На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК (на примере Республики Чувашии)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  аграрный университет» 
 

Экономический факультет 

      Кафедра организации технологических процессов 
 

      Курсовой  проект на тему:
      Эффективность организации и  функционирования информационно-консультационной службы АПК 
      (на  примере Республики  Чувашии) 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка экономического факультета
                  51 группы
                  Чикризова Ю.Ю.
                  Проверил:
                  доцент, к.э.н.  Дмитриев А. В. 
                   

Оренбург- 2011 

Содержание 

    Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические  основы создания и деятельности  информационно-консультационных служб……………………………………………………….5
2. Современное состояние АПК Республики Чувашии
    2.1. Основные показатели деятельности  АПК……………………………12
    2.2. Характеристика ИКС Республики  Чувашии…………………………19
3. Эффективность ИКС АПК Республики Чувашии
    3.1 Проект развития ИКС Республики  Чувашии……………………..….24
    3.2 Проект развития с/х предприятия……………………………………..34
   Заключение………………...…………………………………………………46
   Список  использованной литературы………………………...……………..48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
        В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрного сектора в частности особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Своевременное информирование сельхозпроизводителя по широкому кругу вопросов позволяет ему обеспечить устойчивое ведение производства.
       Потребность сельских товаропроизводителей и предпринимателей в разного рода информации и необходимость обеспечения функционирования информационной инфраструктуры привели к началу создания системы информационно-консультационного обслуживания, прообраз которой – служба общественной агрономии – успешно функционировал в ХIХ в. в России.
      На сегодняшний день о системе информационно-консультационного обслуживания в России можно говорить как о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями, развивающейся системе. Региональные информационно-консультационные службы зарегистрированы в 65 регионах, в том числе и в Республике Чувашия.
       В Республике Чувашия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.
       Цель написания данной курсовой работы – эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы Республики Чувашия.
Объектом  исследования данной курсовой работы является Республика Чувашия.
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили мнения таких авторов  как Денисова Е.Н., Кувшинов А.И., Алексанов  Д.С., Кошелев В.М., Хофман Ф.    
        При исследовании применялись  следующие приемы и методы: таблично-аналитический, экономико-статистический, метод сравнительного анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  создания и деятельности  информационно-консультационных  служб
 
       Информационно-консультационная служба является организацией, оказывающей информационные и консультационные услуги товаропроизводителям всех форм собственности в сфере АПК с целью повышения эффективности системы распространения технологических и научно-технических знаний, усиления службы информатизации и консультирования товаропроизводителей, ускорения их адаптации к рыночным отношениям [8].

     Организации, занимающиеся предоставлением консультационных услуг, специализируются на одном или  нескольких направлениях консультирования, ориентируются на отдельные отрасли. Под сельскохозяйственным консультированием  сегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспекты финансово-хозяйственной  деятельности сельских товаропроизводителей и предпринимателей) и социального  развития сельской местности.
       В большинстве стран мира к  созданию информационно-консультационных  служб приступили в период  общей депрессии экономики и  упадка сельского хозяйства, когда  власти предпринимали энергичные усилия по реформированию отрасли и введению в действие новых механизмов, обеспечивающих выход из кризисного положения. В аналогичном положении находится и агропромышленный комплекс России.
     В целом современная социально-экономическая  обстановка в агропромышленном  комплексе характеризуется ситуацией,  когда прежние экономические  механизмы, обеспечивающие относительно  высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции, практически полностью разрушены, а новые механизмы, соответствующие требованиям рыночной экономики, еще до конца не сформированы. Это затрудняет создание единого рыночного пространства, приводит к существованию негативных последствий для сельского хозяйства.[5]
     Поэтому задачей общества и  государства является создание  таких инструментов аграрной  политики, которые позволили бы  товаропроизводителю своевременно  находить рациональные решения  по всему спектру стоящих перед  ним проблем, максимально используя  при это широкий арсенал доступных  средств и генерированных человечеством  в течении многих столетий аграрных знаний и достижений.
     Одним из инструментов повышения  эффективности развития сельского  хозяйства может стать распространение знаний через систему информационно-консультациооной службы. [1]
     Основной задачей сельскохозяйственной  службы консультирования является  помощь в решении проблем, формирование  у клиентов службы более глубокого  понимания проблемы и ее причины,  достаточных для принятия рационального,  обоснованного решения для ее  устранения. Сельские товаропроизводители  в условиях рыночной конкуренции  нуждаются в разнообразной информации: рыночной, правовой, технологической,  экономической, научно-технической  и пр. Важную роль играет информация  об инновациях, так как нововведения  часто являются конкурентными  преимуществами. Научно-технический  прогресс, совершенствование технологий, развитие экономической системы  требуют постоянного повышения  уровня компетентности товаропроизводителей. Клиенты консультационной службы  получают информацию и знания, затрачивая при этом значительно  меньше времени и средств, чем если бы они осуществляли поиск самостоятельно. [1]
      При переходе  от административно-командной  системы управления к рыночной  экономике информационно-консультационная  служба играет очень важную  роль. Ведь перед работниками  сельского хозяйства встают задачи, отличные от тех, которые они  должны были выполнять, как  отданные им приказы. Теперь  они должны научиться самостоятельно принимать решения в тех сферах, где раньше решали другие. Таким образом, важная функция ИКС состоит в том, чтобы сделать товаропроизводителей самостоятельными.
     Именно поэтому интерес российских  ученых к информационно-консультационному  направлению аграрной науки вновь проявился на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. В начале 90-х годов под влиянием научной общественности Минсельхозпрод России приняло ряд важнейших решений, направленных на создание информационно-консультационой службы.
     Параллельно в нескольких регионах  страны начал осуществляться  целый ряд пилотных проектов по формированию ИКС, которые финансируются из различных источников: местные бюджеты, зарубежные гранты, кредиты международных финансовых организаций и т.д.
     Большой вклад в создание информационно-консультационной  службы для сельских товаропроизводителей  России внесли проекты Всемирного  банка (АРИС – проет поддержки сельскохозяйственной реформы), Европейского союза (Тасис, Темпус-Тасис), Британского Ноу-Хау фонда и др. [1]
       Основной целью развития информационно-консультационной  службы АПК является содействие  ускорению реформ в АПК, направленных  на повышение устойчивости и  эффективности производства, улучшение  социально-экономических и экологических  условий жизни на селе, обеспечение  продовольственной безопасности  страны, на базе освоения достижений  отечественной и мировой науки  и техники, использования современных  информационных технологий.
       Товаропроизводители, взаимодействующие с ИКС, получают ощутимые преимущества, благодаря тому, что ИКС выполняет четыре основные функции.
      Функция обучения. Выполняя данную функцию, служба стремится повысить уровень компетенции сельских товаропроизводителей для того, чтобы подготовить их к грамотному принятию собственных управленческих решений.
     Функция консультирования. Данная функция тесно связана с функцией обучения. Консультант в ходе подготовки возможных вариантов решения проблемы должен не только хорошо владеть современными научными знаниями и актуальной информацией по изучаемому вопросу, но и учитывать местные условия, специфические особенности объекта консультирования.
    Поскольку процесс консультирования, как правило, происходит при  непосредственном контакте клиента  и консультанта, то последний  должен быть коммуникабельным, знать  психологию общения.
      Продуктом консультирования является  совет, рекомендация, часто с альтернативными  вариантами возможных решений,  благодаря которым у клиента  формируется объективная картина  возможных действий и их последствий,  но ни в коем случае не  директива для исполнения. Клиент  вправе принимать этот совет  или отказаться от него, при  этом вся ответственность за  принятие решений лежит на  нем.
     Исследовательская функция. Эта функция реализуется службой либо самостоятельно, либо с привлечением третьей стороны. В большинстве консультационных служб помимо полевых консультантов существует институт специалистов (исследователей) узкого профиля, которые осуществляют консультирование по специфическим проблемам сложного характера, требующим глубоких специальных знаний и дополнительных исследований.
    Если возникающая проблема выходит  за рамки исследовательских возможностей  самой службы, то с согласия  клиента к работе привлекают  научно-исследовательские институты,  лаборатории, экспериментальные  станции, университеты, колледжи, внешних  экспертов.
    В процессе оказания исследовательских  услуг служба выступает в качестве  посредника между наукой и  производством, осуществляя прямые  и обратные связи.
     Распространение  знаний. Это одна из главных функций информационно-консультационной службы. Она позволяет использовать положительный опыт, полезную научно-техническую информацию, инновации, результаты исследований, экспериментов и пилотных проектов.
     Разнообразие функций, выполняемых  сотрудниками службы в процессе  своей деятельности, обеспечивает  многоканальность передачи информации, что, в конечном итоге, способствует  более эффективному ее использованию  клиентами службы. [1]
     Научные достижения, практический  опыт, новые рыночные условия  требуют от товаропроизводителей  повышения эффективности работы  за счет увеличения выручки  без увеличения издержек или  уменьшения издержек без снижения  объема производства.
    Товаропроизводители используют  эти возможности только при  наличии достоверной информации. Задача ИКС в данном случае  заключается в поиске, сборе, систематизации, обработке, формализации, генерировании  и распространении полезных знаний.
      Основу деятельности службы составляет  ряд принципов, сформулированных  исходя из специфики задач,  стоящих перед ней:
• служба стремится действовать в интересах  сельских товаропроизводителей в той  мере, в какой они не противоречат общественным интересам, и призвана обеспечивать эффективное взаимодействие всех организаций, ведомств (предприятий), влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельских товаропроизводителей;
• отношения  с сельскими товаропроизводителями  строятся исключительно на основе доверия  и партнерства, и сотрудники службы не вправе заниматься какой-либо деятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических  решений сельскими товаропроизводителями  способами, отличными от обучения и  убеждения (например, распределением материальных и финансовых ресурсов, рекламой), выполнять  функции государственного контроля и инспектирования.
      Учитывая специфику деятельности  службы, стоящие перед ней цели, выполняемые функции, сотрудники  каждой ИКС строят свою деятельность с учетом географических, природно-климатических, экономических, социальных, культурных и других особенностей территории, на которой функционирует служба, ориентируясь на потребности ее потенциальных и реальных клиентов. [1]
     В нашей стране есть все  необходимые элементы для создания  эффективно функционирующей системы  распространения сельскохозяйственных  знаний. Тем не менее вследствие недостаточного внимания со стороны государства к развитию ИКС как одного из самых действенных механизмов кардинального улучшения ситуации в агропромышленном комплексе и решения многих проблем сельских территорий, процессы формирования и функционирования ИКС зачастую носят бессистемный характер:
- одни  службы создаются и активно  развиваются, другие слабеют и  практически сворачивают свою  деятельность;
- медленно  идет процесс распространения  консультационной деятельности  на районный уровень;
- не расширяется состав консультантов и специалистов службы, работающих непосредственно с клиентом;
- часто  необоснованно создаются дополнительные  институты федерального уровня  и ликвидируются ранее созданные,  но не исчерпавшие своего потенциала  и т.д.
     Все это приводит не только  к неопределенным дополнительным  расходам, но и к дискредитации  самой идеи, поскольку в таком  режиме и в таких условиях  функции консультирования не  могут выполняться полноценно  и качественно.
    В тоже время наблюдается неудовлетворительный  спрос, постоянно увеличиваются  запросы от сельских товаропроизводителей  по оказанию консультационных  услуг.
      Главная задача ИКС заключается  в том, чтобы научить сельских  товаропроизводителей принимать  рациональные решения путем оказания  им следующих видов помощи:
- выявление  возникшей проблемы на ранней  стадии;
- выявление  изменений внешних факторов, например  новых возможностей рынка или  изменений в политике государства;
- своевременная  и правильная идентификация целей  товаропроизводителя;
- поиск  возможных альтернатив вариантов  решения проблемы;
- максимально  точное определение издержек  и последствий, ожидаемых в  результате реализации альтернативных  решений;
- поддержка  клиента при выборе решения  из имеющихся альтернатив;
- помощь  при реализации выбранного решения.
     Информационно-консультационные службы  во многих странах мира широко  и, как показывает практика, весьма  эффективно применяют весь спектр  разнообразных приемов и методов  распространения знаний – от массовых до индивидуальных. При этом наивысший эффект достигается тогда, когда удается оптимально сочетать все имеющиеся методы работы службы. В то же время довольно нелегко и весьма дорого создавать сложно организованную систему распространения знаний, особенно в такой большой стране, как Россия. Но не организовывать такую систему и в результате импортировать продукты может оказаться для нашей страны намного дороже.
    Отсутствие эффективно функционирующей  службы консультирования и   системы распространения знаний  не позволит гам реализовывать  свой потенциал в производстве  и экспорте конкурентоспособных  сельскохозяйственных продуктов  и, в конечном итоге, в устойчивом  развитии сельских территорий. [1] 
 

       
 

2. Современное состояние АПК Республики Чувашии
    2.1. Основные показатели  деятельности АПК
     Сельское  хозяйство Чувашской Республики имеет особое экономическое и  политическое значение в силу густой населенности региона и связано не только с производством сельскохозяйственной продукции, но и является отраслью, ответственной за сохранение национального уклада сельской жизни, экологическое благополучие, сохранение культурного наследия. В агропромышленном комплексе республики создается около 13 % валового регионального продукта, здесь сосредоточено более 12 % основных производственных фондов.
     В сельскохозяйственном производстве занято около 113 тыс. работников, что составляет около 20% всех работающих в отраслях экономики Чувашии.
     Чувашия располагает относительно благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями. Климат республики — умеренно-континентальный, более 30% территории занимают леса. Наибольший удельный вес (50,6%) в структуре земельных ресурсов принадлежит землям сельскохозяйственного назначения (которые располагаются на бедных дерново-подзолистых почвах), в том числе на пашни приходится 42,3%, а на пастбища - 8,3%. Имеющееся различие в соотношении обрабатываемых земель и пастбищ в различных районах республики влияет на специализацию и степень развития отраслей растениеводства и животноводства. Более высок удельный вес пашни в центральных и юго-восточных районах республики. Самые высокие показатели у Яльчикского и Цивильского районов, соответственно 97,3% и 97,2% общей площади земель этих районов. В центральных и юго-восточных районах республики возделываются зерновые, картофель, овощи и кормовые культуры, а в животноводстве предпочтение отдается свиноводству и птицеводству. Сенокосы и пастбища в большей степени представлены на юго-западе (Алатырский район) и северо-западе (Красночетайский и Ядринский районы), что создает благоприятные условия для развития здесь мясо-молочного скотоводства.
    Наибольшие площади в республике занимают зерновые и кормовые культуры, их удельный вес составляет 42,3% и 45,7% соответственно. Из зерновых культур в республике выращивают: яровую и озимую пшеницу, ячмень, овес, рожь.
     Кроме зерновых в хозяйствах республики в настоящее время большие площади выделены под картофель (20611 га), который размещен во всех районах, но особенно много его сажают в хозяйствах Моргаушского, Батыревского, Вурнарского районов. Заметно повысилась урожайность картофеля. Сельскохозяйственные предприятия республики с одного гектара получают в среднем 121 ц, а в Моргаушском - более 160 ц. 
      В южных районах значительные площади занимают лук и другие овощи. В целом по республике под овощами занято 2754 га. Самыми крупными производителями овощей являются Чебоксарский и Моргаушский районы. Овощи выращиваются на специализированных предприятиях. Примером такого предприятия является агрофирма "Ольдеевская",расположенная в Чебоксарском районе. Ее продукция (огурцы, помидоры, зелень, редис и т.д.) радует нас круглый год.

        В северо-восточных районах и некоторых центральных и южных районах республики (на площади в 2000 га) возделывается хмель - важная техническая культура. Для его возделывания в республике имеются хорошие почвенно-климатические условия и навыки населения. Хмель - культура многолетняя. Шишки хмеля являются незаменимым сырьем для пивоварения. Без него не обходятся медицинская, парфюмерная, консервная, хлебопекарная и лакокрасочная промышленности. Чувашия является единственным регионом России, где сконцентрировано основное промышленное хмелеводство страны (87%).
       Климатические условия Чувашии наиболее благоприятны для выращивания яблок и ягод, поэтому в республике, особенно в пригородных районах, получило развитие садоводство. В Чебоксарском, Мариинско-Посадском, Цивильском и Канашском районах сады и ягодники занимают до 1200 га земли.
       Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства республики.
В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый  скот, свиней, овец, птиц. В некоторых  хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает  крупный рогатый скот, который  имеет мясо-молочное направление.
       Свиноводство получило развитие в пригородных хозяйствах республики и в районах, имеющих достаточную кормовую базу. В хозяйствах Моргаушского, Яльчикского, Канашского, Цивильского районов имеется самое высокое поголовье свиней. А наиболее продуктивное свиноводство представлено в хозяйствах Моргаушского, Яльчикского и Ядринского районов.Овцеводству в республике уделялось недостаточное внимание, поэтому поголовье овец незначительно.
В животноводстве Чувашия специализируется на производстве мяса и молока и располагает развитой сетью племенных хозяйств:
    7 племенных заводов
    32 племрепродуктора по разведению различных видов животных, птицы и рыбы
     Анализ производства основных видов сельскохозяйственной продукции за последние пять лет показывает крайне неустойчивое положение, в котором находится сельское хозяйство республики Чувашия (табл. 2.1.1). Все это свидетельствует о том, что негативные последствия непродуманных реформ в сельском хозяйстве продолжают еще сказываться. Несмотря на некоторые положительные изменения, достигнутые в последние два года, сельскохозяйственное производство республики не достигло дореформенного уровня. При этом характер развития и производства имеет вполне выраженные региональные особенности.
       Таблица 2.1.1 - Уровень производства основных видов сельскохозяйственной продукции (по всем категориям хозяйств), тыс. т.
Сельскохозяйственная продукция .2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
   Зерно и   зернобобовые культуры  418,6 362,4 533,8 573,0 127,7
   Картофель 689,1 674,5 782,0 809,8 301,3
   Овощи, всего  99,0 91,9 109,4 109,5 99,2
   Молоко  536,0 487,9 465,5 471,4 494,6
Мясо (реализовано в живой массе)  
105,0
 
102,7
 
103,3
 
91,0
 
110,8
Яйца (млн шт.) 221,7 216,4 241,1 253,8 255,2
     В Чувашской Республики отмечается значительное снижение производства растениеводческой продукции. Производство зерна и зернобобовых культур в 2010 году по сравнению с 2009 сократилось на 77,7%, производство картофеля - на 62,8%, овощей – на 9,4%. Тенденция увеличения наблюдается по животноводческой продукции: производство молока в отчетном году по сравнению с предыдущем годом увеличилось почти на 5%, производство мяса – на 21,8%, яиц – на 0,6%.
      Можно также проанализировать  урожайность отдельных сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства (табл. 2.1.2).
       

     Таблица 2.1.2 - Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства (по всем категориям хозяйств)
   Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Урожайность, ц/га:    зерновые
 
17,2
 
15,5
 
17,0
 
22,6
 
11,4
   картофель 124,9 105,3 92,8 91,3 79,6
   овощи 125,1 155.4 148,6 181,2 164,3
Продуктивность  животноводства: надои молока на корову, кг
 
 
2717
 
 
2546
 
 
2400
 
 
2623
 
 
3646,8
яйценоскость, шт. 241 253 218 243 246
настриг шерсти, кг 2,9 3,2 3,5 3,4 3,2
   
      В Чувашской Республике достигнуто повышение продуктивности животноводства. В частности увеличились надои молока на корову на 1023,8 кг в 2010 году по сравнению с 2009, незначительно повысились яйценоскость и настриг шерсти.
     Основные средства предприятия  сферы материального производства, как правило, составляют значительную  долю в имуществе и определяют  уровень развития материально-технической  базы. Для сельскохозяйственного  предприятия очень важно следить  за техническим оснащением и его постоянным обновлением.
       
      Таблица 1.2.3 - Обеспеченность сельскохозяйственных организаций комбайнами и тракторами 
Наименование  сельскохозяйственной техники 2006 2007 2008 2009 2010
Приходится  тракторов на 1000 га  пашни, штук
10,2 9,4 9,6 5,9 4,3
Нагрузка  пашни на один  
трактор, га
97,9 106,3 104,4 170,6 233,0
Приходится  на 1000 га посевов (посадки) соответствующих  культур, комбайнов штук:          
    зерноуборочных
7,6 6,3 7,0 5,2 5,0
    картофелеуборочных
13,9 13,2 14,0 13,2 13,0
           
свеклоуборочных машин 4,6 8,9 12,0 27,0 4,0
           
Приходится  посевов  
(посадки) соответствующих культур, га:
на один комбайн:
         
    зерноуборочный
132 158 143 194 207
    картофелеуборочный
72 76 71 76 79
на  одну свеклоуборочную  
машину
216 112 84 37 25
      
       В Чувашской Республике все колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества. При этом достаточно осторожно подошли к созданию крестьянских (фермерских) хозяйств.
       Таблица 2.1.4 - Структура организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве Чувашской республики
   Сельскохозяйственные  предприятия    число    %
   Все сельскохозяйственные предприятия    550    100
   В том числе:
      совхозы
      колхозы
      акционерные общества и предприятия новых организационных форм
 
   0    0 

   550
 
   0    0 

   100
   крестьянские (фермерские) хозяйства        1598    -
     личные подсобные хозяйства           198000    -
     Различные подходы в аграрной политике обеспечили и различия в экономических показателях деятельности сельскохозяйственных предприятий республики Чувашия (табл.2.1.5).
     Таблица 2.1.5 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики
   Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Число прибыльных      96      64      251     278     194
Число убыточных хозяйств             
     359
 
    399
 
    215
 
    224
 
    286
Уровень рентабельности (+),убыточности (-) сельхозпроизводства                                  
 
    -16,9
 
 
   23,5
 
 
   6,1
 
 
    10
 
 
    -3,1
      Объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Чувашии в 2010 году с учетом дополнительных средств на ликвидацию последствий засухи составил 2,24 млрд. рублей. Привлечено кредитных ресурсов на развитие АПК в 2010 году 3,4 млрд. рублей или 137,5% к 2009 г., из них на развитие малых форм хозяйствования – 1,4 млрд. рублей, долгосрочных инвестиционных кредитов – 0,8 млрд. рублей, краткосрочных кредитов – 1,2 млрд. рублей. Тем не менее индекс производства продукции сельского хозяйства в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 74,2% (в 2009 году – 106,6%), в т.ч. по растениеводству – 44,3%, животноводству – 98,2%.
2.2. Характеристика ИКС  Республики Чувашии
  В  последнее время все большее  значение приобретает проблема  функционирования информационно-консультационной  системы с позиций ее формирования  и развития, ее реализации на  районном уровне. Сегодня она  функционирует в различных областях  и республиках РФ, не исключение  и Республика Чувашия.
         ИКС в Чувашской Республике функционирует в форме государственного унитарного предприятия. К настоящему времени филиалы ИКЦ созданы в 15% районов республики.
   Отсутствие  развернутой районной сети ИКЦ — весьма негативный фактор, поскольку преимущественно через нее осуществляется непосредственная работа с сельхозтоваропроизводителями. Как правило, только по наличию районной сети можно судить о масштабах работы службы, особенно в части оказания содействия в освоении новых технологий и передового опыта.
      Таблица 2.2.1 -  Динамика создания районной сети ИКС в Чувашской республики
   Название региона Года
2008 г. 2009 г. 2010 г.
   Республика  Чувашия    2    3    3
 
   В Чувашском региональном ИКЦ насчитывается 13 человек, из них 3 находится в районе, а 6 являются полевыми консультантами. Здесь также обращается внимание на повышение квалификации кадров.
        Таблица 2.2.2 - Кадровый состав Чувашского ИКЦ
   Показатели     2008 г.     2010 г.
   Сотрудники  – всего    6       13
   в том числе работающих в районах    -    3
   из них:    руководителей
 
   1
 
   1
   полевых консультантов    3    4
   Сотрудники, прошедшие переподготовку на курсах    2        5
 
   У Чувашского ИКЦ, работающего с крупными сельхозтоваропроизводителями, подавляющий объем составляют услуги по реформированию, реорганизации и оздоровлению экономики неплатежеспособных хозяйств.
Основными потребителями услуг ИКС Республики Чувашия являются: 
- сельскохозяйственные товаропроизводители;

- фермерские и личные подсобные хозяйства ( так же садоводы огородники); 
- органы управления АПК;

- малые  предприятия;
- научно-исследовательские институты и ВУЗы.
       Информационно консультационный процесс состоит из двух групп обеспечения: информационного и консультационного.
   Информационное  обеспечение включает:
- создание  базы данных товаропроизводителей  АПК региона и/или района;
- выявление  информационных потребностей товаропроизводителей  АПК и различных целевых групп  сельского населения;
- отработку  систем взаимного действия информационно-консультационной  службы с организациями агарной  науки, образования и другими  поставщиками информационных ресурсов;
- организация  доступа в Internet для районных ИКЦ;
- организация  сбора, обработки и распространения  информации о рынке.
        Консультационное обеспечение сельскохозяйственных  товаропроизводителей службой ИКС  производится по следующим направлениям  их деятельности:
- консультирование  с выездом к товаропроизводителям;
- консультирование  по телефону;
- консультирование  в виде писем;
- консультирование  в офисе ИКС;
- консультирование  в неформальной обстановке.
      В работе по информационно-консультационному обслуживанию проявилась одна тенденция, которую необходимо учитывать в деятельности всех региональных ИКЦ. Она связана с тем, что вновь создаваемые коллективные и фермерские хозяйства проявляют особый интерес к вопросам бизнес-планирования, организации и технологии производства, а действующие хозяйства больше всего заинтересованы в консультациях по бухгалтерскому учету, финансам, экономике и маркетингу.
   Анализ  деятельности ИКЦ республики Чувашия  позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение с точки зрения их дальнейшего развития и усиления степени воздействия на АПК региона:
    в каждом регионе служба развивается разными путями в зависимости от степени поддержки местными властями, понимания ее задач и оценки запросов сельхозтоваропроизводителей. Однако повсеместно за сравнительно короткий срок службы превратились в авторитетные центры распространения новых знаний и стали неотъемлемой частью рыночной инфраструктуры;
      все региональные ИКЦ в недостаточной  степени уделяют внимание расширению круга пользователей своих услуг, упуская, в частности, работу с личными подсобными хозяйствами и огромным количеством садоводов-огородников, производящих большую часть сельскохозяйственной продукции;
      региональные ИКЦ крайне медленно расширяют номенклатуру своих услуг, недостаточно учитывают специализацию сельского хозяйства регионов, неактивно участвуют в разработке и реализации региональных и муниципальных программ по устойчивому развитию сельской местности, финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитию сельской кредитной кооперации, страхованию сельскохозяйственной деятельности, обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения;
      региональные ИКЦ плохо оснащены современными средствами связи и соответственно не сформировали единое информационное   пространство,   недостаточно   подпитываются   федеральными базами данных, практически не разрабатывают свои базы данных, учитывающие местные особенности сельского хозяйства;
      слабое место в работе региональных ИКЦ — отсутствие четко выстроенного  мониторинга развития  сельхозтоваропроизводителей,   позволяющего   центрам  опережающими  темпами  готовить предложения по удовлетворению их запросов;
      стратегически неправильным является развертывание районной сети в составе структурных подразделений органов управления АПК, что сдерживает развитие ИКС как единой системы и препятствует ее постепенному переходу на принципы самофинансирования;
      региональные ИКЦ нуждаются в государственной финансовой поддержке. Только на этих условиях они в состоянии обеспечить в полном объеме информационно-консультационное обслуживание сельхозтоваропроизводителей всех категорий. Прекращение бюджетного финансирования вынуждает ИКЦ не только резко сузить набор услуг, но и оказывать их крайне ограниченному кругу сельхозтоваропроизводителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Эффективность ИКС АПК Республики Чувашии
    3.1 Проект развития  ИКС Республики  Чувашии 

       Эффективной работы ИКС обусловлена многими факторами, в том числе и правильным выбором организационно-правовой формы ИКЦ. Однако к настоящему времени отсутствует достаточно глубокий сравнительный анализ различных форм центров, позволяющий принимать органам управления АПК обоснованные решения по выбору наиболее приемлемой организационно-правовой формы региональных ИКЦ.
    В настоящее время ИКС в Чувашской Республике функционирует в форме государственного унитарного предприятия. К настоящему времени филиалы ИКЦ созданы в 15% районов республики. Эта форма по многим признакам соответствует организации деятельности службы сельскохозяйственного консультирования ряда зарубежных стран.
    К преимуществам этой формы ИКЦ  можно отнести юридическую самостоятельность, свободу действий в коммерческой деятельности, возможность самим  принимать решения по структуре, штатам, размеру зарплаты специалистов исходя из финансового состояния  центра. У этой формы центров имеются  свои недостатки. Самый большой из них – высокое налоговое бремя, Включая НДС, налоги на прибыль, оплату труда и спонсорские перечисления. Есть также большая зависимость  от местного бюджета.
  ИКЦ в Чувашской Республики оказывает следующие услуг:
    Информационное обеспечение;
    Консультационные услуги;
    Бизнес-планирование;
    Маркетинговые исследования.
Юридические услуги
     На  рисунке 1 представлена организационная  структура ИКЦ .
       

     
 
 

Рисунок 1 -  Организационная структура  ИКС
      Практика показывает, что сельхозтоваропроизводители, а также владельцы частного животноводства заинтересованы в повышении результативности и довольно отзывчивы к новинкам. Поэтому в данной ИКС вводится новое направление деятельности – технологии по повышению рациона кормления животных. Данное направление деятельности будет включено в уже существующий информационно-консультационный. Появление новой услуги, направленной на повышение эффективности и рентабельности животноводства поспособствует увеличению пользователей услугами информационно-консультационной службы.
Таким образом, необходимо рассчитать среднегодовую емкость рынка предоставляемых услуг ИКЦ (таблица 3.1.1).
      Таблица 3.1.1 - Расчет среднегодовой емкости рынка услуг информационно-консультационной службы
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число хозяйств, всего 550 550 550
  пользователи услугами ИКС 147 173 298
из  них: пользователи новой услуги 32 51 92
 
 
Анализируя  данные таблицы видно, что в Чувашской  Республике 550 с/х предприятий, из которых 22,4% пользуются услугами информационно-консультационной службы. Ожидается, что в течение трех лет количество пользователей ИКС увеличится до 235, т.е. до 42,7%, а число хозяйств, пользующихся услугами увеличится с 19,5% до 39% от числа хозяйств, пользующихся услугами ИКС.
     Далее определим рост объема реализации услуг  информационно-консультационной службы (таблица 3.1.2).
Таблица 3.1.2. - Коэффициент роста объема реализации услуг по годам
Услуги 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Услуги  ИКС 1 1,2 1,6
из  них: пользователи новой услуги 1 1,6 2,4
 
      Кадры – важнейший ресурс деятельности ИКС. В постоянно меняющихся условиях они должны удовлетворять очень  высоким требованиям. Структура  и численность сотрудников информационно-консультационного  центра зависит от объема планируемых  работ, а также применяемых технологий и технических средств и должна обеспечивать в первую очередь высокое  качество и оперативность выполнения работ.[3]
      Для оказания новой услуги в информационно-консультационный необходимо дополнительно 2 работника. Месячная заработная плату будет составлять 6500 рублей. Работники будут выполнять следующие функции: сбор информации и консультирование по применению новых технологий в животноводстве, а также оказание практической помощи при их применении.
      Рассмотрим  план финансирования реализации проекта.
Таблица 3.1.3 - Затраты на запуск проекта
Статьи  затрат Всего, руб. в том числе
2012 г. 2013 г. 2014 г.
1. Набор  и обучение кадров 24000 15000 5500 4000
2. Приобретение  оргтехники и программного обеспечения 78000 78000 - -
3. Проведение  рекламной компании и презентации,  налаживание контактов с партнерами 25000 12000 8000 5000
 Всего  затрат 127000 105000   13500    9000
 
  Затраты на запуск  проекта составят 127 тыс. руб., из которых на набор и обучение кадров требуется 24 тыс. руб., на приобретение оргтехники и программного обеспечения – 78 тыс. руб., на проведение рекламной компании, налаживание контактов с партнерами – 25 тыс. руб.
      Важное значение при формировании и организации работы центра по информационному обеспечению имеет его укомплектование современными средствами связи и компьютерной техникой, поскольку от  степени технического оснащения ИКЦ будет зависеть эффективность и оперативность предоставления услуг товаропроизводителям. 

  
 

Таблица 3.1.4 - Калькуляция затрат на оргтехнику и программное обеспечение
Элемент АИС Цена, руб. Количество, шт. Сумма, руб.
Аппаратно-монтажная  часть
Ноутбук 25000 2 50000
Модем 1700 1 1700
Принтер          5000 1 5000
Итого:     57000
Информационно-программная  часть
Windows 7 Professional 4000 1 4000
Антивирус 2000 1 2000
Итого:     6000
Прочее
Расходные материалы 10000 - 10000
Прочие  расходы 5000                 - 5000
Итого:     15000
 
     Для реализации проекта  затраты на оргтехнику и программное обеспечение составят 78 тыс. руб., из которых на аппаратно-монтажную часть приходится 57 тыс. руб., на информационно-программную часть – 6 тыс. руб., прочие расходы – 15 тыс. руб.
      Расчет  затрат на производство услуг информационно-консультационного  центра и доходов от их реализации ведется с использованием таблиц 3.1.5. и 3.1.6.
      Таблица 3.1.5 – Затраты на производство услуги ИКС
  
Статьи  затрат   2012г.   2013г.   2014г.
% руб./ мес. руб./ год
% руб./ мес.
руб./ год
% руб./ мес.
руб./ год
Затраты на запуск проекта 22,6 - 105000 3,3    - 13500 1,8 - 9000
Заработная  плата 33,5 13000 156000 38,1 13000 156000 35,5 15000 180000
Командировочные и телефонные расходы 15,5 6000 72000 20,5 7000 84000 20,1 8500 102000
ГСМ, электроэнергия 15,5 6000 72000 17,6 6000 72000 18,9 8000 96000
Прочие  расходы 12,9 5000 60000 20,5 7000 84000 23,7 10000 120000
Всего затрат 100  30000 465000 100  33000 409500 100  41500 507000
     Из  таблицы видно, что наибольшей статьей затрат среди расходов на проектируемую услугу ИКС является заработная плата, в общей сумме расходов в 2012,2013,2014 гг. данная статья занимает 33,5%, 38,1%,  35,5% соответственно. Также в первый год создания ИКС потребуется значительный объем средств на запуск проекта – 22% (105 тыс. руб.), но в последующие годы данная статья затрат значительно сократится (3,3% в 2013 г., и 1,8% в 2014 г.).
    Таблица 3.1.6 - Состав и структура себестоимости услуги
  
Статьи  затрат Годы Структура, %
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г
Постоянные  затраты:
  Запуск  проекта 3281,3 264,7 97,8 22,6 3,3 1,8
Переменные  затраты:
Заработная  плата 4872 3058,8 1956,5 33,5 38,1 35,5
Командировочные и телефонные расходы    2250 1647,1 1108,7 15,5 20,5 20,1
ГСМ, электроэнергия 2250 1411,8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.