На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
       ВВЕДЕНИЕ. 

      Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, активизации предпринимательства.
     В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности,   общепринятым  является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями  их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объем производства должен быть увязан с объемом заготовления производственных запасов; использование  последних -   с наличием  рабочей силы,  обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.
        Такая взаимосвязь предполагает  сбалансированность. Применение ее  в теории и практике воспроизводства  совокупного общественного  продукта  определяет содержание балансового метода.
     Актуальность  данной  темы  состоит в том, что в современных условиях хозяйствования, которым присуща высокая степень  конкуренции, управляющим приходится принимать решения в условиях ограниченности информации, поэтому  в работе будет рассмотрено содержание бухгалтерского баланса, техника его составления и анализ финансового состояния по данным бухгалтерского баланса.
       Целью данной дипломной работы является исследование организации учета формирования бухгалтерского баланса и анализа финансового состояния предприятия, решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли, своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
       Объектом  исследования в дипломной работе является сельскохозяйственный производственных кооператив «Родина» Конышевского района Курской области. Источниками написания  дипломной работы являются годовые  отчеты за 2001-2003 годы.
         Основными проблемами при исследовании данной темы дипломной работы  являются:
     –  несовершенство законодательной системы  РФ;
     –  сложность налогового законодательства;
     –  многообразие различных инструкций и правил; 
    – сложности, связанные с переходным периодом, становлением рыночной экономики в России;
    экономическая нестабильность предприятий в РФ;
     Основными задачами, при рассмотрении данной темы являются исследование:
  -  изучение теоретических и методических  основ формирования информации  для составления бухгалтерского баланса;
    рассмотрение правового и финансового положения СХПК «Родина»;
    -   анализ финансового состояния  по данным бухгалтерского баланса.
       Основные  методы, используемые при написании  курсовой работы это: монографический, аналитический, табличный, экономико-статистические, сравнительный, абсолютных отклонений, относительных отклонений, средних величин, графика. 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
 
      Сущность  и назначение бухгалтерского баланса.
       Наиболее  распространено примерно такое определение: баланс - это метод бухгалтерского учёта, позволяющий в денежной оценке и на определённый момент времени  изобразить состояние средств предприятия  и источники их формирования. [3]
       Не  вдаваясь в подробный анализ этой формулировки, отметим, что в ней  чётко выделяют две категории: средства и источники, т.е. актив и пассив. Это определение во множестве  вариантов можно считать классическим.
       Однако  в двадцатых годах нашего столетия возникло иное определение: баланс - это метод бухгалтерского учёта, позволяющий в денежной оценке и на определённый момент времени изобразить кругооборот капитала, вложенного в предприятия, и его финансовый результат.
       Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение прав над обязательствами, получившее название чистых активов. Если имущество меньше долгов, возникает его дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество в этом смысле называется активом, долги (обязательства) — пассивом. [5]
       По  строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых  постоянно равны между собой.
       Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы  как группировку разнородных  имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки деятельности хозяйства. [3]
       В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I "Внеоборотные активы" отражаются: нематериальные активы, основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, и т. д.); долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие организации) и др. Раздел II "Оборотные активы" объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы). [29]
       В отечественной практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, до конца своего существования практически сохраняющее первоначальную форму. При построении актива баланса в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров и запасов, незавершенного производства, дебиторов и др. (Эта схема построения актива характерна, например, для США, Англии; в России она применялась до конца 20-х годов). Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса имеет иное назначение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы. В отличие от прежней трактовки пассива как "источника образования и размещения средств предприятия" в рыночной экономике пассив в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы). [13]
       Важным  моментом при этом является группировка  обязательств, которые различаются, прежде всего, по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие - перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление обязательств в балансе имеет важное значение при определении срочности их погашения, другими словами, изымаемое источников средств. Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса (например, статья "Уставный капитал"), не подлежащую погашению во время деятельности хозяйствующего субъекта, обязательства же второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и, таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.
       Обязательства перед собственниками в свою очередь  подразделяются на два вида. Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при открытии хозяйства и в силу последующих дополнительных взносов, но взносов извне, ни в какой мере не связанных с внутренними процессами хозяйства; такие источники называются уставным капиталом. Другие обязательства перед собственниками — те, что превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств по причине оставления в хозяйстве части полученной прибыли. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль" и др. Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием "собственный капитал". Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитал, который организация получает от акционеров, пайщиков, и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности. Такая детализация собственного капитала имеет большое практическое значение.
       Другой  составляющей пассива являются внешние  обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. В практике этот вид обязательств принято еще называть заемным капиталом. Внешние обязательства (долги) представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество хозяйствующего субъекта, и притом в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта. С хозяйственной точки зрения внешние обязательства — это-источник имущества (актива); с юридической — долг хозяйствующего субъекта. Поэтому понятия "заемные средства (заемный капитал)" и "внешние обязательства" тождественны. [29]
       Статьи  пассива баланса группируются, как  и в активе, по определенной системе, а именно по степени срочности  возврата обязательств. В нашей практике статьи пассива располагаются по возрастающей срочности возврата. Первое место занимает уставный капитал, за ним следуют остальные статьи.
     Сущность  бухгалтерского баланса проявляется  в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс – одна из форм периодической и годовой отчетности.
       В условиях рыночной экономики большое  значение имеют изучение и использование  в практической работе экономических  методов управления.
       Оптимальное управление как динамический процесс поиска наиболее эффективных связей с окружающей средой является симбиозом искусства и науки. Первый аспект находит отражение в умении руководителя применять в условиях постоянно меняющейся хозяйственной жизни свой опыт, логику, интуицию, неформальные методы. Вторая сторона оптимального управления – восприимчивость руководителя или любого другого лица, принимающего решения, к формализованным методам управления, основанным на использовании разнообразной информации.[9]
       Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую и статистическую отчетность, оперативные данные, различные неформализованные внеучетные сведения. Степень применения информационных ресурсов в управлении различна, однако общей тенденцией является достаточно слабое востребование бухгалтерских данных при выработке управленческих решений.
       Частично  это происходит из сложившихся стереотипов: преобладание контрольной функции  в бухгалтерском учете,  исключительная их сложность и тому подобное. Вместе с тем бухгалтерская отчетность хранит в себе громадный потенциал и может быть использована в процессе принятия управленческих решений как перспективного, так и текущего характера.[14] 

       1.2. Формирование учетной  информации при  составлении бухгалтерского баланса. 

       Процесс подготовки бухгалтерского баланса  состоит из нескольких этапов, последовательность которых может быть изменена, но сам перечень не подлежит сокращению:
    Разработка, утверждение и доведение до исполнителей графиков представления сведений, необходимых для формирования бухгалтерской отчётности, а для группы предприятий – графиков представления отчётности дочерних и зависимых организаций;
    Проведение инвентаризации активов и пассивов (имущества, задолженности и  средств в расчётах, фондов, резервов и др.);
    Контроль полноты и правильности отражения в учёте всех хозяйственных операций, начисления доходов и расходов организации (с использованием отчётов аудиторов, внутренней и контрольно-ревизионной службы, иных внутрифирменных материалов);
    Выверка внутрифирменных расчётов  (между структурными подразделениями организации);
    Выверка состояния дебиторской и кредиторской задолженности, подписание актов выверки, выявления случаев наличия одновременно дебиторской и кредиторской задолженностей одного и того же партнера и проведение операций зачёта встречных однородных требований с подписанием соответствующих актов;
    Формирование оценочных резервов;
    Составление внутренних балансов обособленных подразделений, их утверждение на промежуточных балансовых комиссиях;
    Объединение внутренних балансов и составление предварительной отчётности юридического лица (собственно заполнение отчётных форм, расшифровок, подготовка пояснительной записки), её утверждение на балансовой комиссии;
    Проверка правомерности и подготовка отчёта об использовании собственного капитала организации – резервного и добавочного капитала, чистой прибыли и средств целевого финансирования;
    Проведение обязательной или инициативной аудиторской проверки и получение аудиторского заключения о достоверности финансовой отчётности организации;
    Осуществление консолидации финансовой отчётности с дочерними и зависимыми организациями;
    Проведение заседания уполномоченного органа (годового собрания акционеров акционерного общества, участников общества с ограниченной ответственностью, пайщиков кооператива и др.), который согласно законодательству и учредительным документам имеет право утверждать отчётность и распоряжаться прибылью организации.
    Отражения распределения прибыли согласно решению уполномоченного органа;
    Окончательное заполнение отчётных форм;
       Рассылка  финансовой отчётности юридического лица и консолидированной отчётности группы во все адреса её представления, предусмотренные законодательством, учредительными или иными документами. [19]
       Для того чтобы правильно понять процесс формирования бухгалтерского баланса, рассмотрим его на примере следующей схемы 

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

                  АКТИВ                                                                       ПАССИВ

Составные части  имущества                                              Источники капитала

 
 

 

 
 




 

 


 

 
 


 

 
 
 
 
 

       Рис. 1. Схема бухгалтерского баланса  СХПК «Родина»
       На  рисунке  изображена схема бухгалтерского баланса СХПК «Родина», его составные  части имущества и источники капитала. В хозяйстве  составными частями имущества являются оборотные активы, к которым относятся производственные запасы и дебиторская задолженность, и внеоборотные активы, которые формируются за счет основных средств и незавершенного строительства. К источникам имущества в СХПК «Родина» относится собственный капитал, состоящий из уставного, добавочного и резервного капиталов, и заемных средств, к которым относится долгосрочные займы и кредиты и кредиторская задолженность. Все это явялется собственностью СХПК «Родина»
       Чтобы выжить в условиях рыночной экономики  и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять  финансами, какой должна быть структура  капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятие рыночной  экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.[14] 
 

       1.3. Нормативные документы,  регулирующие бухгалтерскую  финансовую отчетность. 

    В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
    Первый  уровень системы нормативного регулирования  периодической бухгалтерской отчетности представлен:
    Конституция Российской Федерации – основной закон страны.
    Гражданский кодекс РФ части I и II, регулирует  правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений. Поскольку бухгалтерский учет отражает хозяйственную деятельность организаций, то, естественно, он базируется на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, который регулирует права собственности, заключение сделок и договоров, возникновение обязательств, их исполнение и т.п. Все это достоверно и полно должен отражать бухгалтерский учет.
    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.1998г., 28.03.2002г., 31.12.2002г., 10.01.2003г., 28.05.2003г.), который регулирует основные положения бухгалтерского учета в РФ: объекты, задачи, понятия в учете, его сферу действия, порядок регулирования, организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации, регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризации, оценку имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления, порядок хранения документов бухгалтерского учета. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкция о порядке их заполнения утверждаются Министерством Финансов РФ.
      Второй  уровень представлен:
      Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, где указываются следующие разделы, относящиеся к отчетности: основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила сводной бухгалтерской отчетности.
      Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации», где организациям предоставлено, право разрабатывать собственные формы бухгалтерской отчетности с учетом особенностей деятельности организации.
      Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».
      Приказ Минфина РФ от 26.02.2003 г. №19н «О сроках представления сводной, квартальной и годовой бухгалтерской отчетности об исполнении сметных доходов и расходов главных распорядителей средств федерального бюджете и иных получателей средств федерального бюджета в соответствии с бюджетной росписью на 2003 год».
      Приказ МНС РФ от 16.07.2004 г. №САЭ-13/426@ «О внесении изменений в формах представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде»
      Письмо Минфина РФ от 02.04.2003 г. №21-57-76ин/02 «об изменениях в бухгалтерской отчетности за 2003 год»
      Письмо Минфина РФ от 09.09.2003 г. №16.00.13/05 «О формах бухгалтерской отчетности»
      Письмо Минфина РФ от 18.02.2003 г. №16-00-13/01 «О составе представляемой годовой бухгалтерской отчетности»
      Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н, где устанавливается состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций).
      Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н, где устанавливается основа формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
      Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94), утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.1994 г. №167. Где устанавливается правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда на капитальное строительство.
      Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97) от 3 сентября 1997 г. № 65н.
      Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н. Где устанавливается правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасов организации.
      Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н.
    10. Положение  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99)   от 6 мая 1999 г. № 57н.
      Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) от 6 мая 1999 г. № 33н.
    11. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  займов и кредитов и затрат  по их обслуживанию (ПБУ 15/01), утверждено  приказом Минфина РФ от 02.08.2001 г. №60н. Где устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей и продажи облигаций для организаций.
      Третий  уровень системы нормативного регулирования  представлен:
    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению утвержденного от 01.01.2001г., где указываются все синтетические счета, которые могут применяться в хозяйственном субъекте. Инструкция включает краткие характеристики экономического состояния и структуры всех счетов и общую схему их корреспонденции.
    Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н, они дают полную информацию о порядке формирования всех основных показателей бухгалтерской отчетности.
    Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и издаются Минфином РФ – Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности и Министерством сельского хозяйства РФ – Управлением бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы, в инструкциях кратко даются пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчетности.
    Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную  политику предприятия, которые разрабатываются  самим предприятием или консультационными  фирмами по заказу предприятия. К этим документам можно отнести: приказ об учетной политике, организационно-правовые документы и материалы (протоколы заседаний Совета директоров, решения учредителей), договоры на поставку сырья. Материалов, договоры о материальной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СХПК «РОДИНА»
 
      Правовой  статус предприятия
 
       Сельскохозяйственный  производственный кооператив СХПК «Родина» создан в соответствии с Федеральным  законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и действует на основании настоящего Устава (Приложение №1) и действующего законодательства РФ [п.1.1. Устава, стр.2].
       В состав Кооператива входят Члены (работники  кооператива, внесшие паевой взнос  в Паевой фонд Кооператива) и Ассоциированные  Члены (физические или юридические лица, внесшие паевой взнос в Паевой фонд Кооператива).
       Финансовый  год Кооператива начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
       Кооператив  является добровольным объединением граждан  на основе Членства для совместной производственной и иной, не запрещенной законом хозяйственной деятельности, в том числе производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг, основанным на личном труде и ином участии и объединение его Членами имущественных паевых взносов. [п.2.2. Устава, стр.2]
     Для обеспечения деятельности кооператива  за счет взносов Членов и Ассоциированных  членов образуется паевой фонд Кооператива  в размере 45,29 тысяч рублей. По решению  Общего собрания размер паевого фонда может быть увеличен или уменьшен с внесением соответствующих изменений в Устав кооператива и государственной регистрацией указанных изменений в установленном законом и настоящим Уставом изменений. Паевой фонд может быть увеличен за счет кооперативных выплат, взносов членов и Ассоциированных членов.
       Для покрытия убытков, а также для  иных целей создается Резервный  фонд, который является неделимым  и размер которого составляет не менее 10 % от Паевого фонда. Также в Кооперативе  создаются Производственный фонд, Страховой фонд и иные фонды, размер,  порядок образования и использование которых определены Общим собранием в соответствии с действующим законодательством. Кооператив формирует собственные средства за счет взносов членов кооператива, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других.
       Землепользование  кооператива может складываться как из земли находящейся в  собственности кооператива –  юридического лица, так и за счет аренды им земельных долей и земельных участков у собственников. Землепользование может также осуществляться на любых других правомерных основаниях.
       Аренда  земельных долей и земельных  участков оформляется договором  аренды Кооператива с собственником. Расчеты с собственником по договорам аренды могут осуществляться Кооперативом не только в денежном, но и в натуральном выражении, в том числе и продукцией собственного производства.
       При внесении права пользования земельной  долей либо земельного участка в паевой фонд Кооператива с условием возврата, Член или Ассоциированный член сохраняет свидетельство на право собственности на землю и право требовать землю в натуре. В этом случае Кооператив вносит налоги и иные платежи на землю от имени Членов и Ассоциированных членов.
       Кооперативу на праве собственности принадлежит  имущество, переданное ему Членами  и Ассоциированными Членами в  качестве взноса в паевой фонд, а  также прибыль и другое имущество, полученное на законных основаниях в  результате деятельности Кооператива и не распределяемое между Членами и Ассоциированными Членами.
         Размер прибыли, подлежащей распределению,  определяется Общим собранием  в течение трех месяцев по  окончании финансового года. Прибыль  Кооператива, определенная по  утвержденному годовому бухгалтерскому балансу, распределяется на следующие цели:
      уплата налогов и иных обязательных платежей;
      30 % прибыли оставшейся после отчислений направляется на выплату Членам и Ассоциированным членам в виде дивидендов;
       Оставшаяся  часть прибыли распределяется между членами, пропорционально их личному трудовому участию; [п.6.1. Устава, стр.4]
      Органами управления Кооператива являются:
      Общее собрание.
      Правление кооператива.
      Председатель.
       Общее собрание  - высший орган управления Кооператива, состоящий из Членов Кооператива. Каждый из Членов и Ассоциированных Членов имеет один голос. Кворум на Общем собрании составляет не 25% от общего числа голосов Членов Кооператива. Председателем Общего собрания является председатель Кооператива. Общее собрание проводят не реже одного раза в год для рассмотрения и утверждения годового отчета и баланса, счетов прибыли и убытков, избрания членов ревизионной комиссии и Председателя. [гл.15 Устава, стр.9]
       Правление является исполнительным органом кооператива. Правление руководит деятельностью кооператива в период между Общим собранием Членов кооператива. Члены Правления избираются из числа Членов Кооператива. В компетенцию Правления входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания членов кооператива. Правления собирается на свои заседания по мере необходимости и принимает решения большинством голосов. Руководство Правления осуществляет Председатель Кооператива. Правление подотчетно Общему собранию. Правление состоит из 9 членов Кооператива, которые избираются на срок 2 года с правом переизбрания и их полномочия могут быть прекращены по решению Общего собрания. [гл.16 Устава, стр.12]
       Председатель  избирается на Общем собрании из числа  Членов Кооператива на 2 года, с правом переизбрания неограниченное число  раз. Председатель подотчетен Общему собранию. Председатель может быть снят с должности по решению Общего собрания. [гл. 17  Устава, стр.12]
       Контроль  за финансово-хозяйственной  деятельностью  Кооператива осуществляет ревизионная  комиссия, избранная на Общем собрании из числа Членов Кооператива в составе 3 человек, сроком не более 2 лет. Члены комиссии не могут быть Членами правления. Ревизионная комиссия подотчетна Общему Собранию и действует в соответствии с утвержденным положением. По требованию ревизионной комиссии ей должны предоставляться бухгалтерские и иные документы, личные объяснения должностных лиц. Ревизионная комиссия докладывает результаты проведенных проверок Общему собранию. Ревизионная комиссия составляет заключения по годовому отчету и балансу. Без заключения ревизионной комиссии Общее собрание не вправе утвердить баланс. Документы, составленные ревизионной комиссией, являются неотъемлемой частью отчета о деятельности кооператива.
       Кооператив  ведет бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность, установленную действующим законодательством. Финансовый год кооператива начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. По окончании каждого года составляется баланс кооператива. Годовой отчет Правления и Председателя, годовой баланс и отчет о прибылях и убытках утверждается на Общем собрании. [гл. 19 Устава, стр.14]
       Прекращение деятельности Кооператива осуществляется в форме ликвидации в соответствии с действующим законодательством  РФ.
       Кооператив  ликвидируется по решению Общего собрания, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. [гл. 20 Устава, стр.14]
       Реорганизация Кооператива (слияние присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению Общего собрания членов Кооператива в соответствии с действующим законодательством РФ. При реорганизации права и обязанности Кооператива переходят к правопреемникам. [гл.20 п. 20.11, стр.15]
       В случае принятия решения о реорганизации  и (или) выделения крестьянских (фермерских) хозяйств, Общее собрание Кооператива  утверждает перечень неделимых объектов, объектов производственной инфраструктуры, к которым по желанию новых организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств должен быть обеспечен доступ в соответствии со ст. 10 закона «О сельскохозяйственной кооперации».
       В случае, если правопреемники, крестьянско (фермерские) хозяйства не заинтересованы в неделимых объектах, они в праве отказаться от их использования. В этом случае им передается имущество на сумму паевых взносов членов. Перечень имущества определяется либо по согласованию сторон, либо с учетом сложившийся структуры имущества реорганизованного Кооператива, либо путем проведения внутрихозяйственного аукциона по распределению имущества по правилам, предусмотренным законодательством РФ. Передаточные акты утверждаются Общим собранием.
       Кооператив  считается реорганизованным, за исключением  случаев реорганизации в форме  присоединения, с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических сторон. (п.20.14 Устава, стр.16). 

      Экономическая характеристика хозяйства.
 
   Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Родина» Конышевского района Курской области  находится на удалении от районного  центра поселка Конышевка на расстоянии 15 километров, а от областного центра, города Курска, на расстоянии 135 километров.
   Центральная усадьба – село Шустово, расположена  в районе черноземных почв лесостепной- природно-сельскохозяйственной зоны. В вегетационный период, продолжающийся 175-185 дней, осадки распространяются неравномерно и нередко в самый ответственный  период вегетации (вторая половина апреля и май месяц) имеют место засухи, сопровождающиеся юго-восточными ветрами; среднегодовая температура воздуха +4,80. Землепользование в основном имеет спокойный рельеф и лишь в присетевой части балок, разделяющих землепользование с востока на запад, имеются незначительные склоны, крутизной от 20 до 70.
      По  всей территории хозяйства почвообразовательный процесс в прошлом происходил при большом участии древесно-кустарниковой  растительности, под влиянием которой  развивался подзолистый процесс почвообразования. В результате почвенного обследования на территории СХПК «Родина» выявлены следующие почвенные разности. Наиболее распространенными являются:
    чернозем оподзоленный – 40%
    темно-серые лесные – 28%
    серые-лесные почвы -24%
    дерново-намытые – 8%
   Пункты  сдачи сельскохозяйственной продукции (пункт сдачи зерна, молокозавод, мясокомбинат) находится в районном центре. Сахарный завод в соседнем районе – городе Льгове на удалении 35 километров. С центром хозяйство  соединено асфальтированной дорогой, ближайшая железнодорожная станция на расстоянии 14,5 километров. Вид деятельности СХПК «Родина» – сельскохозяйственное производство (растениеводство, животноводство). Организационно правовая форма – частная. Общая земельная площадь – 4331 гектар, из которых 3058 гектар находится под пашней. Население хозяйства на 1 января 2003 года 290 человек, из которых: 132 человека - трудоспособные, 108 -  пенсионеры, 50 – дети. В сравнении с 2002 годом, среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилась на 16% и составила 108 человек, из них рабочие постоянные – 80 человек, сезонные и временные – 26 человек, служащие – 21 человек.
   Чтобы знать экономические характеристики СХПК «Родина» необходимо проанализировать показатели его деятельности, состав и структуру выручки, финансовое состояние предприятия и оценить его платежеспособность.
   Анализ  размера СХПК «Родина» за последние  три года рассмотрим на примере данных таблицы 2.2.1.
       Таблица  2.2.1. -  Анализ показателей размера СХПК «Родина» за 2001-2003 годы
Показатели
2001г. 2002г. 2003г. Темп  роста 2003 в % к
2001 г. 2002 г
1 2 3 4 5 6
Стоимость валовой продукции в текущих  ценах, тыс. руб. 6199 7302 9329 150,5 127,8
Стоимость товарной продукции в фактических  ценах реализации, тыс. руб. 2740 4577 4038 147,4 88,2
Площадь с.х угодий, га, в том числе: пашни 
3838 3211
3785 3058
3785 3058
98,6 95,3
88,2 100
Поголовье животных, гол. В т.ч. КРС
721 412
649 396
907 483
125,8 117,2
139,6 122,0
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб., 16980,5 12557,5 8971,5 52,83 74,44
Энергетические  мощности, л. с. 5647 4895 4895 86,9 100
Среднесписочная численность работников, чел., в т.ч. занятых  в с.х. производстве, чел
116 
111
113   
108
105   
101
90,5 
91
92,9 
93,5
         Из таблицы 2.2.1 видно, что в  СХПК «Родина» стоимость валовой  продукции  в текущих ценах  в 2003 г. по сравнению с 2001 г. увеличилась на 50,5%, а по сравнению  с 2002 г. на 27,8%, что связано с  ростом цен на продукцию, стоимость  товарной продукции в фактических ценах реализации в 2003 г. по сравнению с 2001  г. увеличилась на 47,4%.В отчетном году по сравнению с базисным годом увеличилось поголовье животных на 25,8%, а по сравнению с предыдущим годом увеличение произошло на 39,6%, в т.ч. КРС на 17,2% и 22% соответственно. Но вот площадь с.х угодий в отчетном году, по сравнению с базисным  и предыдущим годами уменьшилась соответственно на 1,4%, 11,8%, в т. ч. в 2001 г. площадь пашни сократилась на 4,8%, также наблюдается уменьшение среднегодовой стоимости основных средств в 2003 г. по сравнению с 2001 г. на 47,17%, в т. ч. ОПФ с.х назначения на 43,9%,  а по сравнению с 2002 г. уменьшение составило 25,56%, что связано с длительным сроком использования ОПФ. Энергетические мощности хозяйства в отчетном году, по сравнению с 2001 г. уменьшились на 13,3%, так же снижение произошло и в среднесписочной численности работников – по сравнению с 2001 на  9,5%, а с 2002 г. на 7,1%,  в т.ч. занятых в с.х производстве  соответственно на – 9% и 6,5%, что связано низкой оплачиваемостью труда и сокращению с.х. работы.
       В структуре денежной  выручки от реализации продукции наибольший удельный вес приходится на продукцию растениеводства. Рассмотрим это на примере таблицы 2.2.2.
       Таблица  2.2.2. - Состав и структура выручки от продаж
Виды продукции
и отрасли

Годы

2001 2002 2003  
2001
 
2002
выручка, тыс. руб. струк тура, %
выручка, тыс. руб. структура, % выручка, тыс. руб. струк тура, %
1 2 3 4 5 6 7 8 10
Зерновые  и бобовые 3817 71,37 4257 67,61 2821 69,86 -996 -1436
Сахарная свекла - - 301 4,78 - - х х
Соя 97 1,81 63 1 - - х х
Прочая  продукция растениеводства 3 0,06 111 1,76 57 1,41 54 -54
Итого продукция  растениеводства 3917 73,24 4732 75,16 2878 71,27 -1039 -1854
КРС 193 3,61 208 3,3 159 3,94 -34 -49
Свиньи 37 0,69 129 2,05 145 3,59 108 16
Овцы - - 14 0,22 - - х х
Лошади - - 10 0,16 - - х х
Шерсть - - 5 0,08 - - х х
Молоко 808 15,11 722 11,47 495 12,26 -313 -2,27
Прочая  продукция животноводства 7 0,13 9 0,14 7 0,17 - -2
Продукция животнов. собственного произв., реализованная в переработанном виде 146 2,73 399 6,34 308 7,63 162 -91
Продолжение таблицы 2.2.2.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Итого продукция животноводства 1191 22,27 1496 23,76 1121 27,76 -70 -375
Прочая  продукция, работы и услуги 240 4,49 68 1,08 39 0,97 -201 -29
Всего по хозяйству 5348 100,0 6296 100,0 4038 100,0 -1310 2258
       Из  расчетов таблицы  видно, что в  структуре денежной выручки СХПК «Родина» наибольший удельный вес приходится на продукцию растениеводства, сумма  выручки которой равна 2821 тыс. рублей, однако по сравнению с 2001г. и 2002 г. наблюдается уменьшение соответственно на 996 тыс. рублей и 1436 тысяч рублей. Это связано с уменьшением посевной площади и увеличением запасов. Также большой удельный вес в структуре товарной продукции занимает молоко, в отчетном году процент реализации молока в общей сумме выручки равен 12,26%, что на 2,85% меньше, чем в 2001г. , но на 0,79% больше, чем в предыдущем. Такое снижение произошло, за счет сокращения поголовья. Хозяйство реализует также прочую продукцию растениеводства, процент продаж которой равен в отчетном году 1,41%, что на 1,35% больше чем в базисном, и на 0,35% меньше чем в предыдущем. В структуре выручки продукция растениеводства занимает лидирующее место и составляет в 2003 г. 71,27% от общей суммы продаж, что меньше на 1,97% в 2001, и на 3,89 в 2002 г. Реализация КРС в структуре выручки за 3 года практически не претерпело изменений. Увеличилась реализация продукции свиноводства, ее удельный вес возрос в отчетном году по сравнению с базисным  на 2,9%, а по сравнению с предыдущим на 1,54%. Это произошло, за счет увеличения поголовья свиней. Процент реализации прочей продукции животноводства остался почти без изменений. Увеличился процент реализации продукции животноводства, собственного производства реализованной в переработанном виде по сравнению с базисным годом на 5,49%, по сравнению с предыдущим годом на 1,29%. Всего выручка от реализации продукции животноводства в отчетном году составила 1121 тыс. рублей, что на 70 тыс. рублей меньше чем в 2001г., и на 375 тыс. рублей меньше, чем в 2002 г. процент реализации прочей продукции (работ, услуг) составляет всего 0,97%, что по сравнению с 2001 и 2002 г.г. меньше на 3,52%, 0,11% соответственно. Рассмотрим структуру выручки за 3 года графически.
       
Рис.2. Структура выручки от реализации продукции за 2001 год, %

Рис.3. Структура выручки от реализации продукции за 2002 год, % 

 

Рис.4. Структура выручки от реализации продукции за 2003 год, %
         Круговые графики наглядно показывают, какую долю, каждая из реализуемых продукций занимает в общем, удельном весе. На графиках также видно, что предприятие за 3 года не изменило свою специализацию, и также имеет зерно молочное направление.
         Далее рассмотрим финансовые результаты деятельности СХПК «Родина» рассмотрим на примере таблицы 2.2.3.
       Таблица 2.2.3. - Финансовые результаты деятельности предприятия.
                                                                                                                         (тыс. руб.)

Показатели

2001г 2002 г 2003 г Абсолютное отклонение (+,-)  2003 г к
2001 г. 2002 г.
1 2 3 4 5 6
Выручка от продажи продукции, работ, услуг 5348 6446 4824 -524 -1622
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг 4855 6548 6546 1691 -2
  Прибыль  (убыток) от продаж 493 -267 -1722 -1229 -1989
Операционные  доходы 36 - 139 -103 139
Операционные  расходы 98 16 - -98 -16
Внереализационные доходы - 50 - - -50
Внереализационные расходы - - 566 566 566
Продолжение таблицы 2.2.3.
1 2 3 4 5 6
Прибыль (убыток) до налогообложения 431 -233 -2149 -1718 -2382
Налог на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи 432 210 - -432 -210
Прибыль (убыток) от обычной деятельности -1 -443 -2149 -2150 -2593
Чрезвычайные  доходы минус расходы  153 - - -153 -
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода 152 -443 -2149 -1997 -2592
            Анализируя данную таблицу, мы  видим, что последние два года  СХПК «Родина» работает с убытком,  хотя еще в 2001г. оно имело  прибыль чистую 152 тыс. рублей. Такой  результат хозяйственной деятельности произошел вследствие уменьшения выручки от продаж в 2003 г. по сравнению с 2001 г. на 524 тыс. руб., а по сравнению с 2002 г. на 1622 тыс. рублей и увеличение себестоимости проданной продукции за по  сравнению с 2001 годом на 1691 тыс. рублей., хотя по сравнению с 2002 г. себестоимость уменьшилась на 2 тыс. рублей. Увеличение себестоимости произошло с ростом цен на материальные ценности, увеличением заработной платы и т.д.  Операционные доходы были получены в 2001 г. в сумме 36 тыс. руб., и в 2003 г. в сумме 139 тыс. руб., но и операционные расходы составили в 2001 г. – 98 тыс. рублей, в 2002 г. – 16 тыс. рублей. Внереализационные доходы были получены только в 2002 г. в сумме 50 тыс. рублей. В целом, непокрытый убыток за 2003 г. получился 2149 тыс. руб.. что на  2150 тыс. рублей больше чем, 2001 г., и на 2593 тыс. больше чем в 2002 году. такие негативные суммы получились в основном за счет уменьшение суммы выручки и увеличения себестоимости.
        В следующей таблице  рассмотрим обеспеченность СХПК «Родина» основными средствами и насколько эффективно они используются. 
 
 

       Таблица 2.2.4. - Обеспеченность предприятия основными средствами и эффективность их использования
Показатели
2001 г 2002 г
    2003 г
Абсолютное  отклонение +,-2003г. от
2001 г. 2002 г.
1 2 3
    4
5 6
Стоимость валовой продукции в текущих  ценах, тыс. рублей 6199 7302
    9329
3130 2027
Площадь с.х. угодий, га. 3938 3912
    3912
-26 -
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 16980,5 12557,5
    8971,5
-8009 -3586
Энергетические  мощности, л.с. 5647 4895
    4895
-752 -
Среднесписочная численность работников, чел. 116 113
    105
-11 -8
Фондообеспеченность (на 100 га с.х угодий), тыс. руб. 431,2 321,0
    229,3
-201,87 -91,,67
Энергообеспеченность (на 100 га с.х угодий), л.с. 143,4 125,1
    125,1
-18,3 -
Фондовооруженность (на одного среднегодового работника), тыс. руб. 146,4 111,1
    85,44
-60,96 -25,66
Энерговооруженность(на одного среднегодового работника), л.с. 48,9 43,3
    46,6
-2,3 3,3
Фондоотдача (валовая продукция на 100 руб. основных средств), руб. 36,5 58,1
    96,16
59,7 38,1
       Из  выше представленной таблицы видно, что в отчетном 2003 г. фондообеспеченность  СХПК «Родина» на 100 га сельскохозяйственных угодий  в сравнении с  2001 г. уменьшилась на 201,87 тысячи рублей, это  связано с уменьшение стоимости  основных средств, энергообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий за тот же период  уменьшилась на 18,3 тысяч рублей, что связано с уменьшением энергетических мощностей, фондовооруженность снизилась на 80,3 тысяч рублей, что также связано с уменьшение стоимости основных средств,  энерговооруженность уменьшилась в 2003 г. по сравнению с 2001 г. на 2,3 л.с./чел., хотя по сравнению с 2002 годом произошло увеличение, хотя связано это не с ростом энергетических мощностей, а с сокращением численности работников, увеличилась и фондоотдача в расчете на  100 рублей в отчетном году по сравнению с базисным на 59,7 рублей, а по сравнению с предыдущим на 38,1 рублей.
       Далее рассмотри эффективность использования  ресурсов в СХПК «Родина»
       Таблица 2.2.5. - Показатели эффективности использования ресурсов
Показатели
Годы
2003г. в  % к 
2001 2002 2003 2001 2002
Валовая продукция в текущих ценах  6199,0 7302,0 9329 150,5 127,8
- на 100 га с.х угодий, тыс. руб. 151,5 186,7 238,47 157,4 127,8
- 100 рублей  основных производственных фондов, руб. 24,2 29,6 36,6 151,2 123,6
- на  одного среднегодового работника,  руб. 53,4 64,6 88,9 166,3 137,6
- на 1 руб. материальных затрат, руб. 1,1 1,0 1,2 109,1 120,0
Трудоемкость  производства 1 ц, чел-ч: -зерна
1,1 0,9 0,7 63,3 77,8
- молока 13,1 16,0 15,5 118,3 96,9
На 100 руб. имущества получено, руб.:
    валовой продукции
    прибыли
 
28,1 0,7
 
48,1 -2,9
 
61,8 -14,2
 
219,7 -
 
128,5 -
       Анализируя  данную таблицу, видно, что валовая  продукция в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в отчетном 2003 году в сравнении с 2001 годом увеличилась на 57,%,а по сравнению с 2002 г. на 27,8%;  в расчете на 100 рублей основных производственных фондов увеличилась на 51,2%, а по сравнению с 2002 г. на 27,8%; в расчете на 1 среднегодового работника стоимость валовой продукции также увеличилась и это увеличение составило по сравнению с 2001 г. на 66,3%, а по сравнению с 2002 г. на 37,6%. Трудоемкость производства 1ц зерна в 2003 году составила 0,7 чел/час, что на 36,4% меньше, чем в базисном году, и на 22,2% меньше чем в предыдущем, а трудоемкость производства молока увеличилась: в расчете на 1 ц молока это увеличение составило 18,3% по сравнению с 2001 г., хотя по сравнению с 2002 г. произошло уменьшение трудоемкости на 3,1%. На 100 рублей имущества в отчетном году приходится 61,8 рублей валовой продукции, что больше  в 2 раза аналогичного показателя базисного года и на 28,5% больше показателя предыдущего года.
       Далее  рассмотрим состав и структуру земельных  угодий хозяйства на примере следующей  таблицы.
       Таблица 2.2.6. -  Состав и структура земельных угодий.
  Категория земель   2001 г.   2002 г.   2003 г.
Площадь, га Стр-ра % Площадь, га Стр-ра % Площадь, га Стр-ра %
Общая земельная площадь 4331 100,00   4331 100,00   4331 100,00
Всего с.х угодий: В т.ч.
3938 90,93   3912   90,59   3912   90,59
Пашня 3211 74,14   3058   73,19   3058   73,19
Сенокосы   138   3,19   138   3,30   138   3,30
Пастбища   589 13,60   589   14,10   589   14,10
Залежи   -   -   127   2,93   127   2,93
Площадь леса   23   0,53   23   0,56   23   0,56
Пруды и водоемы   26   0,60   26   0,62   26   0,60
Древесно-кустарниковые растения   152   3,51   152   3,64   152   3,64
Прочие  земли   192   4,43   218   4,59   218   5,22
 
    Рассматривая  состав и структуру земельных  угодий СХПК «Родина», заметим, что  на сельскохозяйственные угодия приходится около 90% общей земельной площади, пашня занимает в 2003 году 73,19%, что чуть меньше чем в предыдущие годы. На сенокосы приходится 3,30%, а на пастбища – 14,10%.  0,56% и 0,62% в общей земельной площади соответственно занято лесом и водоемами.
    Далее проведем небольшой анализ использования  трудовых ресурсов и фонда оплаты труда.
    К трудовым ресурсам относится та часть  населения, которая владеет необходимыми физическими данными, знаниями и  трудовыми навыками в соответствующей  отрасли.
    Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат, объем производства продукции, ее себестоимость. Прибыль и ряд других экономических показателей.
    Обеспеченность  СХПК «Родина» трудовыми ресурсами  рассмотрим в таблице 2.2.7., где сравним  фактическую обеспеченность трудовыми  ресурсами с планом и предыдущим годом.
    Таблица 2.2.7. Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами.
Категории работников 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г.  в % к
2001 г. 2002 г.
1 2 3 4 5 6
Всего по организации, чел 116 113 105 90,52 92,92
Работники занятые в с.х производстве всего, Из них
111 108 101 90,99 93,52
Рабочие постоянные,  в  т.ч.
90 87 80 88,89 91,95
Трактористы-машинисты 18 17 17 94,44 100,00
Доярки 9 8 7 77,78 87,50
Скотники 13 9 11 84,62 122,22
Работники свиноводства 3 3 3 100 100
Работники овцеводства 2 2 2 100 100
Работники сезонные и временные 21 - - х х
Служащие Из них:
16 21 21 131,25 100,00
Руководители 6 6 6 100,00 100,00
Специалисты 10 10 10 100,00 100,00
Работники, занятые в подсобных промышленных производствах 5 5 4 80,00 80,00
 
    Анализируя  данную таблицу, видно, что в 2003 г. по сравнению с 2001 г. численность работающих в хозяйстве сократилась на 9,48%, а по сравнению с 2002 г. на 7,08%. Сокращение численности наблюдается и среди работников СХПК «Родина», занятых в сельском хозяйстве. По сравнению с 2001 г. и 2002 г. эта разница составила 9,01% и 6,48% соответственно. Это произошло за счет сокращения численности постоянных рабочих на 11,11% по сравнению с 2001 г. и на 8,05 по сравнению с 2002 г. В 2002 г. сократилась численность трактористов машинистов на 5,56%, хотя в отчетном году их численность осталась прежней. Сократилась численность и доярок на 22,22% по сравнению 2001г. и на 12,5% по сравнению с 2002 г. Численность скотников сократилась 15,3 по сравнению с 2001 г., а вот в 2002 г. наблюдается увеличение численности скотников на 22,22%. Численность работников свиноводства и овцеводства не изменилась, то же касается численности руководителей и специалистов. Сократилась численность подсобных рабочих на 20%. 

      Учетная политика предприятия.
 
       Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техника ведения и организация бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей своей деятельности.
       Учетная политика СХПК «Родина» (Приложение №2) разработана главным бухгалтером  на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета и утверждена приказом руководителя предприятия №5 от 03.01.2003 г. В ней предусмотрены способы ведения бухгалтерского учета на предприятии. Согласно учетной политики, бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н.
       Согласно  учетной политики данного предприятия учет на предприятии ведется центральной бухгалтерией, которую возглавляет главный бухгалтер. Рабочий план счетов бухгалтерского учета на данном предприятии составляет на основе Плана счетов  бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000года №94н и в соответствии с методическими рекомендациями по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности агропромышленных организаций, утвержденных приказом Минсельхозом России №654 от 13 июня 2001 года.
       Согласно  учетной политики, учет основных средств  ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными 20.07.1998 г. приказом МФ РФ №33-11. В СХПК "«Родина" к основным средствам относятся те средства, стоимость которых на дату приобретения была свыше 10000 рублей. В хозяйстве применяется линейный метод начисления амортизации по всем видам основных средств. Срок использования каждого объекта устанавливается самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01), руководствуясь специальным классификатором.
       Учет  материально-производственных запасов  ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г.) на счете 10 «Материалы» К учету материально-производственные запасы принимаются по фактической себестоимости без НДС. Реализация материально-производственных запасов производится по фактической себестоимости с наценкой. 1 раз в год по приказу руководителя хозяйства  обязательно проводится инвентаризация материально-производственных запасов.
       Оценка  готовой продукции ведется в  бухгалтерском учете по фактической  себестоимости с применением  счетов 20-26 с подразделением на прямые расходы, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство» и на счете 23 «Вспомогательное производство» и косвенные, отражаемые по дебету счета 25, 26. В конце отчетного года косвенные расходы распределяются между объектами калькулирования пропорционально прямым расходам. В бухгалтерском учете остатки готовой продукции учитываются по фактической себестоимости на счете 43.
       СХПК  «Родина» имеет свой рабочий план счетов. Он содержит синтетические  и аналитические счета. В нем используется столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ.
      Виды бухгалтерского баланса.
       Баланс (французское balance – весы) – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования  в денежной  оценке на  определенную  дату. [16]
         В балансе хозяйственные средства  представлены,  с одной стороны,  по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников  показывается на определенный момент,  как правило,  на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание,  что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года,  можно утверждать,  что состояние  показателей  приведено не только в статике,  но и в динамике.[23]
     Это значительно расширяет границы  познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического  субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
       В практической деятельности различают  следующие основные виды бухгалтерских балансов, отличающихся по функциональному назначению: вступительный; операционный, в котором выделяют два подвида — промежуточный (месячный, квартальный) и годовой; соединительный; разделительный; санируемый; ликвидационный; сводный; сводно-консолидируемый; отдельный. Все эти виды балансов могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки.
       Составлением  вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в каждой организации. Следует проводить различие между балансами вновь созданных организаций и организаций, являющихся правопреемницами ранее действовавших. В первом случае бухгалтерский баланс будет крайне простым, так как показываемая в нем имущественная масса окажется состоящей в основном из денежных вкладов, организационных расходов, уставного капитала и расчетов с учредителями. Другое отличие заключается в методах оценки статей, используемых при составлении баланса организации-правопреемницы.
       Операционные (промежуточный и годовой) бухгалтерские балансы составляются обычно на основе книжных данных, тогда как формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие семь основных этапов (процедур):
   1) в конце года обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с ее результатами и отражаются в Главной книге декабря;
   2) осуществляется проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими субъектами рынка, с которыми организация имеет расчеты. Такая проверка также вызывает появление сторнировочных записей и дополнительных статей в Главной книге декабря;
   3) проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т. п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, например резервы по сомнительным долгам, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;
   4) уточняются распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами (двумя календарными годами);
   5) выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрываются счета финансовых результатов;
   6) составляется итоговая оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше процедурами, и дающая материал (остатки по счетам) для составления годового (заключительного) баланса;
   7) в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98) и "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98) вносятся уточнения в Главную книгу декабря или эти уточнения отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.
       Соединительный  баланс формируется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.
       Разделительный  баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации. Формированию данного баланса на практике, как правило, предшествует составление ликвидационного баланса.
       Санируемый  баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться, объявив о своем банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Санируемый баланс составляется, как правило, с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации.
       Ликвидационный  баланс отличается от других видов балансов как оценкой своих статей актива, так и структурой. Некоторые статьи, обычные для операционного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать, например распределительные статьи "Доходы будущих периодов", "Расходы будущих периодов". С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться и такие статьи, которых раньше не было, например стоимость деловой репутации организации.
       Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.
       Сводно-консолидируемый  баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. [1]
       В зависимости от полноты оценки отдельных  статей различают балансы нетто  и балансы брутто.
      Оценка статей баланса.
 
       Одним  из важнейших  элементов методологии  бухгалтерского учета является правила  оценки имущества,  капиталов и  обязательств организации  при составлении  бухгалтерской отчетности.
       Оценка  имущества производится организацией  для его отражения  бухгалтерском  учете  и бухгалтерской отчетности в  денежном выражении.
       В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлен следующий порядок оценки статей бухгалтерской отчетности.
       В  первом разделе баланса “ Нематериальные  активы” - это часть основных средств,  не имеющая физической основы. Оценка нематериальных активов по первоначальной стоимости производится при их постановке на учет и определяется общей суммой  затрат на приобретение или изготовление активов. [29]
       В  бухгалтерском балансе нематериальные  активы отражаются на остаточной стоимости, которая определяется  как разница  между первоначальной их стоимостью и суммой начисленной амортизации.
       В  балансе по статье “ Основные  средства отражаются  здания,  сооружения,  машины,  оборудование,  транспортные  средства,  как действующие,  так  и находящиеся на консервации  или в запасе, по  остаточной стоимости.  Остаточная  стоимость  основных средств определяется  как разность между первоначальной (или восстановительной)  стоимостью и суммой  начисленного износа за определенный период времени. Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма относится на финансовый результат.
       По  статье “ Незавершенное строительство” отражается фактическая стоимость оборудования,  подлежащего установке и находящегося  на складах хозяйства, а  также показывается фактическая стоимость  незаконченного строительства,  осуществляемого  как хозяйственным,  так  и подрядным  способами. [29]
       Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов  определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. Фактическая себестоимость материальных ресурсов, списываемых на производство, определяется по способу себестоимости единицы запасов.
       Готовая продукция показывается в бухгалтерском  балансе по фактической производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья и материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции.
       Отгруженные товары, сданные работы и оказанные  услуги показываются в балансе по фактической себестоимости.
       Уставный  капитал отражается в балансе  в пределах сумм, зарегистрированных в учредительных документах как  совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников)организации. Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе раздельно. [2]
       Резервный фонд создается для погашения  убытков организации и выкупа собственных акций. Все резервы в бухгалтерском балансе на конец отчетного года, переходящие на следующий год, показываются по отдельной статье.
       Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской  отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
       Отраженные  в бухгалтерской отчетности суммы  по расчетам с банками и бюджетом должны быть согласованны с соответствующими организациями и тождественны. Оставшихся на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не должно быть.
       Штрафы, пени, неустойки, признанные должником  или по которым получены решения  суда об их взыскания, относятся на финансовые результаты организации и от их получения либо уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.
       Дебиторская задолженность, по которой срок исковой  давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относятся соответственно на счет финансовых результатов. [29]
       Суммы  кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывается по каждому обязательству на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относят на финансовые результаты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.