На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  БЕЛКООПСОЮЗ
  Учреждение  образования
  «Белорусский  торгово-экономический университет
  потребительской кооперации» 

                               Кафедра коммерции и 
                               технологии торговли
                                                                                  Допущена к защите:
                                                                                      Заведующей кафедрой
                    ___________________
                                                          
                                                                                            «___»__________2006г. 
 

  

  на  тему:
  «Коммерческая   деятельность  по  
  организации хозяйственных
  связей  с поставщиками
  колбасных изделий»
  (по  материалам   Щучинского райпотребобщества) 
 

Студент-дипломник
коммерческого факультета
4-го курса,  группы КС-41-53124       _______________        В.А. Кондратюк          
 

Научный руководитель                       _______________        Н.Г. Петухова 
 
 
 
 

  Гомель 2006
         СОДЕРЖАНИЕ
       Введение …………………………………………………………… …….3 
                                                                           
    Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей                   
          торговли с промышленностью…………………………………………….7
      Сущность и  содержание  хозяйственных   связей  торговли  с   
          промышленностью, их правовое  регулирование ………………………..7
  1.2 Проблемы   хозяйственных    взаимоотношений    торговых  и 
    промышленных  предприятий в современных условиях……………...…..15
  2.   Краткая    организационно - экономическая    характеристика  
        Щучинского  райпо и района  ее деятельности……………….………….18
  3.  Анализ  состояния  коммерческой деятельности  по организации   
       хозяйственных связей с поставщиками  колбасных изделий……………33
  3.1 Изучение  покупательского спроса и определение потребности
        в колбасных изделиях в Щучинском   райпо…………………………….33
  3.2 Поставщики   колбасных   изделий  Щучинского  райпо   и  их 
        характеристика…………………………………...………………………..40
  3.3 Организация     договорной     работы    в    Щучинском    райпо  
        и  ее эффективность ………………………………………………………50
  4. Основные  направления    совершенствования    хозяйственных  
      связей  с поставщиками колбасных  изделий…..…………………………71 

  Заключение………………………….…………………………………………77
  Список  использованной литературы.………………………………………..82
  Приложения……………………………………………………………………84 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Дипломная работа посвящена достаточно актуальной теме «Коммерческая  работа  по организации  хозяйственных связей  с поставщиками в новых условиях хозяйствования» на материалах Щучинского райпо. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях развития экономики и интенсивного развития производства  важное место отводиться рационализации хозяйственных связей торговли и промышленности.
  Для насыщения торговли широким ассортиментом товаров, удовлетворяющих спрос практически всех слоев населения, необходимо наладить долгосрочные хозяйственные связи с большим кругом поставщиков, продукция которых конкурентоспособна и пользуется повышенным спросом. При этом должна быть обеспечена   выгодность от  сотрудничества с поставщиками той или иной группы товаров, планомерность и ритмичность поставки, и соблюдение договорной дисциплины.
  В условиях перехода к рыночной экономике  устраняется излишняя регламентация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, уступая место самостоятельному их регулированию. Все это повышает роль договора, который является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке товаров.
  Современный этап развития экономики Республики Беларусь характеризуется интенсивным развитием производства товаров народного потребления, увеличением количества предприятий, занимающихся непосредственно производством товаров и оптовых посредников, различных форм собственности. При этом возрастает конкуренция между ними за источники сбыта собственной продукции. Перед торговлей же открывается множество вариантов источников поступления товаров.  Выбор осуществляется на основе сравнения преимуществ отдельных поставщиков, анализа выгодности работы с определенным поставщиком и конкурентоспособности предлагаемой им продукции.
  Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности предприятия. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному выполнению планов поступления, сбалансированности спроса и предложения, своевременному товароснабжению розничной торговой сети. В связи с этим исследование процессов  установления хозяйственных связей и разработка их методического обеспечения имеют важное научно-практическое значение.
  Множество проблем в организации хозяйственных  связей возникает у     предприятий  потребительской кооперации.  Это  связано с нестабильным финансовым положением многих предприятий, отсутствием собственных оборотных средств, устаревшей материально-технической базой, недостатком собственного транспорта, неурегулированностью хозяйственных взаимоотношений с поставщиками. В результате чего, не обеспечивается планомерность поставок, отмечается неполное освоение выделенных фондов, несоблюдение договорных обязательств. 
  В настоящее время поставщики пользуются тем, что предприятия потребительской кооперации имеют неустойчивое финансовое положение и поэтому навязывают им свои условия. Поэтому необходимо отстаивать свои права и  добиваться от поставщиков наиболее выгодных условий, особенно это касается сроков оплаты за поставленный товар, оплаты транспортных средств и имущественной ответственности.
  Вопросами организации хозяйственных связей с поставщиками занимались многие отечественные ученые-экономисты. В настоящее время большую теоретическую и практическую актуальность имеют труды Виноградовой С.Н., Лапицкой Л.М., Панкратова Ф.Г., Серегиной Т.К., Половцовой Ф.П. и других. Однако  в научной литературе недостаточно изучен ряд вопросов в отношении хозяйственных связей с поставщиками, например, влияние риска на процесс установления  хозяйственных связей, выбора поставщика и т.п.
  Таким образом, актуальность темы дипломной  работы обусловлена необходимостью поиска решений в области установления хозяйственных связей с поставщиками в условиях динамично развивающейся экономики, с целью выработки эффективной политики товароснабжения розничной торговой сети.
  Целью дипломной работы является теоретическое  обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
  Постановка  цели исследования определила необходимость  решения следующих задач:
    Раскрыть сущность  и содержание хозяйственных связей  торговли с промышленностью;
    Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
    Дать организационно-экономическую характеристику деятельности  Щучинского райпо и района его деятельности;
    Изучить  поставщиков колбасных изделий в Щучинское  райпо;
    Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо  и ее эффективность;
    Разработать основные направления совершенствования  хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.
  Объектом  исследования дипломной работы является Щучинское  райпо.
  Предметом исследования являются вопросы организации  хозяйственных
связей  Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.
  При написании дипломной работы были использованы различные литературные  источники:
  - учебники и учебные пособия  по организации и технологии  торговли, коммерческой  деятельности авторов: Виноградова С.Н., Петухова Н.Г., Леви М., Панкратов Ф.Г. и др.;
  - материалы периодической печати, статистические сборники («Розничная  торговля РБ», «РБ в цифрах», «Статистический ежегодник РБ»);
  - бухгалтерская и экономическая  отчетность Щучинского райпо  за 2003- 2005 годы: (Отчет по розничной  торговле формы 3-торг, Бухгалтерский  баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о расходах на реализацию, хозяйственные договоры с поставщиками колбасных изделий).
  При написании дипломной работы использовались следующие методы: метод сравнения, метод экономического анализа, статистический метод, аналитический метод, метод экстраполяции динамических рядов, балансовый метод, нормативный метод.
  Дипломная работа выполнена на 83 листах печатного текста. Структура дипломной работы включает: содержание, введение, 4 главы, заключение, список использованных источников, 25 приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    Роль, система   и     современные    проблемы хозяйственных связей торговли с промышленностью
 
        Сущность и   содержание   хозяйственных   связей  торговли
    с промышленностью, их правовое регулирование 

  Объективной причиной возникновения хозяйственных  связей  является общественное разделение труда, что в свою очередь, вызывает необходимость обмена между различными сферами общественного производства. При этом обмен не создает различия между сферами производства, а устанавливает связь между различными сферами, и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного продукта. Кроме того, хозяйственные связи имеют и территориальный аспект, поскольку определенные отрасли производства закрепляются за определенными районами государства.
  Таким образом, хозяйственные связи торговли с промышленностью являются одной из форм экономических отношений, с помощью которых обеспечивается конечная реализация общественного продукта, направляемого на личное потребление. Кроме того, хозяйственные связи выполняют и важнейшую социально-экономическую функцию, способствуя повышению объемной и структурно-ассортиментной сбалансированности спроса и предложения на рынке. Выполняя указанную функцию, хозяйственные связи торговли с  промышленностью обеспечивают поступление на рынок товаров, пользующихся спросом населения.
    Существует  множество определений понятия  «хозяйственные связи».
  Так, например, по утверждению В.С. Лубяниной, «хозяйственные связи – это необходимое  условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а также реализации продукции (работ, услуг) [14. c.38].
  С.Н.Виноградова  дает следующее определение: « В  процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие  функции между производством и потребителями. Возникающие между ними  взаимоотношения называются хозяйственными связями». [7, с.92].
  Известный доктор экономических наук Ф.Г. Панкратов  систему хозяйственных связей торговли с промышленностью определил как важнейшую составную часть хозяйственного механизма страны, представляющую собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.[14, с.89].
  По  мнению С.П. Гурской, хозяйственные связи торговли с промышленностью – это отношения между хозяйственными органами сферы производства и сферы   товарного    потребления     для снабжения населения [8, с. 4].
  Система хозяйственных связей торговли с  промышленностью включает следующие элементы (рисунок 1.1.1):
изучение и  прогнозирование  спроса на товары
планирование  объема и  ассортимента товарного  предложения

поиск и выбор  партнеров 

экономической обоснование потребности в товарах
заключение  хозяйственных договоров и контроль за их выполнением

участие в работе ярмарок, товарных бирж и  других рыночных структур

организация дополнительных услуг, выбор форм и  каналов сбыта

реклама товаров и услуг

установление  оптимальных финансовых взаимоотношений

применение  административно-правовых норм и экономических санкций между субъектами хозяйственных связей 

Рисунок 1.1.1 –  Элементы хозяйственных связей торговли с  промышленностью 
 

Все перечисленные  элементы и составляют объект хозяйственных  связей
торговли и  промышленности. Соответственно субъектами их являются хозяйственные органы, предприятия и организации торговли и промышленности, в чью компетенцию входит выполнение экономически, организационных и коммерческих задач по организации производства и реализации товаров народного потребления.
  Механизм  хозяйственных связей торговли с  производством представляет собой  комплекс форм и методов взаимодействия промышленных и торговых предприятий  между собой и с другими  заинтересованными органами в процессе планирования и управления производством и реализацией товаров народного потребления [14, с.5].
  Механизм  хозяйственных связей торговли с  производством имеет сложную  структуру. Он состоит из трех взаимосвязанных  частей, которые образуют целостную систему, каждый элемент которой, выполняя свои специфические функции, дополняет другие и обеспечивает эффективное функционирование всего механизма хозяйственных связей:
    Организационно-правовой механизм направлен на регламентацию
  совместной  деятельности торговых и промышленных предприятий и организаций по планированию и организации производства и реализации товаров. Основная задача – это обеспечение регулирования и планомерного развития хозяйственных связей торговли с производством.
    Организационно-правовой механизм  включает следующие элементы:
  - система информационного обеспечения;
  - структура управления и система  координации производства и реализации  товаров;
  - формы совместной деятельности  на каждом этапе осуществления  хозяйственных связей;
  - правовое регулирование хозяйственных отношений.
    Договорной механизм – регулирует отношения между изготовителями
и оптовыми покупателями товаров в процессе совместной деятельности по формированию и выполнению объемов производства и поставки этих товаров для продажи населению. Он позволяет  достичь максимально возможного соответствия объемов производства, ассортимента и качества товаров потребностям рынка и спросу населения.
  Договорной  механизм включает: порядок определения  и учета в планировании потребностей рынка и спроса населения на конкретные товары; порядок и формы продажи товаров и закупки товаров; регламентированные условия заключения и выполнения договоров на поставку; систему мер по обеспечению надлежащего выполнения договоров на поставку.
    Экономический механизм системы хозяйственных связей торговли с
производством складывается из экономических рычагов  и стимулов повышения эффективности и качества работы всех звеньев торговли и промышленности.
    Функционирование  данного  механизма   призвано  обеспечить  решение  задач:
    усилить заинтересованность торговых и промышленных организаций в
полном  удовлетворении потребностей рынка  и спроса населения на   товары;
    повысит   их   экономическую    ответственность      за   обоснованность          
решений, а также выполнение заданий и  договорных обязательств.
  Для эффективного управления хозяйственными связями и их планирования, необходимо знать их классификацию:
  1.Структура  хозяйственных связей может быть  простой и сложной [14,с.58].
  Простые хозяйственные связи заключаются непосредственно предприятиями-производителями продукции и розничными торговыми предприятиями. Преимущества прямых хозяйственных связей заключается в том, что устраняются излишние звенья движения ресурсов, ускоряется товарооборот, повышается эффективность воздействия на производителя по вопросам обновления ассортимента продукции, повышения качества.
  Сложная структура хозяйственных связей предполагает участие в них посредников, число которых может быть различно. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения продукции до потребителя. Она целесообразна при поставках товаров в количестве мене минимальных норм отгрузки, когда требуется накопление,  подсортировка ассортимента у посредников.
  2. По срокам действия заключенных  договоров различают  разовые,    кратко-срочные (до одного года) и длительные (более одного года) хозяйственные связи. Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать длительным связям, они гарантируют большую стабильность, позволяют освободить стороны от ежегодного составления договора поставки, т. к.  договор оформляется на несколько лет или может быть пролонгирован; оперативно корректировать ассортимент, сроки поставки и т.д.
  3. По ведомственной принадлежности  участников различают межсистемные и внутрисистемные хозяйственные связи. При межсистемных хозяйственных связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между предприятиями различных систем, ведомств, при внутрисистемных – между предприятиями и организациями одной системы, например, потребительской кооперации.
  4. По региональному признаку различают  республиканские и межреспубликанские хозяйственные связи.
  В связи с суверенностью Республики Беларусь возникла необходимость разработки нормативных документов, регулирующих  хозяйственные  взаимоотношения между предприятиями внутри республики и на уровне других государств, и в первую очередь, СНГ. Роль административных плановых актов снижается, уступая место отношениям, базирующимся на равенстве участников и свободе их волеизъявления, через которые каждый из них может реализовать свои экономические интересы. Расширяется возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения между субъектами рынка на базе правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.
  Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия договоров поставки. В нем определено право Совета Министров Республики Беларусь утверждать Положение о поставках товаров. Для отдельных видов товаров могут быть разработаны Особые условия поставок, которые утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь[11, с.114].
  Заключение  договоров на поставку товаров за пределами Республики Беларусь и из-за пределов осуществляется на основе:
    Принятых межгосударственных соглашений о поставках товаров;
    Межправительственных двусторонних соглашений, заключаемых с    
государствами СНГ и другими государствами. Споры сторон по межгосударственным договорам поставки рассматриваются хозяйственными (арбитражными) судами в соответствии с межгосударственными соглашениями.
  При заключении межгосударственных договоров  поставки субъекты хозяйствования могут исходить из правил, установленных законодательством других стран, если эти нормы не противоречат законодательству республики Беларусь, межгосударственным соглашениям Республики Беларусь и ее договорам с другими странами.
  Все условия межгосударственных хозяйственных  связей, которые не регламентируются вышеуказанными актами, могут определяться поставщиком и покупателем самостоятельно в контракте.
  Используя предусмотренное Гражданским кодексом республики Беларусь право,  Кабинет  Министров республики Беларусь в  июле 1996 года утвердил Положение о поставках товаров в Республике Беларусь.
  Действие  этого документа распространяется на отношения  по поставке товаров между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь.
  Положение о поставках товаров в Республике Беларусь регламентирует общие, обязательные для всех субъектов хозяйствования требования: разделы и реквизиты договора; обязательные для всех партнеров по хозяйственным связям требования относительно количества, ассортимента товара, его количества, качества, комплектности, маркировки, гарантийных сроков, порядка поставки, транспортных условий, цен и порядка расчетов, требований к таре и упаковке, страхованию, порядку извещения о нарушении условий договора и ответственности за это, требований к сроку действия договора и порядку его изменения и расторжения [11, с.115].
  Однако  следует отметить, что данное Положение  предусматривает широкие возможности  согласования сторонами взаимовыгодных условий, не противоречащих законодательству и нормам договорного права Республики Беларусь в заключаемых договорах поставки. Это существенно повышает их роль.
  Особенности поставки товаров для государственных  нужд определяются специальным Законом  Республики Беларусь О поставках товаров для государственных нужд, вступившим в силу с 1 января 1994ггода, и другими актами законодательства, утвержденными в соответствии с ним. Вышеуказанный Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.
  Поставка  товаров для государственных  нужд осуществляется в целях[2]:
    выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными договорами;
    выполнения целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;
    создания  и поддержания государственных  материальных резервов РБ;
    ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
    удовлетворения нужд государственного управления.
   При организации договорной работы предприятия и организации потребительской кооперации руководствуются Положением об организации договорной и исковой работы в потребительской кооперации Республики Беларусь, Положением о порядке согласования заключаемых договоров (контрактов) предприятиями, организациями Белкоопсоюза, а также другими ведомственными актами, которые разрабатываются с целью оказания правовой помощи руководителям и специалистам при заключении, изменении, исполнении договоров, защите законных интересов и прав[3,5 ].
  Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.
    Таким образом, хозяйственные связи торговли с промышленностью, являясь одной из форм экономических отношений, обеспечивают конечную реализацию общественного продукта, направляемого на личное потребление. Способом ведения производства товаров народного потребления является механизм хозяйственных связей торговли с производством, при  помощи которого достигается сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории республики Беларусь, являются Гражданский кодекс республики Беларусь и Положение о поставках товаров в Республике Беларусь.  
 
 
 

           
 
 
 
 
 

      Проблемы  хозяйственных   взаимоотношений   торговых и 
        промышленных  предприятий  в  современных  условиях 

  В современных рыночных условиях хозяйствования предприятиям потребительской кооперации очень сложно  выполнять свою основную функцию – удовлетворение  потребностей обслуживаемого населения, обеспечение их необходимыми товарами и услугами. Это связано с проблемами во взаимоотношениях торговли и промышленности, с невостребованностью квотируемых товаров, с недостаточно   рациональной организацией товароснабжения розничной торговой сети, с несоответствием ассортимента товаров потребностям покупателей и т.д. 
  Основные  проблемы хозяйственных взаимоотношений  торговых и промышленных предприятий в современных условиях можно охарактеризовать следующим образом:
    Неурегулированность экономико-правовых взаимоотношений торговли
и промышленности, прежде всего из-за отсутствия современной правовой базы и хозяйственно-договорной дисциплины, приводит к значительным экономическим и социальным издержкам: низкое качество товаров, неритмичность поставок, рост товарных запасов, медленное обновление ассортимента на производстве и в торговле, «вымывание» из торгового и производственного сортимента дешевых и нужных большинству населения товаров;
  2. Коммерческие работники торговых  предприятий и организаций не  принимают непосредственное участие и влияние на вопросы организации производства, не информируют поставщиков об изменениях на обслуживаемом рынке и его потребностях. Слабо развивается фирменная торговля  по продаже продукции наиболее известных предприятий-изготовителей.
    3. Деятельность  оптового звена в системе товародвижения, снижение роли
«большого»  опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке. Имеющееся  огромное количество оптовых посредников (около 23 тысяч единиц) вносит хаос в систему товародвижения, увеличивает издержки обращения, что в итоге сказывается на цене товара.
   4.Недостаточное  научное и информационное обслуживание  торгово-экономических отношений  и других. Экономические, правовые, финансовые, коммерческие отношения в сфере торговли не имеют серьезного научно-методического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности в товарах, в выборе наиболее оптимальных источников поступления товаров, и как следствие, - к большим издержкам.
   5. В настоящее время прослеживается тенденция замедления движения отечественных товаров на внутренний рынок. Это объясняется рядом причин.
  Многие  предприятия поставляют свою продукцию  за рубеж, так как работают на импортном давальческом сырье, за которое и рассчитываются товаром. А для внутреннего рынка мало что остается. Некоторые предприятия резко ужесточили условия поставок, особенно условия, касающиеся оплаты за продукцию и имущественной ответственности покупателя,  на которые торговля не соглашается.
  6. Слабый контроль  за исполнением договорных обязательств влечет за собой  нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Имеют место нарушения в  поставке товаров в развернутом ассортименте, допускается поставка  некачественной продукции, с нарушением целостности упаковки. Несвоевременное предъявление претензий по условиям поставки не стимулирует стороны договора к соблюдению договорных обязательств в будущем.
   7. Нестабильное финансовое положение,  недостаточное количество собственных оборотных средств у многих торговых  предприятий, особенно потребительской кооперации, приводят к нарушениям платежно-договорной дисциплины. В первую очередь, это касается несвоевременности оплаты за поставленный товар, отсутствия возможности работать по предоплате и т.д.
     Таким образом, решения вышеназванных проблем в организации хозяйственных связей в Республике Беларусь должны быть найдены. Большая роль должна отводиться формированию единой государственной политики, учитывающей интересы участников розничного рынка:  производителей, посредников, торговых предприятий и конечных потребителей. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками товаров должна быть планомерной, экономически-обоснованной и эффективной.
  Проблема  совершенствования и развития хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий должна решаться посредством установления партнерских взаимоотношений на ярмарках и выставках, начиная с договоров поставки, предусматривающих приемлемые и взаимовыгодные условия для обеих сторон, а также ответственность за их исполнение. Отношения эти должны складываться в настоящее время уже не на принципах «поддержка отечественного производителя в любом случае», а на так называемых маркетинговых подходах, которые требуют активизации работы торговли по изучению конъюнктуры потребительского рынка, совершенствованию заказов торговли на потребность и производство товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Краткая организационно-экономическая  характеристика Щучинского  райпо и района  его деятельности 
 

  Щучинский район образован 15 января 1940 года. Он расположен на северо-западе Гродненской области. Основная часть района находиться  в границах Лидской равнины. Площадь района составляет 1,9 тыс. км.
  По  данным на 01.01.06 года в Щучинском  районе проживает 55,6 тысяч человек, в том числе в городе - 19,8 тыс. чел, в сельской местности - 35,8 тысяч.
  Административно- территориальное  устройство  района  составляют город районного подчинения , 2 поселка городского типа ( Острино, Желудок ), 432 сельский населенных пункта, 2 поселковых и 14 сельских советов. На территории  района работает 9 предприятий промышленности. Наиболее крупными являются ОАО " Автопровод" и ОАО " Щучинский маслосырзавод".
  Сельское  хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, элитарном семеневодстве зерновых и картофеля, плодоводстве и производстве лекарственных трав. Район насчитывает 82,9 га сельхозугодий. Действует 14 колхозов, 6 совхозов, 3 экспериментальных базы, совхоз-комбинат " Василишки", Племптицерепродуктор, 14 фермерских хозяйств и пчелообъединение.
  Торговлю  осуществляет 339 предприятий, причем 125 торговых единиц относятся к системе потребительской кооперации. В организации общественного питания занято 63 предприятия, в том числе 55 системы потребкооперации. Бытовые услуги оказывают 43  производственные цеха и районный комбинат бытового обслуживания.
  Большое значение в торговом обслуживании, особенно сельского населения, имеет деятельность Щучинского райпо. Кратко из истории:
  Щучинский райпотребсоюз был образован 2 октября 1939 года, в состав которого вошли Щучинское, Рожанковское, Каменское, Дембровское сельпо.  В 1960 году  в связи с присоединением Желудокского и Василишковского районов в Щучинский район в райпотребсоюз вошли 7 сельпо.
  На  протяжении с 1961 года по 1995 год райпотребсоюз был дважды реорганизован. 27 февраля 1997 года Щучинский райпотребсоюз преобразован в районное потребительское общество.
  27 апреля 2000 года с целью улучшения  торгового обслуживания пайщиков и населения района, повышения эффективности управления, приближения структурных подразделений к покупателям, созданы филиалы: Василишковский, Желудокский, Рожанковский, Остринский, городской и сельский филиалы, а также филиалы  "Общепит", " Кооппром", "Хозторг", "Райкоопзаготпром",  "Оптовая база".
  В 2002 году действующие филиалы были переименованы в унитарные предприятия. Таким образом, организационная  структура Щучинского райпо включает: ЧУП " Хозторг", ЧУП " Продторг", ЧУП " Общепит" Щучинский сельский филиал, и филиал " Кооппром".
  Роль Щучинского райпо в торговом обслуживании населения района обусловлена социальной ориентацией деятельности предприятия.  Основная часть розничной торговой сети расположена в сельской местности. Магазины райпо обеспечивают население товарами первой необходимости, то есть социально-значимыми товарами. Развозная сеть позволяет обслуживать отдаленные населенные пункты, не имеющие стационарной сети. Реализация товаров собственного производства, а также заготавливаемая сельхозпродукция осуществляется не только в розничной торговой сети, но и на собственном кооперативном рынке. Объем разовых сборов и платных услуг, оказываемых на рынке, составляет около 560 млн. рублей в месяц.
      Однако с каждым годом доля  рынка, занимаемая Щучинским райпо,  уменьшается, что подтверждают данные на рисунке 2.1.
               Рисунок 2.1 -  Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией
           в общем товарообороте Щучинского  района за 2003-2005  годы.
    Как видно из данных рисунка  2.1, доля товарооборота  Щучинского райпо в общем товарообороте всех торгующих систем Щучинского района значительная - 47,1%. Однако в 2004 году по сравнению с 2003 годом отмечается уменьшение данного  показателя на 1,5%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом - 11,5%.
  На  сложившуюся ситуацию оказало влияние интенсивное развитие торговой сети различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в результате этого значительно увеличилось количество конкурентов, бесспорно обладающих преимуществами. Потенциальными конкурентами Щучинского райпо являются: ОДО «Вета», ИП « Вита», ОДО « Свитанок». Анализ конкурентной среды  показал, что преимуществами деятельности конкурентов являются:
- широкое  использование активных методов  продажи;
- проведение  рациональной ассортиментной политики и гибкой ценовой политики;
- установление  оптимальных режимов работы магазинов;
- размещение  мелкорозничной торговой сети  в местах с наиболее интенсивными покупательскими потоками;
-обеспечение  высокого качества торгового  обслуживания;
- эффективное использование системы стимулирования работников; предъявление высокие требования к кадрам, трудовой дисциплине, режиму экономии.
  Наряду  с интенсивным развитием конкурентной среды сокращение доли потребительской  кооперации в товарообороте Щучинского района обусловлено необходимостью первоочередного обеспечения населения социально-значимыми товарами. В результате происходят существенные изменения в структуре товарооборота, характеризующиеся интенсивным снижением удельного веса непродовольственных товаров, что оказывает негативное влияние на эффективность торговой деятельности. 
  Высшим  органом управления Щучинского райпо  является Общее собрание членов. В перерывах между собранием руководит Правление. Правление проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Во главе Правления стоит Председатель. Основными функциями Председателя правления являются:
    выполнение решений высшего органа управления;
    предоставление интересов райпо в государственных и иных органах;
    заключение договоров, соглашений от имени райпо;
    принятие на работу и увольнение работников;
    распоряжение имуществом райпо и др.
    В подчинении Председателя правления  находиться его заместители по  конкретным видам деятельности: заместитель председателя по  торговле и общественному питанию, заместитель председателя по кадрам и организационно-кооперативной работе, заместитель председателя по заготовкам, а также главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, начальник сектора качества и стандартизации, начальник строительно-технического отдела, директора унитарных предприятий. Непосредственно Правлению Щучинского райпо подчиняется председатель ревизионной комиссии, который стоит  во главе ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия создана для контроля за деятельностью райпо  сроком на 5 лет.
  Организационная структура управления Щучинского райпо  представлена  в приложении 1.
  Таким образом, Щучинского райпо имеет  линейную структуру управления, которая характеризуется четким единоначалием, то есть каждый работник подчиняется только одному вышестоящему лицу и только через него связан с высшим уровнем управления. Линейная структура управления имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества заключаются в следующем: простота подбора руководителей, и реализации функций управления, оперативность управления, единство и четкость распорядительства. Однако при линейной организационной структуре управления возникает разообщеннность горизонтальных связей и большая перегрузка информации.
  Каждое  структурное подразделение Щучинского райпо имеет определенные функциональные обязанности. Большую роль в коммерческой деятельности райпо играет коммерческая служба, основными функциями которой являются:
    изучение и прогнозирование спроса;
    организация договорной работы с поставщиками товаров;
    контроль за выполнением договорной дисциплины;
    ведение оперативного учета исполнения договоров;
    изыскание дополнительных товарных ресурсов;
    контроль за своевременностью реализации товаров и их оборачиваемостью; оказание практической помощи по вопросам выкладки товаров, информирование покупателей о потребительских свойствах, особенностях эксплуатации товаров; дополнительных услугах;
    ведение оперативного учета реализации товаров по магазинам;
    проверка розничной торговой сети с целью повышения качества торгового обслуживания, соблюдения правил торговли, соблюдения обязательного ассортиментного перечня;
    организация выставок-продаж, ярмарок, школьных базаров и других активных форм продажи и т.д.

  Структуру коммерческой службы райпо  представим  на рисунке 2.2.                                  

                                     Заместитель председателя по  торговле
                                            и общественному питанию

         Ведущий инструктор                               Ведущий товаровед
      по организации и технике                       
                торговли                                          Товароведы по группам

                                              Торговый отдел
  Рисунок 2.2 - Структура коммерческой службы Щучинского  райпо
  Обоснованность принимаемых решений зависит от качественного потенциала работников предприятия. Проведем его анализ в таблице 2.1  
     Таблица 2.1- Качественный состав  работников аппарата управления 
Щучинского  райпо за 2003-2005 годы.
Показатели Год Отклонение ( +;-) или  темп роста, %
2003 2004 2004 2004 к 2003 2005 к 2004
1. Всего  работников аппарата управления, человек 56 59 57 105,3 96,6
В том числе, имеющих образование: -высшее
-среднее специальное
40 16
44 15
46 11
110,0 93,75
104,5 73,3
2. Удельный вес работников, имеющих высшее образование, % 71,4 74,6 80,7 3,2 6,1
  Проанализировав данные таблицы 2.1, можно сказать, что  на протяжении исследуемого периода  качественный потенциал работников аппарата управления повышался. Основная доля работников аппарата управления имеют высшее образование. При этом в 2004 году по сравнению с 2003 годом удельный вес работников с высшим образованием увеличился на 3,2 %, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 6,1%. В то же время численность работников аппарата управления, имеющих только среднее специальное образование с каждым годом уменьшается. Это связано с тем, что в Щучинском райпо налажена система подготовки и переподготовки кадров в высших и средне  специальных учебных заведениях по целевым направлениям. Ежегодно в          УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» направляются специалисты  для получения высшего образования либо повышения квалификации.
  В целом кадровый состав Щучинского райпо  характеризуется ростом численности работников аппарата управления на 5,3 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом. В 2005 году по сравнению с 2004 годом численность работников аппарата управления сократилась на 3,4%.
  Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли Щучинского райпо. Данные по структуре розничной торговой сети представим в таблице 2.2 (приложения 2-4).    
  Таблица 2.2 - Структура розничной торговой сети Щучинского райпо
за 2003-2005 годы
Показатели Количество  единиц в году
Торговая  площадь, м2     в году
Отклонение  ( +; -)
2003 2004 2005 2003 2004 2005 По количеству,   ед. По торговой площади, м2
2004   к 2003
2005 к 2004 2004 к 2003 2005 к 2004
1. Всего  розничных торговых единиц 137 135 125 13657 13707 13243 -2 -10 50 -464
В том  числе:                    
      Стационарной торговли:
- магазинов - мелкорозничной   
   сети
- развозной торго-  вой сети
 
 
126 8 

3
 
 
124 8 

3
 
 
118 7 

0
 
 
13657 - 

-
 
 
13707 - 

-
 
 
13243 - 

-
 
 
-2 0 

0
 
 
-6 -1 

-3
 
 
50 - 

-
 
 
-464 - 

-
2.Удельный  вес магазинов в общем количестве розничных торговых единиц , % 94,0 93,9 94,4 100,0 100,0 100,0 -0,1 0,5 0 0
 
  Анализ  таблицы 2.2 показал, что розничная  торговая сеть Щучинского райпо  представлена магазинами, мелкорозничной и передвижной  торговой сетью. В целом торговая сеть  в 2005 году включала  в себя 125 розничных торговых единиц с общей торговой площадью 13243 м. кв.
  За  период с 2003 по 2005 год произошли некоторые  изменения в структуре розничной  торговой сети райпо. Количество торговых единиц в 2004 году по сравнению с 2003 годом  сократилось на 2 единицы, в частности  на 2 магазина. Однако  общая  торговая площадь  увеличилась на 50 м.кв., то есть мощность розничной торговой сети Щучинского райпо возросла. Это достигнуто за счет реконструкции действующих розничных предприятий. В 2005 году по сравнению с 2004 годом розничная торговая сеть сократилась  на 10 торговых единиц, в том числе на 6 магазинов,  1 ларек и 3 автомагазина. Это привело к уменьшению общей торговой площади на 464 м.кв. 
  Основную  долю в структуре розничной торговой сети Щучинского райпо занимают магазины – 94,4 %. В 2004 году по сравнению с 2003 годом  удельный вес магазинов в общем количестве розничных торговых единиц уменьшился на 0,1%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом данный показатель возрос  на 0,5 %.
  Мелкорозничная  торговая сеть представлена 7 единицами, в частности           3 ларьками, 3 киосками, 1 палаткой. Использование мелкорозничной торговой сети позволяет активизировать  торговлю овощами, мороженым, безалкогольными напитками, печатными изданиями, сувенирами. Также мелкорозничная торговая сеть используется для организации торговли в период проведения массовых мероприятий в г. Щучине, ярмарок, базаров.
  Обслуживание  малых сел и деревень, не имеющих  стационарной торговой сети, массовых мероприятий (ярмарок, базаров, мест массового  скопления людей) осуществляется посредством  развозной торговли (автомагазинов). В Щучинском райпо работает 3 автомагазина.
  Данные  по типизации и специализации  розничной торговой сети Щучинского райпо  представим в таблице 2.3.
  Таблица 2.3   – Типы магазинов Щучинского райпо  на 01.01.2006 года
Тип магазина Количество Торговая  площадь
Единиц % м2 %
1. Дом  торговли 1 0,84 2500 18,8
2. Супермаркет  (Универсам) 2 1,69 900 6,79
3.Минимаркет (Товары повседневного спроса) 78 66,1 5640 42,58
4. Промтовары 5 4,23 1080 8,15
5. Продтовары 17 14,4 1276 9,6
6.Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров 4 3,38 1107 8,35
7. Специализированный  магазин по продаже отдельных  групп продовольственных товаров 9 7,6 600 4,5
8.Дискаунтный  магазин  2 1,7 140 1,06
Итого: 118 100,0 13243 100,0
  Анализ  таблицы  2.3 показал, что  розничная  торговая сеть Щучинского райпо включает 8 типов магазинов, каждый из которых  отличается ассортиментом реализуемых товаров, его широтой, размером торговой площади, наличием и количеством отделов и т.п. Наибольшую долю в общем количестве магазинов занимают минимаркеты – 66,1 %. Данный тип магазина имеет традиционное название (текст вывески) - "Товары повседневного спроса", что обусловлено социальной ориентацией деятельности потребительской кооперации. Магазины данного типа расположены в основном в сельской местности и предлагают  населению товары первой необходимости, поскольку это наиболее целесообразно для торгового обслуживания сельских жителей. Прочие товары завозятся по предварительным заказам.
  Торговая  площадь Дома торговли составляет 18,8% в общей торговой площади всех магазинов райпо. Широкий и разнообразный ассортимент промышленных товаров реализуется через специализированные секции и отделы Дома торговли. В настоящее время в Доме торговли работает 9 отделов и      13 секций, в том числе 2 - фирменные секции по продаже швейной продукции собственного производства.
  Универсальный ассортимент продовольственных  товаров и ограниченный ассортимент  непродовольственных товаров преимущественно  повседневного спроса предлагают два Универсама (Универсам " Центральный" и Универсам №2). Их торговая площадь составляет 6,79% в общей торговой площади магазинов райпо.               
  Следует отметить значительную роль специализированных магазинов, доля которых составляет 3,38% (по продаже непродовольственных товаров) и 7,6%   (по продаже продовольственных товаров). Специализация магазинов повышает эффективность использования торговых площадей и оборудования, способствует росту производительности труда, уровню квалификации торговых работников. Розничная торговая сеть райпо включает 13 специализированных магазина, в том числе 9-по продаже продовольственных товаров, 4- непродовольственных товаров. К непродовольственным специализированным магазинам относятся: «Мебель», «Ритуалы», «Книги», «Стройтехавто», к продовольственным  – «Овощи и фрукты», «Дары моря»,  «Хлеб»».
  Доля  магазинов «Продтовары» составляет 14,4%, а магазинов «Промтовары» - 4,3 %. Также работает  два дискантных удобных магазина -  «Ветеран», который обслуживает на льготных условиях ветеранов, и имеет удлиненный режим работы, что создает удобства для покупателей и  магазин "24 часа в сутки".
  Уровень материально-технической базы Щучинского райпо во многом определяется наличием и обеспеченностью торгово-технологическим оборудованием (таблица 2.4).
  Таблица 2.4 - Наличие торгово-технологического оборудования в
Щучинском райпо на 1 января 2006 года.
Наименование  оборудования Количество  единиц
1. Весоизмерительное  оборудование 265
2.В  том числе электронное оборудование 59
3. Контрольно-кассовое  оборудование 142
4. Холодильное  оборудование 112
5. Тара-оборудование 75
  Данные  таблицы 2.4 показывают, что в торговой сети Щучинского  райпо имеются в наличии разные виды торгово-технологического оборудования.         В среднем, на один магазин приходиться 5единиц оборудования, в том числе: весоизмерительного оборудования – 2 единицы, контрольно-кассового–1 единица, холодильного – 0,9 единицы, тара-оборудования – 0,6 единиц. Постепенно торгово-технологическое оборудование обновляется, однако это осуществляется медленными темпами. Так, в 2005 году было установлено 19 единиц контрольно-кассовых аппаратов, 5 электронных весов, 26 единиц холодильного оборудования, в том числе 6 – среднетемпературных холодильников, 4 – низкотемпературных, 7 ларей, 11 холодильных шкафов «Атлант». Также для выкладки скоропортящихся товаров используется фирменное оборудование «Coca-cola», «Санта-импекс», «Юкка», «Лидское пиво», «Балтика», «Милавица». Это, в свою очередь, является средством рекламы продукции определенных производителей.
  Основными направлениями коммерческой деятельности Щучинского райпо являются обеспечение  темпов роста  розничного товарооборота и получение определенной суммы прибыли. Проанализируем основные показатели деятельности Щучинского райпо таблице 2.5 (приложения 1-13 ).
  Таблица 2.5- Экономические показатели  торговой деятельности Щучинского райпо за 2003-2005 годы
Показатели Ед. изм Год Отклонение  (+;-) или  темп роста
2003 2004 2005 2004 к 2003 2005 к 2004
1 2 3 4 5 6 7
1. Розничный товарооборот            
1.1 в действующих ценах млн. руб. 14121,2 20029,1 26016,0 141,8 129,89
1.2 в сопоставимых ценах млн. руб. 14121,2 17133,5 21991,5 121,3 109,8
2. Товарные запасы на конец года            
2.1 в сумме млн. руб. 1538,2 2114,3 2856,2 137,45 135,1
2.2 в днях дни 39 29 51 -10 22
Продолжение табл.2.5
1 2 3 4 5 6 7
3. Товарооборачиваемость  дни 39 33 33 -6 +1
4. Валовой доход от реализации            
4.1 в сумме млн. руб. 2183,1 3631,0 4547,0 166,3 125,2
4.2 в % к товарообороту % 15,46 18,1 17,5 2,64 -0,6
5. Расходы на реализацию в торговле            
5.1 в сумме млн. руб. 2197,8 3306,0 4356,0 150,4 131,76
5.2 в % к товарообороту % 15,56 16,5 16,7 0,94 0,2
6. Прибыль (убыток) от реализации в торговле            
6.1 в сумме млн. руб. -145,0 325,0 191,0 224,1 58,76
6.2 в % к товарообороту % -1,02 1,62 0,73 2,64 -0,89
7.Прибыль  (убыток) от реализации в целом            
7.1 в сумме   -235 630 479 268,1 76,03
7.2  в % к товарообороту   1,66 3,14 1,84 1,48 -1,3
8. Операционные доходы   2616 395 501 15,1 126,8
9. Операционные расходы   2576 421 406 16,3 96,4
10.Внереализационные  доходы млн. руб. 401 95,0 94,0 23,7 98,9
11.Внереализационные  расходы млн. руб. 418 63,0 132,0 15,1 209,52
12.Прибыль  отчетного периода            
12.1 в сумме млн. руб. -212 636,0 536,0 300 84,3
12.2 в % к товарообороту % 1,5 3,75 2,06 2,25 -1,69
13. Производительность труда            
13.1 в действующих ценах млн. руб. 25,76 40,86 55,0 158,6 134,6
13.2 в сопоставимых млн. руб. 25,76 34,96 46,5 135,7 113,8
14. Индекс цен   - 1,169 1,183 - -
15. Численность торговых работников Чел. 548 490 473 89,4 96,5
  Из  данных таблицы 2.5 следует, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом розничный товарооборот возрос на 41,8%, а в 2005 году по сравнению с    2004 годом - 29,89%. Рост объемов реализации обусловлен в основном ростом цен в 2004 году на 16,9%, а в 2005 году на 18,3%. Таким образом, прирост товарооборота в сопоставимых ценах составил в 2004 году по сравнению с        2003 годом 21,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 9,8%. 
  Увеличение  объемов товарооборота связано  с обеспеченностью товарооборота товарными запасами и ускорением товарооборачиваемости в 2004 году и 2005 году  по сравнению с 2003 годом ан 6 дней. Это напрямую влияет на экономию многих статей издержек обращения (расходов на хранение, естественную убыль, процентов по кредитам и т.д.) и характеризует коммерческую деятельность на предприятии. В данном случае большую роль сыграли коммерческие работники, поскольку ими была проделана огромная работа по изучению спроса покупателей посредством опроса, по выявлению неходовых, залежалых товаров. Большое значение сыграла оригинальная выкладка товаров; стимулирующее воздействие на покупателей оказали заполненные товаром витрины.
  Рост  розничного товарооборота повлек за собой увеличение валовых доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом на  66,3 % , а в 2005 году по сравнению с 2004 годом -25,2%.  При этом уровень валовых доходов в 2004 году  увеличился на 2,64 % пункта,  а в 2005 году,  наоборот,  снизился на 0,6% пункта.  В то же время уровень расходов на реализацию возрос как в 2004 году, так и в 2005 году.
  Однако  уровень валовых доходов превысил уровень расходов на реализацию, что обеспечило прибыль от реализации в торговле в 2004 году и в 2005 году. В 2004 году по сравнению с 2003 годом уровень прибыли от реализации возрос на 2,64% пункта, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом уменьшился на 0,89%. Это связано с изменениями в структуре товарооборота.  На протяжении исследуемого периода постепенно увеличивается доля непродовольственных товаров, которые являются более рентабельными, нежели продовольственные товары. Однако по-прежнему удельный вес непродовольственных товаров в розничном товарообороте остается небольшим. В 2005 году данный показатель составил 22,5%.
  За  исследуемый период отмечается рост операционных доходов и снижение операционных расходов. В 2004 году по сравнению с 2003 годом внереализационные расходы сократились на 84,9%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли на 109,52%. В то же время внереализационные доходы снизились в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 76,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 1,1%. Таким образом, в 2005 году была получена прибыль от операционных операций и убыток от внереализационных операций.  Наличие  внереализационных расходов  обусловлено  рядом причин: нарушением договорных обязательств, в результате увеличиваются затраты, связанные с уплатой пени, неустоек, штрафов; ростом расходов на хранение товаров, расходов по операциям с тарой.  Внереализационные доходы были получены за счет дооценки товаров, арендной платы.
  Таким образом, за исследуемый период Щучинское  райпо получило прибыль отчетного периода в 2004 и 2005 годах за счет прибыли от операционных доходов, прибыли от реализации в торговле и других сферах деятельности. При этом  прирост прибыли отчетного периода в 2004 году по - сравнению с 2003 годом составил 200%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом данный показатель снизился на 15,7%.  Уровень балансовой прибыли увеличился в 2004 году на 2,25% пункта и снизился в 2005 году на 1,69% пункта.
  Положительным моментом является рост производительности труда в сопоставимых ценах. Так, в 2004 году по сравнению с 2003 годом прирост данного показателя составил 35,7%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 13,8%.   В тоже время, в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности работников торговли. В  2004 году по сравнению с 2003 годом численность торговых работников уменьшилась на 10,6%, а в 2005 году – 3,5%. Это обусловлено сокращением штата работников в целях сокращения расходов на оплату труда.  Таким образом, сокращение численности торговых работников наряду с ростом производительности труда указывает на повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
  Таким образом, анализ организационно-экономической  деятельности Щучинского райпо  позволил сделать следующие выводы:
    Щучинское райпо имеет рациональную организационную структуру, высокий качественный потенциал торговых работников;
    Большую роль  в достижении положительных экономических результатов играет коммерческая служба, которая занимается изучением спроса, выбором оптимальных источников формирования товарных ресурсов, формирования  ассортимента товаров и их распределением по розничным торговым предприятиям, управлением товарными запасами, организацией розничной продажи и ее стимулированием.
    Оперативный анализ товарной массы в разрезе каждого торгового предприятия, своевременное принятие мер по оптимизации товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости за счет использования средств стимулирования продажи, рост производительности труда наряду с сокращением численности работников торговли обеспечили прирост розничного товарооборот в сопоставимых ценах на протяжении исследуемого периода, а также рентабельную торговую деятельность.
    Щучинское райпо имеет достаточно мощную материально-техническую базу, достаточно высокий уровень обеспеченности торгово-технологическим оборудованием. Однако обновление материально-технической базы осуществляется достаточно медленными темпами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    3. Анализ  состояния   коммерческой  деятельности по  организации хозяйственных  связей с поставщиками  колбасных изделий 

    3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности в колбасных изделиях Щучинского райпо 

  Важным  условием эффективной коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Информационное обеспечение  включает в себя сбор, обработку  и анализ информации о потребителях и их спросе, о поставщиках и их возможностях,  о товарах, предлагаемых на рынке. Обработка данной информации в Щучинском райпо осуществляется вручную, без использования ЭВМ, что не обеспечивает полноценной информационной базы, быстроты ее обработки и анализа.
  Информация  о потребителях поступает из статистического  отдела Щучинского райисполкома. В Щучинском районе проживает по состоянию на 01.01.2006 года 55,6 тысяч человек, в том числе 19,8 тысяч человек в городе Щучине и 35,8 тысяч человек в сельской местности. В общей численности населения района 41,6 % составляют женщины, 36,2% - мужчины и 22,2 % -дети.  Основную долю населения района обслуживает система потребительской кооперации – 47,1% и  ее роль в торговом обслуживании достаточно велика. 
  Торговые  работники Щучинского райпо  для сбора информации о покупательском спросе и конъюнктуре рынка используют следующие методы:
    Методы наблюдения – это способы получения информации о формировании, удовлетворении и развитии спроса, составляющей основу его оценки и прогнозирования.   Данные методы подразделяются на:
      Статистический метод – использование, специальная обработка официально документированной отчетности и учета:
    Отчет по розничной торговле формы 3- торг – дает сведения об остатках товаров и реализации товаров в разрезе товарных групп (приложение 2);
    результаты инвентаризационных ведомостей;
    данные о выполнении договоров поставки;
    отчет формы № 81 – дает сведения о товарных ресурсах, выделенных для предприятия, и о выборке этих ресурсов;
    сопоставление своих заявок и заказов с реально выявившимися потребностями  или заказов торговых предприятий с фактической выборкой товаров с оптовых складов  или поставщиков;
    информация статистического отдела горисполкома о численности населения, его половозрастной структуре, об изменениях в демографической среде, социальной, экономической среде и т.д.;
    регистрация неудовлетворенного спроса в журнале учета неудовлетворенного спроса;
      Специальные методы:
    проведение опросов покупателей, анкетирование-проводятся очень редко;
  В качестве рекомендации нами была разработана анкета для выявления спроса на колбасные изделия. Результаты анкетного опроса представлены в приложении 20.
  По  результатам анкетного опроса установлено, что покупатели отдают предпочтения колбасным изделиям следующих предприятий – изготовителей:   ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат»,  ОАО «Березовский мясокомбинат», ОАО «Гродненский мясокомбинат». Но наибольшим спросом пользуется продукция ОАО «Волковысского мясокомбината, а также ОАО «Березовского мясокомбината», соответственно Щучинское  райпо должно расширять ассортимент колбасных изделий в собственных магазинах непосредственно от данных поставщиков. С ОАО «Волковысский мясокомбинат» райпо поддерживает долгосрочные хозяйственные связи, а с       ОАО «Березовский мясокомбинат» необходимо рассмотреть возможность и выгодность заключения договора поставки на предстоящий год.
  Наибольшим  спросом у покупателей пользуются вареные и полукопченые колбасы, что обусловлено не только спецификой покупательского вкуса, но и ценовым фактором. Кроме того,  26,6 % опрошенных покупателей  первоочередное значение отдают  стоимости колбасных изделий.
  С точки зрения покупателей, ассортимент  колбасных изделий, реализуемых в магазинах Щучинского райпо, является недостаточно широким. Поэтому спрос для 60% покупателей удовлетворен не в полной мере. Также причинами неудовлетворенного спроса являются: отсутствие в продаже необходимого вида колбасных изделий; узкий ассортимент колбасных изделий; относительно высокие цены. Особое внимание,  по мнению покупателей, должно уделяться качеству продукции, поскольку первоочередное значение при покупке колбасных изделий они придают именно качеству товара, а затем уже стоимости и широте ассортимента.
  К специальным методам изучения спроса относиться также  организация выставок-продаж, участие в ярмарках, сезонных базарах. Эти активные формы продажи позволяют определить соответствие ассортимента и качества поступающих в продажу товаров спросу потребителей, их отношение к полноте ассортимента, качеству, упаковке, цене товаров.
  Информация, полученная вышеописанными методами, используется при заключении договоров  поставки и разработке спецификаций,  при определении потребности в товарах, составлении графиков и схем размещения товаров по магазинам, при организации текущего завоза товаров в магазины. Кроме того, информация о спросе используется для обеспечения выполнения планов товарооборота, для контроля за состоянием товарных запасов, для выявления неходовых товаров и принятия мер по их перераспределению, возможной уценке и продаже.
  Сбор  информации о товарах осуществляется посредством буклетов, каталогов, рекламных проспектов. В рационе питания населения особое значение отводиться колбасным изделиям. Это обусловлено высокой пищевой ценностью данных продуктов, полезностью для организма человека.  Ассортимент колбасных изделий, представленных на рынке Республики Беларусь достаточно разнообразен, что позволяет удовлетворить потребность в них практически всех слоев населения. По данным  статистических отчетов в целом по республике за 2005 год   произведено колбасных изделий (в пересчете на мясо) 79,2 кг на душу населения, в то время как норма потребления на душу населения  по рекомендуемым медицинским нормам составляет  81 кг, а  фактическое потребление за 2005год составило – 75,6 кг [23, 24].
  Таким образом,  можно сказать,  что  собственное  производство в республике  не обеспечивает полностью удовлетворение потребностей населения. Поэтому данная потребность восполняется за счет импортных товаров, завозимых из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
  Прогнозированием  потребности в колбасных изделиях в Щучинском райпо занимаются товароведы. В настоящее время  в системе потребительской кооперации апробирована форма определения потребности в товарах через потребительский заказ.   На предстоящий год составляется заявка, в которой указывается наименование продукции, единицы измерения, выборка предшествующего года и потребность. Райпо передает данную заявку торговому отделу райисполкома, который составляет свод потребности в товарах по Щучинскому району. Затем эта информация обобщается управлением торговли облисполкома. Потребительский заказ является основанием для распределения фондов по различным товарным группам и в частности, колбасным изделиям, конкретным торговым предприятиям и организациям. 
  Так в 2005 году Щучинскому райпо было выделены фонды по колбасным изделиям в  количестве 325 тонн.  Распределение фондов служит основанием для заключения договоров с поставщиками и составления спецификаций, прилагаемых к договорам.
  Информация  по потребительскому заказу  доводиться до промышленных предприятий и используется для планирования собственного производства на предстоящий год.
  Расчет  потребности в колбасных изделиях осуществляется  несколькими методами: нормативным, балансовым методами, методом экстраполяции динамических рядов.
  При балансовом методе используется формула  балансовой увязки (3.1.1):
                                             П = Р + З2    -   З1,                                                      (3.1.1)
где    П -  потребность;
          З1 - запасы на начало планируемого года ;
          З2 -  ожидаемые запасы (норматив) на конец планируемого года,
          Р - прогнозируемый объем продажи товаров.
  Рассчитаем  потребность в колбасных изделиях  на 2006 год, используя балансовый метод:
  П = 3201+59,6-63,0 =3197,6 млн.рублей.
  При нормативном методе учитываются  нормы потребления  колбасных  изделий, изменение численности обслуживаемого населения в планируемом году. Нормативный метод позволяет определить потребность в колбасных изделиях в натуральных показателях. Приведем расчет потребности в колбасных изделиях  на 2006 год, используя нормативный метод:
    Численность населения на планируемый год:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.