Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Профессиональная подготовка как формирование психологической системы деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА 
 
 
 
 

Историко-социологический  институт
Кафедра социальной психологии  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Профессиональная  подготовка
как формирование психологической 
системы деятельности 
 
 
 

   

                                          Выполнил: студент 4 курса з/о отд,
                                                      402 группы А.С. Никанов                                                                  
                                          Проверил: Ж.Г. Гаранина
                                                                      

                                                                                             Оценка_____    
 
 
 
 
 

Саранск 2011
 

Содержание 

      Понятие психологической системы деятельности (ДПС)
    2. Навыки, умения и процесс их формирования
    3. Профессиональная подготовка
    4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
    Заключение
    Список использованных источников 

 

    Понятие психологической  системы деятельности (ДПС)
    Психологическая система деятельности (ДПС) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели).
    Важно подчеркнуть, что в психологической  системе деятельности, когда мы говорим  о связях между компонентами, мы имеем в виду, прежде всего, функциональные связи, а не морфологические, т. е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.
    Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем  их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий  деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта; особенностей отдельных психических функций; нейродинамических качеств; свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека, как субъекта деятельности, могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.
    Системогенез  – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. 
 
 
 
 
 

 

     2. Профессиональная подготовка
    Эффективность трудовой деятельности профессионала  в современных условиях становится невозможной без непрерывного образования, способствующего формированию профессиональной пригодности в новых, постоянно изменяющихся условиях современного общества.
    В связи с этим, универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.
    Другой  стороной профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной, деятельности.
        Профессиональное обучение рассматривается как процесс управления деятельностью человека по овладению трудовыми знаниями, умениями, навыками, развитию профессиональных способностей и личности квалифицированного работника в целом.
    Профессиональное  обучение является необходимой предпосылкой становления человека как профессионала – социально компетентной, психологически зрелой личности, отличающейся высоким профессиональным мастерством, определяющим ее способ жизни, особое, профессионально ориентированное, ответственное мировоззрение и чувство присоединения к профессиональной общности.
    Профессиональные знания – это характеризующие особенности конкретной деятельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным и обобщенным отражением действительности.
    Становление профессионала предполагает достижение:
    • социальной зрелости (овладения правовыми  нормами, средствами  совмест-
ной профессиональной деятельности, сотрудничества, принятыми в обществе приемами профессионального общения);
    • личностной зрелости (овладение средствами самовыражения, саморазвития, средствами противодействия профессиональным деформациям, эмоциональному выгоранию личности);
    • деятельностной зрелости (овладения  на высоком уровне профессиональной деятельностью, средствами самореализации и саморазвития личности в профессии, способность к творческим проявлениям своей индивидуальности).
Подобным  образом ориентированное профессиональное обучение предполагает создание условий для усвоения соответствующих знаний, умений и навыков. 
3. Навыки, умения и процесс их формирования

    Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует  переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.               
    Навык автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.
      В психологии трудового обучения  различают следующие виды навыков:
    • сенсорно-перцептивные (навыки восприятия – различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи, определения расстояния и скорости движения на глаз);
    • моторные (двигательные);
    • интеллектуальные (приемы решения задач).
    Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами.
    Первая объединение ряда элементарных движений (или других элементов действия, например, умственных актов) в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, открытый И. П. Павловым, исходя из которого, навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.
    Вторая  черта постепенное устранение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности.
    Третья  черта перемещение внимания с процесса на результат труда. Так, например, овладев навыком письма, человек перемещает внимание с того, как писать, на то, что необходимо зафиксировать на бумаге.
    Четвертая черта формирование ритма выполняемых действий.
    Благодаря ритмичности человек, владеющий  навыком, может работать длительное время без утомления.
    Пятая черта состоит в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы, осознанно ускорять или замедлять его.
    Процесс формирования трудового навыка включает следующие основные этапы:
    1. предварительный этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудиях и условиях труда, образуется ориентировочная основа действий);
    2. аналитический этап этап овладения отдельными элементами действия;
    3. синтетический этап, на котором элементы объединяются в единое целое;
    4. этап закрепления и автоматизации действия, на котором создается возможность переключения внимания с процесса на результат труда и произвольного регулирования темпа работы.
    Навыки  образуются в результате упражнений целенаправленных и систематических повторений действий. Различают упражнения: учебные, направленные на углубление понимания принципа образования навыка, программы действия; тренировочные, обеспечивающие автоматизацию действий и проводящиеся в постепенно усложняющихся условиях.
    Результаты  упражнений могут быть выражены графически, в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия кривой упражнений, позволяющей контролировать не только результат, но и сам процесс усвоения трудового навыка. При построении кривых упражнений по горизонтальной оси откладывают порядковые номера упражнений, а по вертикальной оси какие-либо из количественных показателей (количество  работы, выполненной в единицу времени; количество ошибок, допущенных при выполнении упражнений; количество времени, затраченное на каждое упражнение). Если в качестве показателя успешности выбрано количество работы, выполненной в единицу времени, кривая должна повышаться, поскольку продуктивность работы при правильной организации упражнений возрастает. В других случаях (количество ошибок и времени) кривая должна снижаться.
    На  основе данных о трудностях в освоении навыка выбирают соответствующий прием их снятия:
         учебные упражнения, применяемые при недостаточно четком выполнении или пропуске элементарных действий;
         тренировочные упражнения, к которым прибегают в случае затруднений в освоении темпа, ритма деятельности;
         ввод срочной информации, применяемый в случае недостаточно четкого анализа сигналов обратной связи, поступающих во время выполнения трудовых действий;
         психологически обоснованный инструктаж:, заключающийся в активном воспроизведении словесного содержания полученных инструкций с одновременным выполнением заданных действий; применяется в случае затрудненности объединения в единый образ усвоенных представлении о навыке и непосредственных ощущении, возникающих входе работы;
         письменный инструктаж, к которому прибегают при затруднении в планировании необходимых сложных умственных действий.
    При формировании навыков следует учитывать  факторы и условия их успешного освоения (число и темп упражнений, распределение во времени).
    Факторы, влияющие на успешность усвоения навыка: объективные, субъективные, физиологические, психические.
    Важное  значение для сознательного овладения  навыком имеет знание результатов деятельности, их оценка.
    Выработанные  у человека навыки неизбежно вступают во взаимодействие. В одних случаях старые навыки способствуют овладению новыми, при этом говорят о положительном переносе навыков.
         В других случаях старые навыки тормозят образование новых, происходит их интерференция.
         Проблема переноса навыков является одной из центральных в психологии
профессионального обучения. Основу правильного и успешного  переноса действий на новые объекты  и задачи составляют полученные человеком новые знания. В самом общем виде знания определяют как совокупность воспринятой и усвоенной личностью информации в виде понятий, представлений, суждений о фактах, которая хранится в долговременной памяти и при определенных условиях может быть воспроизведена в устной или письменной форме.
    Установлено, что усвоение знаний происходит в  определенной последовательности, которую необходимо учитывать при организации обучения:
         1. демонстрация (обнаружение) обучаемых предметов или явлений определенного класса;
         2. наблюдение за предметами или явлениями с целью выявления различных свойств и связей;
         3. сравнение выявленных свойств с целью выделения существенных и несущественных;
         4. закрепление выделенных свойств в термине, описывающем данный предмет или явление;
        5. применение термина к различным объектам в ходе упражнений.
    Процесс усвоения знаний имеет специфические  особенности.
    Во-первых, переработка информации начинается не после наблюдения за предметами или явлениями, а в ходе их восприятия. Результаты дальнейшей обработки информации определяются тем, что именно заметил человек в объектах.
    Это зависит от:
    •   строения самого объекта (какие черты в нем наиболее ярко выражены);
    •   личного опыта (какие черты наиболее значимы для человека, характер его предварительных представлений о данном объекте);
    •   методики обучения (какие черты выделяются педагогом, другими обучаемыми или соответствующей литературой).
    Во-вторых, усвоение знаний связано с определенными приемами умственных действий (анализом, синтезом, абстрагированием и пр.), с помощью которых происходит обнаружение, выделение и обобщение существенных признаков усваиваемой информации. На успешность применения этих приемов могут влиять внутриличностные особенности человека потребности и установки.
    На  ход мышления существенно влияют установки, ведущие к шаблонности мышления  (информация используется по привычке, на основании предвзятого отношения к действительности) или к некритичности мышления, когда человек принимает любую предложенную ему информацию, не испытывая потребности проверить ее.
    Иногда  возникает синкретизм мышления, когда изучаемые предметы и явления классифицируются не по существенным признакам, а по случайным чувственным впечатлениям и переживаниям.
    Исследования  показывают, что эти недостатки связаны  с неполным отделением себя от своих мыслей и представлений, а мыслей и представлений от реальности, неумением анализировать собственные мыслительные процессы в связи с неразвитостью рефлексии, приемов умственной деятельности.
    Таким образом, процесс усвоения знаний сложная целостная психическая деятельность, в которой принимают участие многие психические процессы и свойства личности, требующие специального развития.
    На  основе знаний и навыков, относящихся к определенному виду профессиональной деятельности, формируются трудовые умения, под которыми понимают способность человека успешно выполнять действия, соответствующие поставленным целям и условиям деятельности.
    Выделяют  несколько видов обучения умениям:
         проблемное обучение, при котором человеку сообщают необходимую информацию и затем ставят задачи (проблемы) для применения знаний, в процессе самостоятельного решения которых и формируются соответствующие умения;
         алгоритмическое обучение, при котором определяют признаки, позволяющие выявить тип задачи и требуемые для ее решения операции;
         поэтапное обучение, при котором формируют умственную  деятель-
ность, необходимую для применения знаний, при этом приемы умственной деятельности постигают поэтапно.
    Наиболее  перспективным в обучении умениям  является системно-структурный подход, при котором учитываются все специфические особенности профессиональной деятельности человека. В рамках данного подхода не только используются все виды обучения, но и развивается целый комплекс новых методов обучения (моделирование, ролевые и деловые игры, различные виды социально-психологического тренинга и др.).
    Профессиональное  обучение можно считать успешным, когда знания становятся убеждением, их объем эрудицией, навыки и умения – привычкой, развиваются активность, самостоятельность, ответственность, творческое мышление и другие личностные качества, необходимые настоящему мастеру.
    Вопрос  о формировании профессионала неотделим, таким образом, от общей проблемы развития личности в процессе трудовой деятельности и обусловливает необходимость сочетания профессиональной и психологической подготовки.
    Внимание  к духовной стороне профессиональной деятельности и образования находит свое отражение в различении специалистов, владеющих методами, средствами, техниками своего дела, и профессионалов, которые помимо этого обладают высокими нравственными ценностями, идеалами, профессиональной культурой в целом.
 

     4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
      Психологическая  подготовка к профессиональной деятельности рассматривается как подготовка к определенной деятельности (а не к труду вообще) и заключается в формировании тех свойств личности, которые обеспечивают достижение успеха именно в этой деятельности.
    Для развития свойств личности, входящих в определенный блок личности (направленность, возможности, особенности поведения), существует специфический вид психологической подготовки:
    •   формирование позитивного отношения  и мотивов профессиональной деятельности, профессиональных интересов и убеждений;
    •   развитие профессиональных способностей на основе приобретения трудовых знаний, навыков, умений;
    •       формирование индивидуального стиля деятельности на основе психологических особенностей поведения, определяемых темпераментом и характером.
    При этом, как отмечает Г. А. Балл, каждую профессию или группу родственных профессий можно соотнести с ведущим для нее целостным личностным качеством и именно его развитию уделять наибольшее внимание. Ядром такого качества, духовным стержнем личности профессионала является определенная ценностно-мотивационная доминанта, определяющая, в частности, профессиональную направленность. Например, для личности ученого в ее качестве выступает направленность на поиск истины (рационально обоснованным способом, приемлемым для научного сообщества), для личности инженера стремление найти самый совершенный технический объект (или обеспечить его самое эффективное функционирование);для личности художника стремление выразить значимые для него смыслы художественных образах и привлечь к этим смыслам людей, воспринимающих его творения.
    Вокруг  этой доминанты концентрируются  инструментальные ценности, необходимые для реализации соответствующей направленности личности.
    В целом, приходит к выводу Г. А. Балл, специалист в любой профессии должен подходить к познанию действительности как ученый, к творческому фантазированию как художник, к организации деятельности (своей и других людей) – как менеджер. Значение профессиональных знаний, умений, навыков при этом остается большим, но они рассматриваются прежде всего как средства, инструменты реализации профессиональной направленности. Кроме того, повышается удельный вес тех знаний, умений и навыков, которые смогут обеспечить профессиональное и личностное самосовершенствование, творческую профессиональную деятельность.
    В результате психологической подготовки формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности как системное качество личности, являющееся важным условием успешной профессиональной адаптации, профессионального становления и развития человека.
      "Специалист" – это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств. Данная трактовка понятия "специалист" задает определенную структуру его действий – воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.
    "Профессионал" – характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся "рефлексия" и "деятельностный способ существования". Профессионал есть результат самоактивности человека.
    "Профессионализация" как психологическая категория отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути.
    Профессионализация  субъекта деятельности является процессом  динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.
 

     Заключение
           Правильно выбранная профессия предоставляет человеку возможность реализовать себя как личность. В процессе выбора профессии выделяют несколько периодов: фантазии, пробных выборов, реалистического выбора. Процесс выработки и принятия решения включает следующие этапы: постановка проблемы выбора профессии; определение источников информации, круга компетентных лиц для принятия решения о выборе профессии; сбор необходимой информации; обобщенное представление о ситуации выбора профессии; поиск и оценка вариантов профессионального самоопределения; выбор профессии.
       Одним из условий правильного  выбора профессии является профессиональная ориентация, представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах.
       Выделяют несколько подходов в решении задач профессиональной ориентации: диагностический, воспитательный и наиболее перспективный, личностно-ориентированный, позволяющий сместить акцент с профессиональной ориентации как системы управления на профессиональную само ориентацию как важную предпосылку личностного и профессионального совершенствования, предотвращения профессиональной деформации личности.
    В структуре профессиональной ориентации выделяют следующие компоненты: профинформация, профотбор и профконсультация. В результате их реализации возможно получение объективной информации о мире профессий и требованиях, предъявляемых ими к человеку; прогностическая оценка степени взаимной пригодности человека и конкретной профессии; выявление индивидуализированной структуры личностных качеств, позволяющей объективно проанализировать сложности на каждом этапе выбора профессии, вычленить позитивные и негативные тенденции в подготовке к профессии, пути организации профессионального обучения.
    Профессиональное  обучение рассматривается как процесс  управления деятельностью человека по овладению трудовыми знаниями, умениями, навыками, развитию профессиональных способностей и личности квалифицированного работника в целом. Профессиональное обучение является необходимой предпосылкой становления человека как профессионала, обеспечивая его готовность к достижению социальной, личностной и деятельностной зрелости на основе овладения соответствующими знаниями, умениями, навыками.
    Важно знать психологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков. Навык дает возможность переключить внимание с процесса на результат трудовой деятельности, произвольно регулировать темп и ритм работы. Установлена зависимость успешности усвоения навыка от количества и темпа упражнений, распределения их во времени и от знания результатов усвоения, которые можно изобразить графически в виде кривой упражнений. Установлено, что возможно как негативное ("интерференция"), так и позитивное ("перенос навыка") влияние ранее усвоенных навыков на формируемые.
    Основу  положительного переноса действий составляют полученные человеком знания, формируемые в определенной психологически закономерной последовательности, требующей учета при организации профессионального обучения. Процесс усвоения знаний сложная целостная психическая деятельность, в которой принимают участие многие психические процессы и свойства личности, что обусловливает необходимость их специального развития.
    На  основе знаний и навыков, относящихся  к определенному виду профессиональной деятельности, формируются трудовые умения, обеспечивающие способность человека успешно выполнять действия в соответствии с целями и условиями труда. Наиболее перспективным в обучении признается системно-структурный подход, на основе которого развиваются моделирование, ролевые и деловые игры, социально-психологический тренинг.
    Особое  внимание в профессиональном обучении необходимо уделять духовным аспектам профессиональной деятельности, психологической подготовке к труду, формирующей психологическую готовность к трудовой деятельности, являющейся необходимым условием успешной профессиональной адаптации становления и развития человека, его личностного и профессионального самосовершенствования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.