На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Группы арт-терапии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт  педагогики, психологии и социальной работы
Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

«Группы арт-терапии» 
 
 
 

       
                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астрахань - 2009 
 
 
 
 

1.История и развитие арт-терапии:
Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при  описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).
Эффективность применения искусства в контексте  лечения основывается на том, что  этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях. 
На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн (Prinzhorn, 1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg. 1966). 
Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа. 
Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее "Я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством (Garai, 1978).  
Традиционно сложилось так, что специалисты, занимающиеся терапией искусством, не имели самостоятельного статуса и использовались в качестве помощников психиатров и психологов в тех случаях, когда рисунки, картины детей и взрослых пациентов стационаров могли оказать помощь в установлении диагноза и для самой терапии. Как мы увидим, такое использование материала художественного творчества значительно отличается от использования проективных тестов типа теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ). 
В настоящее время за психотерапевтами, занимающимися терапией искусством, признан статус самостоятельных практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения. Следует отметить, что в рамках данного подхода развиваются два направления. Сторонники одного направления, представляемые Эдит Крамер (Kramer, 1958, 1978) и другими специалистами в области профессиональной и восстановительной терапии, рассматривают искусство как самодостаточное лечебное средство. Эти терапевты подчеркивают значение искусства в противовес собственно терапии и исключают из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Они не рассматривают терапию искусством в качестве заменителя психотерапии. Сторонники другого направления, представителем которого является Маргарет Наумбург, преуменьшают чисто художественные цели в пользу терапевтических. Они имеют основательную клиническую подготовку и провозглашают, что со временем терапия искусством может стать как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. Однако, несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности. 
Терапия искусством в настоящее время используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях - как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Большая часть занимающихся терапией искусством в Северной Америке продолжает работать, исходя из фрейдовских или юнговских концепций. Однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория (Hodnett, 1972-1973).

Арт-терапия  в буквальном переводе с английского  — художественная терапия. Акцент здесь  делается не на искусство вообще, а  на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов).
Эволюция понятия  «арт-терапия» отражает процессы обособления  трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. В ее основе — применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Это терапия: отвлекающими впечатлениями;
занятостью (с  целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью);трудовая терапия и социальная реабилитация (на основе производственной деятельности лиц, проходящих лечение и реабилитацию);трудовой деятельностью (ремесла и прочие виды художественного творчества).

Арт-терапия -  альтернативный  подход к психотерапии.      Альтернативные или комплиментарные подходы в психотерапии нередко имеют более низкую оценку, по сравнению с ведущими или конвенциональными методами, связанными с медицинской моделью психотерапии. Альтернативные или комплиментарные методы как правило подчеркивают взаимосвязь физического, психического и духовного измерений. Иное, более широкое определение альтернативных или комплиментарных подходов в психотерапии основано на их рассмотрении как таких, которые способны чем-либо дополнить сложившуюся медицинскую систему диагностики, лечения и профилактики, удовлетворить те потребности клиентов, которые не могут удовлетворить ортодоксальные подходы, либо предполагают более-менее существенные изменении.  Как правило, арт-терапия рассматривается как одно из направлений психотерапии, в котором визуальное искусство применяется в качестве ведущего экспрессивного средства во взаимодействии клиента и психотерапевта. Изобразительные средства могут использоваться в психодиагностике и психотерапии в разными типами клиентов, в сочетании с разными лечебными подходами и на разных стадиях психотерапии.                                                                                                                     Диагностические и оценочные процедуры в арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком». Определенная информация может быть усвоена сознанием лишь благодаря ее передаче посредством образов, и эта информация не может быть передана словами. Визуальные образы более символичны и менее специфичны, по сравнению со вербальной экспрессией. В процессе формирования и создания визуальных образов происходит оживление воспоминаний и фантазий, и клиент зачастую не осознает, какого рода психологическое содержание раскрывают образы. Поэтому содержащаяся в образах информация не подвергается цензуре. Диагностическую ценность может иметь не только специфическое содержание образов, но и их форма. Существует большое число тестов, основанных на рисовании фигуры человека и последующем анализе элементов конкретного изображения, что позволяет диагностировать различные эмоциональные нарушения.                                               В тех случаях, когда переживания нельзя выразить словами из-за того, что они связаны с тем периодом развития, когда речь еще не была сформирована, либо из-за перенесенной психической травмы, изобразительные средства обеспечивают доступ к этим переживаниям. Информация, облекаемая в изобразительную форму, как правило меньше связана с ценностями, чем информация, передаваемая вербально, а потому люди могут относительно легко выражать социально осуждаемые или не принимаемые ими самими грани своего «я» посредством визуальных образов. Арт-терапия тесно связана с творческой активностью клиентов. При этом образная коммуникация рассматривается как равная по своему значению вербальной или даже ее превосходящая. Коммуникативная роль образов анализируется арт-терапевтами в тесной связи с работой клиентов с разными изобразительными материалами и в контексте психотерапевтических отношений.

 
  Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности:
Тип: терапия  искусством. Класс: терапия творчеством (креативная терапия). Подкласс: экспрессивная  терапия.
Виды арт-терапии: изотерапия (рисуночная терапия); визуальная (терапия образами); медитативное рисование; мультимедийная (интегративная).
Самая крупная  таксономическая единица (тип) —  терапия искусством. Она связывает  все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров.
Арт-терапия  — одна из составляющих терапии  искусством.
В терапевтическом  мире, основанном на гуманистических принципах, за невербальной или метафорической экспрессией зарезервирован термин «экспрессивная терапия» (от англ. — выражающий, выразительный). Это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, — в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.
«Экспрессивная  терапия представляет собой процесс  самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс).
Таким образом, категория экспрессивной терапии  описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и  другие самостоятельно развивающиеся  направления. При общих методологических основаниях (искусство, творческая деятельность, художественная экспрессия) различаются акценты в содержании, методах, формах работы.
Вместе с тем  в настоящее время развиваются  так называемые интегративные арт-формы (арт-драма, музыкальная арт-терапия). Их идентификационная характеристика — виды арт-терапии. Название подчеркивает дополнительное использование приемов и техник, принадлежащих фонду других направлений.                                                                                        Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.                                                                                                      Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье — не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе изобразительного творчества.                                                                                                 Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. С позиций феноменологии творческий продукт клиента рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть его личности.                                                                                                         В арт-терапии используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании. Субъекты арт-терапевтического процесса — участник (клиент) и арт-терапевт — взаимодействуют между собой вербально, на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества. Участники передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.
2. Возможности групповой работы:                                                                                                                    В группе арттерапии эффекты лечебного воздействия тесно переплетаются с психотерапевтическими групповыми эффектами. Численность группы обычно  -  8-10 человек. Целесообразно использовать только длительное лечение (иногда несколько занятий подряд).    Длительное занятие  заставляет клиента  глубже погрузиться в нее, интенсивнее сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и добиваясь прояснения. При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплоченности, солидарности.   Активное участие в арттерапии является обязательным условием для всех членов группы.                                                                                                                         Начало групповой работы обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл арттерапии для функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп. Кроме того, на первых занятиях могут проводиться творческие игры, направленные на возобновление знакомства с изобразительными материалами, снижение напряжения. Постепенно процесс арттерапии перестает быть проблемой, исчезает страх, уменьшаются возражения, связанные с трудностью изображения, и в центре внимания оказывается не само произведение, а его автор. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.  Начинается аналитическое обсуждение, связываемое с личностью автора, у больных возникают предположения по задаваемым темам, серьезные и обобщающие оценки, эмоции.                                                                                       Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арттерапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арттерапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно это делать, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации арттерапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его "всезнания" и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арттерапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.                                                            Одним из наиболее часто используемых в терапии искусства упражнений является "создание групповых фресок", в котором участники либо рисуют все, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что-то, согласно выбранной всей группой теме (Harris & Joseph, 1973). Члены группы поощряются комментировать свои рисунки, в то время как руководитель группы усиливает групповое взаимодействие.                    Упражнение Г.Вассилиоса, получившее название "создание всеобщего группового образа", было специально разработано для использования в группах арттерапии психодинамической ориентации (Vassilious, 1968). Основное преимущество этого упражнения состоит в том, что члены группы могут включаться в художественное творчество конкретного участника. В начале каждого занятия группа выбирает рисунок участника. Как правило, члены группы выполняют рисунки дома, затем приносят на занятие. Автор рисунка описывает свои чувства (до того как был сделан рисунок, во время процесса рисования и после того, как работа была завершена), рассказывает о смысле рисунка, выдавая ряд свободных ассоциаций на него. Затем остальные члены группы описывают свои реакции на этот рисунок и связанные с ним ассоциации. Те групповые реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка, получают название "коллективного образа" и становятся ведущей темой данного группового занятия.
Условия:                                                                                                                        • Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).                                              • Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).                                                                                                                                                    • Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).                                                             • Креативность.                                                                                                                                   • Сам процесс спонтанного творчества.
Стадии  терапевтического процесса:                                                                                                • воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);                                               • припоминание — когнитивный образ (знаю, что...);                                                                          • реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);                                                                                                                        • повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);                                           • разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).
В процессе арт-терапии  человек сначала пребывает в  роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».
Основа  арт-терапии  :                                                                                                              создание терапевтической среды: физическая безопасность (правила — контракт; запрет физической агрессии); психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие арт-терапевта, структура сессии).                                                                              создание терапевтических отношений: уважение, исключительная сосредоточенность на клиенте, поддержка, использование метафор и символических смыслов, невербальное общение, осознание переноса и контрпереноса.
Специфические особенности арт-терапии: моменты изобразительного творчества и восприятия разнесены во времени; рисунок отчужден от его автора; в драма-, музыкальной терапии сам автор одновременно является творцом художественного продукта и самим художественным продуктом; смена ролей: автор рисунка наблюдательное состояние личности; трансформация художественного продукта; сопереживание; сотворчество.
Сессия:                                                                                                                                                      В структуре арт-терапевтического занятия логично выделить две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.
Структура занятия. Основные процедуры:                                                           Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.
1. Настрой («разогрев»).2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.3. Индивидуальная  изобразительная работа (разработка  темы).4. Этап вербализации (активизация  вербальной и невербальной коммуникации).5. Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация) или работа в парах, малых группах.6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
Многие арт-терапевтические  упражнения построены на приемах  визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду различия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще воображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закрытые глаза помогают экстравертам «повернуть» собственное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими проблемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» картины и прочие психические процессы вытесняют из головы объект визуализации.

Различия  между уроком и  арт-терапевтическим  занятием:

1. Не совпадают  приоритетные цели. Главное на  уроках рисования — научить  школьника основам изобразительной  деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода. На арт-терапевтических занятиях основные цели — психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с  диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения: красиво — некрасиво, похоже — непохоже, правильно — неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность.                                                                                                     2. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задаются и строго контролируются учителем. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.Важно не интерпретировать рисунки и не оценивать поступки, предоставлять право на молчание и право выбора.                                                                                                                                                                  3. Отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Психолог  на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер. Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно при авторитарном стиле взаимодействия.                                                                                                                                           4. Основные  принципы арт-терапевтического взаимодействия:                                                                          • Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».                                                          •  Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.                                                                                                                                                                  •  Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.                                                                                                                                                    •  Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.                                                                                                                                                                •  Не навязывать  способов деятельности и поведения вопреки его желанию.                          • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.
Правила для специалиста по арт-терапии:
1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.                                                                                                                                         2. Участник арт-терапевтического занятия (ребенок, подросток, взрослый): может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога); имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.                                                                                                3. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.                                                                                                    4. Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Ответственность в арт-терапии:                                                                                      Ответственность арт-терапевта не должна быть меньшей, чем у лечащего терапевта в подборе медикаментозных средств.Современный арт-терапевт должен стать своего рода экспертом или постараться развить в себе способность суждения, чтобы выявить тот сектор произведений искусств, который несет здоровые ментальные и моральные установки. Терапевтические цели предполагают усиленное внимание арт-терапевта к материалам и техникам работы, строгий отбор и отсев таких художественных техник, которые могут спровоцировать обострение ситуации. Занятия искусством могут служить средством для вытеснения эмоций или односторонностей, инструментом для диагностики, а также способствовать развитию профессиональных навыков, свободного художественного творчества, эстетических вкусов. Необходимо отличать произведение искусства как результат художественного творчества от работы пациента как результата терапевтической акции. Недопустимы ситуации, когда арт-терапевт сам или вместе с пациентом выдает продукт терапевтической деятельности за произведение искусства, выставляя его на широкое обозрение. Нужно четко различать, что к всеобщему рассмотрению может быть представлен результат свободного художественного творчества. Что же касается работ пациентов, то их публичное представление, к сожалению, свидетельствует о недопонимании или безответственном отношении арт-терапевта к арт-терапии.

3.Особенности применения художественных техник:                                                                   В диагностической практике открытое нефигуративное искусство явно имеет больший потенциал. Наиболее очевидными примерами такого искусства являются музыкальная и двигательная импровизации — поскольку эти виды искусства нефигуративны по своей природе.                                                                                                                                        Важно также отметить, что ориентация на образотворчество зачастую отвращает пациентов от терапевтического процесса. Происходит это потому, что в обыденном сознании профессионализм в искусстве оценивается именно через критерий «похоже — не похоже». Как следствие этого пациент, осознавая свою некомпетентность, может даже отказаться от занятий («не буду рисовать, потому что не умею нарисовать похоже» или «не буду петь, потому что не знаю нот») или испытывать во время сеанса дополнительный психологический дискомфорт.                                                                                                        Владение одним видом искусств требует от арт-терапевта внимательной проработки всей палитры возможностей данного искусства, наравне с пониманием нужд пациента и соответствующего подбора занятий и упражнений.                                                                                                                Широкий выбор видов искусства в арт-терапии требует осознанного подхода — в зависимости от задач терапии. Квалифицированный арт-терапевт должен глубоко понимать сферу применения и специфику действия различных искусств.                                                                                            Приходя к арт-терапевту, пациент приносит особого рода доверие к ведущему — к его моральным и душевным установкам. Чтобы найти равновесие или утвердиться в своем решении перейти на новый уровень в собственном развитии, человек нуждается в ответственности арт-терапевта как организатора пространства. Это должно быть оздоравливающее пространство и на материально-физическом (интерьер, мебель, материалы...), и на душевном (радушное отношение, своего рода врачебная этика), и на духовном уровне (внутренний высокоморальный настрой ведущего).
Арт-терапия  позволяет каждому оставаться самим  собой, не испытывать неловкости, обиды  от сравнения с другими участниками  группы, продвигаться в развитии сообразно  своей природе. Самую большую  помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. «Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (по теории И. Ялома).
Техники:
1.Индивидуальное рисование.                                                                                   Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах арттерапии. Оно стимулирует творчество и сознавание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Необходимое время: 1 час. Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или глина. Подготовка: Специальной подготовки не требуется.                                    Процедура: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и цветных карандашей. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попыта тесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая. В качестве варианта испробуйте другие материалы, например краски, мел, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя. Используйте это упражнение, чтобы стимулировать воображение.
2.Рисование с партнером.                                                                                             Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений и конфликтов. Необходимое время: 30 минут – 1 час. Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтобы руководитель имел опыт в арттерапии.                                                                                          Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.
Когда закончите  рисовать, обменяйтесь с партнером  впечатлениями о том, что происходило  во время упражнения. Говорите о  любых эмоциях, которые у вас  вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.
3.Групповое рисование.                                                                                              Цель: Это упражнение дает возмож
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.