На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этапы развития социологической мысли

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
по  дисциплине: Социология
на тему: Этапы развития социологической  мысли
Орел 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Начальный  этап развития русской социологии
1.1 Социальные  условия и теоретические предпосылки  возникновения социологии 
1.2 Особенности  развития социологической мысли  в России
1.3 Периодизация  истории отечественной социологии. Основные школы и направления
Глава 2. Основные этапы развития социологической мысли
2.1 Древний мир
2.2 Средние века
2.3 Новое время
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность  данной темы заключается в том, чтобы  изучить особенность развития социологической  мысли и проектировать положительный  опыт на современную ситуацию.
Цель данной работы - изучить этапы развития социологической мысли.
Задача:
1.Изучить начальный  этап развития русской социологии  вместе с социальными условиями  и теоретическими предпосылками  возникновения социологии. Определить  особенности развития социологической мысли в России. Рассмотреть периодизацию истории отечественной социологии.
2. Выявить основные  этапы развития социологической  мысли, такие как древний мир,  средневековье и новое время.
Объектом является развитие социологии, а предметом - этапы развития социологической мысли.
Социологическая мысль в России развивается как  часть общемировой социологической  науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.
На рубеже веков  российская социологическая мысль  стала постепенно выходить на уровень  мировой социальной науки. Это прогрессивное  развитие было связано с именами  замечательных мыслителей П. А. Кропоткина, Н. К. Михайловского, Л.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Е.И. Де, Л. Петражицкого и др.
Теории русских  социологов отражали не только современные  для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего на установление в России демократического строя.
В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа. Первый этап -- с середины XIX века до 1918 года XX века, второй -- с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий -- с начала 60-х до наших дней. В реферате подробно их охарактеризуем.
Глава.1 Начальный этап развития русской социологии
1.1 Социальные условия  и теоретические  предпосылки возникновения социологии
Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое  человеческое общество, и какое место  занимает в нем человек. Действенность  социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
Эта наука возникает  в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время  крайней нестабильности. Восстание  лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном, на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии.
Пока речь шла  в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.
Особенно активно  эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в  начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
Вывод: социология начала зарождаться во время нарастания кризиса общественных отношений. Решить эту проблему предложили К. Маркс  и Ф. Энгельс на основе концепции  научного социализма.
1.2 Особенности развития  социологической  мысли в России
Идея о необходимости  создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются  в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки -- "социология", данное ей О.Контом. До этого, как отмечает Н.И.Кареев -- первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными. Знакомство образованных русских людей с доктриной Конта осуществлялось несколькими путями. Часть интеллигенции сразу же после публикации во Франции шести томов "Курса позитивной философии" (1830--1842 гг.) благодаря хорошему знанию французского языка смогла ознакомиться с ней в оригинале. Кроме того, среди первых слушателей социологического курса Конта в Париже были и русские -- Н.М Сатин, Н.Г.Фролов, В.П.Боткин и другие. О своих впечатлениях они сообщили Н.П. Огареву, а тот в свою очередь -- В.Г.Белинскому и А.И.Герцену.
Труды Конта  уже в 1845 г. имелись в библиотеке петрашевцев; его идеи обсуждались в кружке Белинского. В.Н.Майков был, первым, кто поведал российским читателям об идеях Конта еще при его жизни и четко заявил о необходимости создания новой науки об обществе. В его первой, ставшей, единственной статье "изложен критический взгляд на современное движение этих наук на Западе». Во второй статье он собирался излагать взгляды на "будущность русской социальной науки". "Мы поняли теперь, -- пишет он, -- что самое разнообразие цивилизации западноевропейских народов свидетельствует об односторонности каждого из них, что мы должны делать строгий выбор между тем, что должно и чего не должно у них заимствовать. Следовательно, первые шаги наши на поприще создания национальной науки должны состоять в строгом критическом разборе наук запада". Поэтому в своей статье он дал обстоятельный очерк развития общественных наук в Европе.
Новую науку  Майков именовал по-разному: "философией общества", "общественной философией", "общей теорией общественной жизни", но не "социологией". Людей, которые будут ее развивать, он назвал "социалистами", что стало одной из причин негативного отношения к ней со стороны российских властей. Майков ставит вопросы: "Возможна ли философия общества?" "Какое влияние имеет ее отсутствие на состояние общественных наук?" "Какую пользу может принести эта наука для теоретического развития и практического применения общественных наук?" и отвечает, что "философия общества, т.е. наука, исследующая все элементы общественной жизни в их взаимном отношении не только возможна, но и необходима". "Наука эта образуется по тем же законам, по которым составились и частные общественные науки. Совокупность идей и фактов политических образовали право; совокупность идей и фактов экономических -- политическую экономию; мир нравственный в формах общества нашел себе место в морали или педагогике. Так точно и мир общественный, в котором эти три мира существуют как составные части, стремится в свою очередь сделаться предметом одной, высшей науки". Это свидетельство тому, сто эта новая наука трактуется им вполне в духе Конта -- как высшая наука об обществе в целом, возвышающаяся над частными общественными науками.
Через три года после выпуска заключительного  тома "Курса позитивной философии" (1842 г.) в российской печати появляются первые упоминания имени и идей Конта. Вслед за статьей Майкова в "захудалом", как выразился Н.И.Кареев, номере "Финского вестника" в 1847 г. В.А.Милютин предпринял попытку подробно изложить систему Конта. В трех номерах "Отечественных записок» он опубликовал статью, посвященную критическому анализу сочинения А. Бутовского "Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии", где была довольно подробно изложена общая часть системы Конта. Но только один раз в подстрочной ссылке Милютин поясняет, чьими идеями он пользуется, поэтому у читателей, естественно, могло сложиться представление, что автор излагает свои собственные мысли.
Цензурные условия, созданные в России после революционных  событий 1848 года в странах Западной Европы стали помехой дальнейшему распространению идей Конта. Русское правительство усилило надзор за преподаванием гуманитарных наук, запретило выписки заграничных изданий без предварительного цензурного рассмотрения, отменило командировки русских ученых в Европу, а также изъяло из государственных библиотек сочинения Конта. После 1948 года имя Конта и название его учения надолго исчезают со страниц российской прессы. О последствиях цензурных мер, предпринятых в России, говорят следующие факты: философия была признана опасной наукой и с 1849 г. ее исключили из университетского преподавания, особые требования стали предъявляться к преподаванию всеобщей истории и истории права, а преподавание новейшей истории стало невозможным.
Только при  правлении Александра II пришло время расширения в России гражданских свобод и снятия некоторых запретов на распространение западноевропейских идей. По словам М.М.Ковалевского, "начало царствования Александра II может считаться временем зарождения у нас более или менее самостоятельной научной публицистики". При Николае I "политическая мысль не выходила из сферы кружковых бесед, рукописных мемуаров, самое большое, отвлеченных журнальных статей, в которых читателю приходилось открывать действительную мысль автора между строками". Ряд правительственных указов, вышедших с 1856 по 1863 гг., существенно ослабил цензуру. Если в 1855 г. на русском языке выходило в свет только 139 периодических изданий, из которых 18 было литературно--политических, то в начале 70-х годов их количество увеличилось, соответственно, до 376 и 75, а в начале XX в. общее количество периодических изданий превышало 1000. После реформы 1861 г. были сняты запреты на изучение многих общественных проблем. Все это в конечном итоге привело к тому, что в 60-х годах XIX в. "позитивизм широкой волной влился в русскую литературу". Интерес к социологии в пореформенной России вполне понятен: его стимулировал переход России к капиталистическому пути развития, который вызывал существенные изменения в структуре общества. Происходил бурный рост городских сословий, до реформы совсем незаметных на фоне крестьянства и дворянства, появилась масса новых профессий, возросла мобильность населения, что сопровождалось ломкой старых культурных стереотипов. Усиливался интерес русского общества к социальным проблемам, прежде всего у интеллигенции, которая стремилась облегчить жизнь народа.
Позитивизм проникал в российскую среду и через  естественнонаучную литературу, поскольку  многие ученые-естествоиспытатели были приверженцами позитивистской доктрины. А.Гумбольдт -- немецкий ученый "широкого профиля" (естествоиспытатель, культуролог, лингвист, географ и путешественник) вел пропаганду идей позитивизма в своем журнале "Космос", который активно читали и в России. Известный ученый-химик Ю.Л.Либих также популяризировал идеи Конта среди ученых разных стран. Знакомству с позитивизмом способствовал и большой интерес в России к теориям социалистов-утопистов, особенно Сен-Симона. Увлечение позитивизмом коснулось многих известных русских общественных деятелей, писателей и ученых.
Среди русской  читающей публики интерес к позитивизму  и к Конту распространялся  быстро. И.С.Тургенев в романе "Отцы и дети" (1862) в образе Базарова отразил "нигилистические" (по сути позитивистские) настроения молодежи тех лет. Термин "социология" постепенно входил в обиход. Н.И.Кареев заметил: «Название "социология" сделалось даже до известной степени модным в литературном и общественном обиходе, получив, благодаря этому, крайне неопределенный характер». В не опубликованном при его жизни труде "Основы русской социологии", он вспоминал: «Самые слова "социология" и "социологический" все более и более делались с восьмидесятых годов популярными, и очень часто появлялись сборники статей, называвшиеся "Социологическими очерками" или "Этюдами", хотя название это было употребляемо не совсем верно ввиду их настоящего содержания".
Во второй половине XIX века переход России на рельсы индустриальной цивилизации сопровождался обострением  старых и возникновением массы новых  социальных проблем, которые было трудно осмыслить на основе социальной философии и научных знаний первой половины XIX века. Ориентация на научно--рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым и потребность в адекватном понимании жизни и сделали, в конечном счете, социологию востребованной в России, дав стимул к ее развитию в традициях позитивизма.
Распространению идей западных социологов в России по--прежнему мешала цензура. Работы О.Конта  до 1889 года не публиковались на русском  языке. Тираж второго тома книги Л.Уорда "Динамическая социология" после ее издания в феврале 1891 года был уже в апреле изъят и уничтожен на основании решения кабинета министров, посчитавшего работу подрывной и вредной, хотя автор выступал лишь за мирное устранение классового неравенства. Тем не менее, несмотря на введенные ограничения, все, даже малоьизвестные западные социологи конца XIX -- начала XX в. издавались в России с профессионально грамотными комментариями. Цензура препятствовала также изданию работ отечественных социологов. Очерк Э.К.Ватсона "Огюст Конт и позитивная философия", написанный в начале 60-х годов, был опубликован только после смерти автора в 1892 г., П.Л.Лаврову после политической эмиграции в 1870 г. все статьи пришлось печатать в России под многочисленными псевдонимами или вообще без подписи. Е.В.Де Роберти был "несравненно более известен на берегах Сены, чем на берегах Невы". Основная работа Л.И.Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" увидела свет после смерти автора, сначала на французском языке в 1889 г., а только затем в переводе на русский язык в 1898 г.
Российская социологическая  мысль XIX -- начала XX вв. отличалась своим  историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский (1822--1885) и К.Н.Леонтьев (1831--1891). Особенность развития социологии в России заключалась также в том, что на начальном этапе ее становления связь с наукой Запада оказывалась в основном односторонней. В 1897 г. Н.И.Кареев отмечал, что "к сожалению, русская социологическая литература остается до сих пор почти совершенно неизвестной на Западе". Но это не означало, что на Западе вообще не было известно о русских социологах. В основном, благодаря личному общению, западноевропейские ученые узнавали о научной жизни в России.
Одна из характерных  особенностей отечественной социологии, по мнению Н.И.Кареева, как раз и заключалась в том, что, "будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению нашей общественной мысли, она в то же время совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов". Изучение истории русской социологии показывает, что имела место идейная перекличка, повторения западных социологов, то есть то, что Т.Тард называл "поединком идей". Шла прямая полемика с западными социологами, а также и споры вокруг разных интерпретаций их концепций.
Можно отметить два наиболее сильных течения, с  которыми было связано влияние "Запада" на развитие социологической мысли  в России -- это возникшие на Западе и воспринятые в России позитивизм и марксизм. До начала XX в. они "сосуществовали" достаточно мирно, но с победой Октябрьской революции и установлением советской власти ситуация кардинально изменилась. После короткого периода оживления социологической работы надежды нового режима на соединении социологии с марксистским социализмом не оправдались, началось размежевание между "марксистскими" и "буржуазными" социологами. Марксистская социология была официально объявлена единственным научным направлением социологии, а к середине 30-х гг. и она оказалась поглощена историческим материализмом. У тоталитарной власти отсутствовала заинтересованность в науке, объективно изучающей социальную действительность, нужен был догматический и апологетический истмат. На протяжении почти 30 лет (до 60-х гг. XX в.) российская социология развивалась в условиях фактического запрета, однако нельзя сказать, что в этот период теоретической социологии вообще не осталось. Она оказалась включенной в исторический материализм как философскую дисциплину.
Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа" (1869). В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Например, Н.М.Михайловский и П.Л.Лавров предвосхитили воззрения Л.Уорда о двояком характере исторического процесса. М.И.Таган - Барановский и П.Б.Струве заложили основы теории, позднее названной В.Огборном теорией "культурного отставания». Многие положения теории культурно--исторических типов Н.Я.Данилевского позже были вновь выдвинуты О.Шпенглером и А.Д.Тойнби. В ряде аспектов Данилевский был предтечей и многих других идей мировой социологии. Следует также отметить, что начатая П.А.Сорокиным российского периода его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли. Не стоит забывать и то, что российские социологи начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращаться в темы первых международных конгрессов.
Говоря о своеобразии развития социологии в России, следует отметить, что по форме оно осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском). Причем зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. В конце 60-х -- начале 70-х гг. XIX в. неожиданно появилась целая обойма социологических книг и статей с очень оригинальными заявками. Их авторами были П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южанов, Е.В.Де Роберти, Б.Н.Чичерин, Н.Я.Данилевский, А.И.Стронин, А.П.Щапов, А.Д.Градовский и др. Основными органами периодической печати позитивистского направления социологии первоначально были журналы "Отечественные записки", "Дело", "Знание", а чуть позже, с 1878 г. --"Юридический вестник", с 1879 г. -- "Критическое обозрение". Если первое время социологические статьи публиковались не регулярно либо в журналах общего характера ("Отечественные записки"), либо в журналах, посвященных другим родственникам специальностям ("Юридический вестник"), то постепенно в "Вестнике знания" и "Вестнике психологии" были выделена специальная постоянная рубрика "социология".
Между тем, социологии как самостоятельной научной  дисциплине пришлось очень долго  и с большим трудом пробиваться  в российские университеты. Большую  роль в развитии российской социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты. Ее представители были С.А.Муромцев (1850--1910), Ю.С.Гамбаров (1850--1926), М.М.Ковалевский (1851--1916), Н.М.Коркунов (1853--1904), В.М.Хвостов (1868--1920), Л.И.Петражицкий (1867--1931), Б.А.Кистяковский (1868--1920), Е.В.Спекторский (1875--1951).
Несмотря на запреты, новая отрасль науки  быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И.Кареева "Введение в изучение социологии" -- первый в России учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг там указано около 900 работ, из них около 600 работ на иностранных языках и порядка 280 работ, изданных на русском языке трудов отечественных и западных ученых. Но это был далеко не полный перечень опубликованных к тому времени работ русских социологов. В том же году Кареевым был отдельно издан "Указатель социологической литературы". Следующие обзоры социологической литературы принадлежат С.И.Гальперину (1902 г. и 1903 г.).
В последнее  десятилетие перед революцией лекции по социологии кроме Психоневрологического  института (М.М.Ковалевский, Е.В.Де Роберти, К.М.Тахтарев) читались на Высших Курсах при лаборатории П.Ф.Лесгафта (М.М.Ковалевский, К.М.Тахтарев), а также в высших коммерческих институтах некоторыми другими профессорами. В течение одного полугодия 1916 г. такого рода лекции читались в Народном университете им. А.И.Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До самой Февральской революции в государственных университетах не были организации кафедры по социологии и не читались по ней обязательные лекции.
Содержание своего курса лекций в Психоневрологическом институте М.М.Ковалевский издал в двухтомнике "Социология", а К.М.Тахтарев в 1916 г. опубликовал введение к общему курсу социологии, прочитанному им в Психоневрологическом институте и на Высших Курсах П.Ф.Лесгафта: "Социология, как наука о закономерности общественной жизни". К сожалению, весь тираж изданного в 1905 г. курса лекций по генетической социологии, прочитанных К.М.Тахтаревым в Русской высшей школе общественных наук в Париже в 1904-1905 академическом году под названием "Основные ступени развития общества", был уничтожен по решению цензоров.
Признание социологии на государственном уровне произошло  только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда  секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После Октябрьского большевистского переворота Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения стало положение о соединении марксистского социализма и социологии. Как вспоминал П.А.Сорокин:
"...С начала  революции социология была одним  из покровительствуемых предметов  и введена была не только  во всех высших, но и средних  школах".
В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете 11-го Петроградского государственного университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А.Сорокин. По одним источникам эта кафедра была создана еще в декабре 1918 г., согласно другим сведениям, в ноябре 1919 г, по третьим -- только в декабре 1919 г. Одни исследователи отмечают, что уже в 1918 г. возник первый в России социологический факультет, деканом которого стал П.А.Сорокин, другие пишут, что по инициативе П.А.Сорокина первый социологический факультет появился в 1920 г., деканом которого он стал со дня его основания. Есть указание о создании в 1920 г. в Петроградском государственном университете первого факультета общественных наук с социологическим отделением, возглавляемым П.А.Сорокиным. Как видим, в существующей литературе нет однозначной даты основания первой кафедры социологии в государственном учебном заведении, поэтому данная проблема требует дополнительного уточнения -- проведения исследовательской работы в архивах Санкт-Петербургского университета.
В июле 1919 года К.М.Тахтарев констатировал: "Научное значение социологии, которая становится обязательным предметом преподавания не только в  высшей, но и средней школе, в настоящее  время может считаться настолько  общепризнанным, что его можно  и не выяснять...". Но такой ускоренный переход к всеобщему социологическому образованию совершенно не был подготовлен ни теоретически, ни организационно. Профессионально компетентных преподавателей по социологии, да еще в таком количестве, в России не было. Не было в достаточном количестве и учебников. Вот какие труды по социологии изданы после 1917 г.: Хвостов В.М. "Социология. Т. 1. Введение. Исторический очерк учений об обществе"; Фаддеев Т.Д. "Школьная педагогика: В 2 кн. -- Кн. II. Социология"; Тахтарев К.М. "Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии"; Энгель Е.А. "Социология: Краткий курс средней школы»; Кареев Н.И. "Общие основы социологии"; Сорокин П.А. "Общедоступный учебник социологии"; Сорокин П.А. "Система социологии"; Фарфоровский С., Кочергин И. "Социология: Курс-справочник для второй ступени трудовой школы, рабочих университетов и самообразования, составленный по лабораторно--трудовому методу, с приложением вопросов, задач, тем для рефератов, таблиц и библиографии"; Первушин Н.В. "Наука социология. (С приложением двух таблиц развития социологической мысли)"; Садынский Д.С. "Социальная жизнь людей: Введение в марксистскую социологию: и др.
Отсутствие квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, порой привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции в учебных заведениях России преподаватели социологии толковали ее предмет по--разному, кому как вздумается. "Благодаря такому положению вещей, -- отмечал в 1919 г. К.М.Тахтарев, -- мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.