На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политическая элита в современной России: социологический аспект

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования  и  науки  РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего  профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии 

Курсовая работа 
 

по дисциплине "Политическая социология"
 на тему:
«Политическая элита в современной России» 
 
 
 
 
 
 

Студент гр.  

Науч. рук.: канд. филос. наук, доц.   
 
 
 
 
 
 

Тула 2011
Содержание
 

     Введение

     Актуальность  темы значительна и востребована в науке из-за того, что роль высшей политической элиты в любом государстве трудно переоценить. Отличительной особенностью нашей страны является то, что в силу исторического развития политическая элита играет особую роль в жизни общества. Если эволюционное развитие государства в его классическом понимании, характерное для Запада и США характеризуется изменениями в обществе, инициируемыми потребностями «снизу», то в России наблюдаются противоположные тенденции. Практически все российские революции и все успешные российские модернизации представляли собой «революции сверху». Отсюда доминирующая роль политической элиты в жизни общества нашей страны в процессе ее исторического развития.
     Несмотря  на то, что в российском обществе в 1990-е годы произошли глобальные социально-экономические изменения, прошедшие под лозунгом демократизации, в том числе и в элитообразовании, политическая элита остается важнейшим  фактором политического процесса. Более того, в современном обществе наблюдается значительное укрепление позиций политической элиты.
     Степень разработанности  проблемы: на современном этапе проблема политической элиты является широко изученной. Существует новая наука элитология,  которая сформировалась в русле политической философии и политической социологии, но интегрировала достижения и методы других, смежных дисциплин. Отечественные исследователи (Г.К. Ашин1, И. Брилка2, О.В. Гаман-Голутвина3, И.А. Кривчук4, О. Крыштановкая5, В.П. Елизаров6, Я. Пакульски7, В.П. Плосконосова8, В.Н. Титов9) и зарубежные ученые (Р. Михельс10, Г. Моска11, В. Парето12) занимались анализом элиты, её состава, законов её функционирования, прихода её к власти и удержания этой власти, её роли в социально-политическом процессе, причин её деградации и ухода с исторической арены.
     Объект  курсовой работы: политическая элита, как важнейший элемент социально-политической структуры общества.
     Предмет: политическая элита в современной России.
     Цель  исследования: рассмотреть сущность политической элиты и особенности ее эволюции в современной России.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть развитие элитистских концепций;
    описать функции, структуру и классификацию политической элиты;
    раскрыть когортный состав политической элиты в современной России;
    выяснить отношение россиян к российской политической элите;
    проанализировать особенности политической элиты в современной России в 90-ые гг.;
    выявить особенности российской политической элиты в начале XXI в.
 

     Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политической элиты

     1.1 Формирование элитистских представлений

     Термин «элита» многогранен и происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии и политической социологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Существуют близкие понятия к категории «элита» - «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».
     Идеи  политического элитизма возникли в  глубокой древности. Еще во времена  разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и  выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Ницше. Однако такого рода элитарные теории серьезного социологического обоснования не получили.
     Первые  современные, классические концепции  элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски (1858—1941), Вильфредо Парето (1848—1923) и Роберта Михельса (1876 – 1936).
     Моска считал, что «во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма»13.
     Итальянский политолог, один из основателей элитологии Г. Моска полагал, что «когда правящие или не правящие элиты пытаются отгородиться от притока новых способных людей из нижних слоёв общества, когда циркуляция элит затруднена, социальное равновесие расстроено, то и общественный порядок будет нарушаться»14.
     Моска считал, что важнейшим критерием  вхождения в элиту является способность  к управлению другими людьми, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.
     Парето  в своем труде «Трактат по общей социологии» исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования).
     Парето  считает, что «было бы полезно  разделить элиту на два класса: правящую элиту, включающую людей, которые прямо или непрямо оказывают значительное влияние на правительство, и неправящую элиту, включающую остальных»15.
     Он  полагал, что социальные перемены, какую бы идеологическую окраску они ни имели, не приводят к исчезновению элит, а только изменят их характер и состав. Проявлением этого убеждения стало его знаменитое высказывание: «история – это кладбище аристократии». Ни социалистические революции, ни формирование представительной демократии не отменяют того факта, что уходящую элиту всегда сменяет новая элита. Революция 1917 г. в России стала, по мнению Парето, хорошим примером устойчивости элит. Деление на элиту и массы в России сохранилось, но произошло замещение старой аристократической царской элиты новой плебейской советской элитой16.
     Парето  также использует типологию элиты  Маккиавели, который подразделял правящих на «львов» и «лис». Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).
     Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие  элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой.
     Он  сделал вывод, что сама организация  общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует “железный закон олигархических тенденций”. Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.
     Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа.
     Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.
     Из  действия “закона олигархических тенденций” Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.
     Во  второй половине XX века сложилось несколько подходов к исследованию проблемы политической элиты. Основные из них: макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
     С позиции структурно-функционального подхода (Г. Лассуэл, С. Липсет, Б. Головачев) к политической элите относятся те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных).
     Сторонники  ценностного подхода (X. Ортега-и-Гассет, Ж. Тощенко, Н.Бердяев) считают, что элита, не только организованное управляющее меньшинство, но и наиболее творческая и продуктивная часть общества, наделенная высокими интеллектуальными и нравственными качествами.
     Представители макиавеллистского подхода (Дж. Бернхэм) считают, что элита – это привилегированное меньшинство, которое наделено особыми способностями к управлению различными сферами общества, и прежде всего экономической и политической. При этом нравственная оценка качеств и способностей элиты, ее способов достижения власти игнорируется. Главной считается управляющая, административная функция элиты, ее руководящее и господствующее положение по отношению к подчиненной ей массе.
     Либеральный подход элитарности общества (Шумпетер, Миллс) отличают демократичность и  отрицание ряда жестких установок  классических теорий элит. Элита – властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей. Элита достигает своего высокого положения в острой конкурентной борьбе и выступает защитницей либеральных демократических ценностей.
     Таким, образом, политическая элита – это социальная группа, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством и предопределяющая за счёт этого формы политического развития общества.

     1.2 Функции, структура и классификация политической элиты

     Представления об элите не будет полным без выяснения  ее роли в обществе. Основная роль – это удержание власти господствующим классом, которое возлагается на правящую элиту и ее «инструменты». В связи с этим главной задачей, встающей перед правящей элитой, является сохранение стабильности действующей системы общественных отношений. Осуществляя эти функции, правящая элита обретает относительную самостоятельность по отношению к господствующему классу.
     Тем не менее, это не отменяет ее классовой природы, как считают некоторые исследователи. В частности К. Маннгейм стремился доказать, что система элит стоит как бы над системой классов. Он пытался представить элиту чисто функциональной группой, выполняющей необходимые для каждого общества управленческие обязанности. 17
     Анализируя  особенности политической элиты, её можно классифицировать по различным признакам. По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); по уровню компетенции — высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), местная, муниципальная (городская, районная); по стилю, по формам и методам правления — элита-лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму; по характеру выражаемых интересов — профессиональная, демографическая, этническая, религиозная; по результатам деятельности — элита конструктивная, псевдоэлита, антиэлита; по технологиям формирования — закрытая и открытая.
     По  типу правления выделяют тоталитарную, либеральную, доминантную и демократическую элиту.
     Тоталитарная  — элита монопольной авторитарной власти. Это элита унитарная по своему кадровому составу и политическим ценностным ориентациям, закрытая по механизмам формирования, монопольная по идеологическим установкам и конфронтационная по стратегии и тактике участия в политике. Для многих ее представителей характерны жесткая нацеленность на политическую карьеру, социальная безответственность, лицемерие и стремление поддерживать видимость идеологического единства, отчуждение от народа.
     Либеральная — элита демократического разделения власти. Чаще всего это унитарная по качественному составу и ценностным предпочтениям система, открытая по формам, но корпоративная по принципам формирования своих рядов. Это элита со специфической идеологической концепцией, консенсусная по методам и формам политической деятельности. Ее характерные черты — сочетание в политике гибкости с твердостью в защите своих элитных интересов, умеренный консерватизм, либерально-революционная направленность.
     Доминантная — элита демократической ориентации, плюралистическая и мобильная по своему составу, открытая по механизмам рекрутирования своих членов, доминантная по идеологическим установкам и консенсусная по методам политико-управленческой деятельности. Такая элита чаще всего характерна для общества переходного этапа. Ей присущи способность к лавированию и компромиссам, перспективность и конструктивность, либерально-демократические воззрения, смелость и самостоятельность. Она легко вбирает в себя людей передовых взглядов, инициативных и способных на смелый поступок.
     Демократическая — элита цивилизованного демократического общества с сильной законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, плюралистическая по своему составу, идеологическим ориентациям и приоритетности социальных идеалов, открытая по механизмам формирования, консенсусная по формам и методам политической деятельности. Ее власть основана на авторитете, компетентности, богатстве, определенности нравственных позиций.
     Такое многообразие не означает, что элиты  не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой  как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связаны они и по форме, и по содержанию своей деятельности.
     К основной социальной задаче политической элиты относится принятие решений  и контроль за их выполнением. Это  раскрывает ее центральную роль в управлении государством и обществом.
     Исходя  из этого, исследователь А.В. Малько выделяет основные функции выполняемые политической элиты в современном обществе: 18
     - стратегическую - определение политической  программы действий путем генерирования  новых идей, отражающих интересы  общества, выработка концепции реформирования страны;
     - организаторскую - осуществление  на практике выработанного курса,  воплощение политический решений  в жизнь;
     - интегративную - укрепление стабильности  и единства общества, устойчивости  его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.
     - коммуникативную – эффективное  представление, выражение и отражение  в политических программах интересов  и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.
     Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться  такими качествами, как современный  менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д.
     Будучи  явлением многогранным, политическая элита концентрирует в себе все  признаки формирования других элитных групп.
     Но  особенностью политической элиты является то, что она функционирует, развивается не только на основе норм социальных, но и на основе норм правовых, которые предопределяют её постоянное обновление во многом за счёт принципа равенства всех перед законом. 19
     Политическая  элита имеет и свою структуру. Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. Это и есть правящая элита — элита в узком смысле слова.
     Неотъемлемым  элементом кадрового корпуса  высшего политического звена  в демократическом обществе является контрэлита — группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.
     Важным  структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение — ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты — прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя. Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.
     Они выполняют многие управленческие функции, играют своеобразную интегрирующую  роль между политиками, управленцами-хозяйственниками, лидерами духовной сферы и командирами военно-промышленного комплекса, руководителями средств массовой информации. Именно через этих людей высшие чиновники и политические лидеры «соприкасаются» с парламентариями, наиболее влиятельными лицами за рубежом, руководителями различных государственных и частных организаций.
     В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова. Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование. 
 
 
 
 

     Глава 2. Российская политическая элита: когортный состав элиты и тенденции восприятия правящего класса в массовом сознании россиян

        Когортный анализ российской политической элиты
     В начале 90-х гг. начался процесс "открытия" элиты, когда старые каналы рекрутации наверх были разрушены, законы формирования советской номенклатуры не соблюдались, и государство с трудом контролировало воспроизводство управленцев. Институт номенклатуры как главный инструмент подготовки кадрового резерва и воспроизводства элиты был практически разрушен. Его восстановлением занялись лишь в 1995 г., когда был принят закон "Об основах государственной службы Российской Федерации".20 К тому моменту численность работников органов государственной власти и местного самоуправления РФ составила 1,1 млн. чел.21
     Высшее  чиновничество при Ельцине помолодело на 10 лет: если в 1985 г. средний возраст этой группы равнялся 61 году, то в 1993 г. он приближался к 50 годам. Но новая российская элита не только помолодела, но и привнесла в политическую жизнь новые представления и ценности. Это были не просто более молодые люди, они были значительно образованнее своих предшественников (в брежневской когорте элиты высшее образование имели 87,8%, в горбачевской - 89,1%, а при Ельцине таких было уже 97,8%). Доля кандидатов и докторов наук также существенно увеличилась: в брежневской элите имеющие ученую степень составляли 22,2%, в горбачевской элите - 29,1%, в ельцинской элите - 48,2%.
     Формирование  политической элиты в исполнительных структурах власти в период "открытой" элиты часто происходило путем карьеры "большого скачка", когда кандидат, приглашавшийся на ответственный пост, был молодым человеком, не имевшим управленческого опыта. Первые примеры такого вхождения во власть можно было наблюдать в начале 90-х годов, когда Б.Н. Ельцин пригласил в Кремль многих депутатов Съезда народных депутатов СССР созыва 1989 г., членов межрегиональной группы. Советниками Президента РФ стали бывшие сотрудники Академии наук историк С. Станкевич, социолог Г. Старовойтова, математик Г. Сатаров, бывшие доценты С. Шахрай и Г. Бурбулис. Ельцин приглашал в правительство молодых и неопытных в управлении Е. Гайдара, С. Глазьева, И. Хакамаду, С. Генералова и др. Молодые назначенцы Ельцина в 1991-1992 гг. возглавили региональные администрации: М. Прусак в Новгороде, Б. Немцов - в Нижнем Новгороде. Такие невероятные восхождения наверх в какой-то степени характеризовали самого президента, но в то же время отражали и веяние времени - демократическая система России формировалась по своим законам.
     Наряду  с "большим скачком" продолжал  существовать и другой, более традиционный путь в элиту - постепенное восхождение  по лестнице государственной службы. Основная масса молодежи входила во властные структуры через низовые звенья госслужбы. В регионах этот поступательный процесс нарушался лишь изредка выборами, которые в первые годы демократии потрясали всю региональную политическую систему. Институт номенклатуры, практически разрушенный в эпоху Ельцина, с 1995 г. стал восстанавливаться, что привело к возврату постепенности в движении карьеры. К началу 2000 г. случаев карьеры "большого скачка", столь типичной для ельцинского периода, почти не наблюдается. Исключение составляют люди из ближайшего окружения В.В. Путина, что вполне логично для нового президента, который сам в свое время сделал карьеру "большого скачка". Со временем региональные власти овладели мастерством использования "административного ресурса", а революция кадров ельцинского периода постепенно сменялась предсказуемым кадровым продвижением, связанным с возрождением института государственной службы по образу и подобию советской номенклатуры.
     В 90-е каждый четвертый чиновник в федеральных органах власти не был выходцем из номенклатуры (при Горбачеве таких было лишь 8,5%).
     При этом важно отметить, что хотя изменение доли «новичков» между эпохами Брежнева и Горбачева было не столь велико количественно по сравнению с горбачевским и ельцинским периодами (8,5% против 16,5%), оно сопровождалось заметным омоложением элиты (омоложение на 7.8 лет при Горбачеве против 0,9 лет при Ельцине). Горбачев делал ставку на более молодых людей, имеющих опыт работы в системе, тогда как целью Ельцина было не омоложение высшей элиты, но ее "деноменклатуризация".
     Наиболее  радикальным возрастным изменениям подверглось правительство, постоянно омоложивающееся с периода Брежнева до Путина. Характерно привлечение Ельциным "новичков" на посты глав регионов, которое, тем не менее, не сопровождалось серьезным омоложением региональной элиты в целом: средний возраст уменьшился по сравнению с прошлым периодом всего на 3 года. Надо отметить, что М.С. Горбачев, "омолодил" региональную элиту куда серьезнее - на 7 лет.
     Когортный анализ элиты, представляющей различные ветви власти, позволяет выявить следующие особенности кадровой политики: Горбачев хотел повысить эффективность системы за счет привлечения в элиту более молодых, активных кадров в рамках номенклатурной системы. Целью Ельцина было разрушение этой системы за счет, возможно, не столь молодых, но не связанных с системой людей. По сути дела, привлекавшиеся в исполнительную власть Ельциным кадры были не моложе, а старше привлекавшихся командой Горбачева. При Путине процесс омоложения элиты был остановлен, и сейчас возраст элиты поддерживается на стабильной отметке 50-51 год.
     Ельцинские  кадры, хотя и не столь опытные, как  горбачевские, были, несомненно, более образованными. Если раньше в элиту попадали главным образом лица с инженерно-техническим образованием, то теперь существенно возросла доля экономистов и юристов: 25% при Ельцине в отличие от 7,9% при Брежневе и 8,8% при Горбачеве.
     Самыми "старыми" элитными группами в  составе ельцинской когорты являются Президентский Совет и лидеры партий. Средний год рождения членов Президентского Совета - 1936, доля лиц моложе 40 - 8,3%, у партийных лидеров - соответственно 1941 и 5,5% (это самая низкая доля молодежи из всех элитных подразделений). Если Президентский Совет формировался как своеобразный "совет старейшин", то средний возраст лидеров партий в то время составлял 50 лет, что показывает как влияние советского времени, так и почти полное отсутствие у молодежи интереса к партийному строительству. Самой молодой группой ельцинской элиты является правительство: средний год рождения - 1945, а доля лиц моложе 40 лет - 22,8%. В аппарате Президента РФ лиц моложе 40 лет - 14,3%, средний год рождения - 1942, в составе губернаторов - 9,3% (1943).
     Демократические реформы политической системы в России привели к тому, что процесс омоложения постепенно охватывает не только правящую верхушку общества, но и всю систему государственной службы. По данным Госкомстата РФ, в 1998 г. основная часть работников, замещающих государственные должности, имеет возраст от 30 до 50 лет. Лица пенсионного возраста (старше 60) составляют 3,9%. Почти треть государственных должностей в законодательных и других государственных органах замещены работниками в возрасте 50 лет и старше, из них 8% - пенсионного возраста.22Доля молодежи в госструктурах равна - 22%, причем наиболее высока она в органах судебной (30,8%) и исполнительной (20,5%) власти. В законодательной власти молодежи - только 12,6%.
     Молодежь  до 30 лет предпочитает государственную  службу муниципальной: удельный вес молодежи до 30 лет на муниципальных должностях составляет 12,3%, что почти на 10 процентных пунктов меньше, чем на государственных должностях (22%)23, что можно объяснить большими возможностями для карьеры. Основная часть молодежи в возрасте до 30 лет занята на "старших" и "младших" должностях государственных служащих категории "В" (соответственно 43,6% и 39,3%).24 На выборных должностях (категория "А") занято 0,3% служащих этой возрастной группы, на "высших" и "главных" должностях категории "В" - 0,6%. В органах судебной власти и прокуратуры больше половины работников, имеющих возраст до 30 лет, занято на "младших" должностях категории "В", более трети — на должностях прокурорских работников. Молодежь до 30 лет занимает 17,0% должностей категории "В", на должностях категории "Б" - 9,8%, на выборных должностях категории "А" - 2,1%. В муниципальных органах эти цифры равны соответственно 13,3%, 6,3% и 1,3%.
     Среди муниципальных служащих более высокая, чем на государственных должностях, доля работников пенсионного возраста - в среднем по группе 2,5% против 2,3%. 25
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.