Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общее и особенное в учениях Конфуция, шан-яна, лоа-цзы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. И.Н. УЛЬЯНОВА 
 
 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН
НА ТЕМУ: «ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В УЧЕНИЯХ 
КОНФУЦИЯ, ЛАН-ЦЗЫ, ШАН ЯНА» 
 
 
 

                    Преподаватель:
                    Бойко Н.С., доцент, кандидат  юридич.  наук
                    Выполнил:
                    Студент 5 курса, заочного обучения      Баранов    П.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

2012 г.
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

1. Введение
2. Основные положения конфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные положения даосизма
5. Заключение
6. Библиографический список 

 

      1. ВВЕДЕНИЕ 

     История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес  резким противостоянием трех идеологических направлений в государственности - конфуцианства, легизма и даосизма. В столкновении конфуцианства, легизма и даосизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права.1
     В истории Древнего Китая в основном по имени царствующих династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное образование; государство Чжоу (XI - V вв. до н. э.) - первоначально  централизованная монархия, в последний  период которого единое государство  рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайские  империи - Цинь (III - II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.).
     В отличие от государства, древнекитайское  право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального  регулирования, его соотношением с  другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые  стали государственными идеологиями  древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
     В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства, легизма и даосизма влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права. 

 

      2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНФУЦИАНСТВА 

     Конфуцианство. Родоначальник учения, Конфуций (551-479 гг. до н.э.), еще в детстве отличался любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и со временем «вырос» до поста министра в княжестве Лу. Славился умом, энергией, безупречной честностью. Путешествовал в поисках применения своего таланта управленца, вернулся на Родину и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг. Его мысли изложены в сборнике «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»),составленном учениками философа в V в. до н. э.
     Анализ  общества и государства у Конфуция моралистический, но предмет морализирования - не загробная жизнь, а разумное устройство государства. Основу учения составляет принцип добродетели: управляющие  верхи должны быть добродетельными. Основными категориями конфуцианства  являются тесно взаимосвязанные  понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала.
     Управлять государством призваны благородные  мужи, во главе с государем - «сыном неба». Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижение на государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения, а по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж - образец нравственного совершенства.
     «Правящий с помощью добродетели подобен  полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий» («Лунь Юй»).
     Главная задача благородных мужей - воспитать  в себе и распространять повсеместно  человеколюбие, отвечающее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов  и патриархальных общин и включающее в себя несколько совокупностей  обычных норм: «отец - сын», «дружба», «соседство», «начальник - подчиненный», «муж - жена», «подданный - правитель» и  др. Общий принцип взаимоотношений  между людьми - взаимность. На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться  одним словом?» Учитель ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй»). Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были служить фундаментом системы управления, основанной на традициях и негативно воспринимающей закон.
     Перестройку управления предлагалось начать с так  называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного смысла существующих титулов и вытекающих из соответствующих им обязанностей. «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если слова не имеют под собой  оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания  не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить  их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» («Лунь Юй»).
     Государь  обязан относиться к подданным, как  к детям: защищать их, заботиться о  достатке продовольствия в стране. Воспитание подданных - важнейшее государственное  дело, осуществляемое силой личного  примера. Народ обязан проявлять  сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.
     Распоряжения  о карательных походах должен отдавать любящий свой народ государь, а не правители уделов.
     Все это конкретизировалось в учении о правилах ритуала как нормативной  системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное - это сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия  на подданных. Конфуцианские правила  поведения (более 3-х тысяч) включали выполнение ритуальных и культовых  обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи.
     «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала  приводит к смутам; прямота без  ритуала приводит к грубости» («Лунь  Юй»). Ритуал рассматривается как  стержень воспитательного процесса, как нормативно-процессуальная основа взаимоотношений.
     Идеализируя отношения патриархального быта и создавая образ идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношения солидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение  к старшим, повиновение которым  считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье, отношения  правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшей целью управления Конфуций считал интересы народа, в государственном управлении следовало исходить из этических  принципов, управление должно быть гуманным. Гуманными должны быть не только цели и идеалы, но и средства. Иначе  народ проклянет эти цели и идеалы. "Древние государи сдерживали народ справедливостью, связывали его управлением, поступали с ним правильно, поддерживали человечность... Кроме того, они поучали народ быть преданным, учили выполнять свой долг.
     В соответствии с этико-политической доктриной Конфуция условием всемирного порядка являются гармония и счастье  людей, предполагающие гармонию человека с природой и во взаимоотношениях с людьми, которые должны основываться на морали и таких этических понятиях, как взаимность, золотая середина, человеколюбие. Средством поддержания  справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий  образ идеального поведения, основанного  на соблюдении «меры» во всем, что, в  свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. Согласно Конфуцию, строгое соблюдение требований ли, закрепленных в скрупулезно разработанном  ритуале, обусловливает вспомогательную  роль права и закона (фа): «Если  руководить народом посредством  законов и поддерживать порядок  при помощи наказаний, народ будет  стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»2.
     Конфуций  стремился восстановить сложившиеся  веками правила, определявшие каждый шаг  китайца. Это - своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианства  воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о  ритуалах») (IV в. до н. э.).
     Отражая некоторые глубинные свойства характера  китайского народа,и подменяя собой религиозные верования, оно стало формировать идеи, убеждения, внешнюю манеру поведения людей ("образ мышления и стиль жизни"), а значительно позже (в империи Хань) превратилось в главный регулятор жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.
     Процесс превращения конфуцианства в  официальную доктрину централизованной китайской империи занял немалое  время. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его  распространения, в стране, что и  было с успехом исполнено последователями  Конфуция. Философ любил говорить, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих  древних мудрецов. Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже  в зародыше ранее. Однако нет необходимости  доказывать, сколь важное значение имеет вовремя сделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием  огромную работу по трансформации древних  институтов и традиций, приспособлению их к условиям развитого общества нельзя не считать оригинальной и  творческой.
     Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли  массу времени и сил обработке  и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Основная тенденция отбора сводилась к тому, чтобы сохранить все наиболее важное и всячески усилить в нем назидательный акцент. Так, были отредактированы книга песен Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чуньцю, которые включали в себя почти все из сохранившихся сведений о наиболее древних и потому особо почитавшихся страницах китайской истории. Именно из этих конфуцианских книг китайцы последующих поколений узнавали о древности; само чтение и изучение их способствовали усвоению основ конфуцианства.
     Успехам конфуцианства в немалой степени  способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних  традициях, на привычных нормах этики  и культа. Аппелируя к самым  тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоевывали  его доверие тем, что выступали  за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов  было меньше, и люди жили лучше, и  чиновники были справедливее, и правили  мудрее. 

 

      3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА 

     Основатель  легизма Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор  знаменитых реформ, узаконивших в  стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области  Шан»). Его единомышленники —  легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной  и чиновничьей знати. Легисты  резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой  подрывают законы»). Основные положения  легизма:
     1. «По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).
     2. Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.
     Один  человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет  содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.
     3. Введение законов с жесткими нормами, обязательными для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличие от обычных норм ритуала. «Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаря этому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.