На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

       по  курсу "Психология и педагогика" 

       на  тему: Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010
Содержание: 

Введение                                                                                                                      3
    Память. Общие положения                                                                                  4
    Теории  памяти                                                                                                     4
    Виды  и процессы памяти                                                                                   7
    Кратковременная и долговременная память                                                   11
    Развитие памяти. Мнемоника                                                                             13
    Метод Цицерона                                                                                                14
    Метод ассоциаций                                                                                             14
    Значение  памяти в жизнедеятельности человека                                           14
Заключение                                                                                                                 16
Литература                                                                                                                  18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события  детства  восьмидесятилетней,  а то и большей давности. Случайно оброненное слово,  может воскресить для нас,  казалось, давно забытые черты лица,  имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени,  чем  любая  другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что  иное,  как  путь  из  пережитого прошлого в  неизвестное  будущее,  освящаемый  лишь  в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений,  который мы называем  "настоящим". Тем не менее настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения,  не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
      Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность,  и личность других людей.  Лишившись  памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающие клинические случаи потери памяти.  Человеческая  память  закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками.  Следы памяти - это живые процессы,  которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз,  когда  мы  их оживляем.
      В настоящей работе будут рассмотрены  вопросы, касающиеся общих вопросов функционирования памяти, а приведены  практические рекомендации по тренировке и развитию памяти. 
 
 
 

    Память. Общие положение.
 
      Память - форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
      Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. 

      Теория  памяти. 

      В последние несколько десятилетий  в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также  кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных клетках отдельных структур головного мозга. Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.
      Память  в русле этой теории понималась как  сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе кратковременной и долговременной памяти. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти. Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.
      В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.
      Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.
      На  вопрос о генезисе памяти не был  найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.
      Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной  теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и  много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.
      Заслугой  З.Фрейда и его последователей можно  считать выяснение роли эмоций в  мнемических процессах забывания  и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.
      С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического  программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.
      В советской психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической  теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.
      Начало  изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее зависимость от практической деятельности людей.
      У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками.
     Свой  значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И. Зинченко и А.А. Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
     Согласно  деятельностной теории памяти образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает с запоминаемым материалом человек в процессе работы с ним, а также тем, какое место в целостной структуре деятельности занимают мнемические процессы.  
 

     Виды  и процессы памяти. 

     Виды  памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):
      Непроизвольная  память - информация запоминается сама собой без специального заучивания,  в ходе выполнения деятельности, или в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
      Произвольная  память - информация запоминается целенаправленно  с помощью специальных приемов.
     Эффективность произвольной памяти зависит: от целей  запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти; в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память (бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная); г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
      Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.
      Хорошей зрительной памятью обладают люди с  эйдетическим восприятием, т.е. те, которые  способны в течение длительного  времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
      Слуховая  память - это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например речевых, музыкальных.
     Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в  работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно  основана прочность запоминания  материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.
      Выделяют  также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную  память.
      Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.
      Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации, бывает двух типов: с сознательным доступом  т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию; и закрытая - человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека.
      Оперативная память - вид памяти, проявляющийся  в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
      Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
      Также выделяют мгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается  произвольному управлению. Образ  в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.
      Рассмотрим  основные мнемические (связанные с  памятью) процессы:
      Запечатление (запоминание) - начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
      Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
      Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
      Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем  вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
     Забывание - процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. С помощью забывания  человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.  
 
 

      Кратковременная и долговременная память. 

      Как уже было сказано выше, в кратковременной  памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
      Долговременная  память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено.
      При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.
      Для поддержания информации в кратковременной  памяти всегда требуется поддержание  непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.
      Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное  кодирование, т.е. отражение запоминаемого  в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
      Рассмотрим  основные характеристики кратковременной  памяти. Как уже говорилось ее средний  объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.
      С особенностями КП, обусловленными ограниченностью  ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется  в том, что при переполнении индивидуального  устойчивого объема кратковременной  памяти человека, вновь поступающая в нее информация, частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.  

      Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.
      Одно  из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.
      Рассмотрим  теперь особенности и механизмы  работы ДП. Она обычно включается в  дело не сразу после того, как  был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.
      Существенную  роль в ДП играет речь. То, что можно  выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным. 
 

    Развитие памяти. Мнемоника.
 
      Объем как общих знаний в мире, так  и по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством  новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от все более динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации. Мнемоника или как её ещё называют мнемотехника - это набор способов и приёмов для запоминания информации. Используя мнемонику, можно запоминать большие объёмы информации: наборов чисел, слов, текстов.
      Мнемотехника  не является изобретением нашего времени - она была известна уже со времён античности. В ту пору большое значение имело умение выступать на публике, и приходилось специально обучаться  ораторскому искусству. Среди прочего оно включало в себя логику - как умение аргументировано объяснить свою позицию и вести споры и мнемонику - как средство запоминать информацию. Запомнить речь, с которой приходится выступать, привести в качестве аргумента в споре факт, о котором прочитал лишь однажды (ведь рукописи в то время переписывались вручную и их было немного) - основное назначение мнемотехники в те времена. И если логика поднята Аристотелем до вершин науки, то мнемотехнике повезло меньше.
      Наиболее  известный мнемонист тех времён - древнеримский политик, оратор и философ Цицерон. Метод Цицерона или метод римской комнаты - один из основных методов мнемотехники на сегодняшний день.
      Мнемонические приёмы основаны в основном на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами. Основная часть запоминаемой информации имеет логическую природу. Как правило это числа, конкретные факты и пр. Приёмы мнемотехники связывают между собой факты с помощью образов, обеспечивая надёжное запоминание информации.  

      Метод Цицерона. 

      Суть метода состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. 

      Метод ассоциаций. 

      Суть  метода в том, что между двумя  словами или объектами устанавливается  связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое. Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов. 
 

      Значение  памяти в жизнедеятельности  человека. 

      Память  имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет  представления о воспринятых  ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
      Если  бы человек не обладал памятью, его  мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
      И. М. Сеченов считал память «основным  условием психической жизни», «краеугольным  камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
      Такими  были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями  на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу. Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
      Всякое  восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.
      Особо важную роль память играет в учебной  работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
      Хорошей считается память того человека, который  быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в  своей памяти и точно воспроизводит. 
 

      Заключение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.