На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    1. Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан
    1.2Сущность рынка труда и её особенности в современных условиях
    1.3Проблемы формирования занятости в Республики Казахстан
    2. Формирования занятости Республики Казахстан
    2.1Преимущества и недостатки рынка труда
    3. Анализ ситуации на молодёжном рынке труда в Республике Казахстан
    3.1Поддержка и развитие конкурентоспособности молодёжи ,и её приоритет
    3.2Роль государства ,решения проблемы трудоустройства молодых      специалистов
    Заключение.
    Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ.
         Мы живем в то время, когда  в нашей стране огромное число  безработных. Современный рынок  труда отягощен множеством проблем.  Более 70 лет труд считался обязанностью, невыполнения которой осуждалось  обществом. В тоже время воспитание детей и ведение домашнего хозяйства воспринималось как не престижное хозяйство.
    Ценится так называемый производительный труд в промышленности, строительства  и на грузовом транспорте, а также  тяжелый ручной труд. В отраслях тяжелой и оборонной промышленности уровень оплаты был существенно выше, чем в легкой промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д..
    Для сегодняшнего рынка труда характера  разбалансированность между спросом  и предложением. Рабочие места  создаются не там, где ощущается потребность в них. Сказывается сырьевая направленность экономики, монопроизводство, ориентированное преимущественно на мужской труд. Все это привело к деформированной занятости, которое в ряде областях "держится" на одной или двух отраслях.
    Суждения  ученых относительно рынка труда  характеризуется полумерностью  точек зрения. В политической экономике  укоренилось мнение, что рынка  труда нет и не может быть. Аргументы: работник не отделен от средств производства, является их союзником в условиях общенародной собственности; собственность к труду - не товар и не осуждается при найме на работу от личности; соединение работника со средствами производства носит непосредственно общественный характер, а их распределение и перераспределение в системе общественного разделения труда совершаются планомерно на основе прямых экономических связях.
    В последнее время стало высказываться  другое мнение. Рынок труда уже  существует, но в усеченном деформированном  виде.
    Негативное  явление, возникшее в обеспечении занятости - результат недостаточно продуманной инвестиционной и структурной политики при размещении производительных сил и создание рабочих мест.
    Правомерность признания рынка труда на совершенном  этапе обусловлена родом обстоятельств. Во-первых, нельзя отрицать факт существования разнообразных форм отчуждения тружеников - собственников средств производства от участия распоряжениями результатами своего труда, что придает отношениям рабочей силы со средствами производства видимость товарной связи между работниками и государством.
    Во-вторых, игнорирование роли закона стоимости  в воспроизводстве рабочей силы, недостаточное использование в  практике хозяйствования стоимостных  регуляторов оплаты труда и размеров фонда потребления, позволяющих  учитывать квалификацию работников и сложность выполняемой ими работы.
    В-третьих, при плановом распространении общественного  труда не удается уловить и  устроить внутрипроизводственное перенакопление рабочей силы.
    Механизм  признания труда через рынок  и смену форм собственности, обеспечивающий приведение индивидуальных затрат труда в соответствии с общественно необходимыми, даст возможность корректировать объем и пропорции производства и услуг. И, в-четвертых, углубление общественного разделения труда, увеличение масштабов и изменение структуры производства, повышение его динамизма, активизация процессов высвобождение работников и перегруппировка общественного труда, переподготовки и трудоустройства людей, обуславливают потребность в совершенствовании самого механизма согласования спроса на труд и рабочие места с их продвижением, в придании ему гибкости за счет дополнения рыночными связями. 
 
 
 

     1. Рынок труда и  проблемы формирования  занятости в Республике  Казахстан

 
    1.1 Сущность рынка труда и ее особенности в современных условиях 

    Рабочая сила как совокупность физических и  духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной  купле-продаже рабочей силы, где  ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.  С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнялись экономические связи и экономические отношения, перетерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятий "условий найма". Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и отработанное рабочее время (т. е отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
    Рынок труда - наиболее сложный элемент  рыночной экономики. Ближе всего  из общей численности населения  нужно выделить ту ее часть которую  можно выделить по найму, однако способность  работы по найму не совпадает с  понятием "трудоспособного" населениях которому статистика относит лица определенного возраста (в Казахстане это мужчины в возрасте от 16 до 63 лет, и женщины в возрасте от 16 до 58 лет). Но тем не менее в общей численности населения можно выделить две группы: люди способные и не способные работать по найму. При всей схожести развития экономики и социально развитых стран политика занятости приводит к формированию различных моделей рынка труда, которых можно свести к двум основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда, где внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами, а внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды.
    Развитое  рыночное хозяйство характеризуется  тем, что товарную форму принимают  не только продукты труда, но и рабочая  сила.
    Во-первых, на рынке труда по договору между продавцом и покупателем осуществляется процесс купли-продажи труда предстоящего;
    Во-вторых, согласно контракту о найме, работодатель становится собственником результатов труда, поскольку труд проявляется только в его результатах. Работник за труд должен получить его цену, т.е. столько, этот труд стоит;
    В-третьих, работодатель, став собственником результатов труда, приобретает право владения, пользования и распоряжения последними;
    В-четвертых, при продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, т.к заработная плата есть плата за использование труда.
    Существует  множество определений труда:
    1. Рынок труда - это сфера контрактов продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (в их число входят занятые и безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.
    2. Рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы. Для него характерны свободное движение рабочей силы между предприятиями, отраслями, регионами и возникновение единой цены труда одного и того же качества и количества.
    3. Рынок труда является выражением конкретных систем общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений и обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения.
    4. На этом специфическом рынке,  рынке труда, также действуют  законы спроса и предложения,  купля и продажа рабочей силы  может происходить в условиях  совершенной и несовершенной  конкуренции, устанавливается своеобразная цена "равновесия", уравновешивающая спрос и предложение на рынке труда.
    5. Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы и за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, демографическом и профессионально-квалифицированных резервах.
    На  рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате.
    Рынок труда - это система экономических отношений между работниками и предпринимателями с соответствующими механизмами, нормами и институтами, обеспечивающими реализацию рабочей силы.
    Условиями осуществления рынка труда являются:
    наличие правовых условий функционирования рынка на основе свободного выбора вида деятельности и конкурентности;
    организация единой, замкнутой по территории и  эффективно функционирующей институциональной инфраструктуры рынка труда;
    отсутствие  ограничений на заработную плату, а  также наличие развитого рынка  жилья и свободных рабочих  мест.
    Ситуация  на рынке труда отражает достигнутый  баланс интересов между предпринимателями, наемными работниками, государством и общественными организациями. Занятость населения составляет необходимое условия для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, обусловленный удовлетворением его потребностей в сфере труда и реализуемый в процессе труда.
      Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).
    В Законе РК "О занятости населения" сформулированы два основных принципа, придающие отношениям в сфере занятости рыночный характер. Первый из них предполагает обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. В соответствии с данным принципом, человеку принадлежит право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип предусматривает создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице.
    Законодательно определены и основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения:
    обеспечение равных условий всем гражданам независимо от национальности, пола, возраста, социального  положения, политических убеждений  и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
    развитие  трудовых ресурсов;
    предупреждение  массовой и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;
    поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
    обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся  в трудоустройстве:
    сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
    поощрение работодателей, создающих новые  рабочие места и другие
    принципы.
    Занятыми  считаются граждане:
    работающие  по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая  временные, сезонные работы;
    самостоятельно  обеспечивающие себя работой, в том  числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и  др.) предприниматели, а также члены  производственных кооперативов;
    избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
    трудоспособные  учащиеся любых учебных заведений  очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;
    военнослужащие  любых родов войск, служащие в  органах внутренних дел;
    временно  отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);
    выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).
    Различают несколько статусов занятости для  экономически активного населения, включая и безработных:
    1. Наемные работники - это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.
    2. Работающие на индивидуальной основе - это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
    3. Работодатели - это лица, управляющие собственным предприятием, акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п., либо уполномоченные на выполнение этих функций государством.
    Работодатель  может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, при условии сохранения ответственности за благополучие предприятия.
    4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий - это лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
    5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
    Практическая  потребность учета занятого населения  вызывает необходимость выделения  видов занятости. Различают полную, продуктивную и свободно избранную  занятость. Полная занятость предусматривает обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход определенному лицу и достойное существование ему и его семье.
    Продуктивная  занятость должна соответствовать  двум важнейшим условиям. Во-первых, она должна приносить трудящемуся  доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни, что предполагает прямую связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными мероприятиями и т.п. Во-вторых, она должна противопоставляться формальной занятости. Частный случай последней - содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы. Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.
    Свободно  избранная занятость предполагает, что право распоряжаться способностью к труду принадлежит ее владельцу, то есть самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
    Эти виды занятости отражают состояние  количественной и качественной сбалансированности между потребностями населения  в работе и рабочими местами, при  которой создаются благоприятные  условия для социально-экономического прогресса в регионе. В условиях перехода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников. Кроме того, будут сокращаться потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.
    Количественно занятость населения характеризуется  показателем "уровень занятости", который в отечественной практике может рассчитываться двумя способами. Первый: посредством соотнесения численности занятых (тыс. чел) и общей численности населения (тыс. чел); второй: путем отношения численности занятых к численности экономически активного населения (как суммы численности занятых и численности безработных). В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является "уровень экономической активности населения", исчисляемый как доля численности экономически активного населения в общей численности населения.
    Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половым составом населения, его структурой и другими характеристиками. Социальное содержание занятости состоит в формировании и развитии личности человека как участника внепроизводственного процесса.
    В каждой отрасли, на любом предприятии  и в его производственных подразделениях, в первичных ячейках производства - бригадах, непосредственно на рабочих  местах должны быть выявлены и приняты  все меры для приведения в действие поистине неисчерпаемых возможностей повышения эффективности работы, роста производительности труда.
    Решение всего комплекса решения экономических  и социальных задач развития производительных сил и совершенствования производственных отношений требует последовательного и неуклонного повышения эффективности труда всех занятых в общественном производстве. Особое значение имеет наиболее полное и рациональное использование рабочих, инженерно-технического персонала, чьи достижения во многом обуславливают возможность дальнейшего расширения производства в любой отрасли и сфере деятельности, успехи народного хозяйства в целом.
    Рынок труда финансируется государством через Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан  по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующихся спросом специальностей необходимых квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц требующих особого социального внимания (лица с ограниченной трудоспособностью инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т.д.). При этом одной из принципиальных особенностей рынков труда является значительное распределение предпринимательской деятельности, что объясняется общим уровнем квалификации трудовых ресурсов.
    В настоящее время расходы на развитие трудовых ресурсов поступающие из государственного бюджета, непосредственно от корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Следовательно, осуществляется своего рода фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Однако ни капитал, ни государство не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний.
    Изменилось  отношение к рабочей силе и  у казахстанских предпринимателей, где развитие современного производства предъявило повышенные требования к  качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной  подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
    Внешний рынок труда предполагает наличие  у работников профессий, которые  могут быть востребованы другими  фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.
    Рынок труда выполняет разнообразные функции. Большинство экономистов, в качестве важнейшей функции выделяют регулирование уровня занятости или "регулирование соотношения спроса и предложения трудовых услуг". Используя свои механизмы, рынок труда стремится к "состоянию равновесия, и этот процесс начинается немедленно в ответ на возмущения". Регулируя уровень занятости, рынок труда формирует определенный резерв рабочей силы и вакансий. Кроме этой функции экономистами указывается также распределительная функция: "пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса", или "формирования и изменения структуры и пропорций производства и отраслей". По мнению исследователей к указанным функциям рынкам труда относятся также как "инструмент согласования экономических интересов субъектов трудовых отношений, стимулирование труда, формирование профессионально-квалификационной структуры, воздействие на условия реализации личного трудового потенциала". Поддерживая данную точку зрения можно сказать, что рынок труда выполняет и такие функции как регулирующая функция, т.е. рынок труда регулирует отношения между покупателями трудовых услуг и их продавцами.
    Защиту  внутреннего рынка труда и  мониторинг привлечения в республику иностранной рабочей силы осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в соответствии с Правилами определения квоты и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан № 322 от 17 марта 2004 года. При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет защита внутреннего рынка.
    В соответствии с концепцией разграничения  полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения" функции выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административной единицы в пределах квоты с 1 марта 2004 года переданы местным исполнительным органам, что позволит повысить оперативность процесса оформления разрешений, сократить сроки их оформления, улучшить партнерские отношения с иностранными компаниями, а также повысит роль местных исполнительных органов в регулировании ввоза иностранной рабочей силы и будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда в регионе.
 

     1.2 Проблемы формирования занятости в Республике Казахстан

 
    Относительно стабильное состояние республиканской сферы труда и занятости достаточно высоким уровнем занятости сменилось значительными колебаниями трудовой конъюнктуры. Их источниками послужили факторы внутреннего порядка. Эти колебания явились также последствием макроэкономических процессов, связанных с формированием в Казахстане многоукладного рыночного хозяйства, возникновением новых секторов в структуре экономики.
    Свой  вклад вносит становление республиканского рынка труда, его включение в  общеэкономическую конъюнктуру, выявившее мощные слои псевдозанятости, накопившейся за десятилетия искусственного поддержания полной занятости. Экономический спад и структурный кризис последних лет обусловили выброс избыточной массы трудовых ресурсов из сферы производства, что имело одним из последствий реального рынка труда со всеми его количественными параметрами и качественными характеристиками.
    Основными причинами торможения формирования социально-экономической модели занятости  являются усиление безработицы, а также  трудности становления республиканского рынка труда.
    Острой  проблемой социальной значимости в  республике является безработица и  параллельный дефицит квалифицированной  рабочей силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной, породившей масштабную и прогрессирующую безработицу, стала трансформация при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей силы в условиях плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка.
    В анализе динамики показателей, характеризующих  состояние занятости населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане:
    1 этап - незначительное увеличение (даже без учета разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы;
    2 этап - постепенное увеличение безработицы, принимающей ранг доминирующей проблемы в обществе и обусловленной интенсивности реформирования экономики, сужением роли государства в качестве основного работодателя.
    В республике наряду с общим сокращением  численности трудовых ресурсов за последние  пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.
    Высокими  сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии практической безработицы  показаны формально числившиеся  на предприятиях 300-350 тыс. человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.
    Напряженное положение на рынке труда в  региональном разрезе с превышением  среднереспубликанского показателя безработицы  сложилось в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза, Мангистауской - в три раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза. В г. Алматы количество незанятых возросло в четыре раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.
    В анализе скрытой безработицы  наибольшие показатели наблюдаются  в Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской - 6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%.
    В отраслевом аспекте общая занятость  снизилась во всех отраслях экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.
    Относительно  молодежной безработицы складывается тенденция снижения удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте 16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в 1996г. и 43,8% - в 1997г.
    Общественными прогнозами, обусловившими безработицу  и ее устойчивый рост, являются:
    экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства;
    несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным требованиям.
    Все это имеет свое отражение в становлении республиканского рынка труда, который формируется на данном моменте.
    Формирование  рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных явлений в различных  сферах общественной деятельности, продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.
    Большую помощь в становлении рынка труда  в 1993-1994 годах оказали приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при увеличении потребности негосударственных структур в кадрах резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена, проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей. Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.
    Формирование  рынка труда протекает крайне неравномерно не только в профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана (Карагандинский и Павлодар - Экибастузский промышленные районы) спрос на рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались не более один - два человека в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было свободных рабочих мест для шести тысяч безработных. Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Таддыкор-ганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место приходилось от 3 до 10 безработных.
    В числе отмеченных выше кризисных  и структурных факторов, которое  обострили ситуацию на рынке труда, следует указать спад производства, прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до 40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово-кредитной политики. Все это в совокупности с изменением государственной политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не оказывающих существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке труда, привело к свертыванию производства и значительному росту безработицы. Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам занятости.
    Кроме того люди не желают обращаться в государственные  центры занятости. Центры занятости (биржи  труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.
    Центры  занятости кроме трудоустройства  безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии.
    Важное  место занимает организация переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления  центров занятости не обязательны  для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.
    На  основе зарубежного опыта, а также  на основе проблем занятости в  настоящее время составим прогноз  развития социально-экономической  модели занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого в начале нужно будет более подробно изучить  перспективы и пути реализации данной модели в жизнь. Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях переходной экономики. Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность для новых рабочих мест.
    В бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.
    Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и субъективного характера препятствуют его динамичному развитию.
    Как отметил Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев в своей долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним  из долгосрочных приоритетов является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким  уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание развитию малого и среднего предпринимательства.Стратегия борьбы с бедностью и безработицей  будет основываться на:
    внедрении системы микрокредитов;
    развитии  малого и среднего бизнеса;
    приоритетном  развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных  инвестиций и национального капитала;
    жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах” бюджетных документах;
    развитии  общественных работ, прежде всего строительства  дорог и лесопосадок;
    снятии  всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;
    энергичном  развитии сферы услуг и особенно туризма.
    Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение  критериев малых и средних  предприятий роли и места их в  народнохозяйственном комплексе, в  реализации социально-экономических  государственных программ. Наиболее правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности работающих: 1-10 человек - мини-предприятия 10-100 - малые предприятия, 100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой - обеспечить занятость населения.
    Для финансирования негосударственного сектора  кроме бюджетных средств можно  использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли на организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса.
 

     2.   Формирования занятости Республики Казахстан.
    1.1  Преимущества и недостатки  рынка труда.
    Что же дает нам рынок  труда? Он ускоряет и облегчает процесс согласования лишних, коллективных и общенародных интересов при размещении труда, придает необходимую гибкость организованному на плановой основе процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочих и специалистов, способствует повышению эффективности за счет рационального размещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Важно отметить и то, что рынок труда выполняет функцию связующего звена между ее формированием (подготовкой) и использованием. Благодаря рынку происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями с учетом общественных потребностей, выбирается правильность заданных планом пропорций подготовки.
    Кроме того, рынок труда является рыночным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближение их к собственно необходимому уровню с учетом квалификации работников и дефицитности профессии. Он опосредует движение моделей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства постольку, поскольку в новых условиях возникает экономическая состязательность первичных хозяйственных звеньев и конкуренция сфер занятости за привлечение лучших работников. Рынок труда становится так же одним из средств оптимизации потоков ее распределения и перераспределения в народном хозяйстве, необходимым звеном в хозяйственном механизме. Он позволяет управление экономикой на плановой основе с действием стоимостных рычагов. В то же время рынок труда - явление чрезвычайно сложное и противоречивое.
    Развитие  рынка труда не может не сопровождаться возрождением участи населения товарно-денежного  фетишизма, психологии и ценностных ориентаций, чуждых гуманистической задаче всестороннего развития личности.
    Исходным  условием рынка труда служит организация  оперативного изучения и анализа  спроса на рабочую силу и предложение  рабочих мест со стороны государственных  и частных предприятий, а также  выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Для регулирования рынка труда в Казахстане необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого из налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.
    Следует отметить еще одну важную функцию  рынка труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы .
    Сейчас  с определенной долей уверенности  можно утверждать, что переход  от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях честно корпоративного типа.
    Постепенно  из государства заводов-гигантов Казахстана превращаются в страну мелких и средних  предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода .
    Возрастает  роль и усложняются функции территориальных  центров занятости населения. Они  должны вести учет резервов рабочей  силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий другим нанимателям в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучения с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах и республиках. Сложилось и многообразие функции определяет необходимость укрепления материальной базы службы трудоустройства, улучшение ее кадрового и финансового обеспечения .
    Переходная  экономика испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч  бомжей и других обитателей "диа" общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие) .
    После официального признания безработицы  в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам  политики на рынке труда.
    Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.
    Расходы фонда занятости можно сгруппировать по четырем направлениям.
    1. Средства, расходуемые на пособия  по безработице, это принято  называть пассивной политикой.
    2. Средства, идущие на переподготовку  и общественные работы. Является  обязательными для государственной  службы занятости.
    3. Средства, направленные, на финансовую  поддержку, приобретение ценных  бумаг и прочие расходы. Объединяет  название формы, то что они  не гарантированы законом. При  этом расходы принято относить  к активным формам политики  на рынке.
    4. Средства, предназначенные для развития служб занятости . Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.
    Факторы, которые могут способствовать огромному  высвобождению рабочей силы:
      спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
      искусственно созданная неплатежеспособность предприятия;
      резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестиций у абсолютного большинства юридических и   физических лиц;
      частная остановка экологических производств;
      сокращение численности вооруженных сил;
      конверсия военного производства;
      изменение форм собственности;
      усилие миграционных процессов и т.д..
    Что, необходимо сделать, чтобы  преодолеть безработицу?
    Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и пере профилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве. Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:
    прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;
    формирование  условий, стимулирующих частные  инвестиции, развитие малого бизнеса, само занятости населения;
    прямые  и косвенные меры по обеспечению  занятости подготовка и переподготовка кадров.
    Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства

     3.Анализ ситуации на молодежном рынке труда  Республики Казахстан.

    3.1 Поддержка и развитие конкурентоспособности  молодёжи, и её приоритеты.

    Поддержка и развитие конкурентоспособности  молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной  политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития  социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования  конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет  средний класс – основу  любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант  эффективного функционирования гражданского общества, стабильного  развития среднего класса. Что является  фундаментом  страны  для дальнейшего процветания и укреплении казахстанских позиций в международном сообществе.   Как известно, принята концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015гг.
    В Послании Президента Республики Казахстан  Нурсултана Назарбаева народу "Стратегия  вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран  мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Безусловно, современная конкурентоспособная молодежь формируется в стенах высшей школы страны. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию.  За годы суверенитета нашей страной было сделано немало в этом направлении, но все же есть ряд моментов, требующих особого внимания.  Что мы понимаем под понятием конкурентоспособная молодежь? Это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. Таковы основные требования, предъявляемые к будущему конкурентоспособному специалисту, а ныне молодому выпускнику ВУЗа, уже не студенту, но пока и не специалисту. Работодатель не спешит принимать молодого выпускника со студенческой скамьи по той простой причине, что у дипломированного специалиста нет соответствующего опыта работы. 
    Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.
    Во- вторых, несмотря на преимущественную тенденцию увеличения  количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.  Это происходит по следующим причинам:
    учебная программа утверждается чиновниками,  зачастую не компетентными  и не основывающихся на прогнозах в сфере  насущных потребностей рынка;
    преподавателями являются, как правило, теоретики, к  тому же чрезмерно зависимые от администрации вуза и государства;
    происходит  отток качественных преподавательских  молодых кадров из государственных  ВУЗ-ов в частные или в более  высокооплачиваемые структуры;
    ориентация  профессорско-преподавательского состава  на  преподавателей достаточно преклонного возраста от 60 до 70 лет, особенно на гуманитарных факультетах. Дисциплины, проводимые преподавателями преклонного возраста   подаются с призмы субъективной точки зрения, стереотипов социалистического  уклада, и не представляют актуальности. Что не соответствует требованиям индустриально-инновационного рынка нашей страны и  не мотивирует студентов на регулярное посещение  занятий;
    тенденция обновления  состава кафедр прослеживается  эпизодически;
    нет четких механизмов отбора на вакантные должности в университетах. Решения о приеме лиц на ту или иную должность принимаются в коридорах  руководства университета и не являются гарантией качества передаваемых  студентам знаний; 
    в университетах отсутствуют или  мало используются современные, практические ориентированные, методики обучения;
    учебные программы перегружены лишними  дисциплинами и чрезмерно     теоретичны, что не вызывает интереса у студентов;  

      процесс прохождения практики  в ВУЗ-ах приобрел формальный  характер и не связан с реальным привитием практических навыков и умений по освоению специальности, следствие излишней теоретизации учебного процесса.
    Часто теоретические знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют  требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях.   Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени.  Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности,  что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность. Студентам, чьи  специальности актуальны на момент окончания ВУЗа в силу меняющейся коньюнктуры, эту проблему еще можно как-то решить. А как быть выпускникам ВУЗ-ов, выходцам из сельских регионов? Ведь, основной состав студенческой молодежи составляют студенты, выходцы из сельской местности нашей страны. Таким дипломированным специалистам трудно найти свою нишу на городском рынке труда в силу дороговизны жизни в таких городах и отсутствием социальных льгот для категории - «молодой специалист». Найти временную работу или работу не по специальности удается еще в крупных городах- мегаполисах, как Алматы. Такое трудоустройство выпускника ВУЗа едва ли   хватает на аренду жилья и питание, не говоря о затратах на получение второго образования. А в городах областного значения найти даже временную работу составляет большую трудность. 
    Такая система обучения таит в себе несколько  рисков.
    1) Студенты, обучающиеся на заочной форме обучения, как правило, работают и причем  не по уже полученной специальности, а там где больше платят. Таким образом, источник денежных доходов, а это  в основном временная работа, может быть вовсе не связан с полученными навыками и умениями в стенах ВУЗ-а.  Дорогая жизнь в мегаполисах (основное количество студентов и сосредоточено в крупных городах, действуя по принципу: большой город – большие возможности) все более способствует расширению такой тенденции. Зачастую такие студенты ограничиваются посещением нескольких занятий в период сессий (2 раза в год), а то и вовсе «процесс освоения специальности» упрощает коррупционная система в ВУЗ-ах. Причем согласно проведенным опросам студентов система взяток одинаково развита как в технических, так и в гуманитарных ВУЗ-ах. И  соотносится прямо пропорционально стоимости оплаты за обучение. Соответственно чем выше плата за обучение, тем больше «спрос» на взятки.
    2) Кроме того, у нас нет единых  стандартов получения второго  высшего образования. В технических ВУЗ-ах, к примеру, если 1-ая специальность соответствует общему профилю второй специальности, то срок обучения составляет  2 или 3 года.  А если первое образование гуманитарное, а второе – техническое, то период обучения составляет и вовсе все 4 или 5 лет.  Таким образом, время и ресурсы, затраченные самим обучающимся на получение специальности  оказываются невостребованными и требуют дополнительных расходов выпускниками для получения более востребованной второй специальности, что в ущерб, как самим выпускникам, так и государству. Тем более, что в настоящее время обзаводиться несколькими дипломами стало модно, но не потому, что абсолютно все навыки могут пригодиться, а хотя бы одна специальность, с помощью которой можно будет занять определенную нишу на городском рынке труда.
    3) А если дипломированный выпускник  ВУЗ-а обучался в стенах университета  по государственному образовательному  гранту? Ведь, у нас в стране  не предусмотрена  система  трудоустройства выпускников, обучавшихся  на бюджетной основе. На сегодняшний день 633 тысячи студентов обучаются в 145 казахстанских ВУЗах из них 200 тысяч в Алматы, большинство получает знания на платной основе, 34840 мест составляет госзаказ, который превышен по сравнению с 2008г. на 1350 мест.  Никаких стимулирующих  мер  по освоению получаемой специальности после завершения учебы со  стороны государства к таким учащимся не предусмотрено. Таким образом, денежные средства, выделенные на гранты для обучения в высших учебных заведениях страны, не оправдывают своего назначения и оказываются потраченными «впустую».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.