На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Г. Спенсер о социальной организации. Социальный дарвинизм

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и Науки Российской Федерации
Новосибирский Государственный Архитектурно –  Строительный Университет (СИБСТРИН) 
 
 

Кафедра социологии 
 
 

Реферат на тему: “Г. Спенсер о социальной организации. Социальный дарвинизм”. 
 
 
 

Выполнил: Черневская Юлия, гр.352
                                     Проверил: Репина Т.А. 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011
Содержание
    Введение
    Биография
    Учение Г. Спенсера
      Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки
      Методология эволюционных процессов по Спенсеру
      Концепция социальных институтов
    Социальный дарвинизм
    Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Герберт Спенсер(1820-1903), английский социолог и философ, один из родоначальников позитивизма. Работал техником, затем инженером на железной дороге (1837-1841 гг.), затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848-1853 гг.).
На основе изучения развития органического мира Спенсер  на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в  биологическом мире и сформировал  принципы естественного отбора и  борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи  природы и общества. 
Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эволюционная теория 
Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи.Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход , получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия, рассматривая «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию. 
 
 
 

Биография
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби Его дед, отец и дядя были
учителями. Герберт  имел настолько слабое здоровье, что  родители несколько раз
теряли надежду, что  он выживет. Герберт в детстве  не проявлял феноменальных
способностей и  только в восемь лет научился читать, правда, книги его не
интересовали. В школе  он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям Дома
же его воспитанием  занимался отец Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и
неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям  Герберт поправил
здоровье.
В 13 лет его отправили  по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был
священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком".
По его настоянию  Герберт продолжил образование  в Кембриджском университете, но
затем после окончания  трехлетнего
подготовительного курса  уехал домой и занялся самообразованием. Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического
образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла  ему впоследствии
преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач.
Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Несмотря на слабое здоровье
он прожил больше восьмидесяти трех лет. 

Характеристика  эволюционного процесса социологии, как науки
Эволюция любого объекта  характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к  разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.
В случае нарушения  равновесия начинается распад, который  со временем переходит в новый  эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.
Аналогия с биологическим  организмом сказалась и на трактовке  идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию: 
> интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. 
> дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. 
Также, преобразуя однородное в неоднородное, эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая 
— возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции.

Все они подчиняются  общим законам. Однако специфические  законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора” или божественной воли.
По словам Спенсера , человек в естественном состоянии «в значительной мере антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ, в надорганические социальные системы. Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.
Будучи противником  теории свободы воли, Спенсер вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.
Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности  социологии, как науки, подвергает критике  многочисленные аргументы ее противников. Социология возможна уже потому, что  общество - часть природы и подчиняется  закону «естественной причинности». Спенсер опровергает не только теологические  представления об обществе, но и  теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в истории  «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывающие  на отсутствие повторяемости в общественной жизни.
Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с  политико- религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического  прецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов  и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства.
Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.
Размышляя о специфике  социологии. Спенсер выделяет объективные  и субъективные трудности социального  познания. Социологические факты  нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты для 
Спенсера – это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т. п.

Спенсер не предлагает четких критериев объективности  наблюдения в социологии. Обобщая  исследовательскую практику, он тщательно  перечисляет возможные трудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняет установление причинно-следственных связей, мифологизацию исторических событий, трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовых предрассудков, чувств, эмоций.
Методология эволюционных процессов по Спенсеру
За несколько лет  до известной работы Ч. Дарвина «Происхождение видов» Спенсер пишет работу «Социальная  статика», где обосновывает теорию всеобщей эволюции, согласно которой  «эволюция есть интеграция вещества и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние  определенной связной однородности». Объективным критерием эволюции является степень интеграции и дифференциации. Эволюции подвержены любые организации, не только общественная или биологическая.
Закон эволюции универсален. Его проявление в социальной среде  есть частное проявление общего правила.
Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как  и другие эволюционисты, главной  задачей считал исследование этапов развития общества. Методология Спенсера включает классификацию и типологию  эволюционных процессов. Классификация  располагает все общество по шкале  сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется  преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных  органов управления и т. д. По мере развития формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью  к меньшим общностям (род, каста  и др.).
Типология основана на конструировании двух полярных идеальных  типов (моделей), с помощью которых  выясняются направленность и этапы  эволюции, в определенной мере решается проблема предпочтительного типа развития. Спенсер выделяет два типа обществ: военные и промышленные. Военный  и промышленный типы общества Спенсер  характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Зная социальную структуру, формы политического устройства, особенности социальной организации общества военного типа, можно прогнозировать соответствующие характеристики будущего промышленного общества. Разработанная Спенсером типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в творческом наследии Спенсера она представляет наибольший исторический интерес. По глубине теоретической проработки типология Спенсера уступала разве что известной типологии Токвиля, делившего общества на аристократические и демократические.
Спенсер использует популярную в первой половине XIX века оппозицию  социального организма и социального  механизма, правда в обратном порядке. Содержание исторического процесса, таким образом, описывается как  постепенный переход от механического  принуждения к органическому  объединению на основе общности интересов. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание  или агрессии. Классическим примером такого общества Спенсер считает  Спарту. Для военного общества характерны доминирование коллективных целей  над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура управления, господство военной касты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Военные институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитаристских государств и империй.
Промышленное общество характеризуется противоположными признаками. Реально такие общества только начинают формироваться, но многие их черты можно предсказать. Спенсер рисует картину будущего промышленного общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе управление децентрализованно и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида государству заменяется охраной прав человека, позитивное управление уступит место негативному (по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»), единство идеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, а труд, общества станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям, сословное право сменится гражданским, сфера общественного контроля будет ограничена, а область частной жизни станет шире и др.
Социальные мыслители XIX века остро ощущали свое время  как исторический переход к новой  цивилизации, пытались предугадать  облик будущего общества. Социальный прогресс обычно связывался с переменами в общественном сознании. Спенсер, напротив, акцентировал внимание на объективных  факторах общественного развития. Предложенная им типология обществ выходила за рамки эволюционистского стиля  мышления. Отсюда ее меньшая известность  по сравнению с популярными идеями «синтетической философии».
В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции Спенсер  так и не смог преодолеть дилемму  номинализма и реализма. С одной  стороны, он постоянно подчеркивал  важную роль «человеческой натуры», с другой - так же ссылался на действие надиндивидуальных сил, «социального организма», «искусственной среды». В итоге концепция факторов эволюции Спенсера отличалась крайним эклектизмом и послужила источником развития прямо противоположных социологических направлений.
Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные»  и «вторичные». К первым относит  факторы географической среды, биологическую  и психическую конституции индивида. Ко вторым - то, что Гегель назвал «второй  природой» Хотя действие привычных  факторов сохраняется на протяжении всей эволюции общества, в ходе ее продвижения  возрастает и становится решающей роль «второй природы», т. с. культуры. К  первичным (природным) свойствам человека добавляются качества, связанные  с участием в общественной жизни. Однако эта плодотворная идея не получила развития, так как противоречила  антиисторическим установкам эволюционизма, в соответствии с которыми истории  как таковой не существует вообще, а есть лишь логика вечных законов  эволюции, не допускающих волевого вмешательства. 

Концепция социальных институтов 

По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации  совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение  асоциального по природе человека в  социальное существо, способное к  совместным коллективным действиям. Институты  возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественных  договоров» как ответ на рост численности  популяции; согласно общему закону - прирост  массы приводит к усложнению структуры  и дифференциации функций. Социальные институты – органы самоорганизации  и управления, а так как основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как структурных элементов общества оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.
Спенсер начинает с  семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы  эволюции семьи от неупорядоченных  отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом  общества и типом семьи, исследует  изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального  прогресса.
Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как  обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.
Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер  связывал с переносом внутригрупповых  конфликтов на сферу конфликтов между  группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли  решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры  общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. 
Война и труд - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.

Следующий тип –  церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о  религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства  восходят к действиям шаманов  и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта  каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.
Завершают типологию  профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей  по профессиональным занятиям, вторые поддерживают - производственную структуру  общества. 
Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения; Спенсер был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл «социалистической химерой». Социальный прогресс предполагает, по 
Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то время как социализм требует невозможного и приводит к еще большему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.

Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку  системного исследования общества. Все  институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния  и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности  в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс  или распад “социального организма». 
Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме».

Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но постоянно пользовался  сравнениями типа: «кровяные частицы  уподобляются деньгам», «различные части  социального организма, подобно  различным частям индивидуального  организма, борются между собой  за пищу и получают большее или  меньшее количество ее, смотря по большей  или меньшей своей деятельности».
Спенсер подчеркивал  не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной  организации, стремился соединить  организм, растворяющий индивида в  обществе, со своим крайним индивидуализмом  буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических  трудностей и компромиссов. Спенсер  склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся  во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. 

Социальный  дарвинизм
Социальный дарвинизм (социал-дарвинизм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Социал-дарвинизм  пользовался особой популярностью  с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.
Теории социальной и культурной эволюции возникли в европейской философии в эпоху Просвещения. Ещё в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире.
Предшественником  идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус, издавший в 1798 г. книгу «Опыт закона о народонаселении». В этом труде Мальтус утверждал, что в будущем человечество неизбежно столкнётся с проблемой нехватки продовольствия, вызванной перенаселением, в результате чего бедное население планеты вымрет от голода, а богатые выживут, то есть случится «Мальтузианская катастрофа».
Самым ярким выразителем  идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер, автор выражения survival of the fittest, переводимого чаще всего как «выживание сильнейшего». В своих работах «Прогресс: его законы и причины» и «Основные начала» (1860) он вводит понятие социального прогресса. Также Спенсеру принадлежат слова: «Универсальный Закон природы: существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть».
Социал-дарвинизм  объясняет эволюцию общественной жизни  биологическими принципами естественного отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к основным принципам традиционного общества.
Социал-дарвинизм  является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном итоге, к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой теории наоборот делают из неё вывод о деградации человечества.
Принципы социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок кевгенике и расизму и служит обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для объяснения своих расистских теорий.
С начала Второй мировой войны все составляющие идеологии нацистской Германии, в том числе — социал-дарвинизм, были окончательно дискредитированы и практически полностью потеряли свое влияние в научном сообществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.