Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральный бюджет Российской Федерации, его роль в бюджетной системе, проблемы бюджетного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 

 

       Введение 

    Как известно, бюджет государства занимает центральное место в финансовой системе любого государства, он является ее центральным звеном, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования и дальнейшего перераспределения и использования финансовых ресурсов, дает государственной власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, а также возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
    Его главное назначение – с помощью  финансовых средств создать условия  для эффективного развития экономики  и решения общегосударственных  социальных задач.
    Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и  взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Они вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма.
    Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.
    В настоящее время Государственный бюджет является актуальной проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования и подлежит обязательному рассмотрению. Он является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. 
 

 


Глава 1. Бюджетная система РФ.
    1.1. Устройство бюджетной системы. Социально-экономическое значение бюджета
      Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который  воспринимается как важнейший юридический  закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.
      Существует  несколько толкований бюджета. Толковый словарь даёт следующее определение  бюджета: «общее название термина, обозначающего расчётную и ограничительную смету доходов и расходов, и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующими решениями и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом».1
      Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процесс которых образуется и используется бюджетный фонд.
      Любой бюджет выполняет следующие основные функции:
         -      Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
         - Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
         -   Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
         -   Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств;
      Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность
    федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    местных бюджетов, в том числе: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (территориальный уровень местных бюджетов).
      Она обеспечивает – доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. А также расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
    Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
      Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
      В нашей стране бюджетный процесс  проходит следующие стадии:
    Составление
    Рассмотрение
    Утверждение
    Исполнение
    Отчет об исполнении
    Госфинконтроль
      Участниками бюджетного процесса являются
    Президент РФ
    Органы законодательной и исполнительной власти
    Банк России
    Органы гос. и муниципального финконтроля
    Главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств
      Социально-экономическое  значение бюджета.
      Во  второй половине XX в. бюджет превратился  в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных  расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.
      Благодаря бюджету государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития, практически  использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.
      По  своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».
      Стратегически задачи по развитию экономики и социальной сферы отражены в приоритетах  бюджетной политики.
      Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики,  формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счёт ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом её является бюджетный дефицит (профицит).
      Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающее эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с произведённой и социальной сферами, банковской системы, финансовым рынком, внешним рынком.
      Бюджет  порождён самим фактором существования  государства, современное государство  не может существовать без бюджета. Именно в нём консолидируются  все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе.
      Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе. Через бюджет доходы более  рентабельных отраслей направляются в  отрасли с более низкой рентабельностью.
      Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.
      Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые  определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет – это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. 

      1.2. Федеральный бюджет, его значение и роль в проведении экономической политики государства
      Общепринятые  финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета.
      Федеральный бюджет должен стать надёжным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
      Федеральный бюджет России – главное звено  бюджетной системы. Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
      в качестве ресурсов кредитования –  временно свободные средства бюджета.
      Проблема  формирования федерального бюджета  всегда интересовала как отечественных, так и зарубежных экономистов. Формирование федерального бюджета осуществляется путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения, тем самым правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.
      На  этапе к рыночной системе отношений  государству необходимо найти новые  формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей  исполнение федерального бюджета. Исполнить бюджет, значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.
      Порядок исполнения бюджета устанавливает  Правительство Российской Федерации по согласованию с органами власти  субъекта Российской Федерации и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов, вся система органов управления финансами PФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета.
      В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
      Однако  форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения.
      Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.
      Федеральный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованного фонда денежных средств государства.
 

            Глава 2. Характеристика и анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2004-2009 гг
 
    В основу формирования и реализации бюджетной  политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
    Основа  для решения социальных проблем  — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
    Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных
    конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
    Создание  условий для будущего развития. Непосредственный вклад в достижение этой цели должно внести комплексное решение демографической проблемы.
    Однако  решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
    Перспективный финансовый план Российской Федерации  на 2007–2009 году и проект федерального бюджета на 2007 год соответствуют  требованиям Бюджетного послания на 2007 год о необходимости формирования бюджетной политики «…исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами».
    Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год стали:
    последовательное снижение темпов инфляции;
    обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации;
    продолжение политики аккумулирования «коньюктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде;
    прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами, адекватными темпам роста экономики;
    повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств;
    разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования;
    увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов;
    использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в целях расширения частных инвестиций.
 
    Основное  требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики. 

    Расходные обязательства Российской Федерации
    При формировании бюджетных проектировок на 2007–2009 годы впервые использовался реестр расходных обязательств Российской Федерации, представляющий собой «инвентаризацию » правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов.
    В первую очередь, это важно для  выделения «публичных расходных  обязательств» – установленных  законами и подлежащих безусловному исполнению «прямых» финансовых обязательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных гарантий), которые составляют почти 40% от общего объема расходных обязательств Российской Федерации (рис 1).
   
Рис. 1 Структура расходных обязательств Российской Федерации в 2007 году 

   2.1. Основные параметры Федерального бюджета РФ
    В 2007 году прогнозируется существенное увеличение возможности государства  по реализации общенациональных приоритетов (табл. 1). По сравнению с ожидаемым  исполнением в текущем году доходы федерального бюджета возрастут на 746,2 млрд. рублей (12,1%), расходы – на 1074,9 млрд. рублей (24,5%).
Таблица 1
   
Таким образом, сформулированное в Бюджетном  послании требование о том, что в 2007 году и в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесения соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство.
Также одни из основных показателей проекта  федерального бюджета на 2007 год в Приложении (рис. 3, рис. 4, рис 5)  

    2.2 Расходы федерального  бюджета РФ
      Расходы федерального бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства. Расходы бюджета могут  классифицироваться по разным признакам: ведомственному, экономическому, функциональному.
    Несомненно, что расходы федерального бюджета  играют одну из ведущих ролей в  регулировании экономики государством. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. 

Принципы  формирования и приоритеты бюджетных расходов
      Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации (табл. 2 Приложение) и субъектам бюджетного планирования (табл. 3 Приложение) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
      Общими  факторами формирования бюджетных расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. 

      Рассмотрим  основные расходы федерального бюджета
    достойная жизнь для граждан
      Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни  нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.
      Заработная плата
      В 2007–2009 годах продолжится реализация мер, направленных на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы. В 2007 году с 1 сентября предусматривается индексация заработной платы в работников бюджетной сфере на 15%. В результате за 2005–2007 гг. заработная плата работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС, возрастет в реальном выражении в 1,5 раза.
      В федеральном бюджете предусмотрены средства на полное выполнение предусмотренных законодательством прямых обязательств перед населением, из которых основная часть обеспечивается за счет предоставления трансфертам бюджетам государственных внебюджетных фондов и бюджетам субъектов Российской Федерации (табл. 5)
Таблица 5 Основные расходы федерального бюджета на социальную защиту населения 


      Более 50% обязательств Российской Федерации  перед населением (публичных обязательств) исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов. Трансферты «общего» и «целевого» характера этим фондам – самая крупная статья расходов федерального бюджета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.