Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 
    1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ  АСПЕКТЫ СТАТУСА НПО В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН
1.1 Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных органов с независимыми неправительственными организациями
1.2 Третий сектор и цели государственной политики 

    2 СОТРУДНИЧЕСТВО  КАЗАХСТАНСКИХ НПО В РЕШЕНИИ  ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Третий  сектор и цели социальных программ
2.2 Координация  деятельности и совместная разработка  программ 

3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  НПО И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ
3.1 Возможный  состав органов взаимодействия
3.2 Предложения  по созданию Координационного  Совета неправительственных организаций  и органов государственной власти 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5 
 
 
 
 
7
11 
 
 

24
35 
 
 

40 

43 

53 

55
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     В формировании гражданского общества и решении важнейших социальных проблем значительную роль играют негосударственные неправительственные организации, образующие так называемый «Третий сектор». Молодое казахстанское государство движется сегодня семимильными шагами в направлении развития демократических основ строительства общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности - экономике, политике, социальной сфере. Столь стремительное движение в сторону обеспечения условий для реализации гражданами страны своих прав и свобод требует столь же стремительного развития в количественном и качественном отношении общественного движения как основного гаранта осуществляемых демократических преобразований. Закон «О неправительственных организациях» признает в качестве неправительственной организацию, не имеющую полученную прибыль между участниками.
     Термин  «Третий сектор» является на сегодняшний  день общепризнанным в мировой практике обозначением неправительственных, благотворительных инициатив (первый сектор - государственный, второй сектор - коммерческий).
     Негосударственные некоммерческие организации ( организации  Третьего сектора) играют важнейшую  созидательную роль в формировании современного гражданского общества в  Казахстане, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономик, социальной защитой населения. Влияние формирующегося « Третьего сектора » на социальную и экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от взаимодействия негосударственных организаций с представительными и исполнительными органами государства, а также органами местного самоуправления. 

     Многие  актуальные сегодня вопросы, связанные  с коренными преобразованиями в  экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, касаются всех организаций третьего сектора, и решать их надо совместными усилиями, учитывая интересы многих сторон.
     Когда происходят быстрые и существенные изменения очень важно, чтобы положительный опыт, накопленный одними группами организаций «Третьего сектора» во взаимоотношениях с государством и муниципальными органами, в короткие сроки становился достоянием всех его групп.
     Теоретико-методологической основой исследования явились работы Н.А.Назарбаева, а также работы А.Акишева, Б.Аяганова, К.Есмагамбетова, А.Маркова, Б.Касенова, и других.
     Методологической  основой исследования в данной дипломной  работе является анализ учебной, научной, периодической литературы, ресурсов Интернет.
     В дипломной работе использовался  конкретно — исторический метод, компаративистский, институциональный  и ретроспективный подходы к  анализу исторического материала. В процессе исследования использовались также общенаучные методы и приемы научного познания: сравнение, анализ и синтез.
 

1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ СТАТУС НПО
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

     1.1 Возможные формы  поддержки и сотрудничества  государственных  органов с независимыми неправительственными организациями 

     Большинство неправительственных организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.
     Существование Третьего сектора прежде всего тем  и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.
     В ряде случаев, Третий сектор действует  успешнее и экономичнее, чем государственные  учреждения. Это показывают исследования, проводившиеся во многих странах. В  результате государству нередко  оказывается выгоднее передавать средства независимым организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации.
     Так, в США в 80 - е годы в Третий сектор направлялось боле трети всех расходов на социально - культурные нужды, в том числе более половины всех федеральных расходов на социальное вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ показывает, что выгоды бюджетного финансирования независимых неправительственных организаций особенно велики. Когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий: имеется возможность привлечь к работе добровольцев, и решаемая задача не совсем стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной категории получателей услуг, глубокая индивидуализация деятельности. Таким образом, сотрудничество государства и органов местного самоуправления с организациями Третьего сектора способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств, в особенности выделяемых на социальные нужды.
     Само  по себе укрепление демократического государства и развитие местного самоуправления решающим образом зависит от формирования современного гражданского общества. Речь идет о разнообразных формах цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского общества выступают именно организации Третьего сектора. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше взаимопонимание власти и общества и тем менее вероятно их взаимное отчуждение.
     В то же время Третий сектор нуждается  в моральной и материальной поддержке  со стороны государства и органов  местного самоуправления. Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и средства для  помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно оплачивать аренду необходимого для работы помещения по ставкам, установленным для коммерческих организаций, и платить налоги.
     Предоставление  им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в противном случае пришлось бы затратить больше средств из регионального или городского бюджета. Не менее важна заинтересованность подлинных организаций Третьего сектора в действенном контроле со стороны государственных и муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых на себя неправительственными организациями, и снижают их престиж.
     Деятельность  большинства неправительственных, в том числе благотворительных, организаций нацелена на решение  насущных проблем конкретного населенного пункта или региона. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения неправительственных организаций, действующих в масштабе всей Республики. Третий сектор успешнее развивается там, где органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют неправительственные организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.
     Перечень  таких форм применительно ко всем неправительственным организациям предусмотрен законом «О некоммерческих организациях» . Кроме того, для общественных объединений такой перечень дан в законе «Об общественных объединениях» . Широкий круг форм государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений предусмотрен главой II закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
     Анализ  этих перечней позволяет выделить два  типа форм поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных  органов с организациями Третьего сектора:
     1. Поддержка функционирования и  развития независимых неправительственных организаций, осуществления и совершенствования их уставной деятельности. К данному типу относятся следующие формы:
     - предоставление независимым неправительственным организациям налоговых льгот;
     - предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям Третьего сектора;
     - предоставление независимым неправительственным организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);
     - бюджетное финансирование (субсидирование) отдельных видов расходов организаций Третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений, на оплату услуг связи, на обучение кадров и т.д.);
     - безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т.п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;
     - предоставление льготных кредитов;
     - информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.
     2. Привлечение независимых неправительственных  организаций к разработке и  реализации государственных и муниципальных программ. Здесь выделяются такие формы, как:
     - координация деятельности и совместная разработка программ;
     - размещение заказов на выполнение социальных услуг;
     - поддержка проектов и программ независимых неправительственных организаций в рамках государственных и муниципальных программ.
     Предоставление  Третьему сектору государственных  и муниципальных средств может  носить прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование Третьего сектора). Прямое финансирование - это, например, оплата неправительственной организации выполняемого ею социального заказа. Косвенным финансированием является предоставление льгот, то есть освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам.
     Косвенное финансирование ориентировано, как  правило, на неправительственный сектор в целом или на довольно широкие  группы организаций: благотворительные  организации, организации здравоохранения, образования, культуры и т. п.
     В рамках таких групп получают поддержку  «многие и разные»: организации, осуществляющие весьма различные виды деятельности, использующие традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, существующие относительно давно и вновь созданные организации. Таким образом, косвенное финансирование - это фактор развития Третьего сектора, роста числа и увеличения разнообразия составляющих его организаций.
     Указанные свойства косвенного финансирования проявляются только в том случае, когда льготы предоставляются категориям организаций, а не в индивидуальном порядке. Важно также, чтобы льготы были достаточно стабильными и не подвергались частым пересмотрам.
     Прямое  финансирование связано с достижением  конкретной цели, решением конкретной проблемы, с детальным сопоставлением наличия и потребностей в финансовых средствах. Такое финансирование предполагает индивидуальный подход. Вместе с тем, для того, чтобы у государственного или муниципального органа была возможность обоснованного выбора независимых неправительственных организаций для их привлечения к реализации стоящих перед этим органом целей, круг таких организаций должен быть достаточно широк и разнообразен, чему способствует косвенное финансирование Третьего сектора. 
 

     1.2 Третий сектор и цели государственной политики 

     Становление Третьего сектора происходило в  нашей стране в крайне неблагоприятных  экономических условиях. Переход  от плановой экономики к рыночной сопровождался значительным спадом производтва валового внутреннего продукта, сокращением доходов и расходов государственного бюджета, в том числе на социальные нужды. Величина ВВП составила в 1996г. - 63% от уровня 1991г. Расходы государственного бюджета на социально-культурные мероприятия, включая затраты на социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, в сопоставимом выражении сократились за этот же период на 29%
     Несмотря  на непростые условия переходного  периода, практически, нет ни одной  области в социальной и экономической  сферах Республики, где бы не были созданы различные НПО (ассоциации, союзы, фонды, объединения, общества, фонды). Это и политика, предпринимательство, образование, культура, спорт, экология, ветеранское движение, общества инвалидов, и.т.д..
     Наиболее  активным периодом с точки зрения формирования третьего сектора были последние б лет. Сегодня именно НПО являются самыми активными субъектами деятельности, участвуя в реализации государственных и региональных программ социального и экономического развития.
     Так, например, по инициативе НПО Карагандинской области проводятся ежегодные благотворительные акции в поддержку детей-сирот, инвалидов, программы по профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании среди молодёжи, создаются ресурсные, реабилитационные, консультативные центры. Карагандинский регион является одним из центров научной, экономической и общественной жизни Казахстана.
     Уникальность  Карагандинской области заключается  в том, что здесь в оптимальном  соотношении имеются природные  ресурсы, потенциальные возможности  их эффективного использования в интересах региона и страны, а также высокоразвитый рынок общественных услуг.
     Политика  демонополизации экономики, демократизации права обусловили интенсивный рост общественной активности населения  страды.
     В сознании людей появилось понимание, что только собственные силы, собственное умение - есть залог личного благополучия, благополучия своей семьи и близких, решение возникающих проблем.
     И действительно, цифры по нашей Карагандинской области, да и по стране в целом, подтверждают этот вывод: число общественных организаций в различных сферах жизни выросло за годы независимости в несколько раз.
     Наиболее  профессионально работающие НПО  ведут активную правозащитную работу, участвуют в социологических  исследованиях, проводят агитационную работу в период выборов представительных органов власти, организуют обучающие семинары, конференции регионального, республиканского и международного уровней.
     В 2002 г. в числе задач политики Республики Казахстан по проведению кардинальной экономической реформы был указан ряд направлений поддержки развития негосударственных организаций:
     - развитие негосударственных форм обслуживания населения в сферах здравоохранения, образования, культуры;
     - предоставление налоговых льгот для меценатов и инвесторов в сферах образования и культуры, включая льготное налогообложение доходов от собственной деятельности организаций образования;
     - создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений;
     - поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
     Однако  эти задачи остались по преимуществу декларациями. Последовательной политики ни по отношению к Третьему сектору, ни по отношению к отдельным его сегментам государством не проводилось. Действия органов государственной власти по поддержке и регулированию развития негосударственных некоммерческих организаций предпринимались под воздействием следующих главных факторов:
     - макроэкономическая ситуация и проводимая правительством политика финансовой стабилизации и сокращения бюджетного дефицита;
     - давление нескольких хорошо организованных групп специальных интересов (религиозные организации, творческие союзы, организации инвалидов), направленное на получение и сохранение групповых налоговых льгот;
     - установление и использование отдельными организациями политических и экономических связей с руководителями исполнительных органов власти с целью получения индивидуальных налоговых и таможенных льгот, финансовой поддержки и других проблем.
     Наиболее  сложно ситуация в развитии неправительственного сектора складывается в сельских районах и малых городах области. Общая сложная экономическая и социальная ситуация в этих регионах объективно наложила отпечаток и на уровень общественной активности населения, что выражается в недостаточном развитии в этих регионах инфраструктуры социального и экономического характера: не во всех регионах имеются еще ресурсные центры, которые бы оказывали поддержку в становлении неправительственных организаций, не каждый сельский регион сегодня имеет собственные бизнес-центры для формирования предпринимательской активности среди населения и объединения бизнесменов в НПО от предпринимательства. Недостаточна еще финансовая и материальная поддержка НПО со стороны государства, международных организаций и спонсоров.
     Во  многом причиной неудач в деятельности НПО является отсутствие системного источника информации, способного оказать нужную и своевременную помощь в работе организации.
     Казахстанское законодательство допускает создание некоммерческих организаций в разнообразных формах. Правовая форма организации характеризует, прежде всего, специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности.
     Приведем  перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных Законом "О некоммерческих организациях", и укажем ключевые особенности каждой из форм. Перечень включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
     Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических  лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников.
     Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т.д. Общественные и религиозные организации образуются по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек созывающих учредительное собрание (съезд, конференцию), на котором принимается устав, и формируются его органы. Объединяться в общественные и религиозные организации могут только граждане, а не юридические лица.
     Кроме того, согласно закону, такие организации  создаются для удовлетворения только духовных и иных нематериальных потребностей своих членов. Причем члены общественных и религиозных организаций не сохраняют каких-либо прав на передаваемое этим организациям имущество, в том числе на членские взносы. Правоотношения, связанные с созданием общественных организаций, регулируются главным образом упомянутым Законом "Об общественных объединениях".
     Фонд. Термин "фонд" используется в нашей  стране в различных значениях. До принятия нового Гражданского кодекса  и Закона "О некоммерческих организациях" фондами были названы многие финансовые институты, созданные с целью  получения прибыли и имеющие, например, статус акционерных обществ. Однако, согласно названным законам, фонд как особая форма некоммерческой организации, естественно, не имеет права распределять прибыль.
     Фонд  не имеет членства, создается на основе добровольных имущественных взносов, причем его учредители утрачивают все права на переданное фонду имущество. Фонд призван преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
     С точки зрения имущественных правоотношений есть много общего между фондом и автономной некоммерческой организацией. Но последняя создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и т.д. А функция фондов состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять гранты, пособия и т.п. Фонд призван заниматься, прежде всего, распределением, а автономная некоммерческая организация - производством.
     Основные  особенности такой формы, как  некоммерческое партнерство, заключаются  в том, что такая организация создается для содействия ее членам в достижении некоммерческих целей, причем при выходе члена из партнерства или ликвидации организации бывший член может получить часть имущества.
     Иными словами, вложения в некоммерческое партнерство не безвозвратны, что отличает эту форму от других форм некоммерческих организаций. Закон предусматривает, что член некоммерческого партнерства не может получить из него больше средств, чем вложил , получение членом партнерства прибыли не допускается, ибо иное противоречило бы природе некоммерческой организации.
     Учреждение  представляет собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности  своего учредителя. Собственник полностью  или частично финансирует учреждение и при необходимости несет  ответственность по его обязательствам. В то же время учреждение выполняет задания собственника и находится у него в административной подчиненности.
     Таким образом, учреждение менее самостоятельно, чем некоммерческие организации  других форм. Большинство учреждений принадлежат государству или муниципалитетам и, следовательно, не относятся к Третьему сектору. Однако собственником учреждения, например учебного заведения, созданного в данной форме, может быть и частное лицо, а также негосударственная организация, например общественная или религиозная.
     Объединения юридических лиц создаются для  координации предпринимательской  деятельности своих членов, а также  представления и защиты их общих  интересов. Эта форма подходит для  организаций, специализирующихся на осуществлении  лоббистской деятельности.
     В качестве примера такой организации  можно привести существующий в Астане Объединенный Совет НКО и ОО г. Астаны и Акмолинской области, в  состав которого входят 27 организаций, объединившихся для решения общих  задач , таких как :
     - координация деятельности и обмен опытом среди организаций некоммерческого сектора;
     - выбор приоритетных направлений деятельности;
     разработка  и реализация общих программ;
     - эффективное взаимодействие с государственным и коммерческим секторами, средствами массовой информации ;
     - представление интересов общественных организаций в органах власти;
     - организация общественной экспертизы проектов законодательных и нормативных актов и социально значимых решений.
     До  недавнего времени казахстанское  законодательство не определяло четких требований к управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них фактически контролировались собственным персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию заработков. Законом "О некоммерческих организациях" предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган.
     Среди этих вопросов можно указать, например, определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса.
     Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих  функций, за исключением компенсации  расходов, непосредственно связанных  с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета.
     Закон обязывает некоммерческие организации  вести бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую  информацию налоговым органам, собственным  учредителям и иным лицам. Размеры  и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны.
     Казахстанское законодательство возлагает на государство  ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность неправительственных организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации организации.
     Согласно  статье 51 Гражданского Кодекса РК«юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации». Это правило распространяется на все некоммерческие организации, создаваемые с правами юридического лица. Гражданским Кодексом РК предусмотрено, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы юстиции. Отметим признаки юридического лица, которыми в силу статьи 48 Гражданского Кодекса наделяются некоммерческие организации:
     - наличие в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) обособленного имущества;
     - возможность отвечать по своим обязательствам этим имуществом;
     - право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности;
     - возможность выступать истцом и ответчиком в суде;
     - наличие самостоятельного баланса.
     Возникнув в качестве общественного объединения, некоммерческие организации могут идти на приобретение прав юридического лица, а могут и не делать этого. Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только этот статус позволит ей защищать свои имущественные права и интересы и обяжет нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других лиц (физических и юридических). Только путем приобретения статуса юридического лица некоммерческая организация может претендовать на законные привилегии (в частности, налоговые и иные льготы).
     Если  некоммерческая организация не имеет  намерений выступать участником гражданско-правовых отношений, то она  может не приобретать прав юридического лица. Общественные объединения граждан  считаются созданными после проведения учредительного съезда (конференции). Для целей государственной регистрации законодательство дифференцирует общественные организации на общеказахстанские, и региональные.
     Согласно  Закону «Об общественных объединениях». Министерство юстиции Республики Казахстан  регистрирует общеказахстанские, межрегиональные и международные общественные объединения, а также созданные на территории Республики Казахстан отделения (филиалы и другие структурные подразделения) общественных объединений иностранных государств.
     Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Регистрация региональных и местных общественных объединений производится органами местными органами юстиции. Союзы общественных объединений также подлежат государственной регистрации и в том же порядке, в каком регистрируются сами общественные объединения.
     Органы, производящие государственную регистрацию  некоммерческих организаций. Министерство юстиции и его территориальные органы производят государственную регистрацию общественных объединений (включая политические партии, профсоюзы, добровольные общества, творческие союзы, благотворительные фонды) и религиозных организаций.
     Государственные органы осуществляют регистрацию некоммерческих организаций в установленные законодательством сроки.
     Заявление о регистрации общественного  объединения рассматривается в  месячный срок со дня его поступления. При необходимости проведения проверки и при наличии других уважительных причин срок рассмотрения заявления может быть продлен на один месяц. Регистрация некоммерческой организации производится в течение одного месяца. При этом датой начала рассмотрения учредительных документов считается день получения полного набора документов. Заявление о регистрации Устава некоммерческой организации и все необходимые документы должны быть поданы на регистрацию в течение трех месяцев со дня создания некоммерческой организации.
     Документы, необходимые для государственной  регистрации уставов некоммерческих организаций. Для прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица некоммерческие организации различных видов представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию, сходный перечень документов, включающий в себя:
     - заявление учредителей (как правило, форма заявления утверждается регистрирующим органом);
     - протокол учредительного собрания;
     - учредительный договор или решение учредителей о создании организации;
     - информацию об учредителях (полное имя, паспортные данные, домашний адрес, год рождения, телефоны — для физических лиц; если учредителем некоммерческой организации выступает уже созданное юридическое лицо, то представляются нотариально заверенные копии его учредительных документов, полное наименование, юридический адрес, номер банковского счета);
     - устав создаваемой некоммерческой организации;
     - документ (гарантийное письмо), подтверждающий наличие у создаваемой некоммерческой организации юридического адреса, который предоставляется ей уже действующим юридическим лицом;
     - квитанцию об уплате регистрационного сбора.
     Для регистрации общественного объединения  в соответствии со статьей 21 Закона «Об общественных объединениях»  подаются следующие документы:
     - заявление, подписанное членами руководящего органа общественного объединения с указанием места жительства каждого;
     - устав общественного объединения в двух экземплярах;
     - протокол учредительного съезда (конференции) или собрания объединения;
     - сведения об учредителях общественного объединения;
     - документ об уплате регистрационного сбора;
     - документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению;
     - протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского или межрегионального общественных объединений.
     Основания отказа в государственной регистрации  некоммерческой организации Отказ  в регистрации некоммерческой организации  возможен только в случаях:
     - несоответствия учредительных документов требованиям законодательства;
     - недостоверности представленной информации;
     - недееспособности или неправомерности хотя бы одного из учредителей;
     - наличия в Реестре другой организации с аналогичным наименованием.
     При отказе в регистрации некоммерческой организации заявителю выдается мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке. Аналогично, в регистрации устава общественного объединения может быть отказано только по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан и действующим законодательством об общественных объединениях.
     Об  отказе в регистрации общественного  объединения сообщается заявителям в письменном виде с указанием  положений законодательства РК, нарушение  которых повлекло отказ в государственной  регистрации. Отказ в регистрации общественного объединения может быть обжалован в суд.
     Некоммерческие  организации, независимо от их организационно-правовой формы, подлежат учету в государственных  органах Республики Казахстан. Государственный  учет преследует разные цели и, в зависимости от этого, его ведут различные государственные органы.
     Министерство  юстиции и его местные органы. К ведению Министерства юстиции относятся общественные объединения граждан (политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и иные виды общественных объединений) и религиозные организации. Другими словами, Министерство юстиции и его органы занимаются общественными объединениями. Органы юстиции осуществляют:
     - регистрацию общественных объединений  и религиозных организаций;
     - регистрацию изменений и дополнений в уставы;
     - ведение реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
     В ведение местных администраций  входит регистрация некоммерческих организаций, кроме общественных объединений  — научных центров, исследовательских  институтов, организаций культуры и образования, редакций средств массовой информации, детских и подростковых клубов, медицинских учреждений и иных организаций, которые не ставят своей целью получение и распределение прибыли.
     Отдел местной администрации осуществляют следующие виды учета некоммерческих организаций: регистрацию уставов и иных учредительных документов внесение изменений и дополнений в учредительные документы; ведение реестра зарегистрированных организаций.
 

2 СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА
В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ 

     2.1 Третий сектор и цели социальных программ 

     Прямое  финансирование деятельности некоммерческих организаций со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления оправдано главным  образом в той мере, в какой  оно служит объединению усилий в решении наиболее насущных социальных задач.
     На  практике это достигается в рамках государственных социальных программ. По своей целевой направленности такие программы связаны с  предоставлением социальной помощи населению и с поддержкой отраслей социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры).
     В политике органов государственной  власти и местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки  населения в период радикальных  экономических и политических преобразований можно выделить три главных направления:
     1. Оказание "неотложной социальной помощи";
     2. Социальная реабилитация;
     3. Профилактика социальных проблем.
     Независимые некоммерческие организации способны играть значительную роль в реализации социальной политики республиканских и местных органов власти в рамках каждого из этих трех направлений. Социальная политика должна сочетать и балансировать финансирование государством определенных социальных услуг с мобилизацией и включением общественных инициатив. Участие независимых некоммерческих организаций в реализации государственных программ как раз и позволяет решить эту задачу.
     Организации Третьего сектора обладают таким  важным преимуществом перед государственными организациями, как привлечение  добровольцев, разработка и реализация инновационных проектов решения социальных проблем.
     Оказание "неотложной социальной помощи ":
     - оказание помощи социально слабо защищенным группам населения (пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам и другим);
     - развитие сети различных видов организаций социального обслуживания населения (центры комплексного социального обслуживания, организации социального обслуживания семьи и детей, специализированной социальной помощи на дому и др.);
     - поддержка обустройства социально слабо защищенных вынужденных переселенцев.
     Социальная  реабилитация:
     - социальная реабилитация инвалидов;
     - создание условий для интеграции в активную гражданскую жизнь лиц, уволенных с военной службы, членов семей погибших военнослужащих;
     - развитие новых социальных технологий поддержки семьи, в том числе консультативных услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
     - социальная реабилитация пострадавших от насилия;
     - создание системы социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограничен-ными возможностями.
     Профилактика  социальных проблем:
     - разработка и реализация программ, направленных на расширение занятости для отдельных социальных групп населения: молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;
     - структура организации, включая структуру ее органов управления;
     - список членов высшего органа управления, попечительского совета, исполнительной дирекции с указанием их обязанностей, адреса, рода занятий, продолжительности работы в данном органе;
     - перечень основных программ и проектов, реализуемых организацией.
     2. Назначение предлагаемой программы (проекта):
     - для кого она предназначена;
     - какие проблемы пытается разрешить;
     - какие методы и средства для этого используются.
     3. Сведения о реализации программы в предыдущие 2-3 года (если программа продолжающаяся):
     - осуществляемые виды деятельности, предлагаемые услуги, круг адресатов, число потребителей;
     - описание результатов проделанной работы;
     - источники и объемы финансирования;
     - численность работающего по данной программе персонала и добровольцев.
     4. Основная проблема, решаемая с  помощью данной программы:
     - описание той ситуации, тех сложностей, противоречий, недостатков, тех условий,  на изменение которых направлена  программа (по возможности с использованием количественных параметров);
     - программ и проектов.
     В конкурсе вправе принять участие  любые организации и граждане. Проекты и программы, разрабатываемые  независимыми некоммерческими организациями, получат возможность войти на конкурсной основе в качестве составных частей в государственные и муниципальные социальные программы. Финансирование выбранных проектов и программ осуществляется за счет средств соответствующих программ.
     В нормативных документах, определяющих порядок разработки и реализации региональных и муниципальных программ , необходимы прямые указания на возможность участия в этих программах на конкурсной основе некоммерческих организаций, независимо от формы их собственности.
     Финансирование  органами государственной власти и  местного самоуправления проектов и программ независимых некоммерческих организаций может быть полным (гранты) и частичным (дотации). Во втором случае средства могут предоставляться, например, при условии, что определенная часть (половина, треть) расходов по проекту будет покрыта из внебюджетных источников. Или, например, бюджетные средства предоставляться лишь для покрытия определенных видов расходов по проекту.
     Дотации предусматриваются для реализации проектов, соответствующих целям  государственной политики , выраженным в весьма обобщенных формулировках . Гранты (полное финансирование) - для проектов, служащих достижению более конкретно сформулированных целей. В то же время требования к проектам, претендующим на получение грантов, определены недостаточно конкретно.
     Рекомендации  по составу информации, необходимому для принятия решений о финансировании на конкурсной основе программ и проектов социальной направленности.
     1. Сведения об организации, подавшей  заявку:
     - организационно-правовая форма, время и место государственной регистрации;
     - уставные цели организации;
     С организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию социального заказа.
     Решение задач социальной реабилитации и  профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании достигается путем:
     - поддержки и стимулирования организаций и граждан, деятельность которых отвечает соответствующим целям социальной политики;
     - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры")
     - информационной, правовой, материально-технической) для различных социально значимых видов деятельности.
     В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления  и формы поддержки тех или  иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов  этой деятельности о возможных целях и способах своей работы.
     Цели  государственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде однозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное  их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных задач государственных и муниципальных целевых программ в указанных областях и средств решения этих задач (программных мероприятий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.
     Иными словами, при разработке государственных  и муниципальных программ конкретизация  программных мероприятий и определение  финансируемых проектов должны производиться на основе предложений "снизу" и отбора самых удачных из них на конкурсной основе. Здесь предметом конкурса становится выявление проектов и программ, которые отвечают общим целям социальной политики и предлагают конкретные пути реализации этих целей.
     В государственных социальных программах должны быть четко выделены разделы, реализация которых осуществляется путем конкурсного отбора представляемых
     С организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию социального заказа.
     Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании достигается путем:
     - поддержки и стимулирования организаций и граждан, деятельность которых отвечает соответствующим целям социальной политики;
     - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры");
     - информационной, правовой, материально-технической) для различных социально значимых видов деятельности.
     В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления и формы поддержки тех или иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов этой деятельности о возможных целях и способах своей работы.
     Цели  государственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде однозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных задач государственных и муниципальных целевых программ в указанных областях и средств решения этих задач (программных мероприятий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.
     Иными словами, при разработке государственных  и муниципальных программ конкретизация программных мероприятий и определение финансируемых проектов должны производиться на основе предложений "снизу" и отбора самых удачных из них на конкурсной основе. Здесь предметом конкурса становится выявление проектов и программ, которые отвечают общим целям социальной политики и предлагают конкретные пути реализации этих целей.
     В государственных социальных программах должны быть четко выделены разделы, реализация которых осуществляется путем конкурсного отбора представляемых.
     За  счет конкурсного размещения заказа органы государственной власти и  местного самоуправления получают возможность  определить организации, способные  лучше выполнить социальный заказ. Лучше означает выполнение заказа при  меньшем объеме финансирования, по сравнению с первоначально планируемым, что экономит государству средства, либо предоставление за те же деньги большего объема услуг или обеспечение более высокого их качества.
     Как раз независимые некоммерческие организации могут оказаться  более эффективными, чем государственные учреждения, и тем самым обеспечат более эффективное использование государственных средств.
     Для проведения конкурса заказ на выполнение социальных услуг может быть разбит на несколько составных частей, каждая из которых становится предметом самостоятельного конкурса. В условиях конкурса должны быть перечислены объемы требуемых услуг, требования к качеству и условиям их предоставления, предельные объемы финансирования заказа за счет бюджетных средств. В качестве ресурсного обеспечения реализации социального заказа могут также выступать предоставление льгот по местным налогам, по плате за аренду муниципального имущества и за коммунальные услуги.
     В конкурсе должны получить право принять участие как государственные, так и независимые некоммерческие организации. Критерии определения победителей должны быть четко сформулированы и сообщены при объявлении конкурса. В качестве таких критериев могут выступать:
     - стоимость выполнения социального заказа;
     - предоставление большего объема услуг по сравнению с тем, который определен в условиях конкурса;
     - предоставление услуг более высокого качества по сравнению с требованиями, определенными в условиях конкурса.
     Последовательность формирования заказа на выполнение социальных услуг.
     Для эффективного использования бюджетных  средств и обеспечения качественного  предоставления населению социальных услуг необходимо:
     1. Максимально четко и по возможности однозначно сформулировать, предоставление каких видов услуг, кому именно, в каком объеме, какого качества должно финансироваться из бюджетных средств.
     2. Сбалансировать вышеуказанные характеристики с бюджетными возможностями и определить масштабы и условия предоставления вышеуказанных услуг и размеры ассигнований из соответствующих бюджетов.
     3. Определить организации, способные предоставить населению такие услуги, обеспечив требуемое их качество и количество.
     Для обеспечения адресной социальной помощи и эффективного использования средств, выделяемых на социальные цели, надо четко и однозначно определить перечень финансируемых из местного бюджета социальных услуг, их количественные и качественные характеристики и условия получения. Выполнение такой работы и означает формирование заказа на социальное обслуживание определенных групп населения. Первый и второй из перечисленных выше шагов - это формулирование органами власти заказа на выполнение социальных услуг. Третий шаг - это размещение данного заказа.
     Организация конкурса. Бюджетное финансирование социального заказа совсем не означает, что этот заказ в полном объеме должны реализовывать государственные учреждения. Целесообразно предусмотреть конкурсное распределение имеющихся средств для его выполнения. То есть, провести конкурс на право реализации заказа в целом или его отдельных частей. Это позволит выбрать тех, кто эффективнее и качественнее справится с выполнением сформулированного социального заказа.
     Содействовать инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно конкретизировать в виде конкретных мероприятий, если не опираться на предложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непосредственно заниматься.
     Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы основательными они не являлись, ни представлениями работников органов власти, сколь бы образованными они не были. Здесь необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их решения.
     Отобранные  проекты включаются как составные  части в соответствующую государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку. Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных проектов заключаются контракты на их реализацию. В отличие от первого механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими исполнителями и отобранные в результате конкурса.
     Первый  из этих двух разных организационно-финансовых механизмов - механизм размещения заказа на выполнение социальных услуг, или  механизм социального заказа в узком  смысле слова. Второй - механизм поддержки  проектов и программ.
     Размещение  заказа на выполнение социальных услуг - это механизм реализации в условиях рыночной экономики социальных гарантий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конституции Республики Казахстан, законах и нормативных  актах. Предоставление социальных услуг населению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями.
     В последние годы этим стали заниматься и независимые некоммерческие организации. В условиях рыночной экономики обязательства  государства по обеспечению социальных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соответствующих услуг совсем не тождественны необходимости использования только государственных и муниципальных учреждений для предоставления этих услуг.
     Уже сейчас их решением занимаются такие общественные объединения как «Невада-Семей», «Совет мира и согласия» и другие.
     При обсуждении вопросов, связанных с  прямым финансированием независимых  некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления, все более часто применяется по-нятие «социальный заказ». Сам термин «социальный заказ» появился как альтернатива привычному «государственному заказу», чтобы подчеркнуть, во-первых, социальный характер самих выполняемых программ, негосударственный статус исполнителей, а также общественный, открытый, конкурсный порядок распределения этих заказов.
     Особенностью  данной формы государственной поддержки  является не только большая мера государственной  инициативы, но и значительно большая  степень определенности государственного органа, как заказчика, по поводу того, что именно должно быть результатом выполнения такого заказа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.