На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гоголь в истории украинского театра

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
   План:
    Биографические данные
    Драматургия Гоголя новатора
    О драматургии и о Гоголе
    Вместо заключения
    Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Биографические  данные
   Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)  –  писатель, драматург, поэт.
   Родился Николай Гоголь 1 апреля (по новому стилю) 1809 года в семье Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и Марии Ивановны (урождённой Косяровской). Родился Н.В. в местечке Большие Сорочинцы (имение Васильевка) на границе Полтавского и Миргородского уездов Полтавской губернии.
   Для того, чтобы понять Гоголя и его творчество лучше, нельзя не сказать о его времени, о местах, в которых он родился и жил, и о его родителях.
   Третий  ребёнок в семье Василия Афанасьевича и Марии Ивановны родился в  низенькой хатке, крытой соломой, в  комнате с глиняным полом. По старому стилю, шёл конец марта, 20-е число. Когда маленького Николу понесли в церковь крестить, то падал последний шальной снег, хотя вокруг снег уже давно растаял и даже начала пробиваться травка.
   Первые  два ребёнка юной Марии Ивановны не выжили и умерли едва родившись. Родители Николая много раз ездили молиться к святой иконе Николая-чудотворца в церковь в соседней Диканьке, просили Угодника заступиться за них и даровать им здорового ребёнка. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем. Со страхом и неуверенностью ждали они третьего ребёнка. И вот наконец родился мальчик. Доктор Трохимовский, искупав новорождённого в воде, настоянной на травах, похлопал его по спинке и сказал: «Будет жить».
   Православная  Малороссия, в которой родился  Гоголь, ещё сохраняла остатки  языческих обрядов. Здесь всё  перемешалось в одном котле. Здесь  веровали в Христа  –  и странствовавшие  по дорогам вертепы играли пьесы, в которых куклы изображали героев Священного Писания, дьяков, шинкарок и запорожцев, здесь чтили пост  –  но безудержно гуляли и веселились на ярмарках. Здесь ходили в ярких одеждах, украшенных национальным украинским, точнее малороссийским, орнаментом. Здесь сытно ели, уважали горилку и сало, а богатая земля (в окрестностях Миргорода почти сплошь чернозёмы), согретая щедрым южным солнцем, давала хорошие урожаи.
   Гоголь  родился на меже, на стыке, на междупутье, на перекрёстке дорог. Много раз  земля Малороссии переходила из рук  в руки. За неё спорили Крымский хан и русский царь. Здесь звучала польская, литовская и шведская речь.
   Отец  и дед Николая Гоголя носили двойную  фамилию Гоголь-Яновский. Гоголь  –  это кличка, прозвище, имя птицы, франта-селезня. Яновский  –  уходит корнями куда-то в Польшу (как и фамилия Янковский). Отдалённым предком отца Николая Васильевича Гоголя, Афанасия Демьяновича, был полковник подольский и могилёвский Евстафий (или Остап) Гоголь. Так вот это Гоголь, за боевые заслуги, получил в дар от Польского короля Яна Казимира поместье Ольховец. От этого Евстафия и идёт род Гоголей-Яновских.
   Дед Гоголя, Афанасий Демьянович был сыном сельского  иерея, учился в Киевской духовной академии. Однако служил не в храмах, а в  канцеляриях и вышел в отставку в чине секунд-майора. 

   Н. В. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой можно много добра принести людям» 

   Драматургия Гоголя новатора
    В ответ на замечание Аксакова, что  современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что  комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что “если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы сами над собой будем валяться со смеху”. Похоже, что в этой фразе и заключается общий смысл новаторства Гоголя в драматургии: основной задачей становится перенос комизма повседневной жизни на сцену. Как сказал в одной из своих статей Григорьев, “очевидно то, что новая руда открыта великим поэтом, руда анализа повседневной обычной действительности*. Такой выбор предмета творчества диктовал и художественные средства. Пьесы Гоголя - это комедии, но комедии, противопоставленные классическим произведениям этого жанра, во-первых, по сюжету (в сравнении с высокой комедией), а во-вторых, типы, выведенные в комедиях Гоголя, противопоставлены типам пьес того времени. Вместо хитроумных любовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые, повседневные национальные характеры. Убийства, яд Гоголь изгоняет: в его пьесах сумасшествие, гибель становятся следствием сплетен, интриг, подслушивании. Гоголь переосмысливает принцип “единства действия” как единства замысла и исполнения его главным героем. В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, а сюжет, развивающийся по логике азартной игры, несет героя. Цели героя противостоит конечный результат, приближение к цели оказывается удалением от нее “на огромное расстояние” (“Владимир третьей степени”).
    Гоголь  создает необычную для пьесы  ситуацию: вместо одной личной или  домашней интриги изображается жизнь  целого города, что значительно расширяет  социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить цель написания пьесы: “собрать в одну кучу все дурное в России”. Город предельно иерархичен, внутри него сосредоточено развитие всей комедии. Гоголь создает новаторскую ситуацию, когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни, благодаря общему кризису, общему чувству страха перед высшими силами. Гоголь охватывает все стороны общественной жизни управления, но без “административных подробностей”, в “общечеловеческом облике”. В “Театральном разъезде” сказано: “человеческое сыщется везде”. В его комедии при широкой системе должностных лиц выведен большой диапазон духовных свойств: от добродушной наивности почтмейстера до каверзничества Земляники. Каждый персонаж становится своего рода символом. Но определенное психологическое свойство соотносится с персонажем не как его главная черта, а скорее как диапазон опре­деленных душевных движений (почтмейстер, как говорит сам Гоголь, “лишь простодушный до наивности человек”, но с не менее простодушным ехидством он при чтении письма Хлестакова трижды повторяет: “Городничий глуп, как сивый мерин”). Все чувства героев переводятся из искусственного в сферу их реального проявления, но при всем при этом человеческая жизнь берется писателем во всей ее глубине. И когда Бобчинский говорит Хлестакову: “Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский”. Гоголь показывает в этой просьбе стремление “означить свое существование в мире”, самое высокое мгновение его жизни.
    В своей пьесе Гоголь старается  ограничить комические эффекты. “Ревизор” - это комедия характеров. Мы смеемся, по словам Гоголя, не над “кривым носом” персонажей, а “над кривою душою”. Комическое в пьесе подчинено обрисовке типов, возникает из проявления их психологических и социальных свойств.
    В “Театральном разъезде” Гоголь пишет: “Да, если принимать завязку в том смысле, как ее обыкновенно принимают, так ее точно нет. Но, кажется, уже пора перестать опираться на эту вечную за­вязку <...>. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, “блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? ” Итак, Гоголь отказывается от традиционного построения пьесы. Немирович-Данченко довольно четко выразил новые принципы построения пьесы: “Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В “Ревизоре” же одна фраза: “Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор”, - и пьеса уже начата. Аналогична и развязка. Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются в самих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она ни была. Внешние события пьесу не движут. Сразу задается общая мысль, идея: страх, который и является основой дейст­вия. Это позволяет Гоголю резко изменить в конце пьесы жанр: с раскрытием обмана Хлестакова комедия переходит в трагедию”.
    Если  в 1832 году Гоголь пишет Погодину: “Драма живет только на сцене. Без нее  она как душа без тела”, то в 1842 году Гоголь предпосылает своей пьесе эпиграф “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”, явно рассчитанный на читателя, что дало критикам повод говорить об общей несценичности комедии. И, хотя комедия действительно очень тяжела для сценического воплощения, и сам Гоголь писал о неудовлетворенности ее постановками, комедия все-таки была рассчитана именно на зрителя. Принцип “четвертой стены” соблюдается, и кроме: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” в зал реплик нет. Но Гоголь впервые в русской комедии рисует не отдельный островок порока, в который вот-вот может нахлынуть добродетель, а часть единого целого. У него фактически нет обличении, как в комедии классицизма, критическое начало пьесы в том, что его модель города можно расширить до общероссийского масштаба. Широкое жизненное значение ситуации “Ревизора” в том, что она могла возникнуть почти везде. В этом - жизненность пьесы.  

    О драматургии и  о Гоголе
   Театр занимал большое и постоянное место в жизни Н.В.Гоголя. На всю  жизнь запомнил Гоголь знакомую ему с детства картину, "когда толпа народа, тесно сдвинувшись, глядит на царя Ирода в золотой короне или на Антона, ведущего козу" ("Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"); в этой толпе народных зрителей был и маленький Гоголь.
   Смешной чертяка, уступающий хитрости украинского  казака или парубка, злая баба, храбрый  запорожец, умный, озорной цыган - все  эти фигуры украинского народного  театра облеклись плотью и кровью в действующих лицах "Вечеров  на хуторе близ Диканьки" и зажили новой, бессмертной жизнью. Одним из авторов этих остроумных комических интермедий, отражавших жизнь простого народа, был пращур Гоголя Василий Танский (умер в 1763 г.). Отец Гоголя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 - 1825) был талантливый актер-любитель и драматург "во вкусе площадном". Его комедии были одной из первых попыток продолжить создание украинской народной комедии, начатое И.П.Котляревским.  
Гоголь ценил комедии своего отца именно как произведения, близкие к народной жизни, понятные широкому зрителю и отрывками из них воспользовался, наряду с народными пословицами, песнями и стихами И.П.Котляревского как эпиграфами для "Сорочинской ярмарки".  
"В самом начале комедия была общественным, народным созданием",- утверждал Гоголь в "Театральном разъезде". В народном театре, в его простом и смелом реализме, в его сатирическом отношении к пану, к дьяку, в его живом юморе Гоголь видел зачатки того театра общественной комедии, которому он послужил своей драматургией.

   Гоголь  был близко знаком с крепостным театром, который наблюдал в поместье вельможи Д.П.Трощинского Кибинцах. Гоголь-отец выступал там как актер и режиссер в "благородных спектаклях" вместе с В.В.Капнистом, автором знаменитой комедии "Ябеда", которая с 1805 года заняла прочное место в репертуаре русского театра.
   В Нежинской  гимназии высших наук Гоголь стяжал себе известность не только среди своих  товарищей и учителей, но и среди  жителей Нежина и окрестных усадеб, но это была известность не начинающего  писателя, а примечательного актера и режиссера. Гоголь был устроителем и главным актером школьных спектаклей в 1825 -1828 годах. В репертуаре этих спектаклей были "Недоросль" Фонвизина, "Урок дочкам" И.А.Крылова, "Эдип в Афинах" Озерова, "Лукавин" А.И.Писарева (переделка комедии Шеридана "Школа злословия") и другие пьесы основного репертуара тогдашних театров.
   Торжеством  Гоголя-актера были комические роли стариков и старух (комические роли старух были тогда в репертуаре крупнейших актеров, например, М.С.Щепкин играл Еремеевну  в "Недоросле"). Сам Гоголь, весьма строгий к себе, признавал в себе дарование актера. В 1830 г., после первых служебных и литературных неудач в Петербурге, Гоголь решил стать актером. Как тонкого знатока искусства актер, как мастера художественной постановки спектакля Гоголя ценили такие замечательные актеры, как М.Щепкин, Садовский, Шумский.
   Деятельность  Гоголя-драматурга была самоотверженным  трудом взыскательного художника, который, вкладывая огромный творческий опыт в свои драматические произведения, непрерывно стремился уяснить себе смысл этой деятельности, постоянно ставил перед собой вопросы об эстетическом и общественном значении театра и пытался решить их не только в своих художественных произведениях, но и в ряде статей, заметок, писем и т.д., посвященных вопросам драматургии, актерского и режиссерского искусства.
   В таких  произведениях, как "Петербургские  записки" (1836), "Отрывок из письма, написанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному литератору" (1841), "Театральный разъезд" (1842), "О театре" (1847), появившихся в печати при жизни автора, Гоголь весьма подробно высказал свои мысли о театре и его назначении, о задачах драматургии, об искусстве актера и вместе с тем подверг критике существующее положение театра в России и дал критический разбор исполнения целью принять непосредственное участие в борьбе за то понимание театра и его назначения, которое разделял он сам и на основе которого он создавал свои комедии.
   В свих воззрениях на театр Гоголь исходил  из резкой критики русской театральной  действительности середины 30-х гг. Театральные  статьи и заметки Гоголя содержали  в себе оригинальные и новые для  своего времени идеи, и вместе с тем они служат важным комментарием к его драматургическому наследию. В 1836 г., когда Гоголь ставил на сцене Александринского театра "Ревизора" и добивался от актеров, привыкших играть пустые фарсы и водевили, реалистической правды, Пушкин предложил ему написать театральное обозрение для своего журнала"Современник". Гоголь принял это предложение и в своих "Петербургских записках 1836 года" подверг жестокой критике русский театр, опекаемый чиновниками Николая І.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.