На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Педагогическая технология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 
Введение ………………………………………………………………………3-4
1. Сущность педагогической технологии ………………………………….…5
     1.1. Педагогические технологии ………………………………….…...5-7
     1.2. Виды педагогических технологий ………………………………..8-17
2. Методика и технология ……………………………………………….….18-19
3. Критерии  выбора педагогических технологий …………………………20-21
Заключение  ……………………………………………………………………..22
Список  литературы …………………………………………………………….23
Приложение

     Введение

     В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. [4] [6]
     В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.     
     Понятие "педагогическая технология" может  рассматриваться в трех аспектах:
    научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
    процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
    деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
 
Цель  работы: изучить педагогические технологии.
Задачи:
     - выявить сущность педагогических  технологий;
     - изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
     - рассмотреть технологию педагогического  общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность педагогической  технологии

1.1. Педагогические технологии
     Педагогическая  технология - это строго научное  проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
     Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.  

     Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип системности обучения и связи теории с практикой;
-принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
- принцип наглядности;
- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. [3]
     Педагогические  технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
     - технология разрабатывается под  конкретный педагогический замысел,  в основе ее лежит определенная  методологическая, философская позиция  автора. Так, можно различать технологии  процесса передачи знаний и технологии развития личности;
     - технологическая цепочка педагогических  действий, операций, коммуникаций выстраивается  строго в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного  ожидаемого результата;
     - технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
     - элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
     - органической частью педагогической  технологии являются диагностические  процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. [1]
     Педагогическая  технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
     Современными  исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные  образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
     Необходимо  применять технологический подход к процессу осуществления педагогом  самоанализа своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической направленности. [5] Структура технологической карты самоанализа гуманистической направленности деятельности педагога состоит из концептуальной основы, содержательной и процессуальной частей. См. Приложение 1, 2.

     1.2. Виды педагогических  технологий

     Соответственно  этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
     Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная). [2]
     Технологию  непосредственного осуществления  педагогического процесса можно  представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
     1. Традиционная педагогическая  технология
     Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.  
     Отличительными  признаками традиционной классно-урочной  технологии являются следующие:
    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
    класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    основной единицей занятий - урок;
    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
    работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
    учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
    Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной  системы.  
     Цели  обучения - подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.  
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
    формирование системы знаний, овладение основами наук;
    формирование основ научного мировоззрения;
    всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
    воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
    воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
    Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами.  
     По  содержанию цели ТО ориентированы преимущественно  на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).  
     В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.  
     Массовая  школа с традиционной технологией  по-прежнему является "школой знаний", сохраняет примат информированности  личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
     Традиционная  технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.  
     Авторитаризм  процесса обучения проявляется в:
    регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур ("школа насилует личность");
    централизации контроля;
    ориентации на среднего ученика ("школа убивает таланты").
    Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик".  
     Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всегда прав"); старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы". [4] 

     2. Технологии личностно-ориентированного  образования  
     Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение  позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
     Личностно-ориентированная  технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.  
     Личностно-ориентированные  технологии характеризуются:
    антропоцентричностью;
    гуманистической сущностью;
    психотерапевтической направленностью;
    ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. [4]
 
     3. Технология поддержки  ребенка  
     Технологии  личностной ориентации пытаются найти  методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения  и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
    на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
    учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
    учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
    учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
    важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
    учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
    учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
    он должен открыто выражать в классе свои чувства;
    должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
    учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности. [4]
 
     4. Педагогика сотрудничества  
     Педагогика  сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. [1]  
     Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного  инструментария; ее идеи вошли почти  во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции  среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.  
     Педагогика  сотрудничества имеет следующие  классификационные характеристики:
    по уровню применения - общепедагогическая технология;
    по философской основе - гуманистическая;
    по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
    по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
    по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
    по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
    по типу управления: система малых групп;
    по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
    по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
    по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
    по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
    переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
    гуманно-личностный подход к ребенку;
    единство обучения и воспитания.
    В "Концепции  среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. 

     5. Гуманно-личностная  технология Ш.  А. Амонашвили  
     Академик  РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".   
     Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
    способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
    облагораживание души и сердца ребенка;
    развитие и становление познавательных сил ребенка;
    обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
    идеал воспитания - самовоспитание.
 
     Особую  роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.  
     Урок - ведущая форма жизни детей (а  не только процесс обучения), вбирающая  всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).[4] 

     6. Технологии развивающего  обучения
     Развивающее обучение мы понимаем как учебный  процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека; такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.  
     Разработка  развивающих технологий обучения требует прежде всего ответа на два вопроса:
    Какова та система, которая должна быть "построена" в процессе обучения?
    Как должно вестись само "строительство"?
     Ответы  на первый вопрос составляют структурные  основы развивающего обучения и в  конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.   
     Ответы  на второй вопрос - технологические  основы развивающего обучения, определяющие то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного получения нужного результата. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Методика и технология
     Педагогика  давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
     В результате педагогика накопила в своем  арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.     Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения. 
     Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы. 
     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. 
     По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

    Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
    Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
    Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.  [7]

     3. Критерии выбора педагогических технологий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.