На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Одиночество как практическая проблема

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти Самарской  области 

Кафедра социальной работы, педагогике  и социального права
Специальность: Социальная работа
Форма обучения очная 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Дисциплина: Технология социальной работы
Тема: «Одиночество, как практическая проблема» 
 
 

                                                                   Студентки 4 курса группы СД/08
                                                                   Кужелевой А.И.
                                                                  Научный руководитель:
                                                                   профессор, д.с.н. Щукина Н.П.
                                                                   Подпись научного руководителя_____
                                                                 
Тольятти 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «практическая  проблема»………………………………………….5
1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8
ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА   …………..………………………14
2.1 Субъекты терапии  одиночества…………………………………………….14
2.2 Формы и  методы работы с одинокими  людьми…………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

        В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества.
        Сегодня социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий  человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и / или « поверхностность » значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно  исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий. Одиночество испытывают не только те, у кого, например, нет семьи и близких, но и многие «успешные», «состоявшиеся» люди, имеющие многочисленные социальные контакты и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Даже в жизни одного и того же человека одиночество может оборачиваться разными ликами, высвечивая разнообразные грани и смыслы: от младенческого состояния покинутости и чувства отверженности у подростка, до возвышенных состояний удаления от людей (мира) у отшельника и творческой самоизоляции художника.
     Чувству одиночества (в разной степени) подвержены практически все, но особенно резко оно проявляется в кризисные периоды жизни человека. Одиночество - одна из наиболее частых причин обращения к психологу, психотерапевту, психоаналитику - явление неоднородное и многозначное.
     В последние годы в отечественной  науке феномен одиночества представляли в философском (Ачильдиев И.М., Старовайтова Л.И.), философско – социальном (Тихонов Т.М., Пузанова Ж.В.), социальном ( Черепухин Ю.М., Куртиян С.В.) направлениях
     Социологические исследования и статьи разных авторов  свидетельствуют о широком распространении проблемы одиночества в современном мире. Проблемы одиночества нашли свое отражение в работах таких исследователей и авторов как: Альперович В.Д., Мудрика А.В., Павленко П.Д., Рожкова М.И., Студеновой Е.Г., Фирсова М.В., Фокина  В.А., Холстова Е.И., Щукиной Н.П. и других.
     Таким образом, проблемная ситуация нашего исследования состоит в том, что общество осознало опасность феномена одиночества, эту проблему активно изучают и обсуждают с разных точек зрения, но исследований феномена одиночества все еще недостаточно.
        Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы.
     Для реализации поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
          - уточнить понятие « практической проблемы»;
          - проанализировать одиночество как практическую проблему;
     -  рассмотреть субъекты терапии одиночества ;
     -  изучить формы и методы работы  с одинокими людьми.
       Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ 

      Понятие «практическая проблема»
 
        Представление о том, что в обществе существуют проблемы, кажется таким же старым, как и само человечество. На самом деле это не так. Хотя трудности и страдания можно обнаружить в любом обществе в любой исторический период, идея, что они являются практическими проблемами, относительно которых что-то можно и необходимо предпринять, является относительно недавней.
        Хосе Ортега-и-Гассет в своей книге «Что такое философия?» писал:  «Попытаемся определить то состояние ума, при котором вовлекает практическая проблема. Мы окружены, осаждены космической реальностью, погружены в нее. Эта охватывающая нас реальность материальна и социальна. Внезапно мы ощущаем потребность или желание, для удовлетворения которого требуется иная окружающая реальность: к примеру, камень, лежащий на пути, мешает нам двигаться вперед. Практическая проблема состоит в том, чтобы заменить наличную реальность на иную, чтобы на дороге не было камня, стало быть, появилось то, чего нет... Практическая проблема – это такое состояние ума, в котором мы проектируем изменение реальности, задумываем появление того, чего пока нет, но нам необходимо, чтобы оно было» [24,с.28].
        Обычно нашу познавательную или теоретическую деятельность справедливо определяют как умственный процесс, идущий от осознания проблемы к ее решению[24,с. 27]. Плохо то, что существует тенденция подчеркивать в этом процессе роль исключительно последней части: рассмотрения и решения проблемы. Поэтому науку, как правило, представляют в виде свода готовых решений. Обычно забывают, что раз теоретическая деятельность представляет собой движение от осознания проблемы к ее решению, то первым идет именно осознание проблемы. И тем не менее очевидно, что проблема – сердце и ядро науки. Все остальное зависит от нее, вторично по отношению к ней. Пожелай мы вдруг испытать интеллектуальное наслаждение, всегда доставляемое парадоксом, мы бы сказали, что в науке непроблематична лишь проблема, а остальное, особенно решение, всегда спорно и ненадежно, зыбко и непостоянно. Любая наука – это прежде всего система неизменных или почти неизменных проблем, и именно эта сокровищница проблем переходит от поколения к поколению, от разума к разуму, являясь вотчиной и оплотом традиции в тысячелетней истории науки [24,с. 27].
        Исходным пунктом исследования всегда  является проблемная ситуация. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определенных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств и методов существования [14,с 123].Например, это может быть назначение причин резко увеличившейся рождаемости детей с нарушенной психикой, ухудшение рейтинга известных политиков, роста преступности.
        Проблемы, возникшие в процессе  жизнедеятельности индивида, группы, сообщества, могут интерпретироваться  как трудности, обусловленные  несоответствием между желаемым  и возможным[15,с. 43]. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое – либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного  явления. Если человек имеет проблему на уровне социальных, ментальных или психоментальных связей, то он становится клиентом социальной службы. Проблема на уровне социальных связей – это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми ,с группами,  с социальными институтами[15,с. 44]. Проблема на уровне ментальных связей с обществом и группой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработки и хранения в памяти и трансляции информации об окружающем мире[15,с. 44]. Решение проблем на уровне ментальных связей обусловлено самоопределением – осознанным выбором наиболее подходящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной информированностью, негативностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях. Психоментальная связь – эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в обществе, групп, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе [15,с. 45]. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обусловлены эмоциональным неприятием «образа Я».
        Решить проблему – это значит получить новое значение или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаем направлении[14,с. 123]. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем поняты сначала. А если существует социальное противоречие то существует и социальная проблема.
        Социальная проблема представляет  собой осознаваемое субъектом деятельность как значимое для него несоответствие между его целью и результатом[20, с.71]. Это несоответствие, возникающее из – за отсутствия или недостатка у субъекта деятельности средств для достижения ее цели, приводит к неудовлетворению его социальных потребностей. Для того, чтобы стать социальной проблемой, несоответствие между целью и результатом деятельности должно пройти через сознание субъекта. Поэтому исследование социальных проблем предполагает как описание объективного состояния развития общества, которое осуществляется с помощью статистического методов, так и изучение общественного мнения, имеющее своей целью выявлять неудовлетворенности людей существующим положением вещей[20, с.71- 72].
        Социальная проблема возникает на уровне индивидов, а так же их групп и человечества в целом. Что касается социальной работы, то она имеет дело с проблемами, возникающими на уровне индивидов и их групп[20, с. 72]. Типичные проблемы социальной работы: проблемы охраны здоровья населения, защита материнства, детей сирот, женщин безработных и одиноких людей. Кроме того к ним относятся и проблемы социальной патологии, которая включает в себя поведение людей, отклоняющихся от принятых в обществе норм. Как мы видим, в социальной работе  в наиболее частых случаях, решение различных проблем имеет  практический характер, то есть они являются практическими проблемами.
         

      Одиночество как практическая проблема
 
        Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом. Люди столетиями ищут лекарство от одиночества, но, к сожалению, до сих пор такого лекарства изобретено не было. Так что же такое одиночество?
        Одиночество – психологическое  чувство разобщенности и социальной изоляции личности, фиксирующий внутренний, рефлективный разлад человека с самим собой, его сосредоточение на неполноценности своих отношений с миром «других» людей. [21, с.104.]Одиночество связанно с переживанием человека его оторванностью от исторической реальности , гармоничного природного мироздания, сообщества людей, семьи. Одиночество – не физическая изолированность, а нарушение контекста духовной связи объединяющих личность с ее социальном окружением[21, с.104]. Некоторые исследователи считают одиночество по преимуществу тяжким и неприятным переживанием, другие рассматривают его как чисто патологическое явление. Для основной же массы специалистов одиночество – это широко распространенный в настоящее время феномен присущий самым различным слоям общества[21, с.104].
        Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - ее чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество
существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения
того  влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы.[9,с.191].
        Часто люди просто даже и не представляют, что одиночество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленными к этому переживанию, они сначала теряются и затем безмерно страдают от его болезненных ударов. Одиночество становится еще более мучительным, превращаясь в хроническое переживание. Большинство из нас испытывают одиночество эпизодически, принимая его как нечто естественное. Но затянувшееся одиночество раздражает человека и постепенно уничтожает
его жизненные силы. Когда же чувство одиночества глубоко пронизывает человека и устойчиво сохраняется, оно истощает душевные силы и начинает вызывать серьезные опасения. Более того, оно может содействовать возникновению чувства безнадежности, подрывающего способность плодотворно ему противодействовать. Такое положение становится невыносимым и стимулирует изменение структуры поведения, которое в итоге может стать пагубным для человека и общества.
        Глубоко присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в ХХ веке. Одним из ярких глашатаев «антиодиночества» стал философ и социальный психолог Эрих Фромм. Справедливо подчеркивая, что сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством, Фромм подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека
ужаса перед одиночеством [8, с.18]. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели - страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это – потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь объект поклонения[8, с.18]. Чувство одиночества, фрагментирующее личность, раскалывающее ее на дискретные
части, по мысли Фромма, ведет подчас к  агрессивности, насилию, терроризму, анархии. Замешанная на фрейдистских мотивах философия Фромма стала в рамках современного западного гуманизма одним из ярких манифестов тех, кто стремится создать альтернативу деградации личности, пытается найти точку опоры в мире, опутанном противоречиями и испытывающем разнообразные кризисные явления.
        В современных условиях количество одиноких людей, возрастает с каждым годом. Одиночество - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Реальную картину одиночества в России определить сложно.
        Что послужило бы хорошим средством измерения одиночества? Первое, что приходит в голову,- это задать один-единственный вопрос: «Вам одиноко?» Подобный способ оценки был бы весьма обоснованным, его
было  бы легче применять и регистрировать по баллам [19].
        Долгое время одиночество не рассматривалось как центральная проблема практики социальной работы и проводимых исследований. Это обусловлено рядом факторов:
    - оно не всегда определялось  как самостоятельный вопрос, его рассматривали как спутника разного рода психологических дистрессов;
    - наряду с этим, оно казалось  слишком ”экзотическим” явлением;
         - наконец, предполагалось, что большинство  людей могут справиться с данной проблемой самостоятельно[26,с.22-23].
        К сожалению, до сих пор лекарства от одиночества изобретено не было и каждый пытается «убить» одиночество, тоску и внутреннюю пустоту по своему. Кто то погружается в шумную толпу людей, кто-то ищет дружбу и общение в Интернете, кто то просто начинает искать себе различные занятия. Но когда снова наступает тишина и человек остается один на один с самим собой, он вдруг обнаруживает, что чувство одиночества и ненужности стало еще больнее и ярче. Некоторые пытаются приглушить одиночество занятостью, жизнью по расписанию, не оставляя себе ни минуты свободного времени, чтобы ни на секунду не оказаться снова лицом к лицу со своим одиночеством. Многие обращаются за помощью к психологам  это привело к тому, что они «захватили» практически исследуемое проблемное поле , резко сузив его границы до представления об одиночестве как некотором болезненном, негативном состоянии, связанном с нарушением социальных и эмоциональных контактов (видимом или явном), а все человечество оказалось разбито на две группы: «одиноких сейчас» и «потенциально одиноких», так как трудно представить себе человека всегда удовлетворенного своими социальными контактами,
семьей, жизнью – то есть фактически на нынешних «клиентов» психологов-клиницистов - практиков, психоаналитиков и психотерапевтов и «клиентов» будущих [16].

       Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

        Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества, также кто то с головой окунается в Библию и ищет спасения у Бога, посещая различные молебны , читая различную литературу.
       В последние десятилетия ситуация меняется. Разработано множество концепций одиночества, выступающих теоретической базой проводимой социальной работы. Если клиницисты особое внимание уделяют депрессии или тревоге, связанным с одиночеством эмоциям (гнев, печаль и т.д.), сопровождающим одиночество мыслям (негативизм, представление о причинах одиночества), проблеме самоуважения, то социальные работники акцентируют внимание скорее на социальных связях людей, их особенностях. [26,с.22-23].
        Расхожие мнения и распространенные штампы (бытующие в обыденном и научном сознании), что одиночество – это социальная проблема, социальная болезнь, не являются еще доказательством того, что оно есть социальная проблема в социологическом понимании. [16]. Несмотря на свою психологическую «сущность», одиночество явно имеет социальные корни – и вопрос здесь не столько в нарушении социальных связей, увеличении социальной мобильности, «размытости» ценностных ориентиров, сколько в
осознании, ощущении и состоянии неудовлетворенности ими, возникающих у индивидов, и называемых и интерпретируемых ими как «одиночество». В свою очередь это эмоциональное состояние определяет соответствующее «видение мира», нацеливая на выработку определенной стратегии поведения, которая опять же интерпретируется как поведение «одинокого» человека. В результате, мы получаем ситуацию, когда по причинам и последствиям явление интерпретируется как социальное, а по сути своей остается психологическим.
        Признаки прототипа одинокой личности, аналогичные разного рода психическим недомоганиям, подразделяются на несколько концептуально различных категорий. Если рассмотреть психические недомогания, которые заставляют людей обращаться к психотерапевту, то мы обнаружим здесь качественно различные виды проблем. Один класс проблем - это такие симптомы (типично интроспективные определения), как чувство депрессии,
одиночества, параноидальное чувство или чувство  напряженности. Другой класс представляют «самоприговоры » типа «Со мной что-то не в порядке», «Я - неудачник », «Я - никудышный человек». Третий класс составляют недостающие индивиду специфические поведенческие навыки, типично межличностные, такие, как: «Я не умею располагать людей к дружбе со мной» или «Мне трудно в чем-то отказать своим друзьям»[10, с.255].
        Одиночество может быть причиной  многих разочарований, но хуже  всего, когда оно становится  причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительное ощущение, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности. Ощущение того, что человек везде «не на своем месте». 
         
 
 
 

ГЛАВА 2.ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА 

2.1 Субъекты терапии  одиночества 

«Человек  не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Жан-Поль Сартр. 

        В современном мире люди всё  чаще и всё острее испытывают  чувство одиночества, но в то  же время каждый воспринимает  и оценивает его по-своему. В ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1999 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. [13, c.315].
        Кого-то одиночество сводит с ума, парализует волю к жизни, доводит до самоубийства, заставляет искать спасения в сектах и еще черт знает где. Для других, в одиночестве нет ничего противоестественного. Для некоторых людей одиночество - абсолютно нормальное существование, не несущее в себе какого-то дискомфорта. Даже наоборот, - это дополнительная возможность для самосовершенствования, развития, получения знаний, свобода маневра, свобода принятия решений, ответственность за свою жизнь, творчество, наконец.
        Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающие из ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. Многие люди лучше понимали свое одиночество после того, как оно было обрисовано ими. Эти люди не могут быть охарактеризованы как анонимные личности, они переживали культурное отчуждение из-за иммиграции или как следствие обширных и быстрых изменений в религиозных и общественных нравах.
        Сартру принадлежит ключевое для понимании экзистенциализма изречение: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»[8, с.14]. За внешней парадоксальностью этого суждения скрывается немалый философский смысл, утверждающий всеобщую и фундаментальную неудовлетворенность человека миром, разлад с самим собой. Ведь согласно этой формуле, человек постоянно порывается стать тем, «что он не есть»,- выйти за пределы своего «Я», найти истину вне себя, разомкнуть сковывающие его рамки одиночества. Но реалии, находящиеся вне его, отрезвляюще действуют на этот порыв. И тогда, возвращаясь к себе, не найдя
ничего  достойного общения в мире людей, человек не может понять, «что он есть» на самом деле и потому его путь к себе, вернее, «в себя» всегда конфликтен, сопряжен с осмыслением одиночества как экзистенциальной
ситуации  бытия человека в мире. В психологических, и в социологических исследованиях одиночество рассматривалось и сейчас преимущественно рассматривается лишь в некоторых определенных возрастных группах, то есть речь фактически идет о возникновении и переживании одиночества на отдельных этапах жизненного цикла[8, с. 14].
            Растет осознание того факта, что объект социальной работы – "живые системы", которым, кроме "тела" (организма), внутренне присуща активность, т.е. способность самостоятельно двигаться, выбирать направление и способ движения [22, с. 9]. На рис.1рассматривается клиент как объект и субъект социального действия, где мы можем увидеть чем они различны между собой.
    
 
 
 
 

                                                     Рис. 1
    Клиент  как объект и субъект  социального действия 

№ п/п Объект Субъект
1 Детерминированность: ожидание,
отказ от решений, исполнительность
Активность: инициатива, принятие решений, самореализация
2 Опора на внешний  мир, стимулы
Опора на внутренний мир,         понимание
3 Неизменность, стабильность Способность к  изменениям
4 Репродуктивное  поведение Способность к  саморазвитию
5 Бесперспективность, безнадежность
Видение перспективы, горизонта
6 Монопараметричность существования
Многомерность существования
 
        Субъект представляет собой источник познания и преобразования действительности, носитель активности, в то время как объект является носителем проблемной ситуации, конкретной область социальной реальности.
        Изучение проблемы одиночества в разных возрастных группах связано с различными этапами жизненного цикла человека, которые могут различаться в зависимости от отдельных социальных и демографических характеристик.
       Одиночество детей отличается своими нюансами от одиночества подростков или взрослых, но все же мы говорим об одном и том же в своей
основе  переживании. Как и взрослые, когда  их не удовлетворяет круг знакомых, одинокие дети могут испытывать болезненно ощутимые недомогания, скуку и отчуждение. К одиночеству часто примешивается такое чувство, что тебя оттолкнули, отвергли, и это наносит удар по самолюбию.[4,с. 359]. Перенесенное в детстве одиночество приобретает особую важность из-за того значения, которое оно может иметь для последующей жизни. Дети, привыкшие считать, что находиться одному и быть одиноким и отверженным вполне могут страшиться одиночества весь период взросления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.