На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
ГОУ ВПО  «Красноярский государственный  педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Институт  специальной педагогики
Кафедра коррекционной педагогики 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 
 

Работу  выполнила:
 Студентка  2курса
заочной формы обучения
Специальности «специальная психология»
Крикунова О.П.
  
 
 
 

Красноярск, 2010 г.

Содержание

 
  Стр.
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
      §1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
7
      §1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
17
                 §1.3.  Возрастные особенности развития памяти у детей       дошкольного возраста
20
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 25
    §2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
25
    §2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
27
Заключение 30
Литература 33
Приложение 35
 
 


ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  исследования. Количество детей с нарушениями развития, в том числе нарушениями зрения, очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Именно поэтому необходимо изучать особенности их развития, и, в последствии, разрабатывать программы для их полноценного обучения и воспитания, для того, чтобы такой ребенок не чувствовал себя «изгоем», а чувствовал бы себя полноценным гражданином своего государства.
     Исследования  по тифлопсихологии и тифлопедагогике (Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, В.А. Ленина, Л.И. Плаксина, В.В. Рудакова, Т.Н. Свиридюк, Л.К. Солинева, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош, Н.С. Царик и др.) показали, что зрительный дефект отрицательно сказывается на формировании познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение мира. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, они в основном полагаются на зрительную ориентацию и не стремятся использовать сохранные органы чувств, для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта.
     Компенсация частичного дефекта в дошкольном возрасте, как и ври более глубоких нарушениях зрения и слепоте, связана с включением в сенсорные акты познания высших познавательных процессов, а также во многом зависит от активности самого ребёнка (Г.А. Буткина, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева и др.). При частичном дефекте процесс компенсации активно не развивается (P.M. Веские), поскольку дети не осознают особенностей своего зрительного восприятия. Это особенно четко проявляется при амблиопиии и косоглазии, когда дети, опираясь в своей деятельности на информацию, поступающую от нарушенного анализатора, не осознают этого дефекта и активно не включаются в его преодоление.
     В последнее время во многих странах  мира качественно и количественно  изменился состав контингента детей  с нарушениями зрения.  В ряде тифлопедагогических и тифлопсихологических исследований показано отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие познавательной деятельности. Хочется отметить, что познавательная деятельность детей со зрительной патологией в настоящее время изучена еще недостаточно полно и всесторонне. Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения происходит по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие.
     Проблема  исследования. На сегодняшний день существует различное количество исследований по нашей проблеме, но при ее решении авторы используют разные подходы. 
     Объектом исследования является логическое запоминание у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предметом исследования – особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
     Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
     Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что особенности развития логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет специфику, которая определяется наличием и характером зрительного нарушения.
     В соответствии с поставленной целью  и выдвинутой гипотезой, нам предстояло решить следующие задачи исследования:
      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
      Определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
      Оформить результаты исследования.
     В соответствии с целью, гипотезой  и задачами исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К первым относятся:
      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
      Изучение медицинской психолого-педагогической документации на детей.
Ко вторым:
      Наблюдение;
      Беседа;
      Констатирующий эксперимент;
      Количественная обработка результатов исследования.
     Организация исследования. Исследование проводилось  на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида № 218 для детей с нарушением зрения (IV вида) Советского района г. Красноярска. Экспериментальная группа состояла из 8 человек, в возрасте от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст), со следующими медицинскими диагнозами:  врожденная катаракта, интропия, амблиопия, косоглазие, гиперметропия, астигматизм.
     Структура курсовой работы. Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 

 


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
     Слабовидящий  или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.
     Многочисленные  эксперименты опровергли утверждение  о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка.
     Но  все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
     Периоды развития слепых и слабовидящих детей  не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена  тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые  часто не свойственны нормальновидящим дошкольникам.
     Зная  эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий  для их правильного развития как  в дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности обучения. 
 Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в детском саду, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень развития ребенка.

     Источником  знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения  органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
     Для ребенка особенно важно чувственное  познание, так как в отличие  от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни. [8, с.132]
     Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально.
     При частичном зрительном поражении  наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного  чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
     Нарушения зрения у детей в дошкольном возрасте оказывают негативное влияние на формирование и развитие их познавательной деятельности, в том числе на зрительное восприятие и мыслительные процессы. Развитие мыслительных процессов ребенка с нарушением зрения зависит от хода развития его предметных действий. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормального видящего, является зрение.
     Одним из первых у детей со зрительной патологией отстает в развитии  восприятие, так как в процессе восприятия дети, как правило, опираются  на свое ослабленное зрение. Без  специального обучения бимануальное восприятие в развернутом виде не формируется , а следовательно, ребенок не получает той информации, которая необходима для формирования полноценных представлений. Опыты, проведенные в лаборатории А.В.Занкова, показали, что качество опознания объектов и их свойств, воспринятых только с помощью руки или только с помощью глаза, значительно проигрывает при сравнении с результатами опознания объектов, воспринятых комплексно.
     В исследованиях указывается и  на то, что нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций. Наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза и др.  
     Так, ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность.
     Для нормального функционирования зрительного  восприятия характерна константность, т.е. способность узнавать объект вне  зависимости от его положения, расстояния от глаза, освещенности, т.е. от условий восприятия. Для слабовидящих и частично видящих зона константного восприятия сужается в зависимости от степени поражения зрения.
     Образы  внешнего мира как слепых, так и  слабовидящих никогда не бывают одномодальными:  их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от различных анализаторов – сохранных и нарушенных. В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Исследование Л.И.Солнцевой сигнальной функции слухового восприятия детьми дошкольного возраста показало, что она развивается от характеристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов.
     Важная  роль в жизни и деятельности слепых значительно больше, чем у зрячих отводится слуху. Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.
     Также под влиянием нарушения зрения оказываются практически все качества внимания. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирования качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
     Слепому и слабовидящему необходимо для  компенсации зрительной недостаточности  активно использовать информацию, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.
     Чтобы адаптироваться в современных условиях технического прогресса, от слепых и  слабовидящих требуется большая самостоятельность и активность, а это связывается с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требования деятельности. 
     Таким образом, развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, протекает в условиях активной деятельности и имеет те же закономерности, что наблюдаются и у нормально видящих.
     При нарушениях зрения также страдает память. Происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующимся для их закрепления, и количестве подкреплений.
     Для процесса запоминания у детей  с нарушением зрения характерна недостаточная  осмысленность воспринимаемого наглядного материала. Трудности систематизирования, сравнения и анализа, связанные с недостаточно ясно воспринимаемыми качествами и трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводит к недостаточности логической памяти, хотя запоминание логически связанных стимулов, так же как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями.
       Таким образом у слабовидящих  наблюдается слабая сохранность  зрительных мнемических образов.  Зрительные предметные представления у них ранее, чем у нормально видящих, становятся малодифференцированными, схематичными и фрагментарными. Это свидетельствует об особенностях соотношения кратковременной и долговременной памяти при дефектах зрения, более быстром распаде зрительных образов и значительном снижении объема долговременной памяти.
     Огромное  значение для слепых и слабовидящих имеет характер материала, предназначенного для запоминания и учитывающего особенности восприятия. Так, яркие  рельефные рисунки, детям намного проще запомнить, чем бесцветные рельефные.
       Хочется отметить, что систематизация, классификация, группировка материала,  так же как и создание условий  его четкого восприятия, являются  предпосылкой развития памяти  при нарушенном зрении.
     Слепой  и слабовидящий, живущий и учащийся в среде зрячих, чаще, чем нормально видящий, попадает в такие жизненные ситуации, когда он просто не может понять всю ситуацию в целом, и ему приходится рассматривать ее на основании отдельных элементов, доступных его восприятию. Воссоздание и оценка обстоятельств в таких случаях осуществляется на основе анализа и синтеза отдельных признаков, их осмысливания и включения в систему имеющихся знаний и представлений, в общую концепцию, создавшуюся у него в процессе обучения. Это свидетельствует о большой значимости мышления в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения.
     Важное  место в развитии наглядно-образного  мышления занимает техника оперирования образами или операторные эталоны, сущность которых в мысленном  перемещении объектов и их частей в пространстве. Этот процесс у слепых старших дошкольников находится в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решения заданий из реального и практического оперирования в образный план показывает, что к концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный дифференцированный образ со структурой, в которой выделяются существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.
     Важно отметить, что развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.
     Замедленность формирования речи проявляется в  ранние периоды ее развития из-за недостаточности  активного взаимодействия детей, имеющих  патологию зрения, с окружающими  людьми, а также обедненностью  предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.
     Л.С. Выготский писал, что нигде вербализм и голая словесность не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Постоянно общаясь со слепыми и слабовидящими, надо помнить, что словесные методы часто дают им формальные, вербальные знания, поэтому составляемые слепыми детьми рассказы и, особенно, описания ими конкретных предметов, явлений, ситуаций, чрезвычайно нуждаются в проверке, их конкретизации. Коррекция с помощью наглядных пособий, технических средств, проведения наблюдений и экскурсий, а также применения предметно-практических приемов добывания информации об окружающем мире во многом может снять проблему вербализма, недостаточность описательной стороны речи, отсутствие развернутых высказываний, так как устная речь детей с глубокой патологией зрения часто бывает отрывочна, непоследовательна и бледна в описании явлений. [2, с.357]
     Устная  речь детей с нарушением зрения часто  бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. К трудностям развития речи детей  со зрительной патологией относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения и не пользуясь в своей речи этими средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.
     Дети  с нарушениями зрения менее физически  дееспособны, у них преобладает  вынужденная статическая поза с низко опущенной головой при выполнении определенной деятельности. При этом нарушается осанка изменяется ритм и глубина дыхания, напрягаются мышцы спины и шеи, что способствует сдавливанию сосудов, питающих головной мозг. Низкая острота зрения замедляет скорость выполнения задания, приводит к быстрому утомлению, а затем снижению работоспособности. Снижение двигательной активности слабовидящих учащихся ведет к ухудшению физического развития и подготовленности, провоцирует возникновение ряда хронических заболеваний или усугубляет имеющиеся. Существенные изменения в двигательной функции приводят к нарушению ориентировки в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности  движения. Детей затрудняет овладение такими движениями, как ходьба, бег. Они испытывают трудности и при овладении физкультурными  упражнениями.
     Слепые  и слабовидящие, так же как и  зрячие, имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень  и уровень их развития могут быть отличны от зрячих (А.Г. Литвак, К. Pringle, B. Yomuliki, N. Gibss,).
     П.Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение  детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным  ситуациям, с помощью Калифорнийского  теста личности нашел, что они более ранимы, чем зрячие, особенно по шкале самооценки. При этом слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. [25, с.346]
     Эмоциональные состояния представляют собой общее  настроение, аффективное поведение, стресс, возникновение которых связано как с социальными условиями жизни, так и с взаимоотношениями с окружающими людьми и предметным миром. Естественно, что грубые нарушения зрения оказывают влияние на возникновение и протекание эмоциональных состояний. Значительное количество отечественных и зарубежных тифлопсихологов отмечали у слепых изменения в активности, появление напряженности, неуравновешенность, неуверенность, подавленность, проявляющиеся в отношениях с окружающим. Особое место в появлении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее к началу старшего дошкольного возраста.
     Таким образом, можно сказать о том, что  нарушения зрения тормозят полноценное развитие всех психических процессов, в частности, познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов. Нарушение зрительного восприятия оказывает влияние на мыслительные процессы. И память в связи с этим развивается своеобразно. 
 
 
 
 
 

 

§1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
     Логическая  память по А.Н. Леонтьеву [13. с.112] – это  внутренне опосредствованная деятельность человека, опирающаяся на инструментальную функцию речи. Данный вид памяти, с одной стороны, характеризуется замещением внешних знаков, используемых для запоминания, словесными раздражителями. С другой стороны, функционирование логической памяти связано с активным использованием мыслительных операций в процессах запоминания и воспроизведения информации. Это позволяет вслед за А. Н. Леонтьевым и другими принять за основу следующее определение логической памяти.
     Развитие  логической памяти проходит в три  этапа. На первом этапе детьми осваиваются логические операции мышления. На втором этапе отдельные операции складываются в логические приемы мышления. При этом логическая память функционирует еще на непроизвольно-интуитивной основе. Третий этап характеризуется оформлением логических приемов запоминания, т.е. произвольным использованием мышления в мнемических целях, превращением мыслительных действий в мнемические умения и навыки.
     Логическое  запоминание осуществляется преднамеренно  и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача. При логическом запоминании слепые и слабовидящие дети используют специальные приемы наилучшего усвоения знаний.
     Память  детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями зрения характеризуется  меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлено недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности.
     В процессе обучения дети развиваются  и учатся усваивать материал, повышается и эффективность запоминания. Чтобы дети могли достигнуть приблизительно равного наглядного и словесного материала, необходимо проводить дополнительную активизацию обучающегося процесса, используя индивидуальную продуктивность запоминания.
     Отметим, что объем запоминаемого материала  возрастает, если между отдельными его частями устанавливаются определенные ассоциации (по смежности, сходству, контрасту); если вместо механического заучивания, основанного на простых ассоциациях, ребенок использует логические, смысловые связи между отдельными частями материала, предъявляемого для запоминания. Запоминанию помогают специальная организация материала: рифмование, установление в материале связей и др.
     Логическое  запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
     Важно также отметить, что у детей  с нарушением зрения из-за сужения  чувственного опыта ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний.[26, с.117]
     Также отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. Для слепых и слабовидящих дошкольников старшего возраста характерно недостаточное развитие нагядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.