На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, особенности и сферы применения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методы  учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, особенности и сферы применения 
 
 
 
 
 

2011
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Нормативное регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости………………………………………………………………………..5
2. Основные понятия и цель учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции………………………………………8
3. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…...15
4. Методы учета затрат и расчета себестоимости……………………………24
5. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете…….34
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Определение себестоимости производства единицы  продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции  лежит в основе принятия большинства  управленческих решений. В финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей  величине себестоимости всей реализованной  продукции и общей стоимости  остатков готовой продукции на складе, тогда как в управленческом учете  основной акцент делается на себестоимость  производства единицы продукции. Успех  фирмы зависит от информации о  формировании себестоимости по нескольким причинам: затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении огромного количества текущих оперативных задач управления.
     В условиях развивающихся рыночных отношений  в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все  более зависит от уровня информационного  обеспечения его отдельных подразделений  и служб. В настоящее время  немногие российские организации имеют, таким образом, поставленный бухгалтерский  учет, чтобы содержащаяся в нем  информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний  день только банки по требованию Центробанка  РФ в целях контроля над их надежностью  и ликвидностью сводят баланс ежедневно.
     Как показывает практика, предприятия, имеющие  сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной  экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты  и финансовые результаты, принимать  обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации  производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят  интуитивный характер.
     Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе  управленческого учета, который  считают одним из новых и перспективных  направлений бухгалтерской практики.
     Практическим  шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета  было выделение из общей бухгалтерской  службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий (финансовой и калькуляционной) связывалось, прежде всего, с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Нормативное регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости
 
     В настоящее время в России сложилась  четырехуровневая система регулирования  учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали  экономические преобразования в  стране, необходимость для организаций  работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение  международных стандартов финансовой отчетности.
     Первый  уровень образует федеральные законы, указы президента РФ и Постановления  Правительства, регламентирующие прямо  или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности. Основным нормативным актом на данном уровне является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13-17. Этот закон вступил в действие 21 ноября 1996 года. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации и не входят в Сферу современного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 конституции). Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетности информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности [ГК РФ].
     К нормативным документам первого  уровня относятся также Гражданский  кодекс Российской Федерации, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса  как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие  дочерних и зависимых обществ); федеральные  законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые  определения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
     В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н, в ред. Приказа Минфина России от 24.03.2000 г. №31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учете», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учета.
     Второй  уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких  документов прежде всего относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации – юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчетности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций – Минфином России.
       Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учете», так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистического наблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99.
     Третий  уровень включает документы , на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой:
     «О  порядке отражения в бухгалтерском  учете отдельных операций, связанных  с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности  формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. №81;
       «О порядке публикации годовой  бухгалтерской отчетности открытыми  акционерными обществами» от 28.11.96 г. №101;
     «О  методических рекомендациях по составлению  и представлению сводной бухгалтерской  отчетности» от 30.12.96 г. №112;
     «О  формах бухгалтерской отчетности организаций» от .13.01.2000 г. №4н;
     «О  методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» от 28.06.2000 г. №60н.
     Четвертый уровень нормативного регулирования  бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы  в рамках учетной политики самих  хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления  сегментной отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей [16]. 
 
 
 

    Основные  понятия и цель учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
 
     Определение затрат представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации по затратам, возникающим при покупке, производстве и реализации продукции  или услуг. Собрав необходимые данные о расходах, необходимо проанализировать общую величину затрат и определить методы, позволяющие достаточно точно  рассчитать себестоимость каждого  вида продукции.
     Применение  конкретных приемов и способов, составляющих тот или иной метод учета затрат, определяется учетной политикой  каждой организации, формирование которой  непосредственно зависит от особенностей хозяйственной деятельности.
     Учет  затрат на производство в традиционной учетной практике представляет собой  часть общей системы бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский и  производственный учет взаимосвязаны  между собой, поскольку имеют  единые процедуры документального  оформления хозяйственных операций и их стоимостной оценки. В этом случае учет приобретает управленческую ориентацию.
     Преобразуя  данные производственного учета  в управленческую информационную базу, дополняя оперативными сведениями и  внутренней отчетностью материально-ответственных  лиц, происходит формирование единой интегрированной  информационной системы, позволяющей  обеспечить эффективное управление затратами и результатами.
     Для рациональной организации учета  затрат является важным определение  объектов учета затрат, способов учета  затрат, объектов калькулирования, калькуляционных единиц и приемов калькулирования себестоимости продукции.
     Объекты учета затрат на производство - это  реально возникающие затраты  производства, сгруппированные по различным  признакам, необходимым для получения  информации в целях контроля и  управления.
     Понятие «расходы» рассматривается, в частности, как потребление, затраты для  определенной цели», а затраты –  в качестве синонима издержек. Издержки – израсходованная на что –  либо сумма, затраты. В зависомости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме издержек производства и издержек обращения. Издержки производства – затраты на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг. Издержки обращения – расходы, обусловленные приобретением и сбытом товарно-материальных ценностей.
     Определения понятия «расходы»:
     1. По ПБУ 10/99, п.2 – расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия актовов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой олрганизации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества);
     2. По НК РФ, ст. 252 – расходам и в целях начисления налога на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в установленных случаях и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном  государстве, на территории которого произведены  соответствующие расходы, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные  расходы [НК РФ, ст. 252].
     Согласно  Налоговому кодексу РФ расходы в  зависимости от их характера, а  также  условий осуществления и направлений  деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством  и реализацией, и внереализационные.
     Расходы, связанные с производством и  продажей продукции следует считать  затратами. Расходы по приобретению сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов  становятся затратами по мере их производственного  потребления.
     Выраженные  в денежной форме текущие затраты  организации на производство и сбыт продуктов труда образуют себестоимость  продукции. Под фактической себестоимостью продукции понимается совокупность всех затрат организации, связанных  с производством и продажей продукции.
     В целях налогообложения понятие  «себестоимость» на применяется, поскольку сумма расходов, которая в текущем отчетном периоде принимается к вычету при исчислении налога на прибыль, не соответствует величине фактической себестоимости продукции в бухгалтерском учете. На счета издержек производства и обращения могут быть отнесены только текущие затраты предприятия. Перенос капитальных затрат на издержки производства и обращения проводится через амортизационные отчисления.
     Определение величины затрат, приходящихся на единицу  продукции, называется калькулированием себестоимости, - калькуляцией.
     Калькуляция (расчет себестоимости) – это определение  затрат в стоимостной (денежной) форме  на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные  виды производств. Она позволяет  определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия  и является основой для их оценки.
     Плановая  себестоимость – это предполагаемая средняя себестоимость продукции  или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют ее из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования  оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов средние для  планируемого периода. Разновидность  плановой себестоимости сметная. Она  составляется на разовые (индивидуальные) изделия или работы.
     Сметная калькуляция рассчитывается при  проектировании новых производств  и конструировании вновь осваиваемых  изделий при отсутствии норм расхода.
     Фактическая себестоимость рассчитывается по фактическим  данным о затратах на производство.
     Порядок формирования себестоимости для  целей бухгалтерского учета определен  в ПБУ 10/99 «Расходы организации» в  части расходов по обычным видам  деятельности и других нормативных  актах. Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции, для  целей налогообложения регламентирован  гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль». Порядок  формирования себестоимости для  целей управленческого учета  определяется предприятием самостоятельно по выбранному методу.
     Объектом  калькулирования себестоимости является продукт производства в разной степени готовности.
     Распределение издержек преследует цель адекватного  описания себестоимости готовой  продукции и реализованной продукции. Выбор наиболее оптимального варианта распределения издержек должен осуществляться с учетом ограничений, накладываемых  производственными процессами, требованиями законодательства, информационной системой и другими факторами.
     Предпосылкой  калькулирования является учет производственных издержек (производственный учет). Он первичен по отношения к калькулированию.
     Производственный  учет предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, так или иначе связанных с  производственными затратами. В  системе производственного учета  такая информация обобщается, группируется по различным признакам и анализируется. Лишь на базе информации, подготовленной определенным образом в системе  производственного учета, возможно калькулирование. Другими словами, речь идет о калькуляционном учете, обеспечивающем группировку издержек в таком аналитическом аспекте, который делает возможным процесс калькулирования.
     Между калькулированием и производственным учетом существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Так, базой для расчета себестоимости единицы продукции является информация, собранная в системе производственного учета. Калькулирование себестоимости конечного продукта предопределяется системой и организацией производственного учета. С другой стороны, степень детализации производственного учета зависит от задач, стоящих перед предприятием в области калькулирования.
     Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выпущенной работы или оказанной услуги.
     В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.
     Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.
     Функционировавшие ранее калькуляционные системы  преследовали одну цель – оценить  запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, что необходимо для внутрипроизводственных целей  и для составления внешней  отчетности, а также для определения  прибыли. Несмотря на важность этой задачи, прежние системы калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих задач.
     Современные системы калькулирования более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:
     -целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
     -установление оптимальной цены на продукцию;
     -оптимизация  ассортимента выпускаемой продукции;
     -целесообразность  обновления действующей технологии  и станочного парка;
     -оценка  качества работы управленческого персонала.
     Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций.
     Наконец, калькулирование является основой трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия. Наибольшую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют при наличии права у подразделения предприятия самостоятельно выходить на внешних покупателей. В этом случае от правильного формирования трансфертной цены будет зависеть общее финансовое положение организации. Если же продукция подразделения полностью потребляется внутри предприятия, то трансфертная цена является лишь учетной категорией, необходимой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия, но при этом она не влияет на конечные результаты организации.
     Таким образом, производственный учет и калькулирование являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Объекты учета  затрат и калькулирования себестоимости продукции
 
     Чтобы правильно определить себестоимость  с учетом особенностей организации и технологии производства необходимо правильно установить объекты учета затрат и объекты калькулирования.
     Под объектами учета затрат принято  понимать места возникновения расходов, т.е. отдельные цехи, производства, участки и так далее, в разрезе которых должны группироваться затраты по изготовлению продукции. Это позволяет определить результаты внутрипроизводственной хозяйственной деятельности определенных подразделений предприятия.
     На  практике применяются три варианта группировки затрат по местам возникновения:
     - системно по всем структурным подразделениям предприятия с определением себестоимости продукции данного подразделения;
     - по подразделениям без определения себестоимости. В этом случае прямые затраты контролируются путем сопоставления их с плановой величиной на фактический объем выпуска, а косвенные расходы – в сопоставлении с плановой сметой;
     - в целом по предприятию – на основе группировки затрат сырья и заработной платы производственных рабочих по подразделениям.
     В производствах обрабатывающей промышленности с изготовлением деталей и узлов и последующим соединением их в изделия выделяют следующие объекты учета затрат: детали, группы однородных изделий, заказы. В производствах обрабатывающей промышленности – с последовательной переработкой исходного сырья и в добывающих отраслях в качестве объектов учета затрат применяются фазы, стадии, процессы, переделы и заказы.
     Места возникновения затрат – это структурные  подразделения предприятия, по которым организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов, организации внутреннего хозяйственного расчета. На промышленном предприятии к местам возникновения затрат относятся производства, цехи, участки, отделы, бригады, другие подразделения.
     Исходя  из целевого назначения группировки  издержек по местам затрат на предприятии основными условиями для их образования являются:
     1. Территориальная обособленность, при которой место расходов должно находиться в едином комплексе в пределах определенной территории предприятия и его подразделений. В иных случаях большая часть расходов окажется смежной для различных мест затрат, что приведет к неточностям при калькулировании себестоимости и условности самой группировки. Усложнится и контроль за экономичностью производства и управления.
     2. Функциональная однородность, означающая, что в данном месте затрат должна по возможности выполняться одинаковая по содержанию или назначению работа, использоваться однотипное оборудование с примерно равными издержками на единицу отработанного времени. Соблюдение этого условия необходимо для установления единых методов распределения затрат по объектам калькулирования, обеспечения лучшей сопоставимости издержек с объемом производства отдельных подразделений предприятия и с нормативными расходами.
     3. Возможность установления персональной ответственности за уровень расходов данного места затрат. Эффективность контроля за издержками производства и обращения во многом зависит от степени дифференциации ответственности за затраты в каждом подразделении предприятия. Область ответственности определяется уровнем руководства в соответствии с организационной схемой административного и производственного управления.
     4. Соответствие единой для предприятия методологии калькулирования себестоимости продукции, т.е. возможностям разграничения расходов по установленным статьям калькуляции, использования при калькуляционных расчетах экономически обоснованных, однородных методов распределения затрат данного места на последующие и в конечном счете – на разновидности изделий и услуг [7].
     В зависимости от последовательности группировки расходов на предприятии следует различать начальные, промежуточные и конечные места затрат. Начальные места издержек по существу представляют собой центр расходов, первую ступень их формирования. Промежуточные места соответствуют более высокой степени обобщения издержек, характерных для подразделений предприятия, изготовляющих части готовой продукции или полуфабриката. Конечные места расходов охватывают заключительный этап технологического процесса на данном предприятии. Здесь аккумулируются все прямые и распределяемые затраты на производство изделий и услуг, учитывается их выпуск, калькулируется производственная себестоимость. С точки зрения содержания деятельности и отношения к изготовлению продукции производственные места затрат подразделяются на основные, вспомогательные и сопутствующие. Основные места затрат выпускают продукцию, для изготовления которой создано предприятие, вспомогательные – предназначены для производства изделий и услуг, обеспечивающих нужды основного производства в инструменте, запасных частях, энергии, текущем ремонте. Сопутстместа издержек либо заняты изготовлением продукции из отходов, либо имеют целевое назначение в качестве экспериментальных, опытных, исследовательских производств. В зарубежной литературе по учету также выделяются конкретные и абстрактные, общие и единичные, постоянные и временные места расходов.
     Близким, но не идентичным месту затрат является понятие центра ответственности. Под центром ответственности в управленческом учете понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых находится ответственное лицо (менеджер), имеющий права и возможности принимать и осуществлять решения. В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат и, кроме того, осуществлять рас- ходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия. Довольно часто центр ответственности связан с выполнением функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности. Однако, если у данного места затрат есть лицо, служебно ответственное не только за объем и качество производственно-хозяйственной деятельности, но и за расходы, такое подразделение можно считать центром ответственности.
     Организация учета по центрам ответственности  позволяет децентрализовать управление затратами, осуществлять контроль за их формированием на всех уровнях менеджмента, устанавливать виновных за возникновение непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повышать экономическую эффективность хозяйствования.
     При организации учета по центрам  ответственности необходимо четко  определить сферу полномочий, прав и обязанностей менеджеров каждого центра, стремиться к тому, чтобы в большинстве из них была возможность измерить не только расходы, но и объем деятельности. Желательно, чтобы для любого вида расходов предприятия существовал такой центр затрат, для которого данные издержки являются прямыми. Вместе с тем степень детализации планирования (бюджетирования) и учета затрат должна быть достаточной, но не избыточной для анализа и принятия решений по управлению.
     Опыт  организации управленческого учета  на зарубежных предприятиях свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также функциям, выполняемым каждым центром. Соответственно первому признаку центры ответственности подразделяют на центры текущих затрат, центры инвестиций, центрыпродаж и центры прибыли. При классификации по выполняемым функциям различают основные и обслуживающие центры ответственности. Центр текущих затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т.п. Центры затрат могут входить в состав других центров ответственности или существовать обособленно.
     Центр инвестиции – это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса и эффективность использования капитальных вложений. Задача центра ин вестиций – достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, быстрая его окупаемость, увеличение рыночной стоимости предприятия. Управление затратами здесь осуществляется при помощи операционного бюджета, отчетности о его исполнении, информации о движении денежных потоков.
     Центры  продаж включают подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг, за затраты, связанные с их сбытом. Им предоставляется информация о наиболее рентабельных в производстве или закупках товарах, но результаты деятельности оценивают главным образом по объему и структуре продаж в натуральном и стоимостном выражении и величине издержек обращения. Центры прибыли представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние организации (торговые представительства, магазины, фирмы и т.п.). Их руководители имеют возможность контролировать все компоненты деятельности, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты. Обычно центры прибыли включают несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности отражаются в системе бухгалтерского учета. Выделение центров ответственности по принципу производственных функций чаще всего встречается в организациях сферы материального производства. Здесь обособляют центры ответственности, относящиеся к снабжению, производству, сбыту и управлению. Центр ответственности за снабжение контролирует не только затраты на приобретение и заготовление товарно-материальных ценностей, но и величину материальных запасов, эффективную работу складского хозяйства, качество материальных ресурсов и т.п. Аналогичные задачи выполняет центр ответственности сбыта, но применительно к процессам и показателям отпуска и реализации продукции, работ, услуг. Оба вида центров имеют учитываемые показатели объемов деятельности и величины соответствующих затрат. В отличие от них центры ответственности управления, обычно отделы и административные службы, могут иметь только затраты. Ведущую роль в достижении конечных целей предприятия играют производственные центры ответственности, где непосредственно изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги. Эти центры представляют собой совокупность мест затрат различного уровня, обобщающих расходы на эксплуатацию крупных агрегатов, технологических линий, групп оборудования внутри цеха, затраты отдельных цехов основного и вспомогательного производств и предприятия в целом. Для производственных мест затрат и центров ответственности важное значение имеет степень регулируемости соответствующих расходов. Различают места и центры с полностью регулируемыми, слабо регулируемыми и нерегулируемыми (произвольными) издержками. Для регулируемых затрат должно быть определено оптимальное соотношение между расходами и объемом деятельности. Оно устанавливается на основе заранее исчисленных норм расхода материальных ресурсов, нормативной трудоемкости единицы продукции или выполненных работ. Нормативные затраты умножают на планируемый к выпуску объем производства. Управление расходами таких мест затрат и центров ответственности получило название системы гибких бюджетов. Гибкий бюджет устанавливает, какими должны быть затраты на единицу выпуска и валовые расходы при различных объемах производственной деятельности. Менеджер центра регулируемых затрат должен стремиться обеспечить минимизацию прямых издержек на единицу продукции. Эффективность его деятельности оценивается в зависимости от того, обеспечено ли данным подразделением достижение заданного планом (нормативом) уровня издержек на единицу выпуска или нет.
     Для мест и центров с произвольными, нерегулируемыми затратами нельзя рассчитать оптимальную величину затрат в зависимости от объема деятельности, поскольку либо его невозможно измерить, либо нет функциональной связи между объемом и затратами. Для таких мест и центров вышестоящий уровень управления устанавливает фиксированную величину постоянных издержек в зависимости от численности персонала и задач, которые ему предстоит решать в предстоящем периоде. Примером таких подразделений могут служить отделы заводоуправления. Места и центры со слабо регулируемыми за тратами имеют дегрессивную связь издержек с объемами деятельности. Их менеджеры практически не могут повлиять на величину удельных затрат, но должны иметь в виду, что их общая сумма косвенно зависит от объема выполненной работы.
     Объект  калькулирования – это вид продукции, полуфабрикатов, частичных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости.
     Обоснованная  номенклатура объектов калькулирования является непременным условием достоверности калькуляций, обеспечивает необходимую информацию о себестоимости продуктов, определяет структуру калькуляционного учета.
     Номенклатуру  объектов калькулирования разрабатывают на каждом предприятии с учетом типа производства, ассортимента продукции, ее сложности, уровня унификации деталей и узлов в изделиях и других признаков, характеризующих принадлежность затрат. Нередко объект калькулирования называют носителем затрат.
     В добывающей промышленности и энергетике отсутствует незавершенное производство и, как правило, выпускается один вид продукции, накладные расходы имеют небольшой удельный вес и потому объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования – видом продукции. Это относится к изготовлению единичных экземпляров, небольших серий, отдельных видов изделий в массовых производствах, выполнению разовых заказов, опытно-экспериментальных и однородных работ.
     Отрасли машиностроения, легкой промышленности, черной и цветной металлургии, строительных материалов, резинотехнических изделий характеризуются большой номенклатурой продукции, значительным уровнем унификации отдельных частей изделий между собой. Эти отрасли укрупняют калькуляционные объекты по признаку однородности выпускаемых изделий. Однородными считают виды продукции, которые характеризуются общностью технологии, конструкции, наличием общих деталей, узлов и полуфабрикатов, вырабатываемых из однородного сырья и материалов, примерно одинаковым уровнем материалоемкости и трудоемкости. Соблюдение принципов группировки изделий в единый объект калькулирования является основным условием, отвечающим требованиям управления себестоимостью.
     Однородные  группы создаются и в индивидуальных, и в мелкосерийных производствах в отношении деталей и узлов с общей применяемостью в разных заказах. Причем в отдельный объект калькулирования выделяют оригинальные детали и узлы, относящиеся к конкретным заказам. Внутри однородных групп изделий калькулируют отдельные сорта, марки, фасоны и виды изделий.
     Объектами калькулирования в отраслях с длительным циклом производства крупных и сложных изделий (судостроение, турбо-энергостроение и т.п.) выступают обособленные конструкционные части этих изделий.
     Отрасли с физико-химическими и химическими  методами переработки сырья, где процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных стадий производства, объектом калькулирования выбирают продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
     Необоснованный  выбор объекта калькулирования и нарушение общепринятых принципов разработки номенклатуры объектов приводят к искажению данных о фактической себестоимости конкретных изделий и обезличиванию издержек по отношению к видам продукции.
     Общие принципы формирования объектов учета  затрат и объектов калькулирования обусловлены единством метода учета затрат на производство и способа калькулирования [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методы  учета затрат и расчета себестоимости
 
     В России сегодня используется несколько  методов учета затрат и расчета  себестоимости, среди которых самые  распространенные:
     - попередельный;
     - позаказный;
     - попроцессный (простой);
     - нормативный.
     Среди западных можно выделить такие, как:
     - стандарт-костинг;
     - директ-костинг;
     - система Just In Time (точно вовремя);
     - ABC-костинг;
     - таргет-костинг.
     Попередельный метод используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько законченных стадий (фаз, переделов). Применяется в том случае, если после окончания каждой из них получается не продукт, а полуфабрикат. Он может быть использован как в собственном производстве, так и реализован на сторону.
     Суть  метода заключается в том, что  прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам  продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции  каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов). Косвенные  расходы распределяются пропорционально  установленным базам.
     Попередельный метод учета затрат и расчета себестоимости продукции может быть:
     бесполуфабрикатным – при передаче детали между переделами передается только количество, без себестоимости;
     полуфабрикатным – себестоимость рассчитывается по каждой стадии производства изделия.
     Позаказный  метод используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве отдельных партий сложных изделий (судостроение, машиностроение) или когда продукция изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчика. Объектом учета является отдельный производственный заказ.
     Суть  этого метода в том, что прямые основные издержки производства учитываются  в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные  издержки учитываются по местам возникновения  и включаются в себестоимость  заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством.
     По  окончании работ определяется индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа).
     Попроцессный метод используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).
     Прямые  и косвенные издержки учитываются  по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя  себестоимость единицы продукции  определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.
     К плюсам данной системы относится  то, что она требует меньшего числа  хозяйственных операций. Однако точность полученной себестоимости отдельного изделия невысока.
     Нормативный метод используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).
     Норма – это минимальные затраты, необходимые  для производства продукции заданного  качества. Это научно обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия.
     Норматив  – норма, характеризующая расчетную  потребность в натуральной или  стоимостной форме, выраженная в  абсолютных или относительных показателях.
     Норматив  товарных запасов – оптимальный  размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров  при минимуме затрат.
     Нормативная калькуляция – величина затрат, которую предприятие израсходует  на единицу выпускаемой продукции  с учетом норм и нормативов в постатейном  разрезе.
     Сущность  метода заключается в следующем:
     Отдельные виды затрат на производство учитывают  по текущим нормам, предусмотренным  нормативными калькуляциями.
     Обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения  отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических  мероприятий, и определяют влияние  этих изменений на себестоимость  продукции.
     Отклонения  определяются методом документирования или при помощи инвентаризации. Фактическая себестоимость рассчитывается одним из способов:
     - если объектом учета являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле: Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.