идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы, т. к. по его мнению, они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу, игнорируя долгосрочные задачи, и разрушают работу в командах. Опираясь на точку зрения Э. Деминга и развивая ее, Д. Джуран ввел термин качества в духе «соответствия требованиям потребителя», в значительной степени ориентированный на требования потребителей, («Fitness for use»). Он показал ответственность менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества. В прил. 1 и 2 приведены известные 14 принципов повышения качеством Деминга и 10 этапов повышения качества по Джурану.
     В то время, как в работах Деминга  основное внимание уделяется улучшению  качества применительно прежде всего  к процессам, системам и статистике, Джуран подчеркивает необходимость для каждого менеджера непосредственно заниматься деятельностью, приводящей к повышению качества. Он является сторонником подхода, который предусматривает вовлеченность всего персонала организации в процедуры, обеспечивающие повышение качества и решение производственных проблем. Системы качества усложнились, т. к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились и задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, понимающими, что такое вариации и изменчивость, а также знающими, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.