На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Качество рабочей силы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
   Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………. 3
    Понятие категории «качества рабочей силы»…………………………………………………………………  4
      Личный фактор производства …………………………………………………………………………………………. 6
      Современные требования производства к качеству рабочей силы ………………………………  6
    Теория человеческого капитала ………………………………………………………………………………………  8
      Национальный человеческий капитал ……………………………………………………………………………. 11
      Структура человеческого капитала …………………………………………………………………………………. 11
      Типы человеческого капитала …………………………………………………………………………………………. 12
    Методы оценки человеческого капитала ……………………………………………………………………….. 14
    Профессиональная подготовка. Профессиональная ориентация ……………………………….... 17
   Заключение  ……………………………………………………………………………………………………………………………… 21
   Литература  ………………………………………………………………………………………………………………………………. 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую  силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Тому свидетельство - рост роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда  налицо прямая зависимость результатов  производства от качества, мотивации  и характера использования рабочей  силы в целом и отдельного работника  в частности. Возрастание роли человеческого  фактора в современном производстве подтверждено результатами экономических  исследований ведущих ученых мира.
Материальные вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания  фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл. По мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и массовой компьютеризацией национальная экономика уже не может обходиться без массового грамотного работника.
 К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
 В новых, более  эффективных организационных условиях  происходит соединение рабочей  силы и рабочих мест, включение  в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие категории «качество  рабочей силы»
Анализ деятельности зарубежных компаний показывает, что  многие из них имеют от 50 до 100 раздробленных  профессиональных классификаций, функционально  и территориально разделяющих операции работника. Внедрение же передовых  производственных систем обуславливает  значительное расширение полномочий, ответственности, инициатив работников. Расширение применения новых средств автоматизации требует соответствующего кадрового обеспечения, наращивания профессионализма, знаний и умений персонала, полного раскрытия его трудового потенциала. Можно выделить следующие основные признаки современного работника, имеющие важное значение для организации:
-    готовность  развивать сотрудничество;
-    умение  убедительно представлять свои  идеи в устной и письменной  формах, эффективно работать в команде, сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении организационных целей;
-    проявление  инициативности, технической компетентности;
-    предприимчивость, активность, другие интеллектуальные  способности. 
Категория «качество  рабочей силы» широко используется современной мировой экономической  наукой. При этом следует учитывать, что рабочая сила — это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно  используется человеком в той  или иной сфере общественного  воспроизводства и способствует росту производительности труда  и производства. В-третьих, это такое  использование данного запаса в  виде высокопроизводительной деятельности, которое приводит к росту заработка  работника. И в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. Соответственно, качество рабочей силы — это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификационный комплекс и трудовую активность работника.
В более обобщенном виде качество рабочей силы — это  сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые активно используются в той или иной сфере производства, содействуют росту производительности и качеству его труда и тем  самым влияют на рост заработка данного  человека.
При характеристике понятия «качество» необходимо учитывать  следующие особенности:
-    в современных  условиях качество рабочей силы  является главным фактором экономического  роста;
-    формирование  рабочей силы высокого качества  требует от самого человека  и всего общества значительных  затрат;
-    рабочая  сила в виде навыков и способностей  является определенным запасом,  то есть может накапливаться;
-    инвестиции  в квалификационный комплекс  рабочей силы и здоровье работника  обеспечивают, как правило, его  обладателю получение в будущем  более высокого дохода;
-    качественные  характеристики рабочей силы  не только подвержены физическому  и моральному износу, но и способны  накапливаться и приумножаться;
-    характер  и виды вложений в человека  обусловлены историческими, национальными,  культурными особенностями и  традициями. Но лишь те вложения  в человека могут быть признаны  инвестициями в рабочую силу, которые общественно целесообразны  и экономически необходимы.
Для совершенствования  механизма повышения качества рабочей  силы важно учитывать зарубежный опыт, что обусловлено следующими обстоятельствами:
-    современным  этапом развития рыночных отношений  в России и процессами интеграции  в мире;
-    объективной  необходимостью формирования в  России реальной социально ориентированной  экономики; -    требованиями  эффективного использования трудового  потенциала;
-    важностью  дальнейшего совершенствования  мотивации эффективной трудовой  деятельности;
-    поворотом  от монетаристских схем экономики  к учету социальных потребностей  и особенностей личности;
-    наметившимся  переходом от деструктивного, церемониально-субординационного  трудового поведения к инновационному;
-    постепенным  выходом на первый план в  обществе отношений здоровой  конкуренции.
Анализ тенденций  профессиональной подготовки кадров в  различных американских компаниях  позволяет выделить принципы, которыми они обычно руководствуются:
1) обучение должно  быть ориентировано на использование  получаемых знаний и навыков  в процессе работы, т.е. на приобретение  профессии или квалификации;
2) приобретение той  или иной квалификации должно  способствовать реализации стратегических  целей компании;
3) подготовка кадров  рассматривается в аспекте двойных  инвестиций — в человека и  в производство.
Часто такие понятия, как «трудовые ресурсы», «рабочая сила» и «трудовой потенциал», отождествляют, однако это в корне  неверно. Между понятиями существует логическая взаимосвязь, которая отражает эти понятия, факторы и условия  их оптимизации и повышение уровня их развития (рисунок 1).
Рис. 1.
 

      Личный фактор производства: экономические формы и их оптимизация.
Все вышесказанное  позволяет сделать вывод, что  понятия «рабочая сила» и «трудовой  потенциал» не тождественны. Первое отражает способность человека к труду  и определяется его психофизиологическими  свойствами (общее состояние здоровья, тип нервной системы, выносливость) и квалификацией (объем общих  и специальных знаний, трудовых навыков). Второе понятие включает и вышеназванные  черты, и такие как личностный потенциал — уровень социальной зрелости, социальные потребности, ориентация и интересы в сфере труда. Реализация трудового потенциала происходит в  процессе труда, а трудовое поведение  отражает степень интенсивности  трудовой деятельности.
      Современные требования производства к качеству рабочей силы.
Значимость и соотношение  вышеназванных характеристик качества рабочей силы зависят от конкретно-исторических и социально-экономических условий, наиболее важными из которых на нынешнем этапе развития являются внедрение  достижений науки и техники в  производственный и технологические  процессы, а также продолжающиеся рыночные преобразования экономики.
Рассмотрим наиболее характерные социально-экономические  особенности производства на современном  этапе. К ним можно отнести:
-     изменение  содержания и характера труда;
-    повышение  культуры труда обслуживающего  персонала;
-    улучшение  санитарно-гигиенических и эстетических  условий труда (в частности,  за счет ликвидации тяжелого  физического труда, снижения интенсивности), обеспечение безопасности труда,  ликвидация или уменьшение аварийности,  сокращение травматизма и профессиональных  заболеваний;
-    ускоренное  обновление и совершенствование  социально-профессиональной структуры  кадров, появление прогрессивных  форм организации труда;
-    стабилизация (снижение) текучести кадров;
-    повышение  уровня технической вооруженности  труда за счет автоматизации  практически всех основных и  вспомогательных операций, при этом  создаются необходимые условия  для четкой, ритмичной работы  предприятия, улучшается режим  труда, появляется возможность  регулирования технологических  процессов без непосредственного  вмешательства человека, выведения  его из процесса производства (создание смен, реализующих принцип  безлюдной технологии).
Однако здесь необходимо отметить противоречивый характер процессов  внедрения новых технологий и  соответственно их социальных результатов. Как правило, первоначально эти  процессы приводят к повышенной степени  физической и нервно-психической  напряженности (интенсификации труда), ускоренной утомляемости работников в  связи с ужесточением производственного  режима, иногда ухудшаются и условия  труда (повышаются вибрация, загазованность, шумы, тепловыделения, увлажненность  производственных помещений), возрастает степень его опасности; усиливается  социальная изоляция работников; появляется технологическая и структурная  безработица. Данные негативные последствия  НТР вступают в противоречие с  получающей все более широкое  распространение в индустриально  развитых странах концепцией гуманизации труда и становятся главным объектом разрабатываемых программ по совершенствованию организации труда и производства.
Из всех социальных последствий НТР наиболее существенное влияние на качество рабочей силы оказывают изменения в содержании и характере труда, а также  сдвиги в профессионально-квалификационной структуре кадров.
Изменение содержания и характера труда выражается в следующих процессах:
1)  меняются функции  труда. Простые, узкие, однообразные  функции специализированного труда  при обслуживании станков, конвейерных  линий сменяются комплексом новых,  более сложных функций по управлению, контролю, наладке, переоснастке, ремонту, программированию автоматизированных систем и роботизированного производства. Растет значение универсализации труда, его комбинирования;
2)  проявляется  тенденция уникализации труда. Увеличивается число наименований профессий, не имеющих аналогов, которые требуют от работников высокой квалификации, способствуют процессу углубления их специализации. Уникализация труда создает особую форму мобильности, или профессионализацию, которая не выходит за пределы избранной однажды профессии и связана с достижением все более высоких уровней профессионального мастерства;
3)  происходят  изменения в структуре квалификационного  комплекса: если ранее его ведущим  компонентом являлись навыки  и умения, зависящие от опыта  работы, то теперь основное значение  приобретают знания. В современных  условиях, когда общественное производство  становится более динамичным, постоянно меняются задачи производственных единиц и методы их реализации, в деятельности работников все большее значение приобретают знание современных методов решения возникающих проблем, владение результатами новейших теоретических исследований и умение реализовать их на практике. В этой связи опыт как компонент квалификации может служить причиной существования стереотипов в трудовой деятельности работников, попыток старыми методами решать новые проблемы. Поэтому объективно возрастает доля работников, отличающихся широтой и многообразием знаний. Растет значимость творческих способностей работников. С одной стороны, человек с развитыми творческими способностями более успешно справляется с задачами профессионального обучения, достигает значимых успехов, с другой — развитые творческие способности необходимы в процессе трудовой деятельности и ее рационализации. Повышается уровень компетенции работников, изменяется их социально-профессиональный статус в связи с изменениями в численности и роли различных функциональных групп в производственном процессе;
4)  меняется уровень  и структура напряженности труда.  Если раньше напряженность труда  включала прежде всего физическую нагрузку, то теперь — в основном нервно-психическую. Поэтому интенсивный труд в современном понимании предполагает высокий уровень развития психических, волевых качеств человека, отработанной общей координации движений. 

    Теория  человеческого капитала.
Человеческий капитал  — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его  последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Первоначально под  человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к  труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого  капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские  расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также  расходы государства на эти цели.
Человеческий капитал  — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Человеческий капитал  — главный фактор формирования и  развития инновационной экономики  и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий  развития и повышения качества человеческого  капитала является — высокий индекс экономической свободы.
Используют классификацию человеческого капитала:
1. Индивидуальный  человеческий капитал.
2. Человеческий капитал  фирмы. 
3. Национальный человеческий  капитал.
В национальном богатстве  человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В  России около — 50 %.
Элементы теории человеческого капитала (ЧК) существовали с тех давних пор, когда формировались  первые знания и система образования.
В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.
Теория человеческого  капитала базируется на достижениях  институциональной теории, неоклассической  теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.
Вклад в развитие современной теории человеческого  капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.
Понятие человеческого  капитала является естественным развитием  и обобщением понятий человеческого  фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией.
Экономическая категория  «человеческий капитал» формировалась  постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к  труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным  фактором, с точки зрения экономической  теории. Считалось, что инвестиции в  воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к  человеческому капиталу и образованию  постепенно кардинально изменилось.
Так, С. Фишер дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» . В настоящее время и это определение можно считать определением ЧК в узком смысле.
Саймон Кузнец среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала . Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного ЧК необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, в итоге, именно, достаточно высокие уровень и качество ЧК страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.
Американский экономист  Эдвард Денисон (внесли вклад в эту проблему Роберт Солоу, Джон Кендрик и др.) разработал классификацию факторов экономического роста. Из 23 выбранных им факторов 4 относятся к труду, 4 — к капиталу, 1 — земля, 14 характеризуют вклад НТП. По мнению Денисона, экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место Денисон поставил качество рабочей силы. Из анализа экономического роста США за 1929-82 гг.
Денисон сделал вывод, что определяющим фактором роста выпуска на одного работающего (производительности труда) является образование, важнейшая составляющая ЧК.
Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора . И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.
Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к  труду, их эффективную созидательную  деятельность в обществе, поддержание  здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.
Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки — упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.
В 1992 г. профессор  экономики и социологии Чикагского университета Г. С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике  за «Распространение сферы микроэкономического  анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Главные  книги Беккера — «Экономика дискриминации», «Человеческий капитал» и «Трактат о семье» посвящены различным  аспектам теории человеческого капитала.
Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии  и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных  знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и  значимые особенности её продукции  и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и  корпорации, и они финансируют  её. Эти работы Беккера стали основой  создания современной теории фирмы  и конкуренции .
Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство  в оплате мужского и женского труда  и т. д. Он доказал и политикам, и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов  и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате политики, финансисты и предприниматели  стали рассматривать вложения в  образование как перспективные  капиталовложения, приносящие доход.
Беккер в своих  работах рассматривал работника  как комбинацию одной единицы  простого труда и известного количества воплощенного в нём человеческого" капитала. Его заработную плату (доход) — как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем, основную часть дохода работнику, по оценкам Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал.
      Национальный человеческий капитал.
Национальный человеческий капитал — человеческий капитал  страны, являющийся составной частью её национального богатства.
Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.
Национальный человеческий капитал измеряется его стоимостью, рассчитываемой различными методами —  по инвестициям, методом дисконтирования  и другими.
Национальный человеческий капитал составляет более половины национального богатства каждой из развивающихся стран и свыше 70-80 % — развитых стран мира.
Особенности национального  человеческого капитала определяли историческое развитие мировых цивилизаций  и стран мира. Национальный человеческий капитал в XX и XXI веках являлся  и остается главным интенсивным  фактором развития экономики и общества.
      Структура.
Когда-то воспитание, образование и фундаментальная  наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание  их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого  капитала, и сам ЧК в целом, стали  главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром  ЧК, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет ныне основную долю национального богатства  стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный ЧК — это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы.
С развитием и  усложнением понятия и экономической  категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.
Человеческий капитал  формируется,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.