На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Операции комерческих банков с пластиковыми картами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение

     В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
     Если  сравнивать банковские карточки с депозитными  счетами, как механизм привлечения  средств населения, то карточки менее эффективны, потому что процентная ставка на остаток по карточному счету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к карточкам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобство пользования, автоматическое предоставление банковского кредита, возможность отсрочить погашение долга, регулярное получение полной информации о произведенных операциях.
     Введение  расчетной системы на основе банковских карточек имеет преимущества и для банка:
     - преодоление пространственных ограничений  по привлечению и обслуживанию  клиентуры;
     - привлечение новых корпоративных  и частных клиентов;
     - увеличение оборотных средств;
     - сокращение накладных расходов.
     Очевидны  преимущества, получаемые от использования банковских карточек предприятиями торговли и сервиса. Это уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и «обналичивание» средств, возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия.
     Что касается промышленных предприятий, то вхождение в систему расчетов позволяет им значительно снизить  зависимость от несвоевременных  выплат из госбюджета или нерасторопности своих деловых партнеров.
     Интерес государства во внедрении расчетов по банковским карточкам тоже очевиден:
     – снижаются колоссальные затраты  на инкассацию денежных средств и  эмиссию банкнот и монет;
     – упрощается учет движения денег и  взимания налогов.
     Технология  расчетов без участия наличных денег  помогает снизить криминогенность  обстановки вокруг предприятий с  наличностью, внедрение таких расчетов поможет сгладить и в некоторой  степени снизить темпы инфляции.
     Данная  работа состоит из трех глав. Первые две главы посвящены теоретическим вопросам. Они содержат определения и схемы, и рассчитаны на краткое ознакомление с основами использования банковских карт.
     В первой главе рассмотрены основные понятия безналичных расчетов с  использованием пластиковых карточек; история международной и российской платежной системы, их, современное состояние и опыт.
     Вторая  глава посвящена организации  работы с пластиковыми картами. Изучаются платежные схемы на основе дебетовых и кредитных карт В конце главы рассматривается процедура расчетов с использованием платежной карты.
     В третьей главе на основе данных Сбербанка  России, а также статистических сайтов Интернета, анализируется текущее  положение рынка банковских карт и основные направления и перспективы  развития отечественного рынка пластиковых карт.
     При написании курсовой  работы использовались такие источники информации как:
     – переводная зарубежная литература, составляющая теоретическую базу работы;
     – действующее российское законодательство;
     – материалы российской печати по изучаемой проблеме
     Целью курсовой работы - является исследование в теоретическом и практическом плане пластиковых карт как средства международных расчётов, оценка проблем и перспектив их использования. В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть процесс эволюции  безналичных платежей;
     -  рассмотреть специфику электронных  платежей;
     - рассмотреть специфику финансовых  расчетов при помощи пластиковых  карт;
     - рассмотреть основные виды операций  коммерческого банка с пластиковыми картами.
     Объект  исследования: Особенности использования  и перспективы развития пластиковых  карт в России.
     Предмет исследования: Основные операции коммерческих банков с пластиковыми картами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Эволюция безналичных платежей
      Этапы формирования безналичной платежной системы
 
     История развития кредитных карточек чрезвычайно  поучительна для России, поскольку  некоторые проблемы или иллюзии  стартового периода в США или  в Европе могут появляться и повторяться  в каждой крупной стране с привычкой  к собственным изобретениям и инновациям. В процессе переходного периода от планового хозяйства к рыночному в течение последних пятнадцати лет постоянно возникала дилемма создания тех или иных систем, особенно правовых и деловых, заново, или копирования и адаптации существующих мировых. Общего правила для всех сфер экономической жизни, разумеется, просто не существует. Фактически, в переходном периоде идет творческий отбор эффективно действующих зарубежных систем и законов, а также их адаптация к российским условиям. Ключевые вопросы состоят в правильном отборе тех возможностей, которые дает мировой опыт, и максимально эффективном их использовании. Собственные подходы важны в тех сферах, где существуют большие собственные активы, свои естественные или накопленные преимущества. В российском случае это больше относится к естественным наукам, литературному и культурному наследию. Механизмы функционирования финансовой системы в мире достаточно хорошо отработаны. В этой области при формировании российских внутренних правил игры важно не создавать ненужных барьеров и дополнительных транзакционных издержек, которые снижали бы эффект распространения таких общепринятых стандартов, как бухгалтерский учет или правила выпуска облигаций. Это, в общем, относится и безналичным платежным системам. 1
          Конкуренция должна выявлять наиболее экономичные и комфортабельные системы, тогда как в общем случае инвестиционных решений стоит избегать больших инвестиций в условиях неопределенности. Взглянем с этой точки зрения на ранний период формирования «пластиковых карт» в США.
     Ранний  период развития карточных систем в  США пришелся на 50-60-ые годы, особенно вторую половину 60-х гг. - первые периоды  масштабного роста с 20-ых годов (послевоенные две декады характеризовались спадами  каждые 3-4 года). Bank of America в Калифорнии и Chase Manhattan Bank в Нью Йорке в 1958 г. с разрывом стали выпускать универсальные кредитные карты. В том же 1958 г. фирма American Express вела подготовку к внедрению своей первой платежной карточки, а через восемь лет появилась Diners Club. Карточки обеих фирм, American Express и Diners Club. В 1966 г. четыре крупнейших банка Калифорнии решили объединиться и выпустить карту под названием Master Charge.
     Есть  определенные параллели с нынешней российской ситуацией, в которой рост доходов и возможностей потребителей, а также поведение государственных регулятивных органов в большой мере (и намного большей, чем в США в 60-ых) определяется недавними потрясениями переходного периода и краха 1998 года. В США в 60-х гг. развитие потребительского кредита нашло свое продолжение в выпуске множества карточных систем как банками, так и торговыми организациями. Одной из причин развития системы исследователи считают поиск возможностей оптимизации налогов в условиях чрезмерного регулирования. Так что движущей силой нововведения были преимущественно банки, и карточные системы стали инструментом торговой и кредитной политики хозяйствующих субъектов. Но они немедленно встретили спрос и поддержку со стороны потребителей, которые (несмотря на стартовые трудности) увидели в «пластике» как удобное средство платежа, так и инструмент потребительского кредита. Создание широкой системы безналичных платежей было осознанным наперед, хотя на старте казалось вторичным результатом совпадения интересов бизнеса и потребителей.
     В течение ряда лет шло неупорядоченное  развитие нескольких конкурирующих  систем, продвигаемых группами банков, объединявшихся обычно вокруг лидера на базе (с помощью лицензирования) его расчетных возможностей.2 Банки крупные и малые, консорциумы банков и индивидуальные банки, банки, выдающие ссуды клиентам и не выдающие ссуд, - все они начали предлагать кредитные карточки и рассылать по почте не только такие известные их виды, как BankAmericard и Master Charge, но и десятки ныне совсем забытых карточек, например Everything Cards, Town & Country Cards, Midwest Bank Cards, Interbank Cards. За четырехлетний период, с 1967 г. по 1970 г., банки выпустили в обращение громадное число кредитных карточек - США никогда не видели - ничего подобного.2 Внезапное распространение огромного количество карточек стало своего рода экономическим экспериментом, без которого «Банковские карточки никогда бы не стали "пластиковыми ключами от денежной революции"3. Таким образом, американская банковская система заплатила, по всей видимости, сотни миллионов долларов за эксперимент, в результате которого в 70-ых годах возникла современная система международных и национальных безналичных карточных систем. Практически основные мировые платежные системы сложились в тот период. А ведущая мировая система - Visa - была реформирована Ди Уорд Хоком (Dee Ward Hock). Именно тогда прошла трансформация от ключевого банка - Bank of America, который лицензировал участие других банков на базе своих расчетных возможностей - к ассоциации. Он возглавлял BankAmericard с 1970 по 1984 г. (тогда название было заменено на Visa).
     Два фактора усиливали реорганизацию  платежей потребителей в 90-х - начале 2000-х  годов - это развитие дебетовых карточек (сейчас их около одного миллиарда в мире) и электронная коммерция. Первый фактор дал возможность оплачивать товары непосредственно со своих текущих счетов и являлся прямой заменой наличным средствам и чекам по многим видам трансакций. В большей мере это относится к средним по размеру покупкам, связанным, например, с путешествиями, развлечениями, общественным питанием - расходами средних классов населения. Второй фактор в большей степени связан с торговлей товарами с использованием электронных и телевизионных каталогов, продажами по телефону и непосредственно по Интернету. Доля населения, способная использовать электронную торговлю и обладающая достаточными финансовыми ресурсами, в мире постепенно увеличивается. Платежи по Интернету в большой и растущей степени оплачиваются по банковским картам. Это поставило новые требования к защите информации, но упростило покупки в тех случаях, когда характер и потребительские свойства покупаемого товара или услуги поддаются адекватному или числовому описанию - например, оплата авиабилетов или выбор комнаты в отеле.3
     Оценки  показывают, что доля карточек по объему потребительских покупок в мире в 2001 году достигла 10% с перспективой роста до 20% к 2010 году. Динамика изменения  средств платежа по регионам мира в 1996-2001 году показывает, что повсеместно  идет активный рост роли «пластиковых карт». Особенно высокие темпы прироста - более 15% - наблюдаются в Южной Азии, на втором месте с 13% - Центральная и Восточная Европа (примерно бывший СЭВ). Другие средства платежа по шести регионам мира практически не растут и даже снижаются на несколько процентов в год.
     Исключение  составляет небольшой рост использования  наличных денег в США и примерно двух процентный рост использования  чеков в странах ЦВЕ, в которых  пятнадцать лет назад при плановой экономике чекового обращения практически не было.
     Заметим, что чеки так и не завоевали (и  уже не завоюют) своего традиционного  места в странах с переходной экономикой - карточки и другие средства платежей активно распространяются, используя свою естественную привлекательность для высокообразованного населения.

1.2.Специфика  электронных безналичных платежей

     Существует  четыре вида традиционных платежных  систем, которые уже давно успешно  используются в банковской практике: наличные, безналичные, системы с  использованием чеков, банковских пластиковых карточек.
     Основные  требования к платежным системам:
     Традиционные  платежные системы для проведения расчетов между сторонами через  сеть Интернет нельзя использовать по следующим причинам:
     1. Неприемлемая рискованность – широко распространены финансовые аферы. Каждый десятый американский пользователь пострадал от мошенничества в Интернете. Как показало исследование компании BAGlobal, почти 10% американцев столкнулись с сетевым мошенничеством, связанным с кредитными/дебетовыми картами. Лишь 15% из 3000 опрошенных потребителей заявили, что они без опасения оплачивают свои покупки в on-line магазинах при помощи кредитных/дебитных карточек. Примерно 8% покупателей сообщили, что номера их карточек были незаконно использованы в течение последних месяцев, 11,7% респондентов пострадали от мошенничества, хотя никто из них не терял карточки. Но, тем не менее, согласно данным Gather Group на пластиковые карточки в 2010 году приходилось примерно 90% всех расчетов, производимых в сети.
     Как показали исследования Национального Совета Потребителей (Великобритания), большинство англичан не решаются покупать товары через Интернет из боязни стать жертвой мошенничества (~ 40% взрослых англичан и половина Интернет-пользователей). Из 26% англичан, которые имеют доступ к сети, только 3% активно занимаются электронной коммерцией. Таким образом, повышение безопасности платежных систем является ключевым моментом для привлечения клиентов и повышения доверия покупателей к электронной торговле.
     2. Отсутствие анонимности – опасение того, что информация об осуществляемых платежах может быть собрана третьими лицами и использована против пользователей. Компания Pew Internet and American Life Project провела опрос Интернет-пользователей, который показал, что их подавляющее большинство опасается использования в корыстных целях частной информации, которую они оставляют на сайтах (86% опрошенных). Среди пользователей сети, которые используют Интернет менее полугода, - 62% боятся огласки, при стаже работы в сети более трех лет боятся попадания информации в чужие руки только половина опрошенных.
     3. Низкая скорость транзакции в  сравнении со средней скоростью  передачи в Интернете обычной  информации.
     4. Сложность. Исследования компании Master Card показали, что 63% пользователей  примерно 1 раз в три месяца отказываются от покупки в сети из-за того, что им лень заполнять форму для заказа в Интернет-магазине, 38% опрошенных считают, что заполнение формы в процессе покупки занимает слишком много времени.
     5. Высокая себестоимость транзакции.
     6. Существенные ограничения. Традиционные  платежные системы делают осуществление  микроплатежей, а значит и ведение  определенных видов электронной  коммерции, основанных на микроплатежах,  абсолютно нерациональным в силу  убыточности таких операций.
     Все вышеперечисленные проблемы, возникающие при использовании традиционных систем в Интернете, обуславливают необходимость создания совершенно нового вида систем – систем электронных (цифровых) платежей. Отличие таких систем от традиционных состоит в том, что весь процесс от начала до конца проходит в цифровой форме; без шелеста банкнот, звона мелочи и подписи ручкой на чеке.
     Система электронных платежей – в широком смысле – это система расчетов, заключения контрактов и перевода денег с помощью средств электронной коммуникации. Система электронных платежей – в узком смысле – это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для осуществления безналичных расчетов и других кредитно-финансовых операций.
     Существует 3 типа электронных платежных средств:
     1. Комбинация технологии обычных и электронных платежей. Например, платеж осуществляется традиционным способом, а подтверждение владельцу о проведении платежа высылается по электронной почте. Или, напротив, платеж осуществляется электронным способом, а подтверждение – по обычной почте.
     2. Расширение традиционного способа  передачи денежных средств. В  данном случае это может быть  передача номеров кредитных карточек  электронным способом через сеть  Интернет, а также использование  так называемых смарт-карт, которые  могут хранить и передавать всю информацию о своем владельце. Вся операция по проведению расчетов осуществляется в электронном виде.4
     3. Различные виды цифровой наличности  и электронных денег. Разница  между первыми двумя типами  и последним заключается в  том, что в последнем случае действительно переводятся деньги, а не только информация о них.
     В зависимости от условий расчета  владельца карт-счета с банком-эмитентом  различают: кредитные, дебитные и предоплаченные платежные карточки.
     Кредитные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать потом» («buy now – pay later»). Кредитная карточка предполагает нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. Все операции с карточкой оплачивает банк, а держатель карточки обязан впоследствии погасить свой долг банку.
     Дебитные  функционируют по принципу «покупать  сегодня – оплачивать сегодня» («buy now – pay now»). Они отличаются от кредитных тем, что на счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения покупки, получения наличных денег и т.д.
     Предоплаченные  карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать заранее» («buy now – pay before»). Это так называемые «электронные кошельки». Для расчета по карточке требуется наличие необходимых средств на самой карточке (чип-карты).

1.3 Пластиковые карты как форма  безналичных расчётов

     Одним из прогрессивных средств организации  безналичных расчетов в сфере  денежного обращения является пластиковая  банковская карта. 5
     Пластиковая банковская карточка – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются в предприятиях торговли/сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.
     Сами  карточки, и технология выполнения операций с ними, и их обработка  четко определены в рамках каждой платежной системы (в виде спецификаций и руководств в общепризнанных и имеющих большой опыт платежных системах или в виде правил приема карточек в «более молодых» платежных системах). Для приема карточек в сети одной платежной системы следование стандартам было бы необязательным, но поскольку всякая точка приема карточек, будь то магазин или отделение банка, заинтересована в работе по единым или хотя бы похожим правилам, технологии разных платежных систем должны быть, по крайней мере, совместимы. Совместимость же достигается за счет следования стандартам. Существует ряд международных стандартов, определяющих практически все свойства карточек, начиная от физических свойств пластика, размеров карточки, и заканчивая содержанием информации, размещаемой на карточке.
     Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы, которая имеет следующие геометрические параметры:
     ширина  – 85,595 ± 0,125 мм;
     высота  – 53,975 ± 0,055 мм;
     толщина – 0,76 ± 0,08 мм;
     радиус окружности в углах – 3,18 мм. 6
     На  лицевую сторону платежных карточек наносят логотип финансового  института, торговые марки платежной  системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты. Кроме того, обычно на карточке присутствует голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, видимый только в ультрафиолетовых лучах.
           На лицевой стороне чиповой карточки находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом (1807816-1). На обратной стороне карточки находятся магнитная полоса (место, которой также строго определено стандартом), панель для подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в определенном поле (чаще - на обратной стороне карточки) помещать фото держателя.
     В процессе подготовки к выпуску карточка претерпевает графическую, физическую и электрическую персонализации.
     Под графической персонализацией иногда понимают нанесение полиграфическим  способом на карточку логотипа финансового института - эмитента, чаще же - нанесение с помощью специальных принтеров персональной информации о держателе.
     Физическая  персонализация служит для нанесения  на карточку персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца, срока действия карты, а также иногда некоторой дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).
     Номер платежной карточки состоит из последовательности цифр, обычно от 13 до 19, чаще всего - 16. В платежных системах банковских карточек номер карточки начинается с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с помощью несложного алгоритма. 7
     Эмбоссирование (тиснение) - метод физической персонализации. Эмбоссированные символы - выпуклые, также подкрашиваются специальной  краской (обычно серебряной, черной или  золотой).
     Эмбоссирование необходимо для визуальной идентификации персональных данных о держателе кассиром или операционистом, и для переноса персональных данных с карточки на слип (счет-извещение).
     «Электронные» карточки в соответствии с правилами  принимаются только в электронных устройствах (банкоматах, кассовых аппаратах, платежных терминалах). Эмбоссирование таких карточек производится специальным образом - так называемым индентированием, при котором символы получаются не выпуклыми, а как при печати на пишущей машинке на листе бумаги - практически плоскими. Импринтер не в состоянии перенести индентированный на карточке текст на слип, что не позволяет совершать операцию без использования электронных устройств. Иногда
вместо  индентирования используется печать тех  же данных графическим принтером.
     При электрической персонализации кодируется магнитная полоса или осуществляется запись информации в микросхему.
     Персонализация  карты позволяет идентифицировать карточку и ее держателя, а также  осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (или PIN-кодом).
     PIN-код  - персональный идентификационный  номер представляет собой последовательность  цифр (обычно 4 - 6, но может быть и до 12), используемую для идентификации клиента. В связи с тем, что РIN-код предназначен для идентификации и аутентификации клиента, его значение должно быть известно только клиенту.
     В настоящее время ведутся дискуссии  о применении PIN-кода для идентификации клиента. Сторонники применения утверждают, что вскрытия PIN-кода составляют несколько случаев на сотни миллионов транзакций. А противники считают, что PIN-код может работать только в идеальных условиях. Если:
     - отсутствует передача карточки  при передаче ее от банка клиенту;
     - банковские карточки не воруют, не теряют, их нельзя подделать;
     - PIN-код невозможно узнать при  доступе к системе другим пользователем;
     - в электронной системе банка отсутствуют сбои и ошибки;
     - в самом банке нет мошенников.8 

II. Особенности и анализ функционирования рынка пластиковых карт в Российской Федерации,

2.1. Организация рынка пластиковых карт и его участники

     Рынок, как экономический механизм, пришедший  на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической точки зрения представляет собой механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.
     Операции  по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию образуют рынок пластиковых карт страны, включающий в себя все платежные системы. Как и на любом другом рынке, на рынке пластиковых карт действуют законы спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на каждый вид пластиковой карты.
     Рынок пластиковых карт организуется на основе платежных систем. Ядром платежной  системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В  состав платежной системы также  входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п
     Банк-эквайер  осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета  точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.