На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика процесса принятия управленческих решений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ОГЛАВЛЕНИЕ 

   ВВЕДЕНИЕ 6
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
      Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении 8
      Модели принятия решений. Характеристика процесса принятия управленческого решения.. 14
    ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 25
      Кейсы на принятие управленческих решений 25
      Практические рекомендации по принятию управленческих решений  38
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

   Управленческое  решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
   Среди множества проблем современного менеджмента одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Принятие решений в организации характеризуется как процесс определения и решения проблем. Процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, т.к. именно они в наибольшей мере определяют как содержание этой деятельности, так и ее результаты.
   Тема  работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
   Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме "Методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
   Цель  работы: рассмотреть характеристики процесса принятия управленческих решений и разработать рекомендации по принятию управленческих решений. 
 

   Задачи  работы:
    Рассмотреть понятия и виды УР.
    Рассмотреть процесс и модели принятия управленческих решений.
    Разработать тренинг по принятию управленческих решений.
   Объект - управленческие решения.
   Предмет – характеристика принятия управленческих решений. 
 

 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
 
    1.1. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении
   Управленческое  решение является ответом на возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это некое противоречие между действительным, возможным и должным. Решение призвано снимать эти противоречия. Источниками противоречий могут выступать внешние условия деятельности организации, а также внутренняя среда [4].
   Управленческие  решения связаны с выполнением  управленческих функций, в том числе  с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов. Эти решения реализуются в  форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим [12].
   Решение называется управленческим (УР), если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
    стратегическое планирование;
    управление управленческой деятельностью;
    управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);
    управление производственной и обслуживающей деятельностью;
    формирование системы управления компании (методология, механизм);
    управленческое консультирование;
    управление внутренними и внешними коммуникациями.
   Термин  «управленческое решение» употребляется  в двух основных значениях: как процесс  и как явление. Как процесс УР – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР. Как явление – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.
   Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение – убытки [12].
   Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.
   Социальная  сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности [12].
   Правовая  сущность УР заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.
   Технологическая сущность УР предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.
   Таким образом, управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений [12].
   Решения, типичные для функций управления
   Планирование:
   1. Выбор миссии.
   2. Выработка предложений о ситуации  в будущем.
   3. Определение целей.
   4. Выбор стратегии по достижению  поставленных целей.
   5. Формирование мероприятий по  реализации стратегии.
   Организация:
   1. Адаптация организационной структуры  под новые цели и задачи.
   2. Рационализация распределения задач,  обязанностей и прав.
   3. Кадровые решения: найм и увольнение, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации [12].
   Мотивация:
   1. Разработка системы оплаты труда  и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации.
   2. Выбор социальных методов стимулирования  эффективности труда.
   3. Создание надлежащего морального  климата в организации.
   4. Разработка мероприятий по эффективному  использованию факторов корпоративной  культуры.
   Контроль:
   Создание  системы контроля: выбор методов учета, анализа и внесения корректив для всех видов контроля (предварительного, текущего и заключительного) [12].
   В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать [11].
   Классификация УР необходима для определения общих  и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений [12].
   Классификаций управленческих решений много и  необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
    По продолжительности действия:
      оперативные;
      тактические;
      стратегические.
    По числу альтернатив:
      бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или
      «нет»);
    малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);
    многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);
    непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).
    По субъекту, принимающему решения [12]:
    индивидуальные;
    групповые.
   4. По сфере действия (технические,  экономические, социальные, политические  и др.).
   5. По степени неопределенности (полноты  информации):
    решения в условиях определенности;
    решения в условиях риска (вероятностной определенности);
    решения в условиях неопределенности.
   6. По степени сложности подготовки  управленческого решения:
    стандартные или программируемые;
    нестандартные или непрограммируемые.
   7. По степени уникальности:
    новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;
    рутинные.
   8. По подходу к принятию решения [12]:
    интуитивные;
    основанные на суждении;
    основанные на рациональности.
   9. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).
   10. По типу личности менеджера,  принимающего решения [12]:
    импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;
    рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;
    инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;
    осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;
    уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
   11. По степени достижения целей [12]:
    допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
    оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
    эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
   Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам [17]:
    стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);
    подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);
    сфера действия (технические, экономические, политические);
    цель (коммерческие, некоммерческие);
    ранг управления (верхний, средний, нижний);
    масштабность (комплексные, частные);
    организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);
    продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);
    объект воздействия (внешние и внутренние);
    методы формализации (текстовые, графические, математические);
    повторяемость (разовые и повторяющиеся);
    формы отражения (план, программа, приказ, указание);
    сложность (стандартные и нестандартные);
    способ передачи (вербальные, письменные, электронные) [17].
 
   1.2. Модели принятия решений. Характеристика процесса принятия управленческого решения
   Модели  принятия решений.
   Термин  «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Под моделью понимается [12]:
    представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности;
    образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»;
    устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале;
    образец, служащий эталоном.
   Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны для исследования.
   В управлении модели используются для  обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание поведения систем. Модели в управлении могут быть рассмотрены как консультирующие средства, задание направления для выбора наиболее эффективного варианта решения [12].
   Число всевозможных конкретных моделей также  велико, как и число проблем для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам.
   По  общему целевому назначению модели делятся на:
    теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;
    прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления.
   По  степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на:
    макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого;
    микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы [12].
   По  конкретному предназначению, т. Е. по цели создания и применения, выделяются модели:
    балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования;
    трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей системы;
    оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления;
    имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов [12].
   По  учету фактора времени модели подразделяются на:
    статические, в которых все зависимости отнесены к одному моменту времени;
    динамические, описывающие экономические системы в развитии.
   По  учету фактора неопределенности модели распадаются на:
    детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;
    стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора [12].
   По  характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого  в модели, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.
   По  типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам выделяют модели:
    дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;
    нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы при определенных заданных критериях.
   Таким образом, в ситуациях исключительной сложности использование моделей  и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений  со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования организации [12]
   Характеристика  процесса принятия управленческих решений.
   Подготовка  и принятие решений в процессе управления представляет набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Благодаря этому возможно построить общую схему выработки научно обоснованных управленческих решений, опирающуюся на принципы системного подхода и методы системного анализа. Для достижения успеха чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации [13].
   Общая процедурно-технологическая схема  принятия управленческих решений
    Выявление, анализ, диагностика проблемы.
    Формирование целей и задач решения проблемы с учетом ограничений.
    Анализ способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений.
    Моделирование вариантов сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов.
    Выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора.
    Принятие управленческого решения.
    Доведение принятого решения до исполнения.
    Управление реализацией решения [13].
   Разработка  и принятие управленческого решения  обычно инициируются возникновением проблемы, относящейся прямо или косвенно к объекту управления. Ощущение проблемы, возникшее в результате наблюдения за процессом управления, — сигнал для руководителя, руководства о необходимости приступить к поиску путей, способов действий, позволяющих в полной мере или частично решить данную проблему. Под проблемой в самом общем случае понимается несоответствие между реальным, наблюдаемым состоянием управляемой системы и желаемым, нормативным состоянием [13].
   Наиболее  типичные проблемы, возникновение которых  приводит к необходимости принятия управленческих решений:
    состояние управляемого объекта и протекающих в нем процессов пришло в несоответствие с целями его деятельности, зафиксированными в законах, планах, программах, положениях, уставах;
    функционирование объекта, показатели его деятельности противоречат нормам, стандартам, требованиям, что угрожает потерей устойчивости;
    изменились потребности в продукте деятельности объекта, трансформировалась ситуация на рынках, в связи с чем необходимо внесение изменений в функционирование объекта;
    возникла непредвиденная чрезвычайная ситуация, резко изменились условия во внешней среде;
    появились новые потенциальные возможности значительного улучшения состояния и деятельности объекта;
    приняты решения вышестоящих органов, обязывающие внести принципиальные изменения в деятельность объекта управления, провести предписанные этими органами мероприятия.
   Специалисты в области управления справедливо  отмечают, что своевременно и верно  определить проблему — значит наполовину решить ее. Поэтому обнаружение проблем, проникновение в их сущность и верное толкование — неотъемлемая часть процесса принятия решений [13].
   С учетом того факта, что управленческие решения теснейшим образом связаны  с проникновением в сущность проблем, наличие которых инициирует сам процесс решения, очевидна необходимость не только выявления наличия проблемы, но и ее диагностики. Диагностика призвана установить природу проблемы, ее содержание, степень настоятельности, связь с другими проблемами, виды и масштабы опасностей, проистекающих из проблемы. Диагностика опирается на изучение, анализ, исследование симптомов проблемы, то есть наблюдаемых признаков, свидетельствующих о ее наличии.
   Следует избегать опасности смешения проблемы и ее симптомов. Проблема чаще всего  характеризуется целым рядом признаков, симптомов, дающих основание предполагать ее наличие, при этом лишь отдельные симптомы позволяют обрести уверенность в существовании проблемы и в ее истинной сущности. И надо стремиться устранить не симптомы проблемной болезни, а вылечить саму болезнь, чем и является решение проблемы [13].
   Заметную  роль в выявлении и анализе  проблем, требующих решения, играет используемая информация, получаемая внутри анализируемой системы или  вне ее. Наряду с требованиями к  количеству и качеству получаемой информации не меньшее значение имеют ее состав и представительность. Общеизвестно, что избыточность информации столь же вредна, как и ее недостаточность. Еще более важно обладать нужной информацией, непосредственно относящейся к делу, к исследуемой проблеме, такую информацию в теории управления называют релевантной. Для получения релевантной информации приходится прибегать к процессам фильтрации всех полученных данных на предмет отбора только тех, которые напрямую связаны с возникновением и сутью анализируемой проблемы.
   Основными источниками информации, используемой и процессе установления проблем, подготовки и принятия решений, служат внутренние и внешние отчетно-статистические данные, научная литература, обзоры, законодательно-нормативные акты, положения, инструкции, зарубежные аналоги, экспертные оценки, установки лиц, принимающих решения [13].
   На  втором этапе процесса выработки  и принятия решений необходимо сформировать и сформулировать цели и задачи подготавливаемого  решения.
   Из  четко поставленной цели более явным образом прорисовываются и задачи. Одновременно на формулировании целей и задач поневоле сказываются психология и интересы лиц, участвующих в анализе, подготовке, выработке решения и, тем более, его принятии.
   Совокупность  ограничений, которые должны быть соблюдены при постановке целей и задач, выборе и принятии решений, образует область допустимых решений. В пределах этой области должен производиться поиск вариантов, альтернатив, рассматриваемых на последующих этапах процесса принятия решений [13].
   Отметим, что несоблюдение ограничений служит одной из главных причин принятия заведомо неэффективных, нереальных, а  то и просто ошибочных управленческих решений. Первопричина подобного несовершенства в том, что на этапах подготовки и  поиска рациональных решений ограничительные условия не анализируются, не учитываются в полной мере или просто не принимаются во внимание. Корректно организованный, рационально поставленный процесс выработки и принятия управленческих решений должен предусматривать формулирование и анализ ограничений, формирование зоны существования допустимых решений [13].
   К числу самых творческих операций и процедур процесса выработки и  принятия управленческих решений относятся  поиск и формирование набора альтернатив (способов, вариантов) решения рассматриваемой проблемы и соответствующих им управляющих воздействий. Чем обширнее спектр альтернатив решения проблемы, тем больше шансов отыскать самое рациональное, в пределе — оптимальное решение. В то же время практически невозможно и нецелесообразно отыскивать и сравнивать все возможные альтернативы. Поиск и анализ многих вариантов требуют значительных затрат денежных средств, труда, времени, что способно само по себе снизить эффективность отыскиваемых лучших решений. Как всегда в подобных ситуациях, существует некоторая «золотая середина». В процессах поиска альтернатив макроэкономических решений ограничиваются 3-4 вариантами, а микроэкономических — 4-5.
   В условиях ограниченности времени наблюдается  стремление свести нахождение и сравнение вариантов к отысканию не наилучшего, а приемлемого решения. Приемлемым в этом случае принято считать вариант решения, позволяющий существенно ослабить или в основном снять проблему в течение располагаемого времени при допустимых затратах ресурсов. Аналитики в рамках такого подхода действуют по принципу «лучшее — враг хорошего» и прекращают наращивать количество изучаемых вариантов, как только среди отобранных уже имеются варианты, приемлемые для лица, принимающего решения [13].
   Желательно  также, чтобы отобранные для сравнения альтернативы существенно различались между собой способами решения проблемы, а тем самым — глубиной и временем решения, затрачиваемыми ресурсами. При соблюдении этого условия повышается вероятность последующего отбора наиболее благоприятного варианта решения. К числу сравнимых, сопоставимых параметров различающихся альтернатив относятся сроки и результаты реализации данного варианта решения, затрачиваемые ресурсы, ожидаемые последствия анализируемых способов действий [13].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.