На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
    Малый бизнес находится в центре интересов  современного общества, затрагивает  жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать  без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором повышения устойчивости и гибкости, а также условием решения следующих проблем:
    формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
    расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
    приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
    создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
    вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
    активизация научно-технического прогресса;
    освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
    содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
    освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
     Для Беларуси, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, выполнение вышеперечисленных функций может стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечить подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Это ставит проблему развития малого бизнеса в разряд наиболее актуальных и важных.
     Цель  работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
       Для реализации поставленной  цели определены следующие задачи:  
    определить понятие и сущность малого бизнеса;
    рассмотреть критерии определения малых предприятий;
    рассмотреть  проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
    проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
    проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь  
    определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
    разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.
     Объект  исследования – процесс становления  малого бизнеса в Республике Беларусь.
     Предмет исследования – способы активизации процессов малого предпринимательства в Республике Беларусь.
     Методологической  и теоретической базой написания  научной работы явились труды  отечественных и зарубежных авторов, данные из периодических изданий, статистические данные Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
     1.1  Малые предприятия: сущность и критерии.
     Предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельности, по определению отечественных и зарубежных исследователей процессов рыночной экономики, - это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на товарно-материальные ценности, другие услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки.
     Однако понятия «предпринимательство» и «бизнес» при их рассмотрении через призму экономической сферы не могут считаться равнозначными. Второе гораздо шире первого. В рыночной экономике бизнес определяется как система отношений между всеми ее участниками по поводу удовлетворения общественных потребностей и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, а также наемных работников.
     В некоторой мере бизнес в этом случае включает также коммерцию, торговлю, производство и проч., т.е. в обобщенном виде это деловая активность человека в системе рыночных отношений.
     Предпринимательская деятельность является одной из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах.[1, с.5]
     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве» под последним понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предприниматели осуществляют ее от своего имени, на свой риск или от имени юридического лица (предприятия) и под свою имущественную ответственность [2].
     В социально ориентированной рыночной экономике основной целью деятельности государства и его структур является удовлетворение общественных потребностей и социальная защита граждан. Анализ производственно-финансового положения субъектов хозяйствования говорит о том, что малые предприятия более эффективно используют производственный уровень доходности, они более мобильны, что делает их основным источником удовлетворения потребностей платежеспособного спроса населения, проводником экономического роста и научно-технического прогресса. В связи с этим целесообразно сконцентрировать усилия государства на развитии данного сектора экономики.[1, c.5]
          Малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.[3, c.15]
     Малые предприятия осуществляют непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремятся использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций. Во многом благодаря МП успешно решаются региональные и отраслевые задачи:
    поддержание конкурентоспособности отраслей и создание кластеров;
    стимулирование развития регионов, благодаря расширению вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
    технологическая и структурная модернизация в соответствии с уровнем развития НТП;
    ускоренное развитие национального производства потребительских товаров.
     Для определения малых предприятий выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы.
     ОЭСР определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек.
     Особенности национальной экономики предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым. [4]Так, в США не существует единой системы определения малых и средних предприятий: в каждой отрасли используются свои критерии. К малым относятся предприятия с:
    числом сотрудников меньше 500 для промышленности;
    числом сотрудников меньше 100 для предприятий оптовой торговли;
    годовой выручкой меньше USD 6 млн для розничной торговли и сектора услуг;
    годовой выручкой меньше USD 28.5 млн для предприятий тяжелого машиностроения;
    годовой выручкой меньше USD 0.75 млн для предприятий сельского хозяйства.[5]
     В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников до 50, а средними - до 200 человек. В Венгрии соответственно до 100 и до 500.
     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается поразному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
     Известно, что наибольшая концентрация производства сохраняется в Англии. Поэтому там к малым в сфере промышленности и строительства относят компании с числом занятых до 1 тыс. человек. К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. В Италии и ФРГ, меньшими по степени монополизации, МП в таких же отраслях хозяйства - до 500, а в Японии - до 300 человек.[4]
     МП определяются в Республике Беларусь на основе числа работающих. В соответствии с Законом Республики Беларусь от16 октября 1996 г. № 686-XII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся две категории институциональных единиц:
     - предприниматели, осуществляющие  свою деятельность без образования  юридического лица (физические лица);
     - юридические лица независимо  от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и  форм собственности (ст. 1 Закона), т.е. включая и государственные  предприятия, со следующей среднесписочной численностью работников:
    в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
    в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
    в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 3 человек;
    в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.[6]
     Таким образом, на сегодняшний день в мире применяется множество различных критериев, по которым предприятия относятся к малому бизнесу. Большинство основано на числе работающих, годовом обороте фирмы, валюте бухгалтерского баланса, стоимости основных фондов, и др. В Республике Беларусь критерием отнесения предприятия к «малому» является среднесписочная численность работников, которая варьируется в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие. 
 
 

    1.2 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в Беларуси
     В становлении малого предпринимательства на территории Республики Беларусь выделяют 3 основных этапа.
     Отправной точкой первого этапа предпринимательской деятельности стал момент ввода в действие Закона «О кооперации в СССР» (1989 г.) Достаточно благоприятное экономическое положение республики в сочетании с предоставлением предпринимательским структурам большого числа льгот обеспечило быстрое накопление капиталов. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие малого предпринимательства, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 гг. и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон «Об акционерных обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993  г.), определивший  организационные  формы  предпринимательства,  постановление Совета Министров от 20.05.91 г. о малых предприятиях.
     К 1992 году уже было зарегистрировано и работало 11055 кооперативов, малых предприятий и ООО с общей численностью 257667 человек и 180 тыс. предпринимателей,   осуществляющих   свою   деятельность   без   образования юридического лица.
      На этапе первоначального становления предпринимательской деятельности лица, первыми освоившие оказание новых услуг или выпуск новых товаров, получали солидную фору, которая позволяла быстро развивать свое дело, накопить финансовые, людские и материальные ресурсы, получить необходимый опыт для последующих этапов развития предпринимательской деятельности.
       Второй этап развития предпринимательства проходил в условиях свободного ценообразования (1992-1995 гг.). Либерализация цен и ужесточение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Высокие темпы инфляции привели к обесцениванию ранее заработанных денег, снижению платежеспособности субъектов малого предпринимательства, а также увеличению процентных ставок банковского кредита. В связи с этим, субъекты малого предпринимательства     были     вынуждены     заниматься преимущественно непроизводственными видами деятельности. При росте числа посреднических предприятий  сокращалось   количество  предприятий   в  сфере  материального производства. Так, за период с 1992 по 1995 г. общее число малых предприятий увеличилось на 3758, однако численность малых предприятий в промышленности сократилась на 190, в строительстве на 652, а в торговле и общественном питании увеличилась на 4693.
       Если до  1996 г. малое предпринимательство развивалось по законам первоначального накопления капиталов, то на третьем этапе стала четко проявляться тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности, а также ее стимулированию. Активность государственных органов по стимулированию малого предпринимательства проявилась в следующем:
     - Президентом подписаны Указы 19.07.1996 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства”  и   “О  совершенствовании   государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям”. В соответствии с этими Указами было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики (на сегодняшний день Министерство упразднено и организован соответствующий департамент при Министерстве экономики).
     - Верховным советом  Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь” от 16.10.1996 г.
     - Приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь «О государственной программе поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 г. и «06 инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь. Затем 18.08.97 г. утвержден совет по развитию предпринимательства и инвестиций.
     - Для упрощения административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 27 августа 2007 г. было принято Постановление № 1120. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июли 2003 г. № 7 «О лицензировании отдельных видов деятельности» введено сокращение видов лицензируемой деятельности.
     - Для упрощения налогообложения предпринимательской деятельности 9 марта 2007 г.    принят Указ Республики   Беларусь   №    119    «Об    упрощенной    системе налогообложения».
     Были приняты шаги по поддержке малого предпринимательства и на уровне местных органов власти.[7,с.104-105] 

     1.3  Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
     Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. В расчете на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более семи малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей — около 22 субъектов малого бизнеса. При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы.
     Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.
     Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:
     1) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.
     В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.
     Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;
     2) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.
     К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;
     3) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.
     Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;
     5) усложненный доступ к получению государственных заказов.
     Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.
     Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования ого субъектов:
     1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.
     Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Так, если в 1994 г. было реформировано и отчуждено 457 объектов коммунальной собственности (а именно она является основной материальной базой для малого частного бизнеса), в 1995 г. — 412 объектов, то в 1996 г. — 390, а в 1997 г. — лишь 382 объекта коммунальной собственности. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной иене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции (товаров, услуг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной далее за одну минимальную заработную плату;
     2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
     Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов;
     3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.
         Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:
    большим количеством видов налогов, сборов и платежей. Так, Общей частью Налогового кодекса предусмотрено 17 видов республиканских налогов (сборов), пошлин. Кроме того, Особенной частью Налогового кодекса от 29.12.2009 г. № 71-3 установлено 17 видов республиканских налогов и сборов и 5 видов местных[9];
    превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения.
    неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.
     В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;
     4) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.
     Согласно опросу Института приватизации и менеджмента (ИПМ) десять основных проблем предпринимателей выглядят следующим образом (5 - самая высокая проблема, 1 -нет проблемы)):
    слишком много различных налогов (4,49);
    нестабильное законодательство (4,44);
    частые изменения в налоговой отчетности (4,44);
    высокие ставки налогов (4,42);
    большое количество законодательных актов (4,24);
    низкий покупательский спрос (3,56);
    многочисленные проверки контролирующих органов (3,44);
    неплатежи от клиентов (3,4);
    регулирование цен (3,25);
    сложность в получении лицензий (3,23).
     Как результат сложного и репрессивного законодательства растет доля «серой экономики». В среднем ее удельный вес составляет по данным опроса ИПМ от 25 до 40%. При этом более высокий процент теневого оборота показывают скорее малые фирмы (до 50 чел.), чем крупные. Больший объем теневого оборота отмечают фирмы занятые в сфере услуг -фармацевтике и медицине, сфере недвижимости и аренде помещений, разработке программного обеспечения, рекламе, аудита и бухгалтерского учета.
     В опросе ИПМ 40% предпринимателей отметили, что они изредка дают взятки, еще 40% - постоянно. При этом в Беларуси довольно широко распространено такое явление теневой экономики, как денежное вознаграждение при получении выгодных заказов. По данным опроса 47% руководителей частных предприятий вынуждены давать комиссионные при заключении сделок (12% - при каждой сделке, 20% - при каждой второй сделке). Малые фирмы встречаются с этим явлением при каждой первой- третьей сделке в примерно 40% случаях. Тем не менее по данным Transparency International Беларусь не входит в число 80 наиболее коррумпированных стран. 

     Дальнейшая активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:
    формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;
    внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;
    переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;
    дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры.[8, с. 74-79]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     РАЗДЕЛ 2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
     2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса
          Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
     Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов  и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики. [10, с.128]
     Например, малые и средние фирмы США  производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых  в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.[?]
     В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.[11,с.5] 
 

     В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
     Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.1. 
 
 
 
 

Таблица  1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах 

     
     Страны Кол-во МСП(тыс.) Кол-во МСП на 1000 жителей Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности 
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания      2630      46      13.6      49 50-53
Германия      2290      37      18.5      46 50-52
Италия      3920      68      16.8      73 57-60
Франция      1980      35      15.2      54 55-62
Страны  ЕС      15770      45      68      72 63-67
США      19300 74.2      70.2      54 50-52
Япония      6450 49.6      39.5      78 52-55
           Проведенный анализ таблицы показал, что вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для Беларуси характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения в малом и среднем бизнесе, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для Беларуси эта цифра равна 8-10%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.
     Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения  малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
     Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с  числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
     В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства  могут оказывать влияние региональные особенности развития экономики. Так, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.
     Первая  сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.
     Второй  экономический регион Италии - Северо-восточный  и Центральный районы, включая  области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.
     Третья  экономическая модель сложилась  на Юге Италии - на территории от Неаполя  до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.[13,с. 107-110]
     Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства  во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны.  
 

        2.2 Анализ развития малых предприятий в Республике Беларусь
    По состоянию на конец 2008 года в республике работало 67991 МП(на конец 2007-51240 МП).
    Уровень развития МП в Беларуси, измеряемый по показателям, принятым в промышленно развитых странах, явно недостаточный .Так, на 1000 белорусов приходится в среднем 7 МП, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30,в Японии – 50,в США – 75.
    Средний размер МП в Республике Беларусь немного выше, чем в промышленно развитых странах. Если в Европе он равен 6, в России - 9, в Украине - 7, то в Республике Беларусь - 13,2 человека.
    Лидером в Беларуси  по количеству МП являются торговля и общественное питание - 42,5 % к общему количеству предприятий. Далее следуют промышленность (21 %), строительство (9,6 %) и транспорт (8,7 %). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме МП. 
 
 

    Рисунок 1 - Малые предприятий по отраслям экономики
    
    По формам собственности в Республике Беларусь по состоянию на конец 2008 г наибольший удельный вес (95,2 %) занимают МП частной формы собственности (на конец 2007-94,1%).Понизилась доля иностранной и государственной собственности с 3,3% и  2,6% в 2007 году до 2,7% и 1,8% в 2008 году соответственно.
           Основные показатели деятельности малых предприятий представлены в таблице 2.
Таблица 2 - основные экономические показатели деятельности малых предприятий    
  2006 2007 2008
Число малых предприятий на конец года, единиц 37660 51240 67991
из них осуществлявших деятельность в отчетном году1) 35390 39782 60719
Списочная численность работников в среднем за год, человек 423813 453214 570066
Средняя численность внешних совместителей, человек 25923 28427 36675
Средняя численность граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, человек 29252 32511 37091
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей
433253 544501 682301
Выпуск товаров и услуг, млрд. руб. 13649,2 16531,0 25373,6
Объем производства промышленной продукции (работ, услуг), включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции), млрд. руб. 5660,8 7247,1 10749,6
Объем производства потребительских товаров, млрд. руб. 1775,6 2113,9 2790,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 1436,6 2749,0 4887,7
Розничный товарооборот, включая общественное питание, млрд. руб. 2087,8 2845,2 6955,1
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб. 43609,5 44388,2 70158,8
Чистая прибыль, убыток (-), млрд. руб. 1090,6 1524,3 2831,7
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % 13,3 13,7 17,1
Удельный вес убыточных малых предприятий, % 25,1 25,0 22,4
     Результаты анализа (табл.2) свидетельствуют о том, что рентабельность предприятий в 2008 году повысилась на 3,4% в сравнении с 2007г. ,а удельный вес убыточных предприятий понизился на 2,6%,что говорит о положительных тенденциях развития малого бизнеса.
     Развитие малого предпринимательства в регионах республики характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.
    Центром предпринимательства остается г. Минск - 38,3 % (в 2007 г. - 44 %) общего количества малых предприятий по стране. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) емкий рынок. Большое внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяется со стороны местных властей. Названные факторы, а также наличие СЭЗ «Минск» делают город привлекательным для предпринимателей.
       Среди областей по количеству МП лидируют Минская и Брестская области – 15,1 % и 10,8% соответственно от общего количества по республике. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д.[13]
Рисунок 2 – Распределение малых предприятий по областям

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.