На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Русская архитектура X-XIV века

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

«Русская  архитектура X-XIV века» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел  2011 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 

 Введение________________________________________ 3 

1. София Киевская_________________________________4 

2.Золотые ворота  во Владимире______________________7
3.Спасо-Преображенский  собор в Чернигове___________9
4. Старая Рязань__________________________________10 

5.Суздаль________________________________________12 

6.Список сохранившихся построек__________________14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта — монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение.
 Еще в языческую  пору на Руси была развита  архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». До конца X века на Руси не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными. Жилища эпохи палеолита представляли круглое в плане строение, обложенное внизу камнем, с покрытием в виде шатра из жердей и шкур. Захоронения славян имели вид шатров – курганов, внутри которых устраивался обложенный из камня круглый колодец, что напоминало жилище живых людей.    
 Примерно  во втором тысячелетии в курганах  вместо каменных колодцев стали  возводить срубные. Это говорит о том, что, видимо, жилые дома людей стали уже делать из срубов. В южных степных областях широко использовались жерди и плетни. Срубное жилище характерно для славян средней полосы, Прибалтики и Севера, дерево было основным строительным материалом.    
 Окончательное  разложение родоплеменного строя  и образование классового общества  в IХ – Х вв. привело к  созданию раннефеодального Русского  государства, что не только  изменило социально-экономическую  структуру общества, но и обусловило  появление новых форм национальной культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. София Киевская

     КИЕВ… ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ… Город, славная  история которого  насчитывает  полторы тысячи лет. «…вся честь  и слава и величество и глава всем землям русским – Киев» - так с гордостью начертал неизвестный летописец.

     Знаменитая  София Киевская…Где-то за порогом  шумит двадцатый век, а здесь…Здесь  все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена  она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины».
     Созданная в далеком одиннадцатом веке София  Киевская во все времена восхищала  и продолжает восхищать людей  как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и  славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
     Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями  сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей  
 
 
 
 
 
 
 

     – двухэтажные внутренние и одноэтажные  наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).
     Своеобразную  живописность внешнему облику собора придавала кладка стен – ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.
     Внутри  собора в основном сохранились архитектурные  формы одиннадцатого века. Это  – стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.
     В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
     Особую  ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века – 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской.
     Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой  мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление  производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе).
     Ныне  восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню  с зубцами высотою 14 метров; с  внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными  по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.
     Надвратная  церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины– голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
     Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.
     Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась  с двенадцатого века. Перестройки  XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. 

     Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.
Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом  с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие, делает интерьер новгородской Софии более суровым. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного "перетекания" пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы "прорезают" внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы.  
 
 

2.Золотые ворота во Владимире 

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими  оврагами высокое плато на левом  берегу Клязьмы. Ограниченное с юга  рекой, а с севера долиной речки  Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С запада к городу в древности примыкали боровые леса. С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается великокняжеское строительство в городе.  
Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения, по-видимому, они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами. Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая  
            Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа – две мощных белокаменных стены. Название "золотые" может быть определено характером дубовых дверей, закрывавших их проем, которые были обиты медными листами с золотым рисунком. Створки ворот были подведены под арочную перемычку, находившуюся приблизительно на середине их высоты, не закрывая полностью арку ворот. Над воротами находилось небольшое здание церкви Положения Риз Богородицы. В южной нише ворот высечен княжеский знак, что может говорить о принадлежности строителей к княжеской артели. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка).
 
 
 
 
 
 
 
 

Своды выкладывались  из более легкого материала –  пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще более высоким.  
            Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот.
 
 

3.Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строили константинопольские мастера. По словам летописи, в год кончины Мстислава, погребённого в ещё недостроенной церкви в 1036 г., сидящий на коне всадник мог рукой достать верх стены собора. Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке «с утопленным рядом».  
            Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые «утопленные ряды» чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проёмы, стелился по стене крестами или поясами меандра.
 

На стенах апсид  мастера выкладывали высокие  полукруглые плоские ниши, (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах).  
            В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексам – притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, прямоугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса – центральной части храма – стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответственно в каждый из нефов. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора – тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного пространства.
 

4.Старая  Рязань
      Старая  Рязань – столица Рязанской земли, была первым в ряду крупнейших городов Древней Руси, взятых и разрушенных полчищами Батыя. Это был богатый торгово-ремесленный город. В отличие от других ведущих центров древнерусской культуры, этот город не смог возродиться после нашествия, и его территория не занята современной застройкой, что создает исключительно благоприятные условия для изучения этого памятника. Богатство Старой Рязани обусловлено тем,  что она стояла на торговых путях, ведущих в Волжско-Камскую Булгарию, к столице Хазарии Итилю, к могущественной Византии и арабскому Востоку. Особенно оно увеличилось в XII веке, когда Рязанская земля стала самостоятельным княжеством. Литературные памятники упоминают о расцвете культуры, ремесел и искусства.
      Страшный, опустошающий разгром княжества, Батыем в 1237году, после которого на Рязанской земле почти не осталось ни людей, ни зданий, ни произведений искусства, бесконечные набеги кочевых орд, уничтоживших то, что еще случайно уцелело, не дают возможности составить полную и ясную картину расцвета Рязани. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.1.План Старой Рязани   начала XIII в. 
 
 
 
 
 

Каменные здания Старой Рязани:
Успенский собор( раскоп 1836г), Борисоглебский храм (раскоп 1949г), Спасский храм (раскоп 1888г), и церковь  Нового Ольгова городка составляют как бы единую группу памятников, схожих между собой  как по архитектурным особенностям, так и по строительной технике. Характерные особенности первых двух памятников, которые привлекают к ним пристальное внимание специалистов и резко выделяют их на общем фоне древнерусской культуры, сводятся  к следующему:
в них, может  быть впервые на Руси древняя византийская кладка с западанием каждого ряда кирпичей, была заменена порядовой  кладкой с ровной поверхностью стены, которую к тому же покрывали известковой затиркой и расписывали под квадры каменной кладки;
к пилястрам  старых русских храмов теперь были приставлены полуколонны, увенчанные капителями 
 
 

в декор храмов были введены белокаменные резные детали: карнизы, архивольты, капители, столбы и даже маски;
здания приобрели  бОльшую компактность, строгость  и законченность.
Эти особенности, за исключением техники кладки,- характерные черты романского стиля, начального его периода.
В таком сопоставлении  нет ничего удивительного, так как  Романское искусство нельзя считать присущим только западноевропейским странам, оно в значительной степени присуще и балканским славянам, и Грузии, и Армении, и Владимиро-Суздальской Руси.
        Сложное архитектурно-пространственное решение имел и Спасский собор, развитый по вертикали и горизонтали. Построенный на рубеже XII – XIII веков, он олицетворял новейшие идеи и приёмы в развитии общерусского церковного зодчества. Этот храм представлял собой крестовидное здание с тремя полувыступами – апсидами. Верхнее перекрытие его поддерживали четыре столба. Стены собора были сложены из белого камня, а стены боковых притворов – из кирпичей хорошего обжига, имевших разный размер. Пол состоял из цветных неполивных кирпичных плиток розового или голубовато-зеленого оттенков.
      Бесстолпная церковь Ново-Ольгова городка (конец XII – начало XIII века) стоит около северо-восточных ворот крепости. Среди немногочисленного типа бесстолпных храмов он обладает максимальным пролётом. Особенность этой церкви – крестообразный план. Три её притвора, подобно контрфорсам, погашали распор сводов.
     Церковь Нового Ольгова городка по своему плановому решению не имеет аналогий в предшествующей архитектуре Руси. Трудно найти ей прямую аналогию и  в архитектуре других стран. Размеры  подкупольного пространства церкви Нового Ольгова городка чуть ли не 8 метров. Это при отсутствии столбов предполагает смелую конструкцию, возможно сочетание арок и свода.
      Исследователи отмечали разительное сходство планов, размеров и строительной техники  Успенского собора Старой Рязани и  одноименного собора Елецкого монастыря в Чернигове, (вплоть до наличия в обоих встроенной крещальни).
     Таким образом архитектура Старой Рязани вырисовывается как оригинальное и  значительное художественное явление  в средневековой Руси. 

      5.Суздаль 

      Оплывшие, но до сих пор впечатляющие валы окружают единственную сохранившуюся постройку княжеского замка - церковь святых Бориса и Глеба (1152 г.). По преданию, именно на этом месте полутора веками раньше разбили стан князья Борис и Глеб, павшие жертвой династической борьбы за киевский престол и впоследствии объявленные Церковью святыми. Четырёхстолпная одноглавая церковь не похожа на изысканные памятники Киева. Она сложена не из тонкой и хрупкой на вид киевской плинфы, а из тяжёлых массивных блоков местного белого известняка. Поэтому кажется, что строили её не обычные люди, а сказочные богатыри. Сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на воронки (позднее учёные назвали их перспективными), подчёркивали толщину стены. Может быть, такая их форма должна была напоминать о словах Христа про врата в Царство Божье. В Евангелии от Луки сказано: "...подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут". Декор (от лат. йесого - "украшаю") церкви, т. е. система украшений, необычно скромен для княжеской постройки: он ограничивается только плоскими двухуступчатыми выступами-лопатками, которые соответствуют внутренним столбам, да простым пояском поребрика (выступающих углами камней) с аркатурой (плоскими арочками) под ним. Если присмотреться, нетрудно заметить, что их ритм постоянно сбивается: мастеру трудно вписаться в отведённое поле стены, и арочки то врезаются в лопатки, то не дотягиваются до них. Да и пропорции арочного пояска выглядят немного неуклюжими. Чем это объяснить - неумелостью или небрежностью? Наверное, ни тем ни другим: просто зодчий мыслил декор не как неотъемлемую составную часть архитектуры, а как дополнение, некий необязательный и, пожалуй, даже излишний убор, дополнительно надеваемый на здание. Арочный поясок был для него тем же, чем и дорогой пояс на княжеской одежде, - знаком особого достоинства владельца, но не более того. Многие особенности постройки Юрия Долгорукого - техника кладки из белого камня, перспективные порталы, характерная аркатура - роднят её с романской архитектурой Европы . Есть все основания считать, что строительная артель, трудившаяся у суздальского князя, пришла на Русь из Польши. Успев поработать в Галиче у князя Владимира Володаревича - свата Юрия Долгорукого, мастера перебрались в Суздаль. Может быть, к ним обратились случайно (просто в Киеве и других русских землях не нашлось желающих выполнить княжеский заказ), но эта случайность оказалась счастливой для зодчества Владимиро-Суздальской земли. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      6. Список сохранившихся построек

Киевская земля

Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
Софийский собор Киев 1017—1022 или до 1037. Относительно  высокая. В начале XVII века разрушена западная часть стен и галерей храма. Внешний вид сильно изменён в XVII—XVIII веках: выстроена заново часть западной стены и галереи, достроены приделы с новыми большими куполами, сделана отделка в стилеукраинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески XI века, граффити XI—XII веков.
Золотые ворота Киев 1037. Крайне  низкая. Уцелели нижние части стен, встроенные в новодел 1982 года. Надвратная церковь Благовещения разрушена в древности.
Успенский соборКиево-Печерского монастыря Киев 1073—1089, в 1230-е годы возведены вновь  своды, глава и южная стена. Взорван в 1941 году. Восстановлен не по научной  реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Сохранились некоторые подлинные части здания XI века — главным образом в алтарной части.
Троицкая  церковьКиево-Печерского монастыря Киев ок. 1106. Относительно  высокая. Облик искажён отделкой фасадов и интерьера в стиле украинского барокко.
Церковь Архангела МихаилаВыдубицкого монастыря Киев 1070—1088. Низкая. Сохранилась только западная половина: нартекс с хорами и западные столбы наоса, без сводов, включённые в церковь 1766—1769 гг.  
Собор архангела МихаилаМихайловского Златоверхого монастыря Киев 1108—1113. Полностью уничтожен в 1936 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального  вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Часть мозаик уцелела в музеях, уцелевшие до XX века фрески почти целиком погибли.
Церковь Спаса на Берестове Киев Конец XI — начало XII века. Низкая. Сохранилась западная часть, включённая в церковь XVII века.
Церковь Успения на Подоле("Пирогоща") Киев 1131—1136. До  разрушения не сохраняла древних главы и сводов. Взорвана в 1935 г., восстановлена по современному проекту.
Церковь Кирилла Александрийского Киев ок. 1140—1146. Хорошая. Не сохранились верх главы и большая  часть сводов. На рубеже XVII - XVIII веков  переделана в стиле украинского барокко. Уцелели значительные фрагменты фресок XII века, частично переписанных в 1880-е гг.
Церковь Василия Великого (Трёхсвятительская) Киев 1182—1183. Не  сохранилась. Верхняя часть выстроена  заново в конце XVII века, а в 1936 г. храм снесён.  
Церковь Василия Великого Овруч ок. 1190. Средняя. Своды и купол - реконструкция Щусева, не отвечающая современным представлениям о первоначальной форме храма.
Георгиевский (Успенский) собор Канев 1144. Высокая. В начале XIX века переделана в ампирных формах — добавлены фронтоны и башни.

Черниговская земля

Название Местонахождение Время постройки
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.