На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковская система Республики Беларусь, ее развитие и совершенствование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                  Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 

Учреждение образования  «Гродненский государственный аграрный                 
                                           университет» 
 
 
 
 
 

      Кафедра экономики АПК 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По курсу: макроэкономика
На тему: «Банковская система Республики Беларусь, ее развитие и совершенствование». 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: студентка 2 курса,
 дневной  формы обучения,                             
                                                   специальности «финансы и кредит»                                                                                            Янкович О.Н. 
 
 
 

      Руководитель: к.э.н.,
                                                                                                            Доцент Болдак А.К. 
 

   
 
 
 
 

            Гродно,2010
    Введение
 
      Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Они находятся  в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.
      Актуальность  темы этой работы заключается в том, что банки являются одним из  центральных звеньев системы  рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма.
        Цель написания курсовой работы  – изучить  структуру банковской  системы на уровне теории и  на примере белорусской банковской  системы. Проанализировать перспективы  дальнейшего развития системы,  ее усовершенствования.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи:      
    раскрыть понятие и сущность банковской системы;                                                 
    проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы;
    дать развернутую оценку советской банковской системе; проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год;
    наметить пути повышения стабильности банковской системы;
    выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.
      Предмет данного исследования - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Объектом исследования является банковская система.
      Основные  результаты исследования показывают, что банковская система Республики Беларусь  находится в процессе становления. Практическая значимость и апробация результатов исследования характеризуется  тем, что в работе  намечены пути повышения стабильности банковской системы и выработаны сценарии дальнейшего развития.  Областью возможного применения результатов исследования является деятельность Национального банка, коммерческих банков Республики Беларусь, зарубежных банков, органов государственного управления.  

      1.Общая характеристика банковской системы.

      1.1 Понятие и сущность банковской системы

      Банковская система — совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действие законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь, т. е. на всю кредитную систему. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.
      Различают, по крайней мере, два понятия кредитной системы:
      1) совокупность кредитных отношений,  форм и методов кредитования (функциональный аспект);
      2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).
      В первом аспекте кредитная система  представлена банковским, государственным, коммерческим, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.
      Коротко рассмотрим эти виды кредитов применительно  к Беларуси.
      Выдача  банковского кредита Национальным банком регламентируется Законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите. Обычно Национальный банк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
      Банковский  кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отношения (без посредников, где в качестве заемщика выступает банк) являются преобладающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно.
      По  длительности использования кредиты  могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше года).
      Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица. Заемщиком — государство в лице его органов (Министерства финансов Республики Беларусь, других республиканских и местных органов). Эта форма кредита позволяет заемщику привлечь дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления денежной эмиссии.
      Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
      В зависимости от заемщика государственный  кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Центральный финансовый орган государства (Министерство финансов Республики Беларусь), во втором — местные органы власти.
      По  месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы.
      В зависимости от формы и порядка  оформления кредитных отношений  различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. К числу последних относятся различного рода казначейские обязательства, векселя, кредитование Центральным банком государственного бюджета.
      Характерным для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять правительству республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Вместе с тем, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов. Министерство финансов Республики Беларусь представляет Национальному банку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством республики в сумме, необходимой для ликвидации дефицита. Погашение этих долговых обязательств производится за счет прибыли Национального банка.
      Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита. Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку.
      Коммерческий  кредит представляет собой кредитную  сделку между двумя предприятиями — продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком).
      Банки играют важную роль в экономике. Они  обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через Центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.
      Банковский  кредит — основная форма кредита, при которой денежные средства предоставляются банками во временное пользование и за определенную плату. Этот кредит предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач:
    увеличения основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;
    накопления сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров;
    индивидуального и кооперативного жилищного строительства;
    учета (переучета) векселей;
    удовлетворения потребительских нужд граждан;
    выкупа государственного имущества;
    для других целей.
      Кредитором  должно стимулироваться в первую очередь развитие производства и  расширение товарооборота, необходимых населению республики промышленных товаров и продуктов питания.
      Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, возникших из-за бесхозяйственности и убытков, не допускается. Однако, на практике, к сожалению, часто кредит используют именно на эти цели.
      Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а также для осуществления иных операций в соответствии с законом.
      Банковская  деятельность — особая отрасль предпринимательской деятельности. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны создавать услуги, отличные от других услуг предпринимательства.
      Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразен, а с другой — быть способным к восприятию и удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности их для населения и других потребителей.
      Краткосрочный кредит предоставляется для удовлетворения временной потребности заемщика в средствах на формирование текущих активов. Долгосрочный кредит предоставляется на длительный срок для расширенного воспроизводства долгосрочных активов.  
      Выдача  кредитов может производиться за счет:
    собственных средств банков;
    мобилизованных средств юридических лиц и граждан за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов;
    приобретенных средств на рынке кредитных ресурсов.
      В случаях, когда при кредитовании крупных целевых программ банк не может полностью удовлетворить заявку заемщика из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите невыгоден сторонам, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков и на условиях солидарной ответственности. Выдача консорциальных кредитов регулируется письмом Национального банка Республики Беларусь от 13 мая 1997г.
      Консорциальные  кредиты предоставляются, как правило, на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Они могут быть "клубными", когда в состав кредитов входит ограниченный и определенный круг банков, или "открытыми", если привлекаются средства всех желающих банков, т.е. количество банков не ограничивается и зависит от размера предоставляемого кредита, возможностей каждого банка и заинтересованности в сделке.
      Кредиты юридическим и физическим лицам  предоставляются в национальной валюте, а при наличии у коммерческого банка лицензии на осуществление валютных операций — в иностранной валюте.
      Для уменьшения степени рисков банков и в целях защиты интересов его кредиторов и вкладчиков при размещении их средств (кредитовании заемщиков), а также осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов.
      Задачи  банка как предприятия связаны  с удовлетворением потребностей в своих услугах народного хозяйства и населения. Банковский продукт (услуга) по своей природе относительно не дифференцированный, как это имеет место на предприятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения. Банки имеют дело со специфическим товаром — деньгами, и их услуги связаны главным образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т. д.) или сопутствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранение ценностей и др.)- Им предоставлено исключительное право на осуществление в установленном порядке деятельности от своего имени.
      Банки в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача, возврат ссуд, процент).
      Банки являются юридическими лицами и функционируют  на принципах хозяйственно-коммерческого расчета в условиях деловой конкуренции.
      Банковская  деятельность, как и другая предпринимательская  деятельность, сопровождается рисками. Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими, связанными с деятельностью самого банка, так и внешними. Банки должны иметь комплекс мер по их предотвращению.
      К основным функциям коммерческих банков относятся:
      1. Мобилизация и концентрация свободных  денежных средств. Это приоритетная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков. От мобилизации и концентрации денежных средств в банке зависит количество средств, которые в основном путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свободные средства своих клиентов, сразу берет на себя обязательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента.
      2. Предоставление кредита. Это наиболее  значимая банковская функция.  Она относится к традиционным видам банковских услуг. Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он выражает экономические отношения между кредиторами (банками и субъектами кредитования (заемщиками)). Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных денежных средств и их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования. Возвратная форма денежных ресурсов создает возможность перераспределить их неоднократно. Необходимость использования банковского кредита обусловливается кругооборотом фондов предприятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотных средств и основных фондов, хозрасчетными интересами кредитора и заемщика. С другой стороны, кредит является основным источником получения банками прибыли.
      3. Денежные расчеты и платежи  по хозяйственным сделкам. Они  занимают значительную часть  операционного времени банковского персонала и являются одной из наиболее значимых функций банковской системы.
      Проведение  расчетов между субъектами хозяйствования играет огромное значение для функционирования экономики. Своевременное проведение расчетных операций позволяет без остановок осуществлять процесс расширенного воспроизводства. Это возлагает на коммерческие банки огромную ответственность за своевременное проведение платежей.
      4. Выпуск кредитных средств обращения.  Эта функция присуща банкам  развитых капиталистических стран, но вполне возможно, что в недалеком будущем она займет достойное место в кредитных институтах Республики Беларусь.
      Банки кредитуют клиентуру не только за счет аккумулированных временно свободных капиталов, но и путем депозитно-чековой эмиссии. Они сами создают вклады в процессе выдачи ссуды. Открывая кредит, банк зачисляет деньги на вклад с правом выписки чеков в пределах остатка на счете. В этом случае выдача кредита предшествует открытию вклада. На основе вклада возникают чеки. Кроме того, клиенту по его требованию могут быть выплачены наличные деньги. Кредитовая запись банка на текущий счет клиента, не сопровождающаяся предварительными взносами денег, называется мнимым вкладом, в отличие от реального вклада, образуемого за счет действительного взноса денег. В современных условиях различие между реальными и мнимыми вкладами постепенно стирается. Взнос в банк наличных денег может основываться на создании мнимого вклада в другом банке. Отделить мнимые вклады от реальных практически невозможно.
      5. Консультации и предоставление экономической и финансовой информации. Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для хозяйствующих субъектов. Они предоставляют разнообразную коммерческую информацию, иногда конфиденциального характера, в первую очередь хозорганам, связанным с ними общностью интересов, финансовыми узами.
      В экономике государств развиваются  различные типы банков, однако они  могут быть объединены в группы, подвержены классификации с целью более глубокого анализа их деятельности, роли в экономике, перспектив развития.
      Банки могут учреждаться на основе государственной, частной и смешанной форм собственности. Государственным банком является банк, созданный на основе государственной собственности и по решению республиканских и исполнительных органов (в Республике Беларусь — Национальный банк).
      Муниципальные банки содействуют развитию местного хозяйства, обеспечивают его кредитно-финансовое обслуживание. Учредителями их могут выступать местные органы власти и другие организации, которые заинтересованы в развитии местной инфраструктуры или чей бизнес в существенной степени зависит от этого.
      Акционерным (закрытого или открытого типа) признается банк, формирование капитала которого происходит путем выпуска акций, т. е. он создан на основе смешанных форм собственности, и несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является тот, чьи акции распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по Закону. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.
      Иностранные банки могут быть со 100-процентным собственным капиталом, а также  на долевой основе с отечественными соучредителями. В Республике Беларусь доля иностранного капитала не должна превышать 49 процентов при создании совместного банка.
      Частные банки основаны на частной собственности, но в республике даже такой банк может быть учрежден за счет средств не менее чем трех участников.
      Операции коммерческих банков — одна из самых старых областей предпринимательства. Коммерческие банки выполняют разнообразные операции.  В настоящее время их круг существенно расширился, все больше стирается грань между традиционно банковскими и новыми.
      В практике работы коммерческих банков, выполняемые ими операции можно объединить в следующие группы: а) активные операции; б) пассивные операции; в) банковские услуги; г) собственные операции банков.
      Первые  две группы образуют наибольший удельный вес среди операций коммерческих банков и приносят наибольшую прибыль.
      Активные  операции, выполняемые коммерческими  банками, в основном связаны с выдачей кредитов. Классифицировать различные виды кредитов очень сложно, поэтому нет до сих пор единой системы, как в нашей экономической литературе, так и в зарубежной.
      Универсальные банки осуществляют все или большинство  видов операций, относящихся к деятельности банковских учреждений.
      Специализированные  банки — банки, деятельность которых ориентирована на предоставлении в основном одного-двух видов услуг для своих клиентов (трастовые банки, учетные банки и др.) или специализирована на обслуживании определенной отрасли хозяйства или специфичной категории клиентов (биржевые, клиринговые банки). Депозитные банки специализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещению временно свободных денежных средств. Ссудно-сберегательные банки строят свою деятельность (прежде всего кредитную) за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования. Инвестиционные банки — кредитные институты, специализирующиеся на долгосрочном кредитовании инвестиций. Они могут заниматься размещением выпусков новых ценных бумаг; торговлей существующими ценными бумагами; финансированием влияний и присоединений корпораций, долгосрочным кредитованием капитальных вложений. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости — земли, строений.
      В зависимости от организационной  структуры действуют следующие типы банков: единый банк, банковская группа, банковские объединения различных типов. Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге. Банковская группа — группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющихся частью данного головного банка. Филиал осуществляет свою деятельность от своего имени, хотя имущество принадлежит на правах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе давать обязательные указания исполнительному органу филиала банка.
      В целях координации и согласованных  действий, повышения эффективности работы формируются различные банковские, межбанковские и межхозяйственные объединения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отношениях. Создание объединений предотвращают от возможностей банкротства, укрепляет позиции на рынке, в конкуренции со стороны других финансово-кредитных учреждений, растет политическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объединения в зависимости от состава участников: на чисто банковские объединения; объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей, банковские объединения подразделяются по типам на коммерческие, деятельность которых ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли и некоммерческие, основной целью которых является предоставление различных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги),
      Банковские  холдинг-компании — представляют собой  либо банки, либо самостоятельные корпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предприятий, занятых бизнесом, связанным с банковскими операциями. Банковские холдинг-компании способствуют банкам диверсифицировать свои операции за счет проникновения на новые рынки (как по территориям, так и по товарам и услугам), что снижает риск банкротства посредством стабилизации доходов, увеличивает прибыли за счет роста масштабов деятельности. Централизованный контроль над целой группой банков, входящих в холдинг-компании, приводит к снижению издержек. Центральная организация может эффективнее управлять рекламой, аудитом и инвестициями, чем, например, целая группа небольших банков.
      Банковский  консорциум (синдикат) — соглашение между несколькими национальными банками (или банками разных стран) для проведения совместных крупных финансовых, организационных операций и реализации иных возможностей банков (например, размещение ценных бумаг, в том числе государственных; объединение финансовых ресурсов для финансирования крупных проектов) на временной основе.
      Банковский  партфель — соглашение между банками (возможно и тайное) — о разделе сфер деятельности, согласования процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают сохранение самостоятельности его участников.
      Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.
      Помимо  банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
      В Республике Беларусь этот уровень кредитной  системы за исключением страховых компаний не получил широкого распространения. В настоящее время можно констатировать лишь о первоначальном варианте его развития.
      Важным  явлением в банковском капитале становится объединение его с промышленным (торговым) капиталом, создание финансово-промышленных групп. В финансово-промышленные группы входят предприятия различных отраслей народного хозяйства и кредитно-финансовые институты. Такая интеграция является взаимовыгодной. Она позволяет создавать реальные механизмы финансирования деятельности хозяйствующих субъектов, расширить границы инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяют ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство.
      Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности, расширяются потенциальные возможности эффективности единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участие всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дают экономию платежных средств, улучшаются расчеты. При кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование, улучшается оперативность в выдаче ссуд, снижаются издержки обращения. Усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности.
      Создание  финансово-промышленных групп (ФПГ) особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных производств из средств государственного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики. К недостаткам ФПГ относится то, что ФПГ создаются для удовлетворения интересов олигархов, а не экономики в целом. В данном случае возникает необходимость, а антимонопольном законодательстве.

      1.2. Функции и задачи  Национального банка  и его взаимоотношения  с коммерческими банками

 
      Банковская  система  включает  эмиссионные  и   неэмиссионные   банки.
Неэмиссионные  банки  в  свою  очередь  подразделяются  на  коммерческие   и
специализированные.  К  специализированным  банкам  относятся  инновационные,
инвестиционные,   ссудосберегатедьные,    биржевые    ипотечные    и    т.д.
Неэмиссионные  банки  могут  создавать  консорциумы,   ассоциации   и   иные
объединения, куда могут входить и учреждения парабанковской системы.
      В кредитной системе любого  государства  банковская  система   является
ключевым  звеном,  концентрирующим  основную  массу  кредитных  и  финансовых
операций.
      Структурное построение банковской  системы имеет особенности   в  каждой
стране.
      Существует   два   основных   типа   построения   банковской   системы
государства: одноуровневая и двухуровневая.
      В рамках одноуровневой банковской  системы  все  кредитные   учреждения
выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию  клиентуры
и между  банками  преобладают  горизонтальные  связи.  Такой  тип  построения
банковской  системы  был  характерен  для  СССР.  В  условиях  монополизма  в
банковском  деле   мероприятия   по   денежно-кредитному   регулированию   и
ограничению количества платежных средств в  экономике  сводились  к  жестким
ограничениям  операций с наличностью  и  централизованному  перераспределению
через  банковскую  систему   безналичных   денежных   средств   предприятий,
организаций  и  банков  в  рамках  единого  ссудного  фонда  страны  система
основывается  на построении взаимоотношений между  банками в двух  плоскостях:
по  вертикали   и   по   горизонтали.   При   этом   происходит   разделение
административных  функций  и   операционных,   связанных   с   обслуживанием
хозяйства. Центральный банк страны остается банком  в  полном  смысле  этого
слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и  специализированных
банков и правительства.
      Переход на экономические методы  управления и хозяйствования  в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на  формирование  рыночных  структур
выявили уязвимые места  и  недостатки  одноуровневой  банковской  системы  в
новых условиях.
      Государственное   регулирование   денежно-кредитной   системы    может
осуществляться  достаточно успешно лишь в том  случае, если государство  через
центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы  и  характер
частных институтов, так как в развитой рыночной экономике  именно  последние
являются  базой  всей  денежно-кредитной   системы.   Данное   регулирование
осуществляется  в нескольких взаимосвязанных направлениях:
      1.  Государственный  контроль  над  банковской  системой  имеет  целью
укрепление  ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е.  их  способности
своевременно  покрывать требования вкладчиков. Это  производится, прежде  всего
за счет  учетной, или дисконтной,  политики,  а также установления  норм
обязательных  банковских резервов.
      2. Управление   государственным    долгом    путем    государственного
регулирования в условиях хронических бюджетных  дефицитов,  огромного  роста
государственной    задолженности,    когда    резко    возрастает    влияние
государственного  кредита на рынок ссудных капиталов. Для  этого  центральный
банк  использует различные методы управления государственным долгом:
      - покупает или продает государственные обязательства;
      - изменяет цену облигаций;
      - варьирует условия их продажи;
      - различными  способами  повышает  привлекательность   последних   для
частных инвесторов.
      3. Регулирование объемов кредитных  операций и денежной эмиссии,  прежде
всего, для воздействия на хозяйственную  активность.
      Национальный  банк  Республики  Беларусь  совместно  с  правительством
ежегодно  разрабатывает  и  проводит  единую  денежно-кредитную  политику  в
порядке,  установленном   Конституцией   Республики   Беларусь   и   другими
законодательными  актами.
      Основные функции Национального  банка составляют:
      1) денежно-кредитное и валютное  регулирование, а  также   регулирование
внешнеэкономической деятельности и кредитного рынка;
      2) выполнение функций центрального депозитария;
      3) консультирование, кредитование и  осуществление функций  финансового
агента  правительства и  местных  органов  власти,  организация  совместно  с
Министерством финансов  кассового  исполнения  республиканского  и  местного
бюджетов;
      4) регистрация банков, учет филиалов  и представительств банков, выдача
им лицензий на совершение банковских операций, надзор  за  их  деятельностью
по соблюдению ими безопасного  и  ликвидного  функционирования,  организация
межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
      5) обеспечение единого порядка  бухгалтерского  учета  и   отчетности  в
банковской  системе  республики,  определение  форм  и  правил   организации
безналичных расчетов в народном хозяйстве.
      Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на  территории
Беларуси  национальной денежной единицы.
      Приоритетными направлениями денежно-кредитного  регулирования в 1999 г.
являлись:  обеспечение  обоснованного  наращивания  денежного   предложения,
адекватного  динамике  и  структуре   показателей   развития   реального   и
бюджетного  секторов экономики; стимулирование долгосрочного  инвестиционного
кредитования, поддержание процентных  ставок  денежного  рынка  на  реальном
положительном уровне со снижением их поминальной величины по  мере  снижения
темпов  роста цен; стабилизация валютного  рынка  и  обеспечение  устойчивости
национальной  валюты; качественное, надежное обеспечение  расчетно-платежного
процесса.
      Для   удовлетворения   экономического   оборота    расчетно-платежными
средствами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста  реального ВВП на 3-4 %, ограничения  уровня инфляции до 4-5%  в  среднем  за  месяц  и  дефицита
государственного  бюджета, прирост рублевой  денежной  массы  планировался  в
размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых  внутренних
рублевых  кредитов Национального банка —  не более 35,037  трлн.  р.  за  год.
      Контроль за приростом рублевой  денежной массы  осуществлялся   за  счет
лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.
      Регулирование банковской ликвидности  оказывает  влияние  на  структуру
банковских  ссуд и  депозитов,  величину  денежной  массы,  уровень  рыночной
нормы  процента.   Управление   государственным   долгом   воздействует   на
распределение ссудных капиталов между частным  и  государственным  секторами,
уровень   процентных   ставок   и   банковскую    ликвидность.    Размещение
государственных  долговых  обязательств  в  банковской  системе  приводит  к
увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.
      Итак, существуют три основные  направления  кредитной  политики,  между
которыми  имеется  тесная,  глубокая  взаимосвязь.  Поэтому  меры,  принятые,
правительством  в  данной   области,   всегда   будут   носить   сложный   и
неоднозначный характер. Рассмотрим инструменты, с  помощью  которых,  проводя
намеченную  денежную политику, государство воздействует на кредитный рынок.
      Кредитно-денежная  политика  в   зависимости  от  состояния   экономики
направлена  либо на стимулирование  кредита  и  денежной  эмиссии  (кредитная
экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная  рестрикция).  В
условиях  падения производства и  увеличения  безработицы  центральные  банки
пытаются  оживить конъюнктуру  путем  расширения  кредита  и  снижения  нормы
процента, Напротив, экономический подъем часто  сопровождается ростом  цен  и
наращиванием  диспропорций в экономике. В таких  условиях  центральные  банки
стремятся предотвратить экономический бунт.
      Для регулирования экономики  ими используются следующие методы  денежно-
кредитной политики:  общие,  которые  оказывают  влияние  на  рынок  ссудных
капиталов  в   целом;   селективные,   предназначенные   для   регулирования
конкретных  видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.
      К общим методам относятся  такие инструменты кредитной  политики, как:
      -  учетная  (дисконтная)  политика,   являющаяся   старейшим   методом
кредитного  регулирования. Возникновение этого  инструмента  было  связано  с
превращением  центрального банка в кредитора  коммерческих  банков.  Последние
переучитывали у него свои  векселя  или  получали  кредиты  йод  собственные
долговые  обязательства. Повышая ставку  по  кредитам  (учетную  ставку,  или
ставку  дисконта), центральный  банк  побуждал  другие  кредитные  учреждения
сокращать заимствования.  Это  затрудняло  пополнение  банковских  ресурсов,
вело  к  повышению  процентных  ставок  и,  в конечном  счете,  к сокращению
кредитных операций;
      - операции на  открытом  рынке,  которые  заключаются  в продаже или
покупке центральным банком  у  коммерческих  банков  государственных  ценных
бумаг, банковских акцептов и других кредитных  обязательств по рыночному  или
заранее объявленному курсу. В  случае покупки центральный банк  переводит
соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым  остатки  на
их резервных  счетах. При продаже центральный  банк  списывает  суммы  с  этих
счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии  резервной
позиции  банковской  системы  и   используются   в   качестве   способа   ее
регулирования;
      - установление норм обязательных  резервов коммерческих банков, что,  с
одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с  другой  —
является  прямым  ограничителем  инвестиций.  Изменения  норм   обязательных
резервов - метод прямого воздействия на  кредитоспособность  банков,  однако
многие  экономисты считают его слишком  сильным, и он редко используется. 
      К селективным методам денежно-кредитной политики относят:
      - контроль по отдельным видам  кредитов, часто практикуемый по  кредитам
под залог  биржевых ценных бумаг, потребительским  ссудам па  покупку  товаров
в рассрочку  и, но ипотечному кредиту. Регулирование потребительского  кредита
обычно  вводится в периоды  напряжения  на  рынке  ссудных  капиталов,  когда
государство  стремится  перераспределить  последние   в   пользу   отдельных
отраслей  или ограничить объемы потребительского спроса;
      -   регулирование   риска   и   ликвидности    банковских    операций.
Государственный контроль за риском во всем мире  усилился  в  последние  два
десятилетия. Характерно, что риск банковской  деятельности  определяется  не
через оценку финансового положения должников, а путем  соотношения  выданных
кредитов  с суммой собственных резервов.
      Одной из центральных задач   управления  коммерческим  банком  является
поддержание  оптимального  соотношения  между  ликвидностью  банка   и   его
прибыльностью, доходностью его  операций.  Напомним,  что под ликвидностью
понимается  способность  банка   своевременно   погасить   свои   финансовые
обязательства за счет имеющихся у него наличных  денежных  средств,  продажи
активов или мобилизации ресурсов из других источников (покупки  на  рынке  и
г.  д.).   Банк   должен   постоянно   обеспечивать   определенный   уровень
ликвидности, чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.
      Требования ликвидности вступают  в определенное противоречие  с  целевой
функцией  максимизации дохода  на  единицу активов.  Чем выше  ликвидность
активов, хранящихся в портфеле банка, тем меньше риск,  связанный  с  ними,
но тем  соответственно ниже уплачиваемая по ним процентная ставка.  Искусство
управления  банком и состоит в том, чтобы  обеспечить наивысшую норму  прибыли
на капитал, вложенный в  активы,  не  выходя  при  этом  за  рамки  принятых
стандартов  платежеспособности.
      Ликвидность может  быть  обеспечена  двумя  путями:  созданием   запаса
ликвидных активов или путем быстрой  мобилизации ресурсов на  денежном  рынке
в виде депозитов и займов. Второй  путь  становится  в  последние  годы  все
более и более популярным среди крупных  банков,  тогда  как  «складирование»
ликвидности в форме хранения на  балансе  низкодоходных  быстро  реализуемых
активов более распространено среди мелких и  средних  кредитных  учреждений,
не имеющих  доступа к денежному рынку.
      Следует  отметить,  что   коммерческие  банки  активно   внедряются   в
инвестиционную  сферу, успешно действуют  в  составах финансово-промышленных
групп, консорциумов, часто вступая в  партнерские отношения  с  реципиентами,
становятся  их акционерами.
      При  этом,   говоря   о   перспективах   инвестиционной   деятельности
коммерческих  банков, следует принимать во внимание трудности  и  неудачи,  с
которыми  они сталкиваются на этом поприще. Однако уже сейчас можно  сказать,
что банки  довольно успешно действуют в  сфере инвестиционного кредитования  и
продолжают  наращивать свои усилия  в  этой  области.  Все  это  предполагает
развитие  анализа, позволяющего  банкам  наиболее  грамотно  и  с  наименьшим
риском  заниматься, например, проектным финансированием.   
      Известно, что потребность реального  сектора в средне-  и  долгосрочных
банковских  займах  велика.  В  настоящее  время доля  финансовых  средств,
выдаваемых  на  инвестиционные  проекты,  равна  примерно   10   %   оборота
финансового   рынка.   Это   связано,   прежде   всего,   с    ограниченностью
инвестиционного капитала коммерческих банков.
      Ликвидность оценивается на основе способности  банка  превращать  свои
активы  в денежные или другие платежные  средства  для  оплаты  предъявляемых
обязательств  в случае, если имеющихся в наличии  платежных средств для  этого
не хватает.
      Банки должны иметь доступные ликвидные  активы,  которые  можно  легко
обратить  в наличность, или возможность  увеличить  свои  фонды  при  малейшем
намеке  на требование выполнения обязательств.
      Управление ликвидностью банка  включает в себя проведение  как активных,
так и  пассивных  операций,  подразумевая  наличие  доступных  ресурсов  для
быстрого  увеличения ликвидности.
      Основными   источниками   таких    ресурсов    традиционно    являлись
межбанковский рынок (МБК) и рынок государственного денежного обращения (ГДО), однако несоблюдение ряда  необходимых
правил  работы  на  МБК  и  использование  межбанковских  кредитов   не   по
назначению  большинством участников рынка  привело  в  августе  1995  года  к
кризису доверия и  почти  полному  разрушению  рынка  МБК.  Кризис  оказался
настолько глубоким, что даже спустя  год  полностью  не  восстановилось  его
нормальное  функционирование. На сегодняшний день остается только рынок  ГДО,
его надежность полностью зависит от готовности государства выполнять  взятые
на себя обязательства. Таким образом, если  в  силу  каких  бы  то  ни  было
причин  государство  откажется  от  погашения  обязательств,  банки   смогут
рассчитывать  лишь на собственные денежные средства и  возвратность  выданных
ссуд (качество кредитного портфеля).
      В 1987 г. было  принято решение  о проведении первого этапа   банковской
реформы  по  реорганизации одноуровневой системы.  Была   создана   новая
структура государственных банков, определены их функции.
      Первый  этап  реформы  послужил  базой  для  построения  в  республике
банковской  системы, соответствующей мировым  требованиям.
      С 1991 г. осуществляется второй  этап реформирования банковской  системы
- строится  двухуровневая банковская система.
      В соответствии с законами "О  Национальном банке  РБ"  и  "О  банках  и
банковской  деятельности  в  РБ"  банковская  система  включает  два  уровня:
Национальный  банк и коммерческие  банки.  Коммерческие  банки  в  республике
являются   универсальными.   Национальный банк   выполняет    функции,    свойственные
центральным  банкам.  Это  -  разработка  и   проведение   денежно-кредитной
политики,  денежно-кредитное  и  валютное  регулирование,   эмиссия   денег,
выполнение  функций финансового агента и др.  
      Коммерческие  банки  выполняют   такие   классические   функции,   как
кредитование, расчеты, аккумуляция денежных средств.
      Получают развитие и новые  виды услуг: трастовые операции,  операции  с
ценными бумагами и др.
      В соответствии с Конституцией  Республики  Беларусь  Национальный банк  является
центральным банком органы.
      Исполнительным   коллегиальным   органом   Национального банка   является   Совет
директоров  во главе с председателем правления  Национального банка,  который  избирается сроком на б лет.,
      Национальный банк  имеет   право   издавать   нормативные   акты,   предписания,
обязательные  для исполнения всеми субъектами хозяйствования и  коммерческими
банками после их регистрации в Минюсте.
       Перед Национальным банком стоят следующие  ответственные  задачи:
    регулирование денежного обращения с целью обеспечения  устойчивости  национальной  валюты, координация денежно-кредитной сферы;
    оказание помощи  кредитным  учреждениям в их развитии.
    Национальный банк не несет ответственности по обязательствам  Правительства  РБ,
также как и Правительство не отвечает по обязательствам  Национального банка.  Национальный банк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный  и другие фонды. Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
      Большинство   экономистов   рассматривают   кредитную   политику   как
неотъемлемую  часть любой  экономической  политики.  В  пользу  этого  можно
привести  несколько конкретных доводов.
      1. Быстрота и гибкость. Но сравнению   с  фискальной  кредитно-денежная
политика  может быстро меняться.
      2. По своей природе кредитно-денежная  политика мягче и  консервативнее
в  политическом  отношении,  чем   фискальная.   Изменение   государственных
расходов  непосредственно влияет  на  перераспределение  ресурсов.  В  то  же
время кредитно-денежная  политика,  наоборот,  действует  тоньше,  а  потому
представляется  более приемлемой в политическом отношении.
      3. Монетаризм, представители которого  аргументировано, доказывают,  что
изменение денежного предложения и количества денег в  обращении  -  ключевой
фактор  определения уровня экономической  активности  и  фискальная  политика
относительно  неэффективна.
      Однако  следует  признать,  что   кредитно-денежная   политика   имеет
определенные недостатки и в реальной действительности сталкивается  с  рядом
сложностей.
      Как известно, коммерческие банки  являются  учреждениями,  которые  не
могут функционировать изолированно от экономической  среды. Это  вытекает  из
их предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным  образом
заемщиков и  кредиторов.  Поэтому  неудивительно,  что  неудовлетворительное
состояние  производства,  нарушение  хозяйственных  связей,  падение  уровня
жизни являются одним из факторов, определяющих состояние банковской  системы
Республики  Беларусь.
      Государство,  в  первую   очередь   заинтересованное   в   поддержании
безупречной репутации банков,  устанавливает  им  определенные  ограничения,
нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные,  которые
регулируют  деятельность  банков  с целью   обеспечения   их   надежности,
ликвидности, платежеспособности.
      Национальный  банк   Республики   Беларусь   Правилами   регулирования
деятельности  банков в  области  платежеспособности,  ликвидности  и  крупных
рисков   определяет   ликвидность   как   способность   банка   своевременно
осуществлять  платежи по своим обязательствам.
      Управление  риском  ликвидности  -   ежедневная   задача   руководящих
работников  банка, однако, до сих пор нет доступной и повсеместно приемлемой
формулы  для  определения  потребностей  банка  в  ликвидных  средствах.   В
экономике любой страны постоянно происходят различные изменения:  случайные,
сезонные,  циклические  и  долговременные.  Такие  события,  как   стихийные
бедствия, забастовки, паника, неординарные  экономические или  политические
действия  могут  серьезно  повлиять  на  уровень  вкладов  и  потребность  в
кредитах.
      Сезонные изменения повторяются  ежегодно и  обычно  имеют  отношение к
производству  и  переработке  сельскохозяйственной  продукции.   Циклические
изменения  предвидеть  сложнее,  чем  сезонные.  В  период   спада   деловой
активности  спрос на кредиты и вклады сокращается.  Долговременные  колебания
являются  результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении,  сбережениях,
инвестиционных  процессах,  численности  занятого   населения,   техническом
уровне  производства.
      Очевидно, что на уровень вкладов влияют многие экономические  факторы,
которые делают планирование ликвидности крайне необходимым.
      Национальный банк и его учреждения освобождены от  уплаты  всех  видов  налогов,
сборов  и пошлин. Тем не менее, он участвует  в формировании доходов  бюджета,
так  как  часть  прибыли,   в   установленном  размере,   перечисляется   в
республиканский бюджет.
      Свои  доходы  Национальный банк  и  его  учреждения  получают  исключительно  от
банковской  деятельности. Они не могут быть акционерами в других  банках,  за
исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
      Функции и задачи Национального банка в  финансово-кредитной  системе  республики, правовая  основа   его   функционирования   определяется   Законом   РБ   "О
Национальном  Банке Республики Беларусь".  Основными  функциями  Национального банка  РБ являются:  
    денежно-кредитное   регулирование;  
    валютное    регулирование;
    выполнение  функций  центрального  депозитария; 
    организация   межбанковских расчетов и  кассовое  обслуживание  коммерческих  банков; 
    консультирование, кредитование и осуществление  функций  финансового  агента  Правительства  и местных  органов  власти; 
    организация  совместно   с   Минфином   кассового исполнения бюджета; 
    выдача  лицензий  на  совершение  банковских  операций;
    надзор за банками, филиалами, представительствами банков по  соблюдению  ими
    безопасности      и      ликвидностью      функционирования;     
    регулирование внешнеэкономической банковской  деятельности,  обеспечение  единого  порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
      Специалист  Национального банка  по  письменному  распоряжению   одною   из   его
руководителей могут посещать любые предприятия  и  банки,  инспектировать  их
бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая
необходима  для исполнения лицензионных и надзорных  функций.
      Для    денежно-кредитного     регулирования     Национальный банк     использует
централизованные  кредитные  ресурсы.  Источниками  их  формирования  служат:
собственный капитал Национального банка (уставный, резервный фонды,  свободные  остатки других фондов); временно  свободные  средства  на  корреспондентских  счетах
банков  и  их  филиалов,  открытых  в   Национальном банке;   средства   перечисляемые
коммерческими  банками  в  централизованный  фонд  регулирования   кредитных
ресурсов  и др.
 

2.Анализ  процессов становления  и развития банковской  системы в Республике  Беларусь и пути  совершенствования  и дальнейшего  её развития.

      2.1 История развития  банковской системы  в Беларуси

      Для того чтобы понять сущность любого явления, необходимо знать историю его развития, основные этапы его эволюции от простых форм к более сложным и разнообразным. Не являются исключениями и такое понятие как " банки и банковская система ".
      Первые  упоминания об обособленных кредитных операциях относятся к шестому веку до новой эры. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в четвертом веке до новой эры практиковались и в Греции. Наряду с приемом вкладов греки за известную плату производили обмен денег. Затем первые банкиры поняли, что огромные денежные богатства, накопленные ими, лежат без дела. Деньги начали отдавать во временное пользование, на них открывали самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, иногда - дома, драгоценные вещи. Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманием высоких процентов, уровень которых доходил до 36% годовых.
      Вместе  с кредитными операциями древних банков постепенно стали развиваться и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью так называемого "трансферита", т.е. переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую.
      Постепенно  клиентура банков расширялась. Услуги, предоставляемые банками, привлекали деловых людей. Соответственно, и банки старались угодить клиентам, предлагая все новые удобства. Так, банки стали выполнять работу доверителей по составлению договоров между клиентами, выступать посредниками в торговых сделках.
      Однако  несправедливо было бы считать, что  все эти операции древнего товарно-денежного  обращения свидетельствуют о  функционировании банка. Несомненно, банк - это гораздо более сложный институт и его нельзя охарактеризовать описанием нескольких простейших кредитно-денежных операций. По поводу времени возникновения банка в современном понимании этого слова мнения исследователей расходятся.
      Некоторые авторы считают, что банк, как особый институт товарного хозяйства, возник не в связи с развитием товарно-денежных отношений на ранних этапах товарного хозяйства, а только в тот их период, когда нужна была сеть специальных учреждений, которые регулировали бы запутанное денежное обращение и производили в более широких масштабах кредитные операции. Отсюда выдвигается предположение, что банк возник только на такой стадии развития кредита, когда без его помощи не могли нормально функционировать капиталистические предприятия. Таким образом, банк воспринимается исключительно как явление капиталистического хозяйства.
      Распространена  и другая точка зрения. В "Словаре  русского языка" Ожегова банк характеризуется  как "крупное кредитное учреждение". Следовательно, речь идет о степени  развития банковского дела, о том, какие операции выполняет кредитор по обслуживанию клиентов. Ростовщик становится банкиром, когда выполняемые им кредитные операции становятся системой. Кредит перестает удовлетворять чисто потребительские наклонности заемщика и выдается на проведение хозяйственных операций. Признаком банка является и то, что кредит в своей системе становится платным. Ссудный процент при этом не только покрывает расходы банкирского дома, но и обусловливает производительное использование заемщиком ресурсов, полученных им во временное пользование. Наряду с совершением кредитных сделок кредитор начинает выполнять расчетные и другие операции по распоряжению своих клиентов. Следовательно, банк - это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции стали концентрироваться в едином центре. Если такая точка зрения верна, то первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии производства, в период становления государства, на этапе достаточно оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений. А по свидетельству истории, такого рода отношения были уже в рабовладельческом обществе.
      В настоящее время никто еще  не поставил точку в этом споре. Оба  подхода имеют право на существование, и лишь недостаток обоснованных исторических фактов не позволяет определить, кто из исследователей находится ближе к истине. Несомненно, только одно - банк имеет долгую историю поступательного, эволюционного развития; этот хозяйственный институт играл и играет важную роль в развитии и функционировании экономики.
      Про банковскую систему, существовавшую в  СССР, сказать можно немного, в  основном потому, что она лишилась своей сущности, была превращена из независимого экономического института  в обезличенный придаток административно-командной модели управления. До революции в России, как и в западных странах, существовала трех-четырехъярусная структура кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений: центральный банк - 1 ярус, коммерческие и земельные банки - II, страховые компании - III. В годы НЭПа кредитная система, разрушенная революцией и войной, возродилась, но уже в двухъярусном виде: Госбанк и сеть банков различных форм собственности и специализации. Все оно базировались на кредитно-золотой основе денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.
      В 30-е гг. кредитная система была реорганизована и приобрела чрезмерно  укрупненный и централизованный вид. Вместо разветвленной кредитной  системы осталось три банка (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и система сберкасс. Это было обусловлено не экономическими потребностями, а политизацией всех сфер экономики. Такая система имела множество недостатков:
      - выполнение банками роли второго  госбюджета, на долю которого  приходилось списание долгов предприятиям, особенно в сфере с/х;
      - потеря банковской специализации;
      - монополизм, обусловленный отсутствием  у предприятий альтернативных  источников кредита;
      - слабый контроль банков (на базе  кредита) за деятельностью различных  сфер;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.