На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие внешнеторговой деятельности в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Развитие  российской экономки невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в РФ в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Российские предприятия в целом освоили практику осуществления внешнеэкономических операций в условиях открытой экономики. Конкуренция с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, становится для них привычным и все более значимым фактором, который воздействует на решения в области производства и сбыта.
     Постепенно  более разнообразными становятся формы и области участия в международных экономических отношениях. Помимо традиционной торговли товарами быстрыми темпами развиваются экспорт и импорт в современных и динамичных областях международных экономических отношений – прежде всего в торговле услугами и правами интеллектуальной собственности. Продолжается процесс  перехода от импорта товаров (в основном потребительского назначения) к организации производств на основе прямых иностранных инвестиций на российской территории.
     В области развития законодательства и применения инструментов торговой политики создана система регулирования внешней торговли товарами. Создана и действует таможенная система. В целом российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности соответствует базовым международно-признанным нормам и правилам и практически совместимо с правовыми механизмами большинства стран мира и многосторонней системой регулирования торговли.
     В области торгово-политических взаимоотношений сформированы предпосылки для постепенного перехода от чисто двустороннего к многостороннему взаимодействию. Активизировалось участие в региональном сотрудничестве. Накоплен первый опыт участия в масштабных многосторонних торговых переговорах.
     Уровень международной конкурентоспособности  российской экономики пока остается невысоким. В сочетании с технической  отсталостью предприятий и недостаточной  развитостью институтов российской экономики это проявляется в. слабой диверсификации  внешнеэкономической деятельности российских компаний, как в разрезе товарной и отраслевой структуры, так и географии экспортных потоков. Следствием этого является высокая зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, в том числе  энергоносителей и ограниченные возможности продвижения отечественных товаров и услуг на внешние рынки, а также невозможность обеспечения широкого доступа и рационального использования ресурсов в рамках глобальной экономики. Таким образом, резко снижаются устойчивость  российского бизнеса.
     Данная тема разработана во многих литературных источниках. В качестве научной базы  были использованы книги таких авторов как Муравьев А.И.,  Воловик Л.А., Журин О.Л., Иванова Н.А., Сберегаев Н.А.
     Целью курсовой работы является изучить особенности  экспорта и импорта в России.
     Объектом  исследования в курсовой работе является Россия.
      Предметом исследования определена внешнеторговая деятельность.
      В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
      1. Рассмотреть тенденции внешнеторговой деятельности (экспорт и импорт) в современной России.
      2. Провести анализ экспорта и импорта в России за 2007-2008 гг. 
 

1. Внешнеторговая деятельность в современной России

1.1. Основные понятия  и способы внешней торговли

 
      Внешнеторговая  деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией1.
      Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.
      Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе2.
      Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
      Поставка  товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения его  через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:
    трансграничная поставка услуг или перемещение потребителей в страну-экспортер
    учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу
    временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги3.
      Внешнеторговая  деятельность  - это предпринимательская  деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
      В России в целях стимулирования роста  национальной экономики Правительство  РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ согласно законодательству способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в т. ч. через осуществление Федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности. Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается Правительством РФ и представляется на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета. Указанная программа содержит:
      1) прогноз торгового баланса как  составную часть платежного баланса  РФ;
      2) оценку современного состояния  и проблем торгово-экономических  отношений РФ с иностранными государствами;
      3) план внешних заимствований РФ  с детальным описанием целевого  использования иностранных кредитов;
       4) план экспортных кредитов, предоставляемых  с использованием средств Федерального  бюджета или под гарантии Правительства  РФ;
      5) план обслуживания внешнего долга РФ;
      6) план поступлений от обслуживания  долгов иностранных государств  перед РФ;
      7) перечень мер государственного  внешнеторгового регулирования,  ставки пошлин таможенного тарифа  и пределы их возможного изменения,  количественные ограничения экспорта и импорта, меры по защите внутреннего рынка;
      8) перечень мер стимулирования  промышленного, экспорта на соответствующий  год; 
      9) реестр случаев дискриминации  и нарушений двусторонних и  многосторонних обязательств, допущенных  в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых и намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов РФ.
      В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами:
    с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
    с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
    на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
    на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
    российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
    иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
    российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
    иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации4.

1.2. Формы и классификация внешнеторговых операций по направлениям торговли

 
      Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
      Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:
    в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
    в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
    в форме внешней торговли услугами в других случаях5.
      В международной практике различают  следующие виды внешнеторговых операций по направлениям торговли:
      - импортная (import) - приобретение товара  у иностранного продавца с заводом в страну покупателя; или ввоз товара (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию государства без обязательств обратного вывоза6.
      При прохождении товаров через границу  предъявляются сопроводительные документы, в том числе: лицензия на ввоз товара в страну, документы об уплате таможенной пошлины и об уплате сборов за таможенное управление.
      При ввозе в Россию товаров, происходящих из стран – членов СНГ, уплачивается только сбор за таможенное оформление.
      - экспортная (export) - продажа товара  иностранному покупателю с вывозом  из страны продавца; или вывоз  товара (работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности) с  таможенной территории государства  без обязательства об обратном  ввозе7.
      В соответствии с условиями Таможенного кодекса РФ экспорт товаров принадлежит к числу важнейших таможенных режимов и означает выпуск товаров за пределы национальной территории без их последующего ввоза.
      При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару прилагаются сопроводительные документы, в том числе: лицензия на вывоз товара, документы о внесении соответствующих платежей, грузовая таможенная декларация.
      В соответствии Закона РФ «Об иностранных  инвестициях» предприятие может  освобождаться от уплаты пошлин и получения лицензий при экспорте продукции, если в его уставном фонде содержится не менее 30 % иностранного капитала.
      Согласно  Закону РФ «О таможенном тарифе» к  некоторым товарам и услугам  применяются налоговые льготы и  особые таможенные пошлины.
      - реэкспортная (reexport) - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну импортера с целью последующей перепродажи его, без переработки, иностранному покупателю;
      К реэкспортному товару применим режим  «таможенный склад», который подразумевает хранение реэкспортного товара под таможенным контролем без взимания установленных платежей и без применения мер не тарифного регулирования.
      В особых случаях применяется режим  «свободная таможенная зона», что означает ввоз иностранных товаров без  уплаты пошлин и нетарифных мер регулирования, а также возможностей его доработки в установленных пределах.
      Обязательным  условием этих режимов является отсутствие коммерческой деятельности, связанной  с извлечением прибыли.
      - реимпортная (reimport) - приобретение  с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.
      К реимпортным относят следующие  операции: возврат забракованных  покупателем товаров, возврат товаров  не проданных на аукционе или не реализованных через консигнационные склады.
      Внешнеторговые операции - это договоры (контракты, соглашения) по обмену товарами в комплексе с операциями, обеспечивающими выполнение основной сделки (операции).
      К основным сделкам в международной  торговле относятся сделки купли-продажи, подряда, аренды, найма.
      К обеспечивающим, или дополнительным относятся агентские соглашения (аренду) с посредниками, соглашения с рекламными агенствами и организациями, исследующими коньюктуру рынка, таможенные и другие операции.
      Обеспечивающие  операции осуществляются или непосредственно продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами), или другими фирмами и организациями на основании отдельных соглашений и договоров за соответствующее вознаграждение. На одну основную операцию совершается, как правило, до 10 вспомогательных.
      Каждая  сделка оформляется соответствующим  контрактом, или договором, или соглашением. Некоторые внешнеторговые сделки заключаются  сначала в устной форме, например, во время аукционных торгов или на биржевой сессии, но впоследствии также  оформляются в письменном виде.
      Лица, фирмы и организации, от имени  которых заключаются договоры, являются контрагентами, или деловыми партнерами.
      Контрагенты несут материальную ответственность  за выполнение обязательств по заключенным  договорам.
      Финансирование сделок может осуществляться как контрагентами, так и другими лицами, фирмами и организациями, за счет которых они выступают на рынке. 

1.3. Государственное  нормативно-правовое регулирование

 
      Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности — это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности8.
      Регулирование внешнеторговой деятельности посредством  торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.
      Основными принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности являются:
    защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
    равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
    единство таможенной территории РФ;
    взаимность в отношении другого государства; обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ; выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ; обеспечение обороны страны и безопасности государства;
    обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
    единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.9
      Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может  быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
      Торговая  политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Она сформулирована в следующих федеральных законах:
      1. Федеральный закон Российской  Федерации «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров. Закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.
      2. Федеральный закон Российской  Федерации «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №61-ФЗ  от 28 мая 2003 г. составляет основу  таможенного законодательства, направленного на регулирование отношений в области таможенного дела, в том числе отношений по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
      3. Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
      4. Федеральный закон Российской  Федерации «ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ» №183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Он регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля.
      5. Федеральный закон Российской  Федерации «О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ  СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ»  № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает  принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Военно-техническое сотрудничество — это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. В законе сформулированы правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества, установлен порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определены их права в этой области.
      6. Федеральный закон Российской  Федерации «О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ» №  63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. устанавливает  меры по защите экономических  интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер. Это специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ограничение импорта товаров в целях выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров.
      7. Федеральный закон Российской  Федерации «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» был принят в 1993 г. № 5003-I от 21 мая 1993 г. Он регулирует принципы, порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливает размер ввозных и вывозных пошлин. Существенные изменения были внесены федеральным законом № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».
      Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестиционная деятельность регулируется следующими федеральными законами:
      8. Федеральный закон Российской  Федерации «ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОНАХ» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.  регулирует отношения, связанные  с созданием, функционированием  и ликвидацией свободных экономических зон на территории Российской Федерации, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах. Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Росси, в пределах которого устанавливается особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности для субъектов предпринимательской деятельности. К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.
      9. Федеральный закон Российской  Федерации «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №  160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет  основные гарантии прав иностранных  инвесторов на инвестиции и  получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. Он направлен на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, в страховые организации, на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и законодательством о некоммерческих организациях.
      10. Федеральный закон Российской  Федерации «О СОГЛАШЕНИЯХ О  РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ» № 225-ФЗ  от 30 декабря 1995 г. принят в  развитие законодательства Российской  Федерации в области недропользования  и инвестиционной деятельности. Он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции. Некоторые изменения в закон были внесены в июне 2001 г. (Федеральный закон № 75-ФЗ от 18 июня 2001 г.).
      Регулирование внешнеэкономической деятельности российских и иностранных лиц на территории Российской Федерации устанавливается и в других законодательных актах, например:
      11. Федеральный закон Российской  Федерации «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 146-ФЗ  от 1 июля 1998 г. устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. В вопросах внешнеэкономической деятельности Налоговый кодекс регулирует устранение двойного налогообложения по отношению к физическим лицам (Ст. 232) и организациям (Ст. 311), налоговые ставки (Ст. 284), особенности налогообложения иностранных организаций (Ст. 306-309).
      12. Федеральный закон Российской  Федерации «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» № 3615-1 от 9 октября 1992 г. определяет принципы  осуществления валютных операций  в Российской Федерации, полномочия  и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 

2. анализ  внешнеэкономической деятельности россии

2.1. Россия и ВТО

 
      В условиях глобализации экономики все  большее распространение получает многосторонне регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляемое международными экономическими организациями. С 1947 г. действует Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в состав которого первоначально вошли 23 страны.
        В 1994 г. на его основе была  создана Всемирная торговая организация,  начавшая свою деятельность в  1995 г., в настоящее время она  насчитывает 148 стран-участниц, еще  32 страны заявили о своем желании присоединиться к системе многостороннего регулирования международной торговли. Россия начала подготовку к вступлению в ВТО в 1994 г. Проблемам вступления России в ВТО посвящен специальный Интернет-ресурс «Россия и ВТО».
      По  некоторым оценкам рост российского валового внутреннего продукта (ВВП) в результате вступления во Всемирную торговую организацию в среднесрочной перспективе может составить 3,4%, а рост потребления населения 7%. Его источниками являются:
      -увеличение прямых иностранных инвестиций в экономику России;
      -повышение производительности российских предприятий благодаря притоку технологий из-за рубежа в результате снижения торговых барьеров;
      -улучшение условий на мировых рынках для российского экспорта10.
      Однако  распределение экономического роста по отраслям будет происходить неравномерно: наибольшее расширение производства ожидается в основных экспортных отраслях российской экономики. Наибольший рост занятости ожидается в добыче газа, а также в цветной и черной металлургии и в химической промышленности. В отраслях, где экспорт не значителен и высока защита внутреннего рынка от импорта, ожидается сокращение производства и занятости. В обрабатывающих отраслях самое большое сокращение занятости может произойти в пищевой промышленности, легкой промышленности, в производстве строительных материалов и в машиностроении.
      Членами Всемирной торговой организации  являются уже 148 стран мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что  практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
      Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
    Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
    Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
    Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
    Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
    Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
    Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
    Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
      Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
      Баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
        В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
      Переговорный  процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
      После представления в 1998 году Россией  первоначальных предложений по доступу  на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО.
      На  современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
      Согласно  установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных  консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
      Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:
      1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
      К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров  на российский рынок завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.
      В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.
      Уровень таможенной защиты сельского хозяйства  не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
      Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %,   11,5  %  и 12,9  %.
      2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят весьма сложный характер.
      22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003,  2004-2006 гг.
      23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах  по сельскому хозяйству принял  участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы, подтверждающие позицию России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки агросектора для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).
      По  итогам встреч было принято решение  о необходимости продолжения  работы на уровне переговорщиков для  выхода на приемлемые для России и  членов ВТО обязательства по внутренней господдержке сельского хозяйства.
      В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение ближайших месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.
      3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.
      По  итогам завершившихся переговоров  Россия согласилась принять обязательства  примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
      4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств в качестве будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
      В настоящее время работа по системным  вопросам сконцентрирована на обсуждении текста проекта Доклада. Состоялось многостороннее обсуждение новой версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.
      В тексте Доклада остается открытым ряд  вопросов в области ценообразования, публикации принимаемых нормативно-правовых актов.  таможенного администрирования и регулирования рынка алкоголя . Большинство сохраняющихся разногласий по тексту Доклада РГ может быть снято в ходе работы делегаций. Вместе с тем, остается несколько принципиальных нерешенных проблем в частности, обязательства России в области сельского хозяйства. Сложными вопросами, в частности, остаются: с США - функционирование государственных торговых предприятий, с ЕС - экспортные пошлины.
      По  результатам указанных мероприятий  удалось подготовить и выпустить 19 августа 2008 г. очередную версию Доклада  Рабочей группы по присоединению  России к ВТО. В ходе консультаций Председателя РГ  18 сентября 2008 года была предварительного согласована дата многостороннего обсуждения новой версии проекта Доклада РГ - 3 ноября   2008 г.
      Вопросы присоединения России к ВТО постоянно  находятся в поле зрения федеральных  органов исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.
      В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
      Основным элементом работы внутри страны в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
      С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден
      План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие  которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
      К настоящему моменту указанный план мероприятий в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);  законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ),  «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
      Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Гражданский и Таможенный кодексы.
      Российская  делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике  ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне  глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
      Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
      В течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке  экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
      На  сегодняшний момент российскими  учеными и экспертами реализовано  значительное число коллективных работ, представляющих анализ последствий  присоединения России к ВТО. Некоторые  из них, подготавлены независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.  Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета совместно с РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к  ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.
      Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, зачастую не выше значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику в гораздо большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки в сфере регулирования внешней торговли.
        Для российского предприятия вступление в ВТО имеет свои положительные и отрицательные стороны. Преимущества связаны с возможностью использовать ресурсы мирового хозяйства и осуществить:
      -расширение рынка сбыта своей продукции и использование покупательной способности других стран;
      -привлечение иностранных инвестиций;
      -привлечение зарубежных прогрессивных технологий посредством создания совместных предприятий11.
      Для этого предприятие должно укреплять  свою конкурентоспособность: внедрять инновации, осуществляя разработку новых продуктов и новых технологий, улучшать качество продукции и качество менеджмента. Управление предприятием должно быть нацелено на использование ресурсов мирового хозяйства, оно не должно ограничиваться отечественными рынками.
      Вступление  в ВТО заметно снизит значимость национальных границ и ослабит барьеры  в торговле, этим необходимо воспользоваться и попытаться «встроить» свое предприятие в систему мирохозяйственных связей, чтобы наиболее полно использовать все доступные ресурсы. Для этого предприятие должно быть конкурентоспособным на товарных рынках и привлекательным для партнеров и инвесторов.
      Решающим фактором конкурентоспособности предприятия на товарных рынках является качество его продукции. Менеджмент качества — это современный метод управления, который направлен на то, чтобы обеспечить соответствие качества продукта предприятия международным стандартам и его постоянное и систематическое улучшение, гарантируя его привлекательность для потребителя.
      Первый  вариант универсальных стандартов по организации систем управления качеством, названный ISO 9000/87 был принят Международной  организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) в 1987 г.
      При его разработке в качестве основы были взяты стандарты, которые использовались министерством обороны США, чтобы  оценивать поставщиков продукции  для оборонной отрасли с точки  зрения обеспечения надлежащего уровня качества продукции.
      Концептуальной  основой международных стандартов ИСО 9000 является комплексный подход к управлению качеством (Total Quality Management). Они получили широкое распространение  во всех странах мира и принимаются деловыми партнерами как гарантия того, что они сотрудничают со стабильно работающей организацией, которая располагает соответствующей материально — технической базой, высококвалифицированными специалистами и с надежной системой управления качеством. Многие предприятия и организации требуют наличия сертифицированных систем качества у своих поставщиков, они дают больше уверенность в партнерах12.
      Наличие сертификата ИСО 9000 сегодня практически  везде является обязательным условием для начала отношений между деловыми партнерами, так как он является свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному деловому миру, сертификация системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что система управления на данном предприятии разработана и организована с учетом объективных требований и эффективно функционирует, что обеспечивает высокое и стабильное качество его продукции.
      Вступление  России в ВТО сделает ее экономику  более привлекательной для инвесторов. Решающим фактором привлекательности предприятия для иностранных партнеров и инвесторов является открытость предприятия и прозрачность информации о его хозяйственно-финансовой деятельности. В этих целях предприятия осуществляют аудит.
      Аудит — это проверка квалифицированным  аудитором финансовой отчетности компании, а также лежащей в ее основе бухгалтерской документации с тем, чтобы установить, дают ли эти финансовые отчеты верное и полное представление о компании и отвечают ли соответствующим законодательным нормам.
      Аудиторское заключение является важным источником информации для деловых партнеров, особенно для инвесторов, о состоянии предприятия, методах управления и ведения бизнеса, необходимой для принятия решения о сотрудничестве. Кроме того, рекомендации аудиторов позволяют устранить недостатки в работе предприятия13.
      Привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику будет способствовать внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Они направлены на то, чтобы объективно оценивать  материальные и нематериальные активы предприятия, давать объективную информацию инвесторам о его текущем состоянии и потенциальных возможностях.
        Многие российские предприятия,  осуществляющие активную инвестиционную  политику, уже используют эти  стандарты. 

2.2. Россия и ЕС

 
      На  сегодняшний день в мире практически не осталось стран, которые бы не были так или иначе вовлечены в международные отношения, так как для развития просто необходимо интегрироваться в мировое сообщество.
      Для России развитие ЕС и его расширение играет огромную роль, так как ЕС является крупнейшим экономическим партнером, доля которого в 2003 г. составила 36,1% в товарообороте России, а в 2005 – около 55%, что связано в основном с расширением ЕС до 25 стран. Страны-члены ЕС являются традиционными рынками реализации основных российских экспортных товаров, а также закупки современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, продовольствия, медикаментов и др. Страны ЕС также осуществляют значительные инвестиции в российскую экономику, ежегодно наращивая их объёмы. Торгово-экономические отношения России со странами ЕС регулируются не только двусторонними межгосударственными соглашениями и договорами.
      Важнейшей задачей России в процессе европейской  экономической интеграции является максимальное использование экономико-георафических и торгово-политических преимуществ ВЭС со странами Европы как средства осуществления структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства, а также сектора услуг и повышения их эффективности14.
      Чтобы эффективно взаимодействовать со странами-членами ЕС, необходимо изучить право Европейского Союза, и особенно актуальным это стало после заявления России и ЕС о дальнейшем сближении законодательства между сторонами. Возникновение и развитие права ЕС как самостоятельной правовой системы связано с процессами полномасштабной социально-экономической и политической интеграции, которые происходят в современной Европе. С 1 мая 2004 г. нормы права Союза регулируют общественные отношения на территории 25 европейских стран, являющихся государствами-членами организации Европейский Союз, а также частично на территории Исландии, Лихтенштейна и Норвегии – государствах-участниках Европейского экономического пространства и Шенгенского пространства. Необходимость изучения права Европейского Союза в России обусловлена также потребностью в повышении общей правовой культуры отечественных юристов, работающих в компаниях, ориентированных на рынки ЕС. В силу географической близости и тесных исторических, экономических, культурных связей народов России и Европы интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, в том числе правовая интеграция, непосредственно затрагивают важные интересы нашей страны и ее граждан. В качестве примера можно назвать такие отрасли и институты права Союза, как право общего рынка, таможенное право, право экономического и валютного союза (включая правовой режим «евро»), право Шенгенских соглашений, энергетическое право ЕС и др. Кроме того, СПС содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств и предусматривает, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС. В апреле 2004 г. Россия и ЕС сделали совместное заявление о том, что они подтверждают обязательство создавать четыре общих пространства, о которых договорились на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года15.
      Для укрепления отношений между Россией  и ЕС государству необходимо создать  благоприятные условия для субъектов  внешнеторговой деятельности. В ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164 от 08.12.2003 г. дано следующее определение: «внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».
      Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка  сырья или каких-либо товаров  за рубежом по той причине, что  нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и покупателями в разных странах. Участие фирмы в международной торговле требует понимания дополнительных трудностей, которые связаны с этой деятельностью. По сравнению с организацией бизнеса внутри страны, ведение бизнеса на внешних рынках порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для продавца, это такие риски как: риск времени и расстояния, валютный риск, законодательный риск.
      Ниже  представлена статистика по экспорту и импорту с ЕС за последние года.
      Таблица 1
Торговля  России с основными партнерами (2007)
Основные  партнеры по импорту   Основные  партнеры по экспорту
Место Партнер Млн. евро % Место Партнер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.