На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

БОБРУЙСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Налоговая система и налоговая политика государства
      в современной экономике 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Студентка
2 курс, ЭУПЗ- 102 ССО                                                              Н.И.Михадюк 
 

Руководитель
ассистент                                                                                      З.И.Кузьменок 
 
 
 
 
 
 
 
 

БОБРУЙСК 2011        12/15.09.11
РЕФЕРАТ 
 

      Курсовая  работа: 30 с., 5 рис., 13 источников. 

      НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГИ, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

      Объектом  исследования является  налоговая политика.
      Цель  работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
      В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
      В результате определены основные направления налоговой политики государства на современном этапе.
      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемых процессов, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 

                                                                                                       _______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список  использованных источников……………..………………………… 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ  

    Республика  Беларусь вступила на путь рыночных преобразований, что потребовало адекватных изменений  механизма государственного регулирования  развития народного хозяйства. Среди  методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая их хозяйственной самостоятельности. Их разработка  требует всесторонних  обоснований, включая теоретический аспект, определение основополагающей концепции проведения налоговой политики и, в конечном итоге, принятие практических решений по формированию результативной налоговой системы. Эффективное использование налоговой системы управления входит в число наиболее сложных задач, от правильного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние общества.
    Важным  звеном в цепи неотложных проблем  является обоснование налоговой  политики. Ее стратегической целью  на макроуровне должен стать вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. На микроуровне необходимо обеспечение технического прогресса, роста инвестиций, ликвидации безработицы.
    Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
    Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей общественный прогресс.
    При изучении данной темы считается необходимым  рассмотреть и изучить следующие  моменты: понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы. Важно также выделить методы и инструменты налоговой политики, обратить внимание на принципы ее формирования. И, наконец, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе, выделить основные проблемы, с которыми сталкивается государство при формировании налоговой политики, а также определить основные направления реформирования и совершенствования национальной налоговой системы.
    При написании работы была использована информация сайтов Министерства Финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 

    1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды 

    1.1 Понятие, цели  и инструменты  бюджетно-налоговой  политики государства 

     В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», налогово-бюджетная политика» и др.
     Многообразие  терминов объясняется отсутствием  в русском языке прямого синонима слова «fiskal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну – фиск (от лат. fiscus – корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты. Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М. Кейнс [10, с.87].
     Существуют  различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.
     В экономической энциклопедии под  редакцией Л.И.Абалкина фискальная политика отождествляется с налоговой: «Налоговая политика (называемая иногда фискальной) представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых государством при формировании доходной части государственного бюджета».
     В учебнике «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш  и Р.Шмалензи определяют фискальную политику как совокупность государственных расходов и решений в области налогов.
     Часто под фискальной политикой подразумевается  политика бюджетно-налоговая, которая  «реализуется путем изменения налоговых  ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменение государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей. Такая политика может проводиться в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности». Термин «налогово-бюджетная» вместо «фискальная» применяют Э.Дж.Долан и Д.Линдсей. Их определение не выходит за рамки кейнсианской трактовки фискальной политики как системы «государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей».
     Согласно  классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как  инструмент финансового обеспечения  выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на рикардианстве, согласно которому, инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике. В кейсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика. В теории монетаризма большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов. В монетариском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал).
     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.
     Фискальная  политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем – целью политики ограничения деловой активности.
     Методы  бюджетно-налоговой политики различаются  в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.
     Инструменты бюджетно-налоговой политики могут  использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.
     Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства.
     Классификация инструментов бюджетно-налоговой политики схематически представлена на рисунке 1.  
 
 

     
       

       

       

     
       
 
 
 

     Рисунок 1 – Основные инструменты  бюджетно-налоговой  политики 

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Государственные расходы делятся на трансформационные (государственные закупки) и трансфертные расходы. К государственным закупкам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет средств бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, культурные мероприятии и др.). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение [8, с.90].
     Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Исследование природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
     Налоги  – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес  для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
     Изменение налогов влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного  налога увеличивает находящиеся  в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса, стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
     Эффективность фискальной политики прежде всего в  том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая  политика может быть использована для  предотвращения длительного спада; сдерживающая – для упреждения инфляции.
     Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая  политика позволяет сгладить колебания  совокупного спроса, а значит и  делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими  первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема – сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития. 

     1.2 Дискреционная и  автоматическая фискальная политика 

     Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.
     Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти покупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродуктов, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства
     Фискальная  политика в зависимости  от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику. Типы и механизмы фискальной политики отображены на рисунке 2. 
 
 

       

     
     
     
     
       
 

       
 

       

     
       
 
 

     
     
        
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Типы фискальной политики 

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Дискреционная фискальная политика – это целенаправленное изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных  решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема выпуска и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной, а также с изменениями налоговой системы.
     Дискреционная фискальная политика может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).
     В противоположность дискреционной  фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных  расходов и налогов, существует автоматическая  политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой.
     Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Автоматическая фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.
     Положительная сторона автоматической фискальной политики состоит в первую очередь  в том, что она способна, опираясь на встроенные стабилизаторы автоматически, без постороннего вмешательства, обеспечивать бюджетные поступления в зависимости от уровня деловой активности.
     К числу важнейших встроенных стабилизаторов относятся прогрессивная система  налогообложения и система государственных  трансфертов. Прогрессивная система  налогообложения в условиях экономического роста обеспечивает увеличение налогов, что сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают, что содействует увеличению совокупных расходов.
     Встроенные  стабилизаторы позволяют существенно сгладить экономические колебания, однако они не способны полностью устранить негативные проявления макроэкономической нестабильности.
     Степень встроенной стабильности экономики  находится в непосредственной зависимости  от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков. Если структурный дефицит (превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости) – результат стимулирующей дискреционной фискальной политики, то циклический дефицит является следствием действия встроенных стабилизаторов.
     Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызываемый автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
     Главное достоинство автоматической фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
     Недостаток  автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее автоматическая политика.
     Основным  вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
     Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве объемов налоговых  поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов. Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет.
     Концепция циклического балансирования  бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле не совпадают по времени, не одинаковы по глубине, и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.
     Идея  концепции функциональных финансов основана том, что государство должно заботиться не о сбалансированности бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.
     Государство строит свою бюджетно-налоговую политику так, что периодически использует все  три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так  и налогами.
     При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существования постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах чистого национального продукта. При автоматической фискальной политике встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого числа налога, который изменяется пропорционально величине чистого национального продукта. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий, т.е. уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования. 
 

    2 Налоговая политика государства и основные ее направления 

    2.1 Правовая основа  налоговой политики 

     Формирование  налогового законодательства Республики Беларусь началось в начале 90-х годов  ХХ века. В период 1991-92 года было принято  и введено в действие значительное количество законодательных актов, регламентировавших основные вопросы налогообложения.
     Для управления процессом налоговых  отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы и  т.д. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и других актах нормативного характера. Оно определяет методы изъятия валового внутреннего продукта, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способов обложения и т.д. Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых  норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.
     При принятии законодательных актов, также как и в ходе дальнейшего совершенствования налогового законодательства, максимальное внимание в налоговых законах было уделено непосредственно исчислению и уплате конкретных налоговых платежей. Общим вопросам налогообложения, таким как состав и определение категории «налогоплательщики», установление перечня их прав и обязанностей, задач и функций налоговых органов, регламентация оснований возникновения и условий исполнения налогового обязательства фактически были посвящены отдельные положения Законов Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и «О государственной налоговой инспекции».
     Функционирование  налогового механизма обеспечивается через определенные организационные  структуры. К ним относятся: правовое регулирование и регламентирование, планирование (прогнозирование), рыночное регулирование, управление.
     Правовое  регулирование и регламентирование состоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которые осуществляют органы государственной власти. Такими регламентирующими документами являются Законы о налогах, Закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие аналогичные нормативные документы. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают инструкции и другие документы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации налоговых отношений, обеспечивающих соблюдение налоговой дисциплины, способствующих проведению экономической политики, отвечающей современному состоянию экономического развития государства.
     Планирование  – волевое регулирование экономики  центральной властью с учетом объективно действующих экономических  законов путем сбалансирования  развития всех отраслей и регионов, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития экономики.
     Рыночное  регулирование – свободное взаимодействие производителей и потребителей на основе прямых и обратных связей. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения массы производственных товаров с их потребностями и сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций в развитии рынка. Таким регулятором динамического развития экономики в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех развитых странах мира.
     Управление  налогами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны – льготы и санкции. В современных условиях хозяйствования важное значение имеют научное обоснование управленческих решений по налогам, учет опыта государства, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства [5, с.26].
     Недостаточное правовое определение в налоговых  законах базовых категорий налогообложения  обусловило распространение большого числа подзаконных актов, регулировавших и разъяснявших практические вопросы, связанные с уплатой налогов  и налоговым контролем.
     Большой объем таких налоговых документов, отсутствие в них в ряде случаев  четкой системности и взаимосогласованности  «рассеяло» принципиально важные для налогообложения нормы по целому ряду правовых актов, что само по себе лишало налоговую систему прозрачности и делало ее ключевые положения достаточно трудными для применения.
     Несмотря  на многочисленность законодательных  и подзаконных документов по вопросам налогообложения, ряд практических моментов ранее не имел четкого законодательного определения, либо вообще не был нормативно урегулирован.
     В целях систематизации и масштабного  совершенствования налогового законодательства в 1995 году в Республике Беларусь была начата работа по подготовке проекта Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей                                 15 ноября  2002 г., одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г. (с изменениями и дополнениями).
     Принятие  Налогового кодекса рассматривается  в качестве основного направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Поэтому говоря о Налогом кодексе, в первую очередь необходимо отметить те цели и задачи, которые он призван решить, а также каким образом повышает эффективность проводимой политики в области налогов и налогообложения.
     Налоговый кодекс структурно состоит из двух частей – Общей и Особенной. С 1 января 2004 г. вступила в силу и действует в настоящее время только Общая часть Налогового кодекса.
     Общая часть устанавливает правовые основы и базовые принципы построения налоговой системы, отвечающей современным условиям и мировому опыту налогообложения. При этом она дает взаимосвязанное и четкое определение практически всем категориям и правилам, существующим в налоговых отношениях.
     В результате кодификации налогового законодательства нормы действующих нормативных правовых актов, посвященным вопросам налогообложения, систематизированы и положены в основу масштабного налогового закона, которым и является Налоговый кодекс. Таким образом, в кодексе сведено воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов, сборов, пошлин и заканчивая осуществлением налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов.
     Общая часть содержит в себе ряд ссылок на иные акты налогового законодательства, допуская тем самым наличие подзаконных нормативных документов различного уровня. Безусловно, с течением времени этот законодательный акт будет уточняться, в том числе и путем включения в себя тех моментов, которые прямо не определены, а замещены нормами, отсылающими к иному законодательству.
     В качестве одного из основных принципов  организации налогообложения в  Республике Беларусь установлены всеобщность и равенство в вопросах налогообложения. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым оно признается плательщиком. В то же время, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, актами Президента Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ними законодательными актами о налогообложении.
     Устанавливаемые в Республике Беларусь налоговые  платежи не должны наносить ущерб  ее национальной безопасности, территориальной  целостности, политической и экономической  стабильности. Не допускается введение таких налогов, которые бы нарушали единое экономическое пространство, а также прямо или косвенно ограничивали предпринимательскую и иную законную деятельность юридических и физических лиц на всей территории Республики Беларусь.
     Для обеспечения общей стабильности налоговой системы законодательно закреплено, что установление новых платежей или отмена уже действующих налогов, сборов (пошлин), а также внесение в них изменений осуществляется одновременно с принятием бюджета на очередной бюджетный (финансовый) год. Тем самым плательщикам предоставляется возможность учитывать изменения налогового законодательства при планировании своей деятельности и, при необходимости, вносить в нее определенные коррективы.
     Принятие  и вступление в силу законодательных  актов, регулирующих налоговые вопросы, в другие сроки допускается только в исключительных случаях и одновременно с уточнением бюджета на текущий год. Тем самым устанавливается единство в проводимых государством налоговой и бюджетной политиках и обеспечивается их адекватность реально складывающейся экономической ситуации.
      С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Бюджетный кодекс является важнейшим документом, "финансовой конституцией страны". Он регулирует межбюджетные отношения, вопросы формирования, наполнения, использования бюджетных средств, а также контроль за этими процессами. С принятием Бюджетного кодекса множество законодательных актов, регламентировавших финансовые вопросы, утратили силу, что в целом упростило работу с законодательством в этой сфере.
     Так, с января 2009 утратили силу Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-З «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», Закон Республики Беларусь от         5 мая 1998 г. № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь».
     Бюджет Республики Беларусь ежегодно утверждается в качестве закона. Например, Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» принят Палатой представителей 9 октября 2008 г., одобрен Советом Республики 22 октября 2008 г. Республиканский бюджет на 2009 г. утвержден по расходам в сумме     57 699 262 425 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей; предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 г. установлен в сумме                    2 800 000 000 тыс. руб.
     Статья 56 Конституции Республики Беларусь возлагает на граждан Республики Беларусь обязанность «принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей». Законодательство республики устанавливает обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Эту же обязанность несут и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты вне зависимости от формы собственности. Все они в налоговых отношениях выступают в качестве субъектов налогового обязательства, заключающегося во внесении в республиканский или местный бюджет определенной суммы денежных средств.
     Нет нужды говорить о том большом  значении для государства и местного управления, общества и отдельных граждан, которое имеет исправная уплата налогов и  иных обязательных платежей субъектами налогового обязательства. Важно при этом точно рассчитать величину налогового бремени, сделать его посильным для налогоплательщика. Избыточное давление налогов на налогоплательщика угнетает экономику, является одним из факторов, обусловливающих наличие «теневой», серой экономики». От взвешенной и рассчитанной на перспективу политики государства в сфере налогообложения зависит развитие экономики государства, субъектов экономической деятельности, благосостояние граждан и общества в целом.
     Немаловажная  роль в реализации такой политики отводиться налоговому контролю, являющемуся составной частью налоговой политики, для которого характерны относительно мягкие формы государственного принуждения, применяемого к субъектам налоговой обязанности. В тесной связи с налоговым контролем находится деятельность правоохранительных органов и суда, направленная на выявление и пресечение нарушений в сфере налогообложения, а также привлечение к ответственности за их совершение с использованием наиболее жестких методов государственного принуждения, включающих применение штрафных и иных санкций.
  Деятельность государства осуществляется  в различных направлениях. Их многообразие, многоплановость, относительная независимость друг от друга неизбежно ставят проблему сопряжения между собой многочисленных направлений деятельности государства и прежде всего тех из них, которые имеют отношение к одному и тому же  предмету правового регулирования. В рассматриваемом аспекте не составляют исключений и вопросы взаимодействия налоговой политики и политики в сфере установления и применения ответственности за нарушения налогового законодательства (налоговые правонарушения).
      Государственная политика в сфере налогообложения  и ответственности за нарушения  налогового законодательства имеет два среза, два взаимодействующих между собой уровня:
    политика в сфере формирования налогового законодательства и законодательства об ответственности за его нарушения;
    политика в области реализации указанных правовых установлений в правоприменении, в деятельности государства в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц.
     Политика в сфере формирования налогового законодательства и законодательства об ответственности за его нарушения является главенствующей, приоритетной. Государство определяет, какие отношения и как именно следует урегулировать, каким должен быть объем этого регулирования, к каким видам нормативных  правовых актов следует прибегнуть для решения этих задач. Практическая деятельность государственных органов и должностных лиц в сфере налогообложения и применения ответственности за нарушения налогового законодательства  должна осуществляться  исключительно в рамках правовых предписаний. Анализ такой практики дает возможность выявления пробелов в правовом регулировании, его недостаточности или избыточности, установления противоречий между отдельными нормами, институтами или отраслями права. В этом смысле правоприменительная практика является источником  совершенствования, как налогового законодательства, так и законодательства об ответственности за его нарушения.
     Осуществляя налоговую политику в сфере формирования налогового законодательства, государство решает целый комплекс вопросов. Оно должно обеспечить посредством установления налогов, сборов и иных обязательных платежей расходную часть как государственного, так и местных бюджетов, гарантировать экономическую безопасность государства,  обеспечить условия для развития, роста экономики. Оно же должно предусмотреть в законодательстве и меры по пресечению, противодействию ухода, уклонения налогоплательщика от уплаты налогов и иных  обязательных платежей, совершению юридическими и физическими лицами других нарушений налогового законодательства.
           Налоговое законодательство республики содержит нормы, определяющие объекты налогообложения, налоговую  базу, налоговые периоды и ставки, порядок исчисления налогов и иных платежей, равно как и нормы, решающие иные вопросы установления, взыскания, льготирования (преференций) и освобождения от уплаты платежей. К предмету правового регулирования налогового права Республики Беларусь в настоящее время относятся отношения, возникающие в связи с применением мер экономической (финансовой) ответственности, применяемой в рамках налогового контроля, осуществляемого компетентными государственными органами. Эти меры устанавливаются за нарушения налогового законодательства республики в виде экономических,  штрафных санкций, которые применяются только к субъектам экономической деятельности, т. е. к юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям.
      Государство не ограничивается  применением  указанных мер экономической (финансовой) ответственности. Оно вводит систему мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности для физических лиц – налогоплательщиков и физических лиц, представляющих в сфере налогообложения субъектов экономической деятельности – налогоплательщиков (руководители организаций, главные бухгалтера и др.). По существу введение системы мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, предусмотренных иными отраслями права (отчасти налогово
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.