Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства в процессе модернизации информационного общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Автономное  государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального  образованию
ФГОУ  ВПО 
«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕСТИТЕТ» 
 
 

Факультет социологии и политологии
Кафедра конфликтологии 

Роль  государства в  процессе модернизации информационного общества  
 

Курсовая  работа
Студента 3 курса
А.И. Егорова
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Г.К. Овруцкая 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов  на Дону
2011г
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава. Теоретические аспекты исследования информационного общества
1.1  Проблемы информационного общества…………………………………….6
1.2  Защита персональных данных……………………………………………...10
1.3 Формирование моделей информационного общества в процессе модернизации и выбор пути России в эпоху глобального развития………...11
2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства
2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России…………………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы развития электронного правительства в России………………23
3 Глава. Предоставление электронных услуг населению как способ ухода от коррупции на Северном Кавказе
3.1  Коррупция на Северном Кавказе — угроза национальной безопасности……………………………………………………………………..27
3.2 Оптимистичная модель коррупционного поведения чиновников на Северном Кавказе………………………………………………………………..32
3.3 Системность коррупции……………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список  использованной литературы…………………………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все  больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного  количества информации.
      Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу.
       Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.
      В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад  жизни, система ценностей, возрастет  значимость культурного досуга по отношению  к материальным ценностям. По сравнению  с индустриальным обществом, где  все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
      Материальной  и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
        Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.
      Наиболее  существенной угрозой переходного  периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающими такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. технологические инновации с организационными.
      Бурное  развитие ИТТ, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к  необходимости пересмотреть представления  об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.
      Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу.
      Глобальный  характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество .[1]
      Россия  подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества[2], в которой подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики и ставится задача - превратить потенциальные возможности этих технологий в реальную силу развития. [2].
      Россия  в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере  других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного  формирования основ информационного  общества. Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимыми для их развития в целом. Руководители некоторых стран "третьего мира" с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.
      Только  использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.  
 
 
 
 
 
 

1 Глава. Теоретические  аспекты исследования  информационного  общества
1.1  Проблемы информационного общества 

      Информатизация  общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов .
К характерным чертам и признакам  информационного общества следует  отнести:
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
- становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании инфоммуникационных технологий и ведущих к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
- создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития и превращение информации в товар;
- повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
- создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.
      Есть  три главные составляющие движения к информационному обществу в  России, три его базовые предпосылки:
1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем;
2) развитие средств вычислительной  техники, программного обеспечения,  информационных и компьютерных  технологий;
3) развитие информатизации как  процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.
      Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации.
     Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы".
     Информационные  ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования  в обществе и зафиксированные  на материальном носителе.
      Развитие  мировых информационных ресурсов позволило:
- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительный недорогой доступ;
- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования[3].
        Мы переживаем исторический период  очень быстрых технологических  изменений, который порождает  два главных вопроса. Первый  связан с проблемой занятости:  смогут ли люди адаптироваться  к этим изменениям, порождают  ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает?
      Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения  во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.
      Наиболее  существенной угрозой переходного  периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих  информацию, умеющих обращаться с  ИТТ и не обладающими такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИТТ:
- расширяют права граждан путем  предоставления моментального доступа  к разнообразной информации;
- увеличивают возможности людей  участвовать в процессе принятия  политических решений и следить  за действиями правительств;
- предоставляют возможность активно  производить информацию, а не  только ее потреблять;
- обеспечивают средства защиты  частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.
      Однако  эти потенциальные возможности  и преимущества ИТТ не станут реальностью  сами по себе. Потенциальная возможность  граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о  трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИТТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область шифрования, что может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Право людей на шифрование своих посланий не должно ущемляться государственным контролем за ключами шифрования.[4]
  
 

1.2 Защита персональных данных. 

      Цена  за удобство, скорость передачи и получения  информации, разнообразные информационные услуги - потеря анонимности. Все шаги по информационной магистрали можно проследить и внести в постоянно растущие базы данных. Коммерческий сектор также проявляет большую заинтересованность в мониторинге онлайновой активности, поскольку это дает возможность создать детальные портреты потребительского поведения. Компиляция коммерческими или финансовыми организациями сведений о том, как и когда люди покупают, представляет серьезную потенциальную угрозу.
      В связи с особой чувствительностью  к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества предлагаются следующие рекомендации:
- сбор и хранение идентифицируемой  информации должны быть минимальны;
- решение открывать или закрывать  сведениях, должно быть предоставлено  самим людям;
- при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;
- граждане должны иметь доступ  к новейшим технологиям по  защите личной тайны;
- защита персональных сведений  и личной жизни должна стать  центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.[5]
      Граждане  должны иметь доступ к технологии и программному обеспечению для  защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись  и шифрование. Методы шифрования будут совершенствоваться только в том случае, если их развитие будет частным делом. Преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию.
      Однако  необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование  систем шифрования, включающее возможность "спрятать" одно послание в другом, приведет к созданию практически  совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. В этом случае государственные агентства, отвечающее за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.[6] 

1.3 Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития. 

       В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации.
     На  этот путь стала и Россия, что  нашло отражение в Концепции  государственной политики в области  информатизации.
     В настоящее время реализуется  достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое  применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном  и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.
     Вместе  с тем указанные работы до настоящего времени практически не имели  общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без необходимого взаимодействия и координации на государственном уровне, что, безусловно, отражается на эффективности выполняемых работ. Достижения информатизации были бы значительно выше, если бы существовала интегральная программа развития информатизации в России, объединяющая усилия министерств и других республиканских органов государственного управления, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций.
     Недостаточное развитие использования ИКТ усугубляется также рядом негативных факторов, к которым относятся:
1)несовершенство нормативной правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ;
2)отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг;
3)неготовность ряда государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе ИКТ;
4)высоким уровнем монополизации сетей связи, создающим барьеры на пути их использования и приводящей к перекосам в тарифной политике;
5)недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ.
     На  устранение отмеченных негативных моментов и факторов и направлена политика государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства 

2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России 

     Модернизация  должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития [7]. Но что именно должно делать государство? Это зависит от того, какой путь избран для модернизации. И с этой точки зрения, выделяют:
а)модернизацию сверху – инициативы исходят от государства, от политиков и бюрократического аппарата, который готовит и осуществляет их решения;
б)модернизацию снизу – инициативы и финансирование по преимуществу исходят от бизнеса, государственные органы создают  условия для деловой активности и поддерживают те или иные проекты. [8]
     В условиях модернизации оказываются  более востребованными такие  функции государства как:
1) формирование законодательства, обеспечение  законности и правопорядка; 2) оборона,  защита от внешних угроз;
3) обеспечение макроэкономической  стабильности;
4) осуществление институциональных изменений, проведение необходимых реформ.
     Вся работа по модернизации должна быть направлена на свободу деловой активности граждан, на формирование и поддержание системы  информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и государственных учреждений, поддержку инноваций, создание новых технологий, новых компаний, и наконец, несомненный приоритет, гарантирующий долгосрочный результат – вложение в науку и образование.
     Эта работа коснется и обновления капитала, и перестройки инфраструктуры, но более всего – серьезного повышения качества человеческого капитала – профессионализма, образования, здоровья и долголетия, деловой и трудовой этики, менталитета. Требования постиндустриального общества, которым нужно соответствовать, чтобы достичь цели, касаются прежде всего этих качеств, обстановки свободы и доверия, благоприятной для творчества и коммуникаций. [9]
     Главным предметом модернизационной концепции  является само общество. Точнее, определенный тип общества – общество модерна.
Одна  из базовых типологических характеристик общества модерна- превращение индивида, гражданина, а не общины, сословия либо корпорации, в базовую единицу общества.
     Такое понимание модернизации позволяет  расставить акценты в дискуссии  о балансе между государством и гражданским обществом, централизацией и частной инициативой в модернизационном процессе.
     Итак, модернизация представляет собой не процесс развития технологий, а прежде формирование социума, способного их воспроизводить и использовать себе во благо, формирование (реформирование) базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.
     Модернизация  государства преследует две основные цели:
1. приблизить государство к его  гражданам; 
2. сделать более эффективными действия  государства и его администрации.
Главная миссия модернизации общества в государстве  – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно  однородного и солидарного сообщества, создание такого общества, где каждый будет себя чувствовать максимально  комфортно и защищено.
     Роль  государства в процессе модернизации состоит в гарантировании решения  социально-экономических проблем, ради которого она и предпринимается. При этом государство имеет конечный ресурс воздействия на различные  сферы общественной жизни, то есть не может управлять всем и вся. Конечность государственных ресурсов – первый фактор, определяющий место государства в процессе модернизации. Вторым является ответственность. Государство призвано быть организатором процесса модернизации, решать, каким образом могут и должны быть модернизированы отдельные сферы общественной жизни. Его основной задачей следует считать установление справедливых правил и заключение соответствующего общественного договора. Иначе говоря, речь идет об обеспечении адекватной законодательной и нормативной базы для всего комплекса социально-экономических отношений. «С законами государства, – писал Т. Гоббс, – дело обстоит точно так же, как с законами игры. Все, о чем договорились все игроки, не является несправедливостью по отношению к кому бы то ни было из них».[10]
     Сегодняшние государственные программы, направленные на модернизацию, предполагают создание оазиса «информационной демократии», что послужит демократизации доступа  к информации, росту креативного  потенциала страны и укреплению позиций в мировом общественном мнении.
     Решение другой часто обсуждаемой дилеммы  модернизации состоит в создании монопольных факторов в мировом  масштабе, т.е. в таком использовании  особенностей экономики, территории, общества, которое позволит занять эксклюзивные ниши в системе глобального спроса.
     В числе таких ниш могут быть новая энергетика, трансконтинентальный скоростной транзит, экологически ориентированное  сельское хозяйство, информационные технологии (построение общества информационной демократии), гуманитарные технологии. Одна из предпосылок формирования монопольных факторов в мировом масштабе – преимущественная ориентация на элементы будущего технологического уклада, т.е. на новые (не исчерпавшие себя) точки роста: продление активной жизни человека (live technologies), альтернативная энергетика, альтернативная урбанизация и многие другие. [11]
     Одной из составляющих модернизационного  процесса является и создание информационного  общества. Повсеместное развитие информационно-коммуникационных технологий отразилось на современных правоотношениях путем их модификации и появления новых правовых институтов.
     На  современном этапе развития осуществляется перестройка политического пространства, связанная с переходом к информационному  обществу и изменением места коммуникации в политической сфере. СМИ являются не просто фактором распространения и обмена информации, а формой организации массовых информационно-коммуникативных процессов, что в свою очередь задает соответствующий характер протекающим в обществе политическим процессам. Массовая коммуникация все больше превращается из подчиненного элемента в системе политики в создателя политической реальности. Сегодня информация превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области информационных технологий делают его структурным элементом стратегии государства. Если использовать мысль Джона Дьюи, то можно сказать, что коммуникация в политике становится не просто условием информационных обменов власти и общества, а превращается в саму политику. [12]
     Современное информационное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущим фактором развития. Общественное богатство все чаще ассоциируется  сегодня с обладанием информацией, и уже сейчас «знаниеемкие» отрасли управления (образование, здравоохранение, исследовательские разработки, финансы, страхование и пр.) обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта.
     Информационное  государство не сможет выполнять  свою регулирующую функцию без помощи гражданского общества. Полностью справиться с проблемами управления в информационном обществе смогут только объединенные усилия государства, гражданского общества и бизнеса (корпораций). Лидирующая роль информационного государства в организации этих трех управленческих факторов должна обеспечить ему будущее развитие в условиях информационной революции.
     Другими словами, информационное государство  должно взять на себя инициативу в  объединении и консолидации гражданского общества и корпораций… Само информационное государство как центр принятия решений должно представлять собой систему консолидации политической власти, функционального представительства и общественных организаций.[13]
     Развитие  информационных и телекоммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства, помимо бесспорных положительных моментов для перехода к информационному обществу, поднимают проблемы обеспечения информационной безопасности.
     Возникла  очевидная необходимость правового регулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских, что является проблемой международного масштаба. Формирующееся информационное общество выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности, которая определяется в значительной мере защитой интересов личности, общества и государства в информационной сфере.[14] Составляющими обеспечения государственной безопасности являются государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.
     Крайне  актуальной в таких условиях становится разработка современного, учитывающего мировой опыт документа об информационной безопасности в условиях формирования информационного общества. [15]
     Формирование  информационного общества должно сопровождаться мерами по интеграции страны в международное  информационное сообщество, в частности  гармонизацией законодательства с  международными правовыми системами, обеспечением взаимодействия информационных систем с их зарубежными аналогами. Следует создать благоприятные условия для формирования единого инновационного и информационного пространства на международном уровне на базе общего рынка информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. [16]
     Сотрудничество  на международном уровне должно быть направлено на повышение уровня защиты интеллектуальной собственности, совершенствование  технических и юридических средств  контроля за ее использованием в компьютерных сетях.
     «Информационный взрыв» и расцвет связей с общественностью  в последние годы не могли обойти стороной сферу международных отношений. Более того, именно здесь особенно проявляются глобальные аспекты  и последствия этого феномена – начало становления единого Всемирного информационного общества и массового внедрения информационных технологий в международное общение. [17]
     Таким образом, создание информационного  общества, общества-модерна является одной из важнейших, первичных задач  современного государства. Это необходимо не только для развития государственных институтов, социализации человека и создания гражданского общества, но и для укрепления позиций государства на международной арене, интеграции в мировое сообщество.
     Россия  находится в самом начале формирования информационного общества, однако жизнь уже очень серьёзно изменилась по сравнению с тем, что было 20 или даже 10 лет тому назад. Причём, речь здесь идёт в данном случае не об изменениях социально-политического характера. Резко возросло количество людей, занятых в секторе информации (производство, хранение, передача данных). Производство материальных благ становится всё более информационно ёмким. В себе стоимости продукции всё большую долю составляют информационные и маркетинговые затраты .
    Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 г. утверждена Президентом страны еще в феврале 2008 г. [18] Однако план реализации этой Стратегии до сих пор не согласован и не введен в действие. В соответствии с указанной стратегией Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2009 г. вновь подтвердил, а также развил и конкретизировал цели развития информационного общества в Российской Федерации, определённые в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г. Он заявил о необходимости «всесторонней модернизации» России: «Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям».
     Экспертная  оценка содержания проекта этого  плана, выполненная специалистами  РАН в апреле2008 г., показала, что  он представляет собой набор фрагментарных  мероприятий, слабо между собою связанных и не нацеленных на достижение заданных в Стратегии контрольных значений показателей развития информационного общества к 2015 г. Механизмы и этапы достижения этих значений в плане не показаны. Это особенно тревожно, поскольку многие показатели Стратегии достижимы лишь при очень интенсивной их реализации. Сроки выполнения ряда мероприятий плана неоправданно затянуты и содержат лишь подготовку докладов в Правительство по отдельным вопросам, а не проведение самих мероприятий.
Практически полностью отсутствует в плане  кадровая составляющая. Кроме переподготовки учителей информатики и модернизации программ обучения информатике в школах, никаких других мероприятий в нем не предусмотрено. В тоже время страна испытывает острый недостаток специалистов в области информатизации общества и развития информационного сектора экономики. Отсутствует в плане и раздел, направленный на создание экономических стимулов развития информационного общества в России. Не предусмотрена корректировка действующих региональных и ведомственных программ информатизации с целью их согласования с основными положениями Стратегии развития информационного общества и заданными в ней контрольными значениями показателей. В то же время план содержит целый ряд мероприятий ведомственного характера, напрямую несвязанных с реализацией Стратегии развития информационного общества в России.
     В сфере науки и образования. Несмотря на принимаемые государством меры по повышению уровня оплаты труда научных работников и преподавателей, все еще остается острой проблема преемственности поколений в науке и образовании, сфере высоких технологий. Необходимо также остановить дальнейшее снижение уровня общей образованности российского общества. По данным Минобрнауки РФ, четверть выпускников общеобразовательных школ в 2008 г. Показали неудовлетворительную подготовку по математике. Качество государственных образовательных стандартов и учебников в школах во многом не отвечает современным требованиям, особенно в области базовых дисциплин (математики, физики, русского языка и литературы, истории, информатики).
     Содержание  российского образования в целом  еще не ориентировано на новые условия существования человека в информационном обществе, а социальные аспекты информатизации общества, в том числе проблемы информационной безопасности, в системе образования практически не изучаются. Не развернуты работы по формированию новой информационной культуры личности и общества, адекватной современным требованиям. Отсутствует ясное понимание закономерностей влияния ИКТ на качество образования, подкрепленное соответствующими индикаторами и системой мониторинга.
1) В социальной сфере общества. Сохраняется значительное неравенство в доступе к информации и современным ИКТ различных групп населения и регионов, которое является важным фактором, тормозящим социально-экономическое развитие российского общества и повышение качества жизни населения. Формирование единого информационного пространства страны происходит медленно и не компенсирует «цифрового неравенства», существующего сегодня между отдельными социальными и региональными группами населения. Это усиливает социальное расслоение общества и является одной из угроз для национальной безопасности.
2) В области государственной политики обеспечения информационной безопасности. Для координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области информационной безопасности представляется необходимым разработать Стратегию обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 г., в которой должны быть определены приоритетные цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия информационным угрозам. Стратегия должна предусматривать организацию системного мониторинга ситуации в сфере информационной безопасности и подготовку ежегодного Национального доклада правительства России по этой проблеме Президенту России Совету безопасности РФ.
     В области развития информационного  общества в России. Правительству  РФ необходимо доработать и представить в Совет по развитию информационного общества план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:
• организация мониторинга развития информационного общества в России и в ее отдельных регионах с оценкой степени достижения контрольных значений показателей, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации;
• подготовка ежегодного Национального доклада правительства РФ по развитию информационного общества и его представление Совету по развитию информационного общества при Президенте РФ;
• разработка программы кадрового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии развития информационного общества в России;
• разработка концепции и программы обеспечения доступа населения России к социально значимым информационным ресурсам;
• создание центров дистанционного обучения детей-инвалидов через интернет;
• внесение изменений в программы информатизации регионов, министерств и ведомств РФ для обеспечения реализации Стратегии развития информационного общества в России;
• разработка программы развития технопарков ИКТ при крупных вузах;
• разработка концепции библиотечного обслуживания учащихся и программы информатизации школьных и сельских библиотек, их подключения к интернету;
• разработка концепции и программы формирования новой информационной культуры личности и общества, а также развертывания соответствующей просветительской работы;
• создание общественно-государственного фонда поддержки социально значимых информационных ресурсов;
• выполнение планов по подключению в 2009 г. всех населенных пунктов страны к системе стационарной телефонной связи, а также по созданию точек коллективного доступа в интернет в населенных пунктах с численностью жителей более 500 человек;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.