На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение 

1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность  расходов  бюджета на социально-культурные  нужды
1.2. Система  финансирования расходов в непроизводственной  сфере
1.3. Проблемы  финансирования социально-культурных  расходов  

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы  финансирования  расходной части  бюджета на примере раздела «Образование»
2.2. Методология  планирования  расходов бюджета г. Н.Новгорода  по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное  финансирование на основе прямых  и косвенных расходов 

ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка  использования расходов бюджета с учетом риска
3.2. Применение  современных методов  управления  расходами бюджета на основе прямых и косвенных затрат 

Заключение
Список  литературы 

Введение 

    Актуальность  работы обусловлена тем, что огромную роль федеральный бюджет играет в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике. Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.
    Цель  работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере
3. Выделение проблем финансирования социально-культурных расходов
4. Анализ  управления расходами бюджета  Нижнего Новгорода на социально-культурную сферу     на  примере раздела «образование»
5. Применение  современных методов управления расходами бюджета на социально-культурную сферу  (на примере раздела образование) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ  РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  СФЕРЫ.
1.1. Сущность расходов  бюджета на социально-культурные  нужды.
    Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
  Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
   Составным элементом планирования  и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
   В современных условиях все  большее значение приобретают  укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
   Бюджетные нормы подвергаются  изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.
   В соответствии с законодательством Р.Ф. сфера образования признана приоритетной.
   Схема финансирования государственного  и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.
    Эти расходы позволяют государству  поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.
    Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются  ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из федерального бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства, детства и т.д. расходы бюджета на выплату социальных пособий – одна из форм поддержки беднейших слоев населения, которая очень ценна в условиях, когда по официальной статистике около трети населения страны находится за чертой бедности. 
    Все эти и многие другие проблемы привели  к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь – для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования  должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране. 
 
 

1.2. Система финансирования  расходов в непроизводственной  сфере
       В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.
       Развитие  социальной инфраструктуры зависит  от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределение между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
       В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников:
1)бюджета
2)внебюджетных фондов
3)средств предприятий и населения.
       Общественные  фонды потребления  – это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на социальную инфраструктуру. Главное их назначение – социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
       Бюджетные ассигнования. Более 2\3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. Поэтому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:
    на социально-культурные мероприятия
    жилищно-коммунальное хозяйство.
       К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-культурных мероприятий обычно относят:
    расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);
    расходы на здравоохранение;
    расходы на науку;
    расходы на социальное страхование;
    расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников;
 
 
 
 
 
    1.3. Проблемы финансирования  социально-культурных  расходов
      Финансирование  бюджетных учреждений и централизованных мероприятий, осуществляемых за счет средств бюджета,   проводится по утвержденным для них сметам расходов.
      Различают следующие принципы сметного планирования:
      1) Органическая связь  с  планом  социально-экономического развития региона;
      2) Строго целевое назначение бюджетных   ассигнований;
      3) Соблюдение режима экономии в  расходовании средств;
      4) Проведение вышестоящими организациями  и финансовыми органами систематического контроля финансовой  деятельности бюджетных учреждений.
      Расходование  бюджетных средств без утвержденной в  установленном порядке сметы расходов не допускается.
      По  учреждениям, которые находятся  на  районных, городских, сельских и поселковых бюджетах и обслуживаются централизованными бухгалтериями, могут составляться  сметы  расходов (в целом по соответствующему параграфу бюджетной  классификации):
      - по однотипным мелким учреждениям  - ветеринарным  участкам и пунктам,  клубам, библиотекам,   фельдшерско-акушерским  пунктам и другим;
      - по однотипным крупным учреждениям,  если их хозяйственное обслуживание осуществляется централизованно  через  специальные группы хозяйственного обслуживания;
      - на содержание аппаратов  администрации
      При необходимости указанные выше руководители могут  поручать утверждения смет расходов своим заместителям.
      Сметы расходов учреждений, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями, составляются  учреждениями  при участии главных бухгалтеров или  экономистов  централизованных бухгалтерий, рассматриваются и утверждаются  в  вышеуказанном порядке.
      По  некоторым учреждениям, которые  имеют в соответствии с действующим законодательством вместе с бюджетными ассигнованиями на их содержание поступления внебюджетных средств, которые направляются на финансирование расходов этих  учреждений, сметы расходов составляются на полную сумму расходов  с определением всех источников финансирования.
 Проблема  оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня остается одной из самых острых. Особенно значима эта проблема для образовательного сектора. По данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2006 году расходы муниципальных бюджетов на образование составили 235,5 млрд. руб., или 32% от расходов местных бюджетов. По отдельным муниципалитетам доля расходов по разделу «Образование» превышает 50% расходов их бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА  НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ  РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
    2.1. Проблемы финансирования  расходной части  бюджета на примере раздела «Образование»
    В Нижнем Новгороде 581 образовательное учреждение. Детей дошкольного возраста в Нижнем Новгороде - 77228 человек. Всеми формами дошкольного образования охвачено - 82 % (2006 год - 76,6 %). Школьников в городе — 129987 человек, в том числе [19, с. 58]:
в общеобразовательных  школах - 123462 человек
в школах-интернатах - 3400 человек
в вечерних школах - 2709 человек
образование:
2005 год —  27 %
2006 год —  27 %
2007 год —  29,5% (проект)
    Увеличение  финансирования позволило значительно  улучшить состояние зданий, соблюдение санитарных и противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях.
    По  статье «Капитальный ремонт» финансирование составило 30636,9 тыс. руб., по статье «Текущий ремонт» - 33835,6 тыс. руб. За счет этих средств  удалось подготовить образовательные  учреждения к началу учебного года с минимальным количеством замечаний служб государственного санитарного и противопожарного надзора.
        По программе «Образование г.  Н. Новгорода: новое качество  развития на 2005-2007гг.» в бюджете 2006 года были запланированы средства в сумме 7 млн.руб., которые реализованы полностью на: приобретение ученической мебели для начального звена в 194 школы на сумму 4117,0 тыс. рублей. Централизованно мебель в школы не поставлялась более 10 лет;
обеспечение школ спортивным инвентарем на сумму 2250,0 тыс. рублей (доля города - 1125,0 тыс. рублей). Приобретены лыжи, лыжные ботинки, мячи, маты, наборы для игры в теннис. На сумму 10,0 млн.руб. спонсорских средств приобретен спортинвентарь и экипировка для детских спортивных и общеобразовательных школ города;
обеспечение школьных библиотек медиатеками - 34 комплекта на сумму 1,020 млн руб. (доля города- 255,0 тыс.руб.);
    Оплачена  полностью целевая программа  по компьютеризации школ - 59 классов на сумму 14,4 млн..руб. (доля города — 7,2 млн. руб).
    По  совместной программе с министерством образования и науки Нижегородской области «Школьный автобус» школа №146 Московского района получила автобус марки ПАЗ-32053 стоимостью 453,0 тыс.руб., в том числе 226,5 тыс.руб. составляет доля города.
    По  совместной программе с комитетом по физкультуре и спорту «Комплекс мер по развитию ДЮСШ» приобретено спортоборудование, экипировка спортсменов и другое оснащение на сумму 653,7 тыс.руб.
    Приобретено 78900 учебников для 6-11 классов на сумму 5,0 млн.руб. (для сравнения: 2006г. — на 3,5 млн руб.)
    Приобретено оборудование для пищеблоков школ и  дошкольных учреждений на сумму 10071,0 тыс.руб.
Расходы бюджета города на проведение противопожарных  мероприятий:
2005 г. - 1200,0 тыс.  руб.
2006 г. - 9200,0 тыс.  руб.
2007г.-24443,0 тыс.  руб.   (9775,0 тыс.руб.-  городской бюджет;   14668,0  тыс.руб.   - областной бюджет). (проект)
    Расходы на укрепление материально-технической  базы позволили провести более успешно лицензирование образовательных учреждений. В 2005 году получили лицензию 107 образовательных учреждений. В 2006 году — 173. По состоянию на 1 января 2006 года имеют лицензии 94% образовательных учреждения.
    Реорганизовано  МДОУ «Детство» в Автозаводском  районе, на базе которого созданы 76 муниципальных дошкольных учреждений. Приняты в муниципальную собственность 8 дошкольных учреждений ГЖД, 1- Нижновэнерго.
    В 2006 году созданы 14 групп кратковременного пребывания, функционируют группы круглосуточного пребывания детей в 19 дошкольных образовательных учреждениях. Открыты вновь 9 дополнительных групп.
    Для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с туберкулезной интенсификацией, неврологическими и другими заболеваниями функционируют 319 специальных групп.
    Вместе  с тем, в связи с расширением  строительства в отдельных микрорайонах появилась проблема очередности на получение мест в ДОУ. На конец года она составляла 907 человек. С целью решения проблемы дефицита мест дополнительно в 2006 году открыты в ДОУ 9 групп. Вместе с тем, необходимо строительство новых дошкольных учреждений.
    Городская система образования обеспечивает широкий спектр образовательных услуг и вариативных образовательных программ. В городе функционируют 8 гимназий, 18 школ с углубленным изучением предметов. Победителями регионального этапа «Лучшие школы России» стали лицей № 40, лицей № 38. Победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» стал лицей № 87.
    - Среди учащихся 1-8, 10 классов похвальными  листами награждены 3680 отличников учебы.
   -  Среди   выпускников   11   классов  322  награждены золотой медалью,  694-серебряной.
188 школьника  (это 62% от числа всех победителей  в области) стали победителями областной олимпиады, 14 - победителями Всероссийских олимпиад. 30 одаренных детей победители олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований получают стипендии мэра г. Н. Новгорода.
    Социальное  сиротство стало неотъемлемой частью современной Российской жизни. На учете в районных органах опеки и попечительства стоит 4323 человек, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
2290   чел.   (52,7%)   -  дети,   воспитывающиеся   в   семьях   под   опекой (попечительством)
1373 чел. (31,1%) - дети, усыновленные посторонними  гражданами
4 чел. (0,009%) - дети, воспитывающиеся в приемной семье
10 чел. (0,25%) - дети, воспитывающиеся в детских домах семейного типа
643    чел.    (16,2%)    -    дети,    нуждающиеся    в    семейном    устройстве, воспитанники детских  домов и школ-интернате в   течение  2006  года  выявлено  и  учтено  996  детей,   оставшихся  без   попечения родителей, из них устроены:
-   под  опеку (попечительство) - 360 чел. (36,2%)
-   на  усыновление - 60 чел. (6%)
-   возвращены  родителям - 80 чел. (8%)
    -   в учреждения для детей-сирот,  детей, оставшихся без попечения  родителей -244 чел. (24,5%)
-   в учреждения  профессионального образования  - 24 чел. (2,4%)
-   выбыли  по иным основаниям - 15 чел. (1,5%)
    -   остались неустроенными на конец  года - 213  чел.  (21,4%) (находятся   в лечебно-профилактических учреждениях,  учреждениях социальной защиты населения
и др.)
    Из  школ-интернатов, детских домов в 2006 году выпущено 162 воспитанника, 135 имеют закрепленное жилье, 27 получили койко-место в общежитии.
    Общее количество учащихся, занимающихся в  учреждениях дополнительного образования — 98.582(74,4%)
    В общеобразовательных учреждениях  работают 2 594 кружка (2006г.- 2 585), в учреждениях  дополнительного образования — 1711 кружков (2006г.- 1680).
    По  итогам 2006 года на 4,1% сократилось количество преступлений, совершенных школьниками города.
      В течение 2006 года были реализованы следующие программы:
      Программа организации льготного питания  студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. На реализацию данной программы из бюджета города были выделены 1 200 000 рублей. Финансирование осуществляется в полном объеме. 700 студентов ежемесячно получают талоны. Стоимость одного талона- 10 рублей. С 2007 года на реализацию данной программы в бюджете города запланировано 1 700 000 рублей, что позволит увеличить количество питающихся студентов до 850 человек
      Программа городских персональных стипендий  им К. Минина и Д. Пожарского для одаренных  студентов высшего профессионального  образования. 150 стипендий по 200 рублей ежемесячно. Из бюджета города на реализацию данной программы выделяется 360 000 руб. в год.
      Программа городских персональных стипендий  для социально-незащищенных категорий  студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. 140 стипендий по 100 рублей. На реализацию, данной программы из бюджета города выделяется 168 000 руб. в год.
      Программа персональных стипендий одаренным  детям 30 человек по 100 рублей. Из бюджета  города выделяется 36 000 рублей в год. Итого на выплату стипендий выделено 564 000 рублей в год
      Повышение статуса, материальной обеспеченности работников образования.
    Заработная  плата учителям города выплачивается  в полном объеме и своевременно. Бюджетом города финансируется программы  «Педагогические кадры» и «Целевая профессиональная подготовка молодежи из малообеспеченных семей» на сумму 6 млн. рублей. В рамках этих программ только в этом году 165 выпускников школ города поступили за счет бюджета в ВУЗЫ. А всего за счет города обучается более 500 человек. Кроме этого, получают высшее образование 34 педагогических работника.
   Установлены надбавки молодым специалистам на 1 год до первой аттестации (оплата по 12 разряду). Разработано городское Положение о материальном стимулировании работников муниципальных образовательных учреждений. Второй год надтарифный фонд в фонде заработанной платы оплачивается полностью во всех районах города. В рамках реализации городской программы выделяются льготные путевки педагогическим работникам (отдых на теплоходе, в пансионате «Лесной курорт» Выделение квартир работникам  бюджетной  сферы.  В 2006 году выделено -24 квартиры, в т.ч. 15 учителям.
    Педагогические  работники, достигшие наивысших  результатов, отмечаются ценными подарками на приеме мэра г. Н. Новгорода, в дни профессиональных праздников - 1810,0 руб.
      2.2. Методология планирования  расходов бюджета  г. Н.Новгорода   по разделу  «Образование» в  условиях нормативного  финансирования 

          Отсутствие текущего анализа  норматива финансовых затрат на единицу услуги не позволяет оперативно реагировать (прежде всего, на стадии планирования бюджета) на происходящие изменения, что сегодня явилось одной из причин развивающейся общей диспропорции между объемом социальной услуги и объемом финансовых ресурсов социальной сферы, складывающейся в результате совместного влияния отдельных составляющих.
   В условиях инфляции и значительных различий в уровнях цен на продовольственные и промышленные товары по регионам России основным требованием является то, что нормативными должны быть соотношения расходов, а не их абсолютная величина. Это требование предполагает возможность широкой дифференциации фактических объемов финансирования на основе нормативов, единых для различных учреждений образования.
Этапы   расчета   нормативов   бюджетного   финансирования 
образовательных учреждений: 
        1 этап - подготовка исходных данных:

-   количество  учащихся (воспитанников); 
-   количество  классов (групп); 
-   количество  педагогических ставок;  
-   количество  остального персонала (по группам); 
-   по  ETC определяется средний разряд по группам персонала;
    -   количество  ставок, приходящихся на одного  учащегося (воспитанника) по группам персонала;
    -   количество  учебных  часов,   приходящихся  на  одного  педагога  в
    неделю.
2 этап  - расчет средств на оплату труда :
    Исходная  база - средний разряд по группам  персонала, ставка за нормо-час по ETC:
    - определяются тарифная и надтарифная  части заработной платы по  каждой группе персонала;
    - к сумме тарифной и надтарифной частей прибавляются компенсационные выплаты: на книгоиздательскую продукцию, районные коэффициенты, прочие надбавки;
    - планируемая среднемесячная заработная  плата складывается из тарифной, надтарифной частей и компенсационных выплат;
   - определяемая сумма средств на  аттестацию и повышение разрядов  по группам персонала (за исключением  обслуживающего персонала) - 10% к  среднемесячной зарплате;
    - определяется общий фонд заработной  платы в месяц на одну ставку по каждой группе персонала.
3 этап - расчет норматива:
   Исходная  база- количество ставок, приходящихся на одного учащегося (воспитанника), по каждой группе персонала, а также общий фонд заработной платы в месяц, приходящийся на одного учащегося, по каждой группе персонала:
-   устанавливаются экономические нормативы на фонд оплаты труда;
- определяется  фонд заработной платы по количеству  ставок, приходящихся на одного учащегося, по каждой группе персонала;
- определяется  фонд оплаты труда (заработная  плата с начислениями)-ФОТ;
- определяется фонд материального обеспечения (ФМО) в соответствии с экономическими нормативами на фонд оплаты
   Бюджет  отрасли «Образование» делится  на две части: нормативный и целевой бюджеты.
    Составляющие  расчетной базы норматива следующие:
1)заработная плата с начислениями;  
2)расходы материально характера: питание, транспортные услуги; 
3)ГСМ;

4)прочие текущие расходы;
5) прочие расходные материалы;
6)командировки; 
7)оплата услуг связи;

8)трансферты.
    Целевая часть бюджета включает в себя следующие составляющие:
    1)методическая литература;
    2)капитальный ремонт;
    3)приобретение оборудования;
    4)коммунальные расходы;
    5)централизованные средства;
    6)учебники;
    7)летние и другие мероприятия.
   При исполнении целевой части бюджета  заявка на финансирование составляется департаментом образования на основании заявок от руководителей ОУ и районных органов управления образованием.
   Предполагается  следующий механизм планирования затрат и объемов финансирования образовательных учреждений.
    1. Нормативный  бюджет:
    Проект бюджета на финансовый год утверждается Городской думой города Н. Новгорода. Департамент финансов и налоговой политики определяет нормативную часть бюджета по типам и видам ОУ. Норматив по заработной плате определяется по каждому ОУ. Норматив по расходам материального характера формируется по схеме: общий объем ассигнований но статьям делится на количество учащихся, воспитанников.
    2. Целевая часть бюджета распределяется  районными финансовыми управлениями, ЦБ УО и МП по каждому  ОУ, исходя из потребностей с учетом бюджетной обеспеченности, и включается в смету ОУ.
   Планирование  и финансирование расходов муниципальных  образовательных учреждений производится с 1 февраля 2006 года с использованием системы нормативов, определенных в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательных учреждений, обеспечивающих организацию учебного процесса и материальное содержание обучающихся. Формирование нормативов и последующее финансирование образовательных учреждений осуществляется в соответствии с настоящей методикой.
    Порядок расчета нормативов финансирования.
   Система нормативов финансирования рассчитывается, исходя из утвержденных размеров ассигнований в бюджете г. Н. Новгорода, на соответствующий год согласно следующей методике.
1)Норматив финансирования заработной платы.
    Заработная  плата с начислениями рассчитывается, исходя из утвержденных тарификаций и штатов образовательных учреждений с формированием фонда оплаты труда по каждому образовательному учреждению.
2)Норматив материальных расходов.
   Общий объем средств, необходимых для  финансирования расходов материального характера, включенных в состав нормативной части бюджета, определяется путем вычитания из общей суммы ассигнований на финансирование образовательных учреждений.
    Порядок формирования сметы образовательных учреждений.       
   Смета каждого образовательного учреждения включает в себя нормативную часть и целевую. Нормативная часть рассчитывается на основе нормативов на заработную плату и норматива материальных расходов. Поквартальное распределение сметных ассигнований производится на основе прогноза исполнения доходной части бюджета с учетом особенностей формирования потребности в финансовых ресурсах различных типов и видов образовательных учреждений (летний период отпусков педагогических работников, сезонный характер финансирования питания, ремонта и др.).
    Расходы на заработную плату формируются, исходя из установленного размера норматива на заработную плату путем его умножения на среднегодовой контингент обучающихся, воспитанников согласно утвержденным отчетным показателям.
    Расходы материального характера формируются  путем умножения установленного норматива материальных расходов на среднегодовой контингент обучающихся, воспитанников образовательного учреждения согласно утвержденным отчетным показателям.
   Распределение материальных расходов по статьям бюджетной  экономической классификации в пределах средств по нормативу осуществляется образовательным учреждением самостоятельно.
   Статьи  расходов, входящие в состав целевой части бюджета, включаются в смету образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований с учетом потребности образовательного учреждения и бюджетной обеспеченности согласно методике, предлагаемой департаментом финансов и налоговой политики г. Н. Новгорода.
   В случае изменения среднегодовых  показателей контингента учащихся возможно изменение нормативной  части сметы образовательного учреждения согласно утвержденным нормативам финансирования.
    4)Порядок финансирования образовательных учреждений.
    Финансирование  образовательных учреждений осуществляется с учетом заявок на финансирование в пределах сметных ассигнований и поквартальной разбивки.
   График  документооборота и порядок формирования заявок согласовываются с департаментом финансов и налоговой политики и утверждаются приказом директора департамента образования.
    4.1. Заработная плата финансируется  в соответствии с графиком  финансирования зарплаты по определенным срокам выплаты заработной платы по районам. График утверждается директором департамента образования администрации г. Н. Новгорода и согласовывается с директором департамента финансов и налоговой политики администрации города Н. Новгорода.
    4.2. Материальные расходы образовательных  учреждений финансируются единой суммой на соответствующие счета образовательных учреждений или обслуживающих их согласно договорам на бухгалтерское обслуживание централизованных бухгалтерий в пределах сметных ассигнований.
   Разбивка  по статьям бюджетной классификации  в пределах нормативной части  материальных расходов производится образовательным учреждением самостоятельно.
   В случае аварийных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств возможно выделение дополнительных объемов  финансирования конкретных образовательных  учреждений с последующим уточнением сметных ассигнований.
    4.3. Финансирование целевой части  бюджета производится в порядке,  утвержденном департаментом финансов и налоговой политики администрации г. Н. Новгорода.
    (Приложение  № 1 к приказу департамента  образования г. Н.Новгорода от 27.01.2006 г. №24.)
    Составляющие  расчетной базы норматива:
    Заработная  плата с начислениями - 1100100/110200.
    Расходы материального  характера:
    Питание -110330.
    Транспортные  услуги -110500.
    ГСМ- 110340. 
    Прочие текущие  расходы-111000.
    Прочие расходные  материалы - 110350.
Командировки -110400. г  
Оплата услуг связи-110600.

Трансферты -130330.
   Приложение  №2 к приказу департамента образования  г. Н.Новгорода от 27.01.2006 г. №24.
   Среднегодовой  расчетный норматив на одного  обучающего, воспитанника (ФОТ, начисления и материальные затраты):  
ДОУ-9093руб.

ОУ -  4030руб.
ШРМ-3080руб.
Детский дом-58 200руб.  
Школа-интернат - 29 000 руб. 
Спец. школы - 11 400 руб. 
Внешкольные учреждения - 24 200 руб.

Норматив финансирования материальных расходов на одного обучающегося, воспитанника: ДОУ - 2 697 руб. ОУ-433руб. ШРМ-244руб. Детский дом - 22106 руб. Школа-интернат - 8 664 руб. Спец. школа - 1 983 руб. Педагогический колледж - 1 707 руб.
Недостатки  данной методики:
   - планирование и финансирование  общей суммой (без структурной  разбивки) открывает возможность неэффективно расходовать средства бюджета;
    - предлагаемый норматив может  привести к нерациональному расходованию средств, связанных непосредственно с процессом обучения;
   - отсутствие возможности реалистичного  планирования и финансирования расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива (повышение заработной платы, рост коммунальных услуг осуществляются непропорционально и неравномерно);
   - потенциальная опасность некорректного  изменения норматива в связи  с инфляцией. 

    2.3. Нормативное финансирование  на основе прямых  и косвенных расходов 

    Деятельность  бюджетных организаций заключается  в предоставлении населению административно-территориальных образований определенных видов бюджетных услуг. Бюджетная деятельность организаций сопровождается различными видами расходов относительной значимости. В соответствии с действующей Бюджетной классификацией РФ расходы бюджетных учреждений можно сгруппировать на 2 категории:
Прямые (переменные) бюджетные расходы;
Косвенные (постоянные) бюджетные расходы.
    Группировка расходов на прямые и косвенные позволяет:
    1. Оптимизировать бюджетные расходы  и бюджетное финансирование учреждений.
   2. Проанализировать достаточность  объема бюджетного финансирования.
   3. Определить уровень бюджетного  финансирования учреждения в  случае изменения количества потребителей бюджетных услуг.
   Данная  группировка затрат позволяет провести производственный анализ бюджетных учреждений. Группировка прямых и косвенных расходов представлена в таблице 3.
Таблица   3
Группировка прямых и косвенных затрат бюджетных  учреждений.
Прямые расходы Код по ЭКР Косвенные расходы Код по ЭКР
1 2 3 4
1 . Оплата труда 110100 1.  Командировки  и  служебные разъезды И 0400
2. Начисления на фонд оплаты  труда   (единый   социальный    налог), включая  тарифы  на  обязательное социальное страхование от несчастных   случаев   на   производстве   и профессиональных заболеваний 110200 2. Транспортные  услуги И 0500
3.  Приобретение предметов  снабжения и расходных материалов 110300 3. Оплата услуг  связи 110600
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы 110310 4. Оплата коммунальных услуг 110700
Мягкий  инвентарь и обмундирование 110320 Оплата содержания помещений Ч 10710
   Подразделение расходов на прямые и косвенные является условным, по 
скольку более приближенным к действительности было бы выделение прямых, косвенных и полупрямых расходов (рис. 1)
 

    Расходы 


        Полупрямые  расходы
            Прямые  расходы
            Постоянные  расходы
        Число потребителей, бюджетных услуг
          Рис. 1. Категории  расходов и их динамика  
Полупрямые расходы представляют собой расходы, меняющиеся скачкообразно, т.е. стабильные при варьировании числа потребителей бюджетных услуг в некотором интервале и меняющиеся при изменении числа потребителей бюджетных услуг за пределами данного интервала. В качестве примера можно привести транспортные расходы.

    Определение оптимального количества потребителей бюджетных услуг и оптимального уровня их финансирования
    Метод определения оптимального количества потребителей бюджетных услуг заключается в расчете для каждого вида бюджетных учреждений оптимального количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивающего деятельность бюджетного учреждения в рамках предоставляемого объема бюджетного финансирования.
    Оптимальным считается финансирование такого числа  потребителей бюджетных услуг, при котором функционирование бюджетного учреждения осуществляется в пределах общих и прямых среднеобластных финансовых затрат в расчете на единицу потребителя бюджетной услуги.
    При финансировании оптимального количества потребителей бюджетных услуг объем фактического финансирования равен произведенным расходам.
    Зная  доходы бюджета и стоимость содержания единицы потребителя бюджетных  услуг, можно рассчитать критическую  точку количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивая при этом бездефицитность бюджета. Значение критической точки  позволит определить степень дефицитности (профицитности) бюджета. Если при расчетах окажется, что в административно-территориальном образовании содержание числа потребителей бюджетных услуг не достигает критической точки, то такие виды расходов повлекут за собой отток доходов с других видов расходов или перефинансирование за счет других мероприятий.
    Аналитическое представление рассматриваемого метода определяется суммированием прямых и косвенных расходов и основывается на следующей базовой формуле:
               Ф = Пр + КР, где (2.1) 
    Ф - объем бюджетного финансирования; 
    Пр - прямые бюджетные расходы; 
    Кр - косвенные бюджетные расходы.

    Для преобразования формулы (2.1) введем следующие  показатели: 
К - количество потребителей бюджетных услуг; 
К, - оптимальное количество потребителей бюджетных услуг; 
фед - среднеобластное бюджетное финансирование на единицу бюджетной услуги; 

   Поскольку оптимальным количеством потребителей бюджетных услуг можно считать фактически сложившееся количество потребителей данной услуги в данном административно-территориальном образовании (количество учащихся в школах, количество детей в детских садах и т.д.), то:
    К0 = Кр/(ФЕД-ПРЕД).  (2.2.)
   Соответственно, оптимальное бюджетное финансирование при оптимальном количестве потребителей бюджетных услуг будет определяться по следующей формуле:
Ф0 = К0 -пред +Кр. (2.3)
    Показатель  Ф0 в этой формуле характеризует оптимальный объем финансирования в стоимостном выражении.
    Например, прямые расходы на единицу потребителя бюджетных услуг равны 5,6 тыс. руб. в год, косвенные - 13 000 тыс. руб. Отсюда:
    Ф0 = 5,6 тыс. руб. • К + 13000 тыс. руб.
    При наличии потребителей бюджетных  услуг в количестве 1500 единиц общие  расходы бюджета составят:
    Ф0 = 5,6 тыс. руб. • 1500 + 13000 тыс. руб. = 21400 тыс. руб.
    Структура норматива является важным фактором при формировании расходов бюджетов на очередной финансовый год. Поскольку структура расходов позволяет реально сформировать объем финансовых ресурсов в соответствии с индексом инфляции, ростом цен на энергоносители, повышением заработной платы и изменением других затрат.
    Достоинством  предлагаемого нового механизма  финансирования являются:
    - прозрачность  структуры расходов;
    - возможность реалистичного планирования  и финансирования расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива;
    - снижения потенциальной вероятности  некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.
    В законодательной базе, определяющей процесс бюджетного финансирования, отсутствует механизм, который позволил бы с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономности расходования бюджетных средств и, следовательно, снижает эффективность их использования.
   Приоритеты  современного бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы в разрезе конкретных статей расходов определяются следующим образом:
    - оплата  труда,
    -  начисления,
    - трансферты  населению,
    - оплата  коммунальных услуг,
    - остальные  виды расходов.
    Сложившаяся в последние годы порочная практика недофинансирова-ния расходов, а впоследствии - планирование расходов на предстоящий финансовый год с учетом «выполненного» плана за предыдущий год и планируемым коэффициентом инфляции, приводят к резкому уменьшению бюджетных расходов. В худшем случае оказываются учреждения, которые финансируются по остаточному принципу.
    Необходимость реформирования и совершенствования  финансирования учреждений социально-культурной сферы обусловлена решением следующих задач:
    - обновить  содержание и повысить качество,
    - улучшить социальное положение  и повысить оплату труда персонала  бюджетных учреждений,
    - перейти к новым экономическим  отношениям в этой сфере, в  полной мере использовать возможности рыночных механизмов.
    Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:
     1. совершенствование нормативно-методической  базы бюджетного финансирования,
    2. дальнейшее развитие и совершенствование  организационно-правового и экономического  механизма функционирования учреждений социальной сферы:
    - создание системы гарантированного  уровня финансирования бюджетных учреждений,
    - введение нормативного финансирования  бюджетных учреждений с учетом индексации,
    - создание необходимых условий  и стимулов для привлечения  дополнительных средств,
    - придание всем бюджетным учреждениям  статуса юридического лица (самостоятельно хозяйствующего объекта),
    - рационализация  использования бюджетных средств,
    - привлечение  внебюджетных источников финансирования.
    В условиях дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики и социальной сферы необходимо жесткое нормированное распределение имеющихся у государства бюджетных ресурсов. В основу нормированного распределения ресурсов должна быть положена объективная система показателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государственных социальных стандартов и социальных норм. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во-вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.
         Денежные нормативы должны ежегодно  пересматриваться на основе экспертизы расходов социально - культурной сферы за прошедшие годы с учетом сложившейся экономической и демографической ситуации, с учетом специализации объектов социально - культурной сферы, а также географических и социально - экономических особенностей. Недолгий опыт внедрения нормативного финансирования показал явное снижение качества сметного планирования, а также продемонстрировал полное бесправие бюджетных учреждений в этих условиях. Стабильность бюджетного учреждения основывается на расчете потребности в бюджетных средствах. Для этого должен быть введен норматив бюджетного финансирования [21].
    В целом же для улучшения качества финансирования бюджетных учреждений необходимо реформирование распределения расходов бюджета по уровням бюджетной системы.
    Необходимо  совершенствовать технику распределения средств между бюджетами, разрабатывать эффективные методы финансирования, нужны объективные формулы, стандарты, нормативы.
    Расходы, имеющие наибольший риск, считаем  целесообразным формировать на уровне регионального (областного) бюджета. Расходы, имеющие невысокий риск, необходимо финансировать за счет средств местных бюджетов.
    Дополнительным  критерием определения расходов, финансируемых за счет средств местных  бюджетов, должно быть установление его  финансовой устойчивости.
   Таким образом, когда рисковые расходы  будут финансироваться из вышестоящего бюджета, а расходы, имеющие небольшой риск останутся в бюджетах административно-территориальных образований, произойдет финансовое выравнивание.
    Методика  распределения субвенций на финансирование косвенных расходов представлена в разделе V «Применение научных результатов (на примере бюджетов административно-территориальных образований Нижегородской области)». 
    Анализ  современного опыта управления расходами  бюджетов административно-территориальных образований показал актуальность исследуемой проблематики в период экономических преобразований и необходимость совершенствования существующих методов управления.
      Управление различными видами  расходов бюджета основано на  системе «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы 
бюджета». 

      Механизм использования системы  «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» строится на ее зависимости от следующих факторов:
- суммы прямых  и косвенных расходов бюджета;
- соотношения  прямых и косвенных расходов  бюджета;
- количества  потребителей бюджетных услуг.
    Воздействуя на данные показатели, можно получить необходимые результаты, позволяющие эффективно управлять расходами бюджетов административно-территориальных образований.
      Группировка расходов на прямые  и косвенные производится на  основе зависимости их динамики от количества потребителей бюджетных услуг.
      В процессе управления расходами  бюджетов административно - территориальных образований на основе системы «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут решать следующие задачи:
      Определять оптимальное количество  потребителей бюджетных услуг при существующей структуре расходов бюджета административно-территориального образования.
     Определять оптимальную структуру  расходов бюджета административно-территориального образования при заданном количестве потребителей бюджетных услуг.
      В качестве инструментария управления расходами бюджета административно-территориального образования введены понятия:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.