На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие и становление института Президентуры в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
1. Возникновение и развитие института Президентуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие  института президентуры, российская  модель президентства….6
1.2 Конституционный  статус Президента России……………………………..10
2. Полномочия Президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти………………………………………………15
2.1 Полномочия  Президента РФ по формированию  федеральных органов государственной власти………………………………………………………..15
2.2 Отношения  Президента РФ с субъектами Федерации и судебной властью………………………………………………………………………….21
2.3 Акты  Президента РФ: вопросы гражданства, помилование……………22
Заключение
Глоссарий
Литература
 

      Введение

     Несмотря  на то, что главы государств хорошо известны в своих странах, а лидеры ведущих держав приобретают широкую известность во всем мире, определение института главы государства представляется не такой простой задачей. Сложность ее связана с многообразием конкретных воплощений этого институт в различных странах и в разные исторические эпохи.

     Если  обобщить опыт многих стран в разные периоды истории, можно дать следующее определение рассматриваемого института. Глава государства – это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.
     Мишин А.А. полагает, что «глава государства – институт чисто буржуазный, но он обязан своим появлением на свет абсолютной монархии, т.е. позднефеодальному политическому учреждению1. По его мнению, «даже президент – это не что иное, как конституционный монарх, лишенный внешних атрибутов власти. Даже в республике глава государства – президент - фактически орган рудиментарный, остаток некогда блистательной монаршей прерогативы. Такой анахронизм, как глава государства, может быть устранен, так как его реальная роль и значение настолько ничтожны, что как таковой он на практике принимает весьма незначительное участие в делах управления государством»1.
     С другой стороны, нельзя сказать, что  глава государства всегда и везде является необходимым элементом государственного аппарата. Ведь наряду с монархией с древнейших времен существовала республиканская форма правления. А институт главы государства можно обнаружить не во всех республиках.
__________
    1 Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости [текст]. – М.: изд-во МГУ, 1976. – 384 с. 

     XVIII в. внес в эволюцию поста  главы государства нечто принципиально новое – институт президентства. Сам по себе термин «президент» был известен со времен Древнего Рима. Однако на протяжении длительного времени президентом чаще всего называли председательствующего на каком-либо собрании.
     Президенты возглавляли и некоторые учреждения, но обычно в том случае, если учреждение носило характер некоего коллегиального формирования.
     Впервые глава государства стал именоваться президентом в Соединенных Штатах Америки с принятием Конституции 1787 г. Затем посты президентов республик были введены в странах Латинской Америки, Европе, Азии, Африке.
     В настоящее время около 70% существующих на Земле стран имеют в качестве главы государства президентов2.
     Нельзя  не обратить внимания на тот факт, что, несмотря на большую или меньшую универсальность статуса главы государства в современном мире, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных форм правления. В то же время такой вывод может быть отнесен не только к президентам, а вообще к главам государств вне зависимости от того, каким способом замещается данная должность, и от того, является глава государства единоличным или коллегиальным. При том прослеживается очевидная взаимосвязь между формой государства и действительным местом главы государства в конституционном механизме.
     В президентских республиках и  дуалистических монархиях возможности главы государства гораздо шире. Еще значительнее прерогативы и реальные возможности главы государства в республиках со
_________
    2 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [текст] : учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 552 с. 

смешанной формой правления. Аккумулируя в своих руках полномочия, характерные для главы государства парламентарной и президентской республик, президент превратился в один из ключевых институтов государственного механизма страны.
     Цель  курсовой работы - проанализировать возникновение и развитие института Президентуры в России.
     Данная  цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
     - раскрыть понятие и сущность президента как главы государства;
     - описать российскую модель президентства;
     - исследовать место Президента в системе федеральных органов государственной власти: взаимодействие с различными ветвями власти.
     Объектом  исследования является институт президентуры РФ.
     Предмет исследования – возникновение и развитие института президентуры.
     Правовой  основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, Указы Президента РФ, решения Конституционного суда, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.
 

      1. Возникновение и развитие института президентуры в Российской Федерации

     1.1 Понятие института  президентуры, российская модель президентства

 
     Практике  государственного строительства в  советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не непосредственно населением, а Съездом народных депутатов3. Введение этой должности обосновывалось необходимостью обеспечить единство власти и ускорить принятие решений, которые требовались в тех сложных социально-экономических условиях, в которых оказалось союзное государство в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века4.
     Термин  «президент» в переводе с латинского буквально означает «сидящий впереди». Сегодня президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают Соединенные Штаты, чья Конституция 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства.
     В Российской Федерации институт президентства  был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17.03.1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого затем были включены в текст Конституции РСФСР.
__________
    3 Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» [текст] (утратил силу) // Свод законов СССР. 1990. Т.1. Ст.130-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
    4 Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
    В настоящее  время порядок избрания, компетенция  и основания 
прекращения полномочий Президента РФ регулируются главой 4 Конституции 1993 г. Конституция не предусматривает принятия отдельного закона о Президенте. Однако некоторые вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами. Вместе с тем, основную роль в регулировании организации и деятельности института президентства играют акты самого Президента РФ. Данное обстоятельство вряд ли оправданно, поскольку основным регулятором в названной сфере должен быть закон.
     Учреждение  поста Президента в России определялось рядом объективных и субъективных факторов, задачами усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста позволило покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что явно противоречило принципу разделения властей.
     Известное влияние на появление института  президентства в России оказало и учреждение этой должности в Советском Союзе в 1990 г. В свою очередь учреждение поста Президента РФ повлекло за собой появление этого института власти в большинстве республики в составе Федерации.
     Правовой  статус Президента РФ основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Как и во многих других странах, имеющих институт президентства, в России используется право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента.
     Из  зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции РФ процедура импичмента – отрешения Президента от должности, институт обращения с посланием к парламенту. Вместе с тем, устойчивость президентской власти отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.
     Важнейшие особенности организации института  президентства в Российской Федерации  закреплены в ее Конституции. Российская конструкция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей института президентства.
     Наука государственного права выделяет три формы института президентства: «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров (Мексика, Коста-Рика); парламентские республики, имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент (Австрия, Германия, Индия, Италия); так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия).
     По  ряду главных позиций российская модель тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта – контроль за формированием и деятельностью правительства, руководство им. Конституция Соединенных Штатов не предусматривает правительство как отдельный орган исполнительной власти. Его функции исполняет президентская Администрация. В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства (ч.1 ст.80)5 , он определяет структуру Правительств, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об его отставке.
___________
    5 Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009. 
     

     Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь решающее слово остается за Президентом.
     Тем не менее, говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республики было бы не вполне обоснованно. В России глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства.
     Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России – наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.
     Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики, особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В обеих странах президенты имеют сходные права.
     Однако  и здесь российская модель обладает рядом принципиальных особенностей. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как во Франции это прерогатива парламента. Согласно ст.50 Конституции Франции, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. В таком случае Президент обязан отправить Правительство в отставку, хотя наряду с этим может принять решение о роспуске Национального собрания. По российской же схеме Президент РФ вправе не отправлять Правительство в отставку, но может при известных условиях распустить Государственную Думу.
     В отличие от Конституции Франции Конституция РФ не предусматривает права подписи актов Президента Председателем Правительства, которое выступает средством согласования главой государства своих решений с Правительством. В практике деятельности Президента РФ в отдельных случаях применяется визирование его указов рядом должностных лиц, включая Председателя Правительства. Однако оно не имеет обязательного значения для придания юридической силы акту главы государства.
     Следовательно, институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики6. 

     1.2 Конституционный  статус Президента  России 

     По  Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства7. В прежней Конституции его функция была определен через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти.
     Термин  «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти.
     Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью8.
____________
    6 Конституционное  право России [текст] : учебник / Отв.  ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
    7 Конституция  Российской Федерации. (Принята на  Всенародном референдуме) [текст] (поправки  от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
        8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
          Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей, увидевших в смене конституционной формулы
стремление  наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт пяти десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтвердилось и опытом первого президентства в Российской Федерации.
     Характеризуя  конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность  его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе.
     Федеральное Собрание представляет многонациональный  народ России в лице своих избирателей, т.е. население различных регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности некоторых выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим.
     Президент РФ как глава федеративного государства  вправе контролировать президентов  республик и глав администраций других субъектов Федерации. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
     Как и в других государствах, Президент  РФ обладает неприкосновенностью. Это  означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное  дело, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков.
     В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном  кабинете, а дубликат поднимается  над резиденцией Президента как  в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

     Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция  РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках  этот пост иногда существует, а иногда его нет. В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах как раз выполняет вице-президент.

     В соответствии с Конституцией России Президент РФ является главой государства и в этом качестве осуществляет государственную власть в Российской Федерации, наряду с Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами России. Формально Президент не относится ни к одной из ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Его роль в системе разделения властей определяется тем, что он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Обеспечение такого функционирования и взаимодействия должно основываться на конкретных полномочиях Президента по отношению к федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Федерации, определенных в Конституции РФ и федеральных законах9. 
 

_____________
    9 Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
           В то же время часть полномочий Президента носит исполнительный характер. Это руководство внешней политикой, осуществление функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и некоторые другие.
     Деятельность Президента максимально приближена к исполнительной власти: в соответствии с Конституцией Российской Федерации он решает вопросы формирования и отставки Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях.
     Важным элементом в определении статуса Президента РФ является осуществление им функций гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. То, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод, само по себе не создает каких-то особых конституционных полномочий Президента по обеспечению реализации и защите Конституции, регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина. Данное конституционное положение определяет общую направленность деятельности Президента и руководимых им государственных органов, которая осуществляется в рамках полномочий Президента, установленных Конституцией и федеральными законами. Как гарант Конституции Президент обеспечивает реализацию предусмотренных Конституцией высших форм народовластия – выборов и референдума. Для этого он наделяется правом назначать выборы депутатов Государственной Думы и референдума Российской Федерации10.
     Формы деятельности Президента как гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина различны: подготовка и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусмотренных Конституцией, гарантирующих права и свободы, издание собственных
___________
    10 Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 30.06.2004. № 137-д // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009. 

указов, постановка соответствующих задач  перед федеральными органами
исполнительной власти, создание совещательных консультативных органов. Вместе с тем необходимо отметить, что сама деятельность Президента является объектом конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»11.
     Как глава государства Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и государственной целостности.
     Данные  функции Президента реализуются не только в сфере внешней политики, руководство которой он осуществляет, но также и во внутригосударственной сфере.
     Следует отметить, что деятельность Президента по защите суверенитета Российской Федерации в ее взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации опирается на целый ряд конституционных полномочий Президента Российской Федерации. Они носят как координационный, так и властный характер.
     Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральных законов и соответствующие меры ответственности данных органов установлены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»12.
___________
11 Федеральный  конституционный закон РФ от 21.07.1997 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [текст] (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст.1447 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
12 Федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 19.10.1999. № 206 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009. 

     2. Полномочия президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти 

     2.1 Полномочия Президента РФ по формированию федеральных органов государственной власти 

     Президент России обладает весьма значительным кругом полномочий. Полномочия Президента изложены в ст.83-90, 107, 111 Конституции РФ13. Их можно объединить в несколько групп: полномочия по формированию федеральных органов государственной власти; полномочия в области законодательства; в области внешних отношений и обороны страны. С содержанием перечисленных полномочий можно ознакомиться по тексту Конституции.
     По  вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы по своей юридической силе бывают нормативными, т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера, и ненормативные, т.е. распространяющие условия на конкретных субъектов правоотношений и имеющие одноразовое применение. Президент России обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.
     Для выполнения своих полномочий Президент  РФ формирует Администрацию. Ее задача – создать необходимые организационные, информационные, материально-технические и прочие условия для обеспечения деятельности Президента. Для обеспечения взаимодействия Президента с парламентом главой государства назначается полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также в Конституционном Суде.
__________
13 Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
           В состав Администрации Президента РФ входит полномочный представитель Президента в Федеральном округе, который является должностным лицом, представляющем Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в федеральном округе14.
     Полномочия  Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей.
     В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.
     Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном
________
14 Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. пособие [текст] / В.В.Никулин. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. – 92 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.