Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философские взгляды Гераклита

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ

 
Дисциплина: “Философия” 

Тема: “Философские взгляды Гераклита” 
 

  Выполнил:
   
   
   
Проверил:  
   
   
   
   
 
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Калининград
2009 
 
 

  СОДЕРЖАНИЕ  
     
Введение ………………………………………………………………… 3
     
1. Учение о  сущем: логос как единство и борьба противоположностей……………………………………..… 4
     
2. Учение о  всеобщем течении и изменении………………..... 10
     
Заключение ………………………………………………………………… 16
     
  Список литературы………………………………………….. 17
Введение
    История философии древней Греции является историей возникновения и развития стихийной диалектики: борьбы материализма против идеализма, науки против религии.
    Наиболее  полно материализм, связанный с  диалектическим взглядом на природу, был  развит в V веке до нашей эры Гераклитом Эфесским.
    Философское учение Гераклита - одно из лучших достижений древнегреческой культуры, в котором он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики, против идеалистических и антидиалектических течений.
    Целью настоящей работы является анализ философских взглядов  Гераклита, причём акцент делается на его учении о логосе, так как идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях.
    Философия Гераклита является вершиной стихийного диалектического понимания мира, И хотя, речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики; некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.
    Именно идеи Гераклита о диалектическом  единстве гармонии и борьбы противоположностей, о противоречивой природе всех вещей, впервые очень близко подошли к формулировке диалектического закона единства (гармонии) и борьбы противоположностей и сохранили свою актуальность по сегодняшний день, что обусловило выбор темы настоящей работы.
    Для выполнения  настоящей работы были изучены фрагменты работ Гераклита как основной источник его идей, а также специальная и учебная литература. 

    Учение  о сущем: логос как единство и борьба противоположностей
    Обратимся непосредственно к рассмотрению философских взглядов Гераклита и начнём с его учения о сущем (логосе), с его онтологии.
    Стиль изложения Гераклита связан с  содержанием развиваемого им учения. Соединяя в одном предложении  противоположные образы и понятия, он стремился выразить разгаданную  им противоречивую сущность бытия и всех вещей.
    Греческий термин “логос”, впервые использованный Гераклитом в качестве одного из основных философских понятий и ставший популярным во всей античной философии, имеет очень много значений и непереводим на другие языки.
    Смысл термина “логос” менялся в зависимости от контекста. Он мог означать и нечто объективно существующее, согласно которому “всё совершается”, и субъективное “слово”, “мысль” или теоретическое “высказывание” самого Гераклита, адекватное объективному “логосу”.
      В некоторых других случаях логос - это “всеобщее” (всеобщая истина или всеобщий порядок), которому необходимо следовать, а также божественный закон, на который необходимо опираться. Складывается впечатление, что у Гераклита слова “война” или “борьба”, “гармония” (связь, единство), “мера” являются синонимами слова “логос”. “Логос” употреблён им также в смысле “славы”, “учения”, “души”.1
    Многозначность  термина “логос”, понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. 2
    Важным  звеном в философской системе  Гераклита, соединяющим его онтологию  с гносеологией, является учение о  логосе, душе и боге. В представлении  эфесского мудреца, жизнь мира подчинена известной закономерности, которую он именует логосом. Эта закономерность имманентно присуща материи, стало быть, существует от века, раньше даже образования земли (например, фр. В 31, где говорится о превращениях огня и, в частности, образовании моря, “согласно тому же логосу, который был раньше, чем возникла земля”). Закономерность эта проникает весь космос, включая и населяющих этот мир людей (фр. В 2 — “логос присущ всем”), и определяет его развитие (фр. В 72 — “логос, который всем управляет”). 1
      Своею главной заслугой философ считает именно постижение этой общей закономерности, которой большинство людей не желает замечать, несмотря на то, что с проявлениями её они сталкиваются на каждом шагу.
    Логос Гераклита являет собою мистически понятую или, по крайней мере, так выраженную объективную категорию. С представлением о логосе смыкается у него, представление о душе, где мистический момент определённо довлеет над реальностью. “Душам смерть — воде рожденье, воде смерть — земле рожденье; из земли ведь вода рождается, а из воды — душа” (фр. В 36). 2
    Главное, однако, в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи  между душою человека и общим  логосом. Согласно Гераклиту, душа сопричастна  логосу, и этим объясняются неисчерпаемые  потенциальные возможности человеческого разума.
    Отношение Гераклита к теме божественного  непоследовательно. Так, он критикует  и отвергает исполненные грубого  суеверия представления и граничащие с первобытной магией обряды народной религии.
    Отдавая дань традиционному, вскормленному мифологией образному мышлению, эфесский философ сохраняет в своей системе бога для инообозначения как проникающей мир объективной закономерности, так и её отражения в сознании человека: “Божество: день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод... Оно изменяется, подобно [огню], когда он смешивается с курениями и обозначается именем того удовольствия, которое каждый от него получает” (фр. В 67). 1
    В одном из высказываний Гераклита  “логос” означает единство всего. Так, день и ночь, добро и зло – не одно и то же, и это известно всякому. А вот то, что день и ночь, добро и зло как все противоположности составляют единое целое – мало кому известно. Такие противоположности, следуя друг за другом, создают цикличность, повторяемость, определённую периодичность, что определяется единством, согласованностью, гармонией противоположностей, т.е. “всеобщим логосом”. 2
    Всё существующее, по Гераклиту, постоянно  переходит из одного состояния в  другое, так он развивает материалистическую диалектику, учение о развитии через противоречие. Правда, в его учении имеются элементы идеализма и метафизики; он не является последовательным диалектиком-материалистом.
    У Гераклита противоположности совпадают, т.е. тождественны, но они не совпадают  абсолютно, а предполагают друг друга, немыслимы друг без друга и могут быть познаны и раскрыты не иначе как через их противоположности. Тождество противоположностей носит относительный характер. Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей.  Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное, а качество относительное (так как переходит в свою противоположность).
    Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние.
    Развитие  природы, согласно взглядам Гераклита, обусловлено борьбой противоположностей.
    Космос  есть прекраснейшая, абсолютная гармония, но она не исключает, а, напротив предполагает противоположности. Гераклитовский Дике, или всеобщий миропорядок, представляет собой единство противоположностей, в котором периодически в известных пределах берёт верх то одна, то другая из противоположностей. 1
    Вещи  порождают друг друга, изменяются, уничтожаются, обращаются в свою прямую противоположность  благодаря развитию в них реальных противоречий. Каждая вещь в своём развитии на основе противоречий порождает своё собственное отрицание.
    “Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны: жизнь одних есть смерть других, и смерть одних есть жизнь других” (фр. 62). 2
    Так, Гераклит подходит к формулировке первого  закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей.
    Борьба  противоположностей, составляя суть жизненного процесса, является, таким  образом, стержнем существования, она  оказывается той гармонией, которой  держится целое: “Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и всё через распрю создается” (фр. В 8). Можно только пожалеть, сетует философ, тех, кто не понимает этой очевидной истины: ”Не понимают, как расходящееся с самим с собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры” (фр. В 51). 3
    Венчает всю эту диалектическую конструкцию  закономерное в этой связи убеждение  в относительности всего сущего: “Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим” (фр. В 82). Но и человеку, продолжает философ, гордиться особенно нечем: “Мудрейший из людей — обезьяна перед богом как по мудрости, так и по виду, да и во всём другом” (фр. В 83). 1
      Эти высказывания релятивистского  характера подводят нас уже  к другой теме — о шкале  ценностей, усвоенной и проповедуемой Гераклитом.
    Гераклит  одним из первых античных философов  поднимал вопрос о познании. Полное знание о природе вещей может  дать только мышление, и хотя большинству  людей не дано познать “всеобщего логоса”, “всем людям дано познавать самих себя и быть разумными”.2
    Единство  противоположностей есть гармония в  двух её формах: как относительное  преобладание одной из сторон противоположности  над другой (например, преобладание тёплого над холодным или, наоборот, холодного над тёплым)  и как напряжённое равновесие “расходящихся противоположностей”. И та и другая формы гармонии, обусловливая существование вещей, придают им определённость, устойчивость и прочность. Чрезмерное преобладание одной из противоположностей над другой означает дисгармонию и приводит к исчезновению вещи. Дисгармония невозможна только в отношении космоса, который вечен.
    По  Гераклиту человеческая жизнь исполнена  борьбы, постоянного беспокойства, вечной “нужды” и неудовлетворённости.  “Людям не стало бы лучше, если бы сбылись все их желания”. 3
    Очевидно, что если бы исполнились все желания  людей и они не испытывали никакой  потребности, никакого недостатка, или  нужды, наступил бы конец всей человеческой деятельности, а это означало бы смерть. Человеческая жизнь – это  единство противоположностей “нужды и пресыщения”, или – что то же самое – “недостатка и избытка”.   4
    Согласно  Гераклиту, субъективный логос людей  имеет все возможности быть в  согласии с объективным логосом, но большинство людей в силу обывательского самомнения и умонастроения находятся в разладе с ним.  Логос в качестве объективного закона характеризуется самим Гераклитом, как единый божественный закон: “...все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх”.
    Логос как истина, правда, мудрость - это уже категория разума, или познания, и свидетельствует о подходе Гераклита к пониманию закона как умопостигаемого.
    Выводы:
    1. Логос – это миропорядок, универсальный закон, которому подчиняется весь мир. По Гераклиту логос всеобщ, присущ всем вещам, но в то же время в известном отношении находится вне их, отличен и обособлен от них.
    2.  Борьба противоположностей, составляя суть жизненного процесса, является, таким образом, стержнем существования, она оказывается той гармонией, которой держится целое. Любое вещество превращается в другое путём отрицания на основе развития противоречий. Но переход противоположностей друг в друга Гераклит представляет как такой, при котором всегда имеется в процессе перехода общая тождественная основа для самого перехода.
    3. Одна из заслуг Гераклита состоит в постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным “логосом” бытия, глубоко противоречивым по своей сути. Учение о логосе и диалектика неразрывно связаны.  
 
 
 

2. Учение о всеобщем  течении и изменении
    Гераклит  интуитивно понимает, “угадывает” основные  черты диалектики, ставшей связной и универсальная теорией только в XIX веке благодаря Гегелю.
    Диалектика (от греч. Dialektike - искусство вести беседу, спор) — философская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным источником всякого движения и развития. 1
    Гераклит  исходит из убеждения, что основой  всего сущего является своеобразная подвижная, обладающая способностью к  превращению огненная стихия и что  способ существования мира определяется ему самому присущими закономерностями. Центральное положение философии Гераклита гласит: “Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно (в полную меру) разгорающимся и закономерно (в полную меру) погасающим” (фр. В 30). 2
    Гераклит  почерпнул понятие о закономерности из наблюдений ”не столько над физической природой, сколько над политической жизнью общества и уже оттуда перенёс их на физическую природу”. 3
    Основная характеристика бытия – его подвижность, и именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений.
    Своеобразием  материалистической концепции мира у Гераклита является выбор в  качестве первостихии, или первовещества, огня. Этот выбор мог быть предопределён распространёнными народными представлениями о всесокрушающей силе огненной стихии. 4
    Свою  роль здесь, как и далее, в учении Гераклита о борьбе противоположностей, могли сыграть также идеи древневосточной, именно персидской религиозной философии  об определяющем значении божественного огня, воплощением которого является солнечный бог Митра, доставляющий победу силам света в их борьбе с силами тьмы, — идеи, с которыми живший в Эфесе и хорошо знавший персов мудрец несомненно должен был быть знаком.
    Однако, каковы бы ни были в данном случае истоки воззрений Гераклита, замечателен был этот, разумеется, вполне осознанный выбор огня в качестве вечносущей, всепроникающей и наделённой способностью к развитию основы мира. Качественная неопределённость и очевидная сублимированность огня делали его превосходным вариантом первостихии — по существу материальной, но в то же время, в духе ранней греческой философии, не лишённой некоторого мистического свойства. С другой стороны, живая образность избранного первоначала представляла богатые возможности для всякого рода метафорической и аллегорической игры, посредством которой было возможно раскрыть различные оттенки в закономерностях и формах существования мира. 1
    Обращает  на себя внимание характеристика Гераклитом огня как вечно живого начала,  источника жизни. Он в основу всего существующего кладёт материальное начало – огонь. Огонь-материя находится в вечном движении. Он порождает свои различные формы. Материя находится в газообразном, жидком и твёрдом состоянии. Элементы природы: суть огонь, вода и земля. При этом огонь является первовеществом. Огонь порождает не только все основные первичные формы материи, но также и все сложные вещи. Из огня всё возникает и в огне всё находит свое разрешение. 2
    Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объясняет мировые процессы, возникновение и исчезновение вещей в лоне их первоначала, провозглашает единство первоначала и многообразия вещей. Оба противоположных процесса –возгорание и угасание осуществляются одновременно и циклично, в определённых границах, в регулируемых логосом мерах.
    Следовательно, огонь Гераклита – это активное и подвижное природное начало, которое подчиняется мере, “всеуправляющему логосу”, единому мудрому, который, управляя “всем через всё”, остаётся в то же время “отрешённым” от всего.
    Мир существует, в представлении Гераклита, от века, но его существование связано с круговоротом материи: ”Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, и обратно” (фр. В 76). 1
      Круговорот этот определяется  именно самопревращением огненной  первостихии, то по мере некоего  внутреннего упорядочения перерождающейся  в иные, более вещные формы  материи, то по мере накопления  вновь прорывающейся в своём чистом виде.
    Главным элементом всё-таки остается всегда огонь, и в стремлении подчеркнуть эту его вечносущую субстанциональную роль Гераклит — именно в силу склонности к сопоставлениям — наталкивается на замечательный аналог своему огненному первовеществу в мире... товарных сущностей! “Все обменивается на огонь и огонь — на все, подобно тому как золото [обменивается] на товары, а товары — на золото” (фр. В 90), — эта формула по справедливости была оценена в новое время не только как еще одно великолепное пояснение роли излюбленной философом огненной стихии как абстрактного материального первовещества, но и как одновременное постижение роли денег как воплощения абстрактной товарной ценности. 2
      Здесь Гераклит “интуитивно подошел к пониманию сущности денег, открывая своим изречением первую страницу истории политэкономии”, выступая основоположником научного социологического знания и соответствующего литературного способа изложения. 1
    В обществе мы имеем противоречия как движущее начало всяческого изменения и развития. Движение через противоречие является началом всей вселенной.
    У Гераклита движение и покой представляют собой такое же единство противоположностей, как борьба и гармония. Они не существуют друг без друга и проявляются  не иначе как друг через друга.
    Философ был убеждён в подвижности  и изменчивости всего сущего и  это своё убеждение сумел выразить посредством великолепного сопоставления  жизненного процесса с водным потоком: “На входящих в ту же самую реку набегают всё новые и новые волны” (фр. В 12). — “В ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем” (фр. В 49а). — “Нельзя в ту же реку войти дважды... рассеивается и вновь собирается, приходит и уходит” (фр. В 91). 2
    Из  положения философа о том, что  “в одну и ту же реку мы входим и не входим”, следует, что река равна сама себе (поэтому мы в неё входим) и в то же время она не равна сама себе (поэтому мы как бы не входим, не вступаем в неё). Река, конечно, всё время течёт, но это вовсе не значит, что в ней нет ничего стабильного, постоянного, неизменного, за исключением самого течения и изменения. Текучесть реки не исключает покоя, т.е. того, благодаря чему река неопределённа, постоянна и неизменна.
    Образ вечно текущей реки у Гераклита  символизирует вечно изменяющийся мир, вечно обновляющееся бытиё. На примере запоминающегося образа реки Гераклит показал, что природа вещей очевидна, а сущность бытия активна. Мир - процесс, поток вещей. Сама жизнь - движение и активность.
    Процесс возникновения и исчезновения, соединения и рассеивания, пребывания и убывания связан со временем и напоминает время - настоящее время, которое представляет собой как бы неуловимую границу между прошлым и будущим. Будущее, приближаясь, становится настоящим; становление настоящего есть в то же время его удаление в прошлое.
    Образ гераклитовой реки, символизирующей  и мир, и космос, выражает оба противоположных  аспекта бытия: как всеобщее течение  вещей, так и всеобщий относительный  покой. Река, конечно, всё время течёт, но это вовсе не значит, что в  ней нет ничего стабильного, постоянного, неизменного. У Гераклита река остаётся той же рекой, несмотря на то, что в ней каждый раз текут все новые и новые воды. Более того, можно сказать, что нет ничего более постоянного, чем река, которая всё время течёт, и солнце, которое всё время светит. Главной идеей Гераклита была идея стабильности, он использовал реку имение потому, что тождество сохраняется не во всяком изменении, а только в постоянной и мерно текущей реке: вода течёт равномерно и один её объём последовательно замещает другой. При этом в самом потоке воды проявляется тот же принцип меры, что и в мировых процессах: космический огонь мерами (порциями) загорается и мерами угасает. Превращение огня в море происходит по определённой мере, как и море, получает свою меру по той же пропорции, которая была раньше, чем возникла земля. Только при соблюдении этих мер, порций, т.е. количественных материальных пропорции трёх мировых стихий, может, по Гераклиту, сохраниться космос, существующий миропорядок. 1
      Таким образом, любое физическое изменение происходит в соответствии с определённой нормой и ритмом, известным количественным соотношением, т.е. в соответствии с “мерой”, которая представляет собой один из аспектов всеобъемлющего логоса.
    Выводы:
    1. Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движения.
    Отсюда  вытекают важные мысли: будучи универсальным, движение, охватывая все явления, имеет единую основу.
    Основная  характеристика бытия – его подвижность, и именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений.
    Образ гераклитовой реки (панта реи), символизирующей и мир, и космос, выражает оба противоположных аспекта бытия: как всеобщее течение вещей, так и всеобщий относительный покой.
    2. Подход Гераклита к проблеме единства бытия диалектичен. И так же диалектично её решение. При рассмотрении первоначала он исходил из вечности, как материи, так и движения, совмещая при этом принцип субстанционального единства и принцип всеобщности движения и изменения.
    3. Движение - наиболее общая характеристика мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все её предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение.
    Возникновение движения, в принципе доказать невозможно. Гераклит фактически предложил единственно  возможное решение проблемы, когда  признал само первоначало постоянно меняющимся и переходящим в противоположные состояния.  
 
 
 

    Заключение
    В настоящей работе были сделаны следующие выводы.
    В учении Гераклита, логос – это миропорядок, универсальный закон, которому подчиняется весь мир. Логос всеобщ, присущ всем вещам, но в то же время в известном отношении находится вне их, отличен и обособлен от них.
    Каждая  вещь есть единство противоположностей, и всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей. Противоположности существуют в рамках некоего единства. Они ограничивают, огораживают друг друга. Борьба противоположностей, составляя суть жизненного процесса, является, таким образом, стержнем существования, она оказывается той гармонией, которой держится целое.
    Любое вещество превращается в другое путём отрицания на основе развития противоречий. Но переход противоположностей друг в друга Гераклит представляет как такой, при котором всегда имеется в процессе перехода общая тождественная основа для самого перехода.
    Одна  из заслуг Гераклита состоит в  постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным “логосом” бытия, глубоко противоречивым по своей сути. Человек должен совпасть с логосом, найти его и соединиться с ним, жить сообразно логосу.
    Мысль о всеобщности движения и изменения  тесно связана у Гераклита  с диалектическим пониманием самого процесса движения. Он исходил из вечности, как материи, так и движения, совмещая при этом принцип субстанционального единства и принцип всеобщности движения и изменения.
    Возникновение движения, в принципе доказать невозможно. Гераклит фактически предложил единственно  возможное решение проблемы, когда  признал само первоначало постоянно  меняющимся и переходящим в противоположные состояния.  

Список  литературы
    1.Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа,2001.
    2.Дынник М.А. Материалисты Древней Греции.  - М., 1955.
3.История античной диалектики. – М.: Мысль, 1972.
4.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.