На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика в России и в зарубежных странах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Российский  Государственный аграрный университет  – 
МСХА  им. К.А. Тимирязева
кафедра политэкономии 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:
«Социальная политика в России и в зарубежных странах»  

 
 
 
                                             Выполнила
                                             студентка I курса
                                             гуманитарно-педагогического 
                                             факультета группы №107
                                             Скоробогатченко Анна
                                             Александровна
                                             Руководитель:
                                             Кучкин Владимир Георгиевич 
 
 
 

Москва
2008

Содержание

Введение

    Происходящие  в России фундаментальные общественно-политические преобразования, форсированный переход  к рыночным отношениям без должного государственного регулирования привели к глубоким экономическим и социальным потрясениям, наложившим негативный отпечаток на все стороны жизни российского общества.
    Нет общества без проблем, однако, каковы они – вот показатель. Если в США – это проблема дискриминации мужчин в армии, то в России - безработица, неконтролируемая миграция и другие последствия социальных и экономических реформ.
    Как показывает исторический опыт, при  осуществлении радикальных экономических  преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований.
    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие  наиболее важные проблемы стоят в  настоящее время перед нашей страной, по оценкам россиян.
    Наиболее  значимыми для страны проблемами респондентам представляются:
    рост цен, инфляция (30%);
    преступность (29%);
    экономическая ситуация (27%);
    жилищная проблема (25%);
    безработица (21%);
    проблемы в здравоохранении (13%)
    положение с пенсиями (14%);
    терроризм (7%);
    система образования (5%);
    налоги (4%);
    оборона (4%);
    внешняя политика (4%).

      Трудно  найти тему, более «политизированную», чем социальная политика. И это  понятно: любые решения, прямо или косвенно отражающиеся на уровне жизни населения, являются объектом критического внимания со стороны различных его категорий. По своему количеству публикации в прессе, где используется термин «социальная политика», занимают лидирующие позиции.
      Между тем далеко не всегда содержание таких публикаций является квалифицированным. Многие авторы ограничивают область социальной политики мероприятиями, проводимыми в социальной сфере. Десятилетия планового социально-экономического развития укоренили представление о государстве как монопольном субъекте социальной политики, притупили интересы многих граждан бывшего СССР к возможностям вариативного решения социальных вопросов, партнёрского и конкурентного участия в проведении социальной политики.
    Общество, в котором мы живём крайне неоднородно, гетерогенно. В России доля детей и молодёжи в возрасте до 20 лет в общей численности населения страны составляет 26%; доля граждан в возрасте от 20 до 60 лет, т.е. тех, кто в большинстве своём имеет возможность работать и содержать себя и свою семью – 55% и, наконец, лиц старше 60 лет, т.е. нижнего предела пенсионного возраста для мужчин – 19%, в том числе тех, кто уже достиг 80-летнего рубежа, – всего 1%.
    Но  члены общества различаются не только по демографическим, но и по экономическим параметрам, прежде всего по уровню получаемых доходов. В статистике принято разделять граждан на группы по интервальным значениям среднедушевых доходов. Так в России 7,9% населения имеют среднедушевые доходы 1000 руб. в месяц, в то время как 28,6% – больше 4,5 тыс. руб. При этом ещё в 2002 г. среднедушевые доходы более 27% россиян были ниже величины прожиточного минимума.
    О степени дифференциации по уровню денежных доходов позволяет судить также  и показатель их распределения между  равночисленными группами населения. Как правило, всё население по величине доходов разделяется на 10 (децили) или 5 (квинтили) групп. В 2002 г. на долю нижнего квинтиля приходилось 5,6% всех денежных доходов, а верхнего – 45,8%, т.е. разрыв составлял более 8 раз.
    Таким образом, и по демографическим и  по экономическим показателям в  обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной  поддержке. Виды этой поддержки зависят  от конкретной жизненной ситуации, в которой оказался тот или  иной член общества. Так, безработным необходимо платить пособия по безработице, повышать их конкурентоспособность на рынке труда, в том числе и за счёт их профессиональной подготовки. Лица, достигшие пенсионного возраста, вправе претендовать на получение государственных пенсий. Инвалиды нуждаются в комплексе медицинских услуг. Малообеспеченные претендуют на пособия по нуждаемости. И это список можно продолжить.
    Но  есть и другие группы населения, на которые любое общество в лице государственных структур управления обращает самое пристальное внимание. Это – те, кому доверено выполнять функции по обслуживанию и защите интересов общества. К ним относятся работники силовых структур, органов управления, других учреждений и организаций, которые финансируются из государственного бюджета. Общество определяет меру оценки труда таких работников, устанавливая их заработную плату и различные виды льгот.
    В конечном счете, цель рассмотренных  мер государственной поддержки  населения заключаются в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой.
    На  самом деле вне зависимости от демографических, экономических, социальных различий все члены общества нуждаются  в еде, жилье, медицинском обслуживании, удовлетворении культурных потребностей. Другое дело, что масштаб этих потребностей очень сильно варьируется, равно как и возможности их удовлетворения.   
    Повышение качества жизни граждан  России – ключевой вопрос государственной  политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
    Последнее десятилетие XX века стало периодом демодернизации страны и социального упадка. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат.
    Вот почему вопросы социальной политики стали одними из наиболее значимых. В решении социальных проблем Россия пытается как найти свои методы, так и перенять опыт зарубежных стран. Однако, исходя из особенностей развития нашей страны, переходного состояния, а может отчасти и менталитета наших граждан, не всегда он приемлем для России.
    Мне кажется, что нашей стране нужно  найти свой, альтернативный путь развития и следовать ему, также анализируя и используя опыт зарубежных стран. 

Глава I: Теоретические основы

Социальные  приоритеты и социальная ответственность  в обществе

    Социальная стабильность. Общество в лице органов управления определяет приоритеты социального развития. Основным из них является сохранение социальной стабильности, т.е. возможности реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем.
    Выделяют  две модели поддержания социальной стабильности – силовая и экономическая.
    Силовая модель исходит из того, что значительная часть населения отвергает принимаемые  решения и для их выполнения необходимы жёсткие силовые меры: использование  сил охраны правопорядка, введение цезуры, физическое или пространственное устранение. Силовая модель не требует серьёзной аналитической работы.
    Экономическая модель базируется на учёте интересов  различных групп населения и  оценке возможных последствий принимаемых  социально-экономических решений для этих групп. Основная задача властных структур – предотвращения таких ситуаций, когда масштабы нарушения интересов каких-либо групп населения приводят к необходимости реализации силовой модели. Властные структуры постоянно должны находить компромиссы между интересами разных групп общества.
    Такая стабильность невозможна без создания систем экономического стимулирования трёх групп населения, относящихся  к среднему классу, а также социальной поддержке низкодоходных граждан. Общество стремится к рациональному распределению доходов для достижения, с одной стороны, целей социальной поддержки экономически слабых граждан и, с другой стороны, целей развития общества в целом, обеспечиваемого в основном экономически сильными его членами.
    В интересах общества сделать так, чтобы возможно большее число  домохозяйств были экономически самостоятельными и не претендовали на участие в  системах социальной поддержки.
    Взаимная социальная ответственность. Основная социальная функция государства – определения долгосрочных целей социального развития общества, а также конкретные решения в области социальной защиты населения и определения минимального уровня социальных гарантий с учётом реальных экономических возможностей государства. Принимаемые законодателями решения разделяются на две группы: действующие относительно продолжительный период времени законы и нормативные материалы и устанавливающие конкретные размеры выплат социального характера, масштабы бесплатно оказываемых населению социальных услуг и т.п.
    В стабильных экономиках, где среднегодовая  величина инфляции не превышает 3-5%, изменение  размеров социальных выплат населению  осуществляется раз в 5-7 лет. Примером является прежний СССР.
    В переходных экономиках с высокими темпами  инфляции данные корректировки осуществляются 1-2 раза в полугодие. Так было в России на начальном этапе экономических реформ. В течение 1992-1997 гг. МРОТ повысился в 435 раз.
    Законодательная власть несёт также ответственность  за финансовое обеспечение принятых социальных обязательств, утверждая социальные расходы государственного бюджета и иных источников финансовых ресурсов, внебюджетных фондов: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования.
    Исполнительная  власть занимается поиском реальных возможностей для обеспечения законодательно утверждённых мероприятий в области социального развития. Ею конкретизируется порядок выплат, подготавливаются нормативные материалы для обеспечения социальной защиты граждан.
    На  более низких уровня административно-территориального управления органы законодательной и исполнительной власти принимают решения по социальному развитию конкретных регионов.
    Социальная  ответственность  предприятий (работодателей) в большинстве случаев носит вынужденный, пассивный характер, поскольку определяется она государством. Предприятия должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки работников (МРОТ, обязательное страхование – пенсионное, медицинское, социальное, от  несчастных  случаев на производстве т.д.).
    Социальную  ответственность домохозяйств перед обществом разделяют на формальную и неформальную. Формальная заключается в соблюдении налогового законодательства. Уклонение членов домохозяйства от уплаты налогов приводит к сокращению доходов бюджета и сужает возможности финансирования его социальных расходов. Неформальная ответственность проявляется в создании комфортных условий проживания и реализации своих способностей всеми членами домохозяйств, а также в активной экономической деятельности домохозяйств.
    Социальная  ответственность негосударственных структур (профсоюзные организации, политические партии и общественные движения) сводится к законодательно разрешённой политической и общественной деятельности по защите интересов отдельных групп населения; контролю за соблюдениям действующего законодательства.

Сущность  социальной политики

    Социальная  политика – своеобразный инструмент, позволяющий поддерживать экономически слабых индивидуумов, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан, сохранять её культурные и экономические ценности.
    В реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики государства  невозможно. В обществе нет строгого разделения на социальные и экономические вопросы. Любое экономическое решение, например сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, т.к. его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищённости.  Техническая политика является в то же время и социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов в конечном счёте влияют на рынок труда и потребительский рынок, а следовательно, и на уровень жизни населения.
    В свою очередь, любое решение из области  социальной политики относится к  экономическим решениям. Так, при высокой инфляции регулярные компенсационные выплаты населению, необеспеченные неинфляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, а значит, на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики.
    При всей важности проводимой государством социальной политики она по своей  природе не самостоятельна и если она реальна, а не декларативна, то базируется на ресурсах, соответствующих  достигнутому уровню экономического развития страны.
    Определение социальной политики. В последние несколько лет в отечественной науке представление о том, что же такое социальная политика, претерпели изменения. Ранее социальная политика трактовалась как система организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере. Согласно новому взгляду, социальная политика – это политика, обращённая к социуму; набор мероприятий, позволяющих населению адаптироваться к происходящим процессам. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем сформировались разные подходы и требования к социальной политики. Для современной России вопрос о характере и содержании социальной политики ещё далеко не решён, а сама социальная политика находится в стадии формирования.
    Итак, что же такое социальная политика. В различных источниках даётся множество определений. Вот одно из них, из учебника С.Н. Смирнова. 
    Социальная  политика представляет совокупность принимаемых  органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышения уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.
    В содержательном отношении социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. Сегодня социальная политика – это и теоретическая доктрина, разрабатываемая ведущими специалистами в области социальных наук; это и учебная дисциплина, преподаваемая в большинстве университетов Западной Европы и США; это и направление и концепция внутренней политической деятельности государства.
    Социальная  политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Это связанно с социальной востребованностью и привязанностью к социальным проблемам. В этом смысле социальная политика выполняет определённую дипломатическую функцию. Так, внешняя сторона носит декларативный характер. Внутренняя – отвечает за реальное решение социальных вопросов.
    Таким образом, в широком смысле социальная политика:
    одно из направлений государственной политики;
    определяется характером государственного устройства, целями государства;
    формируется в контексте социальной структуры общества;
    государственная социальная доктрина или концепция социального развития;
    неразрывно связанна экономической политикой, зависит от неё;
    состоит из системы мер распределения ресурсов в интересах общества;
    делится на декларируемую и реальную;
    имеет целью обеспечение социальной стабильности.
    В поле прикладных решений социальная политика в широком смысле охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение их товарами, жильём, услугами, рабочими местами и т.п.
    Социальная  политика в узком смысле есть не что иное, как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием налоговой и бюджетной систем.
    Существует  ещё и гуманитарный подход к определению социальной политики. При этом термин «социальная политика» сводится к формированию сознания людей и нравственных установок социума в целом.
    Субъекты, объекты и подходы к социальной политике. К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, профсоюзные и иные общественные организации, структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики. Субъекты социальной политики разделяются на резидентных, т.е. тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена её конституцией и другими законодательными актами, и нерезидентных, международных.
    Объектом социальной политики является население страны, граждане, домохозяйства, не способные в силу определённых причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов.
    Существующие  модели социальной политики в целом  реализуют два основных подхода: государственный патернализм и либеральный подход.
    Государственный патернализм ориентирован на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех форм отношений в обществе и недопущение возникновения альтернативных видов этих отношений. Данный подход предполагает принятие государством полной ответственности за доходы граждан и их социальное обеспечение. Все расходы финансируются из государственного бюджета. Государство жёстко контролирует меру потребления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры оплаты труда вне зависимости от экономических показателей предприятий. Одновременно государство планирует объёмы производства, распределяя по производителям необходимые для этого ресурсы, устанавливает цены, вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Социальная политика по модели государственного патернализма проводилась в СССР.
    Либеральный подход базируется на постулате о  разделении членов общества на экономически сильных и слабых. Обязанность  общества – забота о слабых и  создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Слабые в праве рассчитывать на социальную поддержку. Государство устанавливает правила доступа граждан (домохозяйств) к системам и видам социальной поддержки, их размеры.
    Общее между двумя подходами к социальной политике заключается в том, что в случае возникновения экстремальных ситуаций по природным или техногенным причинам помощь из государственного бюджета оказывается всем вне зависимости от уровня их доходов.
    Социальная стратегия и ограничения. Под ней следует понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения. Ответственность за социальную стратегию возлагается обществом на органы власти. На этом уровне обеспечивается конкретизация целей социальной стратегии и определяется возможность их практической реализации за счёт принятых законодательных документов, а также обеспечения мероприятий по достижению этих целей источниками финансирования.
    Цели  социальной стратегии распределяются по определённым временным интервалам с учётом их реальной обеспеченности ресурсами. Результаты разработки социальной стратегии облекаются в форму правительственных документов. Разработка социальной стратегии и её направлений – исходный момент проведения социальной политики. На последующих стадиях происходит уточнение её предметного поля, существующих ограничений и выбор механизмов для реализации.
    Предметное  поле (отраслевая структура) определяет проведение социальной политики по включённым в социальную стратегию направлениям. В этой структуре выделяют четыре сектора жизни общества, на которые направлена социальная политика:
    демография (воспроизводство населения, миграции);
    труд (рынок труда, занятость, условия труда, подготовка кадров);
    доходы населения (заработная плата, пенсии, социальные пособия);
    социальная инфраструктура (жильё, школы, учреждения здравоохранения и культуры).
    Структура предметного поля может изменяться с течением времени. Например, в период социально-экономических кризисов приоритетными являются системы социальной поддержки населения, в то время как стабильная экономика выступает одним из факторов системных социальных решений (трудовой сферы, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения). Таким образом, предметное поле социальной политики охватывает всё население страны. Работа в установленном предметном поле требует от субъектов социальной политики решения двух основных задач:
      формирования законодательной и нормативной базы в отдельных секторах предметного поля;
      определение размеров бюджета, необходимого для проведения социальной политики в целом  и в отдельных секторах её предметного поля.
    Под бюджетной социальной политикой следует понимать совокупность финансовых средств, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены на реализацию целей социальной политики в течение определённого календарного периода.
    Лишь  ограниченное количество управленческих решений являются социальными, и  увеличивать его неоправданно с  экономической и социальной точек  зрения. Это легко объяснить на примере пенсионного обеспечения  граждан. Решения о разовых индексациях  или абсолютных увеличениях размеров государственных пенсий, безусловно, относятся к социальным решениям. Частота принятия таких решений определяется двумя факторами – во-первых, ростом потребительских цен и, во-вторых, состоянием бюджета пенсионной системы. Однако сами эти решения не влияют на данные факторы.
    Иными словами, чисто социальные решения  не создают предпосылок для системных  изменений в социальной сфере  и, в конечном счёте – для роста  социального эффекта. Если общество хочет добиться подобных изменений, то основными в предметном поле социальной политики должны стать не собственно социальные решения, а структурные, финансовые и институциональные преобразования, создающие предпосылки для получения социального эффекта в средне- или долгосрочной перспективе. Однако эффект от социальных решений может быть нестабильным. Так, в России в 1990-е гг. увеличение размеров пенсий быстро «съедалось» высокой инфляцией. При росте среднего размера пенсий его отношение к величине прожиточного минимума снизилось.
    Проводя социальную политику, необходимо учитывать имеющиеся объективные ограничения. Их наличие не позволяет достичь заявленных целей социальной стратегии одновременно или в полном объёме. Ограничения в социальной политике можно разделить на две группы: экономические и политические. Первые сводятся к тому, что нельзя увеличить расходы на реализацию отдельных направлений социальной стратегии без соответствующего роста их социального обеспечения. Например, нельзя повысить величину пенсий, не повышая тарифов страховых отчислений.
    Происхождение политических ограничений обусловлено  тем, что основная часть общества оказывается неготова принять предлагаемые социальные изменения. Объективные причины этого обусловлены существованием принципиально отличных друг от друга источниками формирования бюджета домохозяйств:
    собственные доходы членов домохозяйств, связанные с их трудовой и предпринимательской деятельностью, а также с использованием личных материальных и финансовых активов;
    доходы членов домохозяйств, выплачиваемые им в соответствии с условиями государственного социально обеспечения.
    Аксиома. В каждый данный момент времени уровень душевых доходов домохозяйств недостаточен для одновременного проведения всех предполагаемых социальных реформ, которые повлекут за собой увеличение нагрузки на собственные доходы членов домохозяйств.
    Следствие 1. Успех в реализации социальных реформ, связанных с увеличением нагрузки на собственные доходы домохозяйств, может быть достигнуть только в том случае, если эти реформы будут распределены во времени.
    В том случае, если бы в России социальная стратегия, сопровождающая экономические  реформы, начала реализовываться одновременно по всем направлениям уже в 1992 г., непосредственно  после либерализации цен, то скорее всего социальный взрыв в стране был бы неизбежен, и формирование новой экономики было бы отложено на несколько лет.
    Следствие 2. Одновременное  реальное увеличение расходов государственного бюджета и бюджетов домохозяйств  при  проведении социальных реформ возможно в  том случае, если создаются эффективные по уровню оплаты труда рабочие места.
    Высокая заработная плата является одновременно основой экономической независимости  домохозяйств, а с другой стороны  – фактором увеличения доходной, а  следовательно, и расходной частей государственного бюджета.
    Следствие 3. При проведении социальных реформ должна осуществляться поддержка  домохозяйств с низкими  душевыми доходами.
    Отсутствие  поддержки бедных в конечном счёте  может привести к утрате страной  перспектив экономического и социального  развития, деградации её интеллектуального потенциала. Развитая система социальной поддержки бедных членов общества – фактор снижения социальной напряжённости и облегчение проведения социальных реформ.
    Субъективные  причины политической неготовности к предлагаемым социальным изменениям состоят в их идеологическом неприятии. Наличие значительных по численности групп населения, чьи взгляды на социальную стратегию радикально отличаются от официально принятых, необходимо учитывать при проведении социальной политики.
    Преодоление социальных ограничений может осуществляться «сверху» и «снизу». Первый случай предусматривает формирование законодательной базы, соответствующей реализуемой социальной стратегии. Во втором случае процедуры носят неформальный характер. В демократическом обществе речь идёт о стимулировании гражданских инициатив, формирование среди объектов социальной политики проводников реализации принятой социальной стратегии. 
    Принятая  модель социальной политики – основное ограничение для работы органов  законодательной власти в предметной области социальной политики. Их роль заключается в обеспечении социальной политики программными и правовыми документами.
    Исполнительные  органы, проводя социальную политику, функционируют с учётом ограничений уже действующего социального законодательства. Их роль заключается в определении реально существующих возможностей для реализации принятых законодательными органами решений.
    Роль  работодателей в разработке и проведении социальной политики может быть пассивной, когда они вынуждены следовать положениям законодательства, и активной, когда работодатели формируют для наёмных работников улучшенные по сравнению с действующим законодательством «социальные пакеты». Если деятельность работодателей выходит за рамки законодательства, то она может быть определена как квазиактивная.
    Неправительственные организации выступают в разработке и проведении социальной политики в качестве её своеобразных «идеологических» центров. Их основная задача – защита социальных прав наёмных работников. Единственным ограничением их участия в социальной политике является государственное законодательство, регламентирующее деятельность общественно-политических учреждений. Поэтому причины социального популизма или завышения социальных требований неправительственными организациями являются объективными.
    Финансово-кредитные  учреждения в выработке и проведении социальной политики изначально играют пассивную роль. Они обеспечивают доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики. Их деятельность ограничивается законодательством о бюджете социальной политики.
    Все перечисленные субъекты социальной политики могут быть названы резидентами. Помимо ни в государствах могут действовать  и внешние структуры, имеющие свою позицию относительно направлений социальной политики. Типичным примером является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), предоставляющий займы правительствам различных стран, выдвигая свои условия проведения социальной политики. Таким образом, нерезидентные финансово-кредитные структуры могут оказывать активное воздействие на социальную политику, проводимую в стране. Ограничения в их деятельности связаны с объёмом предоставляемых средств.

Основные  механизмы социальной политики

    Формирование  социальной политики определяется общественно-политическими и макроэкономическими факторами. Первые воздействуют на выбор модели социальной политики, от вторых зависит возможность реализации выбранной модели. Социальная политики проводится государством с использованием определённых механизмов, которые отвечают двум основным требованиям:
    во-первых, эти механизмы в рамках одной  и той же их группы не должны противоречить  друг другу и изменяться по возможности  синхронно;
    во-вторых, механизмы социальной политики должны не затормаживать развитые эффективные формы социальных отношений и стимулировать новые.
    К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нормативная база, финансовый механизм и налоговые рычаги и стимулы, административные решения, политические методы.
    Правовое обеспечение социальной политики. Законодательная база социальной политики формируется законодательной властью и определяет общие направления социальной политики, прежде всего в части социальной защиты населения, функционирования систем социального страхования. Все действующие документы, регламентирующие разработку и проведение социальной политики, разделяются на несколько крупных групп.
    К первой группе относятся документы, составляющие системообразующее государственной социальное законодательство. Это – государственные законы, определяющее общие, принципиальные условия функционирования различным отраслей различных отраслей социальной сферы, включая трудовые отношения, пенсионное обеспечение и т.п.
    В состав второй группы входят документы, определяющие условия исполнения системообразующего социального законодательства, или нормативные материалы текущего характера. Например, системообразующими документами первой группы в стране может быть введена трёхуровневая система государственного пенсионного обеспечения, которая включает трудовую, страховую и накопительную части пенсий. В этой ситуации документами второй группы могут корректироваться тарифы страховых взносов, нижние границы пенсионного возраста, бюджет пенсионной системы.
    К третьей группе относятся правовые акты, принятые на региональном и местном  уровнях.
    Принятая  правовая база социальной политики  определяет особенности всех прочих её механизмов.
    Финансовый механизм. Налоговые рычаги и стимулы. Финансовый механизм определяется законодательной и исполнительной властями и устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики. Финансовый механизм состоит из двух крупных блоков.
    Первый  блок обеспечивает регулирование финансового обеспечения части собственно социальной политики. Он включает такие элементы, как:
    нормативы обязательных страховых платежей социального характера в государственный бюджет или иные источники финансирования;
    расходные статьи, утверждаемые законодателями различных уровней в бюджетном процессе. Они включают затраты на выплату социальных трансфертов, расходы на финансирование объектов, функционирование которых направлено на социальную поддержку отдельных категорий населения (например, хосписы, дома для престарелых и инвалидов).
    Второй  блок социального механизма включает порядок формирования финансовых ресурсов, необходимых для:
    государственной поддержки производителей товаров и услуг, которые удовлетворяют платёжеспособный спрос населения;
    государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы;
    реализации природоохранных и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения.
    Этот  блок предполагает использования кредитных рычагов, установление льготного режима налогообложения, предоставление беспроцентных или льготных ссуд, снижение уровня налогообложения физических лиц.
    Налоговые рычаги и стимулы используются для ориентации работождателей на содействие проведению социальной политики, а домохозяйств – на повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищённости.
    Во  многих странах практикуется льготное налогообложение юридических лиц, использующих труд пенсионеров и  инвалидов или тех юридических лиц, которые способствуют удовлетворению платёжеспособного спроса населения.
    Административный ресурс. Административные решения используются органами государственного управления для повышения уровня социальной поддержки населения сверх установленного законодательством, при условии, что их реализация не приведёт к росту расходов бюджета. К этой группе механизмов относятся решения, изменяющие порядок социальной поддержки без увеличения общей величины финансовых ресурсов. Административные решения распространены в государтвах с плановой экономикой. В рыночной экономике административный курс также может использоваться, но в этом случае административные решения только в части соблюдения норм государственного законодательства.
    Политические методы. Суть политических методов состоит как в организации и проведении митингов и забастовок, так и лоббировании конкретных решений, связанных с социальной политикой. Значимость политических методов зависти от социально-экономической ситуации в стране и уровня жизни населения. В относительно стабильной ситуации создаются предпосылки для проведения социальных реформ, нуждающихся в систематическом лоббировании.
    Являясь в принципе неизбежным элементом  демократического общества, политические методы в большинстве слючаев  неконструктивны, хотя и превлекают внимание общества к наиболее острым социальным проблемам. 

Глава II: Практическая часть

Эффективность социальной политики

    Экономическая и социальная эффективность. Экономическая эффективность социальной политики (Eesp) – это отношение её результата – социального эффекта (R), если выражен в стоимостных единицах, то (Rf), к затратам (S), обусловившим его получение:
    Eesp = Rf : S.
    Экономический эффект социальной политики (Esp) – это разность между результатом социальной политики (социальным эффектом) и, выраженным в стоимостных единицах (Rf), и затратам (S), которые обеспечили этот результат:
    (Esp) = Rf – S.
    Социальный  эффект социальной политики (Rsp) – это разность между показателями, характеризующими состояние социальной сферы на конечный и начальный (базовый) период времени (соответственно R1 и R0):
    Rsp = R1 – R0.
    Социальная эффективность социальной политики (Essp)  – это отношение социального эффекта социальной политики к показателю, характеризующему состояние социальной сферы в начальный (базовый) период времени (Is0):
    Essp = (Rs1 – R0) : R0.
    Экономическая эффективность социальной политики может быть количественно рассчитана во всех случаях, что следует из её определения. Это относится и к тем ситуациям, когда результат социальной политики нельзя выразить в стоимостных единицах. Например, отнесением абсолютного размера сокращения численности безработных за определённый период к затратам на создание рабочих мест, которые были заняты этими безработными, рассчитывается эффективность направления государственной политики занятости. В дискретной точке на временной шкале при сопоставлении не менее двух показателей эффективности государственной политики верны следующие утверждения:
    чем больше числитель данного отношения при неизменном знаменателе, тем ниже эффективность государственной политики создания рабочих мест;
    чем больше знаменатель данного отношения при неизменном числителе, тем выше эффективность государственной политики создания рабочих мест.
    Для непрерывной временной шкалы при оценке динамики показателя эффективности государственной политики верны следующие утверждения:
    опережающий рост численности данного отношения по сравнению с его знаменателем свидетельствует о снижении эффективности государственной политики создания рабочих мест;
    опережающий рост знаменателя данного отношения по сравнению с его числителем свидетельствует о повышении эффективности государственной политики создания рабочих мест.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.