На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и значение дивидендной политики предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:

Введение.

 
Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы.
Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как  и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
С теоретической  точки зрения выбор дивидендной  политики предполагает решение двух ключевых вопросов: 

· Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного  богатства акционеров?
· Если да, то какова должна быть оптимальная их величина? 

Большинство практиков  считает проблему оптимизации дивидендной  политики чрезвычайно актуальной. Однако признается и тот факт, что какого-то единого алгоритма в выработке  дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении: 

а) максимизации совокупного достояния акционеров;
б) достаточного финансирования деятельности компании.
Эти задачи ставятся во главу угла при рассмотрении всех основных элементов дивидендной  политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др. 

Цель курсовой  работы состоит в раскрытии и изучении темы сущности и значения дивидендной политики предприятия. 

Задачами курсовой работы являются:
Исследование  понятия дивидендной политики, содержания, типов;
Анализ эффективности  дивидендной политики предприятия;
Изучение организации  дивидендных выплат;
Анализ дивидендных  выплат крупных российских компаний.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
    Дивидендная политика, ее сущность и значение: теоретический  аспект.
      Понятие дивидендов и дивидендной политики. Показатели, характеризующие дивидендную политику.
 
Для начала скажем, что русское слово "дивиденд" происходит от латинского слова divideN dus - подлежащий разделу.
Определение дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексом РФ, причем в налогообложении его значение гораздо шире.
Исходя из положений  пункта 1 статьи 43 НК РФ - Дивиденды и  проценты,
1. Дивидендом  признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
К дивидендам также  относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
2. Не признаются  дивидендами:
1) выплаты при  ликвидации организации акционеру  (участнику) этой организации  в денежной или натуральной  форме, не превышающие взноса  этого акционера (участника) в  уставный (складочный) капитал организации;
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой  организации на осуществление  ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской  деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.
3. Процентами  признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том  числе в виде дисконта, полученный  по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Таким образом, дивиденд представляет собой часть  чистой прибыли общества с ограниченной ответственностью, распределяемой учредителями в соответствии с размерами их долей и выплачиваемой им деньгами или имуществом.
Очень часто  оказывается, что те или иные понятия, которые используются в НК РФ, не имеют в нем собственного определения. В этом случае налоговики и налогоплательщики должны обращаться к другим отраслям законодательства, чтобы определить, как правильно трактовать тот или иной термин. Поступать так им предписывает пункт 1 статьи 11 НК РФ.
Но в случае с определением понятия "дивиденд" картина обратная. Это понятие в НК РФ, как мы видим, имеется. Поэтому именно оно должно использоваться при решении вопроса об отнесении или неотнесении тех или иных произведенных выплат к дивидендам в целях налогообложения. 

Под дивидендной  политикой понимается политика распределения прибыли на дивиденды и капитализируемую часть. 

Дальнейшее распределение  части прибыли, направленной на выплату  дивидендов, представляет собой механизм формирования личных доходов акционеров в соответствии с размером их участия в капитале предприятия. Дальнейшее распределение капитализируемой части прибыли в зависимости от стратегических целей предприятия может быть направлено на финансирование как текущих операций, так и инвестиций.  
Как известно, доход  инвестора от владения акциями делится на доход от роста курсовой стоимости акций (capital gain) и на текущий доход, получаемый в виде дивидендов (dividend payments). При этом акции, где преобладающим видом дохода является доход от роста курсовой стоимости, называются акциями роста, а акции, приносящие основной доход в виде дивидендов, - акциями дохода.  
    Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и осуществления задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости). 
    Главными защитниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые утверждали, что структура капитала не имеет значения для стоимости фирмы. Теория Модильяни-Миллера (далее - ММ) основывается на ряде ограничительных допущений, включающих совершенную информацию и отсутствие налогов и транзакционных издержек. ММ утверждают, что если средства, не выплаченные в виде дивидендов, инвестируются в проекты, то любое сокращение дивидендов, вероятно, будет переведено в доходы от прироста стоимости капитала. Если акционеры предпочитают наличные средства, то они могут продать часть своих акций. Таким образом, акционеры, если захотят, могут создать свои собственные дивиденды. 
    Доказательства в пользу значимости дивидендов для стоимости фирмы базируются на следующих аргументах:

    Информационное содержание дивидендов. Выплата дивидендов и сравнение размеров выплаты с предыдущей рассматривается инвесторами как показатель будущих перспектив фирмы.
    Предпочтение инвесторами текущего дохода. Многие инвесторы предпочитают получить текущий доход от своих капиталовложений, чем полностью полагаться на прибыли от прироста капитала. При этом продажа акций на рынке для получения текущего дохода (в соответствии с рекомендацией ММ) менее предпочтительна в связи с транзакционными издержками.
    Качество дохода, полученного в форме дивидендов. Из-за неопределенности будущей стоимости потенциальных доходов от прироста капитала существует качественное различие между доходом, полученным сейчас в форме дивиденда, и эквивалентным потенциальным доходом от прироста капитала.
    Колебания рыночной стоимости акций. Возможные рыночные колебания цены акции по не зависящим от компании причинам (например, в связи с резким снижением мировых цен на нефть) могут затруднить акционеру ее продажу по «справедливой» цене. Таким образом, утверждение ММ, что сумма, эквивалентная дивидендному доходу, может быть получена за счет продажи акций на рынке, не учитывает риски ликвидности акций.
 
Целью дивидендной  политики является установление оптимального, т.е. такого соотношения между дивидендами (как текущим потреблением прибыли) и капитализируемой частью (как инвестируемой с целью получения прибыли в будущем), которое могло бы:
1) максимизировать  рыночную стоимость предприятия;
2) обеспечить  его стратегическое развитие.
Действительно, от пропорций распределения чистой прибыли на дивиденды и капитализируемую часть зависят инвестиционные возможности предприятия:
1) чем больше  дивиденды, тем меньше инвестиционные  возможности предприятия;
2) чем меньше  дивиденды, тем больше инвестиционные  возможности предприятия.
При этом:
1) увеличение  выплачиваемых дивидендов в текущем периоде сокращает не только инвестиционные возможности предприятия, но и будущую прибыль и, соответственно, будущие дивиденды;
2) уменьшение  выплачиваемых дивидендов в текущем  периоде 
увеличивает не только инвестиционные возможности предприятия, но и будущую прибыль и, соответственно, будущие дивиденды (конечно, при условии, что инвестиционные проекты будут не только реализованы, но и окажутся рентабельными).

Очевидно, что  решения о выплате дивидендов, принимаемые в краткосрочном периоде, оказывают влияние на финансовое состояние предприятия и, следовательно, благосостояние его владельцев (акционеров) в долгосрочном периоде.
Эффективность дивидендной политики:
1) определяется  соответствием краткосрочных (тактических)  решений стратегическим (долгосрочным) целям развития предприятия, что выражается в оптимальном распределении прибыли на дивиденды и капитализируемую часть;
2) зависит от  сглаживания противоречий в интересах  предприятия и его номинальных собственников — акционеров.
Как известно, доход акционера от владения акцией состоит из двух элементов:
1) доход от  прироста курсовой стоимости  (разница между ценой продажи  и ценой покупки акции);
2) процентный  доход (дивиденды).
Таким образом:
1) с одной  стороны, благосостояние акционеров повышается с повышением курсовой стоимости акций (акционер при продаже акции, выросшей в цене, получит сумму большую ранее вложенной);
2) с другой  стороны, благосостояние акционеров  повышается с увеличением размера  дивидендов (рост дивидендов способствует росту курсовой стоимости акций и является для существующих и потенциальных акционеров своего рода индикатором, свидетельствующим об успешной деятельности и хорошем финансовом состоянии предприятия).
Основное противоречие между интересами акционеров (как владельцев предприятия) и самого предприятия в текущем периоде заключается в том, что выплата дивидендов:
1) является притоком  денежных средств для акционеров;
2) оттоком денежных  средств для предприятия.
Исходя из этого, при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать как интересы акционеров, так и интересы самого предприятия. Предпочтения акционеров. Предположим, что:
1) инвесторы,  как владельцы предприятия, одинаково  воспринимают решения и о выплате дивидендов, и о капитализации;
2) решения о  капитализации с последующим  реинвестированием являются приоритетными, а дивиденды рассматриваются как пассивный остаток, выплата и величина которых зависят только от наличия перспективных инвестиционных проектов.
Исходя из этих предпосылок, предпочтения инвесторов будут распределяться следующим образом:
1) если прогнозный  уровень рентабельности инвестиционных  проектов превышает средний уровень,  инвесторы отдадут предпочтение капитализации;
2) если прогнозный  уровень рентабельности инвестиционных проектов равен среднему уровню, то выплата дивидендов и капитализация воспринимаются инвесторами одинаково;
3) если прогнозный  уровень рентабельности инвестиционных  проектов ниже среднего уровня, то инвесторы отдадут предпочтение выплате дивидендов.
Предпочтения  предприятия. Как уже было сказано  выше, выплата дивидендов означает отток денежных средств. Поэтому при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать влияние выплаты дивидендов на финансовое состояние предприятия. Исходя из финансового состояния предприятия в текущем периоде, необходимо решить:
1) стоит ли  вообще выплачивать дивиденды;
2) если стоит,  то определить их оптимальную  величину;
3) определить  источники финансирования:
- инвестиционных  решений, если выплата дивидендов существенно снижает инвестиционные возможности предприятия;
- выплаты дивидендов, если предприятие не располагает  необходимыми для этого средствами.
К основным показателям, характеризующим дивидендную политику, можно отнести коэффициенты:
1) дивиденда  на одну акцию (Div);
2) чистой прибыли  на одну простую акцию (EPS);
3) выплаты дивидендов (DPR);
4) капитализации  чистой прибыли (b).
1. Коэффициент  дивиденда на одну акцию (Div) представляет собой соотношение  суммы выплачиваемых дивидендов и количества простых акций в обращении.
К = Сумма выплачиваемых  дивидендов / Количество простых акций  в обращении
Количество простых  акций в обращении = общее количество выпущенных в обращение простых  акций - собственные простые акции  в портфеле предприятия
2. Коэффициент  чистой прибыли на одну акцию  (EPS) определяется как соотношение чистой прибыли за минусом суммы дивидендов по привилегированным акциям и количества простых акций в обращении:
К = Чистая прибыль - дивиденды по привилегированным  акциям / Количество простых акций в обращении
Количество простых  акций в обращении  = общее количество выпущенных в обращение простых акций - собственные простые акции в портфеле предприятия
3. Коэффициент  выплаты дивидендов (норма дивиденда) (DPR) представляет собой удельный вес дивидендов в чистой прибыли:
К = Сумма выплачиваемых  дивидендов / Чистая прибыль - дивиденды  по привилегированным акциям х 100%
4. Коэффициент  капитализации чистой прибыли  (b)
К = 100% - норма  дивидендов
Способ распределения  чистой прибыли на дивиденды и капитализируемую часть определяет тип дивидендной политики.

1.2 Этапы формирования дивидендной политики.

Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам:
1. Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику.
2. Выбор типа  дивидендной политики.
3. Разработка  механизма распределения прибыли  акционерного общества.
4. Определение  уровня выплат на акцию. 
5. Выбор форм  выплаты дивидендов.
6. Оценка эффективности  дивидендной политики (коэффициент  дивидендных выплат, коэффициент  соотношения цены и дохода  по акции, а также показатели  динамики рыночной стоимости  акций). 

1. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. факторы, характеризующие  инвестиционные возможности предприятия.  К числу основных факторов  этой группы относятся:
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях  жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость  расширения акционерной компанией  своих инвестиционных программ (в  периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное  воспроизводство основных средств  и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты  требуют ускоренной реализации в  целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
2. факторы, характеризующие  возможности формирования финансовых  ресурсов из альтернативных источников, В этой группе факторов основными являются:
а) достаточность  резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость  привлечения дополнительного акционерного капитала;
в) стоимость  привлечения дополнительного заемного капитала;
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. факторы, связанные  с объективными ограничениями.  К числу основных факторов  этой группы относятся:
а) уровень налогообложения дивидендов;
б) уровень налогообложения  имущества предприятий;
в) достигнутый  эффект финансового левериджа, обусловленный  сложившимся соотношением используемого  собственного и заемного капитала;
г) фактический  размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие факторы.  В составе этих факторов могут  быть выделены:
а) конъюнктурный  цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в  период подъема конъюнктуры эффективность  капитализации прибыли значительно возрастает);
б) уровень дивидендных  выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в  сравнении с ростом дивидендных  выплат);
г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор  того или иного типа дивидендной  политики на ближайший перспективный  период. 

2. На практике используются три подхода к формированию дивидендной политики — «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
1.       Консервативный подход-
- Остаточная политика  дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.
Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.
Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях  жизненного цикла  предприятия, связанных  с высоким уровнем  его инвестиционной активности.
- Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне.
Используется  для минимизации  риска снижения финансовой устойчивости предприятия  из-за недостаточных  темпов прироста собственного капитала.  
      
2. Умеренный (компромиссный) подход-
Политика  минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда»)-
представляет  собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.  
Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли.      
3. Агрессивный подход-
- Политика стабильного  уровня дивидендов  предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли»
В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли.
Эта нестабильность «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной деятельноcти. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа.
- Политика постоянного  возрастания размера  дивидендов (осуществляемая под девизом — «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде.
Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.
Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях).
Поэтому осуществление  такой дивидендной политики могут  позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании.
Политика стабильного удельного веса (стабильной доли) дивидендов в чистой прибыли подразумевает, что ежегодно на выплату дивидендов направляется один и тот же процент от общей суммы чистой прибыли (таблица). Политика стабильного удельного веса дивидендов в чистой прибыли предприятия приемлема, если предприятие получает стабильные прибыли, и неприемлема, если суммы прибылей от периода к периоду подвергаются резким колебаниям.
Расчет  показателей политики стабильного  удельного веса дивидендов
№ п/п Показатели  дивидендной политики Годы
1 2 3
1. Чистая прибыль  к распределению 6000 8000 10 000
2. Количество  простых акций в обращении 2000 2000 2000
3. Капитализация 70% 70% 70%
4. Норма дивиденда (DPR) 30% 30% 30%
5. Общая сумма  дивиденда 1800 2400 3000
6. Дивиденд на одну простую акцию в обращении (Div) 0,9 1,2 1,5
 
 
 
 
 
 
 
Политика стабильной динамики дивидендов подразумевает  достижение умеренного роста дивиденда  в расчете на одну акцию, способного компенсировать инфляцию (таблица). При этом максимальное значение нормы дивидендов (DPR) составляет 50%. 

Расчет  показателей политики умеренного роста  дивидендов
Показатели  дивидендной политики Годы
п/п 1 2 3
1. Чистая прибыль  к распределению 6000 8000 10 000
2. Количество  простых акций в обращении 2000 2000 2000
3. Капитализация 70% 65% 60%
4. Норма дивиденда (DPR) 30% 35% 40%
5. Общая сумма  дивиденда 1800 2800 4000
6. Дивиденд на одну простую акцию в обращении (Div) 0,9 1,4 2,0
Различные типы дивидендной политики акционерной  компании проиллюстрированы на графике, представленном на рисунке 2: 

Рисунок 2 –Динамика  размера дивидендов на одну акцию.
3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:
* На первом  этапе из суммы чистой прибыли  вычитаются формируемые за ее  счет обязательные отчисления  в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
* На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
* На третьем  этапе сформированный за счет  прибыли фонд потребления распределяется  на фонд дивидендных выплат  и фонд потребления персонала  акционерного общества (предусматривающий  дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору. 

5. Важным этапом  формирования дивидендной политики  является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: 

1. Выплаты дивидендов  наличными деньгами (чеками). Это  наиболее простая и самая распространенная  форма осуществления дивидендных  выплат.
2. Выплата дивидендов  акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.
3. Автоматическое  реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение.
4. Выкуп акций  компанией. Он рассматривается  как одна из форм реинвестирования  дивидендов, в соответствии с  которой на сумму дивидендного  фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.
6. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
Для оценки  дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели :
Дивиденд на 1 акцию = дивидендный фонд / Среднее  кол-во обыкновенных акций в обращении;
Ставка дивиденда = (Дивидендный фонд : Акционерный  капитал) ? 100%;
Доход на 1 обыкновенную акцию = Чистая прибыль / Среднее кол-во обыкновенных акций в обращении
Коэффициент «цена-доход» = Рыночная цена акции (курс) / Доход на 1 обыкновенную акцию
Дивидендный выход = Дивиденд на 1 акцию / Рыночная цена акции (курс)
Коэффициент выплаты  дивидендов = Дивиденд на 1 акцию / Доход  на 1  акцию
При оценке эффективности  дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
        Теоретические исследования, связанные с формированием дивидендной политики.
 
Формированию  оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются: 

1 Теория независимости дивидендов.
Ее авторы – Ф. Модильяни и М. Миллер (упоминаемые обычно при ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы, формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, теория ММ стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики. 
 
 
 

2 Теория предпочтительности дивидендов (или "синица в руках").
Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она "очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход, отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. Однако противники этой теории, утверждают, что в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируется затем в акции своей или аналогичной акционерной компании, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики (фактор риска может быть учтен лишь менталитетом собственников; он определяется уровнем риска хозяйственной деятельности той или иной компании, а не характером дивидендной политики). 

3 Теория минимизации дивидендов (или "теория налоговых предпочтений").
В соответствии с этой теорией эффективность  дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых  выплат по текущим и предстоящим  доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций). 

4 Сигнальная теория дивидендов (или "теория сигнализирования").
Эта теория построена  на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости  акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом  рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой "прозрачностью" фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебания рыночной стоимости акций. 

5 Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или "теория клиентуры").
В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая  соответствует ожиданиям большинства  акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров ("клиентура" акционерной компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав "клиентуры" станет более однородным.
Министерство  экономики Российской Федерации  предлагает следующие методики дивидендных  выплат (см. приложение 1.)
На практике применение данных теорий воплощается  в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.

2. Организация дивидендных выплат: понятие, тенденции и перспективы крупных российских компаний.

2.1 Порядок и учет  начисления дивидендов.

Акционерные общества имеют право распределять дивиденды  по размещенным акциям по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и (или) по результатам финансового года. Решение о выплате дивидендов может приниматься в течение 3 месяцев после окончания соответствующего периода. Общества с ограниченной ответственностью вправе распределять между участниками чистую прибыль ежеквартально, раз в полгода или раз в год.
Срок и порядок  выплаты дивидендов (распределения  прибыли) определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.
Обществу недостаточно только получить чистую прибыль, чтобы распределить ее между собственниками. Чтобы решение о выплате дивидендов соответствовало законодательству, необходимо учесть следующие ограничения:
1. Общество не  имеет права принимать решение  (объявлять) о выплате дивидендов:
– до полной оплаты всего уставного капитала общества;
– до выкупа всех акций на основании требований акционеров или до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника ООО;
– если на день принятия такого решения общество отвечает признакам банкротства или будет  отвечать им в результате выплаты  дивидендов;
– если на день принятия решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного  капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.