Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    Тест
3
    Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв……………...
5
    Занятия, общественный строй и религия восточных славян………………..
7
            2.1  Занятия восточных славян…………………………………………………….. 7
     2.2 Общественный строй восточных славян……………………………………… 9
    2.3 Религия восточных славян……………………………………………………...
11
    Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика…………………………………………………………………………...
13
            3.1 Образования государства у восточных славян……………………………….. 13
            3.2 Норманнская концепция и ее критика………………………………………… 14
    Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)………………………………………………………………..
 
17
Список  использованной литературы…………………………………………………… 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ТЕСТ 
    1. Родоплеменная знать славян – это
    а) вождь, старейшины, варяги-дружинники
    б) князь, старейшины, жрецы-волхвы
    в) вождь, дружина, бояре г) король, купцы, друиды 

    2. Центром  объединения восточнославянских  племен стал город
    а) Новгород б) Владимир в) Искоростень г) Киев 

    3. Какие  племена восточных славян населяли  территорию современной московской  области?
    а) древляне б) поляне в) вятичи г) северяне д) родимичи 

    4. Укажите,  какие причины привели к образованию  древнерусского государства
    а) появление  частной собственности на землю
    б) распад родовой общины, ее имущественное  расслоение
    в) образование  племенных союзов
    г) появление  соседской общины
    д) характерно все указанное е) характерно а) и б) 

    5. Кем  впервые был поставлен вопрос  о происхождении древнерусского  государства?
    а) древнегреческим  историком Геродотом
    б) летописцем Нестором
    в) немецкими  учеными, работавшими в Петербургсокй Академии наук И. Байером и Г. Миллером
    г) русским  ученым М.В. Ломоносовым
    д) в  Русской Правде Ярославичей 

    6. Как  называлась новая форма сбора  дани, установленная княгиней Ольгой?
    а) полюдье
    б) повоз в) оброк
    г) подушная подать д) уроки 

    7. Кто  входил в княжескую дружину?
    а) бояре, отроки, вои б) варяги, отроки, вои
    в) старшие бояре, отроки, младшие бояре
            г) бояре, варяги, вои 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв
Праславяне  выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
     В Центральной и Восточной  Европе существовали тогда родственные  между собой культуры, занимавшие  довольно обширную территорию. В  этот период еще нельзя выделить  чисто славянскую культуру, она  только начинает складываться  в недрах этой древней культурной  общности, из которой вышли не  только славяне, но и некоторые  другие народы.
      При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
Так, римские  историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших  между германскими и сарматскими  племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.
     Многие современные историки  видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое  единство и занимавших территорию  приблизительно нынешней Юго-Восточной  Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские  авторы VI в. были более внимательны  к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.
     Иордан возводит современных  ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).
     По византийским источникам устанавливается,  что к VI в. н.э. славяне занимали  обширные пространства Центральной  и Восточной Европы и делились  на 3 группы:
1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы);
2) анты (Междуречье Днепра и Днестра);
3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы  называют около 150 племен славян.
     Однако источники VI в. не содержат  еще указаний на какие-то различия  между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство  языка, обычаев, законов.
     «Племена антов и славян сходны  по своему образу жизни, по  своим нравам и своей любви  к свободе», «издавна живут в  народоправстве» (демократии), «отличаются  выносливостью, храбростью, сплоченностью,  гостеприимством, языческим многобожием  и обрядами». У них много  «разнообразного скота», они «возделывают  хлебные злаки, особенно пшеницу  и просо». В своем хозяйстве  они использовали труд «рабов  – военнопленных», но не держали  их в бессрочном рабстве, а  по истечении «некоторого времени  отпускали за выкуп» или предлагали  остаться у себя «на положении  свободных или друзей» (мягкая  форма патриархальной системы  рабства).
     Данные о восточнославянских  племенах имеются в «Повести  временных лет» монаха Нестора  (начало XII в.). Он пишет о прародине  славян, которую определяет в  бассейне Дуная. (Согласно библейской  легенде их появление на Дунае  Нестор связывал с «вавилонским  столпотворением», приведшим, по  воле Бога, к разъединению языков  и их «рассеиванию» по всему  миру). Приход славян на Днепр  с Дуная он объяснял нападением  на них воинственных соседей  - «волохов», вытеснивших славян  с прародины.
     Таким образом, название «славяне»  появилось в источниках только  в VI в. н.э. В это время  славянский этнос активно включается  в процесс Великого переселения  народов – крупного миграционного  движения, охватившего Европейский  континент в середине I тысячелетия  н.э. и почти полностью перекроившего  его этническую и политическую  карту.
     Расселение славян на обширных  пространствах Центральной, Юго-Восточной  и Восточной Европы стало главным  содержанием поздней фазы Великого  переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся  в лесостепных областях Восточной  Европы, именовалась антами (слово  иранского либо тюркского происхождения) . Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
     Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
     Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что  прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
     Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
     Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой  половине I тысячелетия н.э. земли  от верхней и средней Вислы  до среднего Днепра.
     Расселение славян происходило  по трем основным направлениям:
- на  юг, на Балканский полуостров;
- на  запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;
- на  восток и север по Восточно-Европейской  равнине.
     Соответственно в результате  расселения сформировались три  существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные  славяне.
    Занятия, общественный строй и религия восточных славян
 
        Занятия восточных  славян
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой  земледельческую культуру.
     Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.   Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
     В степных районах применялось  переложное земледелие, схожее с  подсекой, но связанное со сжиганием  не деревьев, а ивовых трав.
     С VIII в. в южных районах получает  распространение полевое пашенное  земледелие, основанное на использовании  плуга с железным мехом, тяглового  скота и деревянной сохи, сохранившейся  до начала XX в.
Восточные славяне применяли три способа  расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких  лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).
     В первом случае обилие свободных  земель позволяло каждому обработать  столько земли, сколько было  возможно.
     Во втором случае каждый стремился,  чтобы выделенные ему для обработки  земли размещались ближе к  городищу. Все удобные земли считались  общей принадлежностью, оставались  неделимыми, обрабатывались сообща  либо делились на равные участки  и через определенный период  времени распределялись по жребию  между отдельными семьями.
     В третьем случае граждане  отделялись от городищ, расчищали  и выжигали леса, осваивали пустоши  и образовывали новые хозяйства.
     Определенную роль в хозяйстве  играли также скотоводство, охота,  рыболовство, бортничество.
     Скотоводство начинает отделяться  от земледелия. Славяне разводили  свиней, коров, овец, коз, лошадей,  волов.
     Развивалось ремесло, в том  числе на профессиональной основе  – кузнечное дело, но оно в  основном было связано с земледелием.  Из болотных и озерных руд  начали производить железо в  примитивных глиняных горнах (ямах).
     Особое значение для судеб  восточного славянства будет  иметь внешняя торговля, развивавшаяся  как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало  арабское серебро, так и на  пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
     Хозяйственная жизнь населения  направлялась таким могучим потоком,  как Днепр, который прорезывает  его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.
        Общественный строй восточных славян
В первые века нашей эры восточные славяне  жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием  орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а  затем собрать урожай.
В VI—VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи  одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые  участки земли. Тут же оседали  и выходцы из других родов.
Община  продолжала существовать, но она стала  теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому, как  это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой  общины возникла соседская община.
У каждой семьи был теперь в пользовании  пахотный участок земли. Каждой семье  принадлежали
орудия  труда и собранный урожай. Это  была их частная собственность. Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных  семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин  и военных вождей. Они же захватывали  большую часть добычи во время  военных походов. Так вместе с  частной собственностью возникло и  имущественное неравенство.
Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени  полян, он исчезал быстрее славянских племен. Стали выделяться богатые  предводители — князья. Около них  создавались отряды воинов — княжеские  дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так  и назывался — полюдьем. Обычно князья отправлялись в «полюдье»  с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили  в славянский поселок и требовали  дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») — несли ему  разное добро: особенно ценились меха куницы, бобра, белки. Несли мед в  кувшинах и деревянных ведерках, круги  воска и другие продукты сельского  хозяйства. Жители поселка и кормили  за свой счет князя с дружиной. Лошадям  князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.
Славянские  племена в VI в. н. э. объединялись в  союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Так у восточных  славян возникли первые государственные  объединения. Центром одного из них  явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили,— Русской землей или Русью.  

        Религия восточных  славян
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил  природы, восприятие природного и человеческого  мира как единого целого.
     Зарождение языческих культов  произошло в глубокой древности  – в эпоху верхнего палеолита,  около 30 тысяч лет до н.э.
     С переходом к новым типам  хозяйствования языческие культы  трансформировались, отражая эволюцию  общественной жизни человека. При  этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.
     Самые почитаемые из языческих  богов были Род, Перун и Волос  (Белес); при этом каждая из  общностей имела и своих, местных  богов.
     Перун являлся богом молнии  и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.
     В глубокой древности у славян  был широко распространен   культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.
     Каждое восточнославянское племя  имело своего бога-покровителя  и свои пантеоны богов, у  разных племен схожих по типу, но различных по имени.
     В дальнейшем особое значение  приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.
     Со временем все большую роль  начинает играть Перун – бог  грозы и дождя, «творец молний»,  который особенно почитался как  бог войны и оружия в княжеско-дружинной  среде. Перун не являлся главой  пантеона богов, лишь позже,  в период формирования государственности  и усиления значения князя  и его дружины, культ Перуна  стал укрепляться.
     Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку . В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.
     Первоначально сохранялись и  тотемические представления, связанные  с верой в мистическую связь  рода с каким-либо животным, растением  или даже предметом.
     Кроме того, мир восточных славян  был «населен» многочисленными  берегинями, русалками, лешими и пр.
Деревянные  и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в  том числе человеческие.
     Языческие праздники были тесно  связаны с земледельческим календарем.
     В организации культа значительную  роль играли языческие жрецы  – волхвы.
     Главой языческого культа был  вождь, а затем князь. Во  время культовых ритуалов, проходивших  в специальных местах – капищах,  богам приносились жертвы. Языческие  верования определяли духовную  жизнь восточных славян, их нравственность.
     У славян так и не появилась  мифология, объясняющая происхождение  мира и человека, рассказывающая  о победе героев над силами  природы и т.п.
    Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика.
        Образования государства у восточных славян
К IX в. у  восточных славян началось формирование государства. Это можно связать  с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
     Так, временем, с которого восточные  славяне входят во всемирную  историю, можно считать середину IX века – время, когда появился  путь «Из варяг в греки».Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов – Олегу.
     В 882 г. Олег предпринял поход  на Киев, обманом убил киевских  князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия). та дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
     Существует точка зрения, что  поход Олега на Киев был  первым актом в драматической  вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
     Древнерусское государство возникло  благодаря самобытному политическому  творчеству русского народа.
     Славянские племена жили родами  и общинами, занимаясь сельским  хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией,  они подвергались постоянным  военным нашествиям и грабежам  со стороны степных кочевников  и северных пиратов, поэтому  сама история вынудила их выбирать  или нанимать князей с дружинами  для самообороны и поддержания  порядка.
     Таким образом, из территориальной  сельскохозяйственной общины, имеющей  профессиональные вооруженные и  управленческие органы, действующие  на постоянной основе, возникло  Древнерусское государство, в  основании которого участвовали  два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа. Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
     Основой хозяйственной деятельности  восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов  и внешней торговли.
     В новых условиях начался переход  от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.
     Усложнились верования восточных  славян. На смену синкретическому  Роду – главному богу славян-охотников,  с развитием земледелия приходит  обожествление отдельных сил  природы. При этом все более  ощущается несоответствие существовавших  культов потребностям развития  восточнославянского мира.
     В VI – середине IX в. славяне  сохранили основы общинного строя:  общинную собственность на землю  и скот, вооружение всех свободных  людей, регулирование социальных  отношений с помощью традиций  и обычного права, вечевую демократию.
     Торговля и война у восточных  славян, попеременно сменяя друг  друга, все больше изменяли  уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию  новой системы отношений.
     Восточные славяне претерпевали  изменения, вызванные как собственным  внутренним развитием, так и  влиянием внешних сил, что в  своей совокупности и создавало  условия для образования государства.
        Норманнская концепция и ее критика.
Норманнская теория (норманизм) – это одна из теорий образования Древне-русского государства, согласно которой, государство в Древней Руси создали пришедшие на земли восточных славян норманы, выходцы из Скандинавии, которых отождествляли с «варягами-русью». Их противники (антинорманисты) считали, что государство на Руси складывалось самостоятельно и было результатом внутреннего развития, а варяги и русь были либо славянами, либо неславянскими народами. Норманнская теория возникла в XVIIIв. и связывается с появлением трудов Зигфрида Байера (1694-1738).
Немецкий  учёный приехал в Россию на работу в 1726 г. Основная идея его труда «О варягах» заключалась в утверждении, что варяги и русь были не славянского, а германского (норманнского) происхождения.
З.Байер сформулировал три аргумента норманизма, которые до настоящего времени используются для доказательства этой концепции:
1. Варяги, согласно русским летописям, живут  «за морем», следовательно, они  шведы.
2. Имена  послов и купцов в договорах  Древней Руси с Византией (Х  в.) не славянские, следовательно, они германские.
3. В  греческих источниках названия  Днепровских порогов даны по-славянски  и по-русски, при сравнении эти  названия явно отличаются, поэтому  Байер за русов признает германо-язычных шведов.
Последователем  идей Байера стал Г. Миллер, который  добавил четвёртый аргумент в  пользу норманизма.
В диссертации  «Происхождение имени и народа российского», главным источником для которой  явились датские и скандинавские  саги, Миллер определил варягов и  руси как скандинавов-шведов. Название «русь» он выводит от финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси»), предполагая, что от этого понятия произошло название «Русь».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.