Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка инвестиционной привлекательности региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3
1.  ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА
    1.1.  Понятие инвестиционной привлекательности региона  5
    1.2.  Управление инвестиционной привлекательностью регионов 8
    1.3.  Зарубежный опыт управления инвестиционной
         привлекательности региона       13
    1.4.  Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 20
2.  ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
     РЕГИОНА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 
    2.1.  Краткая характеристика региона      29
    2.2.  Характеристика инвестиционного климата региона   30
    2.3.  Оценка инвестиционной привлекательности региона   33
    2.4.  Рекомендации по повышению инвестиционной
         привлекательности региона       41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           48
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     50
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.
     Одна  из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.
     Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлены результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.
     Создание  максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.
     Можно перечислить множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность функционирования региональной экономики: - внутренний региональный продукт, - внешнеторговый оборот, - уровень капитальных вложений, - объем промышленного производства на душу населения, - уровень жизни населения, - уровень безработицы, - уровень потребительских цен, - среднемесячная заработная плата населения, - средняя обеспеченность жильем населения региона.
     При оценке региональной экономики должен быть применен комплексный подход. Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга, но все они статистические, и отдельно взятые не дают комплексной оценки экономического состояния региона.
     При характеристике эффективности функционирования региональной экономики следует  особо выделить показатель инвестиционной привлекательности.
     Позитивное  изменение вышеперечисленных показателей, в частности, и положительные  тенденции развития региональной экономики  в целом, напрямую зависят от уровня инвестиционной привлекательности региона.
     Именно  степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.
      Целью курсового проекта является проведение оценки инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Татарстан.
      Для достижения цели курсового проекта были поставлены следующие задачи:
    исследование теоретических аспектов инвестиционной привлекательности региона;
    на базе теоретических исследований провести оценку инвестиционной привлекательности региона и указать пути ее повышения.
      Объектом  исследования курсового проекта является Республика Татарстан.
      Предметом исследования является инвестиционный климат в регионе.
      Курсовой  проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
 

      1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ  РЕГИОНА 

     1.1. Понятие инвестиционной привлекательности  региона 

     Традиционно понятие инвестиционная привлекательность  означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
     Инвестиционная  привлекательность регионов - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.
     Каждый  инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.
     Оценка  и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия.
     Определение инвестиционной привлекательности  региона разбивается на следующие  основные этапы:
    определяется доля основных фондов каждой отрасли, существующей в рассматриваемом регионе, в общероссийском объеме основных фондов данной отрасли;
    исходя из объема капиталовложений в данную отрасль по всей России рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данную отрасль данного региона (произведение доли основных фондов данной отрасли, приходящейся на рассматриваемый регион, в общероссийском объеме основных фондов этой отрасли, на общероссийский объем капиталовложений, осуществленных в данную отрасль);
    суммированием нормативных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данный регион;
    суммированием реальных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается реальная величина капиталовложений в данный регион;
    осуществляется группировка и сопоставление регионов по величине реальных и нормативных капиталовложений.
     Во  многих методиках интегральная оценка инвестиционной привлекательности определяется сравнением эффективности вложений. В этом случае позиция России близка позициям Ирака, Нигерии, Венесуэлы. К этой же группе можно отнести и тех, кто предлагает определять инвестиционную привлекательность через уровень прибыли от вложения капиталов или через мультипликаторы макроэкономических процессов. Такой подход отличается узкой сферой применения, поскольку для получения адекватных результатов требуется, чтобы инвестиции осуществлялись только в виде финансовых вложений и с одинаковой степенью риска. Поскольку инвестиции в регион должны носить преимущественно реальный характер, то применение такого подхода представляется невозможным.
     Очень необычной представляется методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, основанная на инвестиционном имидже регионов. Здесь предлагается создание желаемого уровня привлекательности путем творческого подхода, взятого, прежде всего, из психологии. Для этих целей рекомендуется использовать опыт известных имиджмейкеров. Такой подход базируется только на социально-психологическом восприятии инвестора. Однако инвестора, прежде всего, интересует результат вложений, а не «престижность» объекта инвестирования. Учитывая это, использование данного подхода для оценки инвестиционной привлекательности считается невозможным; его применение возможно при управлении инвестиционной привлекательностью региона в целях создания желаемого мнения о региональном развитии. Однако даже это применение невозможно без мероприятий экономического характера.
     Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов  и пользуясь собственным здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы:
    ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
    производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
    потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
    инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
    интеллектуальный (образовательный уровень населения);
    институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
    инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
     Логика  рассуждений приводит также к  необходимости оценки законодательных условий для каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков:
    экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
    политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
    социальный (уровень социальной напряженности);
    экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
    криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
 
     1.2. Управление инвестиционной привлекательностью регионов 

     Одним из решающих условий преодоления кризиса российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.
     Ключевой  проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Необходимо оговориться, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.
     Если  говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.
     Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.
     Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.
     К объективным предпосылкам относятся  те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.
     Инвестиционный  потенциал территории могут составлять:
    выгодное географическое положение;
    транспортная доступность;
    наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;
    состояние окружающей природной среды;
    уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
    "цена" рабочей силы;
    наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;
    уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;
    деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.
     Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.
     Подход  к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время  существенно отличается от советского периода, когда такие решения  принимались на уровне Госплана. Сейчас же этот процесс носит стихийный  характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.
     Придание  процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует  использования современных маркетинговых технологий. Одним из шагов к достижению поставленной цели может стать создание регионального инвестиционного комплекса.
     Инвестиционный  комплекс - совокупность организационных  структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.
     Организационные структуры представлены органами государственного управления на уровне субъектов Федерации, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий и учреждений, а также сетью аккредитованных государственных и негосударственных юридических лиц - участников финансового, фондового и других рынков.
     Весь  этот набор хозяйственных и некоммерческих юридических лиц действует в инвестиционной системе в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.
     Организационные структуры комплекса добиваются целей и решают задачи инвестиционной системы, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности - финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные и другие.
     Весь  процесс инвестиционной деятельности осуществляется обученными и практически  владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми ресурсами. Инвестиционная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики региона, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности - методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений.
     Финансирование проектов не понимается организационными структурами инвестиционного комплекса в узком понимании, как перевод денежных средств от инвестора к заёмщику. Прежде всего финансирование проектов в рамках инвестиционной системы - это сложная высокотехнологичная процедура сопровождения проектов с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации, проектов.
     Организационная модель функционирования инвестиционного  комплекса базируется на порядке  и процедурах отбора, финансирования и контроля за реализацией инвестиционных проектов.
     Анализ  научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет  сформулировать ряд основных направлений  ее реализации на региональном уровне:
    формирование благоприятного инвестиционного климата;
    поиск источников финансирования структурных преобразований;
    повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;
    усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;
    снижение инвестиционных рисков и т.д.
     Немаловажное  значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.
     Использование вышеназванных инструментов, на мой  взгляд, позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала. 

     1.3. Зарубежный опыт управления инвестиционной привлекательности региона 

     Рассмотрев  факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного климата региона, нельзя не отметить, что, прежде всего, необходимо целостное представление государства с точки зрения инвестиционной привлекательности на мировой арене. Стратегия продвижения инвестиционного имиджа имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен опыт Ирландии – страны, которая добилась успеха за счет четко сформулированной активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.
     Ирландское  агентство по развитию начало искать потенциальных инвесторов еще в 60-х гг., когда требовалось заполнить пробелы в промышленной структуре экономики.
     Исследования, опирающиеся на опыт 50 промышленно  развитых и развивающихся стран, показали, что маркетинговые расходы на поощрение инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный на продвижение инвестиционного имиджа, мог принести прибыль, чистая приведенная (дисконтированная) стоимость которой достигла 4 доллара.
     Исследование  работы отдельных инвестиционных агентств выявило, что наиболее эффективным  являются инвестиции, четко ориентированные  на те или иные сектора, в совокупности с активной маркетинговой стратегией, разработанной под конкретных потенциальных клиентов данной страны.
     Также в Ирландии есть государственное  ведомство, которое занимается привлечением инвестиций, называется Агентство по индустриальному развитию Ирландии (Industrial Development Agency of Ireland). Агентство одновременно лоббирует политику, которая помогает привлекать иностранные инвестиции (к примеру, Ирландия имеет один из самых низких налогов на торговлю в Европе – 12,5%) и информирует зарубежных инвесторов об экономической ситуации в стране. Особые усилия прилагаются для привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, где инвесторам предлагаются выгодные налоговые условия.
     Агентство напрямую ведет переговоры с такими крупными корпоративными гигантами как Microsoft, который на сегодняшний день имеет главное региональное представительство именно в Ирландии. Агентство также оказывает помощь отсталым в экономическом плане районам страны путем предоставления специальных льгот для инвесторов, которые открывают в них филиалы своих компаний. В результате успешной работы агентства, прямые иностранные инвестиции в Ирландию увеличились от 1 миллиарда долларов США в 1994 году до 25 миллиардов в 2006 году.
     В составе основных направлений государственной  политики, ориентированной, в том числе, на улучшение инвестиционного климата, заслуживают внимания следующие:
    поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий;
    создание технопарков и инновационных кластеров;
    формирование инфраструктурных и финансовых условий, благоприятных для иностранных инвесторов. В их числе: предоставление им земельных участков для строительства промышленных помещений, грантов на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, капитальных субсидий для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий, налоговых льгот;
    формирование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. Так, для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере информационных технологий реализуются проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений.
     Опыт  США. В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных для целей данной работы положений:
     1) Создание благоприятного инвестиционного  климата определяется как одно  из ключевых направлений деятельности  территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному  обеспечению притока иностранных инвестиций. С этой целью, например, в конце 90-х годов ХХ века в 25 штатах США организованы специальные международные торговые подразделения по стимулированию экс порта и привлечению иностранного капитала в рамках агентств по экономическому развитию.
     В настоящее время на уровне местных  органов власти действуют около 6 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие  нефинансовые льготы для иностранных  инвесторов. В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами.
     К числу важнейших рычагов воздействия  на инвестиционную активность предпринимательских структур относятся: развитие за счет средств органов власти штатов производственной и социальной структуры; подготовка в инженерном отношении мест для возможного промышленного строительства; создание специально оборудованных для этого промышленных   парков,  технополисов,  научно-технологических  парков  и т. д.
     Финансовое  стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством льготного налогообложения, предоставления дешевых кредитов, субсидий, дотаций, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
     Властями  штатов, муниципалитетов и других административно-территориальных образований  широко используется и информационно-рекламный  метод привлечения промышленных инвестиций через средства массовой информации, породивший явление, именуемое «конкуренцией бургомистров». Они обеспечивают инвесторов подробной информацией о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе налогообложения, энергетике, ценах на здания и сооружения и пр.
     Правительства штатов осуществляют информирование инвесторов об издержках приобретения земли и строительства, транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспективах развития рынков сбыта.
     В целом всё множество методов, используемых правительствами штатов с целью создания благоприятного инвестиционного климата, можно условно разделить на три группы:
    прямые финансовые стимулы (предоставление ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата);
    фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность);
    льготы по налогообложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты)
     Как правило, правительствами штатов применяется  комбинация тех или иных методов, характер и количество которых зависят от местной социально-экономической и политической специфики. Местные администрации формируют дифференцированные условия для инвестиций в зависимости от значения, придаваемого предлагаемому инвестиционному проекту.
     Обычно  инвестиционные проекты, предусматривающие развитие приоритетных для штата отраслей хозяйства, пользуются более льготным инвестиционным режимом, чем остальные, осуществляемые в отраслях, не отнесенных к этой категории. В число приоритетных отраслей входят наиболее конкурентоспособные, а также те, развитие которых может принести наибольший эффект для хозяйства региона. Особыми льготами обычно пользуются проекты, предусматривающие привлечение инвестиций в создание и развитие предприятий, деятельность которых носит экспортную или импортозамещающую направленность.
     2) Использование комплексного подхода,  ориентированного на взаимосвязанные изменения разных групп условий инвестиционной деятельности (институциональных, финансовых, инфраструктурных и др.). Его реализация сопряжена в первую очередь с апробацией механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством:
    во-первых, создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, с одной стороны, и исследовательских структур высшей школы, с другой;
    во-вторых, объединения финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления, прежде всего на развитие инновационного компонента территорий.
     Так, широко применяется кооперация исследовательских  структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, финансово-кредитных учреждений в формах государственно-частные кооперационных соглашений в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологических партнерств.
     К продуктивным формам государственно-частного партнерства следует также отнести  кооперационные исследовательские  центры промышленности и университетов штатов. Целями их образования являются: активизация кооперационных исследований промышленности и университетов; укрепление связей между исследованиями и технологическим развитием; упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий путем объединения ресурсов промышленности, университетов и органов власти штатов.
     Значительный  интерес представляет и опыт Канады, которая в конце ХХ века по оценкам Мирового экономического форума вошла в пятерку лучших по инвестиционному климату среди 59 индустриально развитых и развивающихся стран.
     Важным  направлением деятельности, обеспечивающей улучшение инвестиционного климата территорий Канады, является содействие созданию новых исследовательских центров при университетах. Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах центрам генетических исследований и развития биотехнологии.
     В последние годы деятельность правительства  сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20 – 35 %.
     Финансовое  стимулирование включает также гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала.
     Канадская система предоставляет местным  корпорациям значительное стоимостное  преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские  работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списания научно-исследовательских расходов.
     Власти  Канады, как и США, рассматривают  процессы активизации инвестиционной деятельности и экологического регулирования в единстве.
     В составе используемых инструментов регулирования можно выделить:
    стандарты качества окружающей среды;
    экологические лицензии (права) на строительство, введение в строй и эксплуатацию тех или иных предприятий, загрязняющих окружающую среду, выдаваемые природоохранными ведомствами;
    инструкции (кодексы) практической деятельности, ее экологические критерии и инструкции, разрабатываемые правительственными органами для деловых кругов.
     В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель и др.
     Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.
     Проведенный анализ современного зарубежного опыта  государственного содействия процессам  улучшения инвестиционного климата  территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты:
     1. Использование механизма государственно-частного  партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий.
     2. Определение в числе приоритетных  направлений улучшения инвестиционного климата процессов развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства регионов
     3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку  (гранты, субсидии, налоговые льготы  и др.), инфраструктурное, информационное обеспечение.
     4. Высокий уровень разнообразия  форм взаимодействия субъектов  инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.).
     5. Создание в регионах специализированных  государственных организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, в том числе связанных с улучшением их инвестиционного климата. 

     1.4. Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 

     Анализ  инвестиционной привлекательности  региона и анализ инвестиционной привлекательности отрасли экономики неразрывно связаны между собой: инвестиционная привлекательность территории может обеспечиваться только инвестиционной привлекательностью отраслей экономики, размещенных на данной территории; с другой стороны, инвестиционная привлекательность отраслей промышленности составляет инвестиционный климат территории.
     Отдельно  рассмотрим методологии оценки инвестиционной привлекательности регионов и отраслей экономики.
     Эффективное обоснование стратегических (прямых) инвестиций учитывает не только индивидуальные показатели динамики результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия - объекта инвестиций, но и отраслевую и региональную специфику, в особенности при долгосрочном периоде окупаемости. Равным же образом, если портфельный инвестор формирует собственный портфель ценных бумаг, полагаясь только на конъюнктуру "голубых фишек" (т.е. ретроспективную динамику доходности биржевых ценных бумаг отдельных предприятий), он как бы "следует за рынком" вместо того, чтобы "предвосхищать" его тенденции. В конечном итоге, как показывает многолетний опыт, "последователь" (follower) всегда проигрывает "лидеру" (leader). Таким образом, не только в реальном инвестировании, но и в обосновании покупки ценных бумаг методологический подход к анализу состояния отрасли является одним из ключевых факторов успеха - портфельные вложения, основывающиеся на чисто эмпирическом мониторинге (отслеживании) рынка, в конце концов заканчиваются весьма печально для инвестора.
     Можно выделить две основные методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли:
     а) проблема формализации (количественного выражения результатов оценки). Любая оценка, по определению, должна в конечном итоге выражаться в числовом выражении (цифрах, баллах, рейтинговых таблицах и т.п.), иначе смысл этой оценки будет равен нулю. Особенно это актуально для сравнительного анализа инвестиционной привлекательности данной отрасли с другими отраслями. Чтобы проводить сравнение, нужны определенные, количественно выраженные критерии, унифицированные для отраслей - объектов сравнительного анализа;
     б) проблема спецификации методологических подходов исходя из:
    типа инвестиций (прямые или портфельные);
    вида инвестиций (в расширение производственных мощностей, в модернизацию производства и пр.);
    срока инвестиционного периода (срока амортизации (или полезного срока действия) инвестиций).
     Фактор  спецификации методологических подходов является особенностью именно отраслевого анализа. Если, допустим, методология финансово-экономической оценки отдельно взятого инвестиционного проекта или методология оценки финансового состояния отдельного предприятия по большому счету являются стандартными (т.е. применимыми к различным проектам и предприятиям), то для случая оценки инвестиционной привлекательности отрасли дело обстоит несколько иначе. Тип и вид инвестиций, срок инвестиционного периода настолько существенно влияют на методику оценки, что здесь даже не совсем корректно говорить о методологии, а скорее об общих методологических подходах к оценке отрасли, которые специфицируются в каждом конкретном случае. Иначе говоря, анализ инвестиционной привлекательности отрасли носит ситуационный характер, т.е. в зависимости от "исходных параметров".
     Алгоритм  проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли включает в себя два этапа: оценку уровня интенсивности конкуренции и оценку стадии ее развития. Ключевое место в анализе инвестиционной привлекательности отрасли отводится изучению конкурентной борьбы, определению ее источников и оценке конкурентных сил. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. В соответствии с этой моделью, на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют такие факторы (движущие силы конкуренции), как угроза входа в отрасль новых производителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя со стороны покупателей, давление на производителя со стороны поставщиков сырья и материалов, угроза со стороны продуктов-заменителей, макросреда и государственная политика. Оценка влияния каждой движущей силы (фактора) на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы.
     Следующий этап анализа инвестиционной привлекательности  отрасли -- определение стадии ее развития. К числу основных критериев при  этом относятся показатели, характеризующие темпы роста, потенциал отрасли и эволюцию продуктов и технологии. И наконец, на базе сопоставления результатов, полученных на первом и втором этапах анализа, оценивается уровень инвестиционной привлекательности отрасли.
     На  сегодняшний день очень актуальна проблема диагностирования в экономике, т.е. умение различными способами определять экономическое состояние объекта, чтобы иметь чёткое представление о его инвестиционном потенциале. Понятие диагностики в экономике понимается как определение экономического состояния объекта.
     Всё многообразие факторов и условий, определяющих инвестиционный климат на уровне территории, применяемых при диагностировании, может быть условно разделено  на 2 группы:
    общенациональные, включающие конкретно реализуемую экономическую модель реформирования страны, институциональные и общественно-политические факторы и условия общенационального масштаба, развитую и легитимную законодательную базу, конкурентоспособность государства на международном рынке капиталов и др.;
    региональные - социальные, экономические, налого-фискальные, общественно-политические, экологические, этнокультурные, правовые факторы, действующие в границах территориальных образований различного ранга: крупных экономических районов, макро регионов, субъектов федерации, низовых административно-территориальных образований и др.
     В настоящее время сравнительная  оценка инвестиционного климата  осуществляется на государственном, зональном или региональном уровнях. В первом случае объектами анализа выступают отдельные государства, во втором - крупные экономические районы или макро регионы, объединяющие субъекты федерации в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, в третьем - административно-территориальные образования ранга субъекта федерации, которые рассматриваются в качестве «точки» с некоторыми усреднёнными характеристиками.
     Если  для макро-анализа инвестиционной привлекательности территорий усреднённость  допустима, то с точки зрения принятия инвестиционных решений относительно конкретного проекта необходимо учитывать ещё и «микроклимат», играющий далеко не последнюю роль.
     При оценке микроклимата территории принимаются  во внимание различные локализованные факторы.
     В мировой практике диагностика отраслевых комплексов проводится несколькими методами, основанными на использовании различных групп индикаторов.
     Всё многообразие методов диагностики  отраслевых комплексов территорий можно подразделить на три большие группы:
     1. Методы факторного анализа;
     2. Методы экспертных оценок;
     3. Математические методы.
     Факторный анализ необходим, когда исследователь  имеет дело с огромным числом различного рода показателей. Суть метода заключается в составлении укрупнённых групп, состоящих из близких по смыслу показателей и называемых факторами. Дальнейшая работа ведётся не с каждым показателем в отдельности, а с укрупнённой группой - фактором.
     В странах Западной Европы методы факторного анализа давно уже используются для выделения депрессивных и отсталых регионов. В частности, многолетняя практика этих стран свидетельствует, что первоначально главным критерием отнесения региона к категории проблемных являлся высокий уровень безработицы в нём. Показатель безработицы, и ныне один из основных, является в какой-то мере синтетическим. Но обычно «проблемность» определяется по целому комплексу социально-экономических и экологических показателей. Одни из них характеризуют качество жизни населения, другие - уровень экономического развития хозяйства.
     На  современном этапе исследований при диагностике отраслевых комплексов отдельных территорий должны использоваться не только жёстко форматизированные алгоритмы количественных методов получения решений, а методы качественного анализа построения вариантных сценариев. С этой точки зрения, одним из наиболее перспективных является метод экспертных оценок. Главное его преимущество перед экономико-математическим моделированием заключается в относительной простоте, а также в том, что эксперт может пользоваться не только информацией, основанной на статистических временных показателях, но и нерегулярной, разовой информацией сугубо качественного характера. Экспертные методы применяются, как правило, тогда, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчётов. Повышение обоснованности рекомендуемых мероприятий предполагает разносторонний анализ, основанный как на установлении количественных характеристик изучаемого явления, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Принцип метода заключается в следующем: отрасли сначала анализируются пофакторно. Затем по каждому фактору даётся обоснование базы сравнения (выводят среднюю величину, или наиболее часто встречающиеся в совокупности, или срединное значение), её принимают за единицу. Остальные значения также переводят в коэффициенты в зависимости от конкретного значения и нормативной величины. Сложность данного метода анализа заключается в субъективизме установления критериальных нормативных индикаторов и взвешенности весов по факторам. Описанный метод позволяет определить рейтинг отраслевых комплексов территорий с точки зрения инвестиционной привлекательности.
     Среди многочисленных разновидностей экспертных методов (например, аналитических, в виде докладной записки; коллективного опроса - «сбора» экспертов, «мозговой атаки», или «управляемой коллективной генерацией идей» и др.) для формирования сценариев развития экономики регионов нами выбран метод «Дельфи» в сочетании с методом «Интервью».
     Метод «Дельфи» относят к одному из наиболее квалифицированных методов экспертной оценки. Он характеризуется групповым ответом, получаемым с помощью обработки индивидуальных анкет статистическими методами, и отражает обобщённое мнение участников экспертизы. Это обеспечивает возможность использования многих достоинств и индивидуального, и группового опросов. Индивидуальное суждение каждого из специалистов выявляется в обстановке, исключающей проведение прямых дебатов и непосредственного влияния мнений других экспертов. В процессе обработки полученных индивидуальных мнений через соответствующие коэффициенты учитывается компетентность и весомость мнения каждого специалиста.
     «Дельфийская  процедура» позволяет в значительной мере снять нежелательные психологические аспекты, связанные с соображениями престижности, тенденциозности, давлением авторитетов. Недостаток метода заключается в том, что он не позволяет сталкивать в споре различные мнения и стимулировать тем самым возникающие при личном контакте «генерирование» идей. Кроме того, для проведения экспертизы по методу «Дельфи» требуются значительные затраты времени.
     Что касается компетентности экспертов, то тут возможно два подхода: вариант  равной компетенции и вариант  самооценки, когда эксперт по каждому вопросу оценивает свою компетенцию.
     По  второму варианту выводы и оценки каждого эксперта при составлении  коллективного мнения взвешиваются по коэффициентам компетентности, указанным ими.
     Одним из ярких практических примеров применения экспертных методов можно привести опыт США, где составляется ежегодная статистическая карта, отражающая инвестиционную привлекательность отдельных территорий, в которой приводятся сравнительные данные по всем штатам в виде четырёх обобщённых индексов: экономической эффективности, деловой жизнеспособности, потенциала развития территорий и условий налого-фискальной политики. Среди индексов экономической эффективности оценки территории на первое место выходят показатели занятости населения, уровня доходов, уровня бедности. Среди экологических параметров важны выбросы вредных веществ в атмосферу и уровень их обезвреживания. Социальные условия в основном отслеживаются по показателям состояния здоровья и благополучия детства. Деловая жизнеспособность территории просматривается как через объёмы инвестиций, так и разнообразие структуры хозяйства, а также темпы появления и закрытия предприятий. К этой же группе показателей относят и индикаторы, характеризующие развитие торгового сектора. Особую важность для сравнения территорий имеют следующие два раздела карты, позволяющие оценить потенциал роста (человеческие и технологические ресурсы, развитие местной инфраструктуры, финансовые возможности территорий) и налого-фискальные условия. Завершающим звеном служат параметры региональной политики в плане ответственности территории по обязательствам, характеристик стратегического плана развития территории, наличие контроля за его выполнением.
     В российских условиях непосредственное использование американского опыта  затруднительно по следующим причинам: российская статистика не располагает всем набором необходимой информации для составления таких карт. Часть информации отсутствует или недостаточно детализирована, плохо сопоставима, иногда несёт совсем другой смысловой оттенок; карта описывает статистику бизнес процесса на территории, а для привлечения инвесторов нужна его динамика; факторы, которые наиболее существенны для привлечения инвесторов, такие как природные сырьевые богатства и производственный потенциал, в карте вообще не рассматриваются.
     С учётом изложенного можно рекомендовать  местным властям разработку бизнес прогноза вместо генерального плана развития территории. Представляется, что бизнес-прогноз социально-экономического развития территории будет учитывать и такой немаловажный в методологии сравнительных исследований эволюции регионов фактор, как время. Оно учитывается обычно через одни и те же характеристики по всем сравниваемым территориям, когда берётся одна и та же дата или период времени. Минус подобного подхода в том, что он приходит в противоречие с самим определением региона как целостной системы, складывающейся из взаимодействия различных сил. Взамен может быть предложен широко апробированный в мировой практике «наклонный секторный подход». При этом выявлен феномен «циклического резонанса» - интенсификации различных характеристик взаимодействия, последовательно нарастающей со временем (такой вывод базировался на отслеживании поведения коэффициента корреляции). Формирование временного лага исходных индикаторов правомерно осуществлять, ориентируясь на дисконтные принципы экономических процедур.
     Достаточно  специфическим можно назвать  метод «следования за лидером». Поскольку различные отрасли обладают различной капиталоёмкостью, сопоставление их по объёму капиталовложений представляется совершенно недопустимым.
     Тезис же о том, что более высокая  капиталоёмкость автоматически означает и более высокую инвестиционную привлекательность отрасли, не совсем правдоподобен, несмотря на довольно частое и значительное совпадение двух показателей по конкретным отраслям и отдельным инвестиционным проектам.
     Так, выявляется принципиальный недостаток самой идеи сопоставления инвестиционной привлекательности территорий без сопоставления конкретных отраслей, предприятия которых расположены на территории последних: концентрация в различных территориях производств с различной капиталоёмкостью довольно существенно искажает их воздействие на итоговый показатель сравнительной инвестиционной привлекательности. Территория с преобладанием, например, топливной промышленности всегда будет казаться с этой точки зрения более предпочтительным, чем территория с преобладанием, например, пищевой, даже если основной частью топливной промышленности будет вполне бесперспективная добыча угля, а основной частью пищевой - выпуск популярных полуфабрикатов.
     Важно учитывать, что в силу значительной территориальной дифференциации, качественно превышающей дифференциацию отраслевую, сопоставление территорий только по динамике капиталовложений принципиально невозможно. Попытка такого рода неминуемо создаст иллюзию высокой инвестиционной привлекательности неразвитых территорий, даже минимальные разовые капиталовложения в которые, осуществлённые в последнее время, в десятки раз превышают традиционный уровень инвестирования в них.
     Поэтому, сопоставляя инвестиционную привлекательность  территорий, мы вынуждены мириться с погрешностью вносимой неравномерным размещением отраслей в них с различной капиталоёмкостью, как с меньшим по сравнению с высокой территориальной дифференциацией в целом.
     Отраслевая  дифференциация на порядок меньше территориальной, и именно это качественное различие позволяет при сопоставлении инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства опираться только на динамику осуществляемых в них капиталовложений. Погрешность, вносимая изменением структуры цен на инвестиционные товары, потребляемые различными отраслями, представляется пренебрежимо малой.
     Таким образом, сопоставление инвестиционной привлекательности отраслей должно опираться только на показатели динамики капиталовложений без учёта показателей их объёма. Данный метод очень часто применяется при анализе портфельных инвестиций на уровне территорий и формировании отраслевых предпочтений у стратегических инвесторов в области ценных бумаг.
     2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
     И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 

     2.1. Краткая характеристика региона 

     Татарстан относится к числу наиболее развитых в экономическом отношении регионов России, занимая ведущие позиции по развитию промышленного и сельскохозяйственного производства в Приволжском федеральном округе.
     Республика  имеет исключительно выгодное экономико-географическое положение, располагаясь практически в центре экономически развитого Приволжского федерального округа, между индустриальными регионами Центра и Урала. Регион имеет благоприятное положение и по отношению к важным сырьевым базам Урала и Сибири, сельскохозяйственным районам Поволжья.
     Республика  Татарстан (далее РТ) отличается также выгодностью транспортно-географического положения, находясь на пересечении ключевых авиалиний, железнодорожных, автомобильных и речных стратегических магистралей общероссийского значения (в том числе, по территории республики проходят международные транспортные коридоры – «Запад – Восток» и «Север – Юг». Ведется строительство участка перспективного автодорожного коридора «Балтика – Китай»). В настоящее время начата реализация проекта по созданию Свияжского межрегионального мультимодального логистичского центра, который станет крупнейшим пунктом по переработке и перераспределению грузопотоков в Поволжье.
     Речные  пути позволяют достичь важнейших  северных и южных морей России. Столица республики – Казань - является крупным железнодорожным узлом, в котором пересекаются магистрали, соединяющие европейскую и азиатскую части страны.
     Следствиями подобного положения является развитость экономических связей, высокий уровень кооперации и специализации экономики региона.
     Республика  Татарстан богата полезными ископаемыми, главным из которых является нефть (около 0,8 млрд. тонн). Кроме того, республика располагает промышленными запасами известняка и доломитов (66 млн. тонн), строительного камня (35,3 млн. кубометров), песчано-гравийной смеси, торфа (800 торфяников общей площадью более 35 тыс. га). Имеются перспективные запасы нефтебитумов (разведанные запасы составляют 12,5 млрд. тонн), бурого и каменного угля, горючих сланцев, цеолитов, меди, бокситов; добывается гипс (общие запасы составляют 72 млн. тонн), кирпичная глина (73,5 млн. кубометров).
     За  многолетнюю историю существования  РТ значительно менялись особенности ее геополитического положения. Однако неизменным всегда оставалась его наиболее существенная черта - пограничное положение между ареалами европейских и азиатских культур, цивилизаций, что объективно способствует развитию отношений РТ с крупнейшими культурными центрами Европы, Ближнего и Среднего Востока.
     В пределах России пересечение широтных и меридианных глобальных транспортно-кооперационных коридоров, как и несколько веков  назад, проходит через район Среднего Поволжья, где основную нагрузку традиционно брал на себя Татарстан и его столица - город Казань, выполнявшая и выполняющая роль "Восточных ворот" России. Это определяет особую миссию Татарстана среди других российских регионов.
       Именно в этом контексте следует  понимать слова Президента России, высказанные им на торжественном  собрании, посвященном 1000-летию Казани, 26 августа 2005 года: « … строя прочные и долговременные отношения с Казанским ханством, русские правители начали вполне осознанно формировать Россию как интегрированную евразийскую державу. Подчеркну: здесь, в Поволжье, больше чем где-либо видна роль России как моста, связующего две великие цивилизации — европейскую и азиатскую». 

     2.2. Характеристика инвестиционного  климата региона 

     Ключевым  фактором формирования в экономике  республики комфортного и лояльного инвестиционного климата традиционно выступает самостоятельная региональная модель стимулирования капиталовложений. Ее системообразующими элементами являются:
    полная, качественно-однородная нормативно-правовая база;
    широкий пакет мер и стимулов государственного регулирования;
    зрелая и разнообразная инфраструктура поддержки инвестиций;
    высокая деловая активность частного сектора.
     Региональное  законодательство создает для потенциальных  отечественных и зарубежных инвесторов режим «максимального благоприятствования».
     Данное  обстоятельство послужило одной из главных причин того, что Казань стала столицей XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года. В ходе её проведения будут задействованы 64 спортивных сооружения, 36 из которых – новые.
     Подготовка  к Играм придаст дополнительный импульс процессам развития научно-образовательного комплекса Татарстана. Трем крупнейшим высшим учебным заведениям республики – КГУ, КАИ и КХТИ, недавно получившим высокий статус федерального университета и национальных исследовательских центров, будет передана часть деревни Универсиады.
     В Татарстане компании-инициаторы 30 инвестиционных проектов общей стоимостью 12 млрд. долларов США выступают в роли реципиентов  налоговых льгот. Это позволило  им мобилизовать почти 9 млрд. долларов капиталовложений, произвести продукции на 7 млрд. долларов и создать свыше 8 тыс. новых рабочих мест.
     Главной особенностью татарстанской модели государственного стимулирования инвестиционной сферы является наличие обширной сети институтов развития. Центральное место в её конфигурации принадлежит Особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Алабуга».
     Таможенные  и фискальные преференции, предоставляемые  резидентам зоны, позволяют снизить  производственные издержки в среднем  на 25%. Это превратило ОЭЗ «Алабуга»  в центр локализации многочисленных хозяйствующих субъектов, реализующих проекты в базовых кластерах экономики. К настоящему времени в качестве резидентов зоны зарегистрировано 13 предприятий, мобилизовавших 470 млн. долларов частных капиталовложений.
     Предполагается, что уже в среднесрочной перспективе численность резидентов ОЭЗ «Алабуга» возрастет до 30 единиц, которые создадут 10 тыс. новых рабочих мест и аккумулируют 5 млрд. долларов инвестиций. Помимо зоны в состав субъектов региональной инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности входит технополис «Химград», КИП «Мастер», технопарк «Идея», «IT-парк».
     Крупнейший  «отраслевой» центр содействия капиталовложениям  в химической и нефтехимической промышленности – технополис «Химград». Общая площадь зданий и сооружений технополиса превышает 500 тыс. кв. метров. Предприятиям, локализованным на его территории, предоставляются широкие фискальные преференции. Это позволило технополису привлечь свыше 250 малых компаний, функционирующих в инновационной сфере.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.