На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Дипломная работа
выполнила Лысенко Татьяна Авхалтдиновна 

Анализ  влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся 

2011г. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ  ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО  КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1.  Творческая индивидуальность  учащихся 6
1.2.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий в образовании 10
1.3.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий для  развития творческой  индивидуальности  личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ  ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ  ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО  КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1.  Анализ образовательного  учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2.  Диагностика формирования  творческой индивидуальности  учащихся (констатирующий  этап) 23
2.3.  Уроки с использованием  информационных и  коммуникационных  технологий 31
2.4. Диагностика уровня  развития творческой  индивидуальности  личности учащихся (контрольный  этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В конце ХХ в. человечество вступило в  стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.
     Осознание фундаментальной роли информации в  общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены, оставаться в прошлом». То есть, необходима подготовка в сфере современных ИКТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют  достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
     Актуальность  данной работы обусловлена недостаточной  разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией. Для исследования этой проблемы необходим: объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.
     Объект: процесс развития творческой индивидуальности учащихся.
     Предмет: информационно коммуникационные технологии, как средство развития творческой индивидуальности.
     Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
     Задачи:
    Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
    Изучить понятие творческой индивидуальности.
    Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
    Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
    Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.
     Гипотеза  – если в процессе обучения используется ИКТ, то это будет способствовать развитию творческой индивидуальности у учащихся.
     Методы  исследования:
     1. Теоретические (анализ научной  и учебно-методической литературы).
     2. Эмперические (наблюдение, анкетирование,  беседы, эксперимент).
     Дипломная работа по структуре состоит из введения, двух глав: 1. Теоретические аспекты развития творческой индивидуальности личности учащихся средствами информационно коммуникационных технологий; 2. Экспериментальная работа по развитию творческой индивидуальности личности учащихся средствами информационно коммуникационных технологий, заключения, списка литературы, и приложений. 

 


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

    ТВОРЧЕСКОЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

    УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ

    ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ

    ТЕХНОЛОГИЙ

1.1.  Творческая индивидуальность учащихся

 
 
     Одна  из главных задач учителя - развитие творческой индивидуальности учащегося. Под индивидуальностью мы понимаем неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего, своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.
     Когда говорят о творчестве, то имеют  в виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления. Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее, прежде всего, для самого творца. Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна: созидание. Талант, вдохновение, мастерство – важнейшие факторы творческой деятельности. Творческое начало стало необходимым компонентом почти каждой профессии и специальности. Такая деятельность, осуществляющаяся по законам творчества, красоты, доставляет человеку удовлетворение.
     На  основе творческого воображения  мы способны воспринимать и переживать протяжённость пространства и времени, в том числе будущее время. Не случайно известный философ Б. П. Вышеславцев говорил: «Сущность души есть творчество. Творческий человек – источник времени. СВОЕГО времени, где причина жить несравненно выше нужды выживать».
     Когда говорят о творческой индивидуальности личности, то имеют в виду, во-первых, наличие творческого потенциала, творческих способностей; во-вторых, предполагают потребность в творческом труде  или деятельности; в-третьих, подразумевают  определенный уровень творческих достижений человека; в-четвертых, под этим подразумевают  личностный стиль творчества; в-пятых, имеют в виду наличие особой иерархии мотивов, среди которых мотив творческого самоутверждения занимает место смыслообразующего.
     Важность  проблемы развития творческой индивидуальности учащегося в процессе профессиональной подготовки обусловлена многими  причинами:
1) успех  в профессиональной деятельности  во многом зависит от умения  человека использовать достоинства своей индивидуальности и нейтрализовать недостатки;
2) личностно-неповторимый  характер усвоения культуры, профессионального опыта, опыта творческой деятельности. Человек может действовать и усваивать информации, ориентируясь на штампы, стереотипы, не пытаясь понять, сознать передаваемый опты – тогда исчезают мысль, творчество, индивидуальный характер восприятия. Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всём самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при наличии установки проверять всё на практике, на личном опыте;
3) творческий, личностный характер усвоения  проявляется и в том, что  каждое средство обучения и воспитания, с которым знакомят учащегося, в процессе теоретических занятий или при подготовке к урокам примеряется им «на себя», испытывается на эффективность в личном опыте, то есть личностно «присваивается»;
4) целевые  установки современной общеобразовательной  и профессиональной школы. Основная цель и главный смысл образовательной деятельности - развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытия ее дарований, самореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.
     Исследования  психологов и педагогов показывают, что для успешности решения данной проблемы начинать формировать творческие способности личности необходимо как  можно раньше. А творческую личность может воспитать только творческий педагог. Серость и порождает только серость.
Современный подход к организации творческой деятельности учащихся – это личностный подход к формированию профессиональных компетенций человека. Суть этого подхода заключается в том, что наиболее эффективным средством развития профессиональных способностей считается формирование определённой структуры личности с наличием следующих качеств:
- внутреннее  единство, цельность личности. Процесс  развития творческой индивидуальности  учащегося  становится наиболее  оптимальным, если главным мотивом деятельности человека становится мечта – стать профессионалом. Тогда учащийся становится очень восприимчивым к педагогическим воздействиям, не жалеет себя и проявляет высочайшую активность в учении, стремится каждое порученное дело выполнить с наилучшим качеством;
- познавательная  потребность и вызываемая ею  интеллектуальная активность. Из равнодушного к учению, учащегося  вряд ли можно сформировать творческую индивидуальность;
- способность  к профессиональной рефлексии.  Процесс самопознания и самоанализа (рефлексии) осуществляется на основе включения личности учащегося в профессиональную деятельность и разнообразную практическую творческую деятельность на уроках.
     Основными механизмами развития творческой индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию  и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности учащегося мы понимаем следующим образом.
     Целенаправленно организуется формирующая среда, центральной  областью которой выступает жизнь учебного заведения, учебно-профессиональная деятельность учащегося. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха в этой деятельности.
     Целенаправленно ведется работа по формированию операционно-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление учащегося с разными  технологическими системами. То есть такой подход позволяет учащемуся учиться, компенсируя слабые стороны своей личности за счёт сильных своих качеств.
     Особое  внимание обращается на своевременную  помощь, коррекцию действий учащегося  с тем, чтобы обеспечить успех  в деятельности и качественно сформировать основные профессиональные умения и навыки.
Кроме того, методы организации творческой деятельности учащихся могут быть представлены следующим образом:
- включение  учащихся в общение, совместную  работу с творческими педагогами, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения, возникает вдохновение, появляется желание творить самому;
-  становление  творческой индивидуальности учащегося  невозможно без развития творческого мышления, их творческих способностей, поэтому особое внимание уделяется такой организации процесса обучения, которая постоянно заставляла (вынуждала) бы учащегося что-то придумывать, изобретать, проявлять догадку, конструировать, проявлять инициативу.
     Главное в развитии творческой индивидуальности учащегося - формирование у него творческих способностей (креативности личности). Продукты творческой деятельности учащегося чаще обладают лишь субъективной новизной, то есть продукты творчества новы для самих творцов. Их создатели не встречали подобных решений в своей практической деятельности. Но ценность такого творчества заключается в том, что оно по психологическому механизму не отличается от творчества с объективной новизной. На основе решения данных творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, и личность становится способной творчески решать профессиональные задачи с объективной новизной. Как показывает практика, все творческие личности проделывают один путь - от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к созданию истин, новых для всех. 

1.2.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий в образовании

 
 
     Информация  – все те сведения, которые уменьшают  степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.
     Информационные  технологии обучения – это все  технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде  не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.
         Информационные и коммуникационные  технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
     Все средства ИКТ, применяемые в системе  образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
     Аппаратные  средства:
     Компьютер - универсальное устройство обработки  информации.
     Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную  учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен  цветной принтер.
     Проектор  повышает уровень наглядности в  работе учителя, а также возможность  представлять учащимся результаты своей  работы всему классу.
       Телекоммуникационный блок дает  доступ к российским и мировым  информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.
     Устройства  для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
     Устройства  для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
     Устройства  регистрации данных (датчики с  интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
     Управляемые компьютером устройства дают возможность  учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
     Внутригрупповая и внутриучилищная сети позволяют  более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
     Аудио-видео  средства обеспечивают эффективную  коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
     Программные средства:
     Общего  назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность  работы со всеми видами информации.
     Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые  системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
     Виртуальные конструкторы позволяют создавать  наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
     Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными  объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.
     Тестовые  среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
     Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств  перечисленных выше видов - в наибольшей степени, автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
     Информационные  системы управления обеспечивают прохождение  информационных потоков между всеми  участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
     Экспертные  системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области. 

1.3.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий для  развития творческой  индивидуальности  личности учащихся

 
 
     Компьютерная  коммуникация как интегрирующее  средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.
     Применение  информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
     Опыт  работы заключается в создании собственной  системы уроков, разработке системы  их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя.
     Применение  компьютера в обучении позволяет  управлять познавательной деятельностью учащихся, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний с применением тестов, для закрепления и проверки знаний  учащихся.
     Творческие  работы представляются учащимися в  разной форме, в зависимости от целей и содержания. Выполненные работы рецензируются учителями - предметниками, потом представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях.
     Среди технологий, позволяющих осваивать  учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдается тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:
     а. Информационно-коммуникационные технологии.
     Применение  информационных технологий в учебном  процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
     В своей работе учитель использует стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно  программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (среда программирования – Turbo Pascal, различные графические редакторы, тестовую оболочку Test Maker и др.). Учащемуся Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.
     С 2007 года в рамках реализации приоритетного  национального проекта «Образование» разработана комплексно – целевая программа «Создания условий для повышения качества образовательного процесса посредством информатизации ОУ» в соответствии с планом и программой развития МОУ.
     б. Интерактивные технологии.
     Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее  включаются элементы интерактивной  модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В рамках национального проекта «Образование» проводят уроки с помощью интерактивной доски, а также уроки с выходом в сеть Интернет.
     Работа  с интерактивной доской создаёт  комфортные условия обучения, при  которых все ученики активно  взаимодействуют с учителем и  между собой:
     Выполнение  тестовых заданий на доске.
     Взаимопроверка  и обозначение правильных вариантов  на доске.
     Работа  со слайдами, демонстрирующими блок-схемы  изучаемого материала, записи в опорные конспекты.
     в. Технология (КТД) коллективного творческого  дела по методике И.П.Иванова.
     Коллективное  совместное творчество превращает учащихся в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики учащегося.
     г. Исследовательские методы в обучении.
     В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.
     д. Проектные методы обучения.
     В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы, из какой – либо предметной области.
     Применения  учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
     е. Мультимедиа технологии.
     Мультимедиа – технология представляет собой  мини-технологию по использованию современных  средств организации учебной  деятельности школьников и ориентированную, на формирование у учащихся предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного  мышления.
     Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
     индивидуальные  демонстрации уроков, специально созданные  по различным темам;
     готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;
     видеоролики по различным темам;
     практические  работы, в виде раздаточных материалов;
     практические  работы в электронном виде;
     тестовые  электронные задания для промежуточной  проверки знаний по различным темам;
     контрольные тестовые электронные задания по различным темам.
     Мультимедиа технология позволяет развить у  учащихся навык само презентации  и публичных выступлений: речевое  мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
     Главным признаком того, что использование  таких технологий стремится решить задачи обучения учащихся телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общеучилищной деятельности. Учащиеся создают презентации для проведения общеучилищных (конкурсы «Презентация моё училище», «Конкурс клипов» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники училища). Создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (районных, городских, областных). Помогают учителям в создании презентаций уроков. Создают видеофильмы о группах, участвуют в проектной и исследовательской деятельности.
     Таким образом, информационные и коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности учащегося.
     Важное   место  в  системе  средств  обучения  играют  и учебные пособия для учащихся. 
     Каждый   год  издаётся  и  переиздаётся  несколько  десятков  наименований  учебников,  учебных  пособий  по курсу ИКТ. Учебники обычно имеют в своей структуре: теоретический материал для изучения; вопросы и задания для выполнения;  компьютерный  практикум,  содержащий  подробные инструкции по выполнению практических заданий на  компьютере;  материал  для  дополнительного  чтения; справочные  материалы. 
Компьютерные  практикумы  обычно  включают  практические  задания нескольких  уровней  сложности. 
      На  компакт дисках, обычно находятся  программные средства для поддержки процесса обучения, файлы  с материалами  компьютерного практикума, библиотека медиообъектов, материалы для организации внеурочной работы. При необходимости приводятся ссылки на информационные ресурсы образовательных порталов в Интернет.
     В последнее время появились электронные или, иначе называемые, компьютерные учебники.
     Электронный учебник представляет собой обучающую  систему, которая может в частности, содержать не только средства обучения, предназначенные для ученика, но и наоборот средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого учащегося, систему тестов. Такие электронные учебники только начинают создаваться.
 


2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

2.1.  Анализ образовательного  учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами информационно-коммуникационных технологий

 
 
     Ни  для кого не секрет, что материальные ресурсы многих образовательных учреждений (в том числе и нашего) не соответствуют требованиям рыночной экономики. Именно поэтому, чтобы не отстать от скорости технологического перевооружения в ведущих отраслях хозяйства, на уроках практического и производственного обучения мы вынуждены применять информационные и коммуникационные технологии.
     Реализуемые в нашем ОУ ГОУНПО ПУ № 5, такие  как «Оператор ЭВМ», «Сварщик», «Машинист  крана», «Секретарь», «Продавец, контролер  – кассир», «Мастер общестроительных работ», «Коммерсант в торговле», Мастер столярно–плотничных и паркетных  работ», «Мастер отделочных строительных работ» - имеют свою специфику.
     Образовательный процесс организован в зданиях  и помещениях общей площадью 6694 кв. м, предоставленных профессиональному училищу в оперативное управление.
     В составе используемых помещений  имеются лекционные аудитории, аудитории  для практических и лабораторных занятий, два компьютерных класса, мастерские, библиотека, читальный  зал, спортивные комнаты, спорткомплекс в безвозмездном пользовании, административные и служебные помещения.
    В  2010/2011 учебном году к ведению образовательного процесса
Привлечено 29  человек, в том числе с высшим образованием – 18 человек.
Доля  инженерно-педагогических работников, работающих в образовательном  учреждении на полную ставку, составляет 100 %
     Образовательное учреждение располагает квалифицированными кадрами инженерно-педагогических работников (преподавателей, мастеров (инструкторов) производственного обучения и воспитателей), обеспечивающими подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, выполняющими воспитательные функции и участвующими в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.
     Профессиональное  училище обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем дисциплинам представленных на лицензирование профессиональных образовательных программ, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
     Фонд  собственной библиотеки образовательного учреждения составляет 37 973 экземпляра.  Библиотечный  фонд  представлен  учебной литературой     (18465  экземпляров), нормативно-справочной литературой  (1 569экземпляра).
     Для реализации образовательных программ в образовательном 
учреждении оборудовано два компьютерных класса. Общее количество используемых компьютеров -15.

     Производственное  обучение проходит на базе учебно-производственных мастерских, лабораторий, а также по договорам на предприятиях города.
     Оборудование  учебных помещений обеспечивает возможность реализации всех заявленных на лицензирование образовательных программ.
     В нашем поселке практически не остаётся предприятий, где наши выпускники не только были бы востребованы как потенциальные рабочие, но и всё труднее становится найти место для прохождения производственной практики. А ведь, как известно, больше половины умений наши обучающиеся могли бы отрабатывать во время практики.
     В настоящее время в связи с  постепенным внедрением (я бы сказала  апробацией) модульного обучения, учителям, мастерами производственного обучения проведена коррекция учебных  программ обучения, определён круг тем, которые можно отработать с  помощью ИТ. В самом «выгодном» положении оказались операторы, так как они в процессе обучения учатся не только работать на ПК, но и добывать, обрабатывать и передавать информацию. Особенностью информационной среды является ее ориентация на будущую профессию. Поэтому организация и порядок работы пользователей в среде училища соответствуют требованиям, предъявляемым к специалистам на современном предприятии. Кроме общего программного обеспечения в учебном процессе используются специализированные программы, компьютерные тренажеры которые позволяют использовать технологию контекстного обучения.
     Сегодня, когда речь заходит о компьютере, не всегда можно услышать однозначное  мнение: да, конечно, компьютер –  это панацея от недостаточного финансирования, многие считают, что это просто дань моде, но все прекрасно понимают, что ни один компьютер не заменит человеческого общения, не сможет научить так, как научит Мастер, ведь не зря же говорят: пока ребёнок не обожжётся, ему бесполезно говорить «Нельзя».
     Учебное заведение НПО является одним  из звеньев в системе непрерывного образования, и реализует важнейшие государственные функции: воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики. Особенно остро в настоящий момент стоит вопрос о подготовке рабочих высокотехнологичного производства. Подготовка современных рабочих не возможна без создания ИКТ-насыщенной производственной мастерской. Необходимая модернизация системы НПО должна быть направлена на освоение набора компетентностей, позволяющих осуществлять работу на объектах с современным технологическим оснащением (автоматизированные рабочие места). Как одно из важных направлений достижения нового качества профессионального образования рассматривается информатизация образования и оптимизация методов обучения. 

2.2.  Диагностика формирования  творческой индивидуальности  учащихся (констатирующий этап)

 
 
     Актуальность  диагностики формирования творческой индивидуальности учащихся, ориентирует современных исследователей на поиск путей модернизации образования для создания условий, способствующих максимальному выявлению и развитию индивидуально творческого потенциала личности, который является доминирующим фактором на протяжении всего исторического пути развития человечества. Творческая индивидуальность, являясь биосоциокультурным феноменом, который совершенствуется в процессе социально-культурной деятельности как средство и форма социализации человека. Индивидуализация обучения реализуется с помощью личностно - ориентированного образования, которое направлено на человека, его становление, обретение им индивидуальности, неповторимости, способности к жизнетворчеству.
     Сегодня очень много внимания уделяют  использованию информационных технологий в ОУ. И это вполне оправдано в нынешний информационный век. Моя задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, а в том, чтобы научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим, мне хочется построить свою работу с позиции - способности ИКТ влиять на развитие творческой индивидуальности личности учащихся  в достижении этой цели.
     Применение  информационных технологий на уроках  мотивировано  тем, что они:
     · позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную  работу на уроке;
     · способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
     · позволяют индивидуализировать  процесс обучения;
     · повышают интерес к урокам информатики (особенно у мальчиков);
     · активизируют познавательную деятельность учащихся;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.