На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философское учение о человеке. Человек как личность

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     
                     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
               «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

                  Кафедра социальных наук,            педагогики и права 
                   

                            Контрольная работа по дисциплине  «Философия» 

                Тема № Философское учение о человеке. Человек как личность.
                       (полное название темы)
         Выполнил (а) студент (ка) Карташова В.А.
                                          (Ф.И.О.)
            Учебной группы_10-ДЗАЭ  шифр _________ 

Контрольная работа
Сдана _____________________
              (дата сдачи) 

Контрольную работу      Допущена к защите:
Проверил      Хитров А.А..                  ____________________________
             (Ф.И.О. преподавателя)   (дата и подпись преподавателя) 

Контрольная работа
Зачтена ____________________________
          (дата и подпись преподавателя) 
 

                               
                                              Калининград 2011
                                                    Содержание  

    Философское учение о человеке…….……………………………………………....3
      Человек в системе мира ………………………………………………………….3
      Проблема человека в истории философии……………………………………..5
      Сущность человека………………………………..……………………………..6
      Смысл жизни……………………………………………………………………..8
    Человек как личность ……………………………………………………………….10
    2.1 Человек…………………………………………..………………………………..10
    2.2 Индивид……………………………….…………………………………………..10
    2.3 Личность…………………………………………………………………………..10
    2.4 Заключение………………………………………………………………………..17
    Список использованной литературы………………………………………………..19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Философское учение о человеке.
    Человек в системе мира.
    Проблема человека в истории философии.
    Сущность человека.
    Смысл жизни.
 
 
    1 Человек в системе мира
     Каким образом  появился человек? Две точки зрения:
     - Появление  случайно
     - Жизнь  существовала всегда и везде  (панспермизм). 

     Всё это  гипотезы, не имеющие научного обоснования. Рассмотрим же вопрос с точки зрения науки. На данный момент актуальны вопросы  сохранения самого человека, а также  его окружающей среды. Человек сейчас стоит на пороге прекращения своего существования. Вся его среда  тоже. Виной всему людская деятельность, приводящего под сомнение дальнейшее существование человека как вида. Природа уже не в состоянии  выдержать нахождение в ней человека.
     Так что  же природа, в своем упорядоченном  развитии (физические процессы, химические превращения, биологические усложнения), породила новую форму [человека] для  самоуничтожения? Если человек её разрушает, зачем он был создан? Осмысливает  ли сам человек смысл своего существования? В чем назначение человека?
     Внимание  этой проблеме было уделено уже в  Древней Греции. Первым, кто обратился  к проблеме человека, был Сократ. В двух словах это единство человека и космоса. Атомисты же рассматривали  человека как единство двух начал: единство природной эволюции и объекта  воспитания.
     Современные концепции неоднозначны. Среди них  можно выделить концепции Пьер Тейяр  Де Шардена и Вернадского. Это  идеи о месте человека в природе  и в системе мира. Человек не может мыслить себя вне человечества, вне жизни, вне универсума. Человек  закономерное звено в эволюции, которую  можно представить в качестве переходов: Неживая природа – Живая природа – Сфера духовной деятельности человека (ноосфера).
Напомню, что  мир это объективная реальность во всем многообразии её качественных форм; реальность, основой которой  являются принципы материального единства связи и развития.
     В процессе развития, эволюции мира, формируются  системы неживой природы, живой  природы, и системы организованные социально.
     Таким образом, происходит процесс усложнения не только материальной организации, но и её способов и форм активности. В этих процессах, на всех уровнях, осуществляется действие вещественных, энергетических и информационных связей. Это значит, что на всех уровнях  происходят процессы физические, химические, затем формируются более сложные  биологические системы.
     Состояния материальной системы с момента  большого взрыва:
     - Доатомные.
     - Синтез  ядра и элементов
     - Образования  атомов и других элементов.
     - Образование  различных неорганических соединений.
     - Органические  элементы, составляющие основу жизни.
     Жизнь возникла 2.7 млрд. лет назад. На образование  организмов угодят сотни миллионов  лет. Современные концепции склоняются к тому, что жизнь началась в  воде. Поэтому на других планетах и  ищут, не сами организмы, а хотя бы воду. В структуре лунного грунта имеются  органические молекулы. Это еще не вода, но в потенциале они могут  помочь становлению жизни. Процесс  становления жизни – процесс  естественный. Его основанием являются все вышеназванные процессы.
     Палеонтологи  утверждают, что звено между человеком  и обезьяной найдено. Первые люди пришли из Африки (Кения, Эфиопия). Найдены  их останки. Также найдены останки  существ, живших более 3-ёх млн. лет назад. Это еще не человек разумный, но они уже не похожи на других приматов.
     Для того чтобы  человек стал разумным, биологического развития мало. Становление человека происходит в процессе появления  трудовой и практической деятельности. Создание орудия труда, появления речи (вторая сигнальная система), изменение  форм общения. Появление сознания, новых  форм общности привело к появлению  новой сущности человека – социальной.
     Высшей  формой социальной активности стало  формирование практической и творческо-познавательной активности – созидательной деятельности человека. Человек не только изменяет природу, но и создает новую. Формируется  новая форма материальной организации  – социальной. Новая сфера бытия  – духовная. Именно практическая и  духовная деятельности человечества приводит к формированию законов нового типа – социального.
     В процессе развития человека, в условиях социальной среды,  происходит усложнение не только общественной системы, культуры, развитие новых информационных систем, но и  развитие способностей самого человека, его творческого потенциала. Таким  образом, увеличиваются возможности, и усложняется взаимодействие человека с окружающей средой.
     Возникают глобальные проблемы. Это не только проблемы войны, мира, окружающей среды. Сейчас основной проблемой является само существование человека.
      Проблема человека в истории философии
 
     Вольтер поставил вопрос: «Кто ты, откуда ты, чем занимаешься, чем станешь?». Сам он отвечает: «Я раб вселенной и, будучи сжат до точки, стремлюсь отыскать самого себя»
     Сократ  видел совершенство человека в добродетельных благих поступках.
     Философское учение о человеке начинается с проблемы сущности. У Платона она сводится к тому, что, прежде всего, сущность человека в его духовности.
     Аристотель  подходит несколько иначе. В его  времена было такое определение  человека: человек – существо двуного, бесперое. Аристотель же говорит, что  человек это, прежде всего, соединение материальных элементов. Помимо этого  в нем есть нечто иное. Это сущность, движущая причина и конечная цель всего. Сущность причина бытия каждой вещи. Человек животное политическое и социальное. Отличие человека от животного – наличие разумной души. В конечном итоге, Фейербах выводит: «Человек венец природы», «Человек должен стремиться к счастью». Эвдемонизм – концепция, провозглашающая стремление к счастью.
Спиноза, в своей  «Этике» говорил: хоть человек и  зависит от собственных страстей и желаний, но он может обрести  свободу, если он будет осознавать объективную  необходимость. Необходимость определенных требований, законов, норм.
     Подход  Канта. Он дает уроки понимания сущностных сил. Сущностные силы человека всегда проявляются в его активности. В первую очередь активность творческая, деятельность ума. Во вторых, сущностные силы человека в его нравственных достоинства. Закон нравственного  поведения: поступай согласно максиме, которая сможет стать законом  всего общества. Счастливым может  быть человек, осознающий собственное  совершенство и чужое счастье. Человек  является целью для себя, а не средством.
     Более фундаментально сущность человека рассматривает Гегель. Человек и труд неразделимы. В  этом труде человек выступает  не просто как созидающая личность, но и как человек создающий  себя и свою среду. Активная сущность человека подчеркивается немецкой классической философией.
     Сущность  человека раскрывается и в учении «Маркса и Энгельса». Человек  есть совокупность всех общественных отношений. Это отношения экономические, социальные, политические и идеологические. 

      Сущность  человека
 
     Биологические начала человека:
     - Человек  это естественная самоорганизующаяся  биологическая система
     - Микробиологическая  структура, атомно-молекулярная  организация
     - Анатомо-физиологическая  организация
     - Функционирование  органов человека, их структурная  динамика
     - Деятельность  нервной системы
     - Генетически-видовая  наследственность
     - Здоровье
     - Органические  потребности
     - Продолжение  рода
     Социальная  сущность человека:
     - Практическая  деятельность в производственно-экономической  сфере
         - Включенность человека в систему общественных отношений
         - Психологическая структура личности
       -- Познавательные  способности
       -- Творческая  деятельность
       -- Интересы
       -- Чувства
       -- Нравственные  начала
       -- Целеустремленность. 

 Деятельность человека носит осознанный характер.
     - Познание  законов природы и общественного  развития
     - Действие  в соответствии с этими законами
     - Самосознание  как осознание: 
       -- Своих  способностей
       -- Своих  возможностей
       -- Нравственности
       -- Социальной  нормы
     Нравственность – общепринятые, социально-значимые нормы поведения.
     Мораль – степень осознания и реализации норм нравственности.
     Норма нравственности – мера требования общества. Например, единство личного и общественного: совесть долг и т.д.
     Следует различать  понятия «человек», «личность», «индивид».
     Человек – разумное, биосоциальное существо, продукт естественной эволюции и общественно-исторического развития. Субъект общественно-исторической деятельности.
     Личность  – субъект и объект общественных отношений. Как объект воспитания и как субъект создателя среды.
     Индивид – отдельный человек, единица человеческого рода. 
     
     

1.4 Смысл жизни
     Рассматривая  смысл жизни, необходимо выделить направления:
     - Универсально-космическая  форма
     Принцип самоорганизации  мира. Жизнь проходит естественный необходимый этап саморазвития, усложнения, в соответствии с законами мира. Действует принцип оптимального соответствия условиям эволюции мира.
     - Биологический  аспект
     «Смысл  жизни в самой жизни» (с) Павлов. Необходимо не только сохранить свое здоровье, но и продолжить род.
     - Социальный  аспект
     Практическая, социальная деятельность. Ответственность  перед обществом.
     - Личностный  аспект
     Жизнь состоится, если человек будет разумно решать проблему совершенства. Стремление к  совершенству, имеющему социальный смысл.
Несомненно, проблема человека является одной из сложнейших, хотя множество различных наук с  разных точек зрения рассматривали  этот вопрос. “Пальму первенства”  в области изучения человека следует  отдать философии, как науке древней  и повсеместно распространенной.
Среди важнейших  мировоззренческих вопросов, которые  на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. И вопрос о сущности человека, его происхождении  и назначении, месте человека в  нашем мире - одна из основных проблем  в истории философской мысли  с древних времен. Именно с той  эпохи можно начать изучение поставленной проблемы.
 


2. Человек как личность
2.1 ЧЕЛОВЕК
В философии  Древнего времени, во время господствующего  Космоцентризма, человек мыслился как  органическая часть. Средневековая  философия несколько сместила акценты  и человек стал одним из многочисленных созданий бога. Эпоха Возрождения  сделала из человека предмет культа, возвысив его над всей природой. А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала  его сложным механизмом и наделила высоким знанием.
Таковы ипостаси человека в эволюции философской  мысли, но даже по прошествии огромного  периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто  не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?”  Вопрос сложен, как сам человек, как  личность. А личность всегда связана  с такими понятиями, как “индивид”  и “индивидуальность”. Советские  психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление  личности, что в общей сложности  и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.
2.2 ИНДИВИД
Индивидом является каждый человек с момента рождения (и даже раньше) до смерти. Этот термин неотъемлем от человека, что бы с  ним не происходило, при каком  бы режиме он ни жил. Всё, что приобрело  человечество в процессе эволюции, как физические, так и психические  качества, все это плавно переходит  во владение каждому отдельному индивиду. Благодаря особенностям анатомического строения человек смог стать человеком, то есть имеются ввиду возможности  беспрепятственного обмена информацией  и творческого труда. На этой основе человек смог развить и углубить свои данные природой качества, и приобрести индивидуальность. И чем больше воздействие  индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность. При этом происходит так называемая “социализация” индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано. А является ли “индивидуализированный”  индивид личностью?
2.3 ЛИЧНОСТЬ
В некотором  смысле - да. Оформившаяся индивидуальность - без малого личность, но нельзя смешивать  эти понятия, так как личность - “вершина” всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это  “глубина” личности и субъекта деятельности (Ананьев Б. Г.). Следует  также заметить, что индивидуальные свойства личности - это не одно и  то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие  его как личность. Таким образом, можно сказать, что индивидуальность - это оболочка, внешний облик  личности, благодаря чему человек  становится неповторимым. Именно индивидуальность поможет вам выявить одного близнеца из трех, четырех, даже из сотни ему  подобных. Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, но именно эти общие  законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему и  никому более.
Многие философы и психологи делают упор на то, что  человек без общества - ничто, представитель  приматов. По этому поводу венский  психолог Зигмунд Фрейд заметил, что “человек - животное, скованное  культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибо культура - есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, и повсеместно насаждаемые, в  зависимости от потребностей той  или иной группы людей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесь нельзя не упомянуть известного социолога  Питирима Сорокина, утвердившего триединство  личности, общества и культуры.
Итак, формирование личности проходит в три этапа: появление  индивида - первоосновы личности - здесь  происходит как бы приноровление  к эволюционным физиологическим  особенностям человека. Далее, на эту  основу биогенетических задатков накладываются  “общие” законы общества, преломленные через сознание индивида, через его  психо-социальное ядро, внутренне “Я”. И вот, по прошествии известного времени, перед нами возмутитель спокойствия  выдающихся умов человечества - Ее Величество Личность.
Но не стоит  утверждать, что к 18-21 годам процесс  формирования личности останавливается, нет - человек как личность не есть некая законченная данность. Он - процесс, требующий неустанной душевной деятельности.
“У жизни  нет иного смысла, чем тот, который  человек придает ей сам”.
Эрих ФРОММ
“Личность создается  средой и событиями, но и события  осуществляются личностью и носят  на себе их печать - тут взаимодействие”.
Александр ГЕРЦЕН
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой  человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое  множество различных концепций  было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит  в том, что между нами очень  много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и  непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение  задачи по установлению того общего, что  объединяет представителей человеческой расы.
Теология, философия, психология, естественные и социальные науки -некоторые из течений, в русле  которых предпринимаются попытки  понять всю сложность человеческого  поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались  тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку  большинство серьёзных недугов  человечества - стремительный рост численности населения, загрязнение  окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения  людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и  само существование цивилизации, будут  зависеть от того, насколько мы продвинемся  в понимании себя и других.
Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной  из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период революционного обновления нашего общества. Главное направление возрождения - это его гуманизация.3
Рассмотрение  поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями  “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.
И в этой сфере  существует одно интересное мнение, заключающееся  в том, что “личность - есть общественно  развитый человек”. Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии  о личности, так как почти все  философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность - продукт общества.
По теории Пьера  Тейяра де Шардена, человек не может  видеть ни себя вне человечества, ни человечество - вне универсума, а  феномен человека заключается в  том, что он - человек - в природе  есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки, причем из всех фактов, с какими имеет  дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным, озаряющим. Выводом  явилось высказывание, что “человек - не статический центр мира, как  он долго полагал, а ось и вершина  эволюции”.
Питирим Сорокин  обособил и выделил структуру  социокультурного взаимодействия, состоящую  из трёх аспектов, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект  взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с  его социокультурными отношениями  и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые  объективируют, социализируют и  раскрывают эти значения.
Подчеркивая место  и роль социальных факторов в жизни  человека, К. Маркс отмечал, что “сущность  человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она  есть совокупность всех общественных отношений”.
Среди важнейших  мировоззренческих вопросов, которые  на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. И вопрос о природе (сущности) человека, его  происхождении и назначении, месте  человека в мире - одна из основных проблем  в истории философской мысли  с древних времен.
А проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В ту эпоху господствовал  космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось  как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его  органическая часть.
Предполагалось, что человек несвободен, поскольку  окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное  существование человека - это жить в согласии с этим миром. Практически  во всей древней философской мысли  шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое  рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии  средних веков господствовал  теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного  сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его  многочисленных созданий. Смысл жизни  человека состоял в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верил  в себя, он верил в бога. Философия  средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного противопоставления ему.
В отличие от средневековья, философия эпохи  Возрождения превратила человека в  предмет культа, поклонения. В это  время утверждался антропоцентризм  как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход  от религиозного к светскому пониманию  человека. Возродилась гуманистическая  ориентация философии, заложенная в  античности. Философия эпохи Возрождения  утверждала идею всемогущества и  всесилия человека.
Эпоха Возрождения  с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным  живым миром, но и посеяла в  нем зерна гордыни и безграничного  индивидуализма. Наряду с этим философская  мысль того времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной  деятельности.
В целом для  философской антропологии эпохи  Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
В философии  Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Можно сказать, что призвание человека состоит  в том, чтобы изменять мир с  помощью силы знания.
“Величие человека - в его способности мыслить. Человек - всего лишь тростник, слабейшее  из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной, достаточно дуновения  ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек  все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с  жизнью и что слабее Вселенной, а  она ничего не сознает… Только мысль  возносит нас, а не пространство и  время, в которых мы - ничто…” - Б. Паскаль.
Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”. Первоначально  это слово обозначало маски (ср. русское  “личина”), которые надевали актеры во время театрального представления  в древнегреческой драме. Раб  не рассматривался как персона, для  этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое  есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.