Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Память и её развитие у дошкольников

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Российский  Государственный Университет имени  И. Канта
Факультет психологии и социальной работы 
 
 

                                 Мини курсовая работа на тему:
«Память и её развитие у  дошкольников» 
 

                     
                                                                                Работу выполнила
                                                                                 студентка 2ого курса
                                                                                 специальности «психология»
                                                                                 заочного отделения
                                                                                 Грдзелидзе Кристина.
                                                                                 Работу проверил
                                                                                 доктор психологических наук
                                                                                Владимир Сергеевич Гончаров
                                      
 

                                            
 

                                                       Калининград 2011.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ ПАМЯТИ…………….. 5
1.1. Общее  понятие памяти и её виды………………………………………….. 5
1.2. Процессы  памяти…………………………………………………………… 11
1.3. Особенности  развития памяти у дошкольников…………………………. 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………….. 19
2.1. Методика  проведения исследования……………………………………… 19
2.2. Анализ результатов  исследования………………………………………… 20
2.3. Упражнения, направленные на развитие памяти………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           ВВЕДЕНИЕ.
     Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие  основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
      Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни  личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.
     Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
      Дошкольный  возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в  этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.
      Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

          ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ ПАМЯТИ.
                        1.1. Общее понятие памяти и её виды. 

Человечество  в течение многих десятилетий  ищет ответ на вопрос: что такое  память человека? Вы можете обладать профессиональными навыками, можешь складывать и вычитать, делить и умножать в уме - наверное не только двузначные цифры. Вы небезуспешно изучили иностранный язык (а может быть, и не один). В конце концов, ты находишь знакомые буквы, складываешь из них слова и можешь прочитать от корки до корки свой любимый журнал. Но ты никогда не задумывался, благодаря чему ты обладаешь всеми этими навыками. Ответ здесь прост - благодаря твоей памяти.
      Память - это запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Память - это  удивительное свойство человеческого  сознания, это возобновление в  нашем сознании прошлого, образов  того, что когда-то произвело на нас впечатление.
Ни одна другая психическая функция не может  быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов  отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
      Предметы  или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо -значит связать  запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:
      - по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий, например);
      - по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;
      - по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.
      В процессе запоминания и воспроизведения  участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого  человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, противоположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов - Чернов.
      В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.
      Память  связывает прошлое человека с  его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать  и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.
      В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
      Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.
      Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его  особенностями.
      Все виды памяти можно условно разделить  на три группы:
     1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;
     2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
     3) как долго сохраняется запомненное.
      Это кратковременная, долговременная и  оперативная память.
      Двигательная (или моторная) память позволяет  запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.
      Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.
      Эмоциональная память имеет большое значение в  формировании личности человека, являясь  важнейшим условием его духовного  развития.
      Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
      Образная  память. Этот вид памяти связан с  нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.
      Произвольная  память предполагает наличие специальной  цели запомнить, которую ставит человек  и применяет для этого соответствующие  приемы, производит волевые усилия.
      Непроизвольная  память не предполагает специальной  цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.
      Кратковременная и долговременная память. Эти два  вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
      Выделяют  еще оперативную память, под которой  понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.
      Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.
      Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).
      Но  представления обычно бывают значительно  беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты.
      Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие  высокоразвитые представления, связанные  с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.
      В формировании общих представлений  важнейшую роль играет речь, называя  одним словом ряд предметов.
      Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно. 
 

      У каждого человека есть свои особенности  памяти. Память может быть хорошей  по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.
      Наиболее  существенные различия проявляются  между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах.
      Как определить, какой тип памяти у  человека? Обратите внимание, например, как ваш знакомый (знакомая) вспоминает забытый номер телефона. Если у него преобладает слуховая память, он попытается восстановить интонационно-ритмический образ номера. Такой человек предпочтет сто раз услышать, чем сто раз увидеть. Тот, кто опирается на память зрительную, постарается представить себе этот номер написанным, а кто на двигательную, напишет его, если не на бумаге, так в воздухе, да еще постарается произнести его (чтобы воспроизвести свои речевые движения). 
 
 
 
 
 
 
 

                                         
 
 

                                        1.2. Процессы памяти.
     Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы. При этом в качестве основания  рассматривают именно различные  функции, выполняемые памятью в  жизни и деятельности. К процессам  памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных (мнемических) действий.
     Хотя  при сопоставлении процессов  памяти бросается в глаза противоположная их функциональная направленность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве. Единство сказывается не только в очевидной их внешней связи и взаимной обусловленности (характеристики воспроизведения материала, например, во многом определяются особенностями его запоминания, а также сохранения, забывания), но и в более тесных отношениях взаимного проникновения и диалектических переходов одного процесса в другой.
     Протекание  процессов памяти детерминируется  деятельностью личности, ее направленностью на достижение предстоящих целей.
      При обычном анализе отдельных процессов  памяти мы абстрагируемся от их сложных  диалектических связей и определяем тот или иной процесс в соответствии с его доминирующими характеристиками.
      Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.
      Память  начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.
      Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании  человек не ставит цели запомнить  и не производит для этого никаких  усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель - запомнить материал.
      Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным  образом на закреплении отдельных  связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
      Если  основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.
      И механическое и смысловое запоминание  имеют большое значение в психической  жизни человека. При запоминании  доказательств геометрической теоремы  или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.
      Если  запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с  применением определенных приемов  для наилучшего усвоения знаний, оно  называется заучиванием.
      Заучивание  зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки -запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.
      Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.
      Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания - механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.
      Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно.
      К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.
      Сохранение  и забывание - это две стороны  единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
      В разном возрасте, в разных жизненных  обстоятельствах, в различных видах  деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.
      Благодаря забыванию человек расчищает  место для новых впечатлений  и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.
      Забывание может быть следствием различных  расстройств памяти:
      1) старческого, когда пожилой человек  помнит раннее детство, а все  ближайшие события не помнит,
      2) при сотрясении мозга нередко  наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,
      3) раздвоения личности - после сна  человек представляет себя другим, о себе все забывает.
      Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания  люди придумали разные способы, они  называются приемами запоминания или мнемотехникой.
      2. Ряд мнемических приемов используется  при запоминании дат рождения  известных людей или знаменательных  событий. 
      3. Чтобы запомнить, что является  органом дневного, а что ночного  зрения - палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.  Особенности развития памяти у дошкольников.

В дошкольном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
      У дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать дошкольнику, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.
      Заинтересованность  ребенка в занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация  являются необходимыми условиями развития памяти. Это факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.
      Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено  в первую очередь освоением различных  способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память дошкольника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную, произвольную. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.
      Способность детей дошкольного возраста к  произвольному запоминанию неодинакова. Так, для детей 5-6 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» и т.д. чаще всего отвечают: «Просто запоминал и все». Это отражается и на результативной стороне памяти... Для дошкольников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».
      По  мере усложнения заданий установка  «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
      Основой логической памяти является использование  мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
      В качестве мыслительных приемов запоминания  могут быть использованы смысловое  соотнесение, классификация, выделение  смысловых опор и составление  плана и др.
      Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у дошкольников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
      а) формирование самого умственного действия;
      б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.