На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психология суицида в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Педагогический  институт южного федерального университета
Курсовая  работа по психологии
На  тему: «Психология суицида в подростковом возрасте»
 
 
[Выберите  дату]
 
 
2011 год
 
 


    Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Подросток и суицид………………………………………………….5
      Понятие суицид и его особенности в исследованиях зарубежных и отечественных авторов………………………………………………….5
      Возрастные особенности суицидального поведения подростков…...7
Глава 2. Профилактика подросткового суицида…………………………...15
2.1. Предотвращение  суицидов в школе…………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..28
Список  литературы…………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема, которой посвящена данная работа, достаточно печальна. Она касается подросткового суицида или, проще говоря, самоубийства, самовольного ухода из жизни. Ежедневно тысячи молодых людей пытаются покончить с собой. Суицид является второй по частоте причиной смерти в молодости. За последние 30 лет суициды людей подросткового возраста возросли в 8 раз.
     Что же заставляет людей, у которых за спиной 15-18 лет, прощаться с жизнью?
     Ощущение  бессмысленности жизни, которое  посещает даже психически устойчивых и не склонных к самоубийству людей, постоянно сидит в головах  сотен тысяч подростков по всему  миру. Возможно, это и не главная  причина самоубийств, но наряду с  непониманием со стороны сверстников, проблемами в учебе и неразделенной  любовью, фраза «я не вижу в своей  жизни смысла» встречается довольно часто.
     Тема  суицида и суицидального поведения  достаточна серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей  на физическое уничтожение своего организма. В современных условиях эта проблема становится все более актуальной.
     Большую долю проявлений суицидального поведения  можно предотвратить, особенно случаи, связанные с психическими расстройствами, которых, фактически, большинство. В  этой работе мы разберем, что и как  нужно делать, чтобы помочь суициденту.
     Объект  исследования: психологические особенности  суицидального поведения.
     Предмет исследования: психология суицида в  подростковом возрасте.
     Цель  исследования: изучить психологию суицидального  поведения подростков.
     Задачи  исследования:
- проанализировать  особенности суицидального поведения  подростков;
- выделить  виды и причины суицидов;
- описать  методы профилактики суицидов  в школе и дома.
 


Глава 1. Подросток и суицид

      Понятие суицид и его особенности  в исследованиях  зарубежных и отечественных авторов
Самоубийство  – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как, например, отчуждение, несчастная любовь, смерть близких, детство, проведенное в  разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания. Последние годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем выбирают добровольный уход из жизни – суицид. [18,стр.9]
     Суицид  – самоубийство, как трактует словарь  русского языка С.И. Ожегова, - это  намеренное лишение себя жизни.
     Самоубийство  есть психологическое явление, и, чтобы  понять его, нужно понять душевное состояние  человека, который решил покончить  с собой. Самоубийство совершается  в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. [21,стр.92]
     Первоначально в психоанализе была принята концепция З. Фрейда (1916). Он объяснял суицидальное поведение как результат обращения агрессии против собственной личности из-за утраты объекта. Об этом подробно написано в его книге "Печаль и меланхолия". В этой работе он описывает динамику самоубийства через агрессию к той части Я, которая потеряла свой объект и, таким образом, расправляясь с "плохими" внутренними объектами. Эта теория признает ведущую роль близкого человека в динамике суицидального поведения.
Суицидальное  поведение, по мнению З. Фрейда, можно  объяснить с помощью двух инстинктов, которые существуют в человеке: Эроса  и Танатоса. Эрос - инстинкт к жизни. Танатос - инстинкт к смерти. Фрейд  считает, что суицид - это проявление влияния Танатоса. Влияние Танатоса никогда не бывает абсолютным. Это  объясняет то, что самоубийства можно  предотвратить.
К психоаналитическим концепциям относится теория А. Адлера, основатель индивидуальной психологии. Он рассматривает суицид как результат  кризиса. По его мнению, этот кризис возникает в связи с поиском  человека пути преодоления комплекса  неполноценности, в результате чего человек оказывается в состоянии  застоя, который не позволяет ему  приблизиться к реальности, что в  итоге приводит к регрессии. Крайняя  стадия регрессии является суицидальная попытка человека.
Другое  учение разработал деятель психоаналитического  движения Карл Густав Юнг. Он указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Это  перерождение может стать важной причиной суицида. Суициденты спешат со своим метафорическим возвращением в чрево матери. После возвращения, по мнению самоубийц, они снова станут маленькими детьми, которые будут  окружены заботой и ощущением  безопасности.
С точки  зрения психоанализа самоубийство изучал К. Хорни. Он считает, что мысли о  самоубийстве возникают из-за враждебности окружения к человеку еще в  детстве. В результате этой враждебности у человека возникает базисная тревога, в дальнейшем перерастая в невротический  конфликт, который является основой  суицидального поведения.

     Э. Фромм продолжил учение З. Фрейда и предпринял попытку рассмотреть  самоубийство как врожденное влечение к смерти. Он говорил, что стремление к смерти (некрофилия) является феноменом психологической патологией.  Человек наделен биофилией (стремление к жизни), и насколько задерживается ее развитие, настолько вырастает некрофилия. В понимании Фромма некрофилия - негативная альтернатива биофилии. Для некрофила характерны такие черты характера, как расизм, культ войны, террора и геноцида. Некрофил считает агрессию нормой жизни.

1.2. Возрастные особенности  суицидального поведения подростков

     В настоящее время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств  у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских  проблем, которые в современном  обществе очень сильно давят на подрастающее поколение. Но для начала мы должны рассмотреть особенности подросткового  возраста.

     Подростки находятся на промежуточном этапе  между "детством" и "взрослостью". Они еще не взрослые, но и не дети. Часто подросткам говорят, что они  уже не маленькие и должны вести  себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе.

     У юношей и девушек появляются новые  обязанности, новые возможности  и меняется сфера их деятельности. На этом этапе у них появляется чувство взрослости. Подросток начинается относится к себе, как взрослому, ощущая себя взрослым человеком. Он начинает отстаивать свое мнение, свою точку  зрения с той же эмоциональностью, что и в детстве. Подросток  претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и стремится быть самостоятельным, желая оградиться от вмешательства родителей в  личную жизнь их ребенка. Юноши и  девушки уже имеют свои вкусы, предпочтение, приоритеты, взгляды  на жизнь и собственную линию  поведения. Хотя их взгляды и вкусы могут меняться и через несколько недель.

     Общение является неотъемлемой частью жизни  подростка. Общение сильно влияет на всю их деятельность. Поэтому они  часто собираются в разные группировки, объединяющиеся по интересам и взаимной симпатии. Эти группировки влияют на нормы поведения и оценки подростка. Однако не все подростки могут  состоять в какой-либо группировке, они могут быть изолированными. Это  очень сильно давит на них, ведь не имея возможности с кем-то поделиться своими переживаниями и чувствами, подростки впадают в депрессию  и начинают думать о своей ненужности и бесполезности.

     Отношения с родителями имеют двойственный характер. С одной стороны подростки  хотят чувствовать себя нужными  и любимыми своими родителями. С  другой они не хотят, чтобы родители вмешивались в их личную жизнь, следили  за успеваемостью, выбирали для них  друзей и даже одежду. Однако полное безразличие родителей к своему ребенку тоже ведет к негативной реакции.

     Теперь, зная особенности подросткового  возраста, мы можем приступить к  исследованию причин суицидального  поведения у подростков.

     Причиной  самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и  интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность  суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество  объяснений суицидального поведения  в подростковом периоде.

     На  первом месте из проблем, характерных  для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения  с родителями. Примерно в 70% случаев  эти проблемы непосредственно связаны  с суицидом, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. [7.стр.118]

     В основном психологи рассматривают  проблему суицида в подростковом обществе как "крик о помощи" к  своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя.

     Неуспеваемость  по школьной программе и плохие отношения  с учителями и сверстниками также  являются причинами, которые могут  привести к суицидальной попытке.

     Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь  так, как они это умеют. Из-за занятости  родителей никто не может научить  детей жить в этом обществе. Давление ответственности наваливается на детей  и без ориентира в этой жизни  они решают избавиться от этого чувства  с помощью суицида.

     Суицид  в подростковом возрасте изучали  такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова, но самый  большой вклад в эту область  знаний внесла А.Г. Амбрумова. В дальнейшем мы узнаем мнение и рассмотрим исследования об этом явлении каждого ученного.

     И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте от 16 и до 19 лет, которые  состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством  чаще, чем молодые люди, которым  уже за 20. "Это связано прежде всего с тем, что "молодые" браки  чаще всего являются попыткой, и  не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой  обстановки в семье родителей". [10; стр.234]

     Ф. Райс считает основной причиной суицида  разрыв отношений молодых пар. Вот  что ученый пишет по этому поводу: "И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один - самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни". [19; стр.356]

     Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова подробно описали  виды суицида в подростковом возрасте в своей статье "О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения  у здоровых подростков". Они выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:

     1. Демонстративно-шантажные суициды.  Подростки этой группы воспитывались  в проблемных семьях. Как известно  члены таких семей чаще всего  не умеют сдерживать свои негативные  эмоции или же обтекать их  в более приемлемые формы. Поощрения  со стороны родителей не наблюдаются.  Такой образ жизни вызывает  у подростков лишь злость и  страх и не приводит к осознанию  своей вины за совершенные  ими поступки.

     Подростки этой группы легковозбудимые. Часто  после 3-4 классов у этих детей  начинаются проблемы в учебе, что  в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из-за нежелания быть в  неприятных для них ситуациях  и помещений прогуливают занятия  и формируют негативное отношение  к обучению и к школе в целом.

     Такие подростки в группе сверстников  чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости  и раздражительности возникают  в следствии неудовлетворенности  своим положением и слишком завышенными  притязаниями.

     Первые  проявления суицидальных действий могут  быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком  (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам.

     Период  пресуицида очень мал. Методы самоубийств  очень разнообразны, но все они  требуют немедленной реализации. Из-за импульсивности и неучета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы.

     После суицидальной попытки обычно наступает  разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки.

     В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек, основной возраст - от 12 до 16 лет.

     2. Демонстративно-шантажные суициды  с манипулятивной мотивацией. Подростки  этой группы воспитывались в  дисгармоничных семьях. Отношение  родителей к своему ребенку  очень нестабильно, от внезапных  вспышек нежности до столь  непонятных вспышек жестокости  и агрессии. Часто родители через  своих детей пытаются реализовать  неудовлетворенные в своем детстве  мечты, желания, стремления, не  учитывая при этом личностные  особенности и интересы ребенка.

     Родители  стимулируют детей задабриванием  или же унизительными запретами.

     Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять  то, чего хотят сами подростки.

     В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом  у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать  труднее. Вызывающее поведение вызвано  завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено. Начинают прибегать к вранью.

     В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы.

     Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей  и друзей, тем самым заставляя  их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва  любовных отношений.

     Период  пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий  для здоровья. Перед совершением  самоубийства умышленно предупреждают  об этом намерении своих родителей  и друзей, с помощью оставленных  на видных местах записок, тщательно  рассчитывая время.

     Однако  возможно и тяжелые медицинские  последствия или даже смертельный  исход.

     В этой группе девочек больше, чем  мальчиков (36: 9), основной возраст - от 14 до 18.

     3. Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались  во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние  взаимоотношения членов семьи,  можно обнаружить дисгармонию.  Атмосфера в таких семьях напряженная  и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты.

     Воспитание  детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье  у окружающих. Родители не учитывают  личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто  заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и  страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей.

     В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности  боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая  на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно.

     В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными  товарищами, поэтому могут приобщиться  к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников.

     Первые  проявления суицидального поведения  вызываются стремлением уйти из затруднительной  ситуации. Они не могут перенести  угрозу наказания, повышенной ответственности.

     Период  пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства - самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается  неустойчивой.

     Период  постсуицида сопровождается страхом  смерти и поиском помощи. Часто  они сами звонят в "скорую помощь" или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния.

     Благодаря работе Е.М. Вроно и Н.А. Ратиновой  мы смогли более подробно рассмотреть  семьи, в которых росли эти  подростки, а также что они  из себя представляют. Е.М. Вроно и  Н.А. Ратинова описали каждый вид  суицида очень подробно.

 


    Профилактика подросткового суицида
2.1. Предотвращение суицидов в школе
     Работа  по предотвращению самоубийств среди  подростков является ответственной  задачей, которой следует уделять  особое внимание. Подрастающему поколению  весьма свойственны впечатлительность, увлечение новыми идеями и порой некритичное отношение к объекту своего обожания. К сожалению, склонность молодежи оказываться под чужим влиянием и без критики впитывать новые впечатления может иметь вредные и подчас губительные последствия. Влияние модных музыкальных и молодежных кумиров на подростков проявляется не только в одежде и прическах, но и в отношении к наркотикам, алкоголю, т.е. как в желательных, так и в нежелательных формах поведения.
     Неудивительно, что подростки склонны подражать  как хорошему, так и плохому. К  сожалению, самоубийства и суицидальные попытки в молодежной среде иногда провоцирует неосторожно преподнесенная информация. Они случаются, если прославляемое  или сенсационное самоубийство пробуждает фантазии молодежи, и она начинает подражать стилю саморазрушения людей, совершивших суицидальные действия, поскольку подобная жизнь описывается как привлекательная и «романтическая». [14,стр.281-282]
     Вопросы психического здоровья и предотвращения самоубийств было бы логично ввести в школьную программу наряду с  уроками о деторождении, сексуальности  и физическом здоровье. Участие в  подобных факультативных программах было бы полезно не только учащимся, но и персоналу школ и родителям.
     Опубликовано  несколько исследований, свидетельствующих, что программы суицидальной превенции  и интервенции могут изменить суицидальное поведение. Одним из таких  исследований стало проведенное  в США в Майами (Флорида) в течение 5 лег в сети школ изучение суицидального поведения среди школьников, участвовавших в программе превенции и интервенции. В рамках этой программы отмечено снижение числа суицидальных попыток на 62 % и уровня самоубийств с 87 до 31 на 100 000.  Программа была основана на тройственном подходе — предотвращении (превенции), вмешательстве (интервенции) и последующем наблюдении (поственции). Для младших школьников преподавание организовали таким образом, чтобы развивались их самосознание и навыки общения, умения принимать решения и модели позитивных путей разрешения различных конфликтов. Кроме того, их обучали нахождению альтернатив алкоголю и наркотикам, развитию взаимоотношений, постижению способов преодоления стресса и противостояния групповому давлению. [14,стр.184]
     Программа для учащихся старших классов  была более углубленной. Например, их обучали разрешению конфликтов, принятию решений, способам преодоления стресса  и т.п. Кроме того, им предоставили возможность изучения механизмов психологической защиты, осуществления собственного активного выбора и осознания факторов, влияющих на здоровье и благополучие. Кроме того, их обучали, где и как можно получить помощь.
     Меры  по предотвращению самоубийств в  школах очень важно осуществлять аккуратно, осознанно и целенаправленно. Подобная тактика связана с большой опасностью — вместо превенции можно ускорить суицидальное действие, если эти программы будут осуществлять недостаточно подготовленные людьми, обращающие внимание на драматическую сторону и сенсационность проблемы. Суицидальную превенцию в школах следует осуществлять в тесном сотрудничестве с психиатрами, психологами и другими специалистами, которое необходимо для оказания действенной поддержки учащимся, их родителям и школьному персоналу при взаимодействии с суицидальной молодежью. [14,стр.188]
     Что можно сделать для того, чтобы  помочь?
    Подбирайте ключи к разгадке суицида.
     Суицидальная  превенция состоит не только в  заботе и участии друзей, но и  в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов  и стремление обладать этой информацией  может спасти чью-то жизнь. Делясь ими  с другими, вы способны разрушить  мифы и заблуждения, из-за которых  не предотвращаются многие суициды.
     Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
     2. Примите суицидента как личность.
     Допустите возможность, что человек действительно  является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение  относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность  самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
     3. Установите заботливые взаимоотношения.
     Не  существует всеохватывающих ответов  на такую серьезную проблему, какой  является самоубийство. Но вы можете сделать  гигантский шаг вперед, если станете  на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
     Вместо  того, чтобы страдать от самоосуждения  и других переживаний, тревожная  личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который  чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого  человека являются мощными ободряющими  средствами. Именно таким образом  вы лучше всего проникнете в изолированную  душу отчаявшегося человека.
     4. Будьте внимательным слушателем.
     Суициденты  особенно страдают от сильного чувства  отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются  в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
     У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли  и потребности. Понимание, что у  того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.