На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коррупция и теневая экономическая деятельность в России: масштабы и социально-экономические последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     Министерство культуры РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный университет кино и телевидения»
Институт  экономики и управления
Кафедра управления социальными и экономическими процессами 
 

                                                      КУРСОВАЯ.
По дисциплине: «Макроэкономика.»
На тему: «Коррупция и теневая экономическая деятельность в России: масштабы и социально-экономические последствия».
                                       
                                                                                                                  Выполнил:
Студент 143 группы
ФаУ
Горбенко  О.В.
Проверил(а): 
 

Санкт-Петербург
2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3
           Глава 1.История коррупции………………………………………   
           Глава 2.Типология.………………………………………
                            Глава 2.1. Виды коррупции…………..
                            Глава 2.2. Рынок коррупционных услуг….
                            Глава 2.3 Коррупция в судебной системе…..
                            Глава 2.4 Коррупция в частном  секторе……
           Глава 3. Сущность и типы теневой экономики……………….
                            Глава 3.1 Сущность теневой экономики……
                            Глава 3.2 Типы теневой экономики…………
           Глава 4. Коррупция в России……………………………………
                            Глава 4.1 Причины появления теневой  экономики…..
                            Глава 4.2 Масштабы теневой экономики в современной России. Их влияние на социально-экономическое развитие………….
           ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………
           Библиография……………………………………………… 
 
 
 

Введение.
Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
В большинстве Европейских  стран коррупция относится к  уголовным преступлениям.
Характерным признаком  коррупции является конфликт между  действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между  действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным  лицом, и относятся к категории  преступлений против государственной  власти.
Коррупции может  быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью  над распределением каких-либо не принадлежащих  ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник  правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным  стимулом к коррупции является возможность  получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и  наказания.
 Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. 

Глава 1. История коррупции.
Исторические корни  коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал  тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах  плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться  своим положением для тайного  увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был  Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Особую озабоченность  вызывала продажность судей, поскольку  она приводила к незаконному  перераспределению собственности  и желанию решить спор вне правового  поля. Не случайно ведущие религии  из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» и т. д.
Однако, начиная с конца XVIII века, на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных  лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к  тому, что коррупция в одной  стране стала негативно сказываться  на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем  коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в  бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря). 

Глава 2. Типология.
  Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»). 

Глава 2.1 Виды коррупции.
Бытовая коррупция  порождается взаимодействием рядовых  граждан и чиновников. В неё  входят различные подарки от граждан  и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также  относится кумовство(непотизм).
Деловая коррупция  возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью  вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной  власти относится к политическому  руководству и верховным судам  в демократических системах. Она  касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых  состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб  интересам избирателей. 

Глава 2.2 Рынок коррупционных  услуг.
Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально  между должностным лицом и  частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами  одной организации — придаёт  ей черты организованной преступности.
Согласно законам  бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная  культура такова, что по отношению  к взяткам царит «обстановка  благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.
Распространение коррупции  среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными  и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных  с коррупцией, в упрощённой форме  описывается следующей моделью:
Начальник Подчинённый
плюсы минусы плюсы минусы
    Процент от взяток подчинённых — стабильный доход
    Нет непосредственного участия в даче взятки
    Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст
    Если подчинённого поймают — тот может выдать начальника
    Организованная группа — отягчающее обстоятельство
    Шире возможности — больше взятки
    Под покровительством начальника брать взятки безопаснее
    Организованная группа — отягчающее обстоятельство
    Отдаёт процент от взяток
 
Данная система  достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с  принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы.
На практике подчинённые  делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических  для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В  частности, возникают позиции с  особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие  позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции  происходит некоторая централизация  рынка, начиная с уровня отдельных  ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию  за каждую взятку и повысить общий  доход. Поддержка стабильности нелегальных  финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков 

Глава 2.3 Коррупция в судебной системе.
Приведённые ниже формы  коррупции относятся в первую очередь к судьям, однако в случае административных правонарушений могут  относиться и к должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие  дела (органам внутренних дел, органам  пожарного надзора, налоговым, таможенным органам и т. д.)
«Вилки» в законодательстве. Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.
Альтернативное  административное взыскание. Существуют нормы права с наложением альтернативного административного взыскания, например, штраф или арест. От большинства норм-«вилок» их отличает не только более широкий диапазон наказаний (и следовательно, более сильная мотивация у нарушителя к даче взятки), но и то, что правосудие осуществляют представители исполнительной, а не судебной, власти. Многие юристы полагают, что использование санкций подобного вида оправдано только в уголовном судебном процессе, но имеет под собой мало оснований в процессе административном: «Во-первых, судебный процесс построен на принципах открытости , состязательности, устности и непосредственности разбирательства. При административном же производстве гражданин в большинстве случаев остается один на один с представителем власти. Во-вторых, даже самая высокая мера наказания за административное правонарушение не настолько тяжка для правонарушителя, как в уголовном праве, чтобы её имело смысл дифференцировать» .
Переквалификация  состава правонарушения. Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного в административное или гражданское) либо, наоборот, в более тяжёлую категорию. Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства.
Неденежные потери граждан. Некоторые нормы права могут вызывать коррупцию, если накладывают на индивида связанные с подчинением норме права потери. Даже в случае, когда сумма штрафа и взятки за преступлениеноминально равны, стоит заметить что оплата штрафа сопровождается неденежными затратами времени на совершение платежа в банке и предоставление в выписавшее штраф ведомство доказательств об оплате (квитанции). Вызываемые нормами права неденежные потери разнообразны и в различной мере неприятны для граждан. Также стоит учитывать, что не все граждане готовы защищать свои права в суде. 

Глава 2.4 Коррупция в частном  секторе.
Как следует из данного  выше определения, сфера коррупции  не ограничена государственным сектором. Аналогичные злоупотребления происходят в общественных организациях (профсоюзах, церквях, благотворительных организациях и др.). В частных коммерческих предприятиях управляющие используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности  для действий с целью получения  личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании. Взятки в частном секторе принято называть «подкупом». 

Глава 3. Сущность и типы теневой  экономики.
Глава 3.1 Сущность теневой  экономики.
Теневая экономика заслуженно привлекает все большее внимание отечественных исследователей. Растет понимание того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, но о более серьезном явлении, в значительной степени определяющем лицо современного российского хозяйства. Теневая экономика во многом определяется в понятиях правовых отношений. Тем не менее, важно отметить, что с помощью норм существующего российского права во многих случаях "серые" и криминальные сегменты теневой экономики не могут быть четко разделены. 

В данной работе предпринята попытка прояснить основные понятия, представить классификацию сегментов теневой экономики. 
 
Теневая экономика это – такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, то есть находится вне рамок правового поля. 
 
Теневая экономика в её российском варианте усиливает противостояние экономических интересов государственной и хозяйственной элит и других хозяйствующих субъектов, углубляет внутриотраслевую поляризацию предприятий. 
 
Специфическая особенность теневых связей в России заключается в том, что они есть форма растянутого во времени саморазрушения переходной экономики. Их антирыночность и антикапиталистичность представляет собой наиболее эффективный способ дискредитации осуществляемых рыночных преобразований. Антирыночность теневой организации четко обнаруживает тенденцию к расширенному воспроизводству властных отношений и неэкономического диктата. В конечном счете, она формируют систему лишь внешне имитирующую свойства реального капитализма. 
 
Несомненно, теневая экономика вредит государству, но некоторые экономисты считают, что на начальных стадиях она приносит положительный эффект. 
 
При всех негативных характеристиках теневые отношения выступают как один из факторов обеспечения экономической и социальной устойчивости. Парадоксальность ситуации заключается в том, что хотя неформальные сделки не устраивают многих агентов рынка, но никто не может отказаться хотя бы от частичного, эпизодического их использования, иначе было бы подорвано даже текущее хозяйствование. 
 

Глава 3.2 Типы теневой экономики.
На пути к раскрытию  тайн теневой экономики возникает  масса трудностей, которые связаны  не только с очевидной нехваткой  информации для расчетов, но и с  концептуальными сложностями, расхождением в понимании того, что она собою  представляет. Существует немалая путаница в употреблении терминов, когда теневая экономика отождествляется то с неформальной, то с криминальной экономикой. Между тем важно развести эти понятия, обозначающие различные сегменты рынков:
1. Легальная (неофициальная)  экономика (legal, rule-of law economy) — экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах. Хорошим примером служит натуральное производство домашних хозяйств.
2. Внеправовая экономика  (out-of-law economy) — экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Это "розовые рынки" (rosy markets). Хрестоматийным примером стала деятельность "финансовых пирамид" в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались "дыры" в законодательстве. К числу других примеров следует отнести нарушение экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, предоставление в виде "исключении" индивидуальных льгот и субсидий и т.п.
3. Полуправовая экономика (semi-legal economy) - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы. Это "серые рынки" (grey markets). Прежде всего, они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая использование "черного нала", бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления.
4. Нелегальная, криминальная  экономика (non-legal, criminal economy) - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это "черные рынки" (black markets). Примеры: наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы.  

В.В. Радаев приводит еще одну классификацию - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:
1. Деление по мотивам  действий хозяйствующих агентов  в отношении отчетности:
а) скрытая экономика (hidden economy) - экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;
б) потерянная экономика (missing economy) - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.
2. Деление по охвату  деятельности статистическим учетом:
а) учтенная экономика (recorded economy) - экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;
б) неучтенная экономика (unrecorded economy) – экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.
Существует несколько  основных элементов неучтенной экономики, а именно:
- сокрытие предприятия  (осуществление регулярной организованной  хозяйственной деятельности без  регистрации);
- сокрытие хозяйственных  операций (неотражение их в договорах и отчетности);
- сокрытие найма  рабочей силы (наем без оформления  трудовых договоров);
- сокрытие доходов  (уход от налогов).
Чаще всего эти  элементы тесным образом взаимосвязаны, но это не обязательно. В принципе можно не регистрировать предприятие  и при этом относительно честно платить  подоходный налог. Или скрывать операции зарегистрированного предприятия.
Наряду с теневой  существует также фиктивная экономика (fictitious economy), связанная с отражением в статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за не поставленную продукцию).
Как уже отмечалось выше, интерпретация показателей  экономической деятельности страны предполагает существование четкого  представления о том, что же именно стоит за теми или иными данными, особенно, при изучении такого сложного явления, как теневая экономика. При всей очевидности, это положение  зачастую игнорируется: нет ссылок на источник данных и методологию  их получения.
Хотя приведенная  классификация неточна, ясно, что  масштабы теневой экономики в  России сейчас весьма велики, они значительно  возросли с момента начала экономической  либерализации и продолжают расти. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплетены, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга. 

Глава 4. Коррупция в России.
Глава 4.1 Причины появления  теневой экономики.
Россия  издавна утверждала себя как могучая военная держава. На приобретение  и поддержание этого статуса она расходовала огромные средства, создавая тем самым  непосильные тяготы для населения. Платой за державное величие была бедность народного большинства – в этом своеобразие российской истории и, возможно, одно из главных проявлений её самобытности. Сюда и уходят корни отечественной коррупции. Бедность большинства сопровождалась трудностями пополнения казны. Тощая казна создавала сложности с оплатой труда многочисленного бюрократического аппарата, бывшего несущей конструкцией власти. Чиновников приходилось или посылать на «кормление», или закрывать глаза на то, то малость своих государственных доходов они компенсируют, как могут. Российская державность и российская коррупция – две стороны одного исторического явления. 
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что теневая экономика — отнюдь не порождение перестройки. Она издавна существовала  в нашем государстве. Однако теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего, заметно возросли ее масштабы. И хотя трудно получить сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны. 
Международный опыт подсказывает ряд "классических"причин роста теневой экономикиа именно: 
1) Возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости и становится питательной средой для буйного роста теневых отношений;  
2) Массовая иммиграция из стран "третьего мира", дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "горячих точек". Именно поселения мигрантов часто становятся анклавами теневой экономики;  
3) Характер государственного вмешательства в экономику. Предполагается, что сравнительная доля неофициальной экономики находится в прямой зависимости от трех параметров: степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции;  
4) Открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран "третьего мира", побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами; 
5) Эволюция трудовых отношений в сторону их большей неформальности и гибкости как реакция на их значительную институционализацию и регламентацию в предшествующие десятилетия, что в первую очередь характерно для развитых западных стран. 
 
Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, пригодны для объяснения российской ситуации последнего десятилетия. Так, наблюдаемая в течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисовбезусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики. 
 
Что касается характера государственного регулированиято по всем указанным параметрам (степень регулятивного вмешательства, уровень налогообложения и масштабы коррупции) Россия сегодня отличается от большинства прочих стран отнюдь не в лучшую сторону. И осуществленная в последнее десятилетие либерализация российской экономики стала дополнительным сильным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный, вертикальный контроль за хозяйственной деятельностью при сохранении высоких административных барьеров и трансакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищенности хозяйствующих агентов. 
Важную роль играет, по-видимому, и миграция во всех своих видах: въезд в страну из государств ближнего и дальнего зарубежья, приток беженцев из "горячих точек", сезонная миграция работников из бывших союзных республик (Украины, Молдовы и др.) 
В отношении внешней конкуренции следует сказать, что не приток товаров из Турции и Китая, Саудовской Аравии и Польши порождает неформализацию отношений. Связь скорее обратная: неформальная экономика на своих плечах принесла поток этих товаров в Россию трудами сотен тысяч "челноков". До осеннего кризиса 1998 г. "челноки" обеспечивали около 20-25% российского импорта, а по отдельным видам потребительских товаров эта доля достигала 60-75%.  
Наконец, можно говорить и об изменениях в трудовых отношениях - от присущей советским государственным учреждениям формальной зарегулированности кадровых вопросов к большей гибкости отношений найма. 
Произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельностиТак, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство. 
 
Серьезным образом пересматриваются контуры криминальных сегментов рынка. С официальной точки зрения в советский период практически любое производство продуктов и услуг "в целях частного обогащения" считалось криминалом. С наших сегодняшних позиций масштабы собственно преступной деятельности в то время были весьма невелики. Расширение криминальной активности в постсоветской экономике идет прежде всего за счет "новых производств" заведомо криминального свойства - изготовления и распространения наркотиков, оружия, крупной контрабанды, рэкета, проституции. В скромных дозах все эти операции существовали и в советскую эпоху. Но настоящими отраслями организованной профессиональной деятельности они стали лишь в последнее десятилетие.
 

Глава 4.2 Масштабы теневой  экономики в современной  России. Их влияние  на социально-экономическое  развитие.
В настоящее время теневую экономику следует рассматривать как мощный социально-экономический фактор, оказывающий серьезное влияние на все аспекты жизни общества. Теневой и официальный секторы экономики теснейшим образом переплетены, и бессмысленно рассматривать их в отрыве друг от друга. Структурные изменения в экономике, изменение эффективности отдельных видов деятельности, изменения налогового и административного давления - все это и многое другое влияет не столько на общий объем теневой деятельности, сколько на распределение теневых потоков между сферами экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.