На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Применение кейс-технологии в современной системе образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение……………………………………………………
    Теоретическая часть
История разработки case-технологии………………………………………….
Общая характеристика case-технологии……………………………………….
Методы кейс-технологий………………………………………………………
Классификация кейсов…………………………………………………………
    Практическая часть
Кейс метод  в системе методов организации  обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе ……………………………...
Процесс работы над кейсом
    История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
    Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
    Источники кейсов. Типология кейсов.
    Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
    Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
    Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
    Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
    Педагогические комментарии
    Разработка развёрнутых кейсов
    Презентация кейсов
 
http://logomag.ru/blog/vkr/178/ 
 
 
 
 
 

Введение
      Способность мыслить нестандартно рассматривается  сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
      Поиск инновационных путей всегда трудоёмок  и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.
      В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс-технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
      - первая вытекает из общей направленности  развития образования, его ориентации  не столько на получение конкретных  знаний, сколько на формирование  профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной  деятельности, развитие способностей  личности, среди которых особое  внимание уделяется способности  к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные  массивы информации;
      - вторая вытекает из развития  требований к качеству специалиста,  который, помимо удовлетворения  требованиям первой тенденции,  должен обладать также способностью  оптимального поведения в различных  ситуациях, отличаться системностью  и эффективностью действий в  условиях кризиса.
        Развитие мобильности преподавателей  в сфере усвоения алгоритма  написания кейса и профессионального  применения кейс-методов в учебном процессе позволит достичь качественных изменений образовательных услуг.  

История разработки case-технологии 

      Гарвардская юридическая школа считается  основоположником кейс-метода, а Христофор  Колумб Лэнгделл – пионером case-study. После окончания Гарвардской  школы права Лэнгделл продолжил  в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1870 г. президент  Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его деканом школы права, и Лэнгделл, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, немедленно приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод, развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался от традиционного обучения (лекций, семинаров и т.д.), и новшество было встречено с огромным сопротивлением. В течение первых трех лет его работы деканом количество студентов снизилась от 165 до 117, но, благодаря поддержке Ч. Элиота, Лэнгделл оставался деканом до 1895 г. К тому времени метод утвердился не только в Гарварде, но и в шести других юридических школах.
      Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 г. В первую программу под  названием «Master  of   Business Administration» (МВА) («Магистр делового администрирования») был введен обязательный курс – метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса» (1912 г.). На курс приглашались владельцы собственного бизнеса с целью представить и обсудить проблемы из их собственной практики. Через два дня каждый студент сдавал письменный отчет, содержащий аналитический разбор проблемы и рекомендуемое решение, затем бизнесмен обсуждал эти отчеты с группой.
      «Расцвет» метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, которому совмещение двух областей знаний (права и бизнеса), знание метода ситуаций позволило предложить преподавателям пересмотреть лекционный подход на «коллекционирование  кейсов»1 и работу с ними. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в «Отчетах Гарвардского университета о бизнесе», а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов.
      В Европейском образовании самой  известной по применению кейс- метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся  своим путем. В Манчестерской  традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто  и вырабатывается в ходе групповых  дискуссий. На современном этапе  Манчестерская школа стала уходить  от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов  в решение реальных бизнес-кейсов в действующих компаниях. Студентов устраивают на практику в компании, которые испытывают какие-либо конкретные трудности и ставят перед ними задачу найти способ справиться с проблемой и добиться его реализации.
      На  современном этапе применение ситуационных задач осуществляется не только в  бизнесе, медицине, социологии, а во всех областях человеческих знаний. Преподаватели  различных наук применяют кейс-метод  не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающей технологии на занятиях (кейс-технология). «Различные организации многих стран  мира (институты, университеты и др.) имеют свои коллекции кейсов. Права  на большинство из этих кейсов принадлежат ECCH (European Case Clearing House), созданному в 1973 г. по инициативе 22 высших учебных заведений  и являющемуся лидером по сбору  и распространению кейсов»2.
     Практика  решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. В России применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. С конца 80-х годов используются переводные (западные) кейсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика case-технологии
      Аббревиатура CASE расшифровывается как Computer Aided Software Engineering.
      Case-studiеs  – учебные конкретные ситуации  специально разрабатываемые на  основе фактического материала  с целью последующего разбора  на учебных занятиях. В ходе  разбора ситуаций обучающиеся  учатся действовать в «команде»,  проводить анализ и принимать  управленческие решения. Название произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
      Существуют  различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно  встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй  и, наконец, просто метод кейсов. В  российских изданиях чаще всего говорится  о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах, а в 2001 году американские исследователи Эткинсона Дж., Уилсона Й. в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели впервые понятие – «ситуационные задачи».
      Суть  кейс-метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
  Метод case-study – инструмент, позволяющий  применить теоретические знания к решению практических задач. Метод  способствует развитию у студентов  самостоятельного мышления, умения выслушивать  и учитывать альтернативную точку  зрения, аргументированно высказать  свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и  усовершенствовать аналитические  и оценочные навыки, научиться  работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
  Будучи  интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических  положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес  и позитивную мотивацию по отношению  к учебе. Одновременно метод case-study выступает  и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
  Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
    - соответствовать  четко поставленной цели создания;
    - иметь соответствующий  уровень трудности; 
    - иллюстрировать  несколько аспектов экономической  жизни; 
    - не устаревать  слишком быстро;
    - быть актуальным  на сегодняшний день;
    - иллюстрировать  типичные ситуации;
    - развивать  аналитическое мышление;
    - провоцировать  дискуссию; 
    - иметь несколько  решений. 
  Суть  обучения методом case-study состоит в  том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение  семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно  важным.
  У метода case-study есть свои признаки и технологические  особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. 

Признаки  метода case-study:
    1. Наличие  модели социально-экономической  системы, состояние которой рассматривается  в некоторый дискретный момент  времени. 
    2. Коллективная  выработка решений. 
    3. Многоальтернативность  решений; принципиальное отсутствие  единственного решения. 
    4. Единая цель  при выработке решений. 
    5. Наличие  системы группового оценивания  деятельности.
    6. Наличие  управляемого эмоционального напряжения  обучаемых.
Технологические особенности метода case-study
    1. Метод  представляет собой специфическую  разновидность исследовательской  аналитической технологии, т.е. включает  в себя операции исследовательского  процесса, аналитические процедуры. 
    2. Метод  case-study выступает как технология  коллективного обучения, важнейшими  составляющими которой выступают  работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией. 
    3. Метод  case-study в обучении можно рассматривать  как синергетическую технологию, суть которой заключается в  подготовке процедур погружения  группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
    4. Метод  case-study интегрирует в себе технологии  развивающего обучения, включая  процедуры индивидуального, группового  и коллективного развития, формирования  многообразных личностных качеств  обучаемых. 
    5. Метод  case-study выступает как специфическая  разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной  технологии идет процесс разрешения  имеющейся проблемы посредством  совместной деятельности студентов,  тогда как в методе case-study идет  формирование проблемы и путей  ее решения на основании кейса,  который выступает одновременно  в виде технического задания  и источника информации для  осознания вариантов эффективных  действий.
    6. Метод  case-study концентрирует в себе значительные  достижения технологии «создания  успеха». В нем предусматривается  деятельность по активизации  студентов, стимулирование их  успеха, подчеркивание достижений  обучаемых. Именно достижение  успеха выступает одной из  главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной  мотивации, наращивание познавательной  активности.
  Основная  функция метода case-study – учить  студентов решать сложные неструктурированные  проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
  Использование метода case-study имеет явные преимущества перед простым изложением материала, широко используемым в традиционной педагогике высшей школы России. Однако не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции. По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика3.
  Кейсы отличаются от задач, используемых при  проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования  задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий  набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение  и один путь, приводящий к этому  решению. Кейсы имеют много решений  и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
  Метод case-study относят к одному из «продвинутых»  активных методов обучения. К преимуществам  метода case-study можно отнести:
  - использование принципов проблемного  обучения – получение навыков  решения реальных проблем, возможность  работы группы на едином проблемном  поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия  решения в жизни, он более  адекватен жизненной ситуации, чем  заучивание терминов с последующим  пересказом, поскольку требует не  только знания и понимания  терминов, но и умения оперировать  ими, выстраивая логические схемы  решения проблемы, аргументировать  свое мнение;
  - получение навыков работы в  команде (Team Job Skills);
  - выработка навыков простейших  обобщений; 
  - получение навыков презентации; 
  - получение навыков пресс-конференции,  умения формулировать вопрос, аргументировать  ответ. 
  Разбирая  кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно  применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность  использования готовой схемы  решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более  серьезных проблем.
  Метод case-study требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной  работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может  приводить к поверхностному обсуждению кейса.
  Место метода case-study в российской системе  высшего профессионального образования  далеко не однозначно. Можно сформулировать стратегические принципы развития метода case-study и внедрения его в образовательные  программы:
  1. Метод case-study необходимо как можно  быстрее внедрить в программы  подготовки специалистов по современным  рыночным специальностям, в которых  доминирует ситуационное знание  и ситуационная деятельность, таким  как менеджмент, экономика, социология, маркетинг и т.п. 
  2. Активизировать использование метода case-study в системе дополнительного  профессионального образования,  особенно при реализации программ  профессиональной переподготовки.
  3. Метод case-study необходимо использовать  в органическом единстве с  другими методами обучения, в  том числе традиционными, закладывающими  у студентов обязательное нормативное  знание. Ситуационное обучение учит  поиску и использованию знания  в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность  мышления; чрезмерное увлечение  ситуационным анализом может  привести к тому, что будущий  специалист окажется без необходимого  «нормативного скелета», все его  знания будет сводиться к знанию  множества ситуаций без определенного  методологического принципа или  системы. 
  4. Применение метода case-study должно  быть методически обосновано  и обеспечено. Это необходимо  как на уровне организации  учебного процесса по образовательной  программе в целом, так и  на уровне планирования его  отдельным преподавателем. Необходима  экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает  гораздо больший эффект, чем традиционные  технологии обучения. Эти вопросы  должны быть предметом обсуждения  на методическом совете и являться  целью повышения квалификации  преподавателей.
  Типы  и жанры кейсов, способы их представления
  Классификация кейсов может производиться по различным  признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
  - иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  - учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  - учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  - прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
  Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
  - обучающие анализу и оценке;
  - обучающие решению проблем и принятию решений;
  - иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
  Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная  Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования  метода case-study:
  - структурированный (highly structured) “кейс”, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
  - “маленькие наброски” (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания;
  - большие неструктурированные  “кейсы” (long unstructured cases) объемом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
  - первооткрывательские  “кейсы” (ground breaking cases), при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей.
  Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать студентов на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.
  Кейсы могут быть представлены в различной  форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что  большие кейсы вызывают у студентов  некоторые затруднения по сравнению  с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.
  Нет определенного стандарта представления  кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных  носителях, однако включение в текст  фотографий, диаграмм, таблиц делает его  более наглядным для студентов. С печатной информацией или с  информацией на электронных носителях  легче работать и анализировать  ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.
  По  наличию сюжета кейсы делятся  на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.
  Временная последовательность материала также  накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются  естественной временной последовательностью  событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характеризуются тем. Что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.
  Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.
  В зависимости от того, кто выступает  субъектом кейса, их можно условно  разделить на:
  - личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;
  - организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;
  - многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.
  Величина  кейса прямо зависит от его  назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может  быть рассчитан на то, что он займет часть двухчасового практического  занятия. Кейс средних размеров занимает обычно двухчасовое занятие, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в  течение нескольких практических занятий.
  Бывают  кейсы с приложениями и без  приложений; кейсы с приложениями обычно предполагают формирование навыков  расчетов и анализа статистической информации.
  По  типу методической части кейсы бывают вопросными, при их разрешении студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание.
  Опыт  показывает, что кейс превращается тогда в эффективное учебно-методическое произведение, когда получает всестороннюю не только научную и методическую, но и жанровую проработку.
  Источники кейсов
  Кейс  представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим  образом:
  - общественная жизнь во всем  своем многообразии выступает  источником сюжета, проблемы и  фактологической базы кейса; 
  - образование – определяет цели  и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;
  - наука – третий источник кейса,  как отражательного комплекса;  она задает ключевые методологии,  которые определяются аналитической  деятельностью и системным подходом, а также множество других научных  методов, которые интегрированы  в кейс и процесс его анализа. 
  Соотношение основных источников кейса может  быть различным. Данный подход положен  в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. При этом можно выделить:
  - практические кейсы, которые отражают  абсолютно реальные жизненные  ситуации;
  - обучающие кейсы, основной задачей  которых выступает обучение;
  - научно-исследовательские кейсы,  ориентированные на осуществление  исследовательской деятельности.
  Основная  задача практического кейса заключается  в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться  к тренингу обучаемых, закреплению  знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально  наглядными и детальными. Главный  их смысл сводится к познанию жизни  и обретению способности к  оптимальной деятельности.
  Хотя  каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь  не один к одному:
  во-первых, он отражает типовые ситуации, которые  наиболее часты в жизни, и с  которыми придется столкнуться специалисту  в процессе своей профессиональной деятельности;
  во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте  стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни; ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни; они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей; такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту, он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
  Подобное  же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается  в том, что он выступает моделью  для получения нового знания о  ситуации и поведения в ней. Такой  кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента. Обучающая  функция кейса, в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой кейс по принципам  создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше  не как метод обучения студентов по основным образовательным программам высшего профессионального образования, а как метод повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов. Доминирование исследовательской функции позволяет достаточно эффективно использовать подобные кейсы в научно-исследовательской деятельности.
  Выделенные  выше источники кейсов являются базовыми, или первичными, поскольку они  определяют наиболее значимые факторы  воздействия на кейсы. Вместе с тем  можно выделить и вторичные источники  формирования кейсов, которые носят  производный характер от описанных  выше базовых источников:
  1. Художественная и публицистическая  литература, которая может подсказывать  идеи, а в ряде случаев определять  сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности студента.
  2. Использование «местного» материала,  как источника формирования кейсов. По мнению многих исследователей  наиболее насыщенное и интересное  обсуждение кейсов о деятельности  разных компаний происходит тогда,  когда компания и ее продукция  имеют определенное личное значение  для студентов. Кейсы о компаниях  «Филипс», «Мацусита», «Кодак», «Саатчи»  и многих других обсуждаются  с большим интересом, если среди  студентов есть представители  этих компаний. Кейс о компании  «Самсунг» идет лучше всего  тогда, когда в группе есть  студенты, которые дома имеют  товары, выработанные этой фирмой. Кейс о развитии лыжного туризма  в Карпатах с наибольшим интересом  обсуждается фанатами горных  лыж, и т.д. 
  Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт тех компаний и те товары или услуги, которые  присутствуют в том или ином виде на национальном рынке. Отечественные  студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и  контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно  тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы действия американских или других иностранных  потребителей. Преподаватель тоже чувствует  себя увереннее, дирижируя обсуждением  кейса, который базируется на местном  материале, поскольку он лучше знает  и область, и само предприятие. При  обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить представителя предприятия.
  3. Научность и строгость кейсу  придают статистические материалы,  сведения о состоянии рынка,  социально-экономические характеристики  предприятия и т.п.; при этом  данные материалы могут играть  роль непосредственного инструмента  для диагностики ситуации, а могут  выступать в качестве материала  для расчета показателей, которые  наиболее существенны для понимания  ситуации. Статистические материалы  размещают либо в самом тексте  кейса, либо в приложении.
  4. Добротные материалы к кейсу  можно получить посредством анализа  научных статей, монографий и  научных отчетов, посвященных  той или иной проблеме. Использование  научной литературы при разработке  кейса придает ему большую  строгость и корректность. Научная  статья обычно характеризуется  углубленным рассмотрением какого  – либо вопроса; научная монография  дает системную, всестороннюю  характеристику предмета исследования; особенностью научного отчета  является актуальность и новизна  материала. Научные публикации  могут выполнять в методе case-study две функции: первая заключается  в том, что научные публикации  и их фрагменты могут выступить  составляющими кейсов посредством  включения их в ткань, а вторая  – в том, что они могут  быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса. 
  5. Неисчерпаемым источником материала  для кейсов является Интернет  с его ресурсами. Этот источник  отличается значительной масштабностью,  гибкостью и оперативностью.  
 
 

Структура кейса и принципы его построения
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
1. Формирование  дидактических целей кейса. Этот  этап включает определение места  кейса в структуре учебной  дисциплины, определение того раздела  дисциплины, которому посвящена  данная ситуация; формулирование  целей и задач; выявление «зоны  ответственности» за знания, умения  и навыки студентов. 
2. Определение  проблемной ситуации.
3. Построение  программной карты кейса, состоящей  из основных тезисов, которые  необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск  институциональной системы (фирма,  организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное  отношение к тезисам программной  карты. 
5. Сбор  информации в институциональной  системе относительно тезисов  программной карты кейса. 
6. Построение  или выбор модели ситуации, которая  отражает деятельность института;  проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор  жанра кейса. 
8. Написание  текста кейса. 
9. Диагностика  правильности и эффективности  кейса; проведение методического  учебного эксперимента, построенного  по той или иной схеме, для  выяснения эффективности данного  кейса. 
10. Подготовка  окончательного варианта кейса. 
11. Внедрение  кейса в практику обучения, его  применение при проведении учебных  занятий, а также его публикацию  с целью распространения в  преподавательском сообществе; в  том случае, если информация содержит  данные по конкретной фирме,  необходимо получить разрешение  на публикацию.
12. Подготовка  методических рекомендаций по  использованию кейса: разработка  задания для студентов и возможных  вопросов для ведения дискуссии  и презентации кейса, описание  предполагаемых действий учащихся  и преподавателя в момент обсуждения  кейса. 
Кейс  должен:
- быть  написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);
- отличаться  «драматизмом» и проблемностью;  выразительно определять «сердцевину»  проблемы;
- показывать  как положительные примеры, так  и отрицательные; 
- соответствовать  потребностям выбранного контингента  студентов, содержать необходимое  и достаточное количество информации.
     Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Требования  к формату и  структуре кейса:
      Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
- наличие  реально существующей ситуации, на основе которой разработан  кейс;
- название  компании, название продукции, описание  продукции, ее особенности; 
- имена  и должности главных персонажей;
- описание  состояния рынка в данной области  (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных  конкурентов (их стратегии, позиции  на рынке, политика маркетинга  и распределения);
- общее  состояние дел в компании, ее  слабые и сильные стороны; дилеры  и партнеры; управленческая стратегия;  организационные отношения; ключевые  фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты  и процессы; финансовое положение  компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.
Информационная  часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий:
- этапы  развития компании, важные моменты  в истории развития, успехи и  неудачи; 
- стиль  работы компании, стиль управления  руководства; 
- краткое  описание проблемы, желательно привести  несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками  событий);
- определенная  хронология развития ситуации  с указанием действий или воздействующих  факторов, желательно оценить результаты  их воздействия; 
- предпринятые  действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
- какие  ресурсы могут быть выделены  на решение данной ситуации.
Методическая  часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
    Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы.
     Как отмечалось выше, кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.
    Студентам раздается на дискете, CD или в виде твердой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без преподавательской записки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.