На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие политической власти

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  
Содержание 

Введение                                                                                                                      3
      Определение власти                                                                                  4
      Субъекты и объекты политической власти.        
      Основания власти (харизматическое, традиционное,
рациональное).                                                                                         6
      Ресурсы власти и каково их назначение.                              
      Функции политической власти.                                                             10
      Легитимность власти и как она достигается в условиях
      тоталитаризма, авторитаризма и демократии                                      11
      Типы политической власти. Разделение и распределение
      власти в  различных политических режимах  в 
      парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма.                                                                                   14
Список использованных источников                                                                      17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
       Разгадка  феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
       Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
       Власть  является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
       Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
       Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. 
 

       1. Определение власти. 

       В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс  считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание  властью означает способность менять порядок вещей.
       Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге  “Власть и общество” подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Рассел определят власть как производство намеренных результатов.
       Многие  ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той  или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые  всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.
       Несмотря  на различия в подходах ученых к  определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности  и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.
       Власть  часто определяется как волевое  отношение.  Властвовать – значит налагать свою волю на волю других.          Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
       Выделяются  универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни  и политических процессах; ее способность  проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.
       Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.
       Политическая  власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная — к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.). 

    2. Субъекты и объекты политической власти. Основания власти (харизматическое, традиционное, рациональное). 
     

          Субъекты, объекты и основания власти являются наряду с источниками и ресурсами, компонентами власти.
Субъекты  власти это: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Субъект власти воплощает её активное, направляющее начало. Для возникновения властных отношений субъект должен обладать рядом качеств: 1. иметь желание властвовать, 2. быть компетентным, знать состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.
Субъекты политической власти имеют сложный характер: её первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ – политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.
Политические  элиты концентрируют в своих  руках власть, монополизируя права на принятие политических решений.
Первые теории элиты появились в конце 19 –  нач. 20 века, и разрабатывались в  работах итальянских мыслителей Вольфредо Парето (1848-1923), Гаэтано  Моска (1858-1941) и немецкого социолога  Роберта Михельса (1876- 1936). В своих теориях они пытались дать обстоятельное обоснование причин существования управляющей элиты и её особой роли в политическом процессе. В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:
    Неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых жизненных позиций;
    Неизбежность возникновения в современном обществе всеобъемлющих, тотальных организационных структур, в которых выделяется «руководящее меньшинство» и «руководимое большинство»;
    Достижение обществом такого уровня организации труда, при котором управленческий труд приобретает особую значимость и престижность;
    Связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением ресурсов и ценностей общества.
Совокупность  этих факторов составляет, по мнению классиков элитаризма, основу элитарной дифференциации общества.
Во второй половине 20 века сложилось несколько подходов к исследованию проблемы элитарности  общества. Основные из них: макиавеллистский, ценностный, структурно – функциональный и либеральный.
Макиавеллистский подход решающее значение придаёт различиям между пассивным большинством – массой и властвующим привилегированным меньшинством – элитой, которая наделена особыми способностями к управлению различными сферами общества и, прежде всего экономической и политической.
 При этом  нравственная оценка качеств  и способностей элиты, её способов  достижения власти игнорируется.
      Ценностный  подход: этот подход считает элиту  не только «организованным управляющим  меньшинством», но и наиболее творческой и продуктивной частью общества, наделённой высокими интеллектуальными и нравственными качествами.
      Обстоятельная характеристика основных признаков  правящей элиты была дана сторонниками структурно - функционального подхода. Они впервые выделили в качестве главного признака элиты её социальный статус в системе властных структур. Представители этого подхода к элите относят те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества.
      Либеральный подход отличает демократичность. Его  сторонники, следуя элитарной традиции, определяли элиту как властвующее  меньшинство, занимающее в государственных  и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.
      Объектами власти являются индивид, социальная группа, класс, масса и др.
Власть невозможна без подчинения объекта. Масштабы отношения  объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Мотивация подчинения может основываться на страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению, заинтересованности в выполнении распоряжений, убеждённости в необходимости подчинения, авторитете руководителя у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность её субъекта влиять на объект.
      Под основаниями власти понимаются её база и источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Экономические основания: характеризуются господствующей формой собственности, стратегически  важными природными ресурсами, золотым  запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику  страны достижений научно-технической революции.
Социальные основания: это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоёв определяется общественным строем страны, её политическими  и культурно – историческими  традициями.
Юридические основания: это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности.
Административно – силовые основания: совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел.
Культурно –  информационные основания: включают в  себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети.
    3. Ресурсы власти и каково их назначение. Функции политической власти. 
     

       Ресурсы власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут  использовать для влияния на других». К ресурсам власти относятся: принуждение, насилие, страх, поощрение, убеждение, традиции, право, мифы и др. Ресурсы  власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на её объект, в соответствии с целями субъекта.
       Ресурсы представляют собой либо важные для  объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.д.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
       Можно выделить следующую классификацию ресурсов:
    Экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления)
    Социальные (способность повышения или понижения социального статуса, ранга, места в социальной структуре)
    Информационные (знания, информация, а также средства их получения)
    Силовые (оружие, аппарат физического принуждения)
    Демографические (человек как ресурс, создающий другие ресурсы)
       Выделяются  следующие функции политической власти:
      обеспечение господства определённых социальных групп (классов) в обществе;
      управление, общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп;
      поддержание целостности и единства общества (институализация политической власти в специальные учреждения, должности);
      руководство заключается в выработке и принятии органами исполнительной власти важных для общества решений, в организации субъектов по их осуществлению;
      управление осуществляется через непосредственную деятельность административного аппарата и правительственных органов власти;
      организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий, отдельных людей, групп, классов, учреждений и организаций;
      контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль выполняет также роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеет её управленческое воздействие.
       Понятие «политическая власть», прежде всего, означает государственную власть вообще. Власть выступает как главное орудие государственного управления. 

    4. Легитимность власти и как она достигается в условиях тоталитаризма, авторитаризма и демократии. 
     

       Легитимность  означает общественное признание власти и согласие ей подчиняться. Но это вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, экстремисты, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.
       В целом принцип легитимности сформировался  как результат либерально – демократической  оценки власти.
       Вебер выделял три типа легитимного  господства:
    Традиционное,
    Рационально – легальное,
    Харизматическое.
       Традиционная  форма основывается на вере, что  существующий институт господства определяется соответствующими традициями, имеет  в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков, и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти.
       Рационально – легальное господство основывается на предположении, что существующая политическая система , атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам.
       Харизматическое господство опирается на бессознательную  веру масс в исключительные личностные качества вождя, его ауру, его обладание  какими либо выдающимися качествами.
       Что же касается тоталитарного режима, то его главной предпосылкой обычно считается индустриальная стадия развития современного общества. В принципе это верно, но данное положение нуждается в уточнении.
       Два события 20 века породили полное господство государственной власти над отдельной личностью:
    усиление социального контроля благодаря развитым средствам транспорта и связи (телеграф, телефон, железные дороги и т.д.);
    шаги в сторону создания новой реальности благодаря радиовещанию и телевидению, сделали возможным манипулирование общественным сознанием путём прямого и непосредственного обращения Вождя к массам (Гитлер, Сталин).
       В целом тоталитарному режиму присущи  следующие черты:
      Отождествления общества с относительно простой организацией. Отсюда ошибочный вывод: обществом можно управлять как большим заводом, чисто административными методами. Развитие горизонтальных структур не приветствуется.
      Полный государственный контроль экономики, замена рыночных отношений командно – административными методами управления (планирование, госзаказ). В советском варианте непримиримое отношение к частной собственности, нетрудовым доходам.
      Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в первую очередь – духовной сферы, непримиримость к инакомыслию, жёсткое подавление политической оппозиции.
      Всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с государством.
      Репрессивный характер режима. Карательные органы подчиняются правящей партии, или её лидеру.
      Субъектом власти выступает часть партийной верхушки, монопольно распоряжающаяся государственными ресурсами.
      Ведётся работа по созданию нового типа личности, безраздельно преданного партии и её вождю (что приводит к подавлению индивидуальности).
       Основополагающим  принципом режима является принцип  «Все, что не разрешено, то запрещено».
       Идеология тоталитарного режима теоретически обосновывает необходимость жёсткого контроля и регламентации жизни, в том числе и личной (фашистская идеология, сталинизм).
       В тоталитарном обществе ничего не делается без ведома властей. 
 
 
 
 
 

    5. Типы политической власти. Разделение и распределение власти в различных политических режимах: парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма. 
     

       Ещё Платон в своих трудах разделял древнегреческие  города – государства на следующие  типы: монархия – правление одного хорошего человека, её искажённая форма – тирания; аристократия – правление нескольких хороших людей, её искажённая форма – олигархия. Кроме этих типов Платон выделял ещё один, который считал наихудшим – демократия (правление многих или всего народа).
       Т. Гоббс различал 3 формы государства  в зависимости от числа людей  в руках, которых сосредоточена  власть: правление одного – монархия, части граждан – аристократия, и всего народа или большинства  – демократия. Что касается тирании  и олигархии, говорил Гоббс, то они лишь «различные названия монархии и аристократии». Т. Гоббс отдавал предпочтение монархической форме правления.
       Ш. Монтескье в первых 13 книгах своего главного труда «О духе законов» (1747) разработал типологизацию, в которой различает три главные формы правления – республику, монархию, деспотизм.
       Республика  – верховная власть находится  в руках или всего народа или  его части, монархия – управляет  один человек. При этом он подчёркивал  что монархия – это система, в  которой властвует один, но строго придерживаясь установленных законов, а деспотия – система, при которой правит один не признавая каких бы то ни было фиксированных законов, на основе произвола. Монтескье рассматривал аристократию и демократию как формы республиканского правления.
             В наши дни в большинстве  случаев используется однолинейная схема типологизации: либо по вертикали  – разграничение и сравнение  «низших» и «высших» форм правления (рабовладельческие - феодальные), либо по горизонтали (диктаторские - либеральные).
             В большинстве современных  государств государственная власть делится на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная. 
       Родоначальником теории разделения властей является Дж. Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти. Он различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они находятся в одних руках.
             Сущность законодательной  власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме законодательной она выполняет следующие функции: финансовую, распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов; контроль за деятельностью исполнительной власти.
             Исполнительная власть – один из основных видов государственной  власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов  и иных нормативно – правовых актов  на всей территории страны.
             Судебная власть – один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющих правосудие.
             В различных политических режимах эти ветви государственной  власти обладают разной степенью независимости  друг от друга.
             В парламентских  режимах реальная власть принадлежит  исполнительному органу – парламенту и премьер – министру. Президент наделён лишь весьма ограниченным кругом полномочий (представительская функция и обязанность подписывать законы страны).
             В президентских  режимах верховная власть принадлежит  президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законы принятые парламентом. Президент страны сам определяет политику государства на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны.
             При авторитарных режимах вся реальная власть находится в одних руках, управление обществом осуществляется путём репрессий, принуждения. Правитель остаётся вне реального контроля и ограничения со стороны закона и общества.
             В условиях президенциализма вся полнота власти принадлежит президенту, но в отличие от президентской республики характер этой власти авторитарный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

       1. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. - М., 1995. – С.85.
       2. Явич Л. С. Господство права.//Правоведение. - 1990. - №5. – С. 15.
       3. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: Юрист. – М., - 1994. – С. 53.
       4. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение.//Советское государство и право. - 1990. - №2. – С. 43.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.